Глава 1
Больше, чем просто деньги
Родителям нужны советы
Никогда у детей не было столько личных денег. Реклама и мода требуют, чтобы деньги постоянно тратили. Большинство родителей работают, масса дел и обязанностей отнимают время. А когда не хватает времени и денег, родителям срочно нужны советы, как научить детей ответственно обращаться с деньгами.
Плохие привычки могут привести к катастрофе
Деньги – очень важная вещь в жизни, но они могут вскружить голову и задурить мозги. Их зарабатывают, чтобы купить еду, одеваться, накопить или инвестировать в будущее. Но сегодня дети многих зажиточных родителей из семей среднего класса растут, не беспокоясь о деньгах, не поддерживая своих родителей и не думая об экономии средств. Молодежь приобрела аппетит к трате денег и перенесла эту привычки во взрослую жизнь, иногда с катастрофическими последствиями. Такие дети вырастают во взрослых, неспособных тратить с умом.
Многие родители тоже неправильно ведут свои денежные дела. Они слишком много расходуют на детей, работают до старости, зарабатывая на их обучение, пренебрегая своими собственными нуждами. Вы ведь не хотите быть одними из тысяч пожилых людей, которые никак не выходят на пенсию? И не собираетесь разделить судьбу тех несчастных родителей, чьи дети ведут самоубийственный образ жизни, так как с детства не научились правильно обращаться с деньгами?
Не слишком ли вы много тратите на своих детей?
Давайте начнем с вас. Позволяете ли вы своим детям с избытком расходовать деньги?
• Вы недовольны телефонными счетами ребенка, но все равно оплачиваете их?
• Ваш сын регулярно просит новые джинсы и кроссовки?
• У вашей дочери полдюжины платьев, которые она не носит?
Вам нужно откладывать примерно 10–20 процентов вашего дохода для ваших собственных нужд или будущей жизни на пенсии. Если вы далеки от этого, то наверняка тратите слишком много на семью и детей, и слишком мало – на самого себя.
Тратить меньше на своих детей – это не преступление
Да, тратить меньше на своих детей – это не преступление. Вы не мелочитесь, а поступаете вполне разумно:
• Вы можете сэкономить на вещах для детей грудного и дошкольного возраста, так как в эти годы ребенок очень быстро из них вырастает.
• Вы можете найти хорошие, хотя и подержанные игрушки и книги по низким ценам на сайтах eBay, Gumtree и Locanto.
• Вы можете просто отказаться от необязательных покупок.
Когда вы сознательно тратите меньше денег, ребенок обязательно станет ныть и устраивать истерики. Твердо сказать ему «нет» нелегко, но не сдавайтесь. Со временем дети будут благодарить вас за эти уроки.
Для своего ребенка лучший преподаватель финансовой грамоты – это вы
Хорошо ли вы обучаете ребенка финансовой грамоте? Необходимо чувствовать себя уверенно, это основа успеха. Дети всегда поверят решительному человеку. Вы встречали врача, сомневающегося в своих способностях? Будут ли дети видеть в вас финансового профессионала, если вы не уверены в себе?
Вы должны быть убеждены, что сумеете обучиться сами и обучить своих детей правильному обращению с деньгами. Сколько бы ни было у вас денег, ими необходимо разумно распоряжаться.
Начните с позитивного настроя
«Вот величайшее открытие всех времен: человек может изменить свое будущее, просто поменяв свое отношение к нему».
Избегайте отрицательного отношения к деньгам и своей работе. Это чрезвычайно мешает и вам, и вашей семье, вытягивает жизненную энергию. Если часто рассуждать о своей скучной работе, то и ваши дети не захотят трудиться, когда подрастут. Лучше жить активно, и ваша задача – научить этому детей.
Несколько лет назад в Daily Mail была опубликована статья Элизабет Трасс, которая тогда была министром образования Великобритании. Так вот, она написала о том, что родители не должны говорить ребенку о своем неумении и нежелании считать. Они наносят этим вред не только детям, но и экономическим перспективам страны – ни больше, ни меньше![1]
Мыслить позитивно проще, чем вы думаете. Если у вас недостаточно денег на шикарный отпуск, то найдите что-то в средней ценовой категории. Или скажите семье, что поедете отдыхать, когда средств на отпуск будет немного больше.
Тест
Сначала давайте посмотрим, насколько хорошо вы отвечаете на типичные вопросы детей. Если вы находите их сложными, то знайте – вы не одиноки. Дети способны поставить в тупик даже лучших родителей.
1. Десятилетний ребенок копит карманные деньги на робота-собаку, которая умеет бегать и гавкать. Он накопил достаточно и хочет ее купить. Вы:
а. Позволите ему это сделать.
б. Скажете ему, что он не может тратить свои сбережения.
в. Скажете «нет» и предложите ему купить что-то полезное.
г. Сами купите ему игрушку, сохранив его сбережения.
(а) 3 (б) 1 (в) 0 (г) 0
Если ваш ребенок накопил на игрушку и вы позволили ее купить – это награда за его старания. Конечно, это должна быть запланированная покупка, на которую он копил какое-то время. Самое худшее – это запретить ему купить то, о чем вы уже договорились.
2. Обычно вы тратите 40 долларов на джинсы для сына. Сейчас он хочет брендовые джинсы за 120 долларов. Вы:
а. Категорически скажете, что о джинсах за 120 долларов не может идти и речи.
б. Дадите 40 долларов и позволите ему добавить собственных денег.
в. Купите брендовые джинсы, так как уже пора приобрести что-то стоящее.
г. Скажете, что или вы покупаете ему джинсы за 40 долларов, или он будит ходить в старых.
(а) 1 (б) 3 (в) 1 (г) 2
Этот урок научит разнице между потребностями и желаниями. Для несовершеннолетнего ребенка джинсы за 40 долларов – вполне подходящий вариант, если они хорошие и удобные. А если он очень хочет джинсы за 120 долларов, то пусть достает свои собственные сбережения или начнет на них копить. Можно и категорически запретить ему покупать джинсы за 120 долларов, даже если у него есть деньги. Существует предел, выше которого мальчик не должен тратить деньги на такие обычные вещи, как джинсы.
3. Ваша двенадцатилетняя дочь получает карманные деньги за уборку в доме. Недавно она прекратила это делать. Вы:
а. Перестанете платить, чтобы наказать ее.
б. Пригласите помощницу по хозяйству убираться в доме.
в. Продолжите платить, чтобы выполнить свою часть сделки.
г. Разделите вопросы ведения домашнего хозяйства и получения карманных денег.
(а) 0 (б) 0 (в) 0 (г) 0
Детям надо регулярно давать карманные деньги, чтобы они получили важнейшие навыки в финансовой области: копить, тратить и жертвовать на благотворительность. Если эти наличные дают ребенку за ведение какой-то части домашнего хозяйства, но свои обязанности он не выполняет, то и выдавать деньги надо нерегулярно. Но уж мы-то знаем, что нерегулярная зарплата расхолаживает. Тем более детей.
4. Вы в магазине игрушек, и дочка умоляет купить ей куклу Кайле, которая подключается к интернету и может отвечать на вопросы, используя Google. Вы:
а. Купите игрушку, чтобы избежать «сцены».
б. Купите, но скажете дочери, что стоимость Кайле будете вычитать из ее карманных денег.
в. Не купите, но посоветуете ей в следующий раз воспользоваться собственными сбережениями.
г. Предложите сначала поиграть с такой же куклой у двоюродной сестры – действительно ли эта игрушка так хороша?
(а) 0 (б) 0 (в) 3 (г) 3
Вам не стоит покупать куклу, если это незапланированная покупка. Дочь надо поощрить за накопление денег, только если это займет не более пары месяцев. Попросите ее поиграть с куклой – что, кукла и правда интересная игрушка?.
5. Ваша восьмилетняя дочь Эллен потеряла 20 долларов, которые ей дала бабушка для школы. Вы:
а. Скажете Эллен, чтобы она вежливо попросила у бабушки еще 20 долларов.
б. Скажете Эллен, что она должна быть более внимательной.
в. Заставите ее выполнять дополнительные задания по хозяйству, чтобы заработать 20 долларов.
г. Скажете ей, что она должна была положить деньги в копилку.
(а) 0 (б) 3 (в) 1 (г) 1
Вы получили 10 тысяч долларов в качестве премии и отправились в казино. Проиграли все до последнего и поняли, что следовало быть более осторожным. Точно такой же урок должна усвоить Эллен. Не стоит давать ей еще 20 долларов, да и бабушке нужно сказать, чтобы она не дарила ей денег. Пусть Эллен сделает еще что-нибудь по хозяйству, хотя это и окажет лишь временный эффект. Пусть она лучше поймет – впредь надо быть осторожней.
6. Вы объяснили Самуилу, что ему совершенно точно не купят последнюю модель игровой приставки «Сони Плэйстейшн», и тут с ней неожиданно появляется дедушка. Вы:
а. Говорите дедушке Самуила, что не можете принять подарок для сына.
б. Принимаете подарок, но не показываете до дня рождения Самуила.
в. Прячете подальше, чтобы проучить обоих – и дедушку, и Самуила.
г. Принимаете подарок, но предлагаете дедушке советоваться с вами перед тем, как делать детям дорогие подарки.
(а) 1 (б) 2 (в) 0 (г) 3
Бабушки и дедушки сегодня богаче, чем раньше, и часто портят своих внуков. Они делают подарки в самый неожиданный момент и не ждут особого случая, ведь баловать внуков – для них радость. Вы должны вмешаться и поговорить с бабушкой и дедушкой. Ваши дети не должны получать никаких дорогих подарков, если вы их не одобрили. Если они все же что-то принесли, спрячьте до важного повода – Рождества, дня рождения ребенка или отличных оценок на школьных экзаменах.
7. Дядя Чарли дал девятилетней Эйлен 100 долларов, когда она была у него в гостях. Вы:
а. Позволите тратить на свое усмотрение. Это подарок.
б. Положите деньги в ее копилку.
в. Позволите потратить 20 долларов и посоветуете положить остальные в банк под проценты.
г. Посоветуйте дяде Чарли не давать такие большие суммы Эйлен.
(а) 0 (б) 1 (в) 2 (г) 3
Если бы дядя Чарли подарил 10 долларов или 20, то Эйлен вполне могла бы потратить их по своему усмотрению. Но 100 долларов – это многовато для девятилетней девочки, особенно если сделано без повода. Давать ребенку 100 долларов – это как взрослому выигрывать в лотерею. Исследования показывают, что большие незаработанные деньги принуждают людей кидаться из крайности в крайность – от восторга до полного разорения и отчаяния[2]. Дядя Чарли должен согласиться с вами. Если Эйлен еще раз получит такой подарок, то настаивайте, чтобы его большая часть шла на накопление.
8. Ваш семилетний сын Давид получает так много подарков на день рождения, что ему становится скучно после распаковывания даже нескольких. Вы:
а. Отдаете оставшиеся подарки на благотворительные цели.
б. Храните оставшиеся подарки, чтобы отдать ему в другой раз.
в. Развернете оставшиеся подарки, чтобы завершить начатое.
г. Заведете детский сберегательный счет и предложите родственникам положить туда деньги для обучения Дэвида в колледже.
(а) 0 (б) 2 (в) 1 (г) 3
Вы любите креветки, но после пятидесяти штук со шведского стола следующие уже не кажутся такими вкусными. И если ваш ребенок получил десять подарков, то пусть он откроет первые пять, а затем будет открывать по одному каждое следующее воскресенье. Или, еще лучше, откройте сберегательный счет на обучение Дэвида. Предложите родственникам и друзьям вносить на него деньги. Любой способ откладывания средств на обучение поможет детям узнать об «отсроченном удовольствии».
9. Вы взяли свою четырехлетнюю Синди в кондитерскую, и она хочет набрать весь шоколад, который поместится в ее корзину. Вы:
а. Позволите ей выбрать какой-то один сорт.
б. Покинете магазин и вернетесь домой.
в. Купите ей все, что она хочет, чтобы избежать «сцены».
г. Вставите беруши и пусть вопит, сколько влезет.
(а) 3 (б) 2 (в) 0 (г) 2
Истерики – сомнительное удовольствие для родителей. Если ваш ребенок не хочет замолкнуть, придется покинуть территорию и дать ему возможность успокоиться. Если вы пойдете навстречу Синди, то она быстро узнает силу крика для манипулирования. Пусть она сделает выбор, вам надо настоять на своем. Только одна шоколадка, и не более!
10. Ваш пятилетний сын Мэтью спрашивает, что будет, если его мама и папа умрут. Вы говорите ему:
а. Это невозможно, мы не умрем (он еще слишком мал для понимания смерти).
б. Он будет жить с тетей Марией (вы назначили тетю Марию опекуном).
в. Кто-то из семьи будет его воспитывать (вы и ваша супруга молоды и считаете, что еще слишком рано для разговоров на эту тему).
г. Вы поговорите с его любимой тетей Марией, чтобы она воспитывала Мэтью (вы и ваша супруга назначаете ее опекуном в вашем завещании, если она согласна).
(а) 1 (б) 2 (в) 1 (г) 3
До трех лет дети не имеют никакого понятия о смерти. До шести лет они считают, что смерть обратима, словно можно заснуть, а потом проснуться. Дети начинают понимать необратимость смерти между шестью и девятью годами[3]. Родителям следует подготовиться к возможности смерти их обоих, когда ребенок еще совсем мал. Назначение подходящего опекуна поможет убедиться, что после смерти за вашим ребенком будет ухаживать надежный человек.
Ваши результаты:
0–10. Если будете продолжать в том же духе, то дети останутся жить с вами лет до 35.
11–25. Не плохо, но у вас есть к чему стремиться.
26–30. Вы и ваши дети на правильном пути. Воспользуйтесь этой книгой, чтобы отточить свои навыки обращения с деньгами.