Глава 1. Моя история, мой опыт
Здравствуйте. Давайте знакомиться. Меня зовут Гласко Виктория. Мне 35 лет. Я замужем за Гласко Андреем уже 15 лет. У нас двое сыновей. Герман – 14 лет и Мирон – четыре года. У меня три высших образования, опыт ведения собственного бизнеса 10 лет и я обучаю своего подростка дома, по всем предметам школьной программы (и не только) сама. Мне нравится такая жизнь. Семейное образование изменило меня, и мою семью, открыло во мне много способностей и сняло бремя бесполезной траты сил на бесполезные занятия. Мне нравится свободно мыслить, воплощать в жизнь сумасшедшие идеи и проекты, ежедневно совершать открытия и верить в чудеса.
А произошло все так…
Когда Герману было 7 лет, мы купили квартиру в Балашихе, и переехали туда жить. Я с радостью и предвкушением отдала своего ребенка в обычную школу. В первом классе Герман учился очень хорошо. Был отличником (тогда еще ставили оценки в первом классе) и вел активную общественную жизнь. Конечно, я была не очень довольна школой, т.к. большинство знаний все равно приходилось давать дома. Причем заниматься приходилось после школы, когда ребенок был уставший. А еще и спорт, и музыка. Сын был доволен такой активной жизнью, но я чувствовала себя загнанной. Отвезти в школу, забрать, сделать домашку, отвести на музыку, а еще и походы, и экскурсии по выходным и каникулам. Необходимость ежедневного пребывания в школе ввело нашу семью в определенный ритм. Жить было некогда!
Думаю, мы продолжали бы так обучаться и дальше, но нам объявили, что со 2-го класса у нас будет вторая смена. Я была в отчаянии. Вот тогда я и повстречала одну многодетную семью, дети в которой обучались дома. Мама Наташа уговорила меня попробовать семейное образование для своего сына.
Я ни минуты не сомневалась, не искала единомышленников, не пыталась глубоко изучать этот вопрос. Просто забрала ребенка из школы. Я не видела никаких проблем в обучении второклассника. Да, я работала, вела свой бизнес, но мне не казалось обучение ребенка чем-то сложным. В настоящее время вокруг семейного образования много шумихи, мифов, сомнений, статей, вебинаров и так далее… Тогда же, в 2010 году, не было столько информации и не было никаких сомнений.
Итак, со 2-го класса мы стали обучаться дома с помощью школы И. М. Чапковского. Какое же счастье нахлынуло на нашу семью! Во-первых, мы обрели свободу перемещения – теперь не надо было весь учебный год сидеть дома. Мы свободно путешествовали, ездили в гости, жили полной жизнью. Во-вторых, мы сами планировали график занятий исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Занимались больше теми предметами, которые шли тяжело и перескакивали через уроки по предметам, которые шли легко.
Я никогда не повторяла ребенку то, что он уже знает и никогда не уходила по программе дальше, пока не усвоена предыдущая тема. Таким образом, я убрала из нашего обучения два основных «минуса» школы. В результате ребенок невероятно быстро и легко стал усваивать информацию. В-третьих, мы занимались всего 2 часа в день во втором классе и по 3 часа в день в дальнейшем.
Ребенок начал писать стихи и рассказы, делать самостоятельно доклады и творческие задания. Много и с удовольствием учил стихи.
Оказалось, что изучить школьную программу полностью, без пробелов, совсем не сложно! За два года мы прошли три класса и из четвертого класса, сдав экзамены за пятый, попали в шестой! Усвоение 100% программы, легко, играючи, давало постоянные отличные результаты на олимпиадах.
Для постоянного общения сына со сверстниками я создала «Клуб туризма и краеведения». Мы ходили в походы, участвовали в соревнованиях по туризму, устраивали массовые мероприятия, посещали музеи, ездили в путешествия.
Сравнив наши результаты через год обучения со сверстниками, мы были ошеломлены! Небо и земля! Понятно, что ребенок, обучаясь индивидуально, получил больше знаний. Но дело даже не в этом. К концу второго класса у бывших одноклассников моего сына полностью пропало желание что-либо познавать. Потух взгляд. И только компьютерные игры воодушевляли их.
Но не только в нашей семье произошли эти изменения. Все дети, которые обучались дома, с которыми мы познакомились, просто светились радостью. Мы ходили на занятия один раз в неделю и это были лучшие дни для Германа! В комнате собиралось 4 ребенка, которые за неделю подготовили разные задания и рассказывали и показывали свои успехи друг другу. Так же они писали контрольные работы и получали задания на следующую неделю. Сдружившись, ребята ходили вместе по музеям и театрам.
Но самое главное – это здоровье! У многих детей начинаются проблемы со здоровьем в школе: ухудшается зрение, искривление позвоночника, нервное напряжение, усталость, частые ОРВИ… Список можно продолжать долго. Обучая детей дома, родители сохраняют и восстанавливают здоровье ребенка, а это, на мой взгляд, главная обязанность родителя!
Но вот, прошло несколько лет, и эйфория от семейного образования прошла. Ребенок попросился в школу. К чему бы это? Я и раньше знала, что дети на СО часто просятся в школу к 5—6 классу, но думала, что у меня такого не будет. Итак, сын пошел в школу в середине 6-го класса.
Герман пошел в ту школу, в которую просился. Нас без проблем взяли в класс в середине учебного года. Но ожидания Германа не оправдались. Подробно описывать процесс обучения в обычной школе я не буду, его и так все себе представляют. Было много глупостей и несправедливости, об этом можно написать отдельную книгу, но я же обещала не ругать школу. Скажу только одно, по словам Германа, в школе никто не учится, там идет ежедневное приспособление к учителю для получения хорошей оценки. Герман, несмотря на то, что был моложе всех, обладал хорошими знаниями. Но отличные оценки получал только на независимых контрольных, предоставленных извне (МЦКО и другие) и олимпиадах. Везде, где оценки были субъективными, мой ребенок был середнячком.
Отходя от темы, скажу, что уже в этот момент, можно заметить наибольшую приспособленность детей на СО к сдаче независимых экзаменов, в том числе и ЕГЭ, чем школьников.
После опыта учебы в обычной школе на семейном совете было решено поступать 7 класс «Лиги Школ». «Лига Школ» была уникальной школой для одаренных детей, куда был большой конкурс, где педагоги действительно обучали детей, развивали их способности. Герман учился в этой школе с огромным удовольствием, с горящими глазами впитывая знания, но по многим предметам его успеваемость была ниже среднего уровня. Рановато ему было. В 12 лет он еще не умел быстро конспектировать, перерабатывать большие объемы информации и правильно распределять свое время. Хотя в школе его любили за доброту и открытость. Через год школа, просуществовавшая 20 лет, закрылась, как и многие другие хорошие проекты, под напором новой реформы образования.
В нашей семье встал вопрос, идти ли опять в школу или возвращаться на СО? Мы рассмотрели «плюсы» и «минусы» СО подростка.
– Хорошие специализированные школы отнимают все время у подростка. Фактически, ребенок «живет» в школе. Для нас же было важным, чтоб наша семья не разделялась, а крепла.
– Постоянный гнет «хвостов», проблем, необходимости куда-то бежать и что-то учить, исправлять оценки, жалобы родителей, натаскивания учителей создают сильную психологическую нагрузку на ребенка. Подросток, еще не совсем преодолев проблемы переходного возраста, постоянно находится в напряженном и подавленном состоянии. Несомненно, есть дети и родители, которых не сильно все это беспокоит, они легко приспосабливаются с давлению школы, умея не замечать и не принимать «близко к сердцу», не воспринимают ежедневных страшилок про ЕГЭ, но мы не из таких.
– Спросив ребенка, что он хочет от жизни, я поняла, что его интересует творчество, и с радостью и облегчением выбрала для моего подростка семейное образование.
Несомненно, меня волновало его желание пойти в школу, и я попыталась понять, причину его желания. Ему было нужно общество, причем общество хороших, мотивированных, спокойных детей. Школьники все время заняты и куда-то бегут. Тем более, чем старше школьник, тем сложнее ему общаться с НЕшкольником. Это не во всех случаях так, есть уникальные дети и в школе, но они постоянно на кружках, в музыкальных школах, на «английском». Герман скучал по постоянному интересному живому общению со сверстниками, несмотря на обилие походов, путешествий и приключений.