Вы здесь

Детские музыкальные праздники. Посвящение в первоклассники (С. В. Фатеев, 2013)

Посвящение в первоклассники

Этот праздник отличается от предыдущего тем, что в нем делается акцент на те небольшие навыки, которые первоклассники уже получили в течение первых нескольких месяцев учебы в школе, на спортивный интерес и желание выиграть в конкурсах.

Действующие лица:

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА – будущая ведьма, возраст которой на данный момент соответствует возрасту семилетней девочки. Это озорная, но добрая шалунья, которая ненавидит колдовское ремесло и желает жить по законам детства. Что-то вроде Пеппи Длинный чулок, только одета она иначе: штанишки до колен, рубаха на выпуск, косички торчат в разные стороны. Одежда яркая, аляпистая: зеленые, коричневые, желтые тона.

ВОРОН АБРАХАС – мудрый наставник маленькой Бабы-Яги, который по долгу службы и по велению старых ведьм должен обучить ее колдовским премудростям и оберегать от разных неприятностей. Он владеет колдовской книгой, по которой обучает малышку волшебным приемам. На голове у ворона белый парик с косичкой времен семнадцатого века, черный накладной нос как у настоящего ворона, (он делается из резины и приклеивается специальным лаком или медицинским клеем БФ). Одет в черный фрак, причем брюки до колен, белые гольфы и остроконечные ботинки. Не забудьте про белую манишку или рубашку, потому что у ворона должна быть белая грудка. Яркий бант красного или коричневого цвета повязывается на шею.


Налицо конфликт – учитель, желающий передать свои знания ученику и ученик, не желающий учиться.

Конкурсы и реквизит к ним планируются в зависимости от количества классов, присутствующих на празднике. Лучше, если их будет не больше пяти. Если есть возможность, можно разбить параллель по три класса. Обязательно должны присутствовать родители и, несомненно, классные руководители.


На сцене ворон Абрахас, который ждет свою маленькую ученицу на урок.

ВОРОН АБРАХАС (возбужденно-обиженный). Это безобразие! Пора начинать урок математики, а она неизвестно где гуляет! Эти современные маленькие ведьмы совершенно несносны! Они ничем не занимаются, ничем не интересуются и ничего не хотят знать! У меня появилось огромное желание клюнуть ее и как можно больнее! Что это я? У педагога не должно быть таких мыслей! Что я говорю! Что я говорю!

Возбужденно двигается по сцене. Именно в таком состоянии его застает маленькая Баба-Яга. Она залетает на сцену с «крысой» в руках, которую она держит за хвост. Это просто игрушка, выполненная таким образом, чтобы была похожа на крысу. Возможны варианты.

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (протягивая крысу ворону). Смотри, Абрахас! Что я нашла!

ВОРОН АБРАХАС (отпрянув в сторону). Что это ты притащила? Выбрось немедленно эту дрянь и вымой руки с мылом! Карр! Как вам это нравится? Вместо того, чтобы заниматься, учиться, читать, писать, складывать и отнимать, она донимает мудрого ворона Абрахаса, который в ней души не чает. (обращается к маленькой Бабе-Яге) Мне это (указывает «крылом» на крысу) совсем не нравится! Ты ничего не знаешь! Ты ничего не умеешь! Карр!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (начиная сердится). Да, я – ведьма!

ВОРОН АБРАХАС (принимая гордую позу, скрестив на груди «крылья»). Какая же ты ведьма? Ты еще малышка.

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (возмущенно). Что?! Малышка?! Ты говоришь это мне?! Ты забыл, что мне уже двести восемьдесят лет!

ВОРОН АБРАХАС (насмешливо). Сколько? Двести восемьдесят лет? Конечно же, ты – малышка! Вот если бы тебе было пять тысяч лет, тогда бы ты не стала прогуливать уроки и таскать домой всякую гадость. Карр!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (как будто пытается передразнить ворона). Для меня твои уроки – гадость!

ВОРОН АБРАХАС. Неизвестно что худшая гадость: твои уроки или злые проделки ведьм. Немедленно садись за колдовскую книгу.

Протягивает колдовскую книгу, которую маленькая Баба-Яга отталкивает рукой. Та со стуком падает на пол.

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Не хочу! Она мне противна! В ней даже нет картинок!

ВОРОН АБРАХАС (не выдерживает). Все! Мне надоело с тобой возиться! Надоело! Отправляйся в обычную школу! Там будут картинки и все остальное! Пойдешь в самый первый класс и будешь первоклассницей! Карр!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Кем я буду?

ВОРОН АБРАХАС. Первоклассницей!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Первоклассницей?! А кто это?!

ВОРОН АБРАХАС (насмешливо). Ты даже не знаешь кто такой первоклассник! Тебе двести восемьдесят лет! Первоклассник – это ученик, который учится в школе первый год, в первом классе. Посмотри на этих ребят (указывает на зрителей). Все они – первоклассники.

БАБА-ЯГА (уважительно). Да? Послушай Абрахас, они настоящие?

ВОРОН АБРАХАС (смеется). Какие же они по твоему? Конечно, настоящие, живые мальчики и девочки. Подойди потрогай любого из них.

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (начинает горячиться). Я не про это! Помнишь, ты читал мне про рыцарей. Они должны были пройти через разные испытания. Только тогда они становились настоящими рыцарями!

ВОРОН АБРАХАС (ошарашенно). Да? Вот об этом я совсем не подумал… Действительно, с одной стороны, они вроде как бы настоящие… С другой стороны, про рыцарей ты верно подметила… Карр… Давай сделаем вот что! Устроим испытания! Докажем, что перед нами настоящие первоклассники, настоящие учителя, настоящие родители! Все настоящее! Это говорю я – мудрый ворон Абрахас! Карр! Итак, мы начинаем испытания! Сегодня вместе с нами: первый «А» класс! Первый «Б» класс! Первый «В» класс!


Каждый класс демонстрирует свое присутствие тем, что учащиеся поднимаются с мест или машут руками или поднимают кверху флажки, шарики и т. д. Ворон таким образом делает перекличку, потому что иногда бывает так, что не все классы присутствуют на празднике. Об этом, конечно, следует знать заранее.

Ворон Абрахас выносит на сцену ребус. Лучше всего ребус изготовить следующим образом: лист ДВП разрезать на полоски 130 * 40 см, выкрасить каждую белой эмалью и наклеить картинки, вырезанные из цветной бумаги. Бумага должна быть темной, чтобы хорошо выделяться на белой поверхности. Хорошо, если картинки будут разных цветов. Слова, зашифрованные в ребусы и предназначенные для разных классов, должны быть одинаковыми по числу букв, чтобы шансы были равны. Лучше всего выбрать слова, в которых пять-шесть букв.

Сначала надо разобрать один из ребусов (лишний), объяснив как именно его расшифровывать. Для этой цели можно вызвать одного или двух учеников и с их помощью найти нужное слово. Тогда ребята не будут путаться при выполнении задания и сделают все быстро и правильно. Затем, ребус-пример убирается совсем и раздаются отдельные ребусы для каждого класса.

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Что это? Рисунки какие-то! Листики, домики, елочки… Абрахасик! Подожди минутку! Я сейчас наколдую и все это станет настоящим!

ВОРОН АБРАХАС. Не надо! Это всего навсего ребус! С помощью этих рисунков зашифровано слово. Нужно сложить первые буквы каждого словечка, обозначающего предмет. Каждый класс будет «колдовать» над своим ребус, а мы посмотрим, кто сделает это быстрее! А пока давайте поучимся.


Проходит предварительная работа, о которой мы уже упоминали. Затем, от каждого класса выходят по три представителя. Двое держат планшет с двух сторон, третий отгадывает. Кто это сделал первым – подает знак. Можно распределить места: Первое, Второе, Третье и так далее. Детям это будет интересно, потому что каждый болеет за свой класс. Маленькая Баба-Яга внимательно следит за очередностью классов, ворон Абрахас «принимает работу», спрашивая какое слово получилось у ребят и как это произошло. Бывает и так, что ребята неправильно отгадывают: не поняли какой предмет изображен, были невнимательны, поторопились. Вопросы ворона должны поставить все на свои места. Типичная ошибка: вместо «автомобиль» дети говорят «машина». Там, где должна быть буква «А» у них получается буква «М» и слово становится непонятным. Праздник должен быть не просто праздником, но и маленьким уроком, на котором через игру дети узнают новое.

Не забудьте про сладкие призы участникам. Они могут быть небольшими, обычными конфетами, однако их вручение приятно оживит ход праздника.

Ворон Абрахас подводит итоги: в этом конкурсе на первом месте первый «А» класс, на втором – первый «Г» класс, на третьем – первый «Б» класс и так далее.

ВОРОН АБРАХАС. Теперь мы хотим пригласить на сцену учителей, работающих в первых классах, классных руководителей.

Ворон называет классных руководителей по имени, отчеству и фамилии, просит поприветствовать их аплодисментами и приглашает на сцену. Также можно назвать имена и других педагогов, работающих с первоклассниками.

ВОРОН АБРАХАС. Мы с удовольствием представляем слово нашим учителям!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Абрахасик! Они такие же мудрые как и ты?

ВОРОН АБРАХАС. Конечно. Учить первоклассников – это серьезная и кропотливая работа.

Учителя поздравляют ребят с праздником, желают им успехов, звучат творческие поздравления. Этот момент не должен быть затянут, потому что ведущие переходят к главному.

ВОРОН АБРАХАС. Мы просим наших преподавателей провести небольшой урок. Еще раз рассказать нашим ребятам чему учат в школе. Даже не рассказать, а спеть…


Для того, чтобы исполнить всем известную песню «Чему учат в школе» нужно подготовить фонограмму «минус один», по тональности подходящую под голоса педагогов, обычно это тональность ля минор, аккомпанировать может также концертмейстер или ансамбль. Каждому преподавателю вручается текст песни (что-то вроде плана-конспекта, без которого учитель не придет на урок), потому что нет гарантии, что учителя помнят эту песню наизусть. Можно, конечно заранее отрепетировать этот номер, тогда не нужен будет текст под руками, в случае если вы не хотите устроить сюрприз.

Не забудьте вручить артистам микрофоны, заранее объяснив, что их нужно поднести как можно ближе ко рту. На расстоянии вытянутой руки они не принесут пользы.


Комментарии к песне: Мы советуем выбрать три куплета для исполнения: например первый, второй и четвертый, чтобы момент не был затянут. Три куплета – очень удобный вариант. Учителям также вручаются призы. Они будут тоже очень довольны.

ВОРОН АБРАХАС. Ой, беда! Ой, беда!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Что случилось, Абрахас?

ВОРОН АБРАХАС. Разбежались цифры! Перепутались знаки!

Ворон демонстрирует маленькой Бабе-Яге квадратные планшеты, на которых изображены цифры и знаки, составляющие пример. Только все они стоят не в том порядке каком нужно. Помощники держат в руках эти планшеты, так чтобы было наглядно. Например:

2 = 6 8 —

Получается полная чепуха.

ВОРОН АБРАХАС. Попробуй составить математический пример так, как он должен выглядеть на самом деле.

Маленькая Баба-Яга «пробует», но у нее ничего не получается. Она переставляет (передвигает участников по сцене) цифры туда-сюда, но при этом запутывает действие еще больше, под смех зрителей.

Ворон приглашает на сцену одного из первоклассников, присутствующих в зале, который расставляет участников, держащих в руках таблички, по порядку. Каждая табличка имеет размеры 50 х 50 см. Они также выкрашены белой эмалью. На поверхность наклеены цифры и знаки из цветной бумаги, которые должно быть видно издалека.

Первоклассник получает приз.

ВОРОН АБРАХАС. Видишь? Оказывается, это не так просто. Я думаю, что у ребят это получится намного лучше, ведь они – школьники, в отличие от Бабы-Яги. Пусть даже маленькой. Слушайте задание (обращаясь к зрителям)! Сейчас команда каждого класса (она назначена заранее классным руководителем и включает пять человек) получит свой перепутанный «пример» – пять табличек с цифрами и знаками и попробует как можно быстрее привести его в порядок. Для этого всем участникам нужно встать на свои места так, чтобы действие выглядело правдоподобно.

Все планшеты сложены по пять штук, цифры и знаки заранее перепутаны между собой. Команды разбирают каждая свою кучку и начинают «решать» пример. Побеждает та команда, которая составит пример первой. Участникам вручаются призы и они занимают места в зрительном зале.

ВОРОН АБРАХАС (торжественно). Сегодня на нашем празднике также присутствуют родители первоклассников!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Абрахас! Кто это – родители?

ВОРОН АБРАХАС. Это мамы и папы. Посмотри, даже бабушки ребят пришли сегодня к нам.

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (обиженно). Мамы… Папы… Даже бабушки… Абрахас! Почему у меня нет родителей?!

ВОРОН АБРАХАС. У тебя есть тетки.

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Ненавижу их! Они злые ведьмы! Они страшные!..

ВОРОН АБРАХАС (пытаясь успокоить малышку). У тебя есть я… Мудрый ворон Абрахас… Карр!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Я бы хотела иметь настоящих родителей, как эти ребята…

ВОРОН АБРАХАС (вздыхает). Боюсь, что это невозможно… Мы с тобой живем в сказке, а сказку переделать нельзя. Давай лучше познакомимся с родителями наших первоклассников! И поиграем с ними.

На сцену приглашаются мамы или папы по одной (одному) от каждого класса. Это должно быть организовано заранее классным руководителем. Ворон Абрахас знакомится с ними, каждый представляется, называя свое имя.


В последнее время популярна игра «Угадай мелодию», которую предлагают организаторы вечеров и дискотек. Конечно, же на таком мероприятии, как «Посвящение в первоклассники» нельзя играть в эту игру так, как она выглядит в программе телевидения. Достаточно воспроизвести один эпизод.

Мелодии можно выбрать такие:

«Дважды два четыре».

«Чему учат в школе».

«Волшебник недоучка».

«Песня первоклассника».

«Песенка крокодила Гены».

«Маленькая страна».

«Улыбка».

Будет вполне достаточно шесть-девять мелодий, чтобы не затягивать праздник. Узнавая мелодию участники должны поднять руку. Отвечает тот, кто сделал это быстрее. По числу угаданных мелодий определяется победитель.

Мелодии можно воспроизвести на любом из синтезаторов, делающем полную аранжировку, на другом музыкальном инструменте или с помощью фонограммы, которая заранее записывается на магнитофон.

Взрослым игрокам также следует вручить сладкие призы. Три разновеликих приза за первое, второе и третье место. Остальные – утешительные.


ВОРОН АБРАХАС. Как жаль, что ты не любишь читать…

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Ненавижу!

ВОРОН АБРАХАС. У тебя единственная книга – колдовская, а ты никак не можешь прочесть ее.

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Если бы в этой книге были сказки, тогда – другое дело. Мне было бы интересно. В ней даже картинок нет.

ВОРОН АБРАХАС. Сказки… Сказки пусть читают ребята, они просто обязаны делать это и в школе и дома. Кстати, надо проверить насколько хорошо они знают эти самые сказки. Мы объявляем литературный конкурс – викторину!


Этот конкурс массовый. Зрители должны поднять руку, как только найдут ответ. Ворон Абрахас читает вопросы, а маленькая Баба-Яга внимательно наблюдает кто быстрее поднимает руку. Это немаловажный момент. Дети всегда тщательно следят за «конкурентами» и если окажется что разрешили ответить ученику, который был совсем не первым, организаторов обвинят в бесчестности. Если этого не скажут вслух, то обязательно подумают.

Если же первый участник ответит неправильно, то, обращаясь за ответом к другим зрителям, уже можно не волноваться за «очередность» и разрешить ответить тем, кто вам понравится больше всего.

Ворон Абрахас задает вопросы:

1. Как звали девочку, ученицу, которая однажды увидела себя со стороны?

Ответ: Оля из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал».

2. У какого мальчика, ученика, коровы – плотоядные животные и едят котов?

Ответ: У Вити Перестукина из сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

3. В какой сказке удивительный доктор пытался вылечить девочку, которая не умела смеяться?

Ответ: В сказке С. Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика».

4. Как звали мальчика, который в четыре года умел читать, а в шесть лет сам себе варил суп?

Ответ: дядя Федор из сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

5. В какой сказке мальчик Юра обязательно должен был стать человеком?

Ответ: В повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!».

6. Этот коротышка слизывал языком свои кляксы, отчего те становились похожими на кометы. Кто это?

Ответ: Незнайка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

7. Какой сказочный зверь умел сочинять стихи?

Ответ: Винни-Пух из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

8. В какой сказке мальчик Петя все время отставал по школьным предметам и однажды превратился в старичка?

Ответ: в «Сказке о потерянном времени» Е. Шварца.

9. В какой сказке мальчик Якоб как бы уснул на долгие семь лет и научился готовить вкусные блюда?

Ответ: в сказке В. Гауфа «Карлик Нос».

10. Какой секрет помогал мальчику Алеше из сказки про черную курицу всегда знать свой урок?

Ответ: конопляное зернышко.

Внимание: дети могут не вспомнить, например, про конопляное зернышко. Можно допустить ответ, что это было просто зернышко или семечко. Необходимую деталь может добавить ведущий.

Вы, наверное, заметили, что почти все вопросы касаются сказок, в которых главными героями являются ученики, школьники. Это соответствует духу мероприятия и близко зрителям.

Возможно, некоторые дети заинтересуются сказками, которые они еще не успели прочесть.

Вернувшись к викторине, мы хотим предложить такой подход к конкурсу: организаторы могут выбрать наиболее понравившиеся вопросы, подходящие по уровню развития, при необходимости придумать свои. По ходу праздника следует внимательно следить за тем, чтобы момент не был затянут. Лучше отказаться от некоторых вопросов, если вы чувствуете, что дети устали. Никогда не настаивайте на своем: запланировано, так запланировано. Могут быть случаи, когда вопросов не хватит, а может быть и наоборот – дети начнут отвлекаться уже после трех ответов. Опытный шоу-мэн тут же заметит, что пора переключаться на другое событие.

Не забудьте вручить приз каждому, кто даст правильный ответ.

ВОРОН АБРАХАС. Мне кажется, мы забыли что-то важное…

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Что? Заглянуть в колдовскую книгу?

ВОРОН АБРАХАС. Нет…

МАЛЕНЬКАЯ БАБА ЯГА. Превратить кого-нибудь в лягушку?

ВОРОН АБРАХАС. Да нет же…

МАЛЕНЬКАЯ БАБА ЯГА: Тогда что же?

ВОРОН АБРАХАС. Спеть песню! На каждом празднике обязательно поют! Это может быть следующим испытанием! Сейчас мы с вами споем веселую жизнерадостную песню, таким образом: я буду петь по одной строчке, а вы будете каждую строчку повторять. И у нас получится общая песня. Попробуем? Только сначала давайте потренируемся: я буду говорить по одной строчке, а вы повторять.

Потренироваться надо, не то некоторые дети (даже большинство) не поймут что именно от них требуется. Мы хотим предложить для общего исполнения песенку из фильма «Семь стариков и одна девушка».

ВОРОН АБРАХАС. Повторяйте за мной:

Землю обмотали…

Зал повторяет.

Тоненькие нити…

Повтор.

Нити параллели…

Зрители произносят эту фразу.

Из озер и рек…

ВОРОН АБРАХАС. Все понятно? Тогда мы поем все вместе! Дружно, громко, а самое главное – весело!

Для исполнения песни нужен аккомпаниатор, ансамбль музыкантов, или фонограмма с записью песни. Разумеется, для того, чтобы песня прозвучала неторопливо и четко, ее нужно сыграть в размеренном диско, а не а рок-н-ролле советских шестидесятых годов, как это сделано по версии фильма.

ВОРОН АБРАХАС. А теперь – спортивное состязание! Мы объявляет соревнование по бакетболу!

БАБА-ЯГА. Не бакетболу, а баскетболу, Абрахас! Ты такой мудрый ворон, а делаешь ошибки.

ВОРОН АБРАХАС. Никаких ошибок! Я назвал игру совершенно правильно! «Бакет» – по-английски – означает «ведро», а «бол» – также по-английски – означает «мячик». В баскетболе мы забрасываем мяч в корзину, а в бакетболе – в ведерко. Вот такая разница. Только делать это мы будем по очереди. Каждый класс выделяет команду из пяти человек (это сделано уже заранее классным руководителем), которую мы приглашаем на сцену!

Для конкурса понадобятся: небольшое ведерко, лучше всего полиэтиленовое, которое можно украсить стикерсами на спортивную тему. Пять резиновых или полиэтиленовых мячиков небольших размеров. Если вы хотите организовать команды побольше, то вам понадобится большее число мячиков. Будьте внимательны, чтобы конкурс не был затянут по времени. Два добровольных помощника будут ловить улетающие прочь мячики, потому что не все они попадут в цель.

Задача каждой команды: участник бросает свой мяч в ведерко и отходит в сторону, чтобы дать возможность «выступить» своему товарищу. Ведерко должно стоять не слишком далеко. Оптимальный вариант – на расстоянии 1,5 или 2 метра. Иначе в него будет трудно попасть. Линию, за которую нельзя заступать, может отметить маленькая Баба-Яга, подставив свою ступню.

Побеждает та команда и тот класс, который сделает наибольшее число удачных бросков. Ворон объявляет результаты и вручает призы. Ему помогает маленькая Баба-Яга.

Не забудьте про помощников, которые помогали вам ловить убегавшие мячи.

ВОРОН АБРАХАС. Внимание! Наступает самый знаменательный момент нашего праздника! Наши первоклассники с честью справились со всеми испытаниями и сейчас им предстоит произнести торжественную клятву, чтобы обряд посвящения был завершен! Прошу всех подняться со своих мест! (это в первую очередь касается первоклассников, хотя постоять могут и остальные ради торжественности).

Торжественная клятва – это кульминация праздника. Ребята должны прочувствовать значительность момента. Наверняка, они надолго запомнят эту клятву, пусть даже не все будут следовать ей старательно. Прочитать текст клятвы может директор школы, который затем поздравит ребят, ставшими настоящими первоклассниками. Можно объявить директора «Главным магистром» и нарядить его в черную накидку и академическую шапочку. Ребята должны сказать слово: «Клянусь» после того, как ведущий произнесет предложение.

Текст клятвы.

1. Клянусь настойчиво овладевать знаниями и учиться только на «4» и «5».

2. Клянусь любить и уважать своих учителей и помогать им во всех начинаниях.

3. Клянусь приносить своим родителям только радость.

4. Клянусь быть хорошим товарищем для своих одноклассников.

5. Клянусь дружить с книгой и прочитать все сказки на свете.

6. Клянусь заниматься физической культурой и спортом и заботиться о своем здоровье.


ВОРОН АБРАХАС. Поздравляем вас, ребята!

МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Теперь вы – настоящие первоклассники!