Вы здесь

Дети растут. 3. Развитие влечений[2] и эмоциональных связей в первые восемнадцать месяцев (И. В. Сизикова, 2016)

3. Развитие влечений[2] и эмоциональных связей в первые восемнадцать месяцев

Бывает так, что в рыданиях младенца можно услышать не только отчаяние, но и гнев. Утешая ребенка, мать спрашивает в таких случаях: «Что разозлило моего малыша?» Она уверена, что услышала гнев в рыданиях. А когда ребенок сосет грудь или пальцы, она с еще большей уверенностью может сказать, что он испытывает удовольствие.

На основе этих и других наблюдений за детьми и на основе анализа взрослых, мы делаем вывод, что с самого рождения проявляются два инстинктивных влечения: агрессия и любовь. Сами по себе влечения не поддаются наблюдению; их энергия преображается в импульсы, которые могут привести, а могут и не привести к действиям. У взрослого такие импульсы проявляются в сознании как желания, эмоции и фантазии: сексуальные желания, агрессивные желания, эмоции ненависти или любви. Сознание оценивает эти желания; чувства и мысли рисуют картину того, что будет, если импульсы превратятся в действия. Чувства и мысли – это испытательная площадка для импульсов, на которой решается, будут они превращены в действия или нет.

Энергия импульсов может быть использована для самых разных действий. В первые месяцы жизни этот процесс малозаметен. Как мы уже видели, в этом возрасте каждый раздражитель ведет к разрядке. Ребенок, плачущий в гневе, размахивает руками и может поцарапать себе лицо. Ребенок, которого только что покормили, – это воплощение сытости. Скоро наступает некоторый прогресс: младенец, который проголодался не очень сильно, успокаивается от звука материнского голоса.

Трудно сказать, в какой момент голод дополняется чувством ярости. Безусловно, в пятнадцать месяцев ребенку приятно выплеснуть свой гнев. Ребенок кричит, кидается на пол, стучит по полу руками и ногами. Этот приступ ярости создает чудесное чувство могущества и не оставляет тяжелого осадка, как это бывает у взрослых.

Если ребенок затихает, услышав голос матери или увидев ее лицо, – значит, он уже значительно продвинулся в развитии.

Матери хорошо знают: семи-восьмимесячный ребенок может активно сопротивляться и очень упрямиться, когда его одевают.

Мы видели, что ребенок вскоре перестает плакать, как только слышит голос матери. Это означает, что он не только учится переносить неприятности, но и пытается отсрочить удовольствие. Инстинктивные раздражители, обычно, не терпят задержки. В начале голод-раздражитель требует немедленного удовлетворения: пищи. Если удовлетворение не наступает, появляется дискомфорт и затем его разрядка в форме плача. Если ребенок затихает, услышав голос матери или увидев ее лицо, – значит, он уже значительно продвинулся в развитии. Кормление (немедленное удовлетворение влечения) откладывается, а энергия появляется благодаря тому, что ребенок слышит голос матери, которая будет его кормить. Это первая стадия узнавания матери и любви к ней. С самого начала младенец хватается за палец, который прикасается к его ладони, через несколько месяцев он уже пытается схватить то, что находится в пределах досягаемости, в том числе и грудь матери. Многие младенцы сжимают грудь руками, как бы объявляя ее своей собственностью. Ребенок уже не только сосет грудь, но и кусает, и тем самым также объявляет ее своей собственностью.

Агрессивная энергия, которая прежде проявлялась только в плаче и размахивании руками, теперь может быть обращена на другого. Матери хорошо знают: семи-восьмимесячный ребенок может активно сопротивляться и очень упрямиться, когда его одевают. Примерно в год к активному сопротивлению присоединяется отрицательное мотание головой, а затем и слово «нет». Если ребенка этого возраста оставить в одиночестве в манеже или кроватке, он может полностью погрузиться в игру со своими фекалиями. Для каждого ребенка они имеют огромное значение. Мочеиспускание и дефекация теперь совершаются в ответ на специфические раздражители: наполненность мочевого пузыря или кишечника, и удержание так же приятно как и разрядка. Рот все еще является важнейшим источником приятных ощущений и останется им на всю жизнь, но часть ощущений переносится в другие места. Теперь, когда ребенок может сидеть, ходить и понимает речь, наступает время приучения к туалету.

Развитие моторной координации происходит спонтанно; развитие гигиенических навыков, как и речь, возникает только при взаимодействии с матерью. Поэтому мы еще раз обсудим это взаимодействие, на этот раз с точки зрения развития эмоциональной связи.