Глава 3
Перестаньте оценивать ребенка
Вольно или невольно мы подпитываем в детях желание получить похвалу или одобрение со стороны взрослых. Бывает, что ребенку сильно не хватает этого, и тогда он делает все, чтобы увидеть хотя бы снисходительный кивок родителя. А иногда происходит наоборот: ребенок привыкает, что каждое его действие должно получить одобрение. Так или иначе, у детей появляется зависимость от нашей реакции. А теперь представьте, как бы вам жилось, если бы вы постоянно думали о том, похвалят вас или поругают. Может ли в такой обстановке вырасти свободная личность?
Конечно, детям нужно объяснять, что у всякого действия есть свои последствия. С ними нужно беседовать, чтобы они понимали, что от их поведения многое зависит. Но при этом маленькому человеку необходимо чувствовать, что его любят, уважают и принимают как личность. Однако родители слишком привыкли постоянно выдавать свое мнение. Мы считаем своим долгом показать, что недовольны ребенком или, наоборот, одобряем его поступок или решение. Но кто мы такие, чтобы судить своих детей? Самим фактом появления в нашей жизни они получают неотъемлемое право быть самими собой. Не мы даем им это право. Они живут, а значит, живут их мысли и чувства, которые требуют выражения. И мы не должны ограничивать их в этом.
Одобрение и недовольство – это инструменты контроля. Для многих это не совсем очевидно, но дело в том, что, хваля или ругая ребенка, мы пытаемся им манипулировать. Делаешь то, что меня устраивает, – молодец. Делаешь то, что мне не нравится, – плохой. Мы раздаем оценки направо и налево, не думая о том, как это влияет на самоощущение детей. Родители должны быть более чуткими к душевному устройству своего ребенка и относиться с уважением к особенностям его личности.
Да, мы взрослее, и у нас больше опыта и знаний. И поэтому именно наша задача – заметить в ребенке склонность к определенным занятиям и помочь ему развиваться в этом направлении. Что нравится вашему сыну или дочери? Лазать по деревьям, листать энциклопедию, пинать мяч, играть на сцене, фантазировать, бренчать на гитаре или тихо сидеть с книжкой? Пусть он занимается тем, что ему по душе, не оглядываясь на то что вы думаете по этому поводу. Только тогда, став взрослее, он сможет самостоятельно принимать решения. И мы просто обязаны уважительно относиться к решениям своих детей. Один предпочтет карьеру семье, другой захочет сменить религию, а третий поймет, что он гомосексуален. Каждый проживает свою жизнь, и мы не должны ограничивать детей в их поиске самого себя.
Родители с развитой осознанностью умеют достойно реагировать на решения ребенка, не вызывающих у них восторга. Сын встречается с девушкой, которая вам категорически не нравится. Дочь захотела стать художником, хотя вы прочили ей карьеру юриста. Сможете ли вы это принять? Это зависит от того, насколько вы понимаете, что каждый человек имеет право быть самим собой. В том числе и ваш ребенок.
Когда я говорю об уважении к личности ребенка, многие родители делают круглые глаза и убеждают меня в том, что уж они-то холят и лелеют своих детей, как только можно. «Мы организуем такие шикарные праздники на день рождения, ходим с ними в кино и развлекательные центры, покупаем игрушки и книги, берем с собой в путешествия!» – восклицают они. Это все, конечно, неплохо. Но я говорю о другом. Для меня уважение к ребенку это прежде всего признание за ним права на самоопределение.
Мы помогаем своим детям, рассказывая о том, что знаем. Но мы никогда не должны навязывать им свои оценочные суждения. Осознанный родитель информирует ребенка и дает ему свободу самому определиться, что делать с этой информацией. Конечно же, вы можете делиться своим мнением с детьми. Однако старайтесь подавать его в виде рассуждения, вызывайте ребенка на диалог, интересуясь тем, что он сам думает по этому поводу. Но это про тех, кто постарше.
Детям любого возраста нужно ощущение того, что быть собой – чудесно. Мы привыкаем постоянно оценивать действия ребенка, забывая о том, как важно для человека чувствовать радость просто от самого факта своего существования. А ведь маленькие дети обладают этим даром. Они умеют наслаждаться жизнью, для них весь мир – это чудо. Завидная способность, не правда ли? Так зачем же мы год за годом лишаем их этого, заставляя замирать в ожидании нашей реакции? Необходимо сделать все, чтобы у ребенка не возникало и тени сомнения, что мы счастливы просто от того, что он есть. Детям важна уверенность в том, что их любят и принимают в любом случае.
Даже если ребенок ведет себя плохо, душа его ранима и невинна. Дети всегда открыты для любви и, когда они чувствуют, что нужны нам любыми, независимо от их поступков, то готовы довериться нам. У каждого ребенка бывают периоды проблемного поведения. И вы должны относиться к такому поведению спокойно, сохраняя уверенность в том, что ваш сын или дочь – это личность с прекрасной душой и богатым внутренним миром. И тогда дети смогут справиться с любыми трудностями.
Вот несколько примеров того, как можно показать своему ребенку, что вы принимаете его таким, какой он есть, и ваша любовь к нему безусловна:
● Загляните к ребенку в комнату и скажите, как это здорово, что он у вас есть.
● Когда ваш сын или дочь смотрит телевизор, присядьте рядом со словами: «Мне так приятно просто побыть с тобой вместе!»
● Поймайте ребенка, когда он пробегает мимо, и скажите: «Спасибо, что ты есть в моей жизни!»
● После того как ребенок лег спать, оставьте ему записку, чтобы, проснувшись утром, он прочитал: «Разбуди меня, пожалуйста. Хочу, чтобы ты – это было первое, что я увижу в этот день!»
● Когда малыш держит вас за руку, скажите, что для вас это настоящее счастье – чувствовать его маленькую ладошку.
● Забирая детей из школы или садика, не забывайте говорить им о том, как вы сильно соскучились.
● В ответ на улыбку ребенка тоже улыбнитесь и скажите, что ваше сердце сейчас выпрыгнет от радости!
● Когда дети вас целуют, говорите им о том, что вы любите их огромной любовью!
Дайте детям ощущение того, что им не нужно делать ничего особенного, чтобы привлечь ваше внимание. Они должны чувствовать, что нет абсолютно никакой необходимости заслуживать вашу любовь. Пусть они растут с уверенностью в том, что их жизнь – это большая ценность сама по себе, и неважно, как ее расценивают другие. Не вырабатывайте в ребенке желание получить ваше одобрение или страх, что его будут ругать. Так вы поможете ему стать человеком, который не зависит от чужих мнений.
Если мы перестанем на каждом шагу оценивать действия ребенка, это сформирует в нем ощущение внутренней свободы. Он не будет подстраивать свое поведение под родителей, чтобы заслужить их похвалу или избежать нотаций. Попросту говоря, в такой обстановке ребенку не нужно хитрить и притворяться, он может быть самим собой. Так и вырастает цельная, зрелая личность.
Умение принимать
Принять ребенка таким, какой он есть. Что для этого нужно? В первую очередь необходимо отказаться от любых представлений о том, каким он должен быть. Поразительно, но для многих родителей это смерти подобно. Настолько им трудно смириться с мыслью, что ребенок не такой, каким они его видели в своих мечтах и планах.
Я не устаю повторять, что осознанный родитель – это человек, буквально родившийся заново. Такое перерождение происходит, когда мы перестаем предъявлять к жизни конкретные требования, а просто открываемся ей всем сердцем. Тогда и нам открывается совершенно новый мир – гораздо больше, интереснее и добрее прежнего.
Доверьтесь своим детям. Они – лучшие проводники в страну внутренней свободы, настоящие гуру. Общайтесь с ними, не выстраивая барьера из собственных ожиданий. И тогда они помогут вам увидеть себя и мир по-новому.
Для примера расскажу вам о семье, в которой ребенка долгое время не принимали таким, какой он есть. Энтони и Тина буквально сходили с ума из-за того, что их сын Шон плохо учится. Они никак не хотели понять, что ребенок испытывает определенные трудности при усвоении информации. Кроме того, он почти ни с кем не общался, сидел дома и никуда, кроме школы, не ходил. Его родители – очень успешные и активные люди – и представить не могли, что в их семье может вырасти такой ребенок. Разве что в ночном кошмаре.
Энтони, известный теннисист и велосипедист-любитель, совершенно не понимал, почему Шон все время сидит дома, предпочитая компьютер и книги любым другим занятиям. Отец буквально бесился от того, что его сын – совсем не тот мальчишка, с которым можно попинать мяч, и постоянно обзывал ребенка «девчонкой» и «неженкой».
Тина работала адвокатом и была собранной, деловой женщиной. Она считала, что мужчина должен быть уверенным в себе, сильным человеком, который знает, чего хочет. Ее раздражало, что Шон совсем не вписывается в этот образ. Тина отчаянно пыталась сделать из сына настоящего мужчину – таскала его в спортзал, покупала «взрослую» одежду и заставляла общаться с девушками, несмотря на то что это вводило его в ступор.
Каждый раз, когда наступала пора экзаменов, семью буквально трясло от скандалов. Шон явно не справлялся со школьной программой, а родители никак не могли принять этого факта. Они все время ругали ребенка, считая, что он просто ленится, и наказывали его. Например, ему не разрешали поужинать, пока он не справится с задачей по математике. Когда Тина и Энтони пришли ко мне на консультацию, то все время повторяли: «Наш сын не какой-нибудь отсталый. Он не из тех, кому нужно “специальное” обучение». Но вы только представьте, что творится у мальчика в голове, если отец все время обзывает его «соплей», а мать при этом требует, чтобы он был мужиком. Как можно вообще что-либо понимать в такой обстановке?
Семья погрязла в постоянных разборках. И поскольку у родителей был совершенно противоположный подход к ребенку, недовольство Шоном незаметно превратилось в недовольство друг другом. Постепенно между супругами выросла стена непонимания. И когда они сказали, что решили разойтись, это не стало для меня сюрпризом. Более того, совершенно логично, учитывая их историю, прозвучала причина развода: «Это все из-за Шона. Его поведение – это камень преткновения между нами. Мы устали от постоянных скандалов, дальше так жить просто невозможно».
Родители списали свою эмоциональную незрелость на несчастного ребенка. Им было проще сделать Шона причиной всех бед, чем признать, что они не могут найти общего языка друг с другом. Они даже думали, что, когда скажут сыну о разводе, он постарается стать «хорошим». Тина и Энтони искренне верили, что если бы не Шон, они были бы счастливы как пара. А ведь на самом деле каждый из них раздражался на сына именно потому, что был недоволен своей личной жизнью. Супруги не понимали и не слышали друг друга, поэтому не могли договориться и действовать заодно. И это отражалось на поведении ребенка. Так что состояние Шона всего лишь «зеркалило» проблемы в отношениях родителей.
Когда Энтони и Тина наконец поняли это, то смогли посмотреть на своего сына по-новому. Они перестали делать из него демона во плоти и постарались принять таким, какой он есть. Родители признали, что превратили особенности ребенка в трагедию и упивались драматичностью ситуации. А Шон настолько привык быть козлом отпущения, что неосознанно подыгрывал им, создавая все больше и больше «проблем». Осознав, что причину нужно искать в себе, Энтони и Тина начали работать над своими отношениями. Они дали ребенку свободу быть собой и не нести их тяжкий груз внутренних противоречий.
Безусловно, родители могут корректировать поведение детей, но мы всегда должны уважать их право быть теми, кто они есть. Нам следует стараться смотреть на них с максимально нейтральной позиции. Не оценивать, а просто размышлять. А уж тем более не приписывать им своих эмоций, желаний и способностей. Осознанный родитель очень чутко следит за проявлениями характера своего ребенка, но при этом анализирует его поведение максимально отстраненно, как будто собственной личности родителя вовсе не существует. Нет никаких ожиданий, нет «плохо» или «хорошо». Есть так, как есть. Только так можно понять, что действительно представляет собой личность вашего ребенка, какие у него наклонности и как ему помочь. Более того, это помогает и нам стать свободнее, избавиться от предубеждений, надуманных проблем или неотработанного прошлого. В конечном итоге – увидеть и принять себя такими, какие мы есть.
Принять – не значит отойти в сторону
Часто умение принимать понимают как некую пассивную реакцию. Это большое заблуждение. Принимая, мы не отходим в сторону, а действуем так, чтобы не навредить. Нужно следовать голосу разума и при этом давать ребенку душевное тепло. Родители, умеющие принимать, ни в коем случае не закрывают глаза на то что происходит с детьми, и пытаются понять, что заложено в поведении ребенка.
Чтобы стало понятнее, о чем я говорю, расскажу историю Джона и Алексис. Их сын Джейк с детства не отличался «мальчуковым» поведением. Ему не нравились шумные и спортивные игры. Он больше любил танцевать. Родители видели, что сверстники постоянно издеваются и подтрунивают над ним. Джон и Алексис задумались о том, что, может быть, Джейк гомосексуален. Но они понимали, что если в поведении мальчика есть элементы женственности и мягкости, это еще не значит, что он гей, поэтому не стоит торопиться с выводами. Им, конечно, хотелось, чтобы сын был больше похож на мужчину, но они отодвинули свои желания в сторону. Родители видели, что ребенок увлечен музыкой и танцами, и помогали ему развивать свои способности. Они думали, что если Джейк станет геем, значит, так тому и быть. Пусть он сам определится, когда вырастет. Они просто примут это как одно из качеств его разносторонней личности. А пока можно только помочь ему пережить издевательство и грубость ровесников.
Когда Джейк подрос, Джон и Алексис постарались сделать так, чтобы в его окружении были люди с разной сексуальной ориентацией. Они хотели, чтобы сын видел – мама и папа одинаково относятся ко всем и не страдают гомофобией. То есть если Джейк почувствует в себе гомосексуальные наклонности, ему не нужно бояться реакции родителей. Кроме того, он будет знать, что и его знакомые воспримут это нормально. И вот настал день, когда Джейк действительно признался, что испытывает влечение к мужчинам. И родители просто приняли это как факт. С самого начала они дали ему свободу самому определиться и сделали все, чтобы он не чувствовал вины или страха. Джон и Алексис – из тех, кто умеет радоваться тому, что их ребенок такой, какой есть. Какой бы ни был, он не обязан исполнять их мечты или претворять фантазии в жизнь. Джейку очень повезло – его родители вышли за рамки своего эгоцентризма, они поняли, что нельзя заставлять ребенка жить так, как этого хочется им. Дети могут очень сильно отличаться от нас, это совершенно отдельные от нас личности. И способность создать свободное пространство между собой и ребенком – это залог гармоничных отношений. Что самое интересное, такая, казалось бы, дистанцированность – это самый верный путь к духовной близости.
Дети – не типовые изделия
Каждый ребенок уникален, к каждому необходимо найти свой подход, нет универсальных методов воспитания. То, что подойдет для одного, может навредить другому. Если вы видите своих детей «как есть», то поймете, как себя вести, чтобы у вашего сына или дочери был именно тот родитель, который им нужен. Другими словами, мы должны подстраиваться под характер ребенка. С какими-то детьми лучше общаться мягко, с другими требуется проявлять твердость и даже иногда быть строгими. Не думайте о том, каким должен быть родитель. Смотрите на то, какой родитель нужен вашему ребенку в каждой конкретной ситуации.
До того как стать мамой, я часто думала о том, какими будут мои дети. Когда я узнала, что беременна девочкой, ее образ уже сложился в моей голове. Не было и тени сомнения, что ребенок унаследует все мои положительные качества. Я представляла свою дочь доброй, нежной, слегка доверчивой. Мне казалось, что это будет творческая натура.
Дочь росла, и с каждым годом становилось все очевиднее, что она абсолютно другая. Она добрая, да. Но несколько в ином смысле, чем представлялось мне. Это очень щедрый и великодушный ребенок, но мягкость и нежность в ее характере отсутствуют напрочь. К творчеству тоже особых склонностей не обнаруживается, мышление очень конкретное и логичное, да и фантазии – это не про нее. Она умеет все очень четко просчитывать, так что доверчивостью там даже и не пахнет. Дочка бывает очень настырной и упрямой. И в ее характере совсем нет уступчивости, которая была так свойственна мне в детском возрасте.
Пришлось расстаться с образом той девочки, которая долго жила в моей голове. Это было нелегко. Я никак не хотела смириться с мыслью, что дочь так не похожа на меня. Иногда просто не верилось, что это – мой ребенок. Я долгое время буквально отрицала многие черты ее характера, не хотела даже и думать о том, что не соответствовало моим ожиданиям. Хотя на самом деле поведение дочери доставляло не так уж много проблем. Это я делала из этого проблему. И так происходит со многими родителями. Когда дети ведут себя не так, как нам хочется, мы слишком драматизируем ситуацию. А надо всего лишь признать индивидуальность ребенка. Тогда станет понятно, что большинство трудностей в общении с ним мы создаем сами, не желая расстаться со своими представлениями.
Принимая детей такими, какие они есть, мы не отказываемся от того, что должны корректировать их поведение. Осознанный родитель не занимает пассивную позицию, он активно помогает ребенку развивать в себе лучшие качества и учит взаимодействию с другими людьми. Но я хочу, чтобы вы поняли: увидеть, признать и принять особенности характера сына или дочери – это основа. Потому что направлять их поведение в нужное русло мы можем, только если хорошо понимаем, что ими движет.
Когда ребенок ведет себя «плохо» только потому, что вредничает, нам надо проявить твердость. Но если вызывающее поведение связано с внутренними противоречиями или душевными переживаниями, нам следует проявить чуткость и понимание. Если ребенок слишком приставучий, может быть, ему не хватает тепла и нежности. А возможно, он просто избалован вниманием или слишком зависит от вас. Тогда нужно развивать в нем самостоятельность, научить его находить себе занятие, помочь стать уверенней в себе. Если ребенок уединился, не стоит лишний раз его дергать. Нужно уважать его личное пространство. Когда есть время, позвольте детям шуметь и отрываться по полной. Не надо их постоянно одергивать. Но если им пора делать уроки, тогда вы должны дать им возможность успокоиться и помочь сосредоточиться.
Учитесь принимать своего ребенка таким, какой он есть. Можно мысленно или вслух произносить все, что вы замечаете в нем:
● Я принимаю то, что мой ребенок не похож на меня.
● Я принимаю то, что мой ребенок любит побыть один.
● Я принимаю упрямство моего ребенка.
● Я принимаю то, что мой ребенок настороженно относится к людям.
● Я принимаю то, что мой ребенок с трудом переключается на новое занятие.
● Я принимаю то, что мой ребенок очень общительный.
● Я принимаю то, что мой ребенок заводится с полоборота.
● Я принимаю то, что мой ребенок часто не доводит дело до конца.
● Я принимаю то, что мой ребенок любит подлизываться.
● Я принимаю то, что мой ребенок боится новых знакомств.
● Я принимаю то, что мой ребенок не любит изменений.
● Я принимаю то, что мой ребенок может себя плохо вести.
● Я принимаю то, что у моего ребенка часто меняется настроение.
● Я принимаю то, что мой ребенок – очень чувствительная натура.
● Я принимаю то, что мой ребенок застенчивый.
● Я принимаю то, что мой ребенок любит нежности.
● Я принимаю то, что мой ребенок любит командовать.
● Я принимаю то, что мой ребенок никого не слушается.
● Я принимаю то, что мой ребенок не любит выделяться.
● Я принимаю то, что мой ребенок получает плохие оценки.
● Я принимаю то, что моему ребенку не интересна учеба.
● Я принимаю то, что мой ребенок может соврать.
● Я принимаю то, что моему ребенку нравится скандалить.
● Я принимаю то, что мой ребенок неусидчивый.
● Я принимаю то, что мой ребенок – личность со своими особенностями.
● Я принимаю то, что у моего ребенка своя жизнь.
● Я принимаю то, что для развития моему ребенку нужна свобода.
Когда родители признают и принимают индивидуальные особенности ребенка, это развивает в нем уважение к себе. А если, общаясь с ребенком, вы не просто пытаетесь ему что-то объяснить, но готовы его выслушать и поменять свое мнение, это служит для него примером. Он начинает понимать, что такое конструктивное общение и уважение к чужой личности. Даже маленькие дети чувствуют это и перенимают навыки взрослых. Так вырастают люди, умеющие адекватно реагировать на чужую точку зрения и при необходимости идти на компромисс, не теряя собственного достоинства. А этого очень многим не хватает, особенно в личной жизни.
Мы принимаем ребенка, когда принимаем себя
Когда я поняла, что мой ребенок – вовсе не лапочка-дочка, какой мне хотелось ее видеть, то кое в чем изменилась и сама. Я уже рассказывала, что моя дочь обладает очень четким, структурированным мышлением. И мне было трудно сразу увидеть, как она умеет все просчитывать на несколько ходов вперед. В какой-то момент до меня дошло, что девочка – настоящая хитрюга, которая ловко обводит меня вокруг пальца. Она стала манипулировать мной, понимая, что мама не догоняет, к чему она ведет. И я стала постепенно учиться улавливать ход ее мыслей, чтобы дочка опять не обставила меня. Мне пришлось хорошенько потрудиться, развивая аналитическое мышление, ведь до этого логика не была моей сильной стороной. И это просто замечательно, что общение с дочерью заставило меня стать в чем-то лучше. Но для этого я должна была обнаружить и признать в себе качества, не дающие мне быть тем родителем, который нужен моему ребенку.
Умение принимать своих детей напрямую зависит от умения принимать себя. Мы должны учиться видеть себя «как есть», понимать свои особенности и не давать себе застаиваться. Обнаруживая в себе недостатки, нет смысла нервничать и заниматься самобичеванием. Никогда нельзя останавливаться в своем развитии и всегда нужно тренировать в себе способность меняться. Если мы сами этого не умеем, то как научим своих детей? Если в родителях нет внутренней свободы, разве могут они воспитать независимую и самостоятельную личность?
Конечно, мы не идеальны. Это совершенно естественно. Но ничто не мешает нам стать лучше. А для начала давайте примем себя такими, какие мы есть. Попробуйте. Вот как это делаю я:
● Я принимаю то, что общение с ребенком – это не вся моя жизнь.
● Я принимаю то, что у меня есть недостатки, и это нормально.
● Я принимаю то, что иногда не знаю, что делать.
● Я принимаю то, что мне бывает стыдно за свои поступки.
● Я принимаю то, что могу вести себя даже хуже, чем мой ребенок.
● Я принимаю то, что могу быть настоящим эгоистом по отношению к ребенку.
● Я принимаю то, что поведение ребенка может поставить меня в тупик.
● Я принимаю то, что не всегда знаю, как реагировать на ребенка.
● Я принимаю то, что не все делаю правильно и совершаю ошибки как родитель.
● Я принимаю то, что иногда срываюсь просто потому, что изнемогаю от усталости.
● Я принимаю то, что из-за дел могу уделять ребенку недостаточно внимания.
● Я принимаю то, что стараюсь сделать все, что в моих силах.
● Я принимаю то, что моя жизнь не идеальна и я тоже.
● Я принимаю то, что мне хочется все контролировать.
● Я принимаю свое эго.
● Я принимаю то, что не всегда веду себя осознанно, но я все равно стараюсь быть более осознанным родителем и человеком.
Когда родитель не может принять ребенка таким, какой он есть, это свидетельствует о непринятии самого себя. Что-то не дает ему покоя и грызет изнутри. Может быть, моменты его собственного детства оставили отпечаток отрицания. Или же человек из-за своей ограниченности не готов признать и принять свои недостатки. В любом случае что-то не позволяет ему быть гармоничной личностью. И вместо того чтобы сначала разобраться в себе, он компенсирует внутреннюю потерянность через отношения с ребенком. Такой родитель либо помещает детей под колпак тотального контроля, либо, наоборот, позволяет им помыкать собой.
Любой барьер в общении с детьми как-то связан с собственной историей. Часто бывает, что в душе у матери или отца существует некий конфликт или неотработанные проблемы, которые им очень непросто осознать. Поэтому недовольство собой и всем миром становится неотъемлемой частью их жизни. Хотя они могут это тщательно скрывать или отрицать для самих себя. А если человек не стремится к тому, чтобы увидеть и принять себя таким, какой он есть, то не сможет принять и ребенка. Он будет постоянно воспроизводить свои внутренние проблемы в отношениях с детьми и так и не поймет, какой на самом деле его сын или дочь.
Предположим, родитель с детства привык к чувству вины, и поэтому заявляет: «Я принимаю то, что мой ребенок мне хамит». Но это не принятие, это самоуничижение. Или же, наоборот, человеку постоянно внушали, что он – победитель по жизни. Про своего сына или дочь он скажет: «Я принимаю то, что мой ребенок – гениален во всем». Это тоже не принятие, а всего лишь тщеславие и самолюбование.
Если мы не готовы узнавать себя – без страха и без осуждения, то будем постоянно подгонять поведение детей под свои неосознанные ожидания. Но когда ребенка заставляют быть тем, кем он не является, это ломает его изнутри. Именно на этой почве произрастает большинство конфликтов между детьми и родителями. Если же мы способны принимать ребенка таким, какой он есть, это помогает его саморазвитию. Когда мы не пытаемся сделать из ребенка то, что хочется нам, он сам учится делать из себя то, что соответствует его внутреннему ощущению, его индивидуальности. Такая личность будет интуитивно находить наилучший для себя путь развития, ведь человек с детства привыкнет к ощущению внутренней свободы. Поэтому он всегда станет создавать такие жизненные обстоятельства, которые позволят ему не потерять этого ощущения.
Когда я говорю о том, что следует принять ребенка таким, какой он есть, это не значит, что однажды вы это сделаете, и все. «Какой он есть» – это не статичное состояние, это постоянные изменения. Любая личность проходит через различные этапы формирования и переживает множество метаморфоз. Человек все время осмысливает себя, делает выбор и принимает решения. То есть в каждый момент жизни наша личность меняется, приобретая новый опыт и знания, в том числе о себе. Мы должны избегать того, чтобы делать окончательные выводы. Личность – это не объект, это живой процесс, который не имеет четких границ. Нужно научиться наблюдать за этим процессом и принимать ребенка таким, какой он есть здесь и сейчас, не накладывая на ситуацию картину вчерашнего дня. Тогда мы не упустим нового и важного в поведении детей и сможем понять динамику их развития.
Открытое, свободное от штампов, восприятие позволяет нам по-настоящему общаться с детьми. Спросите себя: «Я действительно знаю своего ребенка? Я могу освободиться от любых предубеждений и каждый день понимать про него что-то новое?» Развивайте в себе наблюдателя, но не судью. Отвлекитесь от выводов и оценок. Просто внимательно следите за тем, как проявляется характер ребенка. А когда вы заметите какую-то его особенность, просто скажите себе: «Ах, вот оно что. Занятно. Интересно. Надо подумать…»