© Куликов И.Ф., 2018
© ООО «Издательство «Яуза», 2018
© ООО «Издательство «Эксмо», 2018
Часть 1
Глава 1
Старый Город славян был достаточно большим поселением. В нём было около десяти родов, в которых проживали от десяти до двух сотен человек в каждом. Раскинувшийся на побережье Варяжского моря, он был крупным центром торговли. Именно туда приходили все главы родов, живших в окрестностях, чтобы держать совет и вести торг.
Старый Город никто не основывал. Он появился сам по себе, и уже никто не помнил, кто был тот самый первый человек, который построил здесь своё жилище. Впрочем, не зная подлинного его имени, многие главы родов, населявших Старгород, именовали его своим предком. Одни говорили, что этот человек был славным боем, то естфь воином, а другие говорили, что он был князем, то есть владельцем коня.
Впрочем, и те и другие сходились на том, что человек этот был могучим богатырём, жил почти два века, был любимцем богов и владел конём. Были и те, кто говорил, что человек этот был мореплавателем и рыбаком. Как ни странно, таких родов, что считали, что основал город рыбак, было тоже немало. Как правило, это были недавно поселившиеся здесь роды, которые не хотели видеть в основателе города какого-то героя, а сказывали, что он был ничем не примечательным человеком, единственной заслугой которого была его плодовитость, ну, и везение, с которым он выбрал место, где будет жить его род.
Гостомысл был известным боем, старшим одного из древнейших родов Старгорода и, как положено, прямым потомком основателя Старгорода. Гостомысл был уже немолод, но, разменяв шестой десяток, он сохранил свою силу и заслуженно считался одним из лучших боев Старгорода. Его просторный дом стоял чуть ли не по центру города. Впрочем, о том, где находится центр города, также шли безостановочные споры. У самого Гостомысла было много детей и три жены. Одна, Беляна, была на десять лет старше его. Она была женой покойного брата и после его смерти, как и полагалось, поселилась в доме брата своего супруга. Детей Беляна не имела. Другая, Любава, была его избранницей и матерью девяти его детей, а вот третья, Ростислава, была женой его младшего брата Пересвета, который пал в битве с кривичами год назад. Ростислава была на десять лет младше Гостомысла и имела четверых детей.
Сказывали, что Ростислава после смерти мужа хотела наложить на себя руки, но ей не дали совершить это, так как у неё были дети и их нужно было воспитывать.
Семья у Гостомысла была большая. Все многочисленные дети называли его отцом, а его жён матерями, не сильно выделяя, кто из них их мать по крови, а кто по положению. Старшие сыновья женились и уже имели своих детей. Некоторые из внуков Гостомысла были ненамного младше детей Ростиславы. Дочери привели в семью своих супругов и также родили по несколько детей, а супруги нередко приводили в семью новых жён, так как жёсткие нравы славян нечасто позволяли мужчинам состариться. Новые женщины приходили со своими детьми.
В доме у боя Гостомысла негде было яблоку упасть, но жили все дружно на зависть другим родам. Всего род Гостомысла насчитывал более ста человек и постоянно разрастался. Мужчины в роду у Гостомысла были сильными и в случае чего способными держать топор в руках. Был у Гостомысла и конь, так что он мог справедливо именоваться князем, правда, он предпочитал, чтобы его величали боем.
В месяц травный, или май, в дом Гостомысла постучалась беда. Его старший сын Всеволод погиб в драке с неким Радимиром, который, презрев всякий порядок, решил силой отобрать добытое на охоте. Весть в дом Гостомысла принёс его внук и сын Всеволода Осмомысл.
– Папка не хотел отдавать набитых на охоте уток, но Радимир, не желая слушать, достал топор и нанёс им рану моему батюшке, а после сказал, что он потомок князя и основателя города, поэтому ему дозволено брать то, что добыли другие, так как все, кто поселились на землях его родителя, должны смириться.
Гостомысл посмотрел на плачущего внучка и погладил его по голове. Страшно парнишке, ведь прямо на глазах его батюшку убили. Пролилась кровь рода, и на такое нельзя не ответить. Убийца должен быть убит! Гостомысл с болью вспомнил, как много лет назад он впервые взял на руки кричащего младенца. Всеволод! Так будут звать ребёнка, решил он, и вот теперь этот ребёнок вырос и превратился в зрелого мужа. Теперь он убит, и его дух требует мести.
– Заберите тело моего сына и принесите его в дом! – обратился он к женщинам своего рода, а после посмотрел на собравшихся мужчин. – Берите топоры и копья, дети! Идём к Радимирову отцу Властимиру и потребуем, чтобы он выдал нам убийцу!
– Веди нас, отец! – закричал другой сын Гостомысла по имени Ждан. – Кровь Всеволода взывает к нам, он требует мести!
Гостомысл посмотрел на своих сыновей (так он называл всех мужчин своего рода) и увидел, что все они хотят пролить кровь в отместку за Всеволода. Как отец он хотел того же, но как глава рода он мыслил о том, как бы не потерять других своих сынов, понимая, что если Властимир не решится выдать ему Радимира, то прольётся кровь.
– Дети, берегите себя в битве, но помните, в нашем роду трусов нет. Помните, что мы все отвечаем друг за друга. А ты, Володарь, куда встал, а ну-ка, иди к другим детям!
– Батюшка, – проговорил Володарь, которому было не больше десяти лет, – я уже готов биться и могу принести пользу!
– Нет! Володарь, – ответил Гостомысл, – в битве ты будешь лёгкой добычей, и вороги сразу поймут это. Чтобы спасти твою жизнь, твои родичи отдадут свои. Тебе ещё не время лить кровь!
Все мужчины, взяв в руки оружие, пошли к дому Властимира, полные решимости кровью заплатить за кровь. Властимир, отец Радимира, вместе со своими сынами вышел им навстречу. Властимир был немного старше Гостомысла, но также не был обделён здоровьем и готов в случае чего отстаивать свою правду с топором в руке.
– Приветствую тебя, бой Гостомысл! Знаю, зачем ты с оружием идёшь ко мне, но прошу тебя остановиться и опустить топор. Мой сын Радимир пришёл домой в крови и с глубокой раной и рассказал мне о том, что случилось на охоте. Твой сын был там вместе со своим сыном. Их охота была неудачной до той поры, пока мой сын не указал твоему сыну болото, где много птицы, прося за это треть улова. Твой сын набил уток, но не сдержал слова, сказав, что он потомок боя и ему не пристало давать настрелянных им уток. Между ними произошла драка, в которой твой сын ранил моего, а мой убил твоего. Дело печальное, но уберём оружие и переговорим. Я заплачу тебе положенную виру за то, что мой сын лишил жизни твоего сына. Но Радимира я тебе не выдам.
– Ложь! Мы знаем, как всё было, – закричал один из родичей Гостомысла, – ты укрываешь убийцу, а дух нашего родича требует отмщения! Кровь за кровь! Смерть за смерть!
Гостомысл прикрыл веки и постоял некоторое время с закрытыми глазами, представляя, что он сейчас общается со своим сыном Всеволодом.
– Скажи, как было дело, – мысленно обратился Гостомысл к умершему.
– Батюшка, спроси у моего сына, который был свидетелем. Радимир не был мной ранен, а увечье нанесли ему его родичи, наказывая его и желая таким образом отвратить нашу месть. Мой топор не был окровавлен, и его принёс мой сын. Ты сам видел его.
Гостомысл открыл глаза и посмотрел на Властимира, который, понимая, что Гостомысл сейчас разговаривает с умершим, молчал.
– Всеволод был убит, и его топор принёс в дом его сын. Я сам видел, что на нём нет следов крови, а посему Всеволод не мог ранить твоего сына. Я опять прошу тебя отдать мне Радимира. Он будет судим мужчинами моего рода, а после я решу, какую смерть он примет. Ты заберёшь его тело, как я забрал тело своего сына.
– Бой Гостомысл, я не хочу крови, но не выдам тебе на поругание своего родича, который к тому же был ранен. Я готов заплатить виру за жизнь твоего сына, но своего не выдам.
– Тогда прольётся кровь! Кровь за кровь!
– Да будет так, бой Гостомысл, но невиновного на смерть не выдам.
Главы родов разошлись к своим родичам и повели их в бой.
– Родичи, дух Всеволода гуляет по земле и взывает о мести! Вспомните, как вы вместе с ним бражничали и как он делил с вами кусок мяса в дни, когда дичи не хватало на всех. Он – мы, мы – он! Кровь смывается только кровью.
Сшиблись в сече люто и бились отважно с обеих сторон, не жалея ни себя, ни противников. Гостомысл могучим ударом поразил своего противника и, раздробив его голову топором, провозгласил:
– Тебе, Всеволод! За тебя эта кровь!
Вскоре Всеволоду посвятили жизни ещё троих родичей Радимира. Властимировичи дрогнули и стали бросать оружие.
Гостомысл подошёл к Властимиру, который был ранен и стоял, поддерживаемый одним из своих детей.
– Гостомысл, твой сын отомщён, и его дух успокоится. Но помни, что ты несправедлив.
– Я заберу Радимира, и он будет судим. За его телом пришлёшь через три дня.
Властимир ничего не ответил и лишь, опустив глаза, смотрел на тело одного из своих родичей.
Гостомысл не хотел упиваться победой. Он понимал, какую незаживающую рану он сегодня нанёс роду Властимира, забрав сразу четверых взрослых мужчин, но понимал, что только так можно сохранить в городе порядок. Ведь коли станет можно убивать друг друга безнаказанно, то каждый поднимет свой топор, и тогда начнётся великая смута.
Гостомысл помнил, как в далёком прошлом безнаказанно убивали друг друга и как в один день собрались главы родов и решили остановить кровопролития, приняв решение, что кровь должна быть наказана кровью и никто не смеет забирать жизнь ни в каком случае, так как, забрав жизнь, он заплатит за неё своей. В случае если человек забрал жизнь другого не по своей воле, а по случайности, то тогда семья его должна была выплатить виру семье потерпевшего, даже если тот защищался. С тех пор хоть кровь и продолжала литься, людей умирать стало меньше.
Он судил Радимира следующей ночью в глубине леса в сени дубов, где жил бог суда Праве. Радимир был и вправду тяжело ранен, но говорить мог. Когда ему сообщили его вину, то он дал ответ:
– Бои! Я убил Всеволода в драке, так как тот не отдал положенной мне части уток, которых набил в том месте, где я ему указал. Но драку он начал первым, так как считал себя сильнее меня и похвалялся при этом, что он потомок боя и основателя города, а посему я должен ему безвозмездно услуживать, на что я ответил ему, что во мне течёт кровь князя, а именно князь основал город. Тогда Всеволод сказал, что он убьёт меня, и достал топор. Я был быстрее и победил Всеволода, но он ранил меня. Коли я был бы виновен, позволил бы я сыну Всеволода отправиться и позвать вас?
– Тогда ответь, почему топор Всеволода не был покрыт запёкшейся кровью? – спросил Гостомысл у Радимира.
Гостомыслу, как и любому главе рода, давно надоело выяснять, кто же всё-таки основал Старый Город – бой, который владел конём, или князь, который был богатырём, а также каким прародителем кому он является. Но он понимал, что были дни, когда он сам не мог сносить неправды и готов был отдать жизнь за своё право именоваться старейшим родом в Старгороде.
– Не ведаю сего, – отвечал Радимир, – может, сын Всеволода вытер его, но я не знаю.
– Тогда скажи, Радимир, знал ли ты, что даже если вы вступили в драку, то нельзя лишать другого жизни, и нет разницы, от кого происходит его род – от князя или боя?
– Ведал, но это вышло случайно, так как мой удар должен был лишь покалечить Всеволода, а он убил его.
Гостомысл понимал, что такое часто бывает. Многие заплатили за это жизнью, и теперь он должен принять решение. Конечно, он понимал, что теперь не выяснишь, кто был прав – Радимир или его сын Всеволод. От его решения зависела судьба Радимира. Если бы Властимир сразу отдал ему убийцу сына, то он, может, и простил бы его, потребовав виру, понимая, что хоть и больно ему это, но Всеволод был не в своём праве или, во всяком случае, также виновен. Но теперь, когда уже пролилась кровь и на правосудие Радимир был приведён после битвы, Гостомысл решил покарать его смертью.
– Я принял решение, что ты виновен, – сказал Гостомысл, – и если не в том, что убил моего сына, то в том, что укрылся от правосудия. Но я предлагаю тебе самому выбрать смерть, которой ты умрёшь.
Радимир промолчал, собираясь с мыслями, а затем проговорил:
– Я хочу умереть в бою.
Гостомысл кивнул и достал топор. Радимиру тоже дали топор, и они встали друг против друга. Радимир едва смог подняться на ноги, но всё же сделал выпад и тотчас же был сражён ударом Гостомысла.
Глава 2
С того дня прошло несколько недель. Наступил месяц изок, или июнь. Изок – это чудесная певчая птичка, которая прилетала в земли славян, как и многие другие, лишь на короткие летние дни, но её пение так полюбилось всем, что точно никто не знает, в каком роду или племени дни, когда эти птички ищут себе пару и чудно поют, стали именовать изоком.
В Старгороде, разумеется, считали, что изоком стал именовать сей летний месяц именно сын того человека, что поселился тут первым. Здесь все были едины и, конечно, не могли терпеть лживых кривичей, приходящих из Бора, которые, торгуя с людьми Старгорода, говорили, что изоком стал называть тот летний месяц их прародитель, некий Крив, от которого они и ведут свой род. Эти споры хоть и не выливались в кровные противостояния, но нередко кончались лютыми драками на кулаках.
В Старгороде текла размеренная жизнь. Люди меняли плоды своих трудов, к городу причаливали ладьи с торговыми людьми, которые очень ценили пушнину и мёд и готовы были выменять их на не менее ценные товары – оружие, а главное, мечи и броню. Особенно ценились лошади, так как в глухих лесах никто толком разводить их не умел, да и корм на них запасать было делом нелёгким. В стародавние времена и вовсе любой владелец коня считался князем. Сейчас кони были у многих глав родов, но ценились по-прежнему.
Но в этот день к берегам Старого Города приплыли вовсе не торговые ладьи. Это плыли драконы, появление которых никогда не сулило ничего хорошего. Купцы поговаривали, что в далёких заморских странах, где поклоняются не разным богам, а единому Богу, которого именуют Иисус Христос, даже молитву придумали, чтобы тот укрывал своих почитателей от их свирепости. В Старгороде никто от варягов скрываться не собирался, так как считал это недостойным, но все понимали, что драконы сулят кровопролитие.
Весть о незваных гостях принёс Гостомыслу один из его внуков, который рыбачил и увидел драконов. Гостомысл в это время любовно чистил своего коня. Хоть ездить на нем он решался редко, боясь свалиться, но очень гордился тем, что у него есть это дивное животное, а значит, он князь.
Гостомысл слышал, что далеко за лесами есть место, где такие вот животные ходят целыми стадами, и что есть народы, от которых, между прочим, происходит и его род, которые даже спят на таких конях и владеют десятками этих животных.
– Сколько ты видел драконов, Лешко? – спросил Гостомысл у внучка.
Лешко было всего лет восемь, и по крови он не был внуком Гостомысла, но это не имело значения. Гостомысл ничем не выделял своих кровных родичей от тех, кто был не его крови, и строго-настрого запрещал это своим ближним.
– Много! Восемь драконов!
«Восемь! И вправду большая сила, – подумал Гостомысл. – На каждом драконе могло быть по три десятка варягов, а значит, всего две с половиной сотни».
– Беги, Лешко, и зови всех к оружию! Кричи, что варяги плывут!
«Эх, придумать бы такую штуку, – про себя проворчал Гостомысл, – чтобы ей можно было всех на бой или на совет созывать!»
Сам Гостомысл спешно завёл коня в сарай, а сам поспешил надеть меховую куртку, затем взял щит, топор и копьё и поспешил к пристани.
Там уже собралось немало народу с оружием в руках. Все готовились встретить дерзких налётчиков или заставить тех не нападать, а проплыть дальше.
Мужчины из рода Гостомысла становились к его спине, а мужи из других родов к спинам своих предводителей.
«Эх, – подумал Гостомысл, – всё равно очень уж много варягов! Но ничего, каждый славянин стоит трёх отважных мореходов. Хорошо, что мы их вовремя заметили, а то была бы беда». Гостомысл слышал от торгового человека, что в одном селении вот так вот проспали, и всех от мала до велика перебили варяги, предав город огню. В Старом Городе день и ночь смотрели на море, строго-настрого запрещая жечь огонь в городе ночью не только из-за страха пожара, но и потому, что опасались, как бы незваные гости не приплыли на огонь.
Варяги видели, что славяне готовы встретить их с оружием в руках и вовсе не собираются спасаться бегством, но и у них была в чести отвага и боевая удаль. Поэтому дракары не повернули, а поплыли прямо, готовясь к бою.
Варяги прыгали в море и бежали к славянам по пояс в воде, прикрываясь щитами от летящих в них стрел. Гостомысл сам из лука не стрелял, считая, что стрелы не решают битвы, и с презрением смотрел на род Жирославичей, которые, утверждавшие, что город основал рыбак, сыпали стрелами на мореходов.
– Вот сейчас варяги им устроят! Как говорится, стрелой задрался – мечом отвечай, – проговорил Гостомысл и рассмеялся. – Ну чего, готовы биться насмерть, родичи? Не дрогнем, стоя за род и город, то есть множество родов!
Варяги, достигнув берега, быстро выстроили стену щитов и двинулись на роды славян, которые стояли толпой и поодаль друг от друга.
Варяги шагали и монотонно били топорами по своим щитам. Гостомысл уже сталкивался с мореходами и понимал, что главное – не поддаться на их уловку, так как те бьются строем, и если напасть на них самому, то больше шансов погибнуть. В единоборстве варяги не страшны, так как удаль у них проявляется, только если они почуют страх врагов, а славян устрашить не так-то просто.
– Стоим! Пусть сами идут! Коли нападут на кого, то мы тоже подсобим. Главное, не биться супротив стены щитов, а так мы их одолеем!
Не выдержали всё те же Жирославичи. Они сломя голову побежали на варягов и вступили в бой.
– До славы жадные! – проговорил Гостомысл. – Хотят, чтобы их, пришлых, уважали больше, чем нас, потомков славного боя – основателя города. Стоим! Пусть дураки кровью умоются.
Гостомысл стоял и смотрел, как Жирославичи быстро потеряли пять мужчин, которые пали под ударами варягов, и побежали назад. «Эх! Нельзя так делать, – подумал Гостомысл, – варягам только это и нужно! Эх! Но с другой стороны, чем больше у них падёт мужчин, тем сильней будем мы. Пусть бьют их варяги! Нам это только на руку».
– Стоим! – повторил Гостомысл, увидев, как не выдержали нервы ещё у трёх родов и те бросились на варягов. – Ждём!
Славяне, и без того уступавшие в числе варягам, теперь и вовсе ослабли. Несмотря на могучие удары, которые они обрушивали на мореходов, несмотря на то, что не жалея жизни бились славяне, они несли потери, а вот варяги – нет.
– Настал наш черед ударить, – наконец произнёс Гостомысл, – а то и вовсе город падёт. Ну, родичи, да прибудет с нами Перун.
Род Гостомысла ударил дружно и даже смог пробить стену щитов варягов. Казалось, мореходы должны были броситься бежать обратно в своё море, откуда они пожаловали, но предводитель варягов, который был одет в кольчугу и, по-видимому, был могучим воином, подал какую-то команду, и его люди быстро и умело вновь построили стену щитов. Может быть, если бы род Властимировичей ударил в тот момент, когда стена щитов развалилась, то мореходы были бы разбиты, но те просто стояли, по всей видимости, давая другим родам потерять побольше мужчин, и ударили уже в тот момент, когда было поздно.
Гостомысл понял, что, потеряв пятерых мужчин, он не только не заставил варягов отступить, но даже не мог сдержать их монотонного шага.
– Родичи! Отходим! Будем биться среди домов! Там каждый камешек силы прибавит! – закричал Гостомысл и, стараясь не подставлять врагам спины, стал пятиться.
Славяне бежали к своим домам, а варяги, почувствовав страх своих врагов, словно стали вдвое сильнее. Стена щитов рассыпалась, и мореходы погнались за своими жертвами, поражая тех, кто не мог быстро бежать, так как был ранен. Гостомысл просто ревел от досады и боли. Семь мужчин! Семь родичей, из которых двое – его сыновья. Перун, видно, не хочет простить ему того, что он осудил невинного. Видно, бог Праве пожаловался Перуну, и теперь тот карает его.
Гостомысл, конечно, надеялся, что его павшие лишь ранены и он ещё в этой жизни сможет попировать с ними. Но чтобы такое случилось, надо прогнать проклятых варягов, а те теперь только обретали свой истинный образ. Трое мореходов набросились на него. Гостомысл усмехнулся. Они надеются его, одного из лучших боев Старгорода, одолеть всего втроём. Гостомысл, легко отбив обрушившийся на него удар щитом, стремительно ударил сам, и варяг пал.
– Перун! – закричал Гостомысл и обрушился на второго.
Казалось, удары, которыми он осыпал своего врага, должны были сокрушить его, но тот смог выдержать их все, а после вместе с товарищем стал бросаться вдвоём на одного Гостомысла, который теперь уже сам перешёл к обороне, всё чаще закрываясь щитом.
– Óдин! – расслышал Гостомысл, когда тяжёлый удар сокрушил его. Он повалился на землю, прижимая руку к рассечённой ноге.
Гостомысл попытался встать, но видел, как вместе с кровью силы быстро оставляют его. Видел он, как, пытаясь пробиться к его телу, нашёл конец ещё один из его сыновей и как пал супруг его дочери.
Гостомысл ревел и звал смерть, но смерть не наступала. Варяги не стали добивать его, но, слыша крики и почувствовав запах пожара, Гостомысл понял, что бой проигран. «Ну что ж, родичи, – подумал он, – скоро мы с вами встретимся в загробной жизни и там уже будем обсуждать, как надо было ударить». Ослабевший от потери крови Гостомысл закрыл глаза и провалился в беспамятство.
Он пришёл в себя от жуткой боли, чувствуя, как раскалённое железо сжигает его плоть в месте, где была нанесена рана, безжалостно выжигая гниение.
Гостомысл заревел, словно медведь, так как боль была нестерпимая. Стиснув зубы, он раскусил палку, которую ему вставили в рот, чтобы он не откусил себе язык.
Когда жечь прекратили, то он увидел перед собой Властимира, который и прижигал его рану.
– Властимир! Не думал, что в загробной жизни так же страдают от ран! Последний бой был не очень удачным, зато славным!
– К сожалению, Гостомысл, бой не закончен! Закончены лишь истории наших родов! Наши мужчины пали, город сгорел, а жёны и девы поруганы. Не многие успели убежать.
Гостомысл заревел на этот раз не от телесной боли, а от боли душевной.
– Кто выжил?
– Никто, Гостомысл! Никто! Среди павших лишь ты остался живым. Мой род также весь пал, сражаясь с варягами. Лишь мне судьба позволила выжить, но недолго мне осталось, – сказав это, Властимир показал на зияющую рану, которая уже гноилась.
Такую рану не прижжёшь, так как огонь умертвит человека и сердце его разорвётся. Да и, судя по всему, Властимир уже собрался в загробный мир. Странно, как он до сих пор ещё хоть как-то жив. Каких нечеловеческих сил стоят ему эти минуты. Видно, он не хочет вот так закрыть глаза и очнуться в загробном мире.
– Я вынес из пламени горящего города мальчика из рода Жирослава. Зовут его Воиславкой. Когда все побежали, я увидел его, держащего отцовское копьё, идущим принять свою смерть, и решил, что он должен выжить, чтобы больше никогда не случилось такого несчастья. Если бы мы ударили все дружно или если бы дружно стояли, не пуская врагов в наш город, то сегодня мы бы пировали, деля добычу, но Перун покарал нас за то, что мы радовались гибели друг друга!
– Прав ты, Властимир! Прав! – заревел Гостомысл. – Но как нам жить теперь без роду, без племени! Для чего жить нам!
– Теперь все мы один род – старгородцев, и предок наш – отважный рыбак, князь и бой. Послушай, Гостомысл, в Старый Город придут другие люди, или, может, кто-то из наших родов всё-таки выжил и смог покинуть его. Ты старший в роду. Увидев, что ты ещё жив, мы вместе с Воиславкой изо всех сил тащили тебя сюда, чтобы спасти твою жизнь, так как моя жизнь уже закончилась. Варяги ушли сегодня и забрали наше жито, но они вернутся! Ты должен спасти выживших. Вы построите новые дома на месте сгоревших и вырастите новых детей взамен павших. Веди их!
Гостомысл понял, как слаб Властимир, так как, говоря, он нередко переходил на шёпот. Но, даже умирая, старый родовой вождь, отважный бой, не сдался. Был момент, когда Гостомысл ненавидел Властимира, а теперь любил всей душой. Любил не за то, что тот его спас, а потому, что видел в нём родича. Только теперь он осознал, что все они в Старом Городе были родичами, давно смешав свою кровь, а те, кто пришел из холодного Варяжского моря, были истинными врагами.
Гостомысл заревел, вспоминая, как он радовался, когда погибали Жирославичи. Позор!
– Что, ревёшь, что чужой беде радовался? Я вот тоже обревелся, – сказал Властимир, – ты, когда меня хоронить будешь, костёр мне сделай не пышный, а скудный. Душа моя сгорела вместе со Старгородом. Вот там она и пылала, а теперь лишь тело осталось.
– Моя душа, видно, сгорела тогда же, – тихо проговорил Гостомысл и вновь заревел, осознавая, что все родичи его погибли и теперь вот не ведает он, жив ли хоть кто-то ещё, кроме их троих.
Глава 3
На следующий день Властимир почил. Гостомысл с Воиславом собрали ему, как тот и просил, скромный погребальный костёр, положив туда оружие и то немногое имущество, что осталось у Властимира.
Впрочем, несмотря на то что костёр должен был быть небольшим, поднялся сильный ветер, и пламя взвилось до небес.
– Вот так уходит истинный бой! – проговорил Гостомысл. – Смотри, Воислав, и запоминай!
После того как огонь принял тело Властимира, Гостомысл и отрок Воислав вышли из леса, где укрывались, и пришли на пепелища родного города. Всё, что было некогда ценно, сгорело. Уцелели немногие. Всего таких не то счастливцев, не то страдальцев было не более трёх десятков. Гостомысл посмотрел на свой новый род, который жался к нему, пусть и раненному, но могучему бою, и к мальчишке, который так и держал в руках отцовское копьё.
– Старгородцы, – обратился к людям Гостомысл, – родичи! Великая скорбь и невзгода постигла нас, забрав у всех дома и дорогих людей, но пока мы живы – живы они, и смотрят они на нас из озёр и рек. Мы видим их в отражениях самих себя, а они видят нас и радуются, что род их жив!
Гостомысл говорил эти слова, а сам не верил себе. Всё кончено и никогда уже не будет прежним. Другие роды заселят это место и построят Город, Старый Город, место для которого приметил не то бой, не то князь, не то рыбак и мореход. Но Гостомысл привык вселять уверенность людям даже тогда, когда сам не верил в то, что говорил.
– Мы построим новые дома и вырастим новых детей! Мы станем сильнее и дружнее, так как горе сделало нас всех родичами!
Люди успокаивались, слыша его уверенный голос, и некоторые уже не думали о том, что всё погибло, а начинали размышлять, где следует срубить новую хату да как сладить пристань.
– Старгородцы! Родичи! Другие роды придут и поселятся подле нас, и город, который основал наш прародитель, кем бы он ни был, будет жить, а в нас будут жить те, кто почил в битве. Мы будем жить для них и во имя них!
Гостомысл, если бы мог, упал бы на землю и стал бы рвать на себе волосы, а после бросился бы в холодное море и поплыл бы вдаль, пока пучина морская не поглотила бы его. Но разве мог он такое сказать людям, которые ещё несколько часов назад не знали, радоваться им или скорбеть. Выжившие, но оставшиеся сами по себе, они сначала словно малые дети ходили вокруг погорелья, где раньше стояли их дома, а теперь вот внимательно слушали его.
– Так давай тогда решать, где дом рубить будем, – проговорил паренёк лет девяти.
«Как он похож на Володаря, – подумал Гостомысл, – но виду не подал». Теперь вот этот мальчик, имени которого он не мог вспомнить, так как тот был не из его рода, а из рода Властимировичей, уже готов строить новый город. Дети! Они быстрей приходят в чувство, нежели их родители, так как для них каждая минута тянется дольше. «Для меня родные погибли только что, – подумал Гостомысл, – а для него уже прошло много времени. Может, день, а может, неделя. Боги наделили молодых этим свойством».
– А ты прав. Скажи, как звать тебя?
– Борис!
– Борис, Воислав, пойдёмте посмотрим, где нам построить новый дом. А вы перестаньте голосить и позорить память ваших родичей, – обратился к остальным Гостомысл, – идите и поищите, что можно использовать из того, что огонь и вороги не пожрали!
Гостомысл, хромая, осматривал вместе с двумя детьми место, где построить новый дом для всего рода, не зная, ни как он его собирается строить, ни где.
– А скажи, бой Гостомысл, кто же всё-таки основал Старый Город – бой, князь или всё же рыбак? – спросил у него Борис.
Гостомысл не сразу ответил. Недолго помолчав, он сказал:
– Три человека из одного рода, но не связанные кровными узами. Один из них был раненым стариком, а двое совсем детьми. Один опирался на отцовское копьё, другой старался не наступать на рассечённую ногу, а третий был решительным и бойким, но оружия не имел. Эти три человека стояли над пепелищами и основывали Город. Новый Город. Мы не будем строить здесь города, а пойдём в глубь лесов. Я знаю там одно озеро – там живёт бог любви и веселья Ладо! Там рядом и построим новый город, а здесь пусть селятся другие роды.
Гостомысл не мог сказать им, что он никогда не забудет, как здесь, по этим вот местам, ходил его род, многочисленный и любимый. А теперь от всего его рода осталась лишь одна женщина. И даже крови она не его, так как была женой одного из его зятьёв.
Люди, собрав немногое уцелевшее и не забранное варягами жито, пошли за Гостомыслом, не возражая и не споря, как подчинились бы своим родовым вождям. Шли медленно, помогая друг другу, невзирая на то что раньше радовались несчастьям и бедам друг дружки.
– А скажи, бой Гостомысл, – спросил у старика Воислав, которому нравилось идти по дремучему лесу и чувствовать себя одним из трёх мужей, – как мы назовём наш город?
– Ну, коли там рядом озеро, в котором живёт бог любви и веселья, то назвать город надо в его честь! Ладога! Хорошее имя для города, что скажешь, Воислав? – ответил Гостомысл. – А ты, Борис, как думаешь?
– Ладо! Ладога! Хорошее название, бой Гостомысл. И будет у нас там всё ладно, так как Ладо будет покровительствовать нам, – сказал Борис. – А если это озеро Лады, то как так может быть, чтобы там другие люди не поселились? Может, там уже стоит город?
– Стоял, – подтвердил Гостомысл, – не раз там строили город, но до этого там поселились варяги, приплыв на своих драконах. Но, видно, Ладо не был к ним милостив, так как город их погиб. Мы на его месте построим наш город – славянский, а они пусть строят на побережье своего Варяжского моря свой город!
Спустя несколько недель, когда на улице уже стоял месяц червень, или июль, старгородцы пришли на место, куда их вёл Гостомысл.
«Червень, – подумал Гостомысл, – значит, ягоды в лесах наливаются! Надо бы собирать их и делать из них запасы, ведь зимой, когда сочных плодов не станет и соки будет брать неоткуда – то только запасы, заготовленные в червень, смогут огородить его род от болезней».
Старый родовой вождь безошибочно определил, где раньше стояло поселение варягов. Мореходы укрепляли свои города, так как, являясь грабителями, прежде всего заботились, как бы не стать жертвами. Если мы, славяне, живём среди таких вот людей, то нам надо тоже учиться у них. Будь наш Старый Город защищён с моря, а не только с суши от зверей, то не пришлось бы нам идти в поисках нового дома!
– Вот здесь мы построим наш город – Ладогу, и будет он под защитой бога Ладо, – сказал Гостомысл, – а посреди города мы воздвигнем ему идола, чтобы у него было тело и он смог бы в случае чего оберечь нас от ворогов!
Дом строили быстро, так как понимали, что впереди их ждёт лютая зима. Гостомысл по-прежнему страдал от раны, так как переход через леса нелегко ему дался, но он не мог показать другим, как он страдает. Поэтому он лишь улыбался и говорил всем, что не чувствует боли, так как на нём всё заживает быстро, словно на псе.
На зиму запасти много не смогли, и любой понимал, что все запасы они съедят ещё до того, как наступит просинец, или январь. Не было тёплой одежды и обуви. Гостомысл понимал, что едва ли его род сможет пережить зиму. Он видел, что все выжившие теперь всецело доверяют свои жизни ему, а он, словно глупец, не знает, как жить дальше.
Однако судьба была к ним милостивой. Когда уже наступали холода, то одна из женщин обнаружила потайной схрон варягов, где, помимо ничего не стоящих блестящих украшений, которые так ценили они в прошлой жизни в Старом Городе, обнаружилось множество мехов и пушнины, которую, по всей видимости, добывали для варягов роды, жившие в окрестных лесах, и приносили им сюда, чтобы не навлекать их гнева.
Старгородцы быстро изготовили из мехов себе одежды и теперь, глядя на них, никто не мог сказать, что совсем недавно они покинули родной дом и полураздетыми пришли сюда в поисках лучшей доли.
Рыбачили все, включая женщин. Зимой проделывали во льду лунки вблизи берега, не рискуя ходить вглубь. Центр озера бога Ладо так и не замёрз. А весной к ним приплыла ладья с торговыми людьми, которые, увидев поселение, причалили к его берегам и поведали старгородцам о том, что Старый Город пал. Торговые люди не узнали в жителях Ладоги бывших старгородцев, приняв этот дружный род за иных людей.
Обменяв меха и пушнину на разные ценные товары, торговые люди покинули город, а дальше вслед за ними в Ладогу стали приходить люди из других родов и предлагать менять товары, так как после того, как Старый Город был разорён, негде было теперь обменивать пушнину и шкуры, добытые зимой, на оружие и прочее.
Гостомысл выменивал пушнину и шкуры, понимая, что настанет время, и он сможет обменять их у торговых людей на их изделия, оставаясь в большей прибыли.
Видя, что род Гостомысла един и дружен, вожди других родов сразу зауважали ладожан. Гостомысл не выдавал из своего рода невест и с радостью принимал в род свой любого, готового взять в жёны одну из дочерей его рода.
Все зажили на новом месте по-новому, и только Гостомысл понимал, что рано или поздно варяги вернутся. Они приплывут, и вновь будет битва, и опять, несмотря на их удаль, их дома будут разграблены, а сами они падут.
Прошло почти восемь лет. Теперь уже во всех окрестностях собирали меха, мёд и прочее и везли в Ладогу, чтобы там обменять. Казалось, Старый Город просто поменял своё место. Но однажды кто-то произнёс ужасное слово.
– Дракон!
Гостомысл поспешил на стену, сделанную из брёвен и защищавшую всё селение. Вдали и впрямь плыл дракон. Он был один, но Гостомысл знал, что если варяги узнали, что где-то появился город, живущий торговлей и процветающий, то вскоре они придут и разорят его. Видно, не зря в заморских странах молились о том, чтобы драконы проплывали, не нанося им вреда.
Два дня дракон плавал вокруг Ладоги, словно решая, стоит ли одному напасть на свою жертву или лучше собрать стаю и тогда наброситься на добычу, не оставляя ей ни малейшего шанса.
Дракон скрылся. Но с этого момента Гостомысл понял, что и это поселение погибнет, если что-нибудь не решить.
Он ждал осени, когда все главы родов, проживающие в окрестностях, придут в город, чтобы вместе обсудить все дела и принести жертвы богам и Ладо, хозяину озера.
В месяц ревун, или сентябрь, когда в лесах начинает реветь зверьё, вожди родов приехали в Ладогу и собрались в гостях у Гостомысла. После празднования и жертвоприношений все сели пировать в доме хозяев. По обе руки у боя Гостомысла сидели его сыны Воислав и Борис, дальше сидели другие родичи, те, кто взял в жёны дочерей из рода Гостомысла. Остальные места заняли гости.
– Вожди! Князья! Бои! После празднований мы должны бы хмельными напитками порадовать нашу душу, но тревожно мне, так как видел я в озере Ладо дракона. Дракон этот хочет выплеснуться из озера и сожрать всех нас.
Главы родов что-то пробормотали. О том, что в Ладожском озере видели варягов, знали все, но для большинства это не было проблемой, так как их селения, затерянные в лесах, не интересовали варягов, а чтобы вновь поселиться на озере Ладо, они и думать забыли. Для варягов наступали дни, когда от одного только упоминания о них люди теряли решительность и отдавали все своё добро.
– Вы все смотрите на меня и думаете, что это лишь мои заботы и вас они не касаются, но тогда я вас сильно разочарую. Варяги становятся всё сильнее, и скоро все моря будут их, и никто уже не решится строить города на берегах. Тогда они поселятся здесь и расплодятся, а не умея работать, они поработят всех нас и загонят глубже в леса, уничтожая наши роды. Все мы станем зверями и, забыв своих великих предков, будем словно звери. Наши дети не смогут гордиться нами!
– А что ты хочешь сделать, Гостомысл? Пока ещё никто не смог пробиться сквозь стену щитов, которую строят варяги, и никто не может разбить их! – сказал один из вождей, известный бой и князь по имени Тетеря.
– Я думаю, что нам надо позвать варягов, чтобы те правили нами и научили нас обороняться. Земля наша велика, а порядка в ней нет! Пусть идут править нами.
Все аж рты пооткрывали. Кое-кто даже подумал, не лишился ли ума бой Гостомысл. Позвать варягов править над славянами – это как бы без боя признать себя данниками.
– Скажи мне, Тетеря, а одолеешь ли ты варяга в честном бою?
– Одолею. Только варяги бьются плечо к плечу и при этом не мешают друг другу. Мы с мужчинами нашего рода пробовали научиться стоять так же, да только один срам получился. Кто в лес, как говорится, кто по дрова!
– То-то же, Тетеря! Надо, чтобы мы научились у них премудрости и породнились с ними, став одним племенем. Мы откажемся от своей свободы, но сохраним свои роды!
Долго спорили вожди в тот день. Кто-то был против, а кто-то поддержал Гостомысла. После долгих разговоров решили, что варягов надо призвать, а коли кому не любо это решение, то тот может не идти под их власть.
Глава 4
После того как вожди славянских родов разошлись по своим селениям, бой Гостомысл созвал мужей своего рода, и они стали тянуть жребий, чтобы определить, кто отправится в нелёгкий путь в далёкую страну, где живут варяги.
Жребий пойти в дальний путь выпал Воиславу и Ратибору, супругу одной из дочерей рода Гостомысла.
Ратибор был могучим воином, но имел один большой недостаток – он мог вспылить, и тогда его было нелегко унять, но уже на следующий день Ратибор совсем не желал помнить ссору и с тем, кого вечером готов был убить, наутро делил последнюю кость.
Гостомысл поцеловал обоих своих родичей.
– Когда дойдёте до Варяжского холодного моря, то идите вдоль него – и однажды вы найдёте город, где стоят страшные драконы и где живут могучие варяги. Сразу не спешите, а сначала присмотритесь к тому, как у них заведено и кого они там уважают. Смотрите не только на то, из какого рода будет наш будущий правитель, но и какие подвиги он совершил, а после зовите его с родом, чтобы пришёл в Ладогу и сел править нами.
Воислав и Ратибор покивали уже старому и хромому бою, а после, собрав в дорогу всё необходимое, покинули город на озере Ладо.
Когда шли лесами и болотами, Воислав и Ратибор были дома, хотя места, где они охотились, давно миновали. На улице стоял месяц листопад, или октябрь, но двоих молодых славян не могло это остановить, так как, несмотря на ненастье, они нашли звериные тропки и, быстро достигнув холодного Варяжского моря, пошли по берегу. На пути вдоль побережья им нередко встречались селения, где жили другие роды славян или даже по несколько родов, но куда чаще они натыкались лишь на пепелища, которые оставляли по всему побережью варяги.
– Скажи мне, Воислав, а не станет ли так, что мы приведём себе не правителей, а поработителей? Придут варяги, которых мы сами позовём, и без боя возьмут да сожгут дом наш и заберут всё жито.
– Не знаю, Ратибор, – ответил ему Воислав, – я был ребёнком, когда варяги сожгли наш город, Старый Город. И мне тоже не очень хочется подчиниться тем, кто убил моих родичей. Но я знаю и ещё одно, что если мы не научимся биться, как варяги, защищать своё добро, как они, то недолго будет благоденствовать Ладога. Гостомысл говорит, что варяги придут и вновь сожгут всё, а если мы позовём их править нами, то сможем научиться у них.
– Да чему тут учиться! Я одним ударом топора могу многолетнее дерево расколоть надвое! И это одной рукой! Или коли дерево молодое, то полностью погружу в него свой топор.
– А сможешь ли ты его достать оттуда, Ратибор?
– Смогу, если напрягусь! Один славянин в бою стоит трёх варягов!
– А умирает десять, чтобы побить одного!
Когда на улице наступил месяц грудень, или ноябрь, и стал выпадать снег, то Воислав и Ратибор достигли города, о котором говорил Гостомысл. В памяти Воислава сохранились обрывочные воспоминания о Старом Городе и о пристани, у которой могли враз находиться сразу два корабля. Перед их взорами раскинулся огромный город раза в два больше, чем Старый Город, а самое главное, славяне увидели перед собой те самые драконы. Они были вытащены на берег или стояли у пристани. «Сколько их тут», – подумал Воислав.
Бывал ли когда-нибудь здесь Гостомысл или только слышал от торговых людей, что где-то есть такая земля, на которой живут варяги? Как в этом огромном и чужом городе, где кругом варяги, взять и выбрать не только достойного родом, но и делами славного?
Когда славяне подошли к укреплениям, то увидели вооружённых людей, которые стояли на стене, словно поджидая неприятеля.
– Смотри, Ратибор, мы, когда дракона видим, берём оружие, а они, нас двоих увидев, вооружились! Не пустят нас сюда.
Воислав был не прав, так как варяги не обратили внимания на двух славян и вооружились вовсе не оттого, как сначала предположил Воислав, что увидели чужаков. Просто у варягов всегда стояли люди с оружием в руках и охраняли город. Идя по городу, Воислав и Ратибор дивились, видя, что все здесь ходят с оружием в руках.
– А если с-с-сора какая! Так в-в-ведь весь город с оружием – кк-к-кровопролитие начнётся, – проговорил Ратибор, который от волнения и удивления даже заикаться начал, – смотри – с-с-славяне!
Воислав и Ратибор увидели несколько соотечественников, которые были одеты так же, как и они, но были здесь явно не первый раз и вели себя достаточно уверенно.
Оба преодолели свой страх и постарались вести себя как бы непринуждённо, словно они не идут по неведомому городу варягов, где повсюду слышны чужие и незнакомые слова. Некоторые фразы варягов славяне понимали, а некоторые нет.
Воислав, задержав дыхание, чтобы не дрожать, подошёл к варягу, который был одет в кольчугу и который просто так, без какой-либо цели, рубил топором по столбу, играя, словно дитя. «Видно, не очень важный, – решил Воислав, – раз он уже не дитя малое, а всё со столбом воюет и прыгает вокруг него, закрываясь щитом, словно тот и впрямь может его ранить. Коли надо срубить столб, то бить надо не вполсилы, а несколькими могучими ударами. И охота ему скакать вокруг столба, несмотря на снег и холодный ветер!»
– Скажи мне, воин, – решил вежливо спросить Воислав у обделённого умом, как он решил, – а кто здесь из варягов и родом недурен, и делами прославлен?
Тот не ответил ему, а продолжал прыгать вокруг столба и прикрываться щитом, словно столб сыплет на него удары. «Не разумеет, – с грустью подумал Воислав. – Или слова не разбирает! И как мне тут найти нам правителя?»
Но тут неожиданно для обоих славян варяг, изобразив могучий удар, видимо, поразил своего незримого противника и, поставив щит, подошёл к ним.
– А вам для чего это знать-то потребовалось? – спросил варяг на чисто славянском языке, словно всю жизнь свою говорил на нём.
Оба славянина несколько замялись и теперь сами выглядели нелепо. Воислав представил, как смешно он смотрится со стороны, особенно он представил, как сейчас над ним потешается вон та светловолосая дева, которая внимательно смотрела на них. Думает, небось, что мы ещё глупее их помешанного, который, словно ребёнок, со столбами воюет.
Собравшись с духом и чтобы не выглядеть глупым, Воислав толкнул плечом Ратибора, как бы говоря, что, мол, давай, детина – теперь твой черед говорить.
Ратибор посмотрел на варяга и, не зная, что спросить у дурака, чтобы не уронить своего достоинства, повторил слова Воислава:
– Ты чего, не слышал, что у тебя мой родич спросил? Кто здесь рода достойного и делами прославлен?
Варяг посмотрел на Ратибора и важно закивал головой, словно осматривая его.
– В дружину к нам хочешь?
«В дружину», – услышал Воислав. Что это значит? Видно, дурак нам дружбу предлагает. Ну, лучше хоть с дураком дружить, чем совсем одним в незнакомом городе искать правителя.
Воислав закивал, и Ратибор, посмотрев на родича, тоже важно кивнул.
Варяг рассмеялся и хлопнул Воислава по плечу. «Видно, так у них, у дураков, дружбу скрепляют, – подумал Воислав. – Сейчас хлопнешь его тоже по плечу, и весь город тебя дураком считать будет».
– Ну, коли в дружину к нам хотите, то надо бы испытать вас.
«Пытать собрался, – подумал Ратибор. – Точно дурак! У дураков всегда всё не как положено».
– Я тебя сейчас сам испытывать буду! – проговорил Ратибор свирепея.
– Вот это по-нашему! Бери свой топор и становись. Бьёмся до первой крови или пока я не решу, что довольно! Щит возьми!
Ратибор посмотрел на варяга, ничего не понимая. Видно, тот решил с ним подраться. Жестокие люди, подумал детина. Сразу за топоры – как их столько нарождается только! Видно, их женщины враз по пять детей рожают, словно собаки щенков. Иначе бы не было их так много. Вот бы и у нас такие жёны были. Мы бы со своими порядками города и роды куда больше, чем у варягов, строили бы. И чего бой Гостомысл править их позвать решил.
Варяг нанёс сильный удар, но Ратибор слегка дёрнулся, и тот его не задел. Ну и что это за дружина такая! Нормальные люди, если дружат, то руки жмут, а эти испытать хотят! Ратибор рассмеялся и тут же оказался на земле, так как проклятый полудурок нанёс ему удар ногой, и так больно, что детина растянулся на земле.
– Ууу, – заревел, словно медведь, Ратибор, – я тебе сейчас покажу дружину! Ууу, гад ползучий!
Ратибор рванулся на варяга, забыв о боли, но проклятый испытатель отскочил и ещё посмел усмехнуться. Ратибор отбросил щит и взял топор в две руки. Варяг, увидев, что Ратибор отбросил щит, сделал то же самое.
– Ну, всё, полудурок! Тебе конец! Я тебе сейчас дам дружину!
Однако тут же опять оказался на земле. «Колдует, – подумал Ратибор, так и не поняв, почему тот опять его опрокинул. – Или оборотень. С виду человек, а по правде хорь или ещё какая крыса. А может, лисица!»
Поднимаясь на ноги, Ратибор со всего размаху обрушился на полудурка и хотел его прибить, но тот вывернулся и отвесил ему пинка по мягкому месту. Нет, точно оборотень, – подумал Ратибор. – Нечестно!» Оборотней надо всем родом бить, а он один. Вон Воислава пять варягов за руки держат, чтобы он на помощь не пришёл.
– Ну всё, хватит! Я вижу, что из тебя хороший дружинник получится! А биться мы тебя подучим! Меня зовут Олег!
Сказав это, варяг, который назвался Олегом, подошёл к тяжело дышащему Ратибору и протянул ему руку.
«Руку протягивает, – подумал Ратибор. – Для чего это – сначала показать, что ты оборотень, а потом, как и положено, руку протянуть. Видно, пакость какую замыслил. Вот, значит, что такое дружина. Ну-ну».
Взяв руку Олега, Ратибор что было силы сжал её, да так, что варяг завопил от боли и хотел её высвободить. Но Ратибор не отпускал его. То ты меня пытал, а теперь мой черёд. Давай, в хоря превращайся, оборотень, что, шкуру на людях боишься сменить?
Олег понял, что Ратибор руку ему не отпустит, резко рванулся в сторону и ударил Ратибора по ноге. Ратибор на секунду разжал руку, вскрикнув от боли, но проворному оборотню этого времени хватило не только чтобы высвободиться, но и чтобы опрокинуть на землю славянина.
– Да, в дружину тебя я точно возьму! А если твой друг хоть наполовину подобен тебе, то и его.
Между тем Воислава отпустили, и тот подошёл к Ратибору, помогая тому подняться на ноги.
– Ну, коли мы теперь дружина, то тогда скажи мне, кто здесь роду известного и делами прославлен? – спросил Ратибор, который был удивлён, что варяги хоть и были свидетелями оборотничества, но не бросились на своего родича, а лишь посмеялись и разошлись. «Наверно, здесь все оборотни», – решил Ратибор.
Варяг рассмеялся и вновь хлопнул Ратибора по плечу. «Полудурок, – подумал Ратибор, – что с него взять».
– Хочешь воеводу увидеть?
Воевода! Вое – это почти «бой», вода, значит «водит», смекнул Воислав. Значит, он предлагает нам увидеть того, кто водит боев. Этот человек должен быть и рода известного, и делами прославлен.
– Да-да, бой воду хотим увидеть, – ответил Воислав, – именно его! Мы к нему и шли!
Олег кивнул и повёл их к дракону. Возле дракона, несмотря на холод, в одной рубахе сидел муж на вид лет тридцати пяти и точил меч.
«Они что, только и занимаются, что с оружием играют?» – подумал Воислав. Раз сидишь на берегу, то хоть удочку раскинь – нет! Просто сидит и меч начищает. Ценность меча Воислав знал, но не понимал, ведь этот большой нож куда менее пригоден, нежели топор. Им ни дров нарубить нельзя, ни дерево свалить! Только биться, да и в бою им по-нормальному не вдаришь.
– Бой вода, – поклонившись, проговорил Воислав, – земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет! Иди править нами.
Варяг, который вовсе не выглядел как настоящий предводитель боев, продолжал чистить свой меч и словно не слышал славянина. Видимо, полудурок привёл нас не к предводителю боев, а к такому же, как и он сам, недоумку, который сидит и весь день с мечом играет. «Что-то много у них глупых на одного умного, – подумал Ратибор. – Это, наверное, потому, что их женщины по пять детей рожают за раз. Видно, часть глупых».
– Вы откуда? – спросил точащий меч варяг на славянском языке, но с непонятным акцентом. – Куда в поход зовёте? Где земля велика и нет порядка?
– В Ладоге, – проговорил Ратибор, сомневаясь, с настоящим ли он предводителем боев разговаривает или нет.
– Это деревенька на озере бога Ладо! Плавал я там осенью, но мне она показалась крошечной. Построили её на месте, где раньше поселение свеев было.
– Наш бой Гостомысл, глава рода, зовёт вас туда не грабить, а прийти и править. Навести порядок и научить нас биться, как бьётесь вы – в стене щитов, – сказал Воислав, – он предлагает вам стать одним с нами родом! Ладогу окружают другие роды, и мы торгуем с ними. Вожди некоторых из этих родов также хотят, чтобы вы научили нас и правили нами. Правда, другая часть не хочет. Мы добываем много пушнины и мехов, знаем, где добыть мёд! Всем этим будешь владеть ты, воевода, а мы будем учиться.
Варяг слушал молча, продолжая водить точильным камнем по и без того блистающему мечу.
– Я буду думать. Ответ свой вам дам завтра. Мне надо поговорить с братьями, а пока идите к очагу, согрейтесь и поешьте!
Глава 5
Четверо варягов собрались возле очага. Один из них был воеводой, ещё один был Олег, а двое других – братьями воеводы. Все четверо ели жаренное на углях мясо и смотрели, как потрескивают угольки в очаге.
– Что скажешь, Олег, по поводу того, что говорят эти ладожане?
Олег оторвал зубами большой кусок мяса с кости и, жуя его, ответил:
– Рюрик, ты воевода – тебе и решать. Только неизведанных земель становится всё меньше и меньше. Франки укрепляют своё побережье, строя там крепости и готовясь защищать их, другие народы быстро учатся у них. Настанет день, и нас будут встречать уже не так, как сейчас, страшась одного нашего имени или не зная о нас ничего. Старые времена уходят, и их уже никогда не вернёшь.
– Пока плавают по морям такие конунги, как Рагнар и другие, наше время не закончится! – отозвался один из братьев Рюрика.
– Оно уже закончилось, Трувор! Рагнар сам ускорил это, когда стал давать своим сыновьям власть! Если бы всё было, как и раньше, когда каждый воин мог стать конунгом, то тогда было бы для чего сражаться. Теперь, если в тебе нет крови Рагнара, то ты и править не смеешь! Вот сколько ты, Рюрик, одержал побед! Сколько городов разграбил! А должен служить сынку Рагнара. Нет, конечно, некоторые из его сынов достойны править, но не все!
Все продолжили жевать мясо и глодать кости.
– Если мы приведём наших людей в далёкие земли славян и построим там настоящие поселения, как те, что мы видели в землях франков, думаешь, сможем мы стать с этим народом едиными? – спросил Рюрик у Олега. – В тебе, Олег, течёт кровь славян, твоя мать славянка, скажи, могут ли наши два народа стать едиными?
Олег ничего не ответил. Возле очага опять наступила тишина, лишь угли потрескивали.
– Рюрик, – проговорил Трувор после долгого молчания, – приехав править в земли славян, ты станешь словно Рагнар Кожаные Штанишки, ты перестанешь быть викингом и станешь конунгом. Тебя будет заботить не слава, а богатство! Ты станешь мыслить, как он! Захочешь передать свою власть детям и навсегда забудешь, что такое плыть навстречу богам и слышать в раскатах грома Тора! Ты забудешь, что такое быть варягом, и станешь славянином.
– А оставшись здесь с потомками Рагнарки, ты однажды станешь его верным слугой! Рагнарка смотрит на франков и англов и хочет построить себе королевство, как у них. В нём не будет свободных людей, все будут лишь его слугами, а после его смерти – слугами его детей! – горячо возразил Олег.
Все опять долго молчали, и каждый обдумывал, что стоит произнести, а что лучше оставить при себе.
– Синеус! Скажи, а почему ты молчишь? Что скажешь – стоит ли нам плыть в Ладогу?
Синеус бросил кость здоровенным псам, и те тут же сцепились и стали драться за неё.
– Скажи, думает ли пёс, когда видит кость? Он вступает за неё в бой и после наслаждается победой. Стыдится ли он того, что лежит и грызёт её, а его противники ходят вокруг и готовятся вновь и вновь испытать его? Нет, так как он взял эту кость в бою!
– Что ты этим хочешь мне сказать, брат? – спросил Рюрик.
Синеус взял ещё одну обглоданную кость и кинул её в другую сторону. Проигравший первую схватку пёс тут же бросился за ней и принялся грызть.
– Стыдится ли он, что схватил эту кость, пока его соперник грыз другую? Нет. Славяне – это кость, и если её не схватишь ты, то когда Рагнар и его детки дожрут свои кости, то непременно сожрут и эту.
Между тем пёс, который уже сожрал первую кость, с рычанием двинулся на грызущего вторую.
– Смотри, брат, когда Рагнар и его дети поймут, что ты взял то, что они считали своим, то придут и попробуют отобрать! Но сейчас славяне не интересуют их. Я считаю, что если ты не пойдёшь в Ладогу править, то о тебе сложат славные песни и ты станешь великим героем! Но пройдут годы, и о тебе забудут. Последний корабль, который построен был для тебя, затонет, и последний, видевший тебя, погибнет. И тогда о тебе забудут. Став же правителем славян, ты навсегда останешься в людской памяти, и род твой, и мы. И даже когда умрёт последний из тех, кто видел того, кто видел тебя или кого-то из тех, кто был с тобой рядом, то всё равно память о тебе не угаснет!
Синеус закончил свою речь и, достав нож, отрезал себе большой кусок мяса и стал его есть, словно потеряв интерес к беседе братьев.
Олег присоединился к Синеусу, а Рюрик с Трувором некоторое время смотрели друг другу в глаза, а после Трувор медленно проговорил:
– Ты старший наш брат, и тебе решать. Все мы дети Руса, весь род наш пойдёт за тобой. Но помни, куда причалишь ты, там будем биться и мы. Ты старший из нас, и только бесславие и бесчестие могут подорвать твою власть.
– Трувор, брат мой, даю тебе слово, что в землях славян твоя секира не будет долго скучать!
– Ну, коли так, брат, то тогда поплыли в Ладогу – увидишь, что там только леса и нет там никакой славы. В то время пока мы будем править полузверями, Рагнар будет строить своё королевство.
Трувор не хотел плыть в земли славян, но и пойти против рода не хотел. Ему нравились битвы и весёлые пиры. Ему нравилось то, что каждый раз он может погибнуть, сражаясь с врагами, подчиняя города, и нравилось видеть страх в глазах смотрящих на него людей, отведавших варяжской ярости.
– Ну, коли мы решили плыть в земли славян, – подытожил Рюрик, – то надо бы нам убедить и других викингов присоединиться к нам. Можно позвать братьев Аскольда и Дира, они тоже решили перезимовать здесь. Оба они – могучие варяги, и, думаю, им будет интересно поплыть с нами! Олег, пойди к ним и позови их в поход. Они, я слышал, тоже не хотят служить Рагнару и его сыновьям. Убеди их пойти с нами, так как, когда мы приплывём в славянские земли, то там, чтобы построить настоящее королевство, нам потребуются их топоры.
На другой день рано утром Олег направился к братьям Аскольду и Диру, которые вместе с другими своими родичами и дружинниками также пировали и пели песни, чтобы скоротать холодные дни.
Олега приветствовали тепло и тут же усадили за стол, налив ему полную кружку пива. Олег отпил большим глотком полкружки, а затем, вытерев губы, сказал Аскольду:
– Я с Руссонами поплыву на Царя Городов! Хотим позвать вас с собой.
Аскольд и Дир тут же придвинулись к Олегу. Царь Городов находился очень далеко, и проплыть туда было невозможно. Многие пытались, но ни у кого не получалось.
Аскольд рассмеялся, Дир подхватил его смех, а затем рассмеялись и все остальные.
– До Царя Городов нельзя доплыть, Олег! Если ты одолеешь все шторма и сможешь прорваться через узкий пролив, который стерегут люди, чья кожа имеет цвет древесной коры, и если ты пробьёшься сквозь тёплое море и достигнешь Царя Городов, то тогда плавающие города, извергающие огонь, сожрут твоих драконов.
– Так поплыл бы Рагнар. Но я поплыву другим путём! Есть земли, которые населяют не то звери, не то люди, которые ходят в шкурах, и лишь немногие из них торгуют. Если пройти их реками, то спустишься в земли, где ходят тысячи коней. А дальше достигнешь тёплого моря!
– Это сказка, Олег! Не может тёплое море быть за землёй, где кони пасутся тысячами, – проговорил Дир, – море одно, и поэтому, идя в глубь лесов по рекам, ты приплывёшь на конец света. И там не будет ничего.
Аскольд и Дир рассмеялись, но увидев, что Олег не поддерживает их смех, и не желая оскорбить родича Руса, они замолкли.
– Царь Городов должен быть там! Да, сначала надо будет построить там города и постепенно двигаться вниз, и в один такой день мы достигнем Царя Городов. Мы подплывём к нему другим путём и навсегда прославим своё имя!
Аскольд и Дир смотрели на Олега прищурившись, оценивая возможность успеха. Каждый из них, несомненно, мечтал овеять своё имя славой. Олег придумал всё то, что говорил, поведав им старое предание, которое в далёком детстве говорила ему его мать, рассказывая, что много лет назад славяне, или венеты, жили рядом с большой страной, населяемой волохами, у которых был большой город, названный в честь их вождя и носивший имя Конста. Волохи воевали с венетами, а потом пришли ещё и обрины, которые поработили венетов и прогнали в глубокие леса.
Когда Олег шёл на разговор с Аскольдом и Диром, то сам не верил в сказку, которую слышал от матери, но теперь, споря с ними и убеждая их, он убеждал сам себя, что если и впрямь миновать страну лесов и пересечь страну коней, то можно достигнуть тёплого моря и Царя Городов. Что, если именно этот город Конста и есть Царь Городов?
– Если ты прав, Олег, то тогда нам надо захватить земли славян и идти в глубь лесов, прорубая себе дорогу и строя на своём пути города, чтобы зимовать и чинить свои суда. Нам потребуются проводники. Кто поведёт нас по этим местам? Где мы найдём их?
– Мы уже придумали, как нам быть с проводниками. Мы построим города в землях славян и станем с ними родичами. Они сами поведут нас в глубь лесов, и однажды мы достигнем-таки Царя Городов.
– А если там всё-таки ничего нет? – спросил Дир. – Вся наша жизнь будет пустой, так как мы будем пробираться сквозь густые леса, а потом придём к краю света!
– А ты знаешь хоть одного человека, кто был на краю света? – спросил Олег. – Я слышал о Торстейне Желтозубом, который уплыл далеко, миновав страну англов. Он так и не вернулся, а значит, конец света в той стороне! Значит, там, куда пойдём мы, не может быть конца – там может быть только начало, а из начала всегда много дорог!
– Ты говоришь словно волхв, Олег! Мы с братом поплывём с тобой, но помни, что в любой момент мы, когда захотим, оставим ваш род. Если мы сочтём, что данный путь не приведёт к славе.
В середине дня Рюрик, Трувор, Синеус и Олег позвали к себе славян Воислава и Ратибора.
– Я подумал. Я приплыву вместе со своим родом к озеру Ладо и буду править вами. Но мы воины, и посему мы не будем довольствоваться только лишь Ладогой. Мы хотим подчинить своей власти все славянские роды. Ваши люди будут обучены моими людьми, все вместе мы станем дружиной и соберём все земли в один кулак.
Говоря это, Рюрик сжал руку в кулак, как бы показывая, что всё сольётся в один.
– Вы поведёте нас в земли других славян. Тогда мы сможем создать настоящее государство. Я стану конунгом. Вы научитесь биться в стене щитов и поклянётесь, как и любой из моих воинов, никогда не поднимать своего оружия на дружинника!
Воислав не понимал речи будущего правителя, так как Рюрик говорил торжественно и, когда не мог подобрать нужных слов, заменял их словами из своего языка.
Воислав и Ратибор лишь кивали головами, давая понять, что они от имени всего рода и всех ладожских родов согласны.
– Вы будете учиться у моих ратников и приплывёте в Ладогу уже воинами.
– Так мы и так могучие, – сказал Ратибор, – если драться честно и без всяких оборотнических штук, то один славянин стоит троих варягов!
– В бою надо выжить. Честно дерутся только те, кто не знает, как биться нечестно! Вы будете учиться и будете слушаться, а если откажетесь, то какой смысл мне плыть в вашу деревню и править вами, когда, даже придя сами ко мне, вы не хотите повиноваться.
– А ты научишь нас биться в стене щитов? – спросил Воислав у Рюрика.
Варяг спокойно посмотрел на Воислава и ответил:
– Я не смогу тебя ничему научить, но, имея желание, ты быстро научишься всему, а после и другие научатся.
Следующий день Воислав и Ратибор с великим стыдом провели возле столбов, нанося по ним удары топором и закрываясь от незримых ударов щитом.
– Ратибор, вон смотри, та красавица, я её давно приметил, на меня засматривается, – говорил Воислав, нанося удар по столбу, – небось, теперь тоже думает, что мы полоумки.
– Ага, родич, вот по плечу полоумок тебя хлопнул – добро пожаловать в их дружину. Будешь, как дитя, по столбу лупить. Смотреть зрелым мужам в глаза совестно!
– Не забывай щитом прикрываться, а то Рюрик не поплывёт править нами. Тогда уж точно наш род погибнет!
– Да так за весь день руки отвалятся щитом закрываться да топором по столбу лупить!
– Так ты вполсилы бей, дурень, а то и вправду стыдно будет, коли незримый противник тебя одолеет, – отозвался Воислав, при этом с досады со всей дури рубанул по столбу и прикрылся щитом, который с каждой секундой становился всё тяжелее и тяжелее, а удары, которые он наносил по столбу, становились всё слабее и слабее.