Вы здесь

Детский университет. Исследователи объясняют загадки мира. Книга первая. Зачем рыцари строили замки? (Улла Штойернагель, 2005)

Зачем рыцари строили замки?


Замки отлично подходят для игр. Там можно подниматься на стены и прятаться среди руин. В подземельях просто чудесно кричать и завывать страшным голосом, изображая привидение, а с башен – плевать во двор, стараясь не попасть в потных туристов.

Но так весело в замках было не всегда. В Средние века они представляли собой мрачные, неуютные сооружения, где обитали дикие, алчные, склонные к разбою вояки – рыцари. Почему замки были так важны для них, расскажут ученые.


Интерес к замкам и жизни рыцарей возник у профессора Барбары Шолькманн еще в детстве. Поэтому неудивительно, что она зажгла этой темой множество слушателей Детского университета в Тюбингене. Советами профессора Шолькманн мы руководствовались и при составлении этой главы.


Замки прекрасно подходят для воскресной прогулки, а вот для постоянного проживания – не очень. Обычно к замку нужно долго подниматься по крутым дорожкам, а потом еще взбираться по длинным лестницам – за мороженым или на баскетбол так просто не сгоняешь. Комнаты в замках темные, отапливаются они плохо. Нет ни горячей воды, ни ванны, ни даже душа. Во дворе не растет трава, а про туалет пока промолчим.

И все-таки в Средние века только в Европе было построено ни много ни мало 15 000 замков. Собственный замок хотел иметь каждый, кто дорожил своей репутацией. Некоторые правители – например, герцог Фридрих Швабский – были прямо-таки одержимы возведением замков. «К хвосту его коня привязан замок», – так говорили про Фридриха. Французский граф Фульк Нерра Анжуйский приказал создать на своих землях целую замковую сеть. Замок должен стоять через каждые тридцать километров – такова была его воля. Норманны, потомки викингов, тоже очень любили строить замки. Завоевав Англию в 1066 году, они всего за сорок лет возвели их там более пятисот.

Только представьте: пятьсот замков! Те, кто строит их в таких количествах, должны иметь на это очень веские причины. В конце концов, в Средние века нельзя было просто заказать замок какой-нибудь строительной фирме или собрать его из готовых частей за пару вечеров после работы, как садовый домик. Строительство крепости – дело сложное и дорогое. Сначала нужно выбрать подходящее место: на возвышенности, с хорошим обзором, с доступом к воде и желательно с возможностью добывать поблизости камень. Нужно иметь в своем распоряжении множество опытных ремесленников и еще большее количество подданных для транспортировки грузов. И все равно на возведение замка уходили многие годы. Но это строителей не останавливало.




Значит, что-то должно было подталкивать к постройке замка, была какая-то причина, раз владельцы замков добровольно отказывались от роскошных особняков и комфортной деревенской или городской жизни и переселялись в мрачные, уединенные места. А еще интересно, почему замки строились практически исключительно в Средние века. Почему сегодня замков больше никто не строит?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала побольше узнать о той эпохе, когда замки строились, – о Средневековье.

НОЙШВАЙНШТАЙН

Золотой век замков – Средневековье. Однако замки строили и позднее. Это похоже на то, как в прошлом веке мода семидесятых годов вдруг вернулась в девяностых. Один из известнейших примеров замка не средневековой постройки – Нойшванштайн, который был возведен для Людвига II чуть более 120 лет назад. Романтически настроенный король Баварии так любил рыцарские времена, что на воплощение своей мечты готов был выложить огромные деньги. Другой подобный пример – замок Гогенцоллерн в Вюртемберге, куда сегодня можно сходить на экскурсию; он тоже был построен только в XIX веке.

Как в Средние века становились героями?

Средние века получили свое название в те времена, когда эта эпоха уже давно ушла в прошлое. Ученые XVI века презрительно называли Средневековьем тысячу лет, простиравшуюся между Античностью и их собственным временем. Они воспринимали этот период как мрачное время, полное суеверий, войн, глупости и варварства. Время, когда не было ни прогресса, ни науки, когда люди ели руками и громко пукали и рыгали.

Сегодня мы знаем, что и в Средние века развивались науки и искусства, что монахи в монастырях прилежно изучали книги, миннезингеры слагали длинные поэмы, а талантливые архитекторы строили потрясающие соборы. Но все же ученые XVI века были не совсем неправы в своем мнении. Средние века – действительно варварская, грубая и опасная эпоха, хотя и довольно интересная.




Большинство исследователей считают, что Средневековье закончилось в XV веке, когда была открыта Америка, а началось с Великого переселения народов V века. Тогда на некогда могущественную Римскую империю со всех сторон стали нападать варвары. Гунны, вандалы, лангобарды, бургунды, готы, германцы – бесчисленные племена и народы отправлялись в путь, пересекали Европу из конца в конец, сея ужас и разрушения на своем пути. Миллионы людей снимались с насиженных мест, сражались, боролись, убивали друг друга.

Римская империя, под властью которой в течение многих веков находилась вся Европа (конечно, не считая одной деревни на севере Франции, населенной несгибаемыми галлами), пала под натиском пришлых орд. Римские легионеры больше не могли сдерживать врага у границ империи, и в 455 году ее столица была захвачена и разграблена племенем вандалов. Захватчики занимались этим с таким воодушевлением, что до сих пор бессмысленная порча чего-либо называется вандализмом.

Героем в эту эпоху становился тот, кто умел сражаться, ловко управлялся с мечом и копьем, а при виде врага недолго думая пускал оружие в ход. Даже короли в Средние века удерживались на престоле, только если умели воевать и воевали успешно. Королей, правивших в те времена, звали по большей части Фридрихами, Генрихами, Отто или Карлами, так что не запутаться в них не так-то просто. Но одного короля нужно запомнить обязательно. Этот правитель важнее других не только потому, что он завоевал множество земель, но и потому, что умело ими управлял. Звали его Карл Великий.

КАРЛ ВЕЛИКИЙ

Родился в первой половине VIII века. В результате множества войн с саксами, аварами и лангобардами создал огромную Францию, которая простиралась от Дании до Италии и от Атлантического океана до Эльбы. Он был не только великим военачальником, но и покровителем наук и искусств. В 800 году папа Лев III короновал Карла императорской короной. Карл Великий умер в 814 году и похоронен в Аахене. Так как его империя занимала примерно ту же территорию, что и Европейский союз в начале своей истории, этого правителя иногда называют отцом-основателем современной Европы.

Как жили без счета в банке?

Владеть землей в те времена было намного важнее, чем сейчас, потому что деньги в раннем Средневековье не играли существенной роли. Люди почти ничего не покупали, они обменивались: за каравай хлеба давали дюжину яиц, за двух кур – овцу, за пощечину – пинок под зад. Только тот, кто владел землей, кто мог выращивать хлеб и пасти скот на лугах, имел шанс выжить и прокормить семью.

В средневековой Европе девять из десяти человек жили в деревнях, а остальные – в немногочисленных городах и монастырях. Сегодня сельская жизнь видится нам идиллической: мы представляем себе журчащие ручьи и нарядные дворики, козочек, овечек и счастливых фиолетовых коров. Но на самом деле деревня в Средние века была очень далека от этой красивой картинки. Крестьяне и их семьи каждый день боролись за выживание.

Тогда в среднем люди едва доживали до сорока лет. Да и это только те счастливчики, которые не умирали во младенчестве и раннем детстве: трое из четырех детей не доживали до взрослого состояния. Каждые несколько лет случался голод, а в остальное время свирепствовали такие страшные болезни, как холера, дизентерия и проказа. Множество мужчин, женщин и детей гибли во время свирепых набегов, другие оставались калеками. В Средние века смерть подстерегала на каждом шагу.

Крестьяне в деревнях жили в простых домах, сделанных из бревен, веток и глины. Водопровода и туалета, конечно, не было. Жили очень тесно, потому что в таких домах комната была одна-единственная. Овцы, козы, куры и коровы жили под одной крышей с людьми, и запах в жилищах стоял соответствующий. Естественно, в домах в изобилии водились мыши, тараканы, блохи, клопы и вши, так что дети в те времена постоянно чесались. И дети, и взрослые спали на соломе в общей для всех кровати; ночных рубашек и пижам не существовало, спать ложились голыми.


ОДЕЖДА КРЕСТЬЯН

Крестьяне должны были одеваться в серое и черное. Такова была воля знатных правителей, желавших, чтобы яркие цвета принадлежали исключительно им. Мужчины носили короткие халаты, которые женщины шили им из грубого льняного полотна; зимой сверху надевали кафтан длиной до колен. Иногда крестьяне носили еще что-то вроде штанов и соломенную шляпу. Обувь делали из воловьей кожи.

Люди жили в небольших поселениях, часто вблизи реки или ручья, вокруг располагались поля и выгоны для скота. А за полями начинались дикие места – мир, полный тайн и опасностей, непонятный, страшивший невежественных крестьян. Насколько все вокруг деревень было дико, мы едва ли можем себе представить сегодня, когда автотрассы и шоссе соединяют между собой все города и деревни, дороги проложены даже через самые густые леса, а с помощью мобильного телефона можно позвонить друзьям почти откуда угодно.




В раннем Средневековье Европа была заселена далеко не так плотно, как сейчас. На севере современной Германии простирались бескрайние болота и вересковые пустоши, а большую часть Южной Германии и Франции покрывали леса. Эти средневековые леса совсем не походили на нынешние, светлые и приветливые. В те времена лес был настоящим темным гигантом. Мрачный, густой, могущественный, он занимал практически все пространство, оставляя людям для жизни лишь небольшие островки. Сквозь лесную чащу тонкими змейками вились дороги, но они были очень плохого качества, так что всякое путешествие превращалось в трудное и опасное предприятие. В лесах жили не только страшные дикие звери: медведи, змеи, волки, – там обитали еще и страшные дикие люди: преступники, изгнанные из деревень, и грабители без стыда и совести. То, как опасно было сбиться с дороги в лесу, можно представить себе, например, по сказке о Красной Шапочке.




В Средние века о спокойной жизни не приходилось даже мечтать. Крестьяне мало на что могли рассчитывать. У них не было ни запасов, ни счета в банке, ни страховки от несчастных случаев. Они не имели возможности ничего планировать и просто старались дожить до следующего дня, до следующего года. Мы не знаем, как они это выдерживали, ведь от этих людей не осталось ни писем, ни дневников, которые рассказали бы нам об их страхах и радостях. Читать и писать в Средние века умели только монахи, священники и часть знати. Крестьяне были неграмотны и ничего не знали об окружающем мире. Всему необходимому – как пахать, сеять, жать – дети учились у родителей. Школу в те времена еще не придумали, газет и телевизора тоже не существовало. Узнать новости крестьяне могли, только когда в деревню заглядывал купец. Он обычно приезжал из города и знал все о последних любовных похождениях графа, а порой мог даже поведать о жуткой женщине с рыжими волосами, которая живет за рекой и водится с дьяволом.


ЧТЕНИЕ

В раннем Средневековье книг было мало, и все они повествовали о Боге. Важнейшей из них, конечно же, была Библия. Священное Писание играло такую важную роль, что многие монахи за всю жизнь к другим книгам и не притрагивались. В конце Средних веков количество книг стало быстро расти – вместе с числом читателей. По оценкам ученых, к началу XVI века в Германии читать умел примерно один процент населения.

Плохим годом для крестьян был тот год, когда случалась война. У германских племен не было регулярной армии – живущих в казармах солдат, которые могли защитить страну, если ей угрожал враг. Обычно, когда предстояла война, мужчины просто собирались по зову вождя или предводителя. Они сами должны были заботиться о том, как раздобыть оружие и провиант. Если война была недолгой, а враг – недалеко, женщины, дети и старики сами справлялись с хозяйством. Но если военный поход затягивался или приходилось идти в далекие края, то отсутствие мужчин на полях приводило к серьезным последствиям: оставшимся не под силу было собрать урожай в одиночку, и после войны грозил разразиться голод.

Зачем менять коров на конников?

Карлу Великому было понятно, что в таком положении дел нет ничего хорошего: голодающий народ не способен сражаться. Кроме того, Карлу стало ясно, что в перспективе невозможно будет выиграть ни одной войны, полагаясь на простых пехотинцев. Они слишком медленно передвигаются и слишком уязвимы. Поэтому мудрый правитель сделал ставку на иное оружие: на одетых в кольчуги конных воинов. Эти солдаты, предшественники рыцарей, оказались гораздо маневренней пехоты противника. В огромной Франции они могли быстро перемещаться с места на место и были очень опасны для неприятеля.




Строй конников в латах, бок о бок несущихся на вражескую пехоту, в два счета решал исход боя. Пехотинцы, вооруженные мечами, не могли близко подойти к хорошо защищенным конным противникам и оказывались беззащитны перед ударами мечей сверху. Конники в кольчугах стали страшным и очень эффективным оружием. Недостаток у них был только один: стоили они слишком дорого.

Ученые подсчитали, что снаряжение одного-единственного конного воина по стоимости равнялось 45 коровам. 45 коров! Не в каждой деревне было столько скота. Такая дороговизна объяснялась тем, что в раннем Средневековье доспехи изготавливались из бесчисленного множества крошечных железных колечек, которые кузнецы кропотливо соединяли одно с другим. А в те времена, когда железную руду еще плавили на огне в ямах и печах, а после заливали в формы, это была очень трудная, долгая и дорогая работа. Недешево было и приобрести коня, а тем более нескольких. Бедные крестьяне все это обеспечить никак не могли. Так как же королю найти способ собрать хорошую армию? Как найти достаточно конных воинов?

Решение этой проблемы, которое нашел Карл Великий, определило всю эпоху Средних веков. Мы уже знаем, как важно в те времена было владеть землей. А так как королю по традиции принадлежали все свободные земли, то он мог немного поделиться ею со своими конниками. Так возникли лены, или феоды – отданные в пользование конникам участки земли. Работников, которые были нужны для возделывания полей, король одалживал своим воинам вместе с землей. Это были крепостные – несвободные – крестьяне, которые считались такой же неотъемлемой частью земельных угодий, как деревья или кусты.

ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Передача земли в пользование на определенных условиях в Средние века была распространена повсеместно. Землю давал в пользование не только король. Знать, а потом даже рыцари искали себе союзников-вассалов, которым за верность и помощь в случае войны давали в пользование участок земли. Те, кто давал земельные угодья, назывались сюзеренами. Скоро свой сюзерен появился у каждого, даже король клялся в верности Господу Богу и таким образом становился его вассалом. Так сформировалась система ленов, или феодальная система – стабильный порядок, в котором нашлось определенное место для каждого.

Конникам это было выгодно. У них наконец появилось достаточно времени, чтобы воевать, и достаточно денег, чтобы покупать коней и снаряжение. А вот для крестьян эта ленная, или феодальная, система была далеко не так хороша. Теперь они должны были кормить не только свои семьи, но и семью конника. А так как они были крепостными, то не могли перейти к другому, возможно, менее суровому хозяину. Крепостные крестьяне были такой же собственностью феодала, как коровы или козы. «Мужик – та же скотина, хоть нет рогов, но ломит спину», – так в Средние века говорили о бедных крепостных.

Скотина без рогов? Что-то не похоже на работу мечты. Но, несмотря на это, скоро и многие свободные крестьяне стали передавать свои земли конникам-феодалам. Сделавшись подданными, они становились во всем зависимыми от хозяина и должны были отдавать ему часть урожая, но так в их жизни появлялось хоть немного стабильности и безопасности: теперь им не приходилось ходить на войну, оставляя на произвол судьбы свои поля и семьи. Отныне это за них делал хозяин-феодал. Причем с большим удовольствием.




Конники умели сражаться и страстно любили это дело. Им нравилось убивать врагов, орудуя мечом, секирой, палицей и копьем. Они были привычны к войне и жаждали побеждать. Пожалованная королем земля – лен – делала этих воинов правителями, царьками с собственными подданными и собственной территорией. Для бывших крестьян это был потрясающий взлет, удивительно быстрый карьерный рост, как мы бы сказали сегодня, который многим кружил голову. Маленькие царьки наслаждались своей властью. Гордые, заносчивые и жадные, они быстро забывали, что власть и земля даны им лишь в долг, во временное пользование. Им все время хотелось большего: больше власти, больше подданных, больше земли. И весь свет должен был знать, что эта земля всегда будет принадлежать им и их детям.

Так началась история рыцарей, этих знаменитых смельчаков и воителей, которые стали одним из самых могущественных слоев средневекового общества и до сих пор приводят нас в восхищение. Когда мы слышим о рыцарях, нам представляются великие подвиги, драгоценные мечи и роскошные доспехи, мы думаем о любовных стихах и таинственных поручениях. И о замках, конечно.


Кто боится сурового короля?

Первые известные нам оборонительные сооружения не очень-то напоминали рыцарские замки. Это были просто земляные рвы, за которыми люди могли спрятаться, когда угрожала опасность. С древнейших времен крестьяне строили около своих деревень подобные укрытия. Римляне тоже строили для своих солдат защитные сооружения, крепости. В них уже были и сторожевые башни, и стены, но все-таки эти постройки еще очень сильно отличались от средневековых замков. О настоящих замках в Центральной Европе можно говорить только начиная с VIII–IX века.

Именно тогда на границах огромной империи Карла Великого стали появляться первые оборонительные сооружения замкового типа. Они располагались на севере и востоке страны, на территории современной Германии, и служили для защиты от викингов и славян. Королевские резиденции внутри страны – пфальцы – укреплены не были. Здесь, в Аахене или Падерборне, король отдыхал после долгих разъездов и военных походов. И приграничные замки, и пфальцы принадлежали королю. И только он имел право строить замки.

ЧТО ТАКОЕ ПФАЛЬЦ?

Средневековые короли и императоры не управляли страной из одной, раз и навсегда выбранной столицы. Они строили себе несколько дворцов, каждый из которых вместе с капеллой и усадьбой образовывал пфальц. Оттуда правители и вели государственные дела.

По крайней мере теоретически. На практике дело обстояло несколько иначе. Потому что и короли иногда бывают слабы. Они могут заболеть или отвлечься на что-то более важное. Или, что особенно опасно, они иногда допускают просчеты в управлении страной и в ведении войны. И тут же другие правители начинают интересоваться возможностью возведения своих замков на их землях.

Особенно стремилась обзавестись собственной гордой крепостью ближайшая к королю знать – князья и епископы. Они полагали, что владеть замком им очень пристало. В конце концов, они имели огромное влияние в своих княжествах и епископствах, почти такое же, как сам король. Так что они начали строить себе замки, и король этому не противился. Но скоро и графы загорелись идеей личных замков и приступили к их возведению. А потом дело дошло и до королевских конников – рыцарей. Ведь раз у графов есть замки, то и у них они тоже должны быть.


КТО МОГ СТРОИТЬ ЗАМКИ?

Изначально в Средние века замки имели право строить только короли. Однако герцоги и графы не придерживались этого правила и тоже возводили себе замки.

И действительно, рыцарям иметь замок очень удобно. Ведь они были воинами и постоянно искали малых и больших сражений, чтобы расширить свою власть. А для этого отличной возможностью были междоусобицы. Повод для них находился легко: то какой-нибудь рыцарь убьет оленя в ваших владениях, то не заплатит карточный долг, то нападет на купца, везущего восточные ковры в ваш замок.

Междоусобица – вовсе не дуэль, когда противники встречаются на рассвете и бьются один на один. Междоусобица – это маленькая война, начинавшаяся с того, что рыцари жгли деревни и поля противника, уничтожали урожай и разгоняли его крестьян. Потом они пытались взять врага в плен, чтобы потребовать за него выкуп. Но это удавалось только в том случае, если противник разгуливал где-нибудь по округе. А если он скрывался в замке, то сделать было практически ничего нельзя. В замке рыцарь находился в безопасности, мог показывать нос врагу и терпеливо ждать, не придут ли на помощь друзья. Вместе можно было перейти в наступление, сжечь поля и деревни противника, уничтожить урожай его крестьян и в конце концов взять в плен его самого. Неудивительно, что рыцари так любили замки: они защищали их от других рыцарей.


МЕЖДОУСОБИЦЫ

Старое германское право позволяло всем свободным мужчинам самим наказывать своих обидчиков за различные проступки. Для этого сначала нужно было написать противнику письмо (или просто бросить ему в ноги перчатку) и объяснить причину вражды. Сразу после этого начиналась междоусобица.

Вот мы и выяснили, зачем рыцари строили замки – для защиты. Это очень важная, но не единственная причина строительства замков. Но прежде чем отправляться на поиски других причин, давайте посмотрим, как были построены замки и что делало их максимально надежными.

Как построить замок и как его захватить?

Чтобы построить крепкий и надежный замок, нужен камень. Поэтому умные рыцари сразу выбирали для своего замка какую-нибудь скалу, из которой можно было добывать строительный материал. Множество каменотесов годами вырубали из нее каменные блоки для стен. Транспортировкой занимались крестьяне, которые были обязаны определенное время работать на своего господина. Кто хоть раз бывал в хорошо сохранившемся замке, легко может представить себе, как мало радовала подобная смена деятельности привычных к работе в поле крестьян.

ПЕРВЫЕ ЗАМКИ

Первые замки строились из дерева. Они представляли собой укрепленные господские дворы и располагались вблизи крестьянских деревень. Иногда внутри был насыпной земляной холм, где строили высокую башню, с которой хорошо просматривались окрестности. Но с течением времени рыцари стали селиться подальше от крестьян и на естественных возвышенностях. С XII века замки стали строить из камня.

Самим строительством занимались профессионалы: каменщики, плотники, кровельщики, столяры, кузнецы и прежде всего опытный зодчий. Этих ремесленников обычно нанимали в городах, за работу им платили деньгами и продуктами. Работали они на деревянных лесах, а грузы на нужную высоту поднимали с помощью блоков и наклонных плоскостей.




Построить надежную стену толщиной один-два метра так, чтобы она тут же не развалилась, нелегко. Камни должны подходить друг к другу по форме, а главное – должен хорошо схватываться строительный раствор. Огромных усилий требовало и сооружение колодца: строители иногда месяцами копали и долбили, прежде чем добирались до грунтовых вод. Иногда шахты колодцев получались до 150 метров глубиной – только представьте себе, сколько времени уходило на то, чтобы опустить туда ведро, наполнить его и поднять обратно наверх! Так что шутников, которые подкрадываются сзади и начинают щекотать как раз в тот момент, когда ведро с водой уже почти наверху, в замках очень не любили.

КОЛОДЦЫ – КЛАДЕЗИ ЗНАНИЙ

Поселившись где-нибудь, люди первым делом обычно рыли колодец. С течением веков постройки неоднократно сносили или сильно перестраивали, а колодцы оставались на прежнем месте. Поэтому они очень интересны для археологов: все, что за время их существования попадало в них, так и оставалось там, и сегодня это можно исследовать.


Для того чтобы сделать замок неприступным, зодчие придумывали множество приспособлений. Высокие, снабженные бойницами стены часто окружали рвами с водой. Чтобы попасть в замок, надо было проехать через подъемный мост, который тут же поднимали, едва в поле зрения появлялись подозрительные личности. Деревянные ворота укрепляли металлическими пластинами – так они лучше выдерживали удары тарана. В проходе сразу за воротами потенциальных захватчиков встречали падающие решетки. Они с шумом летели вниз, как только в действие приходил потайной механизм. И даже на узких дорожках, ведущих к самому замку, незваных гостей ждала еще пара сюрпризов. Например, замаскированные ветками ямы. На дне такой ловушки упавшего ждали острые деревянные колья.




Все это позволяло обитателям замка чувствовать себя в относительной безопасности. А если все-таки вражеское войско подступало к замку, ему устраивали достойный прием. Свои места на стенах занимали лучники и арбалетчики, со специальных выступов на врага лили горячую смолу, мочу или сбрасывали навоз. Передвижные осадные башни, с помощью которых враги намеревались преодолеть крепостные стены, старались поджечь горящими стрелами.

Но и враги, чтобы захватить замок, тоже выдумывали разнообразные хитрости. Например, они перекидывали через стены мочу, кал и зловонные трупы животных с помощью катапульт. А иногда те же катапульты отправляли во двор замка головы убитых защитников крепости. Кроме того, под прикрытием стрельбы из деревянных осадных машин делали подкопы под стены, стараясь их обрушить. А осадные башни, чтобы обезопасить их от горящих стрел, накрывали мокрыми шкурами животных.

САКСАЙУАМАН

Мощные замки возводили не только в Европе: инкская крепость Саксайуаман, строительство которой шло с 1440 по 1532 годы, входит в число самых больших крепостей в мире. Она построена из каменных блоков высотой до 5 метров и весом до 200 тонн. Крепость окружена тройным кольцом стен, внутри которого располагались многочисленные жилые и хозяйственные постройки.


Но все же взять замок штурмом удавалось редко, поэтому противоборствующие стороны часто договаривались о более или менее мирной капитуляции. В противном случае нападающие прибегали к осаде.

Осада замка – сложное мероприятие, которое нужно было тщательно планировать, ведь она вполне могла продолжаться год или даже дольше. И все это время надо было не только снабжать всем необходимым осаждающих солдат, но и поддерживать их боевой дух – и летом, и зимой. Около замка осаждающие разбивали лагерь с шатрами, кухнями, пекарнями и трактирами. Коробейники продавали там свои товары, шуты и музыканты веселили солдат. Если нападающим удавалось захватить крепость, судьба ее обитателей была крайне незавидна: их убивали или продавали в рабство. Жизнь сохраняли только хозяину замка, и он томился в темнице замка победителя до тех пор, пока за него не платили выкуп.

КАТАПУЛЬТА

Машины, метающие камни или другие предметы на большие расстояния, были известны еще римлянам. Катапульта обычно представляет собой ствол дерева, который сгибают до тех пор, пока напряжение не станет очень велико. Затем канат, держащий ствол в согнутом положении, обрубают, и груз с катапульты летит далеко вперед.

Ходили ли рыцари в школу?

Удивительно, но довольно редко случалось, чтобы один рыцарь просто убивал другого. Хотя эти люди постоянно соперничали и всегда стремились укрепить свою власть и расширить владения, они все же придерживались некоторых правил. Брать выкуп было можно, а вот убивать – нет. Правда, на больших турнирах, где рыцари состязались друг с другом, довольно часто кто-нибудь умирал, но это были лишь несчастные случаи. Потому что чем больше рыцари ощущали себя рыцарями, тем важнее для них было следовать особым правилам в ходе любых конфликтов. Крестовые походы, в которых принимали участие рыцари со всей Европы, способствовали их самоосознанию. Рыцари гордились тем, что они рыцари и принадлежат к этому отважному сообществу. Они с воодушевлением откликались на призывы Папы Римского освободить Святую Землю.

ПРИНЦ ВЭЛИАНТ

Храбрый принц Вэлиант вместе со своими друзьями рыцарем Гавейном и волшебником Мерлином уже много веков скачет по Европе. Он – один из знаменитых рыцарей Круглого стола короля Артура, правда, появившийся на свет только в XX веке. Первую комикс-серию с юным принцем в главной роли американский художник Гарольд Рудольф Фостер создал в 1937 году. Этот комикс оказался настолько успешным, что Фостер продолжал рисовать новые истории про Вэлианта до 1980 года.


Во время Крестовых походов рыцари замечали, насколько они похожи друг на друга. Их объединила борьба с общим врагом, у них стали появляться общие ритуалы и четкие правила, как следует обучать рыцаря. Согласно этим правилам, сын рыцаря уже в семь лет должен был покинуть своих родителей и отправиться служить оруженосцем в замок другого рыцаря, дружественного и часто более могущественного. В семь лет уезжать от родных совсем не сладко, так что эти маленькие мальчики, конечно, ужасно плакали. Но ходить в школу и делать домашние задания им было не нужно; вместо этого будущие рыцари занимались в замке всякими захватывающими вещами. Они учились охотиться в лесу, ездить на коне, сражаться мечом и копьем. А еще они учились, как рыцарю пристало себя вести и быть учтивым с дамами. Наконец они получали меч из рук своего наставника, и их торжественно посвящали в рыцари.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Для рыцарей Крестовый поход был захватывающим приключением, далеким путешествием, во время которого можно было увидеть много интересного и прекрасно провести время с товарищами. Куда менее приятными Крестовые походы оказывались для жителей тех земель, через которые шло христианское войско. Рыцари без зазрения совести грабили чужие города, брали себе все, что могло пригодиться, сжигали храмы и убивали местное население.

После посвящения молодой человек считался взрослым и становился полноправным членом рыцарского сообщества. Это было могущественное и развивающееся сообщество, настолько самоуверенное, что его члены не стеснялись сравнивать себя с королем и знатью, которые, согласно средневековой феодальной иерархии, стояли выше рыцарей. Все, что делали знатные люди и король, живо интересовало рыцарей, потому что они и сами высоко метили. Если у князей в моду входили итальянские плащи, то и рыцари непременно и как можно скорее хотели обзавестись такими же. А если князья начинали приправлять кушанья шафраном, то и рыцарям во что бы то ни стало нужно было раздобыть шафран.

Крестьян, из которых происходили их собственные предки, рыцари презирали. Над ними смеялись и ни капли не уважали. От крестьян требовалось обрабатывать поля и вовремя доставлять своему господину продукты: сыр, яйца, хлеб, молоко, фрукты и овощи. От всего, что крестьяне производили, хозяину причиталась десятая часть, а иногда и больше. В остальное время они должны были держаться от рыцарей подальше. И только если в деревне случался спор, происходило убийство или грабеж, крестьяне обращались за правосудием к своему феодалу. Тот вершил суд, и человека, которого признавали виновным, бросали в темницу замка или казнили. Рыцарям нравилось судить – это позволяло им чувствовать себя Господом Богом.

Конец ознакомительного фрагмента.