Вы здесь

Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины. Глава 1. Интеллектуальные игры (М. С. Коган, 2013)

Глава 1. Интеллектуальные игры


Викторина «Бросай-ка»

Литературная викторина для детей младшего школьного возраста




Перед проведением викторины желательно поговорить с детьми о том, что такое художественная литература, вспомнить, какие книги они читали, каких героев знают.


Ведущий. Добрый день, мальчики и девочки! Начинаем нашу викторину «Бросай-ка». Я надеюсь, что вы с улыбкой воспримете и выигрыш, и поражение. Делайте так, как я, и хорошее настроение не покинет вас.

А ну-ка, похлопай, как я!

(Ведущий и дети хлопают в ладоши.)

А ну-ка, все вместе, все враз!

А ну-ка, все вместе, все враз!

Так хлопают только у нас!

А ну-ка, потопай, как я!

(Ведущий и дети топают ногами.)

Так топают только у нас!

Так хлопают только у нас!

(Топают и хлопают одновременно.)

А ну-ка, скажите: «Ха-ха!»

Смеются так только у нас!

(Дети повторяют: «Ха-ха!»)

Так хлопают только у нас!

А ну-ка, притопни, как я!

Смеются так только у нас!

(Топают, хлопают и смеются одновременно.)


Ведущий. В викторине «Бросай-ка» принимают участие… (участники называют свои имена).


Ведущий. Спасибо, очень приятно было познакомиться с вами! Сейчас мы проведем разминку. Кто наберет в разминке больше баллов, тот будет участником, остальные – болельщиками. За правильный ответ – 1 балл. Итак, мы начинаем!


Вопросы разминки:

1. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11 братьев)

3. Каково было самое сильное желание крокодила Гены? (Найти друга)

4. Сколько было поросят в сказке С. Михалкова, которые перехитрили злого волка? (Три)

5. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

6. Как звали старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести Л. Лагина? (Хоттабыч)

7. Какой писатель обул кота в сапоги, надел на девочку красную шапочку, а на волка – чепчик? (Ш. Перро)

8. Где хранилась смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)

9. Как звали папу Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Папа Карло)

10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

11. Кто из поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)

12. Сколько разбойников перехитрил Али-Баба? (40)

(Если победителей разминки больше 10, то они делятся на две команды и выбирают капитанов; болельщики могут поддерживать игроков, хлопая в ладоши. Если победителей меньше, ведущий предлагает им назвать свои имена.)


Ведущий. Итак, наша разминка закончилась, и мы переходим к самой викторине. Наша викторина состоит из пяти туров:

1-й тур – Пушкиниана.

2-й тур – Сказки зарубежных писателей.

3-й тур – Чей это портрет?

4-й тур – Русские народные сказки.

5-й тур – Сказки русских писателей.

На столе разложены карточки с названиями туров, каждый тур имеет свой номер. Бросив кубик с шестью цифрами, мы определяем номер тура. На карточке – 10 вопросов, команды произвольно выбирают номер вопроса. За правильный ответ – 2 балла.

1-й тур. Пушкиниана

1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу? (Свет мой, зеркальце! скажи, // Да всю правду доложи…)

2. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. // Царствуй, лежа на боку!)

3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой // У самого синего моря)

4. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

5. Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (Тридцать лет и три года)

6. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх и плотник)

7. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)

8. Из какой сказки эти строки?

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

9. Из какой сказки эти строки?

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка? (За такое одолженье, – // Говорит он в восхищенье, – // Волю первую твою // Я исполню, как мою)

2-й тур. Сказки и произведения зарубежных писателей

1. Как Робинзон Крузо назвал пленника, которого он спас? (Пятница)

2. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам, мастер по уборке комнат, товарищ по играм и большой выдумщик? (Карлсон)

3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи, например такие:

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет?

В самом деле, почему

Мед так нравится ему?

(«Винни-Пух и все-все-все»)

4. Как звали мальчика-овоща? (Чиполлино)

5. Назовите одно из любимых выражений Карлсона. (Пустяки, дело житейское. Спокойствие, только спокойствие!)

6. Как бременские музыканты напугали разбойников? (Осел поставил передние ноги на подоконник, собака забралась ему на спину, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту. Они одновременно закричали и ввалились в домик через окно)

7. Сколько лет Робинзон Крузо жил на необитаемом острове? (28 лет)

8. Назовите страну, где вместо «Доброе утро» говорят «Спокойной ночи», а когда идут спать, говорят «Доброе утро»; где в булочных продаются канцелярские принадлежности, а хлеб надо покупать в канцелярских магазинах? (Страна лжецов)

9. Кто этот обжора? Какой писатель и в какой сказке о нем рассказал? «…Когда он был еще молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить все, что съел за день. Но потом он сказал себе: “Спать – это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть”. Поэтому он решил питаться и ночью, оставив для пищеварения часа два в сутки». (Барон Апельсин. Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»)

10. Кто ездил на бал в тыкве, превращенной в карету? (Золушка)

3-й тур. Чей это портрет?

1. Кто это такая? Кто нам о ней рассказал?

«…Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег-то от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные. […]

…На березе уж листочки зашумели… припевать стала: «У меня тепло! У меня светло! Красно летичко!»

А сама волчком да волчком – сарафанчик пузырем». (Огневушка-Поскакушка из одноименного сказа П. Бажова)

2. Кто это такой? В сказке какого писателя вы о нем читали?

…В сарачинской шапке белой // Весь как лебедь поседелый… (Звездочет. А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

3. Чей это портрет? Как называется сказка? Кто ее написал?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4. А это о ком сказано? В какой сказке? Кто ее автор?

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(О царевне. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. В какой сказке вы прочитали про эту красавицу? Кто автор сказки?

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Царевна Лебедь. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

6. А это кто? Из какой сказки?

«…Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные». (Зверь лесной, чудо морское. С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)

7. Из какой сказки этот великан? Какой народ придумал эту сказку?

«…Голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как придорожные столбы, рот – как пещера, а глаза его метали искры». (Джинн из арабской сказки «Алладин и волшебная лампа»)

8. Кто это? Где вы с ней встречались? Кто о ней написал?

«…Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна – вся из ослепительно белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости». (Снежная королева из одноименной сказки Г.Х. Андерсена)

9. Какой автор и в какой сказке описал этого урода?

«…Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, – совсем маленький». (Карлик Нос из одноименной сказки В. Гауфа)

10. Кто это такой? Из какой сказки?

«…Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, – и на всем лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип, это поразило Элли». (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»)

4-й тур. Русские народные сказки

1. Кто с кем спорил: «Твои вершки, а мои корешки»? (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь»)

2. Этот герой очень любит мед и кашу, а еще пирожки… Скажите, как это его на пирожках провели? (Медведь из сказки «Маша и медведь». Маша испекла пирожков и попросила медведя отнести их ее дедушке и бабушке. А сама забралась в корзину. Как только медведь останавливался, чтобы съесть пирожок, она говорила ему: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!» Так медведь и донес ее до деревни)

3. В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? (В сказке «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Другое название этой же сказки – «Бой на Калиновом мосту»)

4. За что и как получил Матюша Пепельной свою силу великую? (За то, что птенцов птицы Магай укрыл, накормил, от смерти спас, птица дала ему три глотка из кувшина, возле дуба зарытого)

5. Как мужик разделил одного гуся на семерых и себя не обидел? (Барину – голову, барыне – задок, двоим сыновьям – ножки, двум дочерям – крылышки, а себе – все туловище)

6. Какими словами обычно начинаются русские сказки? («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»)

7. В сказке говорится: «Катится наливное яблочко по серебряному блюдечку, а на блюдечке все города видны и села, поля и моря, и гор высота, и небес красота, ясно солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются». Это в сказке, а что у нас теперь в жизни вместо наливного яблочка да серебряного блюдечка? (Сейчас у нас есть телевизор, подзорная труба, полевой бинокль, телескоп и т. д.)

8. Вспомните последний бал в сказке «Царевна-лягушка». Какие чудеса творила Василиса Премудрая? (Во время танца махнула одной рукой – озеро разлилось, махнула другой – лебеди полетели)

9. Есть такая сказка: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Что это такое: «…принеси то, не знаю что»? (Сват Наум)

10. Из какой сказки эти строчки?

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко…

(«Петушок – золотой гребешок»)

5-й тур. Сказки русских писателей

1. Как зовут волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась? (Бастинда. Не умывалась 500 лет)

2. Кто придумал почтальона Печкина и троих из Простоквашино? (Э. Успенский)

3. Как звали трех толстяков из повести Ю. Олеши «Три толстяка»? (Имен нет)

4. Чтобы вернуться домой, Элли должна была помочь «трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний». Что это за существа и какие у них были желания? (Страшила хотел получить мозги, Железный Дровосек – сердце, Трусливый Лев – смелость)

5. Из какой сказки эти стихи? Кто ее автор?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели.

(«Цветик-семицветик» В. Катаева)

6. В какой сказке герой шел в школу, а оказался в кукольном театре? (Буратино)

7. Какое полное имя было у малыша Сиропчика в трилогии Н. Носова о Незнайке и его друзьях? (Сахарин Сахариныч Сиропчик)

8. Назовите как можно больше стран, по которым путешествуют герои сказок А. Волкова? (Страна Болтунов, Прыгунов, Мигунов, Жевунов, Голубая, Фиолетовая, Желтая, Розовая)

9. В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу и как звали повариху, которая знала секрет ее приготовления? (Барбацуца. С. Прокофьева. «Лоскутик и облако»)

10. В чем была волшебная сила Золотой Шапки и серебряных башмачков? (Если произнести волшебные слова, то появлялись Летучие Обезьяны и выполняли желания хозяина Шапки. Если стукнуть каблуком о каблук, то серебряные башмачки переносили в любое место)

Викторина «Сказки Чуковского»

Продолжите стихотворные строки сказки Чуковского и скажите, из какого произведения они взяты.








Ответы: 1. …пошел, пошел. («Федорино горе») 2…к умывальнику опять. («Мойдодыр») 3…заиньке темно. («Краденое солнце») 4. …По аллее проходил. («Мойдодыр») 5. Все сгорели Карусели? («Телефон») 6…приколачивать. («Тараканище») 7…И сушеными грибами. («Путаница») 8…Будто кто ее щекочет. («Доктор Айболит») 9…С бабочками пляшут. («Муха-Цокотуха») 10…И помчалось колесом? («Мойдодыр») 11. …Море синее зажгли. («Путаница») 12…за животики. («Доктор Айболит») 13…и пропал. («Краденое солнце») 14…умою ключевой. («Федорино горе») 15. …Маленький фонарик. («Муха-Цокотуха») 16…От Гиппопотама! («Доктор Айболит») 17…умывальник // И качает головой. («Мойдодыр») 18. … «му» да «му», // А к чему, почему – // Не пойму! («Телефон») 19. …Задом наперед. («Тараканище») 20…И молчок! («Муха-Цокотуха»)

Подведение итогов

Вариант 1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ

А. Каждому участнику викторины дается карточка с цитатами, которую он заполняет. Время на заполнение (от 3 до 6 минут) определяется ведущим.

Время можно «оживить», используя песочные часы или песенку (мелодию), которая длится соответствующее количество минут.

Б. Участники могут тянуть жребий – карточки с номерами вопросов. Например, играют 8 человек – и каждый вытягивает по три карточки. В этом случае викторина проводится устно. Ведущий зачитывает номер цитаты и саму цитату, участник продолжает текст, называет автора и произведение. За правильный ответ дается один балл.


Вариант 2. ГРУППОВОЕ УЧАСТИЕ

Каждой команде (группе) предлагается карточка с вопросами-цитатами. Определяется время ее заполнения. Побеждает команда, правильно ответившая на большее количество вопросов за отведенное время.

Викторина «Отгадай произведение»

Вспомните названия произведений по начальным фразам.


Бланк для ответов






Ответы: 1.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей». 2.П. Ершов. «Конек-горбунок». 3.В. Гауф. «Карлик Нос». 4.Е. Велтистов. «Приключения Электроника». 5.П. Бажов. «Каменный цветок». 6.Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»[1]. 7.Р. Киплинг. «Маугли». 8.Э. Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»[2]. 9.К. Чуковский. «Доктор Айболит». 10. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Викторина «Отгадай-ка героев сказок и литературных произведений (по подсказкам)»

Ведущий. Отгадайте по подсказке, о каком герое идет речь. Чем меньше подсказок вы используете, тем больше баллов получите.

Одна подсказка – 9 баллов, две подсказки – 8 баллов и т. д., то есть если при ответе на вопрос были использованы все девять подсказок, то начисляется только 1 балл.

1

1. Это весьма непоседливый и любопытный герой.

2. Его интересовали разные стороны науки и искусства.

3. Он легко вступал в контакт с другими героями, но настоящих друзей у него было мало.

4. Его богатое воображение помогало ему делать из мухи слона.

5. У него – все задатки лидера, он стремился к руководству при всяком удобном случае.

6. Он редко доводил дела до конца и легко согласился на путешествия.

7. Из-за природного любопытства он попадал в трудные ситуации, из которых ему все же удавалось выпутаться.

8. Он всегда давал себе слово не попадать больше в неприятные ситуации и всегда это слово нарушал.

9. Если бы он лучше учился и больше знал, то ему не дали бы такое имя.

2

1. Он очень благородный, о чем неоднократно напоминает автор.

2. Он постоянно заботится о Прекрасной девочке.

3. Он всегда ее защищает.

4. Он помогает не только Прекрасной девочке, но и ее друзьям.

5. Ради друзей он может вступить в схватку с превосходящими силами противника.

6. Он может даже вступить в конфликт с представителями власти.

7. Ради девочки он с радостью выполняет роль мальчика на побегушках.

8. Он готов подставить своей хозяйке спину.

9. Он всегда точен, так как носит часы на передней лапе.

3

1. Главная героиня – маленькая представительница прекрасного пола.

2. Ее редкое имя говорит о ее росте.

3. Это не отталкивает некоторых недостойных представителей сильного пола.

4. Разные представители сильного пола претендуют на ее руку.

5. Долгое время она предпочитала жить одна.

6. Природные условия вынудили ее спуститься под землю и пойти в услужение.

7. Но и здесь ей предлагали нежелательный союз.

8. Эта героиня спасла жизнь своему будущему другу.

9. Этот друг помог ей убежать от крота и стать женой эльфа.

4

1. Юная героиня имеет профессию, которая считается не очень почетной.

2. Ближайшие ее родственники эту профессию не уважают.

3. Неожиданная помощь приходит от женщины, не имеющей возраста, и мальчика.

4. Работа с овощными культурами и вредными грызунами способствует тому, что и на ее улицу приходит праздник.

5. Этот праздник прерывается, потому что самое распространенное устройство, изобретенное человечеством, работает неправильно.

6. Торопливость героини вынуждает человека, который занимает намного более высокое, чем она, положение в обществе, проводить испытания изделия стекольной промышленности.

7. Единственный положительный результат этих испытаний приводит героиню к счастью.

8. Ее счастье становится причиной несчастья трех женщин.

9. Ее имя стало нарицательным, когда речь идет о существенном изменении положения женщины в обществе.


Ответы: 1. Незнайка. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей». 2. Пудель Артемон. А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 3. Дюймовочка. Г.X. Андерсен. «Дюймовочка». 4. Золушка. Ш. Перро. «Золушка».

Викторина «Отгадай-ка-2»

Одна подсказка – 5 баллов, две – 4 балла и т. д., то есть если использованы пять подсказок, то начисляется 1 балл.

1

1. С момента появления на свет ОН умел плавать.

2. ОН не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.

3. Как и все дети, ОН был очень доверчив, верил мошенникам.

4. ОН любил «страшные приключения», но однажды чуть жестоко не пострадал из-за мелкого, но свирепого грызуна.

5. А еще ОН был очень любопытен и имел длинный нос.

2

1. У НЕЕ было два хозяина – старик и старуха.

2. Свои непосредственные обязанности ОНА порой выполняла блестяще!

3. Но самый дорогой результат ЕЕ усилий однажды уничтожил мелкий грызун.

4. ОНА пообещала восполнить потерю, но уже не с блеском, а как обычно.

5. Ее прозвище происходит от слова «рябой».

3

1. Главный действующий герой – глава небольшой крестьянской семьи.

2. ОН трудолюбиво возделывал свой огород.

3. Благодаря огромному опыту и хорошей квалификации ОН добился хорошего урожая.

4. ОН потребовал, чтобы все обитатели дома приложили усилия к сбору урожая.

5. Окончательный результат был достигнут благодаря решающему усилию мелкого грызуна.

4

1. ОНА с детства была привязана к цветам.

2. ЕЕ мирную жизнь нарушило грубое вторжение земноводного.

3. ЕЕ похитили, а затем отвергли из-за ЕЕ тонкой талии и двух прелестных ножек.

4. Мелкий грызун хотел выдать ЕЕ замуж за подземного обладателя роскошной шкуры.

5. Но ЕЙ удалось все же выйти замуж за эльфа.

5

1. ЭТОТ герой был очень капризен, по вечерам ОН изводил любящую его мамочку.

2. Из-за НЕГО его маме пришлось несколько раз сбегать к разным соседкам.

3. ОН не любил тихих или очень громких песен.

4. ЕГО легко было подловить на лесть и мягкие уговоры.

5. Поэтому ЭТОТ мелкий грызун однажды и был съеден Кошкой.

6

1. ОНА верой и правдой защищала своего хозяина от холода.

2. Но однажды хозяин потерял ЕЕ.

3. Какое-то время ЕЙ пришлось, подобно Теремку, укрывать разных обитателей, в том числе и мелкого грызуна.

4. Однако холод напомнил первому хозяину о НЕЙ.

5. Хозяин вернулся и снова надел ЕЕ на руку.

7

1. У ЭТОЙ героини не было матери, зато был отец-лесничий и две сводные сестры.

2. Героиня умела делать очень многое: ОНА могла и работать по дому, и танцевать до упаду.

3. ЕЕ желание танцевать на балу помогли осуществить не только добрая крестная, но и несколько мелких грызунов.

4. Правителю страны пришлось устроить настоящие смотрины всем девушкам государства, чтобы найти ЕЕ.

5. На балу ОНА потеряла свою туфельку из необыкновенного материала.


Ответы: 1. Буратино. 2. Курочка Ряба. 3. Дед из сказки «Репка». 4. Дюймовочка. 5. Глупый Мышонок из «Сказки о глупом Мышонке» С. Маршака. 6. Рукавичка. 7. Золушка.

Викторина «Сказочный алфавит»

Викторину можно провести как соревнование между командами. На обсуждение вопроса отводится 15 секунд, ответы даются письменно. Перед началом игры составляются 33 вопроса с ответами на все буквы алфавита. На буквы Й, Ё, Ь, Ъ, Ы предлагаются любые вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Верный ответ на любые вопросы (буквы Й, Ё, Ь, Ъ, Ы) оценивается в 3 балла.


А. Сказочное существо, которое чеканило золотые монеты ударом копыта. (Антилопа)

Б. Чип и Дейл – самые известные спасатели в мультяшном мире – были этими животными. (Бурундуки)

В. Имя змея из книги «Гарри Поттер и тайная комната». (Василиск)

Г. Он побывал в Стране лилипутов и Стране великанов. (Гулливер)

Д. Этот персонаж занимался торговлей кровососущими пресноводными червями. (Дуремар)

Е. Он использовал обогревательный прибор как транспорт. (Емеля)

Ё. У этого известного путешественника лошадь была привязана к крыше колокольни. (Мюнхгаузен)

Ж. Кустарник с прекрасными белыми цветками, давший имя этой героине. (Жасмин)

З. В сказках его произносят, чтобы случилось чудо. (Заклинание)

И. Былинный богатырь из города Мурома. (Илья)

Й. Вступление перед сказкой. (Присказка)

К. Ему удалось перехитрить двух людей и трех животных. (Колобок)

Л. Фруктовый принц съедобной страны. (Лимон)

М. Такой титул присвоил Кот в сапогах своему хозяину. (Маркиз)

Н. Кот ученый рассказывал сказки, направляясь в эту сторону. (Налево)

О. Кусок камня, с помощью которого его хозяин женился на принцессе. (Огниво)

П. Так зовут героиню одного из произведений Астрид Линдгрен, чье имя стало названием повести. (Пеппи Длинныйчулок)

Р. Мангуст, спасший многих от пары кобр. (Рикки-Тикки-Тави)

С. Город маленьких человечков, получивший свое название от небесного светила. (Солнечный)

Т. Маленький песик, унесенный вместе со своей хозяйкой ураганом. (Тотошка)

У. Медвежонок, нашедший себе «двуногого» друга, от которого пахло молоком. (Умка)

Ф. О горе этой женщины поведал детям К. Чуковский. (Федора)

X. Джинн из бутылки, совершивший много чудес для своего спасителя. (Хоттабыч)

Ц. Именно там попробовал свои артистические способности поросенок Фунтик. (Цирк)

Ч. На итальянском языке слово «лук» звучит как… (Чиполло)

Ш. Крыса, чуть не погубившая Буратино. (Шушера)

Щ. Он – герой повести Гофмана, в которой рассказывается о мышином короле. (Щелкунчик)

Ъ. Город, прославившийся поющими животными. (Бремен)

Ы. Это растение помогло сказочной героине доказать, что она настоящая принцесса. (Горох)

Ь. Царь с сыном, король с сыном и ремесленники сидели здесь. (На золотом крыльце)

Э. Сказочные существа, хранители горных сокровищ. (Эльфы)

Ю. Капитан Врунгель мечтал, что дети его старшего помощника Лома в будущем станут… (Юнгами)

Я. Именно она спасла двух детей от погони. (Яблоня)

Викторина «Сказочный транспорт»

Эти вопросы можно использовать также для проведения разминки.

На чем только не передвигались сказочные герои! Так кто же чем пользовался? Вспомните.




Турнир веселых и находчивых «В гостях у сказки»

Оформление: игроки – в костюмах сказочных героев; выставка рисунков ребят; иллюстрации к сказкам; плакаты «В гостях у сказки», «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»; музыка.

Турнир проводится между командами. После каждого тура можно объявлять итоги. Общий итог складывается из баллов, заработанных во всех турах.

1-й тур

Каждой команде дается листок с номерами вопросов и пустыми графами напротив. Ведущий читает вопрос, команда обсуждает его и пишет ответ в соответствующей графе. Итоги подводятся по количеству правильных ответов.

Угадайте героя

1. Продавец лечебных пиявок.

2. Наследник трех толстяков.

3. Владелец яхты «Победа».

4. Девочка с голубыми волосами.

5. Добрая волшебница в сказке Ш. Перро «Ослиная шкура».

6. Тот, кто ходит в гости по утрам.

Ответы. 1. Дуремар. 2. Тутти. 3. Капитан Врунгель. 4. Мальвина. 5. Сирень. 6. Винни-Пух.

2-й тур

Угадайте имя сказочной девочки

На доске или плакате написан набор букв, из которого за определенное время (30–60 секунд) надо составить имя девочки из сказки. Команды пишут ответ на листочках.

ЛОЖЕАСБКНЕ

(Ответ: Белоснежка)

3-й тур

Команды пишут ответы на листочках. Если играют три команды, можно устно задать по одному вопросу каждой команде.

Ответьте не вопросы

Какому герою сказки Ш. Перро принадлежат все эти предметы?

1. Шляпа с пером. 2. Шпага. 3. Сапоги. (Коту в сапогах)

Какое из этих слов выложил Кай?

1. Снежинка. 2. Теплота. 3. Вечность. 4. Молодость. (Вечность)

Какие из этих цветов собирала падчерица из сказки «Двенадцать месяцев»?

1. Ландыши 2. Подснежники 3. Васильки 4. Ромашки. (Подснежники)

4-й тур

Используя буквы слова СНЕГУРОЧКА, составьте из них как можно больше слов за 5 минут. (Время выполнения задания можно увеличить или уменьшить.) Каждую букву можно использовать в слове только один раз.

(Снег, рог, сор, роса, нос, сон, кон, ар, сук, коса, оса, река, ручка, рак, рок, ранг, чеснок, сера, гора, рагу, круг, сок, урок, негр и т. д.)

5-й тур

Сколько сказок прозвучало?

Это сказка-небылица. Послушайте ее и скажите, какие сказки здесь упоминаются.

Вариант 1. Ведущий медленно читает текст. Каждая команда записывает на отдельных листках названия сказок, фрагменты из которых прозвучали в тексте.

Вариант 2. Каждой команде предлагается свой текст. Определено время выполнения – 5–7 минут. Каждая команда записывает ответы на отдельных листках.

Баллы начисляются по количеству отгаданных сказок.

Но начать ли все сначала? Жили-были дед да баба, была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и все было хорошо, да не дал им бог деточек. Вот и говорит старуха старику: «Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись ей, да выпроси у нее яичко, да не простое, а золотое». И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи. Смотрит в море, даже очи разболелись.

А старик в это время не шутит: руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у нее выпрашивает. А старуха в избе усмехается да Ивана-дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать, и захотелось старухе ключевой водицы испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда – оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь – лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы. А тут мышка бежит и голосом молвит человеческим: «Не пей, старая, козленочком станешь». Не послушалась старуха мышку и напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращался с охоты. Глядь – лягушка сидит. Натянул он стрелу, прицелился… Тут взмолилась лягушка: «Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь». Так оно и вышло, по-лягушачьи.

Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, с водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и стала такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Тут и свадебку сыграли. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. А старик у синего моря и по сей день ходит: пойдет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит – ту, что я вам рассказала. Вот и получается, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам и старикам урок.

(«Лиса и заяц», «Сказка о золотой рыбке», «Снегурочка», «Курочка Ряба», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Муха-Цокотуха», «Баба-Яга», «Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане…», поэма «Руслан и Людмила»)

Игра-викторина «Хоровод сказок»

Желательно перед началом игры разделить детей на две группы и предложить им немного подготовиться: придумать название группы, нарисовать эмблему, выбрать музыкальный эпиграф (фразу или куплет песни), приготовить костюмы для героев, принять участие в конкурсе рисунков. Так они лучше настроятся на игру.

Оформление: эмблемы; рисунок Дюймовочки, закрытый лепестками с заданиями; рисунки, на которых изображены сказочные персонажи; рисунки, на которых изображены сказочные предметы; рисунки ребят для конкурса «Страна чудес».

Условия игры: в игре принимают участие две команды. Каждой команде выдается листок, на котором нарисована сердцевина цветка. К ней приклеиваются лепестки: красный (2 балла) – за каждый правильный ответ, который команда дает самостоятельно, синий (1 балл), если команде была оказана некоторая помощь. Победитель определяется по количеству баллов.

Звучит музыка.

Ведущий. Итак, наше путешествие в мир сказок начинается!

Представление команд: название, эмблема, музыкальный эпиграф команды.

Жюри оценивает качество исполнения, оригинальность названия, связь между названием, эмблемой и песней.

Ведущий. Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто же они? Отгадайте!

– Эту девочку все узнают по ее головному убору. (Красная Шапочка)

– Его мамой была необыкновенно красивая лошадь, а сам он внешне был очень неказист. (Конек-Горбунок)

– Эта героиня за время сказки превращается из замарашки в принцессу. (Золушка)

К нам пришла еще одна сказочная героиня, но она спряталась в лепестках цветка. Кто же она? Мы узнаем это, отрывая лепестки с заданиями.

1-й тур. Чей это портрет?

(В первых двух турах команды записывают ответы на листках в табличках напротив номера вопроса.)

1. Она была так прелестна, так нежна – вся из ослепительно белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. (Снежная королева)

2. Странный неопознанный объект, напоминающий бочонок, летает над Стокгольмом. Он издает звуки, похожие на гул самолета. У представителей авиакомпании возникло предположение, что это спутник-шпион и его необходимо передать в руки полиции. (Карлсон)

3. Стоит она в дорогой собольей душегрейке, // Парчовая на маковке кичка, // Жемчуги огрузили шею, // На руках золотые перстни, // На ногах красные сапожки. // Перед нею усердные слуги; // Она бьет их, за чупрун таскает. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

2-й тур. Угадай сказку и назови ее автора

Из какой сказки эти слова?

1. Тыква, тюрьма, ключи, слезы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Дж. Родари. «Чиполлино»)

2. Замок, сапоги, поле, осел, шляпа, лев, маркиз, река. (Ш. Перро. «Кот в сапогах»)

3. Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, сундук. (Г. Х. Андерсен. «Огниво»)

3-й тур. Кто автор сказки?

Каждой команде дается карточка, в которой необходимо подчеркнуть фамилию автора литературного произведения.




Пока команды работают, со зрителями проводится конкурс «Угадай-ка!» Из четырех вариантов ответов необходимо выбрать нужный[3].


На какой птице летала Дюймовочка:

а) ласточка; б) стриж; в) воробей; г) сова?


Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке:

а) из рубанка; б) из топора; в) из молотка; г) из электродрели?


Что разбудило Спящую красавицу:

а) будильник; б) поцелуй принца; в) телефонный звонок; г) шумные соседи?


Кого не было среди бременских музыкантов:

а) осла; б) гуся; в) кота; г) собаки?


Что обнаружил Буратино за заветной дверью в каморке папы Карло:

а) поле чудес; б) лесопилку; в) театр; г) Страну дураков?


Что потерял ослик Иа в сказке «Винни-Пух и все-все-все»:

а) совесть; б) гриву; в) зубы; г) хвост?


Какая рыба изменила жизнь Емели:

а) щука; б) пиранья; в) пескарь; г) ерш?


Какое яйцо снесла курочка Ряба:

а) золотое; б) киндер-сюрприз; в) Фаберже; г) пасхальное?


Кто торговал пиявками в сказке «Золотой ключик»:

а) Карабас Барабас; б) кот Базилио; в) папа Карло; г) Дуремар?


Благодаря кому репку все-таки вытащили:

а) деду; б) внучке; в) мышке; г) Жучке?


Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина:

а) Кощей Бессмертный; б) Карлсон; в) Винни-Пух; г) крокодил Гена?


Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки:

а) расстегай; б) рогалик; в) колобок; г) бублик?


Кто сделал из полена Буратино:

а) Карабас-Барабас; б) папа Карло; в) Дуремар; г) Мальвина?


По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу:

а) по золотому зубу; б) по костяной ноге; в) по бриллиантовой руке; г) по пышному парику?


Как зовут итальянского Буратино:

а) Пьеро; б) Арлекино; в) Чиполлино; г) Пиноккио?


Какая из этих сказок не принадлежит перу Г.Х. Андерсена:

а) «Дюймовочка»; б) «Русалочка»; в) «Золушка»; г) «Огниво»?


Как звали мальчика, выпустившего из бутылки старика Хоттабыча:

а) Петька; б) Волька; в) Колька; г) Венька?


Какие волшебные слова говорил Али-Баба, чтобы ворота открылись:

а) Сама-сама; б) Бим-бом; в) Сим-сим; г) Вах-вах?


К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с репкой:

а) к внучке; б) к залу; в) к Жучке; г) к дочке?

Какой титул присвоил Кот в сапогах своему хозяину:

а) маркиз; б) барон; в) виконт; г) граф?

4-й тур. Чей предмет?

Ведущий называет и показывает сказочные предметы. Необходимо назвать сказочного персонажа, которому принадлежат эти предметы.

1. Сапог (Кот в сапогах)

2. Зонтик (Оле-Лукойе)

3. Докторская шапочка (Доктор Айболит)

4. Сани (Снежная королева)

5. Шляпа (Незнайка)

6. Печь (Емеля)

5-й тур. Что это за сказка?

Каждая команда представляет театрализованный фрагмент сказки, а другие команды называют сказку и ее автора. Когда команды готовятся к выступлению, в зале продолжается конкурс «Угадай-ка!». Жюри оценивает оригинальность и артистизм исполнения, ответы команд.

6-й тур. Блиц-конкурс

Каждая команда должна за 30–60 секунд (выбор времени зависит от возраста участников) ответить на возможно большее количество вопросов. Отвечать надо сразу, без обдумывания и пауз. Сколько правильных ответов дано, столько баллов и заработала команда. Начало и окончание конкурса можно обозначить звуковым сигналом.


1. За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов) 2. Кто ждал Красную Шапочку? (Бабушка) 3. Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино. (Почта) 4. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка) 5. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена «Дикие лебеди»? (Крапива) 6. Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха) 7. Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина) 8. Чем усыпили Белоснежку? (Яблоко) 9. Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной) 10. Какой герой с помощью своей бороды делал разные чудеса? (Старик Хоттабыч) 11. Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения. (Горошина) 12. Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла) 13. Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться. (Людоед) 14. То, что в сказках всегда побеждает. (Добро) 15. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла) 16. Что потеряла Золушка на балу? (Хрустальную туфельку) 17. Кличка собаки из сказки «Репка». (Жучка) 18. Сказочная героиня, владелица летательного аппарата. (Баба-Яга) 19. Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука) 20. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели ее и бабушки. (Красная Шапочка) 21. Подруга семи гномов. (Белоснежка) 22. Из какого хрупкого материала сделана вещь, которая помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку? (Хрусталь) 23. Предмет гордости Карабаса Барабаса. (Борода) 24. Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе) 25. Имя поросенка в сказке «Винни-Пух и все-все-все». (Пятачок) 26. Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей) 27. Этот герой любил похвастаться, за что и поплатился своей жизнью. (Колобок) 28. Транспорт Бабы-Яги. (Ступа) 29. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья) 30. Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)

Звучит музыка.


Ведущий. Итак, все лепестки нашего цветка сорваны, все задания вы выполнили. Кто же к нам пришел? Вы видите – это Дюймовочка.

Полученные цветки с лепестками собираются. Жюри подсчитывает очки команд. В зале проводится музыкальная пауза.


Ведущий. Заканчивается наше путешествие по Стране сказок, чудес и волшебства! Но зато теперь вы сможете продолжить его сами. Стоит вам открыть книгу сказок – и в путь! Молодцы! Вы все славно потрудились! А кто у нас сегодня был лучшим?

Жюри объявляет победителей игры. Награждение победителей.


Ведущий. Но нам хотелось бы отметить еще ребят, авторов этих прекрасных работ.

Проходит награждение участников конкурса рисунков «Страна чудес».


Ведущий. В добрый путь! До новых встреч в Стране сказок!

Викторина «В зоопарке»

Варианты проведения викторины.

А. Если викторина не командная, каждый участник может выбирать карточку с вопросом и отвечать на него.

Б. Командная игра. Каждой команде предлагается ответить на определенное количество вопросов (две команды – по 15 вопросов, три – по 10). В этом случае викторина проводится устно. Если у одной команды нет ответа, другая может дать свой вариант ответа.


1. Они больше всего похожи на человека.

2. Кто это там такой большой, с хоботом?

3. У какого животного такая длинная шея, что поднимается над забором?

4. А это герой сказки Чуковского, у которого были детки Тотоша и Кокоша.

5. Кто этот серый хищник, похожий на собаку?

6. Они свернулись клубком и спят, совсем как Каа. Кто это?

7. У этой огромной кошки пышная грива.

8. А вот еще кошка, длинная, грациозная, черная.

9. Кто это белый, мохнатый, плавает в бассейне?

10. А это что за огромные птицы, которые не летают, а бегают?

11. У кого это такая огромная пасть?

12. Кто там смотрит хитрыми глазками и рыжим хвостом помахивает?

13. А это что за полосатые лошадки?

14. Что за сердитая птица с огромными когтями?

15. А вот какой-то зверек дремлет, свернувшись клубком на ветках дерева. Кто это?

16. У этого зверька нос – совсем как у утки. Кто он?

17. Посмотри, какая красивая птица! А хвост – просто прекрасный веер!

18. А этот зверек будто стирает.

19. Ой, какой страшный! И рог на носу!

20. Кто эти стройные козочки?

21. А это любитель меда. Такой большой, бурый. Кто он?

22. Посмотри, какие косоглазые и ушастые! Совсем как кролики!

23. А тут детеныш из сумки выглядывает. Тепло ему с мамой.

24. Птички – просто как бабочки. И маленькие.

25. Клыкастый и на свинью похож.

26. А у этой козочки нос горбатый.

27. Рыбок-то сколько! Хвост, как вуаль.

28. Самый крупный дикий бык с небольшими рогами.

29. Эта дикая австралийская собака считается одной из древнейших. Кто это?

30. Кто это все время грызет орешки? И прыгает так легко?


Ответы: 1. Обезьяны. 2. Слон. 3. Жираф. 4. Крокодил. 5. Волк. 6. Змеи. 7. Лев. 8. Пантера. 9. Белый медведь. 10. Страусы. 11. Бегемот. 12. Лиса. 13. Зебра. 14. Орел. 15. Ленивец. 16. Утконос. 17. Павлин. 18. Енот. 19. Носорог. 20. Газели. 21. Бурый медведь. 22. Зайцы. 23. Кенгуру. 24. Колибри. 25. Кабан. 26. Сайгак. 27. Вуалехвост. 28. Зубр. 29. Дикая собака Динго. 30. Белка.

Загадки от имени сказочных героев

Эти загадки можно использовать и для разминки, и как самостоятельный конкурс. В последнем случае количество баллов за каждый правильный ответ определяет ведущий.


1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут злые, жестокие и хитрые…» (Колобок)

2. «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» (Теремок)

3. «Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас мной все любовались бы…» (Яичко из сказки «Курочка Ряба»)

Конец ознакомительного фрагмента.