Вы здесь

Десять законов Го и стратегии. III. Действуя, будь осмотрителен (М. Г. Емельянов, 2011)

III. Действуя, будь осмотрителен

Способность к наблюдению фундаментальна. Следящий хищник и его беззаботная жертва находятся на разных ступенях эволюции. Поэтому хищник питается жертвой, подчиняя себе её жизнь.

Третий закон говорит об особом наблюдении – осмотрительности. Что означает это слово? Оно означает, что происходящее нужно осматривать с разных сторон и на разных уровнях детализации.

Тактическое зрение предполагает детальный осмотр узкого участка. Оно подобно изучению боевой обстановки с помощью бинокля. Стратегическое зрение означает широкий обзор с высокой точки. Оно подобно наблюдению за сражением с холма.

Сочетая тактическое и стратегическое зрение, мы делаем наблюдение объёмным. Другими словами: видим и лес, и деревья в нём; наблюдаем не только противника, но и себя. Если же мы будем действовать без оглядки, то понесём серьёзный урон.

Формулировка закона лаконична. Китайские иероглифы можно читать по-разному, составляя палитру интерпретаций. Первый иероглиф означает активное действие и изображает молот, бьющий по наковальне. Его перевод: нападение, действие, сооружение, умелый и крепкий.

Следующий иероглиф означает объект действия, например, нашего противника, внешнюю среду или предмет. Третий означает внимание, осматривание и заботу. А четвёртый иероглиф означает нас.

Закон можно сформулировать и как задачу следить за собой при нападении на врага, и как предостережение: умелый противник – позаботься о себе. Ещё одно значение: быть внимательным, начиная новое дело.

Команда быть осмотрительным проста лишь на первый взгляд. Но на что надо смотреть, чтобы не упустить важное? Список наблюдения всегда будет неполным. Его нужно постоянно расширять и пополнять. Большинство ошибок совершается как раз из-за невнимательности и недосмотра.

Нужно учиться правильно смотреть, чтобы подмечать даже мелочи, сохраняя при этом широкий кругозор. У большинства из нас способность к осмотру и наблюдению почти не развита. Ведь вместо наблюдательности нас с детства приучали к запоминанию[7]. Не оттого ли мы привыкаем смотреть на мир чужими глазами: сначала своих родителей, затем воспитателей и учителей, глазами авторов книг, журналистов, критиков или экспертов?

Формирование собственного взгляда, развитие его цепкости, широты и быстроты является одной из главных задач личностного роста.

Зарисовка 8


Как использовать тактическое и стратегическое зрение в игре Го? Взглянем на зарисовку 8. Решение чёрных снять два белых камня выглядит оправданным. После снятия белых чёрные объединяются, получают два перекрёстка владения и двух пленников.

Зарисовка 9


А если взглянуть на проблему шире, например, в таком масштабе (зарисовка 9)? Мы видим, как постановка 2 запирает чёрный отряд. Теперь он полностью окружён и не может построить два глаза: нет места.

Зарисовка 10


В такой обстановке, как на зарисовке 9 чёрным следует немедленно выходить из окружения камнями 1 и 3 (зарисовка 10), позволяя белым 2-й постановкой спасти свои камни и отрезать двух чёрных справа.

Зарисовка 11


Осматривая позицию в масштабе всего игрового поля (зарисовка 11), видно, что спасение отряда (постановки 1, 3 и 5) отвлекает чёрных от защиты большого котла наверху. Преследуя беглецов, белые камни 2, 6 и 8 глубоко вторгаются вглубь котла и разрушают его.

Зарисовка 12


Выходит, что чёрным следует пожертвовать слабым отрядом внизу, укрепляя границы котла (постановки 1, 3, 5 и 7). В данной обстановке это решение будет лучшим.

Разобранный пример показывает, как может измениться выбор действий, в зависимости от масштаба анализа. Вот почему важно быть осмотрительным.

А как третий закон работает вне игрового поля Го? Поучительный пример можно найти в истории наступательных боёв Красной Армии весной и летом 1942 года, в результате которых были потеряны Харьков, Севастополь, Воронеж, Ростов, немцы вышли к берегам Волги, продвинувшись более чем на 500 км вглубь страны. Катастрофой окончилась также и операция 2-й ударной армии по прорыву блокады Ленинграда. Напомним, что целью наступления советских войск был полный разгром немцев к осени 1942 года.

Маршал К.К. Рокоссовский в своих мемуарах проанализировал причины тяжёлых поражений второго года войны. Его главный вывод – перед Красной Армией были поставлены невыполнимые задачи, без оглядки на обстановку, возможности войск и силу врага.

Вот что пишет Рокоссовский, командовавший тогда 16-й армией, сдержавшей зимой 1941 года натиск немцев на Волоколамском направлении под Москвой: «Всякая военная операция должна основываться на всестороннем и тщательном подсчёте сил, средств и возможностей – как своих, так и противника … В контрнаступление под Москвой войска армии перешли без всякой паузы. Чем дальше они отдалялись от Москвы, тем сильнее сопротивлялся противник. Продолжать наступление имевшимися к тому времени у нас силами с расчётом на решительный прорыв обороны противника и дальнейшее развитие успеха уже было нельзя. Наступил момент, когда и нашему верховному командованию надлежало подумать об извлечении пользы из одержанных результатов и начать серьёзную подготовку к летней кампании 1942 года.

К великому сожалению, этого не произошло, и войска, выполняя приказ, продолжали наступать. Невольно возникал у меня, у многих других вопрос: почему же наше Верховное Главнокомандование, Генеральный штаб да и командование фронта продолжают бесцельные наступательные операции? Ведь было совершенно ясно, что противник, хотя и отброшен от Москвы на сто с лишним километров, ещё не потерял своей боеспособности, что у него ещё достаточно возможностей для организации прочной обороны и, чтобы решиться на «разгромный» штурм, необходимо накопить силы, оснащённые в достаточном количестве вооружением и техникой. Всего этого у нас в январе 1942 года не было. Почему же в таком случае мы не используем отвоёванное у врага время для подготовки вооружённых сил к предстоящим на лето операциям, а продолжаем изматывать не столько врага, сколько себя в бесперспективном наступлении? Это была грубейшая ошибка Ставки ВГК и Генерального Штаба» [V].

Конец ознакомительного фрагмента.