Вы здесь

Детские страхи. Глава 3. Чего боятся мальчики и девочки? (или половозрастные особенности детских страхов) (А. С. Зубкова, 2013)

Глава 3. Чего боятся мальчики и девочки? (или половозрастные особенности детских страхов)

Родителям нужно учитывать, что большую роль в появлении тех или иных страхов у ребенка играют половозрастные особенности развития психики ребенка. Различные виды страхов обычно появляются на разных этапах детства. Немалую роль играют различия в развитии психики мальчиков и девочек. Например, девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в игре «Семья», они при этом предпочитают оставаться сами собой. Мать, которая неправильно (по мнению ребенка) ведет себя, может надолго потерять свой авторитет у дочери. Заслуживает внимания тот факт, что у девочек дошкольного возраста из конфликтных семей обнаруживают больше частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти. А у мальчиков наиболее встречаемыми страхами в этом возрасте являются: боязнь кошмарных снов и родителей. Такие страхи являются своеобразными эмоциональными ответами на конфликтную ситуацию, которая возникает в семье.

У девочек не только большее число страхов, чем у мальчиков, но их страхи более тесно связаны между собой, т.е. в большей степени дополняют друг друга, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Иными словами, страхи у девочек очень тесно связаны с формирующейся структурой личности и, главным образом, с ее эмоциональной сферой. Как у мальчиков, так и у девочек насыщенность связей между страхами максимальная в 3 – 5 лет. Это возраст, когда страхи как бы составляют цепочку, одно целое – психологическую структуру тревоги. Так как это совпадает с бурным созреванием эмоциональной сферы личности, то многие психологи склоняются к предположению, что страхи в этом периоде наиболее зависят от эмоций, в большей степени определены ими. В этот период ребенок может испытывать страх одиночества (от 30 до 50% детей); незнакомых людей, в том числе пьяных; наказаний; врачей; уколов; боли. Кроме того, только для мальчиков характерно появление в этом возрасте страха высоты, неожиданных, внезапных звуков. В младшем дошкольном возрасте страхи незнакомых людей и наказания малы, другие страхи продолжают иметь место. Но только у мальчиков возрастают страхи воды. У девочек и мальчиков в дошкольном возрасте в одинаковой степени развивается боязнь закрытого (замкнутого тесного) пространства (вот почему ребенок может так сильно переживать существовавшую ранее угрозу помещения их в чулан или изолированную комнату), крови и темноты. Необходимо выделить стандартную для мальчиков и девочек этого возраста триаду страхов: боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Возникают эти чувства обычно перед сном, когда дети не могут заснуть одни, без света, в закрытой комнате. В свою очередь, эти страхи связаны с боязнью сказочных персонажей, населяющих воображение впечатлительных детей в темноте.

Родители должны учитывать, что возникновение страхов напрямую зависит от развития эмоционального поведения детей в различном возрасте. Для примера рассмотрим, какие возрастные особенности имеют младшие школьники. Имеются большие отличия в психическом облике малыша, впервые перешедшего порог школы, и ученика, стоящего на границе 5-го класса. Вследствие этого характеристика эмоциональной жизни младшего школьника поневоле оказывается несколько общей. Но при всех различиях между первоклассником и «выпускником» начальной школы можно отчетливо выделить самое характерное. Родителям нужно помнить, что младший школьник, попадая в школу, получает большую психологическую и физическую нагрузку. Он должен выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или другие реакции домашних. И все это порождает у ребенка определенные переживания: удовлетворение, радость от похвалы или, наоборот, недовольство собой, огорчение, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т.п.

Невезения при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательство, зависть к товарищам, заслужившим одобрение; могут даже породить побуждение досадить учителю или одноклассникам. Но если такие неудачи не носят продолжительного характера и ребенок не сторонится коллектива, то они приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают тягу учиться лучше, чтобы достичь успеха.

В этом случае выполнение учебных заданий становится основанием таких переживаний, как волнение, неуверенность в себе, радость при наметившемся успехе, страх по поводу того, что дальше пойдет хуже или успокоение в связи с тем, что все-таки удалось выполнить задание. Собственно небезразличное отношение к успеху или неуспеху объясняет то состояние беспокойства, которое обычно испытывает маленький школьник при устном опросе или контрольной письменной работе. Младшие школьники могут бурно реагировать на некоторые задевающие их явления. Очень ярко проявляется, например, эмоциональное поведение маленьких школьников, когда они смотрят спектакль: здесь так четко видны резкие переходы от сочувствия героям к негодованию против его врагов, от печали по поводу его провалов к бурным выражениям радости при его успехе. Многочисленные жесты, подвижность, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике доказывают то, что многое эмоционально увлекает ребенка и приводит к ярким эмоциональным реакциям. Это сближает младшего школьника с дошкольниками. Но во многих существенных моментах его эмоциональное поведение приобретает новые черты: он начинает уже более сдержанно проявлять свои эмоции – недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как вспыльчивость в проявлении чувств тут же вызывает замечание. Способность владеть своими чувствами формируется от года к году. В частности, свой гнев, раздражение младший школьник начинает показывать не столько в моторной форме (он уже не лезет драться, не отбирает что-то из рук), сколько словесно (дразнит, грубит).

Вырабатывание у детей этого возраста выразительной речи и мимики сопровождается развитием способности к сопереживанию. Степень этого сопереживания различается у первоклассников и четвероклассников. Так, при восприятии фотографий людей, у которых явственно выражены эмоции, дети 7 лет правильно квалифицируют гнев; но страх и ужас правильно определяют лишь дети 9 – 10 лет. Серьезные ошибки и искажения допускают маленькие школьники при восприятии отдельных эмоций людей и в кинокартинах (преимущественно эмоций взрослых людей).

В первые школьные годы у ребенка интенсивно развиваются нравственные чувства – ответственности за класс, чувства товарищества, сочувствие к неудачам сверстников, возмущение при чьей-то несправедливости. Волнение при таких чувствах очень важно – ребенку проще поступать в соответствии с теми правилами, которые внушаются ему взрослыми, как раз тогда, когда его что-то эмоционально затрагивает, когда он живо ощущает необходимость поступить так, а не иначе, когда он ощущает остроту захватывающего его волнения. Эмоции как мотивы поведения младшего школьника занимают немалое место в его жизни. И по форме они в это время иные, чем у дошкольника. Становятся более результативными и выражаются в разнообразных формах мотивы поведения на основе положительных переживаний (сочувствие, расположение, привязанность). Дети младшего школьного возраста, как и дошкольники, часто испытывают страх перед злой собакой, змеей, им снятся порой кошмарные сны. Хотя у них появляются уже и новые поводы для страха. Для детей в этот период большое значение приобретают отношения с коллективом одноклассников или какой-то его группой, точка зрения окружающих взрослых. Поэтому ребенок испытывает страхи особого рода: казаться смешным, трусом, лжецом и т.п.

В подростковом возрасте психофизиологические различия мальчиков и девочек наиболее заметны. Девочки-подростки гораздо раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм, тем самым в большей степени подвержены чувству вины и более критично воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм. В результате у них наиболее часто встречаемой разновидностью страха в это время будет страх опоздания в школу, т.е. страх опять не успеть, приобрести осуждение, а если более широко, то социальное несоответствие и неприятие.

Конец ознакомительного фрагмента.