Вы здесь

Детский праздник. Игры, сценарии, идеи на каждый день. День рождения (Татьяна Ефимова, 2010)

День рождения

Первый день рождения

Самый важный в жизни родителей и малыша день – это первый день рождения. Конечно, ваш ребенок еще не может оценить его значимости, вряд ли вспомнит, кто был в гостях, какие развлечения для него устраивали.

Очень важно сохранить как можно больше фотографий или отснять видеоматериал, который смог бы воспроизвести знаменательное торжество.

Наступила ночь накануне торжественного дня, ребенок мирно спит в своей кроватке, не подозревая о том, какое чудесное превращение ожидает дом, в котором он живет. На стенах, на высоте примерно с рост именинника, запестрели яркие ленты. Любопытный малыш проснется утром и сможет подергать за них, проверить, крепко ли привязали их мама и папа. Яркие воздушные шары, прикрепленные к стульям, можно толкать и бить ладошкой, как неваляшку. Множество ярких ленточек свисает почти до самого пола, дернешь за одну из них – и красивый круглый шар приходит в движение и летит как птичка.

Еще родители могут приготовить огромный лист бумаги и пальчиковые краски. Завтра малыш оставит здесь свой след, создаст первое художественное произведение.

Заставить шары держаться под самым потолком может гелий или статическое электричество. Потрешь шарик о шерстяной свитер, поднесешь к потолку – и он висит, словно его удерживает невидимая рука. Чудеса да и только!

В гостиной, где будет проходить торжественное мероприятие, все готово к приему гостей: пол и потолок усыпаны шарами, разложены детские матрасы (их можно заменить одеялом и подушками), стоит огромный стол, во главе которого находится высокий детский стульчик, специальный, чтобы не было неожиданных падений и травм.

Завтра комнату наполнят детский смех и разговоры взрослых. В этот важный день рядом с малышом будут самые близкие друзья и родственники, мамы и папы с детьми примерно такого же возраста или старше. Большое количество людей или незнакомых лиц пугает маленького именинника, поэтому ограничимся двумя-тремя семейными парами, включая бабушек и дедушек.

С чего же начать самый первый день рождения? Родители уже приготовили сюрприз малышу, который крепко спал и не слышал, как они положили под подушку или прикрепили над кроваткой новую игрушку. Именинник дотянется до нее ручкой и услышит приятный звон. Самое время позавтракать и познакомиться с новым убранством комнаты. Глядишь, и гости подоспеют.

Время торжества лучше назначать сразу после дневного сна или пораньше, с утра, пока именинник и его друзья бодры и полны энергии, не капризничают и не просятся спать.

Пока вы ждете прибытия гостей, можно заняться рисованием или полистать специальную книжку, которую вы сделали для малыша своими руками. На ее разворотах с одной стороны помещена фотография кого-то из членов семьи, а с другой – картинка с изображением животного, птицы, солнышка или домика, то есть всего того, что каждый день попадается малышу на глаза и что ему так важно запомнить в первую очередь. Каждый раз, листая эту книжку, можно придумывать для него все новые и новые истории, серьезные или смешные.

Прибывших гостей встречает папа и принимает поздравления сыну или дочурке. Консервативные бабушки и дедушки могут оставить пожелание в письменной форме на длинном пергаменте – нескольких обычных листах писчей бумаги, склеенных вместе. Все поздравления родители спрячут и будут хранить долгие годы.

Все в сборе. Начинается самое интересное. Взрослые усаживаются за стол, а детишки меряют свой рост и отмечают на специальном метре, прикрепленном к дверям, кто выше. Они уже освоились в новой среде и поняли, что ничего страшного нет. Уверенно ползают или бегают взад-вперед по необычной дорожке: разложенным на полу разным по фактуре тканям, мягким и пушистым, жестким и шершавым. Вместе с мамами дуют на воздушные шары, пытаясь сдвинуть их с места. Можно предложить годовалым детишкам и свистки: у кого-нибудь хватит силы, и игрушка издаст громкий звук. Кто-то под присмотром взрослого сумел выпустить в воздух мыльные пузырьки, что вызывает у всех собравшихся детишек счастливый смех. В этом случае важно быть очень внимательными, чтобы мыло не попало детям в глаза.

Немного утомившись, гости усаживаются за стол. Самое время провести конкурс на лучшего папу, для чего поспрашивать отцов семейств об их детях. В какой день недели родился их ребенок, какой у него был вес при рождении, любимое лакомство и т. д.

После этого папы с малышами на руках наперегонки бегают по кругу, имитируя самолеты, катают детей на мяче. Для этого кладут их животом на упругий шар, придерживают за бока и катают взад-вперед, приговаривая, например: «Сейчас к деду мы поедем, к маме на мяче подъедем…».

Годовалым крошкам придутся по вкусу и следующие развлечения.

● Ходьба за руку с мамой или папой по скамейке, сооруженной из доски и двух опор, под стихотворение Агнии Барто «Идет бычок, качается».

● Качание на одеяле, как в гамаке. Эта забава может так увлечь детей, что они не захотят заниматься ничем другим. Папам понадобятся силы и осторожность.

● Перекатывание и бросание мячей и шаров. В большой коробке из-под обуви или бытовой техники можно сделать круглое отверстие и забрасывать внутрь пластмассовые шарики.

● Салки-догонялки. «Ой, поймаю-поймаю», – пугает мама, а в ответ слышится детский смех. Или наоборот, мама делает вид, что убегает от ребенка, а когда он наконец настигает ее, крепко обнимает его и целует.

● «Тропа препятствий». Детишки проползают под стульчиком или «перелетают» с помощью взрослых через подушки и другие препятствия.

● Прятки с платком. Для этой забавы лучше всего использовать прозрачные газовые платки разных цветов. Взрослые называют цвета платков, а потом набрасывают их на детишек, делая вид, что малыши под ними исчезают и снова появляются.

Восторг детей вызовут танцы на руках у мамы или прыжки на матрасе. Это еще один вид занятий, который никогда им не надоедает.

Завершит торжество традиционный «Каравай» и праздничный торт со свечой.

Игра-хоровод «Каравай». Родители напевают незатейливые слова, ходят по кругу, в центре которого на мягкой подушке сидит виновник торжества.

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай.

Руками показываем, какой большой и круглый наш пирог.

Вот такой вышины!

Поднимаем руки как можно выше, тянемся вверх.

Вот такой низины!

Опускаем руки к полу.

Вот такой ширины!

Разбегаемся, образуя большой круг, хоровод.

Вот такой ужины!

Сходимся к центру, осторожно касаемся руками именинника, щекочем и смешим его.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

После этих слов именинник должен выбрать кого-то. Но поскольку он еще маленький, можно просто всем вместе похлопать в ладоши. Кто-то из родителей или оба поднимают малыша, обнимают и целуют со словами, которые обычно должен произносить виновник торжества:

Я люблю, признаться, всех,

Ну а (имя) больше всех.

После этого под дружные аплодисменты и поздравления выносится торт со свечой.

Проконтролируйте, чтобы кроха не схватил яркий огонек рукой. Ничего страшного, если первую свечку помогут задуть пришедшие гости или мама с папой.

За несколько дней до знаменательной даты потренируйтесь с именинником в задувании свечей, покажите, как это делать.

Действуйте по обстановке и настроению детей. Уловить его не составит труда: маленькие гости, как говорящая открытка, незамедлительно дадут вам понять, если что-то пошло не так. Самое главное, чтобы малыш был доволен и весел, не оставался без присмотра взрослых. Будьте готовы к тому, что у вас не окажется ни одной свободной минутки для того, чтобы поговорить с подругами или выпить за здоровье годовалого именинника.

Лучшим подарком в первый день рождения является присутствие мамы и папы, общение и игры с ними. Посвятите этот день самому важному для вас человеку.

При подготовке к празднику помните, что ребенок еще маленький и ему может не хватить сил на все задуманные вами развлечения.

Праздник для детей двух и трех лет

Всем известно, что яркие разноцветные шары приводят в неописуемый восторг детей любого возраста. Купите шарики из достаточно плотной резины, надуйте их, стараясь, чтобы они не приобрели грушевидную форму, – это убережет их от частого лопания. Громкий звук пугает малышей и служит причиной слез. Шарики можно подвязать цветными ленточками к стульям, дверным ручкам так, чтобы малышам пришлось тянуться за ними, или просто разбросать по полу. Ярко, красиво, а главное – дети полчаса, а то и больше, будут заняты любимой игрой. Они смогут бегать по комнате, подбрасывать шарики, сгребать их в охапку и снова толкать маленькими ручками и ножками.

Аналогичный эффект на малышей производят мыльные пузыри. Дети обожают гоняться за ними, ловить руками, любят, когда они лопаются. Если вы используете мыльные пузыри, помните две вещи: от них щиплет глаза и пол после мыла очень скользкий. Поэтому, заранее подготовьте старую скатерть или кусок ткани. Расстелите ее на полу, где будете пускать мыльные пузыри. Это убережет детей от падения, а также спасет ваш любимый ковер или чистый пол. После того как дети наиграются, просто уберите ткань, вытрите остатки мыльного раствора – и можно продолжать торжество.

Позаботьтесь о безопасности детей, предупредите, чтобы они берегли глазки.

Украсить и преобразить детскую комнату, помимо шаров, помогут старые обои. Закрепите английскими булавками на одной из стен длинную полоску. Наклейте на нее детские фотографии, иллюстрирующие памятные моменты из жизни виновника торжества: как малыш рос, учился рисовать, клеить, играл и веселился.

И то и другое под силу любой маме, даже не обладающей талантом художника. А мастера изобразительного искусства наверняка создадут на обоях настоящую волшебную страну, главным героем которой будет малыш. Не за будьте оставить свободное пространство, примерно 1 × 1 метр. Это для юных гостей. В начале праздника предложите прибывающим друзьям малыша, пока вы ждете остальных гостей, нарисовать что-нибудь памятное. Вооружите их красками и фломастерами, контролируйте, чтобы никто из детей не увлекся и не начал рисовать на ваших новых обоях. На плакате можно оставлять свои отпечатки, обводить ладошки, рисовать цветы, животных и все что душа пожелает. А мамы могут подписывать творения своих детей. Вот будет интересно развернуть этот плакат через 5 лет и посмотреть, кто оставил свой «след в истории»!

После того как детишки порисовали в свое удовольствие, самое время немного подкрепиться, а потом приступить к играм и веселым забавам.

Помните, что в этом возрасте детям сложно играть самостоятельно, особенно если ребенок «домашний», не ходит в детский сад. Важно, чтобы кто-то из взрослых задавал темп игры, устанавливал и объяснял несложные правила. Все время будьте рядом, помогайте ребенку преодолевать препятствия и выполнять задания, старайтесь научить его взаимодействовать не только с родителями, но и с другими детьми.

Малышам двух и трех лет придутся по вкусу игры с повторением движений, хороводы, игры-стишки и игры-песенки, а также конкурсы с распознаванием цветов, отгадывание животных, различные «тропинки препятствий» и, конечно же, прятки.

Игры-стихотворения. Это особая разновидность игр, они поддерживают определенный ритм и поэтому очень нравятся детям. Взрослый медленно и внятно произносит вслух одну за другой строчки простых стихотворений и показывает движения, которые иллюстрируют их содержание.

Вспомните, например, всем известное стихотворение «Мишка косолапый».

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ:

«Больше я не буду шишки собирать,

Сяду на машину и поеду спать!».

Обычно, читая это стихотворение, мама и малыши ходят, покачиваясь из стороны в сторону, как медведи, наклоняются, словно собирают шишки. Потом демонстрируют, как шишка попадает в лоб, для чего кулаком касаются собственного лба. Топают ногой и грозят пальцем, а после, взяв в руки воображаемый руль, едут на машине и укладываются спать (ладошки лодочкой кладутся под щеку).

Лучше повторять игру несколько раз, чтобы дети могли запомнить движения.

Аналогичным образом иллюстрируются и другие стихотворения.

Например, взрослый читает стихотворение «Веселые обезьянки».

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

При этих словах топаем правой ногой.

Левой ножкой топ, топ!

При этих словах топаем левой ногой.

Руки вверх, вверх, вверх!

Поднимаем прямые руки, тянемся вверх.

Кто поднимет выше всех?

Вверх до неба,

Тянемся вверх.

Вниз до травки.

Садимся на корточки и касаемся руками пола.

Вверх до неба,

Тянемся вверх.

Вниз до травки.

Садимся на корточки и касаемся руками пола.

А теперь покружились

Встаем, кружимся вокруг своей оси.

И вниз повалились.

Все садятся на пол, а потом падают.

Хороводы строятся по тому же принципу. Исполняется короткая песенка, дети ходят по кругу и выполняют движения, о которых поют. Например, игра-хоровод «Три веселых братца».

Три веселых братца гуляли по двору,

При этих словах все идут по кругу, держась за руки.

Три веселых братца затеяли игру,

Делали головками ник-ник-ник,

Все кивают головой или наклоняют ее вправо, потом влево.

Пальчиками ловкими чик-чик-чик,

Делаем руками упражнение «ножницы». Руки прямые, сначала правая рука идет сверху и перекрещивает левую, потом наоборот.

Хлопали ладошками – хлоп-хлоп-хлоп,

Хлопаем в ладоши.

Топотали ножками – топ-топ-топ.

Громко топаем ногами.

После хороводов, прыжков и веселой беготни самое время немного отдохнуть, сменить род занятия, поиграть в спокойные игры.

Угадай-ка животное. Дети вместе с родителями усаживаются на пол. Перед ними раскладывают игрушки или картинки, изображающие известных им животных. Кто-то из взрослых незаметно издает звук, имитирующий голос котенка, собаки или другого «представителя животного мира» из тех, что расположились на полу. Другой взрослый спрашивает, чей это голос. Ребенок должен ответить и указать на это животное. Можно изменить правила. Мама берет в руки одну игрушку и просит сказать, что говорит то или иное животное. Малыши лают, рычат или пищат.

«Норка». Расскажите детям, что у всех животных есть домики: норы, дупла, пещеры, берлоги. С хитрым видом предложите ребятам отправиться в один из таких домиков-норок. Его легко соорудить. Попросите это сделать папу или кого-то из взрослых, пока вы играете в угадывание и превращение в животных.

Соедините несколько стульев или табуреток, накиньте на них покрывало или простыни – и норка готова. Важно, чтобы она была не слишком темной, так как дети могут испугаться.

Зато потом дети надолго оставят вас в покое, исследуя домик и ползая по нему. Хотя не исключено, что им придется по душе совместное ползание, например паровозиком или парами – мама и малыш.

Приготовьтесь к тому, что вам предстоит стать «первооткрывателем» и показать на личном примере, как залезать в норку.

Еще одна увлекательная и интересная забава – прятки с игрушкой.

Мама или папа прячут в комнате любимую игрушку ребенка и просят ее найти.

– Где зайчик? – спрашивают родители. – Может, под диваном?

Все вместе подбегают к дивану, наклоняются, смотрят, но там его нет Выдвигается следующее предположение. Например, под столом. Там опять нет.

– А может, зайчик пошел в ванную, решил помыться?

Наконец зверек обнаруживается. Все радуются, мамы отмечают, какие молодцы ребятишки. Зайчик может тут же снова спрятаться, вот такой он шустрый, проказник. Лучше, чтобы он обнаруживался на третий или четвертый раз, иначе дети потеряют интерес к игре.

Спрятаться могут также мама или бабушка, то есть кто-то из взрослых. А дети с папой отправятся на ее поиски.

Например, поиски мамы можно обыграть так.

– Ой, беда, куда она пропала? – мотаем головой, пожимаем плечами, показывая всем видом огорчение.

Потом бодрым голосом, так, словно вас осенило, предлагаем:

– Ребята, давайте отыщем маму, бежим скорее за мной. Давайте быстрее! На кухню! Посмотрим в ванной! А может, в спальне?! Ага! Вот она! Нашлась!

После этого все обнимают маму, взрослые хвалят малышей, без которых они ни за что не справились бы.

Очень важно, чтобы взрослые энергично и весело предлагали малышам совершить тот или иной процесс, мотивировали их.

«Пара – не пара». Выберите для игры и разложите на полу несколько однотонных носков разного цвета. Возьмите один, а остальные отложите в сторону. Попросите детей найти второй носочек, братца и товарища первого.

Вместо носочков могут использоваться рукавички, платки или два набора фломастеров.

«Стрелки и ловцы». Еще одно любимое занятие ребятишек – перекладывание предметов из одной емкости в другую. Усложним им задачу. Дети будут бросать мягкие бумажные шарики в пластмассовое ведерко, которое держит папа, стараясь проявить ловкость и поймать их.

Бросаем мячики в ведро,

Попасть в него нам нелегко.

Проверим, кто из детей самый меткий, а кто из пап самый ловкий.

«Хвостики». Теперь самое время подключить к игровому процессу мам. Они так похожи на лисиц изящной походкой, только хвоста, которым можно вилять, у них нет. Но ничего, это дело поправимое. Берем длинные веревки или шнурки, к концу которых привязываем кусочек ткани, а в идеале меха. Мамам к поясу крепятся эти хвостики, а детишки пытаются схватить их и оторвать.

С трехлетними детьми игра может продолжиться: шнурки крепятся ребятам, которые со всем проворством и быстротой, на которые способны, пытаются улизнуть от охотниц за хвостами – мамами.

Забавное гадание. Интересным занятием и для детей, и для взрослых будет праздничное гадание, предсказание будущего. Перед детьми выкладывают несколько предметов, например цветок, кольцо, ручку, клубок ниток, мячик, листок бумаги.

Мамы внимательно наблюдают, что возьмет ребенок, трактуют смысл и значение предмета непосвященным. Так, цветок – это счастливая жизнь, кольцо – большая любовь, ручка – деловой образ жизни, катушка ниток – долгая любовь, мячик – достижения в спорте, лист бумаги – богатая жизнь.

Кукольный театр. Занавесом для такого театра может служить одеяло, накинутое на стол или закрепленное в проеме двери. Если вы умеете шить, можете изготовить самостоятельно главных героев из старых варежек, а можете купить кукол в магазине.

Сказка должна быть короткой, желательно на известный детям сюжет. Роли исполняют и озвучивают взрослые.

В конце можно предложить детям надеть варежку и поговорить от лица персонажа или побеседовать со сказочным героем, которого озвучивает взрослый.

Хороводы и танцы в кругу. Организуйте с детьми круг, в середину должен стать именинник. Возьмитесь за руки и начинайте водить хороводы то в одну, то в другую сторону. Напевайте вместе известные детские песни или танцуйте, кружитесь и прыгайте под любимые мелодии из мультфильмов. Ребятишки с радостью будут бегать вокруг именинника, то держась за руки, то беспорядочно перемещаясь по комнате.

Праздник завершается традиционным «Караваем», выносом торта со свечами. Именинник вместе с родителями загадывает желание и задувает свечи, его также поднимают на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет.

Праздник для четырех– и пятилетних детей

В этом возрасте дети очень стремятся быть самостоятельными но все еще мечтают, чтобы мама и папа состязались и играли с ними, наблюдали, как они делают успехи, поддерживали, если что-то не получается.

Не обойтись вам без воздушных шаров, мыльных пузырей и призов. Я знаю, что многие взрослые до сих пор неравнодушны ко всем этим составляющим празднества.

Играйте вместе с детьми, демонстрируйте им свои эмоции, искренне поддавайтесь, а иногда наоборот – побеждайте. Покажите ребенку, что в каких-то конкурсах он гораздо быстрее и проворнее, чем вы.

Любимые шарики. Надуйте и разбросайте по комнате воздушные шары. Можно побегать, покидать их, кто дальше, кто выше. Устроить веселые воздушные эстафеты, например проскакать, зажав шар между ног.

«Раз-два-три, свое имя назови». Все гости в сборе. Самое время познакомиться. Очень часто состав приглашенных людей меняется и маленькие друзья именинника не знают друг друга по именам. Попросите детей хором назвать имена на счет «три». Кто громче, того вы и услышите. У вас должен получиться дружный хор одновременно говорящих детей.

Украсят и оживят комнату веселые воздушные человечки. Как их можно сделать? Свяжите вместе два шарика. На одном дети, вооружившись фломастерами, нарисуют веселые лица, а на втором руки и ноги. Вы тем временем нарежьте куски гофрированной цветной бумаги. Из нее можно сделать красочные банты или юбочки, красивые локоны или шапочку, которые легко приклеиваются или подвязываются ленточкой. Нарядный воздушный гость готов. Он послужит прекрасным украшением, а также повеселит и развлечет ребят. Ведь человечек прекрасно прыгает, летает, сидит, стоит и танцует.

После этого сообщите с грустью в голосе:

– Ой-ой-ой, ничего не понятно. По-моему, всех девочек зовут Машами, а мальчиков Максимами. Правильно? Нет? Хорошо. Давайте так, кому я шар бросаю, тот громко имя называет.

Дети представляются, после чего вы выясняете у ребятишек, почему все нарядные и веселые, в связи с каким праздником они собрались вместе. В честь этого события предложите устроить салют – громко-громко похлопать, потопать, попрыгать и присесть столько раз, сколько имениннику лет или сколько собралось гостей.

Теперь самое время отправиться в волшебную страну, для чего нужно сесть на паровозик и проехаться по комнате. Дети встают в колонну друг за другом, держатся за плечи и под руководством взрослых делают несколько кругов по комнате с громкими звуками, имитирующими звуки движения поезда.

Первая остановка паровозика – на полянке загадок. Дети садятся на пол и закрывают глаза. В этот момент взрослые разбрасывают повсюду картонные цветы, подвязывают на ленточках картонные звезды, на обратной стороне которых написаны загадки. Малыши должны собрать цветы, не открывая глаз, кто больше. А чтобы достать звезду, нужно будет потрудиться: высоко подпрыгнуть или взобраться на папины плечи. После того как все собрано, дети садятся в круг, подсчитываются трофеи, кто-то из родителей читает загадки, а ребята отгадывают.

Путешествие, в которое отправляются ребята, естественно, воображаемое. Насколько достоверным оно покажется детям, зависит от вас.

Двигаемся дальше. Нужно переправиться через ручеек. Натяните ленточку или веревочку, которая будет то опускаться, то подниматься с каждым разом все выше и выше. А дети должны перепрыгивать или перешагивать через нее. Когда высота достигнет такого уровня, что дети не смогут перешагнуть через нее, предложите им «проплыть под водой», то есть проползти под лентой, не задевая ее.

Следующая остановка – в стране сладкоежек. К двум стульям привязана веревка, а к ней с помощью цветной тесьмы прикреплены конфеты. Нужно с закрытыми глазами оторвать или отрезать конфетку. Как только все плоды с конфетного дерева будут сняты, дети смогут отправиться дальше.

Путь их лежит в волшебный лес, добраться до которого можно только в мешках, прыгая из одного конца комнаты в другой. Малышам выдаются два больших одинаковых мешка или сумки, в которых они перемещаются по комнате. Взрослые страхуют участников, чтобы никто не оступился и не ударился об острые углы.

Игра проходит веселее, если животных изображают взрослые, а дети угадывают и называют их.

В волшебном лесу все превращаются в животных или в природные явления. Попросите детей представить себя зайчиком, лягушкой, кошечкой, деревом, ветерком, солнышком. Им нужно издавать соответствующие звуки, показывать характер и повадки существа.

Чтобы немного размяться, посетите спортивную страну. Проведите с детьми какую-нибудь подвижную игру, например «голова, локоточки, коленочки, щечки».

Ребята вместе с ведущим повторяют слова «голова, локоточки, коленочки, щечки» и показывают те части тела, которые называют. Получается своего рода зарядка для рук. Темп увеличивается. Через какое-то время взрослый начинает намеренно запутывать детей и показывать на другие части тела. Ребята должны быть внимательны, чтобы не попасться в ловушку.

Вот еще несколько веселых подвижных игр, которые придутся детям по вкусу.

«Липкие пеньки». Двое взрослых сидят посреди комнаты, дети бегают рядом, мамы и папы пытаются их схватить, не сходя с места. Кого схватили, тот тоже становится пеньком, который ловит, прилепляет к себе игроков.

«День – ночь – охотник». Если ведущий говорит слово «день», все бегают по комнате. Если «ночь», садятся на корточки и закрывают глаза. Услышав слово «охотник», быстро забираются на стул, в кресло, то есть в домик, а кто не успел, становится ведущим и ловит зазевавшихся игроков.

Спектакль. В конце праздника, когда паровозик домчит пассажиров до станции «Театральная», можно разыграть известную сказку, например «Теремок».

Теремком могут быть стулья или стол, под который дети залезают. Кто-то из взрослых будет автором, а ребята исполнят главные роли. Они надевают соответствующие маски, и каждый отвечает за свое животное: «Это я, мышка-норушка», «Это я, лягушка-квакушка» и т. д.

Если ребятишки стесняются, сделайте по два персонажа: мама-лягушка и дочка-лягушонок, папа-мышь и сын-мышонок.

Ребята выдержали все испытания, путешествие подходит к концу, пора вспомнить о самом главном человеке дня и поздравить его с днем рождения.

Музыкальное поздравление. Все встают в круг и исполняют песню «Пусть бегут неуклюже…», кто-то из взрослых показывает движения, остальные танцуют, повторяя их. Если вы найдете в ящике с игрушками погремушки и бубны, возьмете на кухне ложки, то получится настоящий музыкальный оркестр. Продолжите танцы хороводами или играми с повторением движений. Попрыгайте и повеселитесь от души, покружите детей, взяв их за руки или усадив к себе на плечи. Они будут в восторге.


Танцевальная игра «Если весело живется, делай так».

Если весело живется, делай так.

Дружно хлопаем в ладоши три раза.

Если весело живется, делай так.

Хлопаем.

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся.

Улыбаемся своим соседям справа и слева.

Если весело живется, делай так.

Дружно хлопаем в ладоши три раза.

Игра продолжается, хлопки заменяются топаньем, прыжками, поворотами.

Не забудьте о главном ритуале – задувании свечей, праздничном хороводе и поднятии на стуле. Ваш малыш весь день ждал этого момента.

Праздник для шестилеток

Шестилетки – это любознательный народ. Они уже многое умеют: читать, писать, считать, высоко прыгать, танцевать, петь и даже иногда сочинять собственные произведения. Позвольте им продемонстрировать все свои умения, навыки и способности, и они будут вам очень благодарны.

Праздник лучше всего начать со знакомства детей. Поскольку день рождения у нас необычный, представляться нужно не настоящими именами, а вымышленными.

«Как тебя зовут?» Ведущий бросает по кругу мяч, задавая всем участникам один и тот же вопрос: «Как тебя зовут?». Называть свое имя нельзя, нужно быстро придумать прозвище, которое соответствует характеру или внешности его обладателя. Например, девочка со светлыми волосами – Златовласка, галантный мальчик – Рыцарь и т. д. Кто ошибется и назовет свое имя, выбывает. Приз вручается самому внимательному ребенку.

«Одеяло». Вам понадобится небольшой кусок ткани или детское одеяло, а также две повязки на глаза. Все садятся на пол и закрывают глаза. Выберите двоих ребят, наденьте им повязки, чтобы не подглядывали, и посадите друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. На счет «три», когда оно опускается, участники срывают повязки. Они должны быстро назвать имя человека, сидящего напротив. Кто быстрее, тот и победил.

«Раз, два, три! Щекотливые, беги!» Повеселим детей и немного пощекочем их, проверим, настроены они на радостный лад или нет. Ведущий считает до трех, а потом говорит: «Щекотливые, беги!». Кого поймают, щекочут несколько секунд и отпускают. Дети стараются не попадаться.

«Угадай-ка». Дети встают в круг, одному ребенку завязывают глаза, ведущий читает четверостишие.

Встали детки в ровный круг,

Развернулись резко вдруг.

После этого один из детей, на которого указал ведущий, говорит:

Скок, скок, скок.

Затем взрослый снимает с ребенка повязку со словами:

Угадай, чей голосок!

Ребенок пытается узнать, кто сказал «Скок, скок, скок».

Угадывать друг друга можно также по смеху, шепоту или рычанию.

«Праздничный наряд». Сегодня особенный день, праздничный, поэтому виновники торжества должны выглядеть необычно, ярко и красочно. Родители выбирают нескольких участников, приклеивают им на пояс полоски скотча липкой стороной вверх. Остальные дети в это время надувают воздушные шарики, завязывают их с помощью тесьмы и бросают на пол. По команде участники с модными поясами садятся на шарики, стараясь, чтобы они приклеились. Когда все шарики на полу заканчиваются, взрослые объявляют окончание игры. Просят пройтись по комнате и продемонстрировать чудесные воздушные юбки. Побеждает обладатель самого пышного наряда, то есть с наибольшим количеством шаров.

«Шарики с сюрпризом». Теперь перед нами воздушные бомбочки, те самые шарики, которые мы только что приклеивали к скотчу. Взрослые заранее положили внутрь загадки. Если мы не испугаемся, обезвредим их, угадаем все загадки, то сможем двинуться дальше.


«Силачи». Объявите детям, что они будут состязаться в конкурсе за звание самого сильного. Пусть продемонстрируют бицепсы. А потом расскажите о сути испытания. Нужно удержать фломастер между носом и губой, кто дольше. При этом взрослые всячески пытаются рассмешить «силачей». Кто же устоит против соблазна?

«Речка». Для этого задания вам понадобится кусок ткани синего цвета. Сложите ее в несколько раз, чтобы получилась тонкая полоска. Сначала ручеек тонкий, дети перепрыгивают через него. Постепенно он становится все шире. Вода прибавляется, и мы поднимаем и отпускаем ткань все резче. Дети проползают, стараясь ее не задеть.

«Автомобилисты». Дети обожают гонки и спортивные испытания. Предложите им такую игру. Пусть они возьмут в руки воображаемый руль. Взрослый поворачивается спиной, участники стоят на определенном расстоянии. Звучит команда «Поехали!». Все трогаются с места. Когда слышат «Стоп!», останавливаются.

Взрослый поворачивается и внимательно наблюдает за «машинками», которые замерли на месте. Если кто-то шелохнется, то отправится на старт. Новая команда «Поехали!». Кто же доберется до финиша первым, коснется взрослого быстрее остальных?

В качестве продолжения автомобильных состязаний предложите ребятам конкурс «Гонки машин». Вам понадобятся две детские машинки, веревка, карандаши или деревянные бруски. Привяжите один конец веревки к машинке, а второй – к карандашу. Дети должны будут наматывать веревочку на брусок. Кто быстрее домотает до машинки, тот победил.

«Раз, два, три, ноги выше от земли». Эта подвижная игра – одна из разновидностей догонялок, которые так любят дети. Когда ведущий произносит вслух эту фразу, все должны сесть так, чтобы ноги не касались земли. Кто не успеет, того ведущий поймает и сделает своим помощником, ему придется отлавливать зазевавшихся участников вместе со взрослым.

«Рогатые». Все встают в круг и начинают трясти кулаками. Ведущий проговаривает: «Идет, бредет, идет, бредет…» – и завершает фразу словами «коза рогатая». Если у животного есть рога, все выставляют пальцы, а если нет, не разжимают кулаки. Кто ошибется, выбывает из игры.

«Ам». Ведущий просит малышей положить на его ладонь указательные пальцы. Через какое-то время он зажимает ладонь, пытаясь поймать зазевавшихся детей. Игра продолжается с теми, кто успел убрать пальцы.

Дети наигрались и уже успели проголодаться, самое время петь имениннику праздничную песню, сказать добрые и ласковые слова и поднять бокалы, наполненные детским шампанским.

Праздник для семилеток

Проводить праздники с детьми этого возраста – одно удовольствие. Ребята уже знакомы с дисциплиной, легко воспринимают правила, умеют удерживать внимание и слушать. В то же время они все-таки дети, поэтому хотят попрыгать, побегать и подраться подушками.

Придайте этому дню форму игры, но добавьте также спокойные игры, позволяющие перевести дух и перестроиться, – и праздник готов.

Для разогрева можно провести несколько игр, помогающих лучше узнать друг друга. Если же все учатся в одном классе или знают друг друга с пеленок, им представится возможность проверить, хорошо или плохо они изучили друг друга за эти годы.

«Угадай, кто я». Все описывают себя на небольшом листке бумаги в форме загадки. Например: «Я веселая и энергичная девочка. У меня длинные волосы, зеленые глаза, я обожаю танцевать и кататься на роликах. Догадайтесь, кто я».

Все листы складываются в одну коробку. Ведущий читает, а остальные пытаются отгадать, о ком идет речь. Дети выдвигают версии, и когда они приходят к единому решению, человек, написавший записку, открывается.

«Мои друзья». Детей делят на две команды, из каждой выходит по одному игроку. Ведущий ставит их спиной к остальным участникам и задает вопросы о собравшихся гостях.

Кто самый высокий?

У кого из присутствующих темные волосы?

У кого самая короткая стрижка?

Кто самый старший?

У кого в одежде есть красный цвет?

Кто из присутствующих носит носки в полоску?

Второй блок игр и конкурсов состоит из развлечений, не требующих большого пространства, поэтому их можно проводить за столом. Например, это могут быть задания на воображение и сообразительность, когда участникам требуется придумать оригинальное решение поставленной задачи. К таким играм относятся, например, «Смешинки», «Сердитые» и «Небылицы».

«Смешинки». Ведущий предлагает проверить, кто из присутствующих обладает искрометным юмором, воображением и находчивостью. Он бросает мяч и называет какой-либо предмет. Например, кастрюлю. Нужно быстро придумать ей еще одно название, но смешное. Допустим, «варилка». Оцениваются оригинальные названия и быстрота реакции.

Игра не только развивает воображение, но и заряжает хорошим настроением.

«Сердитые». Не пугайтесь, долго сердиться не придется. Обычно как только кто-то сделает сердитое выражение лица, со всех сторон раздается смех. Для конкурса понадобится большое зеркало. Выберите двух участников и поставьте их перед зеркалом так, чтобы они видели свое отражение и в то же время не загораживали его от зрителей. Дайте им на выбор одну из карточек с заданием. Например, изобразить, как сердится ослик. Зрители оценивают, кто был наиболее правдоподобен, а тем временем готовится следующая пара участников. Им предстоит изобразить, как сердится слоник, кит или пингвин.

В конце конкурса обратите внимание детей на то, какими нелепыми и неприятными были лица тех, кто сердился. И пусть злоба и агрессия останутся в прошлом, а на их место придут смех, радость и доброта.

«Небылицы». Гости все вместе придумывают и рисуют растение или предмет, которого не существует на самом деле. Рисовать их можно двумя способами.

Первый: сделать кляксы на листе бумаги, а ребенку предложить дорисовать картину на его усмотрение.

Второй способ: один ребенок рисует верхнюю часть, загибает лист, чтобы никто не видел, и передает по кругу. Когда все внесут лепту в общее художественное творение, листок разворачивается и дети смотрят, что получилось. Можно прикрепить рисунок к стене, чтобы все смогли полюбоваться и еще раз посмеяться над получившимся существом.

Третья часть праздника может состоять из подвижных игр или командных состязаний. Для того чтобы построить детей, а потом их поделить, проведите игру «Повтори».

Первый участник, выполняя какое-либо движение, подходит ко второму. Тот должен в точности все повторить за ним, вплоть до выражения лица. После этого уже два игрока подходят к третьему. Игра продолжается до тех пор, пока не выстроится целая колонна.

После этого рассчитайте построившихся ребят на первый-второй. Команды готовы. Можно придумать яркие названия, чтобы, произнося их, подбадривать своих игроков. Итак, первый конкурс на звание «Самая быстрая команда».

Две команды выстраиваются в одну линию. Каждому человеку присваивается порядковый номер. Ведущий называет какое-либо число, игроки под этими номерами в обеих командах обегают своих и стараются встать на место быстрее соперника. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не сделают круг. После этого подсчитывают очки.

«Камешки, солнышко, заборчики». Проверим, какая команда самая внимательная. Ведущий произносит первое слово – «камешки». Дети должны поднять кулаки вверх. Взрослый показывает то же самое. При слове «солнышко» поднимают руки вверх и растопыривают пальцы. При слове «заборчик» руки прямые, ладони перед собой. Через некоторое время ведущий начинает запутывать детей, произнося одно слово, а показывая совсем другое понятие. И отслеживает, какая команда чаще ошибается.

«Лабиринт». Цветным скотчем или веревками на полу выкладываются две зигзагообразные дорожки. Первому игроку в каждой команде завязывают глаза. Он должен идти по лабиринту, не сходя с его линий. Игроки подсказками (вправо, влево, вперед, стоп) направляют его. Игра завершается, когда все благополучно выберутся из лабиринта. Побеждает команда, меньшее количество раз заступившая за линию.

«Смешной тазик». Для этого конкурса понадобятся комната без ковра, тазик с водой и на всякий случай половая тряпка.

В этом состязании команды участвуют по очереди. Ведущий просит каждого члена команды пронести тазик, наполненный водой, на определенное расстояние, не пролив ни капли. Хитрость игры заключается в том, что игрокам нельзя при этом смеяться, а противоположная команда, как назло, только и делает, что смешит их. Победитель выявляется по количеству пролитой воды и затраченному времени. Ведущий засекает его на секундомере.

Идеальным будет проводить развлечение с водой на свежем воздухе.

Четвертая часть праздника – сказочная. Дети любят таинственные истории и приключения. Так пусть этот день рождения останется в их памяти и будет наполнен приятными сюрпризами.

«Волшебный чемоданчик». Чтобы добавить празднику волшебства, расскажите детям легенду о секретном чемоданчике и все вместе отправьтесь на его поиски. Заранее сложите в старый чемодан ненужные вещи. Когда он будет найден, торжественно откройте его. Пусть каждый ребенок достанет из чемодана одну вещь и придумает необычные способы ее применения. Например, карандаш – для вязания, тарелка – для рисования и т. д.

Предложите ребятам сочинить и поведать от лица вещи историю ее жизни. Помогайте детям, внося свои идеи и предложения по поводу сюжета.

Придумайте и расскажите детям необычные случаи, связанные с этими вещами. Одни из них будут смешными, другие – страшными, третьи – фантастическими.

Гости набегались, проголодались и наверняка хотят пить. Во время застолья объявите, что по случаю праздника все приглашаются в домашний театр. Им предстоит пройти конкурсный отбор в театральную труппу и сыграть в праздничной постановке.

В качестве отборочного т ура могут использоваться игры «Таланты и поклонники», «Театралы», а также всем известная игра «Крокодил».

«Таланты и поклонники». Детей разбивают на пары. Одному из участников ведущий говорит задание, например спеть песню «Во поле береза стояла». Используя намеки и уклончивые фразы, нужно объяснить задачу второму участнику, а потом вместе выполнить задание.

Вот примерное объяснение: «Представь, что ты в лесу. Вокруг растут деревья, зеленые, красивые, особенно одно дерево. Его называют русской красой».

«Театралы». Двое детей делят между собой роли зрителя и актера. Зритель придумывает идею спектакля, например выступление мага, и просит актера сделать то, что, по его мнению, соответствует этому образу: пассы руками с серьезным выражением лица. Остальные дети должны угадать, что изображает актер.

По итогам театрального турнира все участники зачислены в труппу. Самое время разыграть какую-нибудь известную сказку, например «Репка».

«Репка». Выбирается сказочник, остальные распределяют роли между собой. Сказочник начинает свое повествование. Он произносит отдельные фразы, делая небольшие паузы. Например: «Посадил дед репку». Тот, кого назвал сказочник (в данном случае репка), выпрыгивает вперед. Если имя произносится два раза, ребенок делает два прыжка. Когда сказочник произносит последние слова: «И вытянули репку», все бегут к сказочнику, пытаясь коснуться его. Тот, к то сделает это быстрее всех, побеждает.

Сказку можно не только проводить в виде игры, но и разыгрывать, распределив роли. Придумайте смешные реплики, что говорит репка, бабка или дедка и другие герои, которые битый час тянут репку. Взрослый будет за автора. Он начинает свой рассказ, называет одного из действующих лиц, а тот, кого назвали, произносит свою реплику. Получится очень смешно.

После триумфального выступления на театральных подмостках все актеры награждаются грамотами и призами и приглашаются к праздничному столу отведать сладкого угощения и произнести пожелания виновнику торжества.

Праздник для восьмилетних детей

В данном разделе перечислены игры и конкурсы, которые можно проводить с детьми младшего школьного возраста.

Когда будете составлять план праздника, помните, что игры должны чередоваться: интеллектуальные и спокойные с подвижными и активными.

Прежде всего познакомьте детей. Создайте уютную атмосферу, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, отбросил стеснение и страхи, поверил в свои силы.

Того, кого постигла неудача, подбодрите, выделите и сконцентрируйте его внимание на малейшем достижении, чтобы он знал, что каждый человек особенный, у всех есть свои промахи и победы.

Этот праздник можно проводить также в классе, в виде дня именинника. Игры и конкурсы нужно подобрать для самых разных детей: для тех, кто увлекается музыкой, спортом, кинофильмами, любит литературу, природоведение или математику. Каждый сможет сразиться с соперником в любимой области, показать все свое мастерство.

Не забывайте хвалить и поддерживать детей.

Рассказ о себе. Дети коротко представляются, называют несколько качеств, которыми обладают, или любимые занятия. Говорят, как они связаны с виновником торжества. Например, дружат с детства, оба любят футбол и т. п.

«Портрет». Дети вытягивают карточки с именем того из гостей, чей портрет-карикатуру им предстоит нарисовать. Когда портреты будут готовы, ведущий собирает их и начинает по одному демонстрировать собравшимся. Ребята пытаются отгадать, кто изображен на рисунке.

«Киноведы». Конкурс для тех, кто любит кино и мультипликационные фильмы. Один из детей, по желанию, начинает игру. Ребенок мысленно загадывает свой любимый фильм и изображает его так, чтобы остальные смогли догадаться.

Игрок, первым отгадавший фильм, перенимает эстафету у предыдущего.

Желательно использовать общеизвестные киноленты.

«Любители русского языка». Вооружившись ручками, дети перечисляют на листе бумаги предметы, находящиеся в комнате. Список должен быть составлен в алфавитном порядке. Сначала предметы на букву «а», если их нет, список будет начинаться с предмета на следующую букву алфавита. Например, первым словом будет «букварь». Победителем считается тот, кто использовал максимальное количество букв за 2 минуты.

«Любители природы». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий произносит фразу: «Далеко в густом лесу – кто?».

Дети должны показать жестами животное. Если они дают сразу несколько ответов, ведущий их останавливает и начинает опрос заново.

Каждый ребенок должен изобразить одно животное.

Детям важно договориться между собой и решить, кто будет показывать первым, кто вторым.

«Слепой мастер». Дети состязаются в искусстве лепки. Им предстоит слепить животное из пластилина с закрытыми глазами. Фигура не должна быть очень сложной. Например, лепить можно мышку, медвежонка, то есть то животное, которое хорошо знакомо ребенку.

«Мяу, или Веселый счет». Все стоят в кругу и по очереди называют числа от 1 до 30, заменяя числа с цифрой 3 словом «мяу». Тот, кто ошибается, изображает объевшегося молоком кота, исправляет свою ошибку и продолжает счет. Самый внимательный, сделавший меньше всего ошибок, получает приз.

«Театралы». Все разбиваются на пары и вытягивают карточки с четверостишиями. Парам предстоит по очереди разыграть мини-спектакль, причем так, чтобы другие команды догадались, какое стихотворение они инсценируют.

В качестве заданий используйте всем хорошо известные стихотворения Агнии Барто о мишке, зайке, слоне и других животных и игрушках.

«Спортсмены». Дети делятся на две команды соревнующихся. Ведущий включает музыку и сообщает, что команды должны выполнять все движения и действия, о которых он попросит. Но с одним условием. Для каждой команды есть три действия, на которые наложен запрет. Например, первой группе детей нельзя выполнять команду «бегать и топать», а другой – «прыгать и смеяться». Ведущий начинает оглашать команды, стараясь спровоцировать детей на нарушение запрета. Все делают веселую зарядку, но как только слышат запрещенное действие, останавливаются и замирают на месте. Если кто-то ошибся, он присоединяется к ведущему и наблюдает за остальными игроками, помогает отслеживать нарушения. В финале подсчитывается количество оставшихся в каждой команде игроков.

«Музыканты». Нескольким детям вручают стаканы с водой. Нужно создавать бурлящие звуки и напевать мотив какой-нибудь известной песни, остальные угадывают, о чем поет участник.

«Литераторы». Игроки задумывают слово. После этого заходит ведущий и просит участников сказать ему фразу, содержащую это слово. Каждый ребенок придумывает свою фразу. Ведущий пытается отгадать спрятанное в предложениях слово, опрашивая всех участников. Чем быстрее он это сделает, тем лучше.

«Три прилагательных». Ведущий загадывает предмет и называет три определения. Например, «жесткие, блестящие, острые». Тот, кто первым догадается, что это ножницы, побеждает.

«Оценочки». В конце праздника можно выставить оценки. Чтобы дети не обижались, пусть это будет либо «пятерка», либо «четверка». На доске или листе бумаги нарисуйте несколько пятерок и несколько четверок. Закрепите лист на стене. Ребенку завязывают глаза и несколько раз поворачивают вокруг. Нужно дойти до стены и поставить ручку или указку в том месте, какую оценку он сегодня получил. Случай определит, будет это отличная оценка, «хорошо» или «ничего».

«Чаепитие». В конце праздника можно провести конкурс на угадывание блюд и напитков с закрытыми глазами. Предложите детям пить сок на скорость или сооружать из предложенной еды оригинальные блюда, пирамидки, рожицы животных.

День рождения для девяти– и десятилетних

Ваши дети выросли, их манят новые горизонты, интересные места, развлечения.

Если вы решили отвести детей в боулинг-центр или клуб, позаботьтесь о том, чтобы им было весело и интересно, продумайте все моменты, начиная со встречи гостей и заканчивая награждением команд. Предложите одну из перечисленных ниже игр.

Играть в этом возрасте дети могут самостоятельно. А роль ведущего возьмет на себя именинник.

Виновник торжества вместе с вами встречает гостей. Пока они подтягиваются, детям предлагается написать пожелание на праздничном плакате, который прикреплен к одной из стен рядом со столом.

Общий сбор. Как только дети собрались, каждому вручается конвертик с наклейкой-«татуировкой», что определит, кто в какую команду отправится. Таким образом, наклейки должны быть двух видов.

В создании и придумывании названий команд ориентируйтесь на увлечения детей. Например, если им нравятся фантастические животные, значит, и названия будут соответствующими: «Золотые драконы» и «Серебряные ящерицы».

Праздничный турнир будет состоять из двух этапов. Первый – соревнование по игре в боулинг.

Пока кто-то из игроков в каждой команде сбивает кегли, остальные придумывают девиз (небольшое четверостишие, кричалку для поддержки игроков).

Родители ведут подсчет очков. В перерывах между турнирами детей угощают напитками и закусками. Проводится конкурс на лучшую кричалку.

Первый раунд соревнований завершен, команды должны добраться до праздничного стола, чтобы приступить к решающему этапу, который проводится во время застолья.

Кулинарный конкурс может проводиться и как домашнее задание – в этом случае дети готовят блюдо заранее и приносят его с собой.

В начале состязаний детям предлагают разыграть фанты. Ведущий проводит какую-нибудь игру на внимание, выявляет победителя, который придумывает творческие задания (фанты) проигравшим или раздает заранее приготовленные карточки.

Фанты могут быть такими:

«пролаять» песню в честь именинника;

прочитать поздравление с днем рождения, словно вы восторженный поэт;

● исполнить песню от лица африканского аборигена;

● изобразить грустного пингвина, восторженного кролика, разгневанного поросенка, хмурого орла и т. п.;

● буриме – сочинить небольшое стихотворное поздравление, используя заготовленные рифмы, например:

∙ день рождения – поздравления;

∙ свечи – речи;

∙ обнималки – подарки;

∙ девчушки – игрушки;

● организовать шумовой оркестр, исполняющий песню «Happy Birthday» (реквизит для этого конкурса – бутылки с камушками и монетками, ложки, погремушки – готовится заранее).

«СМИ». Перепишите из газеты, журнала или книги небольшой фрагмент текста и дайте его изучить одному из участников в течение 2-3 минут. После этого он должен рассказать его следующему игроку. Так по цепочке текст передается от одного ребенка к другому, пока не обойдет каждого. Последний игрок рассказывает, что запомнил. Полученный рассказ сравнивается с оригиналом.

«Таинственный незнакомец». Ведущий ненадолго выходит. Игроки договариваются, кого из ребят они загадывают, каждый про себя придумывает одно качество или факт из жизни, характеризующий этого человека. Когда ведущий возвращается и спрашивает, каков этот человек, ему называют придуманные качества. Нужно угадать, кого загадали. Задумать могут и самого ведущего.

«Угадай-ка, или Где я?» Над одним из игроков вывешивается табличка с названием заведения, где он якобы находится. Задача – узнать месторасположение, задавая наводящие вопросы, на которые остальные игроки могут ответить только «да» или «нет». Названия заведений могут быть такими: школа, бар, монастырь, баня, туалет и т. д.

«Киллер». У частникам раздают карты, заранее сообщив, какая обозначает киллера, а какая комиссара. Все садятся в круг и смотрят друг другу в глаза. Один из игроков убийца, и нужно узнать кто. Подмигиванием одним глазом убийца убирает своих жертв, все участники молчат. Если игроку подмигнули, он выкладывает свою карту «рубашкой» вниз. Арестовать убийцу может только комиссар. Он наблюдает за происходящим и в какой-то момент может раскрыть свою карту, назвать себя и выдвинуть предположение по поводу убийцы. Если он ошибается, мирные жители проигрывают, если его версия верна – побеждают.

Поздравление именинника может проходить в оригинальной форме с помощью волшебного предмета, который дети передают по кругу. Например, корону, шляпу или игрушку. Тот, на ком остановился предмет, говорит и желает все, что захочет. И пусть даже это исполнится через год, два, может, через десять лет, но обязательно исполнится.

Торжество заканчивается награждением всех участников и праздничным тортом со свечами.

Операция «Нас здесь не было». Дети все вместе убирают мусор, реквизит, оберточную бумагу от подарков, не оставляя за собой следов.

Праздник для одиннадцати– и двенадцатилетних детей

Близится очередной день рождения ребенка, и мамы с головой уходят в заботы по организации и подготовке праздничного торжества. Думают, как сделать этот день необычным и запоминающимся. Дети подросли, все сложнее стало угадать их желания и мечты, предсказать, что им придется по вкусу.

Для того чтобы все прошло удачно, вам нужно помнить о четырех составляющих торжества: приглашениях, украшении квартиры, угощении и играх и развлечениях для детей.

В этих обстоятельствах самый верный и надежный способ – предоставить ребенку полную свободу. Будь то выбор развлекательного клуба, составление списка гостей, праздничного меню. Ребенок увидит, что родители относятся к нему серьезно, считают взрослым и самостоятельным.

Первое – таинственные приглашения. За неделю до торжественного события ребенок составляет список гостей и готовит приглашения, в которых указано, что пришедший должен быть готов к сюрпризам и неожиданностям, поэтому ему надо надеть что-то удобное и легкое.

Часть слов можно написать молоком или лимонным соком и в примечании к письму отметить, как можно прочесть невидимую часть послания (нагрев над обыкновенной лампой).

Второе – украшение квартиры.

Вам понадобятся праздничная лента и шары или веревка, старые журналы, цветная бумага, ножницы, скотч, клей, краски, фломастеры и детские фотографии именинника. В любом доме найдется что-нибудь из вышеперечисленного. Все это сложите в несколько пакетов и спрячьте их в разных местах квартиры. Например, в ванной, на холодильнике, под столом и на подоконнике.

Третье – угощение. Приготовьте праздничный торт (или купите пирожные) и свечи. Из имеющихся в доме фруктов сделайте фруктовый салат. Об остальном позаботятся дети.

Четвертое – сценарий праздника. Как только гости собрались, вручите им карточку-подсказку или устно сообщите, что они должны:

заглянуть под то, где плавают и расслабляются;

посмотреть сверху на что-то большое, что стоит, шумит, в себе продукты хранит;

проверить там, откуда виден двор и где есть стекло;

заглянуть под то, за чем сидим и письма строчим.

В оговоренных местах дети обнаружат пакеты с предметами для украшения квартиры и инструкцию: «Из всего имеющегося нарисовать плакат, посвященный новорожденному, и сделать под потолком гирлянду из шаров или флажков».

Помимо гирлянды дети могут соорудить себе колпачки, маски, бабочки, банты из цветной бумаги, которые придадут их наряду праздничный и неповторимый вид.

Единственную сложность может вызвать закрепление гирлянды. Тут не обойтись без помощи взрослых.

Чем конкретнее вы поставите перед детьми задачу, тем меньше вопросов они зададут вам в процессе своей деятельности.

После этого ребята подкрепляются фруктовым угощением и на дне салатницы обнаруживают следующую карточку-подсказку.

Они должны проследить за папой, который вышел 5 минут назад из дома и свернул направо, догнать его и узнать, задавая наводящие вопросы, что за тайну он скрывает. Папа дожидается, пока дети оденутся, чтобы они не потеряли его из виду.

Отец семейства направляется в магазин, чтобы купить угощение. Но поскольку у нас день самостоятельных решений, выбор продуктов и напитков для застолья предоставляется имениннику и гостям. Единственное условие: у них есть на это 15 минут и они должны заранее общим голосованием решить, что будут покупать.

Вернувшись домой, участники праздничного торжества накрывают на стол и располагаются по его периметру. Во время застолья дети могут писать и отправлять письма через специально организованную по этому поводу почту.

Ящиком для писем может служить обыкновенная прихватка в виде рукавицы или коробка из-под сувениров с прорезью на крышке.

Памятной и оригинальной станет запись поздравлений на цифровой фотоаппарат или видеокамеру. Друзья могут поделиться воспоминаниями о знакомстве с именинником, высказать свои пожелания на пять, десять лет вперед, выдвинуть предположения по поводу того, каким он станет через много лет.

В процессе трапезы можно провести конкурс на самое оригинальное поздравление, самую сложную загадку, самый смешной анекдот, отгадывать напитки или еду с закрытыми глазами, показывать карточные фокусы.

После лакомств и угощений дети полны энергии и сил, поэтому самое время для подвижных игр и конкурсов.

«Рекордсмены». В серии состязаний дети определяют лидера в той или иной категории. Выявляют, кто выше и дальше прыгнет, кто дольше простоит на одной ноге, кто сможет удержать карандаш между носом и губой, кто самый сильный (с помощью армрестлинга), чей листок бумаги от одного дуновения улетит дальше, у кого самая большая нога, ладонь, у кого самые длинные волосы, кто может дольше всех безошибочно произносить скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».

Конец ознакомительного фрагмента.