Национализм
Каждый чем-то недоволен,
Нет простора силе, воле.
А причина – где-то в прошлом,
(Днем с огнем не отыскать).
Злоба выплеснулась разом…
Потеряли люди разум —
На телах детей и женщин
Стали прыгать и плясать.
Дважды за свою жизнь мне пришлось встретиться с гипертрофированной формой национализма, от которой лютым холодом геноцида вовсю несло…
– Первый раз это произошло во время немецкой оккупации Крыма. Мой ум подростка, воспитанного на идеях гуманизма, с трудом переваривал то, что пришлось увидеть собственными глазами: чудовищную ненависть к человеку, совершенно незнакомому, ничего плохого не сделавшему, массовые расстрелы только по национальному признаку…
Расстреливали поголовно евреев, цыган, крымчаков, не принимая во внимание ни пол, ни возраст.
– Второй раз я лично не видел, но получил информацию о событиях, происшедших 28—29 февраля 1988 года в городе Сумгаите, находящегося неподалеку от столицы Азербайджана – Баку. Сумгаит насчитывал в то время 250 тысяч населения, был многонациональным, поскольку для его промышленных предприятий требовались опытные кадры различных профессий. Естественно, национальность при этом никакого значения не имела. Город считался образцовым, показательным для демонстрации социалистической идеи «дружбы народов». И вдруг …в этом образцовом городе начали поголовно убивать армян. В отличие от немцев людей не расстреливали, а уничтожали со средневековой восточной жестокостью, нанося десятки ранений заточками, раскалывая черепа топорами, насилуя беременных и отрезая женщинам «груди», танцуя на трепещущих в смертной агонии телах, обливая живых людей бензином и поджигая. Делали это нарочито открыто, выгоняя и вытаскивая за волосы людей из квартир во дворы и на улицы. Толпа палачей захлебывалась от восторга, подвергая нечеловеческим пыткам простых, большей частью совершенно незнакомых им людей. Спрашивается, откуда появилась такая жестокость и ненависть к тем, кто рядом трудился, с кем встречали праздники и отмечали семейные события?
…Кстати, носило массовое убийство организованный характер, убийцы отлично знали адреса армян. Одним из подстрекателей был первый секретарь горкома Не потому ли правоохранительные органы не реагировали на мольбы людей, несущиеся из телефонных трубок, а наряды милиции и группы солдат не вмешивались в события, стояли поодаль и только созерцали массовые зверские преступления?. До развала Союза еще было более года, коммунистическая партия стояла у руля…
Браво партия – наш рулевой!
Руки руль держать устали…
Не в порядке с головой —
Нас несет в неведомые дали.
Но почему то не вперед,
К средневековью развернуло!
Все, что долго создавал народ,
В срок короткий утонуло.
Потом разгул оголтелого национализма станет основной реальной движущей силой развала могучего государства, выдержавшего самую разрушительную войну, которую когда- либо переживало человечество.
Я считаю национализм необходимым условием существования любого государства. Нет национализма – нет патриотизма. Нет патриотизма – нет единства! Но не должен национализм рождать бесправие и рабство!!! Он должен стать только инструментом созидания, условием процветания и благосостояния любой семьи! Если этого не происходит – то это нацизм, рождающий фашизм!
Истоки национализма в родовом строе следует искать:. род-племя- народность-нация. Без четких границ, препятствующих смешению, существовать этому не дано. Усиление запретов, укрепление границ усиливается там, где цивилизация имеет наносный характер.
Представим себе обычное семейство в Дагестане, славящимся тем, что количество национальностей насчитывает более сотни. Могло ли быть такое, если бы не существовало таких границ? Молодой человек объявляет о том, что нашел себе невесту… Тут же собираются все родственники. Со всех сторон сыплются советы и запреты:
Твоя невеста мусульманка? Не на мусульманке ты жениться не должен!
Оказывается, жених не нарушил родового закона, невеста его – мусульманка.
Тут же возникает еще один вопрос: откуда она? Родственники успокаиваются, узнав, что родственники невесты в Дагестане проживают. И вновь тревога на лицах – какой народности она?..
Узнав, что она, как и они, аварка – лица разглаживаются…
Но почему она из чужого аула?..
Не следует удивляться тому, что в одном ауле могло проживать три-четыре семейства, каждое из которых представляло народность. Внутрисемейные браки обусловили их многовековое сохранение. А то, что оно не расширялось, не увеличивалось численно – результат генетического вырождения.
Советской власти удалось создать государства (республики) там, где они никогда не существовали, но она не смогла ликвидировать кланы, тейпы, роды, семьи… Не смогло оно отфильтровать и тех, кто являлся потомками прежних правителей.. Такое явление нередко наблюдалось на Кавказе и республиках Средней Азии. Во главе административных органов часто находились потомки баев, беев, азнауров, князей. К примеру, во главе Аджарской автономии находился до последних дней ее существования потомок князей Абашидзе.
Не ликвидировала Советская власть и напряжения в межнациональных отношениях. Напротив, в некоторых случаях, она их создавала искусственно, используя знакомый всем девиз: «Разделяй – и властвуй!«И в наше время наблюдается явление, когда прежний враг становится лучшим другом, а вековая межнациональная дружба преподносится в виде жесткой, а порой и жестокой, национальной неприязни…
70 лет Советская власть подчеркивала постоянно, что ей удалось решить национальный вопрос почти идеально!
Тем более, нас учили, что народы входили в состав России по доброй воле, никто не принуждал. Прошедшая Вторая мировая война, казалось, практически доказала правильность, сделанных лидерами коммунистической партии выводов…
Дети по существу своему – интернационалисты. Они играют друг с другом даже тогда, когда говорят на разных языках. К тому же детский возраст – самый прекрасный период для изучения иностранных языков и это здорово помогает детям в общении. Кто заражает детей вирусом национализма? Ответ один – взрослые, и в первую очередь родители.
…Перед Великой Отечественной войной, проживая в многонациональном дворе, мы, дети: немцы, греки, итальянцы, евреи, русские, украинцы, татары, болгары – национальной значимости каждого не замечали. – все были равны!
Взрослея, я стал понимать, что национализм способен делать дыры и в идее советского интернационализма, иногда с виду и наивно звучащий.
Существовала тогда серия анекдотов, объединяемая одним общим названием —«армянское радио», хотя, естественно, никакого отношения к армянскому республиканскому радиовещанию не имеющая. Среди анекдотов «армянского радио» немало было и с националистическим «душком»…
…Армянское радио спрашивают, какое средство является самым лучшим в борьбе с грызунами?
Армянское радио делает вам замечание: в вашем вопросе имеется существенная ошибка, затрудняющая ответ… Следует говорить не «с грызунами», а «грузинами!»
Немало создавалось анекдотов, затрагивающих еврейскую национальность, представителей чукотского народа и т. д.
Наши органы массовой информации никогда не сообщали о сепаратистских настроениях многих этнических групп…
Позднее, анализируя, просачивающиеся сведения, становилось ясным, что до идеального решения национального вопроса в Советском Союзе – было еще далеко! Как говорили предки наши: «Семь верст до небес, да все лесом!»
Административное деление Царской России не имело в основе своей национальной окраски. Не вмешивалось правительство и в дела культуры, обычаев, языка и религии множества народов, обитающих на ее великих просторах. М ало того, мужчин малых народов, для сохранения генофонда, в армию не призывали даже в периоды, когда шли войны. Не потому ли в России восстания и бунты никогда не носили национального характера?
Создавая республики, автономии, Советская власть сознательно рождала условия для возникновения и существования сепаратистских настроений. Кому в голову, скажем, пришла мысль создать еврейскую автономию на Дальнем Востоке, или области с преимущественно узбекским населением передать Киргизии, армянские – Азербайджану, русские – Казахстану и Украине?
Сталинский режим был крепок и жесток, сепаратистские настроения ничем не проявлялись, поскольку это грозило не просто преследованием, а физическим уничтожением. Не остановился Сталин перед переселением целых народностей по надуманным, весьма сомнительным мотивам! Отголоски этого, уже далекого прошлого, до сих пор основательно портят жизнь тем, кто и не существовал в те, уже ставшими слишком далекими, времена!
…Широка страна моя родная,
Много в ней полей, лесов и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Таким четверостишием начиналась песня о Родине, ставшая в период правления «Отца народов» – неофициальным интернациональным гимном.
Следовало спросить, а как дышалось крымским татарам, калмыкам, черкесам и иным народам, когда их депортировали, отпуская на сборы 24 часа, с правом вывоза имущества весом в 16 килограмм на душу?..
Ведь процесс напоминал пересадку растения, вырванного с корнями в чуждую почву, далеко не идеальную для того, чтобы оно привилось!
Стук железных колес… Мой народ и меня
Из просторов родных гонят прочь
Нас заставили силой судьбу поменять —
Светлый день стал темнее, чем ночь!
Как заноза в душе – мысль вернуться «домой»,
Только, как это сделать, не знаю?
На чужбине и летом, словно лютой зимой.
В знойный солнечный день – замерзаю!
Сталин умер…
Кончилось время политической зимы, дыханием весны повеяло. Наступила «оттепель» и, как подснежники стали появляться то там, то там ростки национального самосознания…
Тепло вроде бы стало, а душа общества не оттаяла, не способно оно воспринимать боль души, говорящей на другом языке и другому богу поклоняющейся!
Правление Первого секретаря ЦК компартии Украины
Петра Ефимовича Шелеста первым почувствовали жители Крыма – вывески на магазинах стали на украинском языке.
Потом почувствовали руку этого руководителя компартии, втайне мечтавшего стать гетманом Украины, и люди других областей проживания и сфер деятельности…
Стали выходить книги о казаках для детей – «Гомін, гомін по діброві» историка Владимира Голобуцкого и «В пошуках скарбів» Ивана Шаповала..Запорожцы становились модной темой. Украинские историки чувствовали, что «наверху» в Киеве их понимают – и принялись перекраивать историю, и подчищать ее. Публикуется Академией наук казачья «Летописи Самовидца». Появляется в печати Львовская и Острожская летописи историка Александра Бевзо.
На экраны выходит «Пропавшая грамота» по повести Гоголя. В финале ее звучал марш запорожцев. Никто не догадывался тогда, что на самом деле это конный марш Запорожской дивизии армии Симона Петлюры.
А ведь никто не спрашивал народы, населяющие Крым, желают ли они жить в составе Украины.?
Не поздно бы спросить крымчан об этом и сегодня!
Я догадываюсь, каким будет их ответ…
Пришел Шелест к власти благодаря Н. С. Хрущеву, и, как водится, предал своего благодетеля, когда того отстраняли от власти, – памятуя поговорку: «Своя рубашка ближе к телу»
Своя рубашка ближе к телу,
Она не тянет и не жмет,
Она от холода согрела,
От солнца прячет, если жжет…
Чужая, вроде, красивее,
Но понимаешь – не твоя.
Она чужое тело греет,
Скрывает формы, зло тая…
Как хотелось стать независимым от Москвы, но не было нужного окружения, а обласканные историки и культурные деятели, овладеть массами не помогли – духу для самореализации не хватало. И покровителя, потакающего Украине Шелест лишился… Москва разгадала замысел Петра Ефимовича – и он не стал дожидаться устранения сверху, сам ушел в отставку, когда ему напомнили о подъеме головы украинского национализма, особенно в Западных областях!. И правильно, на мой взгляд сделали – история свидетельствует о том, что национализм может только разрушать, но созидать ничего не может!
Когда уши начинает раздражать трескотня о независимости, ничем практически не подкрепленная – ни социально, ни экономически, обращаешься к поиску истоков, и всегда находишь, что сами сепаратистские настроения не внизу, не в глубинах народных масс рождаются, а продуцируются и выращиваются теми, кто к власти руки тянет. В Советском Союзе ими были верхние эшелоны коммунистической республиканской партийной элиты! Власть, как раковая опухоль, растет, требуя большего, неограниченного пространства….
Желанье власти велико,
Съедает мозг и душу,
Достичь ее так нелегко,
Вокруг себя все сушит…
И воли, сделанный посев,
Ростком поднялся хилым,
Богатства все, что были, съел,
Но не набрался силы…
И за примерами ходить не надо, оглянитесь, присмотритесь внимательно и станет ясно, ни одно государство, образовавшееся после распада СССР, мощью и благосостоянием своими похвастаться не может!
Большинство граждан, ставших удобрением для пришедшей власти, прозябают, находясь за чертой бедности! И воли у них, если присмотреться – с гулькин нос!
Всякое желание для исполнения своего требуют и условий определенных; продуманных, согласованных, четких действий. Но вот беда, всего этого у нетерпеливых, мало думающих, нет, всегда находится то, что здорово им мешает, ну, словно гвоздь, забитый в живое тело. Так сложно изменить то, что долгое время существовало, к чему люди привыкли!
Когда шел раскрой бывшей Российской империи, в основание которого было заложено решение национального вопроса, казалось, что определение территорий органами советской власти носило беспорядочный, непродуманный характер… Ничего подобного!.. Все было хорошо продумано, особенно в тех областях обширного государства, где сепаратистские настроения носили постоянный характер. Следовало бы задуматься над тем, зачем Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань попали в Азербайджан, если население их состояло преимущественно из армян? Зачем области Средней Азии, население которых составляли узбеки, вошли в состав Киргизии, абхазы и аджарцы в Грузию, русские – в Украину. Да просто для того, чтобы оторваться от Союза республики не могли – национальные автономии, находящиеся в составе их, населенные этнически иными людьми, этому мешали. К тому же, когда происходило образование самого Советского Союза еще жива была идея всемирной революции!
Потом идея Мировой революции умерла, а межэтнические мелкие конфликты не только не исчезли, но и усилились!..
…Забытыми оказались уроки истории! Средства массовой информации, состоя на службе сепаратистки настроенных руководителей, нагнетали страсти и в отношения между людьми прежде добрых по отношению друг к другу – щель образовалась, с тенденцией превратиться в пропасть.
…Долго я бродил между скал,
Но тебя найти нелегко…
Долго я томился и страдал —
Где же ты моя Сулико?.
Мне нравится эта прекрасная грузинская песня. Я никогда не бывал на территории Грузии, но историей ее издавна интересовался – слишком непростой она была и часты были в ней трагические моменты. Решение построить на месте выхода термальных источников столицу, и дать ей соответствующее название – Тбилиси, пришло в голову царю Горгосалу не в самую лучшую минуту истории. Грузия лежала в развалинах, а мысль царя – летела вперед!.
А сколько раз ей, находящейся на путях движения полчищ известных всему миру завоевателей приходилось принимать на себя их удары мечей? Образовавшиеся по соседству сильные государства Иран и Турция, исповедующие ислам, не давали покоя христианской Грузии.
Турецкие и иранские поработители Грузии брали дань, захватывали грузинские земли, неоднократно жгли города и села, насиловали женщин и девушек, убивали детей, уводили население, продавая его в рабство, принуждали грузин принимать мусульманство.
…B результате опустошительных набегов численность грузинского населения резко уменьшилась. Вместо нескольких миллионов человек, живших в Грузии в XVIII в., к началу XIX в. население Грузии составляло всего 414 тыс. Ярким примером жесточайших расправ иранского шаха с грузинским населением может служить тот разгром, которому подверглась Грузия в 1795 году.
Во время этого разгрома Тбилиси был сожжен дотла, остался всего лишь один дом.
Хан Ага-Мухаммед увел в плен 30 тыс. жителей. Один из современников рисует жуткую картину последствий захвата Тбилиси иранским ханом: «Дорога за Банными воротами была усеяна детьми моложе трехлетнего возраста, которые плакали по своим матерям…» «Пройдя в Тифлис через Тапиганские ворота, я еще более ужаснулся, увидев даже женщин и младенцев, посеченных мечом неприятеля, не говоря уже о мужчинах, которых в одной башне нашел я, на глазомер, около тысячи трупов». «Пройдя по городу до Ганджинских ворот, я не встретился ни с одним живым человеком, кроме некоторых измученных стариков, которых неприятели, допрашивая, где у них есть богатства или деньги, делали над ними различные тиранства. Город почти был выжжен и еще дымился, а воздух от гнили и убитых тел, по жаркому времени, был совершенно несносен и даже заразителен».
Остро стал вопрос о самом существовании и Грузии и ее народа. Грузия не могла в одиночку противостоять Турции и Ирану, тем более, что ее силы ослаблялись междоусобной войной грузинских феодалов, которые натравливали друг на друга персов и турок. Ираклию II удалось ослабить борьбу грузинских феодалов, но сил не хватало для борьбы с иноземцами. Пришлось просить Екатерину Вторую принять Грузию в подданство России. Но фактически осуществить это при Екатерине II ему не удалось. После Ираклия II царем Грузии стал Георгий XII.
Георгий XII – последний грузинский царь, обратился с такой же просьбой к Павлу I При этом он просил оставить после его смерти на грузинском престоле его сына Давида.
Павел I подписал 18 декабря 1800 г. манифест о присоединении Грузии к России, но утвердить Давида грузинским царем отказался. Окончательное присоединение Грузии к России произошло 12 сентября 1801 г., о чем Александр I опубликовал соответствующий манифест.
Царевич Давид был поселен в России, и ему была назначена пенсия – 500 руб. в месяц. Однако, помимо него, осталось еще много претендентов на грузинский престол. Особенно активно вели себя сыновья Ираклия II – царевичи Александр, Теймураз, Юлон, Парнаоз и другие.
Одни из них бежали из Грузии в Иран, другие – в Турцию. Стремясь захватить власть в Грузии, они пользовались поддержкой иранского шаха и турецкого султана. Но все их попытки встречали резкое противодействие грузинского народа. В 1803 г., когда бывшие грузинские царевичи Александр и Теймураз подошли во главе 10-тысячного отряда лезгин к броду Урдо, против них направились не только русские войска, но и грузинское ополчение. Александр и Теймураз были наголову разбиты и бежали в Ганджу.
Грузинские города к началу XIX в. были немногочисленными и малонаселенными. В Тбилиси, когда-то имевшем до 60 тыс. населения, в 1806 г. жило всего 5126 человек.
После присоединения Восточной Грузии вскоре последовало присоединение княжеств Западной Грузии. Мегрельский князь Дадиани принес присягу на подданство России в декабре 1803 г. В 1810 г. произошло окончательное присоединение к России Имеретии и Абхазии, а в 1811 г.– Гурии..Дворяне Грузии принимались на царскую службу. Многие достигали широкой известности. К примеру, представитель грузинской царствовавшей фамилии – князь Багратион – герой многих войн, в том числе и войны 1812 года.
Полагаю, если и возникали какие-то трения между современной Россией и Грузией, то здесь нет вины ни русского, ни грузинского народов. От искусственно создаваемой вражды, выигрывают только правители, пытающиеся вырасти до размеров Наполеона.
В истории немало темных мест —
Их предоставьте осветить науке.
Родить вражду, к тому ж на много лет,
Способны к власти тянущие руки.
Способно прошлое пролить не только свет,
Но и вражду великую посеять.
Пусть спит она, тая немало бед,
И от нее покоем только веет…
В истории Армении те же беды и те же причины, но есть и одна такая, которая занозой впилась в тело, и извлечь ту занозу пока не удалось. Есть область Армении, называемая Нагорным Карабахом, где столкнулись два государства, предъявляя на нее права. Казалось бы, что может быть проще – провести референдум и пусть жители сами решат, к кому присоединиться?
До нашей эры земли Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевани заселяли армяне.. Об этом писал еще древнегреческий историк и географ Страбон. Он же сообщает о том, что славились жители Карабаха мужеством своим и воинским умением, поставляя в войско армянского царя Тиграна Второго до 60.000 вооруженных всадников.
Время шло, неудачи преследовали Великую Армению, куски земель отрывали от ее тела захватчики…
После распада в конце XIV века армянского царства практически только в Карабахе сохранились остатки армянского государственного устройства. Называлось оно Карабахским ханством. Долго отстаивало оно свою независимость, но силы были подорваны и – было оно завоевано Ираном, затем Турцией.
И спасаясь от гибели, население часто мигрировало, большей частью в сторону прежней Армении. Естественно, свято место пусто не бывает – освобождающиеся места заселялись тюркскими племенами, идущими со стороны современного Азербайджана. Покоя между соседями не наблюдалось до тех пор, пока Армения и Азербайджан не вошли в состав Российской империи. Вопрос принадлежности, казалось, был решен. Но последовавший за Октябрьской революцией распад Российской империи породил Нагорно-Карабахский вопрос.
Возникшая Армянская республика до конца 1920 года не была подконтрольна Советской России, ею правили «дашнаки»
Так называли представителей армянской националистической партии», Дашнакцутюн».
8 июля 1920 года Серго Орджоникидзе получает телеграмму от Сталина с требованием прекратить лавировать в армяно-азербайджанском конфликте по спорным территориям и определенно поддерживать Азербайджан с Турцией В конце телеграммы было сообщено – это решение согласовано с Лениным.
В августе 1920 года советские войска занимают Карабах, Зангезур и Нахичевань.
И тут неожиданно 29 ноября 1920 года в Армении была провозглашена Советская власть.
1 декабря этого же года на заседании Бакинского Совета была озвучена декларация, в ней Азербайджанская советская республика отказывалась от спорных с Арменией территорий Нахичевани и Зангезура, а населению Нагорного Карабаха предоставлялось право самоопределения.
2 декабря Серго Орджоникидзе телеграфировал в Москву: «Передайте товарищам Ленину и Сталину следующее: только что получено сообщение из Эривани, что в Эривани провозглашена Советская власть, старое правительство устранено… Азербайджан вчера уже декларировал в пользу Советской Армении передачу Нахичевани, Зангезура и Нагорного Карабаха»
Тем временем в Карабахе вспыхнуло восстание, дашнаков. Население оказало поддержку восставшим, зачастую переходило на их сторону.
Восстание военной силой РСФСР подавлено. Возможно, что этот факт и лег в основу отношения Москвы к населению Нагорного Карабаха в последующие годы?…
16 марта 1921 года в был подписан советско-турецкий «Договор о дружбе и братстве» между Великим Национальным Собранием Турции и правительством РСФСР. Согласно договору к Турции отошли бывшая Карсская область и бывший Сурмалинский уезд Эриванской губернии с горой Арарат (вот с какого времени Армянский Арарат оказался за рубежом). Армению отстранили от дележа ее же территории. Дружба с Камаль Ататюрком показалась Ленину и Сталину важнее истины!
12 июня 1921 года пленум Кавказского бюро РКП (б) объявляет следующий декрет Совнаркома Армении о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией: «На основе декларации Ревкома Советской Социалистической Республики Азербайджан и договоренности между социалистическими республиками Армении и Азербайджана провозглашается, что отныне Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Советской Социалистической Республики Армении»
И вдруг… Азербайджан почему-то запротестовал? Решение вопроса перенесли в Москву. Сталин не принимал открытого участия в решении вопроса спорных земель, но его мнение чувствовалось при его принятии.
Постановление звучало так:
«Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше, входящем в состав автономной области.»
Сравните – оно почти идентично тому, что прозвучало значительно позднее, когда велением Н. С. Хрущева территория Крыма передавалась Украине!
Покоя такое решение не принесло. Жители Нагорного Карабаха продолжали мечтать о воссоединении с Арменией.
Армения к тому же возлагала надежды на возврат Турцией своих территорий, отданных Кемаль Ататюрку
После неудавшихся попыток Сталина изменить границы между Турцией и СССР по окончании Второй мировой войны и осознания лидерами Армении того, что передачи территорий Турецкой Армении не будет, руководство республики подняло вопрос о присоединении НКАО к Армянской ССР.
Но Центр своего согласия на это не дал. После распада СССР началась война между Арменией и Азербайджаном. Вопрос этот был бы давно решен, если бы не интересы политико-экономического характера. У кого они предпочтительнее: у Армении или Азербайджана? Народ Нагорного Карабаха в расчет не принимают, а он не складирует оружие!..
Казалось мне, что видел все,
Как кровь горячая течет,
Как стонет Родина под вражьими ногами,
Во сне кошмарном, видит Бог,
Такое видеть я не мог,
Что наяву увидел я глазами…
Та власть оплачена высокою ценой,
Гирляндою поступков подлых, низких!
И дым пожарищ за моей спиной,
И смерть безвременная близких!
Если говорить о национальных претензиях, созданных Советской властью, то следует отвести ему особое внимание и время. Их, ну, очень много!
Подумаешь, считаться ли с желаниями евреев иметь свою государственность?.. Хотят – «дадим!» Будет им автономия… на Дальнем Востоке со столицей в Биробиджане! Так и сделал Сталин, под рукоплескания народных избранников! Только удивительно, почему-то евреи потоками туда не устремились… так, тоненькие ручейки потекли и, не имея склонности к расширению, тут же иссякли… Пытались заманить тем, что там много золота…
Я помню фильм того времени «искатели счастья»,, в котором один из героев на мотив еврейской песенки пел такие слова:
…Ветер дунул, дождь пошел —
Пиня золото нашел…
Еврея не так легко одарить призрачным счастьем
Не клюнули на «золото» расчетливые евреи… Ну, кто и когда из них брал в руки кирку и кайло? Еврея можно было еще увидеть во главе бригады с примитивной для того времени техникой, но не с тачкой и лопатой. При том, бригад на всех евреев на Дальнем востоке никак не создать!.. Если, конечно, не приглашать китайцев! Но дремлющее чувство национального достоинства само по себе не исчезло, как зверь затаившись в глубинах сознания! И, если не проявилось, значит, время не подошло, условий для поднятия гордо вверх головы не хватает!
Зверь неведомой породы
В глубине души живет.
Как листки мелькают годы,
Не рычит, чего-то ждет!
Кто-то сон его разбудит,
(Власть, желание, расчет?),
Жизни многие погубит
Кровь рекою потечет!.
Ощущать национальную неприязнь после смерти Сталина приходилось уже многим. В Прибалтике на вопрос, сделанном на русском языке, можно было получить ответ недоуменным пожиманием плеча, означавшим полное непонимание русского языка. Прямого оскорбления еще не наблюдалось, но….
…В автобусе, циркулирующим по улицам Тбилиси, на вопрос, почему кондуктор не дал билета, можно было услышать:
«тебе, что, билет нужен?…» кивок кондуктора в сторону пассажиров – и речь, полная сарказма и душевного огня лилась в примерно таком русле: «Посмотрите, ему билет нужен?.. На тебе билет!.. На тебе!» Слова сопровождались разматыванием рулона билетов на метровой длины ленты.
После такой демонстрации презрения к представителю русской нации едва ли захочется еще раз попросить выдать проездной билет!
А в общем – царило благодушие. Люди разных национальностей отправлялись на великие стройки коммунизма, их провожали звуками ревущих медных труб оркестра. У людей рабочих профессий не возникало националистических особенностей при заключении межэтнических браков. И самым неподготовленным к межнациональным бурям оказался русский народ. Даже в тех местах, где он количественно превалировал, наблюдалась полная пассивность, граничащая с откровенной апатией.
Так, когда в 1986 году на улицы Алма-Аты, столицы Казахстана вышли молодые казахи под националистическими лозунгами, требующих передачи власти на всех уровнях казахам, русские молчали, как в рот воды набрали! А ведь они составляли более 60% населения. Опасаясь за судьбу своих родных и близких, многие русские стали отправлять в центральные области страны жен своих и детей! Старались не обострять межнациональных отношений, полагаясь на здравый разум! Напрасно на разум надеялись! Кровь русских еще прольется в Казахстане.., но и тогда реакция на это будет вялой.
Кажется мне, что основная причина такого поведения состоит в том, что русский генофонд основательно изменили Октябрьская революция и Великая Отечественная война. Ведь первыми гибли в них самые сильные и храбрые… была подорвана сама национальная идея. Она растворилась в болтовне об интернационализме. И продолжала страна терять своих сыновей, сражаясь где-то а Анголе, Афганистане, Сомали и других, далеких от родины местах.
Сражался русский, думая о славе,
Ценились честь и мужество его.
И жизни люди в битвах отдавали —
За Бога, за царя и за Отечество!
Два символа отобрано у нас —
Бог, царь – лишь в памяти народной.
И принимал свой смертный час —
За Сталина, за Родину!
Но Родина оставила его,
И русский оказался за границей,6
И не осталось просто ничего,
За что ему, жизнь не жалея, биться!