Вы здесь

Детская ревность. Для тех, кто ждет еще одного ребенка. Практический курс для родителей. Глава 3. Начало полового воспитания (Н. И. Кулакова, 2012)

Глава 3. Начало полового воспитания

Ожидание еще одного ребенка – отличный повод для того, чтобы рассказать старшему о том, как дети появляются на свет, как развиваются в животике у мамы. Конечно, все зависит от возраста ребенка и тех вопросов, которые у него возникнут (а они почти наверняка возникнут). Даже если ребенок молчит, будьте уверены: они у него есть. Помню, мне было почти одиннадцать, когда мама была беременна сестрой и мы обсуждали с подружкой, все-таки от чего? От объятий и поцелуев или чего-то еще…

Как говорить с детьми на такую деликатную тему? Моя мама на вопросы о том, откуда я взялась, долгое время со смехом отвечала, что она нашла меня в смородине, поэтому у меня глазки как две смородинки.

Романтично только с виду, а вообще-то идея так себе, словно тебя подкинули и ты не родной (то же и с капустой или аистом), а уж версии «купили в магазине», «взяли в больнице», как выражаются подростки, – «просто жесть».

У большинства моих знакомых родители не могли спокойно говорить обо всем, что касается вопросов пола, отношений между мужчиной и женщиной. Практически каждый чувствовал, что родители «смущены, сконфужены, боятся или шутят, порой не по-доброму». Большинство родителей предпочитали уклоняться от прямых ответов, в лучшем случае подсовывали книги. Некоторые вынуждены были говорить о каких-то вещах уже после того, как ребенок узнал что-то от более просвещенных сверстников (как правило, не в самых лучших выражениях) или же испытал стресс физиологических изменений в своем теле (помните, как героиня романа «Поющие в терновнике» думала, что она скоро умрет, потому что у нее текла кровь?)… Немало случаев в моей практике, когда дети, чувствуя смущение родителей, предпочитали узнать обо всем у кого-нибудь другого и на всю жизнь сохранили ощущение, что это и все, что с этим связано, «что-то нехорошее, грязное». А людей, у кого не было бы комплексов по поводу своего тела, своей мужественности или женственности, вообще очень мало. Именно от воспитания в семье зависит, вырастет ли человек с представлениями о чистой и восторженной любви и сексуальности или со множеством комплексов и табу.

Большинство сегодняшних родителей хотели бы создать в своем доме открытую атмосферу, где дети могли бы свободно обо всем говорить. Как правильно просветить ребенка и когда это сделать?

Будьте морально готовы к тому, что дети зададут свои вопросы. Сохраняйте спокойствие независимо от того, о чем они будут спрашивать. Как правило, первые «половые» вопросы значат для детей не больше, чем все остальные их «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?». Заметив неуместное смущение, растерянность или страх родителей, ребенок как раз может заинтересоваться вопросом «поподробнее». Никогда не обманывайте ребенка и не говорите: «Пусть тебе про это расскажет…», «Вырастешь – узнаешь» и т. п. Будет лучше, если половым воспитанием своего ребенка займетесь вы сами, а не кто-то чужой.

Отвечайте только на поставленный вопрос. Ребенок, который спрашивает: «А откуда я взялся?» – не готов и не хочет выслушать развернутую лекцию на тему. Его интересует этот конкретный вопрос. Скажите спокойно, в двух словах, например: «Из маминого животика» Можно добавить, что вы с папой (мамой) мечтали о таком сыночке (или дочке), что он рос в мамином животике, а потом родился. Скажите, что мама вынашивает малыша, пока он растет, а когда он появится, заботится о нем: носит на ручках, кормит и пр. Сделайте акцент на любви, ведь это естественно, что люди любят друг друга, хотят иметь ребенка и передавать ему свою любовь.


Правило четвертое: Почаще говорите не о ребенке, которого вы носите сейчас, а о том, которому вы рассказываете: «Мы тебя ждали, ты был такой маленький, рос в животе и становился больше… А когда ты родился (пусть это слово войдет в обиход), как мы обрадовались! Папа даже крикнул “ура!”, потом мы позвонили бабушке…» Некоторые дети спрашивают: «А где я был до этого?» Ответ на этот вопрос зависит от вашей веры и жизненной философии.


Если ребенок задаст еще какой-то вопрос, ответьте и на него так же коротко и с акцентом на эмоции, на языке, доступном ребенку. Углубляйте знания постепенно, удовлетворяя интерес ребенка. Может случиться так, что ребенок спросит обо всем сразу. Это, скорее всего, значит, что где-то вне дома (например, в детском саду) поднималась эта тема. Расспросите поподробнее, кто и что рассказывал на эту тему. Опровергните мифы и дайте оценку неприличным выражениям (если они были), скажите, что так говорят только те, кто ничего не знает об этом, а вы знаете: ваш ребенок родился из-за любви.

Второй очень важный вопрос, который задают дети, – это «как?»: «Как я выбрался из живота?» Обычно это волнует их после 4–5 лет. Смело отвечайте: «Ты родился». За этим вопросом может последовать следующий: «Через пупок?» Отвечайте честно: «Нет, через специальную дырочку (многие дети в ужасе размышляют и даже обсуждают вопрос: из писи или из попы?)».

И наконец, третий вопрос: «Как я туда попал?» До школы можно обойтись без лишних подробностей: «Потому что мама и папа очень любили друг друга и хотели этого, папа дал маме свою клеточку, чтобы начал развиваться ребенок». Если ребенок не удовлетворен, объясните: чтобы кто-то появился, всегда соединяются две клеточки – мамина и папина, а у женщин внутри есть специальный мешок, в котором ребенок может расти в безопасности. Можно рассказать о растениях и животных, ведь весь мир так устроен, почитать вместе книгу «Откуда я взялся?».

Обязательно расскажите, что мальчики и девочки устроены по-разному (чтобы кое-кто не подумал, как один знакомый мне мальчик, что у девочек все отвалилось, наверное потому, что они плохо себя вели). Ребенку 6–8 лет (можно и раньше, зависит от готовности к восприятию вашего ребенка) можно рассказать также, что как называется (матка, влагалище, яйцеклетка, сперматозоид, яичники и т. п.).




Младшеклассник должен получить от своих родителей информацию о менструации и ночных поллюциях. Девочка не должна испугаться своих первых месячных, разумеется, она должна получить полную информацию и о гигиене. Кроме того, вы должны объяснить ребенку очень подробно, что о любых просьбах посторонних людей «посмотреть», «потрогать» и т. п. он должен немедленно рассказать родителям. Такие «безобидные» вещи квалифицируются как сексуальное насилие и могут нанести огромный вред психике ребенка.

Девочке лет 10–12, которая вступает в новый этап, нужно рассказать, что месячные означают ее способность зачать ребенка, но сделайте акцент на том, что пока она еще слишком мала, для того чтобы выносить его, родить и тем более воспитывать. Для этого нужно самой стать взрослой, встретить и полюбить мужчину (как мама и папа). В это же время можете рассказать о том, что существуют болезни, передающиеся половым путем, и т. д.

Воспитывайте в ребенке гордость за то, что он сможет в будущем стать папой или мамой.

Старайтесь создать доверительные отношения, чтобы ребенок обо всем мог спросить у вас, поделиться своими страхами или непониманием, не боясь осуждения.

Обычно в период с 3 до 5 начинается половая идентификация ребенка. Мальчик начинает понимать, что он мальчик, мужчина, а девочка – что она девочка, женщина. Дети вдруг хорошо «видят», что все люди разные, но главное, что они делятся на мужчин и женщин. Важность взаимоотношений с родителем противоположного пола в этот период трудно переоценить. Мальчику, как никогда, необходимо внимание мамы, а девочке – внимание отца. Забавно слышать: «Давай я буду с мамой спать, а ты в моей кровати!», «Папа, ты на мне женишься?» и пр. Но это закономерный этап развития, отнеситесь к нему с пониманием, в этот период закладывается тип отношений с партнером противоположного пола. Если, например, папа бьет свою дочь, впоследствии такая женщина подсознательно ищет отношений, которые будут причинять ей боль. Малыш изучает себя, учится понимать мир. Многие взрослые, не зная особенностей полового развития, ошибочно приписывают малышу не свойственные его возрасту «сексуальные» интересы и даже наказывают за естественное исследование своего тела или разглядывание «противоположного пола» на пляже. У ребенка еще не сложилось сексуальное восприятие своих или чужих желаний и поступков, его половое влечение начнет формироваться лишь в подростковом возрасте, все его вопросы и действия имеют только познавательный характер. Удовольствие ребенка – это удовлетворение собственного любопытства.

Начиная с пяти лет ребенок старается стать таким же хорошим, умным, добрым и т. д., как родитель того же пола, что и он. Это очень благодатное время, чтобы научить чему-то малыша: у девочек просыпается материнский инстинкт, они с удовольствием играют в «маму», а мальчики могут быть втянуты в игру «папой», «мужем» и пр.

Дети продолжают активно интересоваться своим телом, задавать вопросы, познавать. Очень хорошо, если вы вместе с малышом посмотрите мультфильм «Крот и роды».

С возрастом интересы детей разного пола все более дифференцируются, мальчики дружат с мальчиками, девочки – с девочками, у каждой группы свои секреты.

Лучше всего, если полную информацию об изменениях, происходящих в организме при половом созревании, подрастающий ребенок получит именно от родителей, а не от сверстников. От своих сверстников он получает часто неправильные, искаженные представления о сексуальных проявлениях. Все это может нарушать половое развитие ребенка, а со временем приводить и к сексуальным расстройствам у молодого человека.

Моя дочка впервые «заметила» голого мальчика только после трех лет. До этого дети на пляже не вызывали никаких вопросов. «А что это у него?» – был ее вопрос. Спокойно выслушав мое объяснение о том, что у всех мальчиков так, она занялась своими делами. Лишь потом она спросила у папы, так ли и у него. Утвердительный ответ ее вполне удовлетворил.

Лучше, чтобы девочки увидели обнаженного отца в раннем возрасте, тогда они воспринимают мужское тело просто и естественно и в дальнейшем его вид не вызывает нездорового интереса, шока или удивления. С мальчиками все обстоит проще, так как они видят своих мам, которые переодеваются, моются. Чем раньше это произойдет, тем меньший интерес это вызывает и кажется естественным. Столь же естественная стыдливость и стеснительность придет своим чередом вместе с взрослением. Мальчику же, которому бабушка прикрывает глаза, чтобы он не рассмотрел на морском берегу голенькую девчушку лет трех, можно только посочувствовать. Таким поведением мы говорим ребенку: «Это запретно, интересно, страшно, нечисто и т. д.».

С детства прививайте ребенку представление о человеческом теле, как о чем-то прекрасном, чистом, не стыдном. Этим вы сослужите ему отличную службу.

Родители – первые люди, которые открывают ребенку физическую сторону любви, когда поглаживают новорожденного, забавляются с двухлетним малышом или обнимают шестилетнего ребенка. Каждое ваше прикосновение говорит о привязанности и глубокой любви. Когда дети подрастают, физический контакт означает для них чувство безопасности, которое, в свою очередь, говорит им, что их любят.

Помните, что ребенку не хватает грамотной помощи родителей, понимания его проблем. Пусть ребенок узнает обо всем от своих родителей. И пусть кто-то смеется, а я радуюсь, услышав гордое заявление мальчугана лет трех (в метро): «У меня есть яички, когда я вырасту, я буду отцом!» Его половым воспитанием и просвещением явно кто-то занимается.

О внешнем аспекте любви дети узнают, наблюдая за своими родителями. Когда дети видят, как мама и папа обнимаются, целуются и прижимаются друг к другу, они знают, что это – способы выражения любви. Когда они подрастут, они будут понимать, что физические знаки внимания являются для женатых людей естественным путем выражения любви. И к тому моменту, когда они будут делать собственный выбор спутника жизни, у них будет внутреннее чувство радости по поводу физической близости в браке…

Отдельно нужно сказать о ситуации, когда вы готовите ребенка присутствовать при родах (так делают семьи, которые выбрали роды дома). По этому вопросу можно долго спорить. Здесь для этого не место. Я знаю многие семьи, где дети присутствовали при родах, что в дальнейшем очень позитивно сказалось на установлении контакта с новорожденным братишкой или сестренкой. Но каждый раз это были спокойные, домашние, праздничные роды. В любом случае, если семья принимает такое решение, настройте ребенка на Чудо, но в то же время расскажите ему немного о родах, о том, как родился он сам. Как правило, если его собственные роды были благополучными, ребенок не боится, он спокоен и позитивно настроен. Что обязательно нужно рассказать? Что мама будет тужиться, кряхтеть, дышать и может даже кричать, ей нужно прилагать усилия, чтобы вытолкнуть малыша. Расскажите, чем ей можно помогать, подготовьте вместе с ребенком подарки для новорожденного, например открытку, договоритесь, что он будет делать, когда малыш появится, например наденет ему носочки. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы у старшего был персональный взрослый, который будет им заниматься во время родов – объяснять, что происходит, сопровождать его, если он захочет выйти, или напоит водичкой и т. д. Хотя есть удивительно терпеливые дети, которые помогают во время родов, смачивают маме лобик холодной водичкой и пр., большинству детей будет полезно и интересно присутствовать уже в самом конце процесса, поэтому продумайте, кто приведет его уже на потужной период, а если роды происходят ночью, разбудит ребенка перед самым рождением.