Механизмы страха
С точки зрения психоанализа страх включает в себя два механизма: сгущение и замещение. Сгущение – это то, с помощью чего одно бессознательное представление содержит в себе элементы целой серии других представлений символическим образом. Например, боязнь пауков может сгуститься до страха быть укушенным либо до страха быть пронзённым острым предметом, приносящим боль, но этот же страх может сгуститься до беспокойства, связанного с поиском и желанием самоуправления. Беспокойство при отдалении от материнской заботы, давящей и не дающей никакой свободы, является ещё одной возможной иллюстрацией действия этого механизма. Итак, каждый ребёнок должен быть освобождён от любящего материнского и отцовского покровительства, чтобы взрослеть и становиться самостоятельным.
А замещение – это процесс, с помощью которого какое-то количество аффекта отделяется от бессознательного представления, чтобы привязаться к другому представлению, которое имеет с предыдущим только слабые или даже случайные ассоциативные связи. Например, гроза может испугать ребёнка, потому что она вызывает ужасный шум на небосводе, повторяющиеся звуковые разряды, которые напоминают ему, возможно, звуки, доносящиеся из спальни родителей, и которые проникают в любопытное ухо ребёнка… Мы называем это «первичная сцена». Психотерапевтический опыт показал, что воздействие звуков секса на ребёнка, любопытство, которое они возбуждают у него, и фантазии об опасной битве между родителями встречаются гораздо чаще, чем нам кажется. Часто они будят детей, заставляют их вставать с кровати и подсматривать в замочную скважину спальни.
В некотором смысле мы можем подумать, что отсутствие страха у ребёнка в некоторые периоды его развития является тревожным признаком. Дональд Винникотт по этому поводу замечает: «Это тревожно, когда маленький ребёнок не боится бури или потеряться на улицах Лондона. Внутри этого ребёнка, так же, как и у каждого ребёнка, существуют страхи, но он не может рискнуть и открыть их, он не может позволить своему воображению увлечь себя на этот путь…»