Вы здесь

Дети растут. 5. Приучение к туалету (И. В. Сизикова, 2016)

5. Приучение к туалету

Приучение к туалету беспокоит мам чаще, чем другие аспекты воспитания ребенка. Приучение к туалету – это процесс, обусловленный культурой, и в разных странах он проходит по-разному. Вот самая разумная форма, из принятых в нашей культуре: когда ребенок может самостоятельно сидеть и ходить, начинает интересоваться своими выделениями и, что важнее всего, они становятся достаточно регулярными, приходит пора в игровой форме приучать ребенка к горшку. Если между родителем и ребенком не возникнет конфликтов, все произойдет быстро и легко; некоторые дети сталкиваются с трудностями, в этом случае лучше подождать несколько недель и начать заново.

Некоторые мамы теряются и часто совершают ошибки, либо проявляют большую строгость, либо занимаются нарушением сна и аппетита у ребенка, не понимая, что эти проблемы на самом деле связаны с плохо выполненным мамой приучением к туалету.

Приучение к туалету происходит благодаря эмоциональной связи с матерью. Только ради своей матери ребенок готов оставить свои фекалии и мочу в месте, которое ему укажут. Все, что мешает эмоциональной связи с матерью, мешает и приучению к туалету, и если мать проявляет нетерпение или злится на ребенка, то препятствий будет еще больше.

Некоторые мамы теряются и часто совершают ошибки, либо проявляют большую строгость, либо занимаются нарушением сна и аппетита у ребенка, не понимая, что эти проблемы на самом деле связаны с плохо выполненным мамой приучением к туалету.

Трудности с засыпанием в этот период возникают из-за того, что:

1. ребенок хочет бегать и играть, а вынужден идти спать;

2. ребенок боится расстаться с матерью;

3. приучение к туалету было слишком быстрым и ребенок боится спать, так как боится намочить кровать.

Мамам надо помнить об этом, и, если нарушения сна случаются у ребенка в возрасте от года до двух, спросить себя: «приучаю ли я ребенка к туалету, и если да, то как идут дела». Если ребенок недавно научился говорить «нет» и с энтузиазмом повторяет это в связи с приучением к туалету, процесс будет трудным и у ребенка разовьется тревога.

Если процесс протекает удовлетворительно, то ребенок будет выполнять просьбу матери, если у него будет хорошее настроение и если мать в этот момент не вызывает у него негативных эмоций; если же он злится на нее, то не станет выполнять ее просьбу. Продукты его тела, фекалии и моча, становятся предметом торга. Мать должна воспринимать их с радостью, как подарки, если ребенок оставляет их в нужное время и в нужном месте. С помощью такого наивного способа у ребенка выработается способность дарить что-то с радостью, щедрость. Однако ребенок может и удерживать свои «подарки», когда сердится на мать.

Будет ошибкой пытаться сломить сопротивление ребенка с помощью физического осмотра или слабительного. Такое принуждение может сломить зарождающуюся силу воли или вызвать еще большее упрямство. В любом случае, оно не окажет желаемого эффекта на приучение к туалету и на развитие характера. Если у ребенка разовьется запор, лучше приостановить приучение к туалету ненадолго и бороться с запором с помощью диеты. Замечу, что подобные запоры особенно часто появляются в том случае, если в это время мать беременна.

Будет ошибкой пытаться сломить сопротивление ребенка с помощью физического осмотра или слабительного. Такое принуждение может сломить зарождающуюся силу воли или вызвать еще большее упрямство.

При нормальном развитии контроль над кишечником обычно достигается раньше, чем контроль над мочевым пузырем. Вплоть до пятого года жизни не имеет смысла говорить о ночном энурезе, так как это просто вопрос быстрого или медленного взросления. Ребенок воспринимает свою мочу и фекалии как ценную собственность, гордится продуктами своего тела и радуется, когда ими восхищается мать. Когда мать перестает восхищаться и моча и фекалии исчезают в туалете как нечто «грязное», ребенок чувствует себя уязвленным и непонятым. Гордость за продукты своего тела – это часть пробуждающегося самоуважения. Родители часто не понимают этого, а ребенок не понимает, почему они больше не считают прекрасными продукты его тела. Над кучей в горшке больше не звучат радостные восклицания, вместо этого родители говорят: «Это грязь, это в унитаз». Ребенок начинает чувствовать, что его любят только за хорошее поведение, а не за личность (как он ее понимает в этот период).

Говоря о трудностях, связанных с приучением к туалету, мы не должны забывать, что такое приучение – это огромное культурное достижение для ребенка, он гордится этим, как позже будет гордиться всеми остальными достижениями. Поэтому пренебрежение приучением к туалету также пагубно для развития ребенка, как и слишком суровые меры.