Вы здесь

Дети этого достойны! Как помочь ребенку обрести внутреннюю дисциплину. 2. Три типа семьи (Барбара Колорозо, 1994,2001,2002)

2. Три типа семьи

Каждая семья – это отдельное культурное сообщество. У ее членов своя система ценностей и отношений и даже подчас свой язык. В семье обязательно реализуются определенные модели поведения. И это тоже замкнутый круг: на смену одним семьям приходят другие, и каждое поколение выстраивает собственную модель.

Кэролайн Фостер

Кто из нас готов к воспитанию детей до того, как они появятся на свет? Факт бракосочетания не делает его участников взрослыми людьми. Взрослыми люди становятся только после появления у них собственных детей.

Питер де Вриз

Дети есть дети. Это, так сказать, существа нежного возраста, стоящие на определенной ступени человеческого развития. Конечно, все они вырастут, но родителями станут не все. Если у вас есть дети, значит, у вас есть семья. И если вы читаете эту книгу, то у вас есть – или была – семья, потому что вы как минимум родились в семье, даже если потом все было не очень хорошо.

Людям, безусловно, не чужды ни эгоизм, ни эгоцентризм. При этом каждый человек задумывается о том, что о нем думают и как к нему относятся окружающие – в разной мере, конечно. Услышав слово «семья», многие прежде всего видят перед собой отдельных членов собственной «ячейки общества» и вспоминают, как каждый из них к кому относится. Да, чтобы иметь представление о семье, необходимо хоть что-то узнать о ее членах: отце, матери, детях, сестре, муже, свекрови, брате мужа, его детях от первого брака, если таковой был. Зная семью в целом, мы можем получить представление и о реализуемых в ней методах воспитания, ее традициях и устоях. Как и отдельно взятый индивидуум, семья имеет свою историю, аутотентичность и только ей присущую структуру. Все люди – чьи-то дети (или родители) вне зависимости от того, членом какой семьи являются здесь и сейчас. И тем не менее с учетом того, в какой семье и кем они были воспитаны, вырастают все абсолютно разными.

Все семьи, на мой взгляд, условно можно разделить на три основных типа. Назовем их так: семьи типа кирпичной стены, семьи типа медузы и семьи типа основного стержня. Различия между ними определяют взаимоотношения, которые удерживают членов семьи вместе. Речь идет об отношениях между детьми и родителями, между самими родителями, между детьми и даже о том, как все они воспринимают события, происходящие в окружающем мире.

Семьи, построенные по типу кирпичной стены, статичны. Взаимоотношения в них строятся на ограничениях и главенстве отдельных ее членов. Структура семей, взаимоотношения в которых построены по типу кирпичной стены, основывается на жесткости, тотальном контроле и применении силовых воздействий. Все методы сконцентрированы в одних руках – руках родителей.

Семьи типа медузы не имеют устойчивых и ярко выраженных особенностей. Их цели и задачи сформулировать сложно. Взаимоотношения в таких семьях напоминают аморфное тело существа, по которому они названы, – медузы.

Взаимоотношения в семьях типа основного стерж- ня, как, собственно, следует из названия, строятся вокруг надежной оси. Структура таких семей устойчива, они имеют индивидуальные особенности, но при этом динамичны и готовы к переменам. В этих семьях детям оказывают постоянную поддержку, а значит, они могут полностью реализовать свои индивидуальные способности и раскрыть задатки. Кстати, в семьях типа кирпичной стены и типа медузы такое возможно далеко не всегда. В семьях типа основного стержня верят в лучшее будущее и детей воспитывают по принципу доверия друг другу и окружающим. Живя с верой в собственную неповторимую индивидуальность, они точно научатся любить, поддерживать других людей и сопереживать им. В семьях типа основного стержня дети знают, что такое самодисциплина, и даже при давлении и нападках со стороны сверстников они продолжают верить в себя и свои силы.

В семьях типа кирпичной стены и медузы детям навязывают тип мышления, они не умеют жить, что называется, своим умом. По-настоящему своей индивидуальности у них нет, как и веры в себя, в свое будущее. Как следствие, они подвержены трем самым опасным подростковым напастям: неразборчивости в интимных связях, возможности начала употребления наркотиков и суицидальным мыслям. В семьях обоего типа нет необходимой основы для умственного, физического, эмоционального и духовного развития детей. Став взрослыми, они не верят в свои собственные силы.


Глория Стайнем, лидер и представительница феминистического движения конца 1960-х годов, автор книги Revolution from Within, писала об этом так:

«Нам хорошо известно, что, взрослые, чувства и мнение которых в детстве не воспринимались всерьез, которых родители игнорировали и высмеивали, считают, что они какие-то неправильные, с ними что-то не так. И наоборот, те, кто привык к тому, что их мысли и чувства уважают, живут в гармонии с самими собой. Жизненных путей всего два: подавить, а то и уничтожить чувство собственного достоинства либо взрастить его или возродить. Второй путь поистине является рождением человека».

Если проанализировать все три типа семьи, каждый читатель найдет в своей что-то схожее с каждым из них. В памяти начнут всплывать ситуации, иллюстрирующие разные типы семейного поведения, и раздумья над ними могут стать началом вашего роста как матери или отца. Таким образом, ключом в данном случае являются те жизненные коллизии, свидетелями и участниками которых были вы сами. Осмыслите их заново, и это непосредственно отразится на воспитании ваших детей.

Причины, по которым необходимо анализировать свое прошлое, суммировала психиатр Алис Миллер в книге «Для вашего же благополучия» (For Your Own Good):

«Я поняла, что мы не станем принуждать к чему-либо своих детей, если объективно осознаем, что в детстве испытывали притеснения со стороны родителей, не согласимся с тем, что с нами дурно обращались “ради нашего же блага”. Выбрасывая из памяти все плохое, что пережили в детстве, мы, сами того не желая, заставим последующие поколения пережить то же самое».

Есть ли что-то такое, что бы вы считали нужным поменять? Не чувствовали ли вы себя опустошенным после того, как накричите на детей? А есть ли что-то, что вам не по силам изменить? Ведь родить за три с половиной года троих детей – это не только заботиться одновременно о трех малышах, это перспектива воспитывать троих подростков сразу.

Получаете ли вы, делая что-то, полное удовлетворение? Вы когда-нибудь наслаждались каждой минутой прогулки в парке, зная, что дома вас ждут стирка, гора грязной посуды, разбросанные игрушки (и они оказывались там)?

Семья типа кирпичной стены

Детям нужны родители, являющиеся примером самодисциплины, а не бесконечные упреки, наказания и т. д. Они делают то, что делают их отец и мать, а не то, что те говорят. Когда родители насаждают строгую дисциплину, но сами не следуют тому, чего требуют от ребенка, он становится замуштрованным… Замуштрованных детей контролируют жестко, одержимо, выходя за рамки разумного, и они вырастают покорными, забитыми стыдом и чувством вины, ведут себя так, чтобы только всем угодить.

Джон Брэдшоу

В семьях типа кирпичной стены строительными единицами в соответствии с ее названием являются своеобразные кирпичи, соединенные друг с другом раствором, замешанным на внешнем контроле, жестком подчинении правилам и беспрекословном послушании. Детей тут не воспитывают – ими манипулируют. Их чувства игнорируются, высмеиваются и отвергаются. Взрослые формируют сознание ребенка по своему усмотрению. Функции родителей – это повелевание, надзор, чтение нотаций, саркастические напоминания, унижения. В семьях типа кирпичной стены реализуются типично диктаторские методы управления людьми, и некоторые из них никогда не согласятся на свержение диктаторов. В таких семьях столпами, на которых строятся все взаимоотношения, служат силовое воздействие и тотальный контроль, исходящие сверху.

Характеристики семьи типа кирпичной стены

1. Тотальный контроль старших за поведением младших. Родители обладают абсолютным авторитетом, они всегда и во всем правы. («Здесь главный я. Ты должен мне подчиняться и выполнять все, что я скажу», «Меня не интересует, что сказала учительница. Ты должен делать то, что тебе говорю я».) В некоторых случаях повелевание имеет вербальный камуфляж, но суть дела от этого не меняется. («Пожалуйста, делай так, как я тебе говорю», «Ты выбрал правильный способ действия».)

2. Постоянные и жесткие правила. Самостоятельно действовать ребенок не может. Любое неповиновение или изменение поведения карается – следует наказание. («Спать ты будешь ложиться тогда, когда я скажу», «Будешь сидеть за столом хоть всю ночь, до тех пор, пока не доешь», «Пока ты живешь в моем доме, косу не отрежешь!», «Не стриги волосы. Мне неприятна даже мысль об этом».)

3. Пунктуальность, регламентированность во всем. Родители требуют неукоснительно выполнять распорядок дня, в частности, строго соблюдать ритуалы личной гигиены. Нарушения ни в чем не допускают. («Ты должен вернуться домой в полдень и ни минутой позже», «Ни до чего не дотрагивайся в магазине! Ты соберешь на руках всех микробов, какие только есть на свете», «Каждая игрушка должна лежать на своем месте. Я потратила два часа на то, чтобы навести порядок в твоей комнате».)

4. Жесткий контроль за соблюдением установленных правил. Неподчинение влечет за собой наказание или любое другое насилие над личностью. («Еще раз увижу, что ты это делаешь, и переломаю тебе руки», «Я не посмотрю на то, что тебе шестнадцать, и отлуплю», «Еще раз скажешь это слово, и пойдешь мыть рот с мылом».)

5. Стремление сломать волю ребенка и подчинить его себе, запугивая и наказывая. («Не надо извинений. Давай сюда ключи от машины! Отныне ты под домашним арестом», «Прекрати плакать! Иначе я позабочусь о том, чтобы тебе было о чем пореветь подольше», «Если ты будешь вести себя как девчонка, переодену в женское платье!».)

6. Неукоснительное соблюдение всех правил и ритуалов, постоянные поучения. Родители жестко придерживаются порядка отхода ко сну, времени приема пищи, одевания, игр и т. д. («Я ничего не могу поделать с тем, что фильм еще не закончился. Пришло время ложиться спать», «Ешь горох вилкой!», «Эту рубашку с этими брюками надевать нельзя», «Делай все что угодно, но ты должен победить в этой игре!», «Пока ты живешь в родительском доме, будешь ходить в церковь с нами», «Мы так дела не делаем!».)

7. Устыжение детей и унижение их достоинства. Родители говорят саркастически, подтрунивают, а то и издеваются, манипулируя и контролируя поведение ребенка. («И как ты можешь быть таким дураком?..», «Ты рева! Никто не захочет с тобой играть», «Черепаха двигается быстрее, чем ты».)

8. Постоянное использование угроз, устрашений и в то же время подкуп. Родители в одной руке держат кнут, а в другой пряник. Дети никогда не знают, чего можно ожидать от старших. («Только дотронься до музыкального центра! Будешь заперт в своей комнате на целый день», «Если ты перестанешь плакать, дам тебе шоколадку. Если реветь не прекратишь, у тебя будет новый повод поплакать еще».)

9. Разжигание у детей соперничества. При этом родители программируют их на достижение отличного или превосходного результата. («Давайте-ка посмотрим, кто из вас лучше сделает печенье», «Ты мой самый любимый сын – я люблю тебя больше всех, а потому…», «Сестра умнее, чем ты», «Если постараешься, непременно сможешь оставить его позади».)

10. Попытки указать ребенку на его место, воспитание в атмосфере подчинения и страха. Конечная цель обучения чему бы то ни было – достижение совершенства. Ошибка – это чуть ли не конец света. («Если ты снова написаешь в штанишки, надену на тебя подгузник, как на малыша», «Слишком резко отпускаешь педаль сцепления. Ты никогда не научишься водить машину!», «Если оценки не позволят тебе поступить в колледж без экзаменов, это будет катастрофа».)

11. Любовь превыше всего. Впрочем, здесь скорее превратное понимание любви… В семьях типа кирпичной стены дети обязаны говорить и делать с любовью то, о чем им даже думать неприятно. («Любимый мамин малыш никогда не сделает так, как сделал ты», «Если будешь себя хорошо вести, буду тебя любить, а если будешь вести себя плохо, любить не стану», «Ты опозорил семью! Мне стыдно за то, что ты мой сын», «Если с тобой еще раз случится что-то подобное, можешь не звонить домой с просьбой о помощи. Ты ее не получишь».)

12. Разделение обязанностей, строгое распределение ролей. Мальчиков учат подавлять любые чувства, побеждать все страхи, девочек – всегда демонстрировать слабость и беспомощность. («Мужчины не плачут», «Не будь как девчонка!», «Примерные девочки так не поступают», «Брат поставит тебе запасное колесо вместо проколотого. Я не хочу, чтобы ты пачкала руки».)

13. Навязывание ребенку своих жизненных принципов и установок. Детям не дают думать самим. Если ребенку постоянно подсказывать, в каком направлении должны работать его мысли, им легче манипулировать. Родители учат детей тому, что кажется правильным другим, поэтому приобретение собственного жизненного опыта ни к чему. («Надень пальто. На улице прохладно», «Не думаешь ли ты о том, чтобы изменить свой стиль? На мой взгляд, красный цвет идет тебе больше», «Не заставляй маму волноваться», «Поступай так, чтобы отец мог тобою гордиться».)

14. Риск начала ранней половой жизни, неразборчивости в связях, возникновения наркотической зависимости и склонности к суициду. В связи с подавлением чувства собственного достоинства ребенок будет искать способ найти поддержку и сочувствие через публичное сексуальное поведение. Такие дети переполнены внутренней злобой, и наряду с этим у них сильно занижена самооценка. («Я плохой», «Я ничего не могу сделать правильно…», «Если бы ты знала, какой я на самом деле, никогда бы меня не полюбила», «Разве кто-нибудь может увидеть во мне что-нибудь хорошее?», «Лучше бы я умер…».)

15. Отказ принять помощь извне или положиться на кого-то со стороны. Личные проблемы ребенка в семье типа кирпичной стены надежно спрятаны от ее членов – за этой самой стеной. Прячут от посторонних и семейные проблемы. Поиск помощи как для себя, так и для семьи считается проявлением слабости и малодушия. («Отец вовсе не пьян, просто ему нужно больше спать. У него очень тяжелая работа», «Никому не рассказывай о том, что случилось прошлой ночью», «Скажем всем, что твоя сестра поехала навестить тетю с дядей и пробудет у них несколько месяцев. Никому не нужно знать, где она на самом деле», «Бабушка не должна об этом знать. Это известие может подорвать ее здоровье», «Нам не нужна помощь. Мы преодолеем все сами. Психотерапия только для ненормальных».)


В семье типа кирпичной стены у детей очень мало возможностей для того, чтобы определиться, кто же они на самом деле, какие они, что могут делать хорошо и кем хотят стать. Дети не имеют права открыто выражать свои чувства и высказывать собственное мнение. Из-за того, что их унижали, пугали и подавляли их волю, они вырастают, как правило, забитыми, апатичными, легко ведомыми. Став взрослыми, такие люди часто ищут себе партнеров, которые и дальше будут контролировать – и подавлять! – их, а сами унижают теперь уже собственных детей. Порочный круг замкнулся. Другие дают клятву вести себя с детьми совсем по-другому, и в результате их семьи чаще всего оказываются выстроенными по типу медузы. Дети из авторитарных семей, которые отказались от родительства, часто затаивают злобу и ярость, выглядев внешне пассивными, но в конце концов изливают эти негативные чувства. На кого? Либо на окружающих, либо на самих себя.

Со стороны семья типа кирпичной стены может показаться надежным бастионом, но это только на первый взгляд. На самом деле в этом бастионе оборону держат злость, агрессивность, деградация и отчаяние.

Семья типа медузы

Не сказать чтобы в семьях типа медузы дети росли в атмосфере любви, постоянном стремлении помочь им. Характерной – и отличительной – чертой родителей в таких семьях служит чувство собственной несостоятельности и незащищенности. Они живут с ощущением того, что не обладают чем-либо в достаточном объеме – деньгами, навыками, способностями, знаниями – и судьба обделила их своим расположением, удачей, талантом.

Морган Скотт Пек

Семья типа медузы является диаметральной противоположностью семьи типа кирпичной стены. Единственное, что их объединяет, – отсутствие проявления чувств и эмоций, которые можно было бы назвать здоровыми.

Выделяют два вида семей типа медузы, но в конечном счете детскую психику оба формируют одинаково.

Представители первого вида – это родители, вышедшие из семей типа кирпичной стены, которые смогли дать себе обещание никогда не обращаться с собственными детьми так плохо, как обращались с ними. Тут проблема в том, что человек, воспитывавшийся при постоянном унижении чувства собственного достоинства, восстановить его в полной мере не сможет никогда. Те «педагогические» методы, которые применялись по отношению к нему в детстве, сознание не покинут… Словом, время от времени родители срываются, и при этом реализуются приемы из арсенала семьи типа кирпичной стены. Вместе с тем люди, воспитанные на одном примере семейной структуры и иерархии, с трудом входят в другой тип семьи, им незнакомый.

Семьи типа медузы второго вида образуются в случае, когда взрослые не уделяют своим детям достаточного внимания, пускают их формирование на самотек, обрекая в том числе на то, чтобы справлялись с трудностями самостоятельно. Из-за собственных проблем, которые также могут быть обусловлены воспитанием в семье типа медузы или типа кирпичной семьи, таким родителям трудно заботиться и о себе, не говоря уж о детях.


Семья типа медузы (вид А)

Родители в семьях типа медузы вида А в силу того, что сами росли в семьях типа кирпичной стены и в детстве их волю подавляли, не могут анализировать ситуацию и принимать радикальные решения. Когда настает пора выстраивать какую-либо иерархию в собственной семье, они оказываются беспомощными. И довериться интуиции они не способны… Им хорошо известна одна модель – жизнь и взаимоотношения людей должны строиться строго по заведенным правилам на основе страха. Они стараются бороться с устоями, которые были приняты в родительской семье, но не знают, чем заменить вакуум, который появляется, если удалить насилие, страх, многочисленные правила. В результате такие отцы и матери не вводят практически никаких ограничений при воспитании детей либо ограничения бывают незначительными. Дети, воспитываемые в таких семьях, зачастую сами определяют, что и когда хотят делать. Строгого распорядка дня для них не существует. Они ложатся спать, едят, играют, когда им этого захочется. Дети не приучены к элементарной дисциплине. Традиции и устои в такой семье отсутствуют. Все проводимые в ней мероприятия спонтанны. Отсутствует и уклад семьи. Все действия «ячейки общества» напоминают движения медузы – они беспорядочны, хаотичны, непредсказуемы.

Отличительные свойства и рассуждения родителей в семьях типа медузы вида А незатейливы.

«Дочь пойдет спать, когда устанет. Мне все равно, в какой комнате она уснет и наденет ли пижаму. В ее годы я ложилась в восемь часов вечера, и не важно, что за пять минут до этого у нас в гостях еще был мой друг».

«Мы всегда позволяем дочери есть то, что она хочет. Нет ничего дурного в желании есть пончики с шоколадом и на завтрак, и на обед. Когда я была маленькой, все, что я могла съесть, лежало передо мной на тарелке».

«Это всего лишь ребенок. Почему же он должен провести свое детство по расписанию? Я помню, что начал жить по часам с шести лет».

«Если ребенку нужны деньги, пусть они у него будут. Я не хочу, чтобы мой сын комплексовал из-за того, что у него нет денег».

«Мой ребенок достаточно сообразительный для того, чтобы решить, какую телевизионную передачу ему выбрать. Мне родители разрешали смотреть только те передачи, которые считали для меня подходящими они».

«Нет ничего плохого в том, что дети выпустят пар и устроят потасовку. Если мы в их возрасте позволяли себе что-то подобное, нам задавали трепку. Будучи несогласными с родителями, мы говорили об этом про себя. Я хочу, чтобы дочь говорила мне все, что хочет сказать».

«Сегодня я собираюсь поехать в магазин, чтобы купить соседскому мальчику футбольный мяч. Его собственный куда-то задевала моя дочка. Когда я был маленьким, родители никогда не помогали, если мне это было нужно. Случись со мной нечто подобное, они заставили бы меня идти в магазин пешком за десять километров, да еще бы сначала накричали».

Нужно ли говорить, что, если в семье царит абсолютный хаос, серьезные проблемы будут обязательно? Когда родители разочаровываются в методах воспитания, которые используют, или, хуже того, перестают в них верить, они вспоминают о хорошо им известных с детства репрессивных мерах – наказаниях, угрозах, а также о подкупе.

«Сейчас же иди спать! Мне надоело напоминать, что уже давно пора в кровать. Если через десять минут не будешь там, завтра уложу тебя в восемь вечера».

«Ты съешь все, что положит бабушка. Я не хочу, чтобы ты мне указывала, что будешь есть, а что нет. Если тарелка будет чистая, куплю тебе мороженое».

«Твоя комната в ужасном состоянии. Если сам не сделаешь уборку к полудню, я уберусь в ней так, как это делал мой отец».

«Посмотри, сколько денег ты пустила на ветер! Ты так же, как твоя мать, полагаешь, что они растут на деревьях? Если хочешь тратить деньги, иди и зарабатывай их сама».

«Немедленно выключи телевизор! Он работает шесть часов подряд. Не смей его включать в течение месяца!»

«Немедленно прекратите драться! Или каждый из вас сейчас же уймется, или сильно пожалеет о том, что этого не сделал».

«Я слишком долго решал за тебя все твои проблемы. Пришло время делать это самостоятельно. Если тебе нужны школьные тетради, возьми деньги и ступай за ними в город. Десять километров не то расстояние, пройдя которое умирают. Не надейся, что их куплю я».

Если родители начинают смешивать в своих воспитательных приемах элементы полного беспорядка и жесточайшего контроля и наказаний, дети оказываются полностью дезориентированными и растерянными. Они не знают, как им себя вести и чего ждать от отца или матери в следующую минуту. Детям не хватает тепла и поддержки, они чувствуют себя незащищенными и готовы прильнуть к тем, кто, по их мнению, часто ошибочному, может обеспечить хоть какой-то покой их мятущимся душам. В отличие от тех, кто растет в семьях типа кирпичной стены – уставших от постоянного угнетения, мальчики и девочки из семей типа медузы находятся в поиске структурированности и порядка. Как и их сверстники из семей типа кирпичной стены, они ищут лидера, сильного человека, за которым можно было бы безоглядно следовать и который мог бы дать им внутренний стержень, сломанный родительскими «воспитательными» методами. Очень часто подростки из семей этих двух типов находят друг друга. Одни нуждаются в душевном тепле и ласке, другим, наоборот, нужна строгость, но каждый должен получить то, чего не смог найти в родной семье.


Семья типа медузы (вид Б)

Родители в семьях типа медузы вида Б имеют немало собственных проблем, на которых они сосредоточены. Включенными в эти проблемы оказываются все члены семьи и ближайшее окружение. Нередки случаи, когда отец и мать просто не способны заниматься воспитанием ребенка ввиду своей собственной личностной несостоятельности и того, что не могут справиться с выпавшими на их долю трудностями. Хорошо еще, если они не подвержены наркотической или алкогольной зависимости, сексуальной распущенности, личностным либо психическим расстройствам. Такие люди настолько поглощены решением собственных жизненных проблем, что ребенок просто не входит в их жизненный сценарий.

Есть и другой вариант. В семьях типа медузы вида Б родители могут оказаться трудоголиками или быть не в меру зациклены на себе. И в том, и в другом случае возможны психологические проблемы. Такие отцы и матери иногда пытаются самоутвердиться за счет ни в чем не повинных детей. Рассуждают они при этом так:

«Я должен работать и делать на своем месте как можно больше. Дома справятся и без меня. Правда, жена тоже все время на работе…»

«Во вторник вечером я иду на волейбол, поэтому присутствовать на родительском собрании не смогу. Если у детей проблемы в школе, учительница найдет, как со мной связаться».

«Прости, что я забыла о твоем школьном футбольном матче. И о том, что нам нужно было идти к стоматологу, я тоже запамятовала. Но посмотри, какую награду даст тебе мамочка! Все, что мне достается тяжелейшим трудом, я делаю для тебя, сыночек».

В результате дети таких родителей носят ключи от дома на шнурке на шее. Они забирают из детского сада младших сестренок и братишек и переводят их через дорогу. Дома они находят записку: «Будем к полуночи. Не забудь купить хлеба и забрать белье из прачечной».

В семьях типа медузы вида Б заботу о ребенке не проявляет ни один человек из ближайшего окружения. Никто не пытается помочь ему или защитить его. Жизнь так расставляет точки над i, что дети быстро понимают, что, если никто о них не заботится, это нужно делать самим. А потом они начинают искать новое окружение и часто ошибаются.

Такие дети очень рано приучаются лгать и манипулировать людьми, чтобы извлечь из этого какую-то пользу для себя. И то и другое становится стилем их жизни. Кроме того, став взрослыми, они не способны полюбить ближнего.


Характеристики семьи типа медузы

1. Анархия и хаос, царящие в сознании и действиях всех членов семьи. («А ну-ка подвиньтесь, дайте мне найти карандаш во всем этом беспорядке», «Дети, тише! Я не слышу, что мне говорят по телефону», «Я не знаю, где твои ботинки… Может быть, в туалете, за ведром?», «Я потеряла свой отчет, никак не могу вспомнить, куда его положила», «Как твои дела? Проблемы в музыкальной школе? Я говорила, что нужно лучше заниматься», «Прости, мне некогда, позвони позже».)

2. Отсутствие правил, устоев, порядка и иерархии в семье. («Дети едят, где хотят, то, что им нравится. Если они начинают толстеть, это не моя ошибка», «Какой еще час отбоя?», «Ты можешь носить любую одежду, какую только захочешь. Я не сумею тебе помочь, если ты замерзнешь. Ты сам выбирал, что надеть. Может, со временем ты сумеешь понять, что надевать шорты в ноябре – это не очень хороший выбор».)

3. Спонтанные наказания и поощрения, следуя импульсу или минутному настроению. («Когда ты вчера подрался, я постаралась ничего не заметить, но сегодня не могу это проигнорировать», «Еще раз так посмотришь на брата, и я тебе надаю как следует», «Ты ноешь как девчонка! Завтра куплю тебе зелененькое платьице, которое мы видели вчера в магазине».)

4. Нотации, упреки и унижения. («Если бы ты не потратил деньги на эти две маленькие игрушечки, мог бы купить вон ту большую», «Ты такой растяпа! Я сама накрою на стол».)

5. Родители то дают детям шанс что-то исправить самим, то сами берутся решать их проблемы по своему усмотрению. («Да, я говорил, что если ты разобьешь машину, то тебе придется самостоятельно заплатить за ее ремонт, но сейчас… Сейчас заплатил я, однако в следующий раз делать это будешь ты».)

6. Родители то запугивают детей, причем очень глупо, то, что называется, покупают их. («Если ты в таком виде выйдешь на улицу, тебя остановят полицейские», «Если будешь мастурбировать, на руках вырастут волосы и о твоих тайных делишках всем станет известно», «Обними меня, и я дам тебе печенье», «Приз за пятерку по математике – пятьсот рублей».)

7. Неумение контролировать ситуацию и перекладывание ответственности за происходящее на других. («Я не могу утихомирить твоих брата и сестру, пока ты тут учишься! Тебе мешают, говоришь? А здесь что, библиотека?», «Поставь вариться фасоль! Съедите ее, когда проголодаетесь. Совсем нет времени собраться всем вместе за столом!», «Пусть завяжет ботинки сам! Упав на улице, твой братец, может быть, научится завязывать шнурки получше».)

8. И дети, и родители руководствуются в своих поступках исключительно эмоциями. («Я очень расстроена… А еще я устала ежедневно ходить в магазин и готовить детям еду. Может быть, они наконец сами что-нибудь придумают на ужин?», «Он вывел меня из терпения! Я сейчас ему врежу!».)

9. Дети растут в сознании, что людей любят за что-то, а не просто так. Им с младенчества внушают, что нужно делать все так, как требуют родители, их обязанность – доставлять отцу и матери удовольствия. («Будь хорошей дочкой для мамы», «Я стану любить тебя еще больше, если подстрижешься», «Ты сделаешь меня счастливой, если в твоем дневнике за полугодие будут стоять только отличные оценки. Я хочу, чтобы все знали, какой у меня умный сын. Все хорошее, что в тебе есть, передалось от меня…».)

10. Дети легко поддаются влиянию сверстников. Они, не задумываясь, доверяют свою судьбу посторонним людям. («Да ладно, у тебя же дома сейчас никого нет! Если мы у тебя посидим, никто не узнает!», «Если бы ты меня действительно любила, то не ломалась бы. Все будет нормально! Не забеременеешь ты, поверь», «А мы все уже побрили головы!».)

11. У детей из семей типа медузы высок риск неразборчивости в интимной жизни, возникновения наркотической зависимости и склонности к суициду. В связи с тем, что чувство собственного достоинства у них оказывается не очень хорошо укоренившимся, если вообще имеет корни, такие мальчики и девочки все время, что называется, ищут себя. Или какой-либо другой мир, где эту внутреннюю потерю можно обрести. Чаще всего этим «миром» становятся наркотики, публично проявляемое сексуальное поведение, мысли о суициде. Наркотический дурман позволяет на время уйти от действительности. Нарочитая сексуальная раскрепощенность ассоциируется у подростков с собственной силой и независимостью. Ну а суицид – это способ покончить даже не с собой – с ситуацией, находиться в которой ребенку больше не представляется возможным. И первое, и второе, и третье позволяет подросткам подавить внутреннюю агрессию, которая их переполняет. («Родители никогда мне ничем не помогли!», «Я сделаю все, что ты захочешь, только скажи, что любишь меня», «Покурим травки, и все предстанет перед нами в другом свете».)

12. Родители видят в семье очевидные проблемы, но закрывают на это глаза. Обращаться за специализированной помощью, чтобы решить их, они категорически отказываются. Даже серьезные неурядицы подчас воспринимаются ими как мелочи, не заслуживающие внимания. При этом окружающим видна уже и не вершина айсберга, а весь он чуть ли не целиком. («Если мы не будем делать из мухи слона, все скоро пройдет само собой», «Я вижу, что поведение дочери очень изменилось, но у меня совершенно нет времени, чтобы отвести ее к врачу», «Он всего-навсего пьян, а могло бы быть гораздо хуже. Наркотики ведь в его компании не принимают!», «Мальчишки есть мальчишки».)


В семьях типа медузы обоих видов нет твердой внутренней структуры. Да и внешней тоже… Детей унижают, ими манипулируют, оставляют на произвол судьбы. Они вырастают несносными, испорченными, запуганными, мстительными. Для тех, кто в детстве не слышал в родном доме слов одобрения и похвалы, не знал ласки отца и матери, окружающий мир лишен оптимизма и радости. Такие дети рано начинают бояться выражать свою сущность. Они прячут собственные чувства подальше от взглядов посторонних и в то же время постоянно рискуют оказаться под воздействием неблагоприятных факторов извне. Бывает, что дети из семей типа медузы впадают и в другую крайность: им становится на все плевать, и они превращаются в неконтролируемых, безрассудных сорвиголов.

Конечно, дети в семьях типа кирпичной стены и медузы так или иначе вырастут, но вот будет ли у них настрой на хорошее, светлое, плодотворное будущее? И вступив в самостоятельную жизнь, они не перестанут нуждаться в постоянной поддержке. Хорошо, если она окажется гибкой, открытой и дружелюбной, хорошо адаптированной к обществу и способной на компромиссы. Таким людям нужно стабильное окружение – друзья и коллеги, не подверженные дурному влиянию, конструктивные, общественно активные, но главное, мы, родители, должны при воспитании применять такие методы, которые избавят наших детей от каких бы то ни было психологических и физических травм и их печальных последствий.

Семья типа основного стержня

Способность совершать поступки, руководствуясь только любовью, без грубости и насилия, с пониманием прав и желаний других, исходит от людей любящих и любимых, уважающих свои собственные права.

Рита Накашима Брок

Семьи типа основного, или осевого, стержня не создают какие-то особенные люди, переселившиеся на Землю из другой галактики. Они живут на нашей планете, их рожают и воспитывают женщины и мужчины одной крови с нами. Они могут быть религиозными или атеистами. Это не имеет никакого значения, как и их расовая и национальная принадлежность. И профессии у этих людей разные. Общее у них совсем другое: все они понимают, что главное для человека – его чувство собственного достоинства, только оно поможет выжить в сложном, полном жестокости и насилия окружающем мире. Не только нынешнем – мир таким был всегда.

На первый взгляд сказать, чего не приемлют в семьях типа основного стержня, просто. В них нет иерархического деления, не нарушаются чьи-либо права и свободы, не затягивается время при решении возникающих проблем. Функция родителей в таких семьях – не требовать, чтобы дети что-то выполняли, а на личном примере учить делать так, как принято считать правильным. Дети, растущие в семье типа основного стержня, учатся задавать вопросы и менять свое мнение. Они учатся говорить «нет», слушать других и сами стремятся быть услышанными. Они учатся уважать чужое мнение и сами все делают для того, чтобы заслужить уважение. Дети из семей типа основного стержня знают, что их искренне любят, и тоже готовы любить окружающих. Они подходят к оценке людей дифференцированно, познают в процессе роста и развития свойства человеческой натуры. Как только это становится им по силам, они готовы оказать помощь нуждающимся в ней. И сами такие дети, и подростки готовы принять помощь от других. В семьях типа основного стержня выстраиваются отношения, в которых нет места угрозам и страху. Основные их составляющие – спокойствие и миролюбие, так необходимые детям для благоприятного развития, ведь чувство собственного достоинства у них не ущемляется. Дети растут не только под контролем родителей, но и под собственным контролем. Они сызмала приучаются отвечать за свои поступки, растут, чувствуя, что их уважают, и поэтому сами уважают окружающих.


Характеристики семьи типа основного стержня

1. Родители способствуют развитию своих детей, основываясь на трех основных положениях, применяемых ежедневно. Они делают это, воспитывая у сыновей и дочерей следующие качества:


• вера в свои силы и способности;

полное доверие к себе, а также к другим взрослым членам семьи;

• уверенность в том, что дети сами смогут справиться в сложной жизненной ситуации.


Наряду с этим родители всегда внимательно выслушивают детей, помогают им и неизменно дают понять, как им важно мнение каждого ребенка.

В такой атмосфере любви, доброжелательной восприимчивости, побуждению к действию дети, безусловно, чувствуют собственную значимость и востребованность.

2. Демократические отношения – фундамент семейных взаимоотношений. Во время общения в кругу семьи все ее члены являются равноправными участниками обсуждений, все принимают участие в планировании мероприятий и решении возникших проблем. Демократическое начало не предполагает, что все будет сделано так, как скажут дети, но их слово обязательно услышат. Важно, чтобы, если разбирается какой-либо конфликт, дети принимали в этом участие. У ребенка должен быть наглядный пример – только так он научится решать спорные вопросы мирным способом. Дети должны знать, что их мысли и чувства важны для всех членов семьи и что их мнение будет учтено при выработке стратегии и тактики действий. Если ребенок воспитывается в русле демократических семейных отношений, от этого выигрывает и он, и родители. Дети при этом учатся не уклоняться от ответственности, а отцы и матери – тому, что их мнение отнюдь не истина в последней инстанции.

3. Думающее окружение позволяет вырастить думающего, интеллектуально активного члена общества. Физическое, эмоциональное и моральное здоровье формируется при активном участии во всех видах деятельности социума. Не стоит закрываться и отгораживаться от проблем. Человек должен учиться на ошибках – своих и чужих – и постоянно совершенствоваться. Духовный рост – категория вневозрастная.

4. Правила, принятые в семье типа основного стержня, просты. Следовать им легко. При составлении, а потом и развитии свода таких правил родители должны полагаться на интуицию и в то же время тонко чувствовать потребности своего ребенка. Эти правила способствуют сохранению физической безопасности, но не давят на детей психологически. («Ты можешь начать движение только после того, как убедишься, что все, кто есть в автомобиле, пристегнуты ремнями», «Купи шлем для езды на велосипеде. Он действительно необходим».)

5. В семьях типа основного стержня всегда объясняют, почему действовать следует так, как предлагают родители или другие старшие родственники. Это именно объяснение, а не угроза и не манипулирование. («Если ты будешь шлепать по лужам, то быстро промокнешь», «Сходи-ка в торговый центр! Нужно купить новый свитер взамен того, который ты одолжил у приятеля и потерял».)

6. Воспитание детей на собственном примере – самый верный способ научить правильным действиям. Если ребенок что-то делает не так, мать или отец, ничего не навязывая, могут сделать так, как хотели бы, чтобы сделало их чадо. Заметив, как нужно, ребенок, скорее всего, повторит это действие. При таком наглядном воспитательном методе чувство его собственного достоинства не пострадает.

7. Детям нужно стремиться к совершенству. Если ребенку нравится что-то делать, его и уговаривать не надо, – все выполняется хорошо и быстро. При этом обучение должно проходить в доброжелательной, побудительной и доверительной обстановке. («Я знаю, у тебя обязательно получится!», «Попробуй взять бóльшую высоту. Я буду рядом, если тебе понадобится моя помощь».) Как правило, родители в таких семьях – люди амбициозные в том, что касается успехов их детей. Отцы и матери ставят перед собой реальные цели и всегда помогут ребенку овладеть новыми для него навыками. И конечно, детям дают время, чтобы их как следует освоить, а потом отточить.

8. Дети должны расти в лучах улыбок отца и матери, тепле их объятий и атмосфере юмора. Любое замечание ребенку можно сделать в дружелюбной, а иногда и в шутливой форме. Дети начинают понимать, что критиковать не возбраняется ни одного из членов семьи, но при этом важно, чтобы они видели: любовь друг к другу осталась, она незыблема. Дети понимают, что их родители жизнерадостны и заражают своим оптимизмом окружающих. А если мать и отец смеются вместе с соседями, то это точно не над ними.

9. Дети должны иметь шанс исправиться. Это совсем не тот шанс, который дается тем, кто растет в семьях типа медузы. Скорее это возможность еще раз сделать что-то не получившееся с первого раза, но вторично действие выполняется при поддержке или участии родителей. («Ты сможешь снова водить машину, как только будут улажены все проблемы со страховой компанией и заменят фару. До этого придется ходить пешком или поездить на велосипеде».)

10. Детям нужно учиться не стыдиться собственных чувств и правильно их оценивать, а также отвечать за свои поступки, к которым их побуждает внутренний голос. Эмоции родителей должны быть понятны ребенку. Хорошо, если он не затрудняется также при описании своих и чужих эмоций. Все взрослые члены семей типа основного стержня эмпатически находятся на стороне детей. Они готовы реагировать на малейшие изменения в эмоциональном состоянии каждого своего ребенка. Видя реакцию родителей, дети и сами учатся реагировать на состояние других людей. («Я так расстроен тем, что он переезжает в другой город. Теперь мы не сможем так часто видеться, как виделись раньше». – «Очень хорошо, сын, что ты поплакал. Я тоже расстроена, что эта семья больше не будет жить с нами по соседству. Вы с Сэмом провели много прекрасных часов вместе. Давай подумаем и предложим его родителям, как лучше организовать ваши встречи».)

11. Совместное получение знаний или общие занятия, не важно чем, вызывают у детей большую заинтересованность и желание продолжать все это и совершенствоваться. Родители демонстрируют детям способность решать задачи разной сложности, помогая им овладевать новыми навыками. Отец с матерью служат примером взаимоотношений с окружающими. Старшие показывают свои компетенции при совместной работе, решительность в поступках и преодолении трудностей. («Полагаю, что ты уже достаточно взрослый для того, чтобы попробовать пользоваться газонокосилкой. Посмотри, как это буду делать я на этом участке. На следующем ты поработаешь самостоятельно», «Предлагаю разработать маршрут для велосипедного путешествия на предстоящие выходные. Кто хочет заняться проверкой технического состояния велосипедов? Кто будет наносить путь на карту? Кто купит воду и сделает бутерброды?».)

12. Безграничная любовь. Только потому, что они дети! («Я тебя очень люблю», «Мне так нравится быть с тобой вместе!», «Я всегда буду рядом с тобой».)

13. Детей нужно учить думать самостоятельно. Их стараются научить действовать, полагаясь на собственную интуицию, быстро принимать решения, справляться с трудностями. С детьми общаются, а не диктуют им правила, выслушивают их, а не игнорируют. Их не заставляют слепо доверять авторитетам, а просто просят уважать мудрость старших, прививают тягу к знаниям. («Если у тебя есть сомнения при решении какого-либо вопроса, доверься интуиции», «Твой план гораздо шире, чем это необходимо. Проблема не такая сложная, как кажется. Я уверен, что ты сможешь справиться сам», «Ты не мог бы изложить мне свои соображения по этому поводу? Как, на твой взгляд, мы должны поступить, чтобы все уладить?», «Я знаю твое мнение о сложившейся ситуации, но мне оно кажется ошибочным. Как ты отнесешься к моему предложению?», «Если в чем-то твоя собственная интуиция идет вразрез с мнением авторитетов, поступай, как подсказывает совесть», «Дедушка знает, как надо сделать, по собственному опыту. В свое время он и меня научил. Я со спокойной душой советую тебе поступить так, как говорит дед», «Если мышцы ног хорошенько разогреть, ты легко преодолеешь эту дистанцию и не устанешь».)

14. Детей необходимо предостеречь от неразборчивости в половой жизни, употребления наркотиков, суицидальных мыслей. В первую очередь этому способствуют следующие родительские установки, повышающие самооценку их сыновей и дочерей.


• Ребенок должен любить себя и ценить. Мы можем давать такой посыл разными способами. Детей нужно ласкать да и просто повторять им почаще, что мы их любим только потому, что они есть.

• Ребенок должен уметь о себе позаботиться. («Я знаю, что ты будешь это делать», «Расскажи, как ты предполагаешь беречь себя?».)


Таких проблем, которые нельзя было бы решить, не существует. Дети в состоянии реально оценить их суть и знают, что выход всегда есть. («Мне известно, что ты немного отстал по математике. Я могу тебе помочь выучить пропущенные темы, тогда легче будет получить полугодовой зачет. Если надумаешь, я к твоим услугам», «Твои красные ботинки пока не высохли. Если хочешь, можешь надеть в школу новые коричневые».)

15. Семья типа основного стержня готова принять помощь, если нуждается в ней. Проблемы не замалчиваются и не утаиваются. При необходимости родители обращаются за консультацией к более компетентным людям или профессионалам. («Бабушка, ты не могла бы помочь мне с малышом? У меня совсем еще нет опыта, и я не всегда знаю, как лучше поступить», «Мне кажется, что у нас появились проблемы в общении. Если хочешь, давай сходим к психологу. Я ведь в первый раз воспитываю подростка».)


Быть родителями в семье типа основного стержня – дело нелегкое. Готовых рецептов и легких решений нет. Есть только много разных возможных вариантов поведения. И вот еще о чем следует помнить. Если вы идентифицируете свою семью как соответствующую кирпичной стене или медузе либо как ту, в которой переплелись все три типа семейного уклада, то изменить отношения в ней в лучшую сторону за один день не получится. Это очень долгий процесс, требующий постоянных затрат душевной и физической энергии. Тут в одиночку ничего нельзя сделать. Сломать сложившиеся стереотипы можно только при поддержке всех членов семьи, друзей, духовного наставника, а то и соседей. Не будет лишней и помощь профессионалов. Им, что называется, со стороны легче определить, где находится ваш корабль в этом трудном плавании. В некоторых случаях психологи намного точнее укажут направление движения, чем если бы вы это сделали самостоятельно. И еще постоянно помните о том, что самый ценный ресурс, который вы имеете, – это ваши дети. Не напрасно еще древние говорили, что устами младенца глаголет истина.

Дети нормально развиваются и хорошо себя чувствуют физически и эмоционально, если родители прилагают должные усилия, чтобы правильно их воспитывать. Впрочем, иногда и отцу с матерью есть чему поучиться у своих детей.

Я могу представить, что однажды мы будем рассматривать детей не как тех, кем можем манипулировать или чье сознание менять согласно своим усмотрениям, а как посланников из другого мира – мира, который мы когда-то знали, но потом основательно подзабыли. Они могут поведать нам многое о тайнах жизни, в том числе отдельно наших жизней, даже больше, чем это в состоянии сделать наши родители. Не надо быть постоянно жесткими с детьми или, наоборот, оправдывать все их поступки. Мы должны уважать их желания, жить их чувствами, видеть в них индивидуальность так же, как видим ее в себе.

Рита Накашима Брок

…Когда мы с мужем стали тестировать друг друга и стараться разобраться в нашей глубинной сущности, мы выяснили, что Дон воспитывался в семье типа кирпичной стены, а я в семье типа медузы вида А. Как же часто мы бросались друг на друга с обвинениями! Проблема в том, что выходцам из семей типа медузы и кирпичной стены трудно создать семью типа основного стержня. Именно поэтому мы долго учились правильно разговаривать с детьми и использовать воспитательные методы, достойные их. Мы не стеснялись советоваться с другими, более здравыми, на наш взгляд, родителями, постоянно анализировали все происходящее вокруг и оценивали свою реакцию на эти события.

После выяснения нашей с мужем семейной библии мы почти сразу нашли там много того, о чем хотели бы рассказать своим детям. Раньше мы мучались вопросом, как объяснить им вред алкогольной зависимости. А после собственного родительского «прозрения» решили рассказать дочерям и сыну о том, как росли мы. О ночных кошмарах, устраиваемых пьяными отцами, о нужде семей, о побоях. Все это довелось пережить нам с мужем. Мы пытались найти то плохое и неправильное, что происходило в нашем детстве, и непременно поведать об этом детям. Говоря о проблемах, мы обнажали их, стараясь понять причину их возникновения. Вести себя в дальнейшем мы старались, исключив те ошибки, которые совершали наши родители. Мы совершенно свободно смогли рассказать детям о деструктивном влиянии алкоголизма на личность и продемонстрировать печальные последствия длительного и чрезмерного приема спиртного на родственниках.

Когда я писала эту книгу, то часто задумывалась о прошлом, о том, что никогда в жизни не смогу забыть пережитое в детстве. Дон тоже подтвердил, что это преследует его всю жизнь. Он привел много примеров характерного поведения членов семей типа кирпичной стены. Мы рассказали своим детям о классификации семей, которую я привела здесь. Дочери и сын быстро научились отличать людей, живущих в семьях разных типов. После того как мы с мужем обсудили все запретные прежде темы, атмосфера нашего маленького сообщества стала намного приятнее. Решения в стиле семьи типа основного стержня стали даваться нам проще. И каким же было наше счастье, когда мы увидели своих повзрослевших детей способными отвечать за собственные поступки, внимательными к другим людям и уважающими их!

Мы знали, что и нам, и детям создание семьи нового типа далось с большим трудом. Не обошлось и без слез. Но мы все были горды нашей семьей и друг другом. Мы гордились тем, что смогли создать атмосферу доверия, уважения, взаимопонимания.

Если после анализа прожитой жизни выяснится, что ваша семья состоит из супругов, вышедших из семей одного типа, двух разных или смешанных, вы и ваши дети тоже сможете гордиться, что создали новую семью и отношения нового типа.

Копание в своем прошлом рано или поздно приведет вас в тупик, поэтому старайтесь извлекать из прошедшего уроки, а затем отпускать его. Воспоминания не смогут изменить прошлое, но размышления над ним помогут извлечь уроки, необходимые для счастливого будущего.

Абрахам Дж. Тверски

– Как стать бабочкой? – спросила она, и стало ясно, что это ее мечта.

– Ты должна хотеть летать так сильно, чтобы захотеть перестать быть гусеницей.

Трина Паулус