Объект страха
Далее мы часто будем говорить об объекте: в качестве коррелята любви или ненависти, то есть отношений, которые человек, ребенок или взрослый, может установить с кем-либо жизненно важным, значительным для него. Речь идет о наиболее важных отношениях, об их совокупности, о матери, об отце, брате или сестре.
Страх с самого начала жизни связан с отношениями с матерью. С матерью, чья главная задача – защитить ребёнка и дать безопасность ему под своим покровом. Маленький человечек рождается в абсолютной зависимости, чтобы выжить, он нуждается в постоянной опеке и внимании. Поэтому, чтобы защитить своего ребёнка от невыносимого страха, мать должна сама приобрести определённый опыт, как и любой смертный. Таким образом, она заранее позволит ему избежать некоторых опасных, страшных ситуаций, и сумеет его успокоить. Однако необходимо подчеркнуть, что малыш, который совсем не боится, недостаточно разовьёт аффекты, которые связывают его с матерью, с привязанностью к ней, с её присутствием и со страхом её потерять.
В то же время, маленькие дети любят пугаться, они играют в прятки, чтобы воссоздавать повторно страх отсутствия объекта, но также, чтобы предвосхищать отделение от родителей и стимулировать возбуждение, которое даст им иллюзию и надежду на то, что они будут обнаружены и найдены кем-то из родителей-защитников. Они играют в волка, чтобы проработать страх быть пойманным, загрызенным и проглоченным. Дети любят испугаться, чтобы удивиться и увидеть таким образом, что то, что их напугало, находится вовне, и этот факт их успокаивает.
Отметим и роль симптома в качестве защиты ребёнка от сознательных или бессознательных требований его семьи. Мы хорошо понимаем, что симптом страха вызывает желание успокоить, защитить. Страх стремится снять избыточное возбуждение, создавая внешний фобический объект, который защищает от внутреннего объекта, слишком возбуждающего. Но если младенца хорошо кормят, вкусное теплое молоко даёт ему чувство удовлетворенности, то он переживает опыт хорошего внутреннего объекта, этого испытанного объекта, словно возникающего из физических ощущений, которые происходят внутри тела. Напротив, внешний объект чувствуется кожей или с помощью других ощущений, таких как зрение, слух или обоняние и воспринимается как наружный.
Граница между внутренним и внешним не всегда чётко определена. В случае с ребёнком настаёт момент, когда младенец внезапно обнаруживает, что объект, воспринимаемый как неотъемлемая часть его тела, в действительности не является частью его тела. Например, грудь, которую отнимают у него и прячут. Сосок питает вкусным молоком, даёт ощущение успокоения в момент кормления и приносит удовольствие от игры с ним. Если он потеряет сосок, если его отнимут от груди, то это отделение переживается так, как будто от него самого отрывают кусочек тела. Это болезненный опыт психического и физического отделения себя от объекта.
Мы будем рассматривать ребёнка здесь в перспективе его взросления и развития. Кроме того, мы не будем рассматривать его в отрыве от семейного и эмоционального окружения: ребёнок рождается и живёт в своей родной среде, он испытывает и радуется необходимому, иногда чрезмерному избытку бессознательных проявлений родительства. Родительство, состоящее из двух родителей и их проекционных фантазий, связанных с их собственным детским опытом, несёт в себе воспоминания и желания, переходящие из поколения в поколение. Эта линия взросления будет постоянно вплетаться в наши описания детских страхов. Здесь мы чаще говорим о матерях, но никогда не забываем, что для поддержки материнской функции отец должен быть рядом в действительности или в фантазии, во плоти или в сознании матери. Ребёнок без отца и матери не рождается. Несмотря на всё супертехнологии воспроизводства, ребёнок рождается по тайному рецепту отца и матери. Мать требует поддержки мужа в реализации своей материнской функции. Если же он безразличен, пассивен, отсутствует, находится в депрессии, болен или умер, то ей может быть трудно уделить ребёнку столько внимания, сколько ему нужно. Очевидно, что ребёнок будет лучше развиваться на руках уверенной и счастливой матери, которую поддерживает гордый и любящий отец.
Конец ознакомительного фрагмента.