Вы здесь

Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами. Глава 3. Планирование бюджета (Кеон Чи, 2017)

Глава 3

Планирование бюджета




Планирование бюджета (до накопления и расходов)

Вскоре после того, как ребенок начинает получать карманные деньги и управлять ими, его нужно научить составлять бюджет. Планирование бюджета позволяет убедиться, что не тратишь больше, чем получаешь. Для соревнований по бегу всегда утверждается программа поддержания физической формы, так и при составлении бюджета планируются расходы, накопления и пожертвования. Это важный компонент финансового успеха и вас, и вашего ребенка. Бюджет поможет ему аккуратно тратить свои деньги на школьные расходы, копить на игрушки, а часть отдавать на благотворительность.

Дети (да и взрослые) обычно не любят планировать бюджет

Будьте осторожны, когда советуете своим детям составить бюджет – это как предложить им съесть две порции брокколи в буфете, прежде чем они приложатся к мороженому и картошке фри. Даже у взрослых слова «планирование бюджета» обычно вызывают панику, стресс и уныние. Они считают это лишением себя удовольствия чего-то купить, они избегают планирования, как и бега по утрам.




Однако все знают, что планировать бюджет очень важно. Поэтому давайте посмотрим, как это нужно делать. Мы начнем с заполнения ведомости расходов и доходов. С помощью следующего упражнения ваш ребенок усвоит разницу между необходимым и желаемым.

Заполните еженедельную ведомость расходов и доходов

Попросите дочь составить еженедельный бюджет. Пусть запишет источники своих доходов и на что она тратит. Предоставьте ей полную свободу, пусть это будет все что угодно – от цветных мелков до молочных коктейлей.


Еженедельная ведомость расходов и доходов


Ребенку обязательно пойдет на пользу изучение разницы между необходимым и желаемым.

Говорит Адам

Очень важно научиться правильно решать, куда потратить свои деньги. Нужно понять разницу между необходимыми потребностями и желаниями и важность баланса между сиюминутным удовольствием и долгосрочной выгодой.

Когда мы с женой и детьми идем в магазин, то всегда говорим: «Дети, у вас есть бюджет в энное количество долларов. Вы можете потратить его на какую-то игрушку, или сэкономить деньги и через несколько недель или месяцев купить вещь получше». Это учит их важности не сиюминутного, а отложенного вознаграждения. Дети, которые приобрели навык такого вознаграждения, становятся благополучными и во взрослой жизни. Это подтверждает так называемый стендфордский «эксперимент с зефиром».

Психолог Вальтер Мишель провел в конце шестидесятых и начале семидесятых годов прошлого века в Стэндфорде «эксперимент с зефиром». Детям был предложен выбор между одним небольшим вознаграждением (иногда это был зефир, но чаще – печенье или булочка), которое выдавали прямо сейчас, и двумя зефиринками, если они подождут 15 минут, когда психолог вернется в комнату. При анализе несколько лет спустя обнаружилось, что дети, которые дольше могли ждать зефир, имели лучшие результаты по SAT[6], их уровень образования был выше, а индекс массы тела ниже.

Необходимое и желаемое

Необходимое – это вещи, без которых мы просто не можем существовать, такие как:

• Пища

• Жилье

• Хорошая пара обуви

• Транспорт

Желаемое – это вещи, которые хочется иметь, но если не обладать ими, прожить вполне можно (фактически это просто развлечения). Например:

• Дизайнерские джинсы

• Мороженое

• Видеоигры

• Последняя модель телефона

Желаемое может быть отложено и запланировано. Существуют ситуации, когда оно становится необходимостью. Если ребенок еще слишком мал, то компьютер для игр – это желаемое. Но когда ему исполняется девять и на дом задано написать и отредактировать сочинение, компьютер становится необходимостью.

Говорит Кеон

Когда появилась Сара, я сделал именно то, что всегда делает молодой папа: я ее избаловал. Я давал ей игрушки, конфеты, фруктовое мороженое и вообще все, что она просила, чтобы ее обрадовать. К восьми годам она превратилась в неуправляемого потребителя.

Жена считала, что это я вышел из-под контроля и нужно что-то менять. Она сказала Саре: «Вот твои еженедельные карманные деньги на игрушки, наклейки и конфеты. Трать их, как тебе хочется, но если они у тебя закончатся, то до конца недели ты больше ничего не получишь».

Конечно же, Сара быстро потратила все свои карманные деньги на наклейки с покемонами. Я хотел утешить ее, особенно когда она плакала. В течение нескольких недель Сара оставалась без своих любимых конфет и фруктового мороженого.

Но в начале четвертой недели она проявила неожиданную скупость. Сара стала откладывать 10 процентов на накопление, затем покупала несколько карточек с покемонами и останавливалась. Она прекратила покупать конфеты.

За несколько месяцев Сара определила свой баланс и научилась не преувеличивать расходы, но и не слишком прижиматься. Сара пронесла этот важный урок через всю свою юность.




Альтернативные издержки

Дети понимают, что планирование бюджета означает необходимость тратить и экономить, но некоторые вещи оставлять на витрине магазина. Это называется «альтернативные издержки».

Например, если ваша дочь хочет пойти в кино, альтернативной издержкой будет трата на еду, экономия этих денег или покупка чего-то другого.

Теперь, когда вы объяснили вашему ребенку разницу между необходимыми потребностями и пожеланиями, а также значение альтернативных издержек, помогите ребенку снова заполнить еженедельную ведомость доходов и расходов. Сначала полностью заполните графу доходов, затем – графу расходов. Прежде чем заполнить последнюю графу, выделите разумную сумму для накоплений и благотворительности – по 10 процентов. Общие расходы должны равняться общим доходам.

Через неделю расспросите ребенка, сколько он в действительности потратил.


Доходы и расходы за неделю


Планирование бюджета на протяжении многих лет

Трехлетний ребенок вряд ли поймет разницу между необходимыми потребностями и пожеланиями, а если ребенок только в шестнадцать лет начнет копить на образование, то ему не хватит времени.

У любого ребенка потребности и приоритеты изменяются с возрастом. Не существует подходящей для всех и эффективно работающей формулы. Всегда нужно принимать во внимание возраст сына или дочери.

Между четырьмя и семью годами

• Используйте банки с надписями «сохранить», «пожертвовать» и «потратить» для планирования бюджета и распределения карманных денег (смотри Главу 2). Правило заключается в том, чтобы вместе с ребенком отложить 1/10 часть денег в банки с надписями «копи» и «жертвуй». Дети постарше могут установить для себя другой процент пожертвований.

Между восемью и двенадцатью годами

• Научите ребенка свои желания не называть потребностями. Это может показаться придиркой, но это необходимо. Нужен ли им банановый пирог, когда мама только что испекла вкусное печенье? Стоит ли покупать водяной пистолет, если ему потребуется больше денег на каникулах?

Конец ознакомительного фрагмента.