Глава 2
Фьючерсы
Фьючерсный контракт – это, по сути, договор о поставке установленного количества конкретного товара на определенную дату в будущем по заранее согласованной цене. Обычно сроками являются квартальные даты в марте, июне, сентябре и декабре.
Несколько бирж торгуют фьючерсами – в Нью-Йорке, Токио, Лондоне и Чикаго. В Великобритании Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE) действует как расчетная палата и торговый посредник.
Но зачем кому-то торговать фьючерсными контрактами? Представьте себе, что вы фермер и можете произвести 10 000 тонн зерна. Ваши производственные затраты составляют 10 дол. на тонну, а текущая цена – 12 дол. за тонну. Поэтому вы знаете, что после сбора урожая (если ничего не случится) вы получите прибыль около 2 дол. на тонну.
Однако оказалось, что рынок перенасыщен зерном и цена падает до 7 дол. за тонну. Теперь вы не только не получите прибыль, но даже вынуждены продавать свое зерно со значительным убытком. Лучше вообще не собирать урожай, потому что тогда вы не потеряете 3 дол. на тонне.
Эту проблему можно решить, продав зерно заранее по фьючерсному контракту. Вы зафиксируете ставку по сегодняшней котировке 12 дол. за тонну на определенную дату поставки в будущем. Покупка контракта уменьшит вашу прибыль до 2 дол., но хоть какая-то прибыль лучше, чем никакой или крупный убыток.
Сырьевые товары
К середине XIX в. Чикаго уже был крупнейшим центром трейдинга в Америке. Этому во многом способствовала инфраструктура железных дорог и телеграфного сообщения. Когда Маккормик изобрел уборочную машину, сбор урожая пшеницы стал гораздо проще, что привело к росту производства зерна. Фермеры со среднего Запада приезжали в Чикаго, чтобы продать излишки, а дилеры (которым они их продавали) затем развозили зерно по всей стране.
Все это требовало создания централизованной организации, где проводились бы торги зерном. Вскоре фермеры согласились поставлять зерно в определенное время в будущем. Это и стало началом торговли сырьевыми товарами. (Кто-то скажет, что еще в Древней Греции делали то же самое с рисом и другими зерновыми культурами, но это был гораздо менее организованный рынок, на котором сложно было найти контрагентов.) Чикагская биржа, вероятно, стала первой настоящей биржей со всем, что для этого необходимо, – ликвидным рынком, трейдерами с обеих сторон, хеджерами и арбитражерами.
Преимущества
Преимущества такого вида торговли для фермеров были огромны. Они знали цену, по которой нужно было продать пшеницу, чтобы получить прибыль. Заранее зафиксированная цена позволяла им выжить. Конечно, если цена росла, то они теряли дополнительную прибыль, но по крайней мере были уверены, что точно продадут собранное ими зерно.
По мере роста рынка появились формальные контракты, и банки стали выдавать под них ссуды. Кроме того, трейдеры получили возможность продавать контракты друг другу.
И фермеры, со своей стороны, начали покупать и продавать контракты, основанные на обязательствах поставки. Например, у одного из фермеров урожай был плох, ему самому не хватало пшеницы, а другой собрал больше, чем купил контрактов на поставку. Несложно было заключить сделку, чтобы удовлетворить обе стороны еще до того, как они вышли на рынок.
Вскоре контракты начали продавать контрагентам, у которых даже в мыслях не было поставлять зерно.
Сегодня рынки очень сложны, на них используется множество разнообразных инструментов и контрактов на различные сырьевые товары, номинированные в нескольких основных валютах.
Участники
Это опять трейдеры, хеджеры и арбитражеры.
Хеджер – это человек, защищающий конкретную товарную позицию. Например, возьмем говядину. Цикл воспроизводства коров довольно длинный. Соответственно, приходится делать инвестиции, основанные на ориентировочных прогнозах на будущее. Возможность зафиксировать эти расчеты дает фермеру определенную степень уверенности.
Другой хеджер владеет конкретным сырьевым товаром, дающим возможность продолжать осуществлять свою деятельность. Sumitomo (см. главу 8) – хороший пример, поскольку эта компания действительно производит батарейки и ей для этого требуется медь.
Трейдеры не являются владельцами сырьевых товаров, они лишь хотят нажиться на разнице в спросе и предложении, курсах валют или рынках в разных географических точках.
Арбитражеры участвуют в торгах лишь для того, чтобы использовать эти различия. Так, с возникновением «мгновенного» трейдинга возможно сыграть на разнице между ценой конкретного фьючерсного контракта на разных рынках. Играя на понижение с одними опциями и на повышение с другими, можно достичь того, что контракты уравновесятся и при этом будут иметь прибыльную маржу.
Многие считают хеджеров более правомочной стороной рынка. Но надо учесть, что без трейдеров хеджеры не могли бы проводить операции хеджирования. Трейдеры обеспечивают ликвидность на рынке, поскольку проводят торги практически любым товаром и в любом контрактном формате. Многие профессионалы опасаются хеджеров, поскольку участвовать в торгах их вынуждают обстоятельства. Они часто настойчивее держат позиции, чем трейдеры, поскольку результат затрагивает их более глубоко или лично. Это интересная и жизненно важная динамика рынка.
Где же кроется опасность?
Конечно, приведенное нами объяснение просто описывает ликвидный рынок, на котором все участники получают то, чего хотят. Реальная жизнь не так проста. Если случается катаклизм (например, война в регионе, где находятся государства ОПЕК, или холодное лето в странах, производящих зерно), то колебания цен могут быть очень резкими. Как мы писали в главе 1, при колебаниях цены базового актива в 10 или 20 % изменения цены дериватива могут составлять тысячи процентов. Потому-то в деле и участвуют трейдеры. Сделки с деривативами могут приносить как фантастические прибыли, так и катастрофические убытки.
Как происходят торги сырьевыми товарами
Формат торгов на бирже, по сути, неизменен и не зависит от того, участвует ли в них человек для хеджирования, спекуляций или арбитража. На любом рынке деривативов существует четкое соглашение – что именно должен содержать конкретный контракт.
Конец ознакомительного фрагмента.