Встреча восьмая. Деян.6:1—7. Хотели как лучше, а получилось…
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки.
И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
(Деян.6:1—7)
Интересное описание истории Церкви, вернее, действий Святого Духа по созиданию истории Церкви мы видели в предыдущих рассматриваемых отрывках. Вспомним кратко.
Глава 1 – непонимание учениками замысла Бога, как внутренняя трещинка в ранней Церкви и сошествие Духа Святого во 2й главе, как ответ на эту проблему. Далее во 2й главе можно увидеть насмешки над «пьяными Апостолами», как попытку внешнего разрушающего давления на раннюю Церковь и последующее умиление, покаяние, крещение и присоединение к Церкви 3х тысяч, как ответ Бога на эту проблему. Далее в 3й главе история исцеления хромого и ещё 5 тысяч новообращённых, как усиление действий Божьей благодати. Затем, глава 4 – арест и попытка запретить служение, как усиливающееся давление в ответ на усиливающуюся благодать и тут же феноменальное единение Церкви, как ответ Бога на проблему усиливающегося противодействия жизни Церкви. Далее опять внутренние трещины, Анания и Сапфира, и «зачистка» и распространение Церкви уже на окрестности Иерусалима, как решение Богом проблемы внутренней червоточины. Снова арест, снова внешнее давление, и снова победа Бога. Гниль внутри – победа Бога, укусы снаружи – победа Бога. Изнутри – снаружи, изнутри – снаружи. Маятник влево – вправо, влево – вправо. Но результат всё тот же: победа Бога!
Сегодня мы ещё раз обратим внимание на попытки разрушить Церковь, возникающие внутри самой Церкви. Прочитаем…
1—6 – описание проблемы и способа её решения
7 – подведение итога описанной истории
В служении Церкви, связанном с распространением Евангелия, периодически возникают некие ситуации, которые пытаются затормозить расширение Церкви и распространение проповеди о Христе. Источник проблем может быть и внутри самой Церкви, а не только притеснения и гонения снаружи. Например, сегодня, источник ропота, то есть недовольства, грозящего не только конфликтом интересов, но и расколом, связан с неравным отношением к людям и их потребностям.
Возможно, это неравенство мнимое? Иногда бывает, что наши интересы ущемляются даже в церкви и это вызывает справедливое негодование и побуждает бороться за данные нам Богом права и свободы. Например, состав церковного совета не отражает интересов всех существующих групп. Или комитет по строительству церковного здания состоит лишь из неместных «пришельцев», приехавших в нашу страну для бизнеса и потому обладающих бОльшими финансовыми возможностями. Или миссионеры занимаются не столько умножением церквей и подготовкой местных лидеров, сколько «колониализацией». Я читал, что такие ситуации до сих пор возникают в некоторых церквях России. Я вижу такие ситуации у нас в стране. Я и сам являюсь непосредственным свидетелем чего-то подобного. Но что если это лишь мнимое неравенство? Что если метод исправления этого неравенства должен отличаться от «национально-освободительного»?
В любом случае, сатана умеет использовать не только слабости человеческой природы, которые представляются нам как положительные качества, но и по-настоящему хорошие и правильные качества и чувства для внесения распрей и разделений. Либо, представляемое как чувство справедливости – ущемлённое самолюбие, либо, представляемое как заботу о своих – пренебрежение прочими.
Вы читали «Письма Баламута» К. Льюиса? Это без преувеличения шедевр в области раскрытия изощрённых механизмов нашего искушения! Если не читали – рекомендую. Если читали, то вспомним.
Особо искусные и подготовленные бесы не пытаются свалить с ног грубыми искушениями. Вначале они обращают внимание на сильные стороны христианина и христианства, поощряют их, развивают, до тех пор, пока эти достоинства не станут настолько большими, что затмят собой смирение и не станут идолами. А затем эти бесы показывают отсутствие этих качеств в других людях. И тогда начинается битва с этими людьми, но уже не за Божьи истины и принципы, а за своих идолов! Идол справедливости. Идол преимущественной заботы о своих. Их происхождение также берёт начало от Слова Божьего, Которым всё сотворено. И сами принципы справедливости, равенства, нелицеприятия соответствуют воле Бога Живого. И страницы Писания изобилуют призывами и поучениями быть справедливым и нелицеприятным. Это и «неверная ефа», и двойные весы, и стихи о «пришельцах» (не тех, которые на тарелочках прилетели, а тех, которые пришли из других стран и поселились среди нас), сиротах и вдовах… Но точно также воле Бога Живого соответствует и принцип преимущественной заботы о своих. Это и «кто о своих не печётся», и «идите наипаче к овцам дома Израилева»…
Как не запутаться? Как понять, где искушение, а где Слово от Господа? Защищать своих «вдовиц» от пренебрежения или сохранять мир и единство?
Скажу честно, только одно приходит мне на память, когда я пытаюсь найти решение этого вопроса: «…сие надлежало делать, и того не оставлять». (Лук.11:42) Не просто здоровый баланс, а одновременное делание и того, и другого. Более того, ещё и третьего, и пятого, и десятого :). Трудно? Но важно!
Почему это так важно? Потому что такова природа Бога. Он не бывает сегодня любящим, а завтра справедливым, сегодня всепрощающим, а завтра не оставляющим без наказания. Он всегда Он, всегда «всё во всём», всегда «Первый и Последний»!
Кажется, я не очень помог тем, кто осознаёт своё призвание, но не имеет возможности его реализовать? Тем, кто видит пренебрежение нуждами «вдовиц», но понимает, что выход из церкви или раскол – это что-то неправильное. Но меня такие ситуации и размышления над путями их разрешения заставляют ещё больше искать Бога Всемогущего и Верного. Искать и молиться Иисусу, ходящему среди светильников, которые суть церкви, и держащему в Своей руке звёзды, которые суть лидеры церквей.
Если ты – Давид, знающий свои права и помазание, не ищи убрать с дороги Саула. Бог сделает это в своё время. Если ты – первосвященник Илий, увидевший помазание в отроке Самуиле, помоги ему и прими свою отставку. Если ты видишь пренебрежение раздаянием потребностей, будь то пасторская забота, внимание, совет, утешение, консультирование, попробуй не прятаться от того, что увидел, и не скрывать, то что видишь, а молись, чтобы по сегодняшнему примеру проблема решалась обсуждением. Ведь сегодня мы увидели, что истинная духовность в единстве общины, в «семейственности» отношений в церкви, а истинное благочестие в том, чтобы не прятать проблему от других, а обсуждать. Только там возникают открытые проявления недовольства, где есть близость отношений и доверие. Тихо и спокойно на кладбище.
А теперь вернёмся к нашему отрывку. Интересен итог истории.
«И
слово Божие росло,
и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме;
и из священников очень многие покорились вере». (Деян.6:7).
Вот чем закончилась история с ропотом. Не просто нейтрализацией угроз и сведением к нулю негативных последствий надвинувшегося на Церковь вплотную раскола, а ростом по трём направлениям! Является ли такой итог результатом решения проблемы? Или же проблема была решена потому, что итог был предопределён? «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», – обещал Иисус в Матф.16:18. «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», – утверждал Он в Деян.1:8.
Если Иисус что-то обещал, Он обязательно исполнит, какие бы препятствия, извне Церкви или внутри её, перед Ним или перед ней, Церковью, не возникали.
Теперь кратко другие выводы и практические принципы.
С ростом церкви растёт необходимость в организации и распределении обязанностей.
С ростом церкви растёт необходимость в служителях. Возможна и обратная связь: церковь растёт пропорционально росту служителей, как количественному, так и качественному.
Удовлетворение элементарных жизненных потребностей человека (пища, одежда, работа и пр.) НЕ является второстепенным по отношению к проповеди Слова.
Даже вспомогательные служения должны быть доверяемы людям, во-первых, «изведанным», т.е. имеющим подтверждение своего христианского образа жизни и мышления церковью, а значит людям известным церкви не только по воскресным встречам. Во-вторых, «исполненным Духа», т.е. целиком наполненным, а не только во время церковного прославления. В третьих, «исполненным мудрости», что говорит не столько о знаниях доктрин и общей эрудированности, сколько о жизни в соответствии с волей Божьей, о практическом применении учения Христа в своей жизни. При этом степень доверия будущим служителям должна определяться не степенью их образованности, и, как ни странно, не «стажем» их веры. Например, Николай Антиохиец, обращённый из язычников, с которым мы встречаемся в стихе 4м, скорее всего был из новообращённых и плохо знал еврейские Писания и традиции.
Далее.
Служение начинается с молитвы.
Служение по перераспределению благ внутри церкви и удовлетворению потребностей, или, чтобы было понятнее, служение в финансовом комитете церкви или комитете по благотворительности, не является чем-то малозначимым, напротив, оно чрезвычайно ответственно! Представьте только, несколько тысяч человек продали свои квартиры и принесли деньги в церковь! Вот это искушение…
Бог решает проблемы не только потопом или «зачисткой», как мы видели это раньше. Но для меня лично важнее то, что Он их решает. Решает! Он!