Вы здесь

Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей. О чем рассказывает сказка (Г. В. Урадовских, 2008)

О чем рассказывает сказка

Дети начинают знакомиться с литературой в раннем возрасте. Но далеко не каждый ребенок может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Один из исследователей детского творчества удачно заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если не познакомится хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений и переживаний. Уже в три года малыши знакомятся с примерами разных жанров литературы: стихами, потешками, сказками, короткими рассказами. Что именно предложить ребенку в определенном возрасте, подскажет список литературы на с. 26–32, а вот как это сделать, мы попытаемся рассказать более подробно.

Условно в детской литературе можно выделить два направления. Первое—художественно-познавательная литература. Такие произведения (сначала это отдельные короткие рассказы, а затем и книги) знакомят детей с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией. Художественно-познавательная литература является источником информации, развивает потребность обращаться за нужными сведениями именно к книге.

Первое прочтение литературного произведения, как правило, вызывает у ребенка только эмоциональное переживание, но постепенно он начинает анализировать содержание. С этой целью задайте простые вопросы: «О ком этот рассказ? Что они делали?» и т. д. Ребятам постарше можно задать вопросы, требующие понимания причин происходящих событий: «Почему так получилось? Как ты думаешь, что случится дальше? Почему?»

Очень важно, чтобы книга вызывала у детей стремление узнать еще больше. Если вы прочитали детям рассказ об осени, обсудите с ними, как и что изменяется в природе, что происходит с птицами и животными в это время года. Лучше не давать готового ответа, а помочь малышам найти его в книге. Нужно не только поддерживать, но и подпитывать естественное любопытство детей. Им интересно абсолютно все. Кроме того, им дороги минуты особой близости со взрослым, совместные переживания.

С более старшими детьми можно использовать книгу как тему для беседы. Рассмотрите, например, с ними атлас и расскажите, как и что на нем обозначается. Покажите карты звездного неба и поговорите о том, какие звезды можно увидеть над крышей дома. Конечно, такие рассказы-беседы потребуют от вас небольшой подготовки, но эти усилия окупятся живым интересом детей.

Что именно и когда читать дошкольникам, о чем беседовать с ними, во многом определяется их индивидуальными особенностями. Важно только, чтобы предмет разговора был понятен и доступен детям. В противном случае получится, как в истории, рассказанной К. Чуковским в книге «От двух до пяти», когда трехлетний мальчуган, разговаривая с папой по телефону, спросил, как папа забрался в телефонную трубку. Его тетя, физик по образованию, во всех деталях стала объяснять устройство телефонного аппарата. Мальчик, внимательно выслушав объяснение тети, спросил: «А как же папа оттуда вылез?»

Второе направление детской художественной литературы—собственно художественные произведения, которые малыши могут понять, как бы прожив их. Это происходит прежде всего в игре. Они разыгрывают историю с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; пытаются пересказать разговор волка и Красной Шапочки; выстраивают игрушечных зверей перед теремком.

Но далеко не всегда и не все дети достаточно полно выражают свое понимание художественных произведений, поэтому мы не можем узнать, что переживает ребенок, как он понимает прочитанное и скрывается ли за молчанием глубина чувств или полная пустота. Необходимо научить детей свободно выражать свои чувства и мысли.

Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий. У взрослых, как правило, эти процессы слиты в единое целое. Но у ребенка они могут быть разделены, хотя и очень условно.

Итак, первый путь – проникновение в книгу через эмоции – постигается достаточно рано, когда в простейших стихах, потешках ребенок способен повторить хотя бы отдельные слова. Например, читая стихотворение Л. Квитко «Ручеек», можно попросить ребенка произносить звукоподражания. Ручеек-журчалочка,

Пой, пой!

Завертелась палочка —

Стой, стой!

Козочка копытцами —

Брык, брык!

Хорошо напиться бы!

Прыг, прыг!

Окунула мордочку —

Хлюп-хлюп!

А пастух на жердочку —

Туп-туп!

У него есть дудочка,

Ой-ой!

Дудочка-погудочка,

Пой-пой!

И запела дудочка —

Триль-трюль!

Дудочка-погудочка —

Триль-трюль!

Вот вороны каркают —

Кра-кра!

А лягушки квакают —

Ква-ква!

Ручеек-журчалочка —

Буль, буль!

Где же теперь палочки?

Триль-трюль!

Следующий шаг в этом направлении – разыгрывание стихотворений и сказок по ролям. Дети делают это легко и с удовольствием. Для этой цели рекомендуем стихи С. Маршака: «Перчатки», «Маленькая девочка», «Кузнец».

Особое место в жизни детей занимает сказка, где соседствуют добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают ее, принимая на себя определенную роль. В игре-драматизации могут принимать участие несколько детей или взрослый с ребенком.

Для разыгрывания сказок хорошо использовать настольный театр. Существуют готовые наборы кукол. Но гораздо интереснее сделать их самим вместе с ребенком. Лучше всего подготовить универсальный набор (куклы-болванчики, сделанные из дерева или из пластилина), с которым можно разыгрывать сказки (рис. 1). Таких кукол можно наряжать в бумажные костюмы, прикреплять к ним вырезанные из бумаги лица-маски соответственно сюжету сказки. А можно склеить из бумаги конусы разной высоты, которые точно так же превращаются в полюбившихся героев: просто прикрепите к ним картинки с изображением нужных персонажей (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2


Эти куклы станут для ребенка добрыми друзьями. Куклы легко передвигаются, и с их помощью можно разыграть практически любую сказку. Дети смогут выражать свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений, иными словами, эмоционально проживать произведение. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними. Для маленьких детей – это не простая задача. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, и они могут повторять их неоднократно («А у волка были большие зубы», «У него пасть была страшная», «Волк зубами щелкал, голодный» и т. д.), забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, дети должны научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Важным средством познания является наглядное моделирование, то есть использование детьми разного рода условных заместителей предметов. Поэтому и для выявления структуры сказки можно использовать различные наглядные модели. Уже с трех лет можно начинать разыгрывать сказки с их помощью, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Например, чтобы разыграть сказку «Репка», понадобятся вырезанные из бумаги желтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Обсудите с детьми, кого из героев произведения будет заменять та или иная полоска. На следующем этапе работы, по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке (рис. 3).

Рис. 3


Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос: «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «Медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дошкольники начали следовать логике сказки.

С трехлетними детьми можно также использовать двигательное моделирование. Например, с малышами можно разыграть сказку «Лиса, заяц и петух». Для этого потребуются круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух). В этом случае вы рассказываете сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т. д.). На столике, где будет разыгрываться сценка, можно расположить декорации, вырезанные из бумаги: домики лисы и зайца, елочки.

В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования: двигательное и сериационный ряд. Например, для разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя» дайте детям три круга: большой, средний и маленький. Они вспоминают сказку и решают, какому медведю какой круг подходит. Затем начните рассказывать сказку, а дети пусть указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными (например, Баба-яга или злой волк могут обозначаться черным кругом, а добрый молодец – белым).

Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами-заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связь между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

Задания можно усложнить, предложив детям не только распределить между персонажами сказки нужные круги или полоски, но и выбрать из них те, которые необходимы для данной сказки. В этой ситуации дети должны мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать соответствующие модели.

Если дети легко выполняют задание, предложите им самим придумать обозначения персонажей сказки.

Ребята постарше могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители. Например, после разыгрывания сказки «Смоляной бычок» уберите весь материал, оставив только два круга, обозначающие бычка и медведя. Попросите детей рассказать, что происходит в данный момент, и помогите им как можно точнее пересказать нужный эпизод. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают сказку полностью. Можно разыграть и рассказать такие сказки, как «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Красная Шапочка» и т. д.

В 5–6 лет в работе с детьми можно использовать временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки. (На рисунке 4 представлен вариант модели русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка».)

Рис. 4


Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.

Если дети вместе с вами легко составляют и используют при пересказе подобные модели, предложите им самостоятельно моделировать сказки и истории. Обычно это происходит к 6–7 годам. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинить самостоятельно. Или можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае вы читаете сказку или историю и просите детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные наиболее существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Ваша задача – помочь детям проанализировать составленную модель: оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

Для начала можно, например, предложить детям составить «подсказку» к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора возвращаться домой, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руки его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня пришла домой и положила грибок на самое видное место. С тех пор она часто виделась со своим новым другом». К этой истории подойдут модели, представленные на рисунках 5 и 6.

Рис. 5

Рис. 6


Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.

В этом возрасте дети сами пытаются сочинять сказки, рассказы, то есть у них возникает желание творить. При этом дошкольники широко используют символические средства, позволяющие передать собственное отношение к действительности. Так, если хочется рассказать о слабости и страхе – появляется история про трусливого зайчонка. Хочется поведать о злой силе – и ребенок придумывает сказку про страшного волка. Таким образом он пытается рассказать о своем отношении к миру, о своих переживаниях.

Безусловно, творческие способности детей развиваются и без специальных упражнений, но при условии бережного и внимательного отношения к ним со стороны взрослых. Дошкольники просто используют то, что видят и слышат вокруг. Но, к сожалению, это происходит не у всех детей и не в полной мере. Поэтому специально подобранные задания помогают развивать и реализовывать творческие способности каждого ребенка.

Занятия по развитию воображения можно начинать проводить с трехлетнего возраста. Например, предложите детям назвать как можно больше предметов, которые подходят к заданному цвету. Такое задание лучше провести в игровой форме. Приготовьте несколько больших и маленьких кругов разного цвета и картинки тех же цветов с изображением предметов. Покажите детям большой круг, например, красного цвета и попросите придумать, что может быть похоже на такой круг. За каждый названный предмет дети получают картинку с соответствующим изображением. Если нужной картинки нет, дайте ребенку маленький круг того же цвета, что и большой. Отвечать дети могут по очереди.

Аналогичное, но более сложное задание – подбор образов не по цвету, а к схематическому изображению предмета. Для этого заранее приготовьте 3–4 карточки со схематическими изображениями игрушек. Изображения должны быть такими, чтобы к ним можно было подобрать несколько вариантов ответов (рис. 7).

Рис. 7


Это задание тоже лучше провести в игровой форме, например, поиграть в путешествие. Предложите детям встать друг за другом «паровозиком» и отправиться в путешествие. Скажите малышам, что они приехали на станцию и покажите одну из карточек. Попросите ребят придумать, кто здесь может жить. Помогите малышам найти как можно больше вариантов ответов. Например, о схематическом изображении человека можно сказать, что это кукла, космонавт, солдат. Затем путешествие продолжается. На следующей станции покажите детям новую карточку-схему.

В этом возрасте дети начинают использовать и символические средства, позволяющие им выразить свое отношение к действительности. Так, можно предложить детям придумать, кто живет в светлом доме (белый лист бумаги), а кто – в темном (черный лист), а после чтения и разыгрывания сказки «Волк и семеро козлят» – нарисовать картинки, которые могли бы висеть в доме волка и козлят. При выполнении подобных заданий важно не навязывать дошкольникам штамп изображения, хотя и существуют определенные нормы (как правило, злое связывается с темными тонами, а доброе – со светлыми; гармония – с округлыми и устремленными вверх формами, дисгармония – с острыми углами, асимметрией). Пусть дети сами найдут средства для передачи различных отношений и чувств. В этом и заключается творчество. Очень важно, чтобы дети осмысленно выбирали то или иное средство (например, в домах волка и козлят не могут быть одинаковые картинки, Баба-яга и Василиса Прекрасная не могут жить в одинаковых домах).

С трех лет развивается и собственно словесное творчество. Расскажите детям какую-нибудь историю, например про бельчонка, который пошел гулять в лес и попал под дождь. Спросите у малышей, как бельчонок спрятался от дождя. С помощью наводящих вопросов помогите малышу найти как можно больше вариантов решения этой задачи (бельчонок встал под дерево, зарылся в норку, попросился к кому-нибудь в домик, сделал зонтик из большого листа и т. д.).

А вот более сложное задание: начните рассказывать какую-нибудь историю, а малышам предложите придумать ее конец. Подобные истории могут содержать и характеристики персонажей. Например: «Жил-был зайчик. Он был маленький, но очень смелый и всегда находил выход даже из самого трудного положения. Однажды зайчик гулял в лесу и вдруг увидел волка. Что было дальше?» Помогите детям придумать несколько вариантов завершения истории.

К четырем годам дети уже могут с помощью взрослого придумывать небольшие истории. Можно по очереди составлять отдельные предложения. Ваша задача – следовать за творческой инициативой детей и ни в коем случае не навязывать им свое мнение. И здесь наглядность имеет большое значение. Заведите альбом сказок, которые сначала дети будут сочинять вместе с вами, а потом самостоятельно. Хорошо, если малыши попытаются проиллюстрировать свои сочинения.

Попробуйте провести такое занятие. Возьмите большой лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. Заранее нарисуйте схематическое изображение, например, человечка (рис. 8). Объясните, что художник не закончил картину, и предложите детям подумать, как можно ее дорисовать. Целесообразно задавать наводящие вопросы: кто нарисован: мальчик или девочка? Какого цвета волосы (глаза, одежда)?.. Затем пусть ребята с вашей помощью дополнят картину. По завершении работы попросите детей придумать историю по картинке.

Рис. 8


Можно предложить детям и такое задание. После чтения и обыгрывания с помощью условных заместителей (кругов разного цвета) сказки «Смоляной бычок» покажите оранжевый круг (он не подходит по цвету ни к одному из персонажей сказки) и попросите детей придумать, кто это может быть в сказке и что с ним случилось. В этом случае дети должны на основе одного признака (в данном случае – цвета) создать новый образ и включить его в известную сказку. Помогите детям найти как можно больше вариантов и сочинить такие эпизоды сказки, которые бы органично вплетались в нее.

В этом же возрасте дети начинают придумывать и применять разнообразные символические средства (например, что может быть нарисовано над дверью у разных героев сказок: у волка, у трех поросят, у добрых гномов и т. д.).

Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Сначала коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии, отбираются наиболее удачные варианты. Взрослый, с одной стороны, выступает как равноправный партнер, а с другой – незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Наиболее полно собственное творчество начинает проявляться с пяти лет. В этом возрасте дети уже могут создавать законченные произведения, например сказки. Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью ее событий. Но в сочинении должны присутствовать основные части сказки: завязка, кульминация и развязка. Отсутствие подобной, даже упрощенной структуры ведет к хаотичности изложения, нагромождению событий. И здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае модель представляет собой своеобразный план «сочинения», который помогает детям организовать образы в единый сюжет.

Модели могут быть разными, но небольшими, состоящими из 3–4 эпизодов (рис. 9). Персонажи и предметы сказки обозначаются условно. Постепенно вы должны подвести ребенка к созданию законченного «произведения». Однако основная роль, конечно же, принадлежит ребенку.

Рис. 9


Надо отметить, что, переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как им еще трудно, с одной стороны, следовать предложенному плану-модели, а с другой – быть свободными в выборе героев и деталей сказки. Очень часто первые сказки по модели получаются схематичными, например: «Жил-был мальчик, он пошел гулять в лес. Погулял-погулял, пришел домой, поел и лег спать». Введение в модель необычного существа, которое способно оживить воображение, поможет детям преодолеть этот барьер (рис. 10). Когда дети освоят сочинение сказок по простым моделям, предложите им более сложные модели, состоящие из 5–6 эпизодов.

Рис. 10


И наконец, в возрасте 6–7 лет дети начинают сами составлять модели. Объясните им, что писатель, перед тем как создать большое произведение, составляет его план. Ребята тоже могут нарисовать такой план к своей сказке. На первых порах потребуется ваша помощь. Важно научить детей использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.

После того как дошкольники научатся свободно представлять свои замыслы в форме наглядных моделей, они переходят к составлению их в уме. После подобных развивающих занятий дети составляют сказки практически на любую тему, соблюдая общие принципы построения сказки, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, хитрость, жадность, дружба.

В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание общечеловеческих ценностей. Здесь также не может быть готовых штампов, важно только соответствие найденных образов заданной теме, разработка этой темы и превращение ее в законченное произведение.

Словесное творчество детей, с одной стороны, требует развития творческих способностей, а с другой стороны, способствует развитию речи. Игры-драматизации, принятие на себя даже самых простых ролей, разучивание стихов и их чтение – все это помогает детям найти средства интонационной и мимической выразительности.

Тексты литературных произведений, беседы со взрослым – материал, на котором строится собственно речевое развитие. В текстах и беседах вы должны подчеркнуть новые слова, выделить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать все это богатство родного языка в собственной речи дошкольников. Важно только не исправлять речевые ошибки сразу же, когда ребенок эмоционально напряжен в процессе своего творчества, а объяснить потом, как лучше и точнее можно было бы сказать.