Глава первая
Йога, дети и родители
В мире ума подобное притягивает подобное. И если душа мирная, то вокруг нее собирается мирное окружение.
Лучший способ обучения – ваш собственный пример. Поэтому станьте для своих детей хорошим примером. Если вы еще не занимаетесь сами, то начните это делать вместе с ребенком. Дети подражают нам, как мы сами когда-то подражали своим родителям. Когда ребенок увидит, что вы делаете асаны йогов, он захочет присоединиться к вам. Конечно, самое важное – не следует заставлять его заниматься. Вы наверняка помните, как противились родителям, когда нужно было делать что-то против своей воли или следовать наставлениям.
Говорите с детьми о пользе йоги и дайте им возможность увидеть, как вы сами регулярно занимаетесь и забавно выполняете все эти асаны и пранаямы.
Недавно одна женщина прошла у нас курс начального уровня йоги «Эффективная йога». До этого она только слышала о йоге, но никогда ею не занималась. После изучения некоторых асан и пранаям она обратила внимание, что ее ребенок делает очень похожие позы и дышит определенным образом. Ее это очень заинтересовало, она стала следить за поведением сына в разных ситуациях и обнаружила, что полуторагодовалый ребенок многое повторяет из пройденных на курсе асан, а также поз на фотографиях в книгах по йоге, хотя его никто не учил и подражать было некому. Она с изумлением рассказала нам об этом.
Когда вы начнете разговаривать с ребенком о йоге, очень быстро обнаружите, что он хорошо вас понимает. Это естественно. Дети регулярно практикуют йогу, особенно в возрасте до 3 лет. Обратите внимание на то, как они складывают свои пальчики, дышат в различных ритмах и делают движения и позы в зависимости от того, что происходит в их теле и уме. Сравните это с классическими трактатами йоги, основными асанами (физическими упражнениями), пранаямами (упражнениями с контролем дыхания) и мудрами (специальные положения пальцев рук для распределения энергии в теле). Я это регулярно наблюдаю и всегда удивляюсь. Конечно, дети выполняют такие движения неосознанно. Это встроенные естественные процессы, которые помогают ребенку развиваться, поддерживать здоровье, справляться со стрессом и воздействием окружающей среды. По мере формирования эго данные механизмы постепенно утрачиваются, так как все большую роль в жизни начинает играть работа ума, интеллекта и памяти. Сознание ребенка, напротив, захватывается объектами внешнего мира посредством пяти органов чувств, шестое же чувство постепенно уходит в подполье.
Формирование эго – закономерный процесс, подобный образованию кокона. Прежде чем гусеница сможет летать и станет свободной, она заматывается в кокон. Он и есть эго – наше отождествление себя с кем-то или чем-то, концепция мира и самого человека, чувство отдаленности от всего окружающего, понимание тех или иных вещей. Эго дает нам чувство, что все стабильно и недвижимо и что так будет всегда. Однако реальность иная. Истина заключается в том, что все движется и постоянно меняется. Вспомните народную мудрость: «Невозможно войти в одну и ту же реку дважды». Пусть это будет первой загадкой для вашего ребенка.
Вы, конечно, понимаете глубокий смысл этой поговорки. Слова, которые слетели с чьих-то губ, уже где-то далеко, но мы продолжаем воспринимать их как реальность. Помните теорию относительности Эйнштейна? В древних Ведах, а также йоге Васиште говорится то же самое. Вы смотрите на звезду, видите свет и говорите: «О, посмотри, как светит звезда». На самом деле света уже нет. От некоторых звезд свет доходит до нас только через 4 года, от других еще дольше. Возможно, этой звезды уже нет, но ее свет мы видим и восклицаем: «Какая красивая звезда!». Мы восхищаемся: «Посмотри, как прекрасен восход солнца!» или «Пойдем, полюбуемся, как солнце заходит». Вы ведь понимаете, что это не так, но относительно того места, где вы находитесь, и в соответствии с вашим восприятием в данный момент это реальность. В йоге такое явление называется «йога-майя».
С помощью эго мы учимся, получаем различные уроки жизни, к неизученному возвращаемся уже в другой ситуации. Однако когда экзамен сдан, учебники уже не нужны. Чтобы вымыть тело, необходимо мыло. Вы намыливаетесь, затем его смываете, какой бы приятный запах от него ни исходил. Вы не говорите: «Прекрасный аромат, я не буду смывать мыло». Так же следует поступать и с эго, если вы хотите двигаться вперед. Нужно учиться освобождаться от ограничений, прошлого знания и опыта. Представление о том, как все должно быть, то есть статичное восприятие жизни, мешает видеть новые возможности, гасит ваш энтузиазм и увлеченность окружающих людей, в том числе ваших детей.
Итак, чтобы бабочка научилась летать, ей необходимо покинуть кокон. Иными словами, мир намного больше, чем мы думаем, и наши возможности и потенциал гораздо шире, чем мы можем себе это представить. Избавляясь от созданных самим собой ограничений, человек становится свободным и идет дальше.
У маленьких детей именно такое восприятие жизни. Для них нет ограничений и чего-то невозможного. Они воспринимают мир как один организм, в котором все наполнено жизнью – камни, деревья, земля… Для малышей мир текуч и постоянно меняется. Дети не знают понятия прошлого и будущего и, соответственно, не беспокоятся по этому поводу. Когда ребенок что-то натворил, родители его ругают: «Посмотри, что ты наделал!». А маленький человек не понимает, что они имеют в виду. Или: «Больше не делай так в будущем». И ребенок снова в растерянности: когда это не делать? Взрослые старательно доказывают или объясняют. Ребенок же только воспринимает эмоции, которые, конечно, ему не нравятся. Он плачет, но уже через минуту улыбается и счастлив. Взрослые могут продолжать злиться или обвинять, неся прошлое, свершившееся действие в себе. Проходя через это, мы начинаем осознавать, что нет никакого смысла вспоминать минувшее или беспокоиться о том, чего еще не было. Ибо все, что мы получим, – это еще большее напряжение, стресс, депрессию. Мы теряем радость от жизни, направляя вибрации раздражения в окружающее пространство. Когда приходит понимание этого, значит, у вас появляется стремление вылезти из кокона. Теперь потребуются инструменты, умение и энергия, чтобы превратить желание в действие. Здесь на помощь приходит йога.
Вы возвращаетесь к тому, с чего начали, – состоянию ребенка, но теперь осознанно, с пониманием дела. Периодически опыты прошлого, привычки, компания возвращают вас к старым концепциям и ограничениям, но шаг уже сделан. Почувствовав однажды вкус свободы и безграничных возможностей, вы будете двигаться вперед все увереннее. Понимая мир ребенка, родители говорят с ним на одном языке. Детям легко с вами, а вы не теряете свои нервные клетки.
После 3 лет ребенок начинает учиться отношению к миру (доброму либо жестокому) у родителей. Говорите с детьми о теории относительности. Учите их воспринимать обиду или грубость как игру. Ведь это и есть всего лишь игра. Вспомните пословицу «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь». Я бы сказал ребенку следующее: «Слова – это воробьи, которые вылетают изо рта. Нет необходимости бегать за ними, ловить, а затем сажать в клетку. Пусть они будут свободными и улетают далеко». Этому учит древняя йога.
Ребенок должен уметь постоять за себя, но не для того, чтобы драться, а для внутреннего ощущения свободы и уверенности. Он должен чувствовать, что с ним ничего не может случиться и никакая сила не сотрет улыбку и не лишит его радости жизни. На любую силу найдется другая сила, но против любви, спокойствия и уверенности в себе всякая сила слабеет.
Можно привести множество примеров из мировой истории, когда мудрое руководство и правильная тактика предотвращали войны и насилие. Расскажите ребенку истории из жизни Махатмы Ганди, Конфуция или выдающихся полководцев и задайте вопрос: «Кто же сильнее: тот, кто хочет побороть врага, или тот, кто относится к нему с любовью и уверен в себе?».
Итак, чтобы заниматься с детьми, нужно раскрыть в себе ребенка, который верит в чудеса и в то, что все возможно. Учитесь сами, превращайте полученные знания в игру. Это гьяна-йога – йога самопознания. Делайте все с любовью и преданностью – бхакти-йогой (умение быть в любви, поддерживать и видеть ее повсюду).
Дети ответят взаимностью, так как они от природы близки к познанию любви и преданности, все делают с радостью, выкладываются на сто процентов, а если что-то не удается, то не сожалеют об этом.
Йога – это целостность нашего существа, путь к центру самого себя.
Расскажите детям о йоге
Признак объединения, или признак йоги, – это возвращение к своему «я», успокоение ума в своем бытии, своем источнике, своей истинной природе.
Детям любого возраста очень нравятся истории о йоге или древних мудрецах. Рассказывайте их каждый раз до или после занятия. Это вдохновляет и формирует мудрое отношение к жизни.
Давным-давно, когда еще не было телевизоров, компьютеров и автомобилей, люди имели больше времени для общения с природой, ее изучения посредством наблюдения и медитации. Еще до открытия основных законов физики и химии, до того, как ученым стало известно, что земля вращается вокруг солнца, некоторые древние мудрецы уже знали это и многое другое, передавали знания особым образом своим ученикам, а также записывали их в виде притч и историй. Эти люди изучали все, что могло сделать их более мудрыми и счастливыми. Некоторые из них достигли таких высот, что могли общаться с животными и растениями, понимали законы космоса, перемещались в пространстве с помощью мыслей и творили различные чудеса. Таких мудрецов называли ришами. Думаю, что Санта Клаус и Дед Мороз относятся к их числу. Риши постоянно учились у природы, умели слушать свое тело и изучали возможности ума, развивали эти навыки постоянной осознанной практикой, медитацией. Постепенно сформировались знания и практические методы для достижения постоянной гармонии с природой и вселенной. Эти знания и методы риши назвали «йюдж» (то есть йога), что означает объединять, связывать в целое. Сформировался также способ передачи данного знания в устной форме, которая оказалась настолько практичной и защищенной от искажений, что ее отголоски дошли и до нас. Мастер, передавая знания, вызывал у ученика личный опыт, который становился уже не только знанием древних мудрецов и мастера, но и мудростью самого ученика. Эта традиция передачи знания прошла через тысячелетия и сегодня существует в различных уголках мира.
Покажите ребенку фотографии основных асан в этой книге и спросите, на что они похожи. У вашего малыша сразу возникнут ассоциации с различными животными или предметами. Асаны взяты из природы. Древние риши наблюдали за тем, что делали звери, чтобы быть сильными и выносливыми, хорошо лазить по деревьям, быстро бегать, затаиться при необходимости и стать незаметными. В условиях естественного отбора природа на протяжении миллионов лет находила наиболее эффективные способы выживания и движения вперед.
Когда вы поведете ребенка в зоопарк, обратите его внимание (и свое тоже) на поведение животных и их позы. Конечно, зоопарк – не лучшее место для жизни зверей, но если условия содержания приближены к естественным, вы увидите замечательные вещи, которые в дальнейшем встретите в йоге. Пусть дети также наблюдают за поведением домашних животных.
Однажды мы с женой, будучи во Франкфурте-на-Майне в Германии, посетили зоопарк. Прежде всего нас удивило то, насколько животные там чувствуют себя спокойно, естественно и, можно сказать, счастливо. Мы остановились у клетки с огромными гориллами и поразились тому, что они как бы выполняют асаны йоги. Эти упражнения делают их сильнее. Есть также определенные движения и позы, которые снимают их усталость, позволяют соблюдать бдительность или исцеляться от различных недугов.
Подобные факты легко превращаются в игру при ваших занятиях йогой с ребенком.
Найдите соответствие упражнений, которые вы начнете выполнять с вашим ребенком, животным, растениям, геометрическим фигурам. Пусть ребенок сам даст этим позам названия, а также придумает свои позы.
Таким образом, йога – это наука, которая на протяжении тысяч лет изучает различные проявления природы, человеческого ума и сознания для поддержания здоровья и достижения более гармоничного и целостного существования во Вселенной.
Одним из основополагающих трактатов, аккумулировавших многовековую мудрость йоги, является «Йога-сутра» Патанджали. Есть прекрасная история о происхождении этих сутр, которую вы можете рассказать детям. Ей уже как минимум 3000 лет. Она относится к пуранам – рассказам с глубоким смыслом из индийской мифологии. В них часто задаются вопросы, ответы на которые можно получить только при спокойном и свободном от различных концепций состоянии ума. Причем думать нужно самостоятельно. Итак, вот эта история.
История о Патанджали
Я услышал эту историю на вступительной лекции Шри Шри Рави Шанкара, моего духовного учителя, в комментариях к «Йога-сутре» Патанджали. Рассказ меня сильно впечатлил, и я стал передавать его детям в наших группах по йоге, умышленно сделав притчу более понятной, но сохранив суть. Попросите ребенка слушать внимательно, потому что в конце задаются вопросы, которые вы будете обсуждать. Каждый из присутствующих выскажет свое мнение, а вы подведете итог. Не следует говорить, что кто-то ответил правильно или неправильно. Пураны не предусматривают четких ответов, а служат для размышления. В зависимости от нашего восприятия в разное время мы можем находить разные ответы. Пусть каждый скажет то, что думает он, – это будет весело. Помните: все имеет скрытый смысл, поэтому не нужно понимать текст дословно.
Давным-давно… Это на самом деле было очень давно, когда люди еще не беспокоились о времени. В далекой стране жителям надоело принимать разные лекарства, горькие травы, настойки и сиропы, глотать пилюли и таблетки, когда они заболеют. Они решили прийти к Вишну. Вишну – это тот, кто поддерживает порядок во всей Вселенной. Такой добрый и сострадательный президент, только без галстука. Любой человек мог попросить у него что угодно – он всегда старался помочь наилучшим способом и поступал мудро и справедливо. Вишну также являлся изобретателем аюрведы – очень древней медицины. И вот люди пришли к нему. Он же в это время отдыхал, лежа на своем друге – тысячеглавом змее, которого звали Адишеша. Люди сказали: «Дорогой Вишну, нам надоело глотать пилюли и пить лекарства, когда мы болеем или плохо себя чувствуем. Дай нам такое знание, которое могло бы предотвращать наши болезни, как тела, так и ума, страдания и проблемы еще до того, как они появляются». Вишну улыбнулся и спросил: «Вы хотите избавиться от всего этого мгновенно? Но как это возможно?». Он посмотрел на тысячеглавого змея, как бы спрашивая совета. Адишеша – символ осознанности. Одного его взгляда было достаточно, чтобы получить и передать необходимое знание[1].
Итак, Адишеша явился в облике мудреца Патанджали, чтобы дать необходимое знание людям. Однако для этого ему было недостаточно нескольких учеников, и он поставил условие, чтобы их число возросло до тысячи. В те времена люди были высокообразованными в духовном плане, но им не хватало практических навыков. Поэтому, как только жители узнали о мудреце, который может дать секретное знание йоги, йога-сутры, они очень быстро распространили эту информацию среди других мудрецов и учителей. Так за несколько дней собралась тысяча учеников.
Все они собрались в одном месте где-то к югу от Индийских гор под большим шатром. Патанджали огласил два правила. Первое: поставив ширму (перегородку) между собой и учениками, он сказал, что никто не должен ее отодвигать. Второе: никому не следует покидать этого места до окончания передачи знания.
Не произнося ни слова, Патанджали начал передавать знание. Собравшиеся чувствовали, как мудрость открывается в них, а энергия возрастает. Все были потрясены этим и спрашивали друг друга: «Как возможно, что мы получаем это ценное знание, но мастер при этом не произносит ни одного слова?». Их любопытство возрастало, знание переполняло их так, что было тяжело сдерживать себя. Однако все же они соблюдали дисциплину. Тем временем одному молодому человеку захотелось выйти по нужде, и он сказал своим друзьям: «Я быстро выйду и сразу вернусь, так что мастер даже не заметит». Это увидели другие ученики, и у одного из них появилась идея, которой он поделился со своим другом: «Давай слегка отодвинем перегородку и посмотрим, что за ней. Мастер очень добрый, он не станет нас осуждать, ведь ничего страшного не произойдет. Мы только приоткроем ширму и тут же закроем ее». Друг поддержал идею. Любопытство взяло верх, и они сделали это. В тот же момент 999 учеников сгорели, превратившись в пепел.
Патанджали сильно расстроился из-за случившегося. Ведь он пришел в этот мир, чтобы дать высшее знание, и уже почти закончил процесс, как все его ученики после одного неверного действия сгорели. «Ну вот, – подумал он, – я так тщательно все подготовил, так хорошо передавал знание, а теперь моя миссия провалена».
В это время вернулся юноша, который выходил по нужде. Увидев, что произошло, он стал просить прощения, осознавая свою ошибку. Патанджали, сострадая ему, сказал: «Хорошо, что хотя бы один из тысячи спасся. Я прощаю тебя и передам тебе все оставшееся знание, остальные сутры. Однако поскольку ты нарушил условие, ты превратишься в Брамаракшаса (привидение) и будешь жить на дереве. К сожалению, этого не избежать. Ты получишь освобождение, когда сможешь передать знание хотя бы одному ученику». Затем Патанджали исчез.
Итак, Брамаракшас сидел на дереве и ждал момента, когда кто– нибудь станет его учеником. Чтобы это определить, каждому про – ходящему мимо юноше привидение задавало один вопрос, но никто не мог на него ответить. В этом случае Брамаракшас должен был съесть молодого человека. Это продолжалось в течение тысячи лет. Конечно, Брамаракшасу все надоело, и он хотел поскорее освободиться.
Узнав об этом, Патанджали решил прийти на помощь ученику и принял образ обычного человека, так что Брамаракшас его не узнал. Когда мастер проходил мимо дерева, Брамаракшас спустился и задал тот же вопрос, что и предыдущим претендентам. О, счастье! «Человек» ответил на вопрос, а значит, был допущен к передаче секретного знания.
Теперь Патанджали сам стал учеником, и чтобы записать знание, он должен был залезть на дерево. Поскольку у него не было ни ручки с блокнотом, ни даже ноутбука, ему пришлось записывать собственной кровью на пальмовых листьях. Отвлекаться было нельзя, так как для получения освобождения Брамаракшас должен был передать все знание. Патанджали старался 3 дня и 3 ночи и, наконец, записал все сутры (афоризмы, содержащие глубокую мудрость). В тот же момент освобожденный Брамаракшас, счастливый и благодарный, растворился, так и не узнав, кто был его спасителем.
Патанджали очень у стал, с большим трудом слез с дерева, сложил все листья с сутрами в мешок и решил немного освежиться и отдохнуть. Он снял с себя одежду, сложил ее возле дерева, там же оставил мешок с сутрами и пошел искупаться в реке.
Прошло немного времени. Впрочем, этого оказалось достаточно. К дереву подошла глупая коза, увидела мешок и, понюхав его, обнаружила, что в нем лежат вкусные пальмовые листья. Животное с большим удовольствием съело ровно половину. Для нее это были обычные листья, она даже подумать не могла, что на них записано величайшее знание.
О том, что произошло дальше, история умалчивает, но до нас все же дошли те знания, которые не съела коза.
Надеюсь, вы были внимательны, когда слушали (читали) эту историю, и теперь готовы ответить на несколько вопросов.
♦ Что, на ваш взгляд, означает ширма, которую Патанджали поставил между собой и учениками? Для чего она была нужна?
♦ Каким образом собравшиеся ученики могли получать знание, если мастер не произнес ни одного слова?
♦ Почему ученики не выдержали и отодвинули ширму? Почему все сгорели, когда юноши это сделали?
♦ Почему мастер простил ученика, давшего импульс для нарушения дисциплины и установленных правил?
♦ Почему Патанджали пришел в облике ученика? Что это означает?
♦ Что означает появление козы? Почему она съела половину листьев?
Помните: в этой истории все символично и загадочно. Чтобы ответить на вопросы, нужно видеть между строк, успокоив свой ум.
Вам понравилась история? Если, по вашему мнению, вы не нашли верных ответов, прочитайте ее еще раз через какое-то время, когда вы уже будете иметь опыт в йоге и медитации.
Клуб счастливчиков
Делая людям добро, вы делаете это по своей природе. Забудьте про то, как они ведут себя, как реагируют на вас. Это их дело. Позвольте им нести свой крест. Сохраняйте свой ум свободным.
Существует способ объединить детей на принципах общечеловеческих ценностей, на принципах йоги. Предположим, это клуб, состоящий из 3–4 членов: например, мама, папа и ребенок. Постепенно в него могут вступать другие дети и их родители. Хорошо, если вы будете нейтральным человеком, своего рода «конституционным судом», следящим за выполнением правил клуба, подсказывающим и направляющим. Остальное пусть дети делают сами. Председатель клуба может меняться через один-два месяца. Определите его функции. Предложите детям придумать название клуба, его символы, способ инициации для вступления новых членов.
Например, подготовьте красивый блокнот либо какой-нибудь символичный предмет, который вы подарите новому участнику клуба после инициации. Действующие члены могут заранее на первой странице блокнота написать пожелания и хорошие слова для кандидата. Ознакомьте новичка с правилами и уставом клуба. Это будут даже не правила, а, скорее, направление движения. Членом клуба может быть ребенок любого возраста, но обязательно с согласия родителей.
Всегда советуйтесь с детьми: что они хотят изменить в правилах, а что добавить. Мудро разрешайте возникающие вопросы и обсуждайте предложения.
Прежде чем рассказывать о правилах клуба, вам нужно объяснить, для чего они нужны. В качестве доступного примера приведите правила дорожного движения. Если убрать светофор, то на дороге будет путаница и аварии. Вместе с тем нужно понимать, что правила – это рекомендации, а не жесткая система. Так, если переходить улицу на красный свет, то существует большая опасность попасть под машину. Разумный человек остановится и подождет зеленого. Однако если светофор сломался и все время мигает желтый – то ты не будешь весь день стоять и ждать зеленого света. Нужно просто проявить больше внимательности и придерживаться другого правила: посмотреть налево, затем на середине проезжей части – направо и идти вперед. Можно также пройти к другому пешеходному переходу.
Примерные правила клуба счастливчиков.
♦ Мы уважительно относимся друг к другу.
♦ Мы помогаем и заботимся друг о друге.
♦ Мы умеем веселиться и играть.
♦ Мы умеем отдыхать.
♦ Мы умеем быть в тишине и быть активными.
♦ Мы умеем слушать.
♦ Мы умеем быть счастливыми и здоровыми.
♦ Мы умеем справляться с ленью и быстро восстанавливать наши силы.
♦ Мы готовы учиться и делиться радостью, улыбками и мудростью с другими.
♦ Мы защищаем природу и всех ее обитателей.
♦ Мы очень полезны и можем взять на себя ответственность за то, чтобы сделать мир добрее и лучше.
♦ Мы уважаем старших и наших сверстников, но при этом каждый из нас остается самим собой, особенным и неповторимым.
♦ Мы проявляем наши божественные качества в себе и поддерживаем их в других.
♦ Мы произносим только те слова, которые поддерживают лучшие качества любого человека.
♦ Мы абсолютно уверены, что все наши желания будут исполнены, когда мы будем к этому готовы. Поэтому мы совершенно спокойно движемся к цели, делаем все, что от нас зависит, ценим то, что у нас есть, и совершенно счастливы.
♦ Мы умеем постоять за себя и защитить свои интересы мудрым способом.
♦ Мы верим в наши силы и в добро, поэтому не обижаемся на глупых людей, но всегда готовы им помочь, если сами они этого захотят.
♦ Мы знаем, что на нашем пути в жизни могут возникать трудности, но у нас есть мудрость йоги, сила, терпение и вера, чтобы превратить эти препятствия в игру, приключение. На своем примере мы показываем, что можно быть счастливым и с улыбкой проходить все трудности.
♦ Каждый из нас обладает большим потенциалом и силой. Мы верим, что все живые существа на нашей планете и во Вселенной связаны друг с другом и по своей сути, независимо от страны, культуры и религии, являются одним целым, проявлением одного Бога. Бог живет в каждом из нас.
♦ Поэтому мы с уважением относимся ко всем расам, культурам, религиям, к своей стране, ее ценностям, традициям и законам, мнению других людей. При этом мы остаемся свободными и ценим, прежде всего, жизнь в самих себе в каждом ее проявлении.
Пример инициации.
Перед инициацией действующие члены клуба могут обучить нового участника выполнению комплекса «Приветствие солнцу» (см. гл. 2) и проверить, чтобы он был усвоен хорошо.
Идеально, когда процесс инициации происходит на природе, во время рассвета лицом к солнцу. Можно также использовать изображение солнца и, обратившись на восток, создать загадочную, таинственную атмосферу. Предложите новому члену клуба повторить слова: «Я перед лицом матери природы и отца солнца обещаю защищать окружающий мир и его обитателей: зверей и птиц, травы и деревья, обещаю учиться у природы, расти в мудрости и быть полезным этому миру и людям».
Затем следует дважды выполнить комплекс «Приветствие солнцу», перед каждым разом произнося звуки «ооо-м» и слова «сурья намаскар» (примерно 70 % звучания приходится на звук «о» и 30 % – на звук «м»; два следующих слова, означающих приветствие солнцу и обращение к его силе, произносятся нараспев низким голосом).
Последний шаг инициации – слова силы. В положении на коленях или стоя лицом к солнцу нужно сказать следующее: «О, мать природа, о, отец солнце, вы даете силу всем живым существам на планете. Я прошу дать силу мне, чтобы пройти все препятствия, преодолеть лень и скуку, быть мужественным, здоровым и мудрым, успешным и счастливым. Ом шанти шанти шанти». Шанти означает «пусть будет мир в моей душе, в моем уме и вокруг меня».
Новичок стал полноправным членом клуба. Пусть каждый поздравит его, а вы торжественно преподнесите ему блокнот, в котором записаны пожелания детей, а также правила клуба.
Заключительная часть – клятва. Новобранец может положить правую руку на блокнот и сказать примерно такие слова: «Обещаю следовать правилам клуба и принимать активное участие в его жизни».
Советы родителям и преподавателям йоги
Вами должна руководить любовь к детям и к тому, что вы делаете. Тогда вы сможете быть искренними, творчески предлагая то, чем хотите поделиться. Не воспитывайте и не учите, а именно делитесь знанием. Дети будут легко все воспринимать, если вы регулярно практикуете йогу самостоятельно и в группе. Будьте последовательны и внимательны. Ребятам постарше интересны «взрослые» философские объяснения и толкования. Для детей младшего возраста обучение является приятной игрой. Кроме того, они любят разные истории.
Важные правила и рекомендации для начала занятий с детьми.
В помещении для занятий не должно быть острых углов. Его необходимо хорошо проветрить. Прекрасно, если занятия проходят на природе или при каком-нибудь санатории. Проследите, чтобы пол, на котором выполняются асаны, был ровным и нехолодным. Ничто не должно отвлекать от занятий (телевизор, телефон, посторонние люди, резкие звуки). Пусть дети на это время снимут украшения, часы, очки и т. п.
Лучше всего использовать специальный коврик для йоги, на котором ноги и руки не скользят. Одежда должна быть свободной, не сковывать движения, возможно, из ткани «стрейтч». Применяется также дополнительное оборудование: игрушки, большие мячи, подушки, валики для йоги и др.
Для практических занятий с ребенком или группой детей на регулярной основе желательно подобрать определенное, наиболее спокойное время суток. Никогда не заставляйте детей что-либо делать. Руководите с любовью и подавайте хороший пример.
Время концентрации внимания на чем-либо для каждого ребенка индивидуально. Все дети имеют различные физические способности, в том числе гибкость. Однако часто это зависит от того, насколько ребенок свободен от стрессов. Люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию. Эти факторы необходимо учитывать в ходе применения настоящих инструкций.
Асаны следует выполнять, по крайней мере, не ранее чем через 2–3 часа после еды. Натуральные напитки (компоты и воду) можно пить за полчаса до занятия.
Время выполнения асан зависит от способностей ребенка. Внимательно следите, чтобы не возникло перенапряжение, иначе поза может подействовать неблагоприятно.
Постоянно следите за реакцией ребенка. Продолжительность занятия должна быть прямо пропорциональна возрасту и потребностям детей. Как только ребенок теряет интерес, нужно, не меняя направления темы, творчески искать новые решения, быстро ориентироваться в ситуации, умело заканчивать занятие, возможно, даже раньше, чем вы планировали, но обязательно на хорошей ноте. Всегда завершайте занятие расслаблением. Если ситуация и время позволяют, сделайте несколько пранаям. Расскажите притчу, познавательную мудрую историю.
Напоминайте о том, что во время выполнения поз дыхание должно быть нормальным. Не нужно его задерживать без необходимости. Предоставьте детям возможность создавать свои позы. Асана означает «быть устойчивым». Поэтому любая поза, которую принимает ребенок и в которой он устойчиво находится, – это асана.
Короткие паузы между упражнениями улучшают эффект. Возможно, с учетом возраста и состояния ребенка ему нужно давать больше отдыха после нескольких упражнений.
На первые уроки отводят всего 20–30 минут. Постепенно их продолжительность увеличивают до 45 минут с регулярностью 2–3 раза в неделю, затем – до полутора часов, включая время на игры и беседы.
Начинайте занятие с краткой беседы о самочувствии детей, о делах в школе, новостях, событиях в их жизни. Если в группе появился новичок, обязательно познакомьте его со всеми детьми. Пусть он немного расскажет о себе (например, есть ли у него сестра или брат, каковы его увлечения, есть ли домашние животные, как он о них заботится). Это формирует чувство принадлежности к группе и раскрепощает. Затем незаметно для детей перейдите к разминке.
Чтобы правильно настраиваться на занятие, научите детей начинать основной комплекс асан сидя с закрытыми глазами, пропевая звук «ом» три раза. Это успокоит мчащийся галопом ум. Если вы видите, что дети перевозбуждены или устали, начните с короткого отдыха лежа на спине или в позе «ребенок». Можно также сделать несколько динамичных пранаям (см. гл. 2).
Детям очень нравятся названия асан на санскрите, так что можете смело их использовать! Хотя это вовсе не обязательно.
Вначале сделайте 5-10-минутную разминку. С легких поз переходите к более сложным, стараясь сделать работу над ними радостной и интересной. Заканчивайте занятие простыми позами, упражнениями на дыхание и концентрацию, а также релаксационной гимнастикой. Дети должны покидать урок в расслабленном, а не возбужденном состоянии. Напоминайте, что нужно расслабиться и дышать равномерно. При занятиях йогой всегда дышат носом, за исключением специальных упражнений. Стремитесь, чтобы дети больше смеялись, так как это снимает нервное напряжение.
Если в какой-то позиции ребенок жалуется на болезненные ощущения, он должен немедленно выйти из позы. В любой момент позволяйте детям отдыхать. Чтобы предотвратить чрезмерную нагрузку на позвоночник, чередуйте позы с прогибами назад и наклонами вперед. Во избежание травм научите ребенка переходить от одной асаны к другой медленно и осторожно. Малыши не могут находиться в одной позе долго, поэтому пусть они практикуют ее в течение короткого времени, но повторяя. Сперва во время занятий суставы могут быть немного согнуты, что способствует развитию мышц и предотвращению перенапряжения. Напоминайте, что при выполнении асан нужно вытягивать позвоночник и держать спину ровно.
Существуют тысячи асан и их вариантов. Когда ребенок наберется опыта и освоит предлагаемые ниже асаны, вы можете добавить новые позы и их варианты к основной последовательности упражнений.