Вы здесь

Дерзкая книга для девочек. Гадания. Часть I (М. С. Фетисова, 2015)

Гадания

Часть I

1. Жеребьёвка – тоже гадание

2. Ромашка и другие цветы в «букете» гаданий

3. Гадания по погодным явлениям

4. Ветер, ветер! Ты могуч…

5. Огонь и вода подсказывают

1. Жеребьёвка – тоже гадание

Даже тем, кто не верит гаданиям, наверное, приходилось участвовать, и не раз, в таком обыденном деле, как жеребьёвка. Но ведь и она была в далёком прошлом элементом магическим.




Помнишь сказку о царе и трёх его сыновьях? Когда пришло время их женить, царь велел им выйти в чистое поле и стрелять из лука: куда стрелы упадут, там и ждёт каждого из них невеста.

Дальнейшие перипетии младшего царевича – Ивана всем известны: и как попала его стрела в топкое болото, где подняла её лягушка, оказавшаяся заколдованной Василисой Премудрой, и как сжёг Иван-царевич её лягушачью кожу, и как пришлось ему отправляться на поиски суженой за тридевять земель…

Но есть в этой истории одно обстоятельство: ни царь, ни царевичи наверняка не знали, что стрельба из лука – это ещё и очень древнее гадание, которое зародилось в Вавилоне и получило название беломантия. Вавилоняне подбрасывали стрелу, чтобы определить направление, в котором следует двигаться. Позже вместо стрелы для гадания стали применять специальные палочки.

Знаменитый историк древности Геродот в 450 г. до н. э. описывал такой способ гадания уже как скифский: прорицатель подбрасывал множество палочек вверх и по их положению после падения на землю делал предсказания.

Потом стали наносить на стрелы или палочки различные надписи. Самые простые: «да», «нет» и прочерк, означавший, что гадание надо повторить.

Если под рукой не оказывалось ни стрел, ни гадательных палочек, можно было бросить жребий на монетке – «орёл» или «решка» – или использовать камешки, фасолины и любые другие предметы различного цвета и формы. Такая жеребьёвка носила название клеромантия («клер» с французского – «ясный», «светлый»). Её осовремененный вариант применяется по сей день на спортивных состязаниях и различных конкурсах – вытягивание листков бумаги с нанесёнными на них значками. Выбор билета на экзамене, то же самое – жеребьёвка.




Ещё один способ – гадание по вращающемуся предмету – назывался цикломантия («цикл» с греческого – «колесо», «круг»). Отголоски этого гадания прослеживаются в «Колесе фортуны» – забаве, широко распространённой на русских ярмарках ещё в начале XIX века, или в так называемом «судебном круге», с помощью которого определяли состав присяжных заседателей. Сегодня цикломантия превратилась в азартную рулетку, в «кручение барабана» в таких популярных телепередачах, как «Поле чудес» и «Что, где, когда?». Даже известная игра в бутылочку – потомок древней цикломантии, при которой «выбор» неодушевлённого предмета определяет будущее.

Со времён стародавних дошли до нас следующие крылатые выражения. Например, говоря: «Дело в шляпе» – мы имеем ввиду, что какое-то дело решено простым путём. Но оказывается, у этого простого, часто употребляемого в разговоре выражения давняя история.

Историк русского быта С. В. Максимов в книге «Крылатые слова» пишет: «Метать жеребьи, определяя очереди, – приём, известный библейским евреям, практиковался и на Руси. Шляпу, валянную из овечьей шерсти, также издревле русский народный головной убор, и белорусский колпак-мегерку мы видели на скифских изваяниях. В эти шляпы на всём разнообразном протяжении Русской земли бросаются всякие жеребьи в виде условных знаков – будут ли то каменные или надкусанные и нащербленные рубилом монеты, или кусочки свинца с меткой на счастье – при спорах и наймах. «Жеребий – Божий суд» (говорит пословица); «жребий метать – вперёд не пенять». Чья метка вынется, на том человеке и всем спорам конец… неоспоримо, и дело в шляпе ожидало лишь очереди: надевай её на голову – теперь дело твоё из неё уж не выскочит».

Гадание по жребию было известно и древним римлянам. Именно из римской истории пришло к нам ещё одно крылатое выражение, принадлежащее Юлию Цезарю: «Жребий брошен. Рубикон перейдён». Произнося эти слова, он принял решение перейти реку Рубикон, служившую границей между Умбрией и Цизальпинской Галлией (нынешней Северной Италией). Цезарь поступил вопреки запрету римского сената, и это событие послужило началом гражданской войны между сенатом и Цезарем, в результате которой он стал властителем Рима.

Сегодня, когда мы повторяем слова Цезаря, они, конечно, не подразумевают столь сокрушительный результат, но всё же означают: принято окончательное и бесповоротное решение.

2. Ромашка и другие цветы в «букете» гаданий

Помимо жребия, есть ещё одно гадание. В России – на ромашке, в Европе – на маргаритке. Эти цветы издавна служили любовными оракулами. В Германии у маргаритки ест даже особое народное название «Maasliebchen», то есть «мерка любви», а гадали на ней, оказывается, не только влюблённые, но и дети. После проказ, догадываясь, что их накажут, дети обрывали лепестки маргаритки, приговаривая: «Schlage, Schelten, gute Worte» (побои, брань, добрые слова). Слово, при котором обрывался последний лепесток, и предсказывало, что ожидает проказника дома.




Во французской провинции Нормандии про маргаритку даже песенку сочинили: «Маргаритка, маленький цветочек, красный по краям и с зелёной каймою, открой судьбу моей любви». А ещё французские девушки называли гадание на лепестках игрой в «откровенную маргаритку».

Особенно популярно гадание на ромашке и маргаритке было в Средние века – времена рыцарей и прекрасных дам. Кроме цветка для гадания использовали и случайно сорванную травинку – вместо лепестков считали число узелков на стебле.

До сих пор многие помнят совсем простенькое гадание-игру: «Петушок или курочка?» С пышной верхушки травинки-былинки стягивают пальцами кисточку семян. В руке она может собраться в скромный пучок, похожий на хвост курицы, а может оказаться похожей на пышное хвостовое оперение петуха.

Ботаномантией («ботан» с греческого – «трава», «растение») называли древние маги различные способы гадания с использованием магических свойств различных растений и трав, и способов таких было множество. Например, на ветках шиповника или вербены прорицатели писали различные вопросы, а затем, соблюдая особый ритуал, сжигали ветки. От того, как они горели, зависели ответы на поставленные вопросы.

Древние греки сжигали на священном огне лавровые листья, которые собирали в священной роще бога Аполлона. Если, сгорая, они потрескивали, – это означало, что всё будет хорошо, а если горели без треска, – плохо. В Греции это гадание называли дафномантией (Дафна – имя лесной нимфы).

Предсказание, сделанное по брошенным на раскалённое железо соломинкам, носило название сидеромантия («сидерос» по-гречески «железо»).

Если листья смоковницы или платана с начертанными на них именами или каким-либо пожеланиями сохнут медленно – хороший знак, если быстро – плохо, а называют этот древний вид прорицаний сихомантией.

А вот с помощью гадания на луке – хромниомантии – можно предсказать победителя в соревновании или даже в парламентских выборах. Для этого надо на луковицах написать имена всех участников «состязаний» и высадить их в землю. В выигрыше будет тот, чья луковица прорастёт первой.

Ветки, лежащие на земле вокруг дерева, дрова, горящие в очаге, знающему человеку могли поведать многое. Этот способ гадания называли ксиломантией, а в на– роде по сию пору сохранилась примета, что вывалившееся из печи горящее полено – к неожиданности, например к неожиданным гостям.




Древние греки умудрялись предсказывать будущее, похлопывая ладонью по листьям роз и вслушиваясь в возникающий при этом звук. Называлось такого рода гадание филлодоромантией (с греческого «филлон» – лист, «родон» – роза). Оказывается, расцветка, лепестки, время и место произрастания цветов и растений тоже могут предсказать грядущие события. Некоторые приёмы флоромантии (в древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны) дошли до наших дней в разнообразных языческих верованиях о сборе цветов в ночь на Ивана Купалу (церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи, отмечается 24 июня). Здесь же кроются корни поверья, что цветок сирени с пятью и более лепестками приносит счастье и исполняет желание, если его съесть. Вот сколько необыкновенных старинных способов гадания стоит за обыденными для нас жеребьёвкой и гаданием на ромашке.

3. Гадания по погодным явлениям

Истоки многих предвидений лежат в древнейших религиозных культурах. В языческих верованиях земля, вода, огонь, гром, молния были не просто стихиями или явлениями природы. Они представлялись древним в образе могущественных божеств, то есть одухотворялись, считались ещё и духами. А божества, естественно, должны влиять на жизнь отдельного человека, да и на судьбы народа в целом. В «Сказании о Мамаевом побоище» рассказывается о временах, когда предки наши уже стали православными христианами и верить в предзнаменования, исходящие от сил природы, вообще не должны были. Но мы видим, что древние языческие верования уже отошли у древних русичей в область гаданий и суеверий. Давайте всё же разберёмся в разнообразии примет, предвещавших нашим предкам победу в Куликовской битве, и попробуем их как-то классифицировать.

Оказывается, «гроза страшная очень», «много огненных зорь поднимается», «земля, рыдающая двояка» – всё это приметы хаомантии – совокупности древних способов гаданий по погодным явлениям. Воевода Боброк слова такого мудрёного наверняка не знал, но в приметы верил крепко.

Предшественницей астрологии была когда-то астромантия, зародившаяся в Вавилоне и развившаяся в Древней Греции. Солнце, Луна, планеты, – словом весь небесный круг, – представлялись древним людям могущественными божествами, оказывающими большое влияние на судьбы людей. Наблюдали за солнечными и лунными затмениями, за положением планет и за многими другими небесными явлениями. Гадание по фазам Луны имело название – селеномантия.

Со временем астромантию вытеснила астрология. Предсказания превратились в гороскопы, основанные на сложных вычислениях, но отголоски древних гаданий сохранились, и мы вспоминаем о них, когда Луна вдруг оказывается за левым плечом – не к добру, а коль доведётся увидеть падающую звезду – спешим загадать желание.




Гадание по звёздам считали особым видом астромантии и называли метеоромантией. Этот вид гадания очень почитался в Древнем Риме и Этрурии. Тамошние прорицатели использовали в своих пророчествах и гром, и молнию, и затмения.

Близка к астромантии и метеомантии аэромантия, предмет «изучения» которой – сияние Солнца и Луны, а так же неожиданное появление метеоритов и комет.

Древние хроники отмечают, что именно эти явления предшествовали многим важным историческим событиям. Например, убийству Юлия Цезаря в 44 году до н. э. и завоеванию Англии норманнами в 1066 году. Самое впечатляющее предзнаменование в аэромантии – миражи. Вошло в историю знаменитое явление «монсских стрелков». Эти громадные фигуры в годы Первой мировой войны так воодушевили английские войска, что они смогли отбить атаку немцев, которые имели численное превосходство.

Ветераны Великой Отечественной войны сегодня вспоминают, что во время жесточайшей битвы за Москву в небе над городом Волоколамском, где шли очень тяжёлые бои, многие видели явление Пресвятой Богородицы – заступницы столицы. И враг был повержен!

Средневековый писатель Франциск де Ла Торре-Бланка писал, что аэромантия принадлежит к наукам предсказательным, заставляя появляться привидения в воздухе или представляя грядущие события в очертаниях облаков, как в волшебном фонаре, «которые изумлённо рассматривает гадающий».

А один из древних примеров этого загадочного, до сих пор не имеющего научного объяснения явления, – в «Сказании о Мамаевом побоище». Там говориться: «На высоком месте стоя, увидел он облако, с востока идущее, большое очень… С южной же стороны пришли двое юношей, одетые в светлые багрянцы…»

Кстати, наблюдение за облаками – это тоже способ предсказания будущего, а называется он нефеломантия.

4. Ветер, ветер! Ты могуч…

Особняком среди всевозможных гаданий по природным и погодным явлениям стоит аустромантия – предсказание будущего по изучению ветров. Сегодня, каждый вечер слушая прогноз погоды на следующий день или видя, как разгулялся ветер, мы тоже без труда можем предсказать ближайшее будущее: завтра придётся выходить на улицу под зонтом, а наши предки могли делать гораздо более значимые заключения.

Неожиданное подтверждение этому находим в замечательной пушкинской «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». Помните, как, позавидовав красоте падчерицы, злая мачеха отослала её в лес на верную гибель, как стала царевна хозяйкой в доме семи богатырей и как погибла, съев отравленное яблоко. Её жених, королевич Елисей, обращался и к солнцу, и к месяцу, чтобы подсказали они ему, где искать суженую. Но только ветер сообщил ему печальную весть:




Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора, в ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста.

Но чары злой мачехи были рассеяны всепобеждающей силой любви, и у этой сказки, как и положено, счастливый конец.

Велико значение небесных светил и погодных явлений в жизни сказочных героев. А ещё выходит, что ветер как предсказатель гораздо важнее Луны и Солнца. В самом деле, величайшие бедствия часто были связаны с «порождениями» ветра – ураганами, буранами, смерчами.

5. Огонь и вода подсказывают

Немало бедствий приносили людям огонь и вода, поэтому и к этим стихиям в древности относились с большим почтением. Стареомантией называют все способы гадания по четырём стихиям: земле, воздуху, огню и воде.

Все гадания, связанные с огнём, называются пиромантией. Жрецы древности замечали, что очень многое в предсказании будущего зависит от того, как горит жертвенный костёр. Плохая примета, если он разгорается медленно и неохотно, сильно дымит и трещит. А яркое пламя с ровными высокими языками – к добру.

Совсем по-особому горит костёр, если подбросить в него смолу или горох, если они быстро сгорят, – к счастью.

Немаловажны в деле предсказания и обилие искр, и необычный цвет языков пламени, и их диковинные пляски.

У П. Бажова есть такая сказка «Огневушка-поскакушка». В ней рассказывается о старинной примете золотоискателей – иногда в пламени костра доводилось им разглядеть крошечную огневую девочку, которая завораживала своей лихой пляской. В том месте, где она исчезнет, уйдёт под землю, можно было наверняка найти золотую жилу. Беда в том, что, если у костра грелось несколько старателей-золотодобытчиков, они не могли определить это таинственное место. Каждый показывал в свою сторону…

Не только пламя, но и дым ритуального костра мог поведать о будущем. Если дым поднимается ровной струйкой вверх – это хорошо, а если стелется по земле – к беде. Капномантией называются гадание по дыму.

После того как огонь перебрался из костров в жилища людей и стал служить им в повседневном быту, возникла лампадомантия – гадание на зажжённых лампах. «Праздник ламп» широко отмечался ещё в Древнем Египте. Здесь лампы были обязательной принадлежностью различных ритуалов, в том числе и гадательных. А в Индии на празднике, посвящённом богине счастья и красоты Лакшми, до сих пор принято устанавливать горящую лампу и светильник на небольшой плотик и пускать его в реку или море. Чем дольше будет виден огонёк, тем лучше. Сходная традиция существует в Японии. Там тоже пускают по воде горящие фонарики. А у нас в ночь на Ивана Купалу пускали по течению реки венки, свитые из самых красивых цветов и украшенные горящей свечкой.




Кстати, свечи издавна участвовали в разнообразных гадательных ритуалах. Один из них – лихномантия, то есть гадание по пламени трёх одинаковых свечей, расположенных треугольником. Колеблющееся пламя – символ перемены обстоятельств, яркое и ровное – к успеху, поднимающиеся и опускающиеся язычки пламени – серьёзная опасность, поднимающиеся спиралевидно – заговор, сплетни. А вот если одна свеча горит ярче других – у гадающего есть шанс разбогатеть, если же одна из них погаснет – к серьёзной утрате.

Особый вид огненных гаданий – либаномантия или ливаномантия. Это гадание по курящимся благовониям, особенно распространённое на Востоке.

Силён огонь, ничего не боится, кроме воды, а вода не только укрощает, она ещё и людям в предсказаниях помогает. Гидромантией называются многочисленные гадания, связанные с водой.

Исследователь русских народных традиций И. П. Сахаров отмечал, что «водогадание в русской семейной жизни присвоили себе ворожейки, женщины, распоряжающиеся всеми домашними сплетнями. Суеверные люди, допускающие всевозможные вздоры, находят утешение в беседах с ворожейками, сами поддерживают их ремесло. Записные ворожейки, выдавая водогадание как действенное средство для отгадывания семейных тайн, всегда говорят, что они научены этому от страшного колдуна и могут верно всё отгадать на воде, что бы им ни предлагали. В звание водогадательниц всегда вступают женщины, ни к чему не способные, по большей части вольноотпущенные, солдатки и особенный класс «кумушек», известных на Руси своею расторопностью в свадебных и похоронных делах. В деревнях говорят, что это ремесло на роду не приходит, а только передаётся. За передачею женщины прибегают к знахарю или старой колдунье. Знахарь требует посулов: штоф вина, скатерть, две рубашки, кушак и полотенце. Это всё заранее приносится, потому что требование знахаря известно всему селению. Знахарь становит будущую водогадальщицу к загнётке, накрывает лицо полотенцем, ставит на стол миску с водою, садится на лавке и дует на воду; потом снимает полотенце с водогадательницы. Наговоренная вода выливается под верею, а в миску вливается вино. Знахарь, накрывший миску скатертью, приказывает, чтобы она явилась «во саму утреннюю зорю». Водогадательница является не с пустыми руками, а с двумя штофами вина. Здесь уже знахарь научает водогадательницу всем премудростям».

В старину любая рябь на зеркальной глади водоёма для человека сведущего была особым знаком, и были эти знамения сродни гаданиям на магическом зеркале (катоптромантия) или на хрустальном шаре (кристалломантия). От этих таинственных действий по сей день осталось в современной речи выражение: «Угадал, словно в воду глядел».

Древнее гадание на воде, леденящее кровь, – вызов злого духа, который, отвечая на вопросы, пишет на воде слова в зеркальном отражении. Читать эти «послания» нужно очень быстро – они тут же пропадают, а видеть их может только сам предсказатель. Вот и смейся после этого над ироничным присловием «вилами на воде писано» – оказывается, в старину и такое бывало!




Совсем безобидный способ водного гадания – бросание в воду различных предметов, например каравая. Если он останется на том же месте – хорошо, если его отнесёт к другому берегу – жди несчастья. Предпо-лагают, что от этого гадания вошло в обычай бросание в воду монетки – на счастье.

Особая разновидность гидромантии – пегомантия. Это наблюдение за водой источников или фонтанов. Знатоки по-своему трактовали изменение цвета воды и форму струй.

А на Востоке популярна эромантия. Гадающий накрывал голову куском материи и задавал вопросы над сосудом с водой. Её движение рассматривалось как особое предзнаменование.