Вы здесь

Дерзкая книга для девочек. Приметы и суеверия (М. С. Фетисова, 2015)

Приметы и суеверия

1. Опасные приметы

2. Полезные суеверия

3. Суеверия неверные, но полезные

4. Почему умер Наполеон?

5. Разгадка тайны

1. Опасные приметы

О приметах и суевериях написано немало. Серьёзные мыслители чаще всего отзываются о них с раздражением. Их огорчает, что люди часто верят в нечто сомнительное. Но вот был такой не всегда серьёзный, но очень умный учёный – датский физик Нильс Бор. Над входом в свой загородный дом он прибил подкову. Один из гостей Бора, увидев подкову, страшно удивился:

– Неужели вы, великий учёный, верите, что этот предмет приносит счастье?

– Как можно верить такой примете, – усмехнулся Бор. – Конечно, я не верю. Но говорят, подкова приносит счастье даже тем, кто в неё не верит.

Шутки – шутками, однако надо сразу сказать, что приметы и суеверия бывают разные: полезные и опасные, мудрые и нелепые, смешные и глупые. Вот только не всегда легко определить, каким из них можно доверять, а каким нет.




Представь себе, что суеверный человек вышел на улицу 13 числа в понедельник. У него скверное предчувствие, тревожное настроение. В таком состоянии он вполне может оступиться и упасть, сломав руку или ногу. После этого человек будет уверен, что всё дело в несчастливом числе 13 и в понедельнике. С одной стороны, он будет прав: несчастье действительно произошло с ним в этот день. Но ведь много миллионов людей в тот же самый день не испытали никаких особых несчастий.

Подумать только: вдруг все люди, раз уж определённое число и день недели сошлись в одной точке, стали бы попадать под машины, обжигаться, калечиться… Полная чепуха получается.

Тот, кто был уверен, что с ним непременно случиться беда, можно сказать, сам накликал её на собственную голову. Его подкосило суеверие.

А как относиться к талисманам? Это различные вещицы, которые носят на счастье. У А. С. Пушкина есть строки, посвящённые талисману:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья;

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы летучи,

Когда грозою грянут тучи –

Храни меня, мой талисман…

Поэт обращается к талисману с надеждой, с просьбой уберечь от несчастий. Но нет никакой уверенности, что это сбудется. Если нагрянет шторм, то спасти может надёжный корабль, умелый капитан, сноровистая команда, а вовсе не тот предмет, который ты носишь как оберег от всяческих бед.

Как известно, во время роковой дуэли талисман не уберёг Пушкина. Дремучий суевер может возразить: всё дело в том, что у противника Пушкина был более сильный талисман! Однако таким хитрым способом легко объяснить что угодно.

Кстати сказать, в давние времена у диких племён бытовало поверье, что болезнь и смерть насылает на человека колдун. Если какой-то вождь заболевал, искали злодея, который в этом виноват. Мол, сглазил нашего вождя, навёл на него порчу.

Найдут какую-нибудь подозрительную личность, объявят вредителем и казнят. Потом выяснится, что никакой пользы это не принесло, да уже поздно.

2. Полезные суеверия

Некоторые думают, будто в давние времена наши необразованные предки с трудом отделяли правду ото лжи, а потому и доверялись суевериям. Вряд ли такое мнение справедливо. Давным-давно подмечено: есть истинная вера, а есть суеверие, то есть вера суетная, сомнительная. Если человек верит в добро, правду, справедливость, честь и совесть, он отдаляется от суеверия. А если вера его шаткая, показная, легкомысленная, тогда он легко попадает во власть предрассудков и суеверий.

Впрочем, они бывают разные. Например, кто не знает такое поверье: «Прежде чем отправиться в дальний путь, присядь на дорожку». Зачем такая церемония?

Это правило вполне оправданно и даже полезно (если, конечно, из-за него не опоздаешь на поезд, автобус, самолёт). Сборы, волнения, суматоха мешают сосредоточиться. Поэтому прежде чем покинуть дом, неплохо успокоиться, осмотреться и подумать, не забыто ли что-нибудь.

Есть и другой смысл. Если кого-то отправляешь в дальний путь, хорошо напоследок спокойно посидеть, посмотреть друг на друга. Своеобразная подготовка к разлуке.

«Вернулся – пути не будет». Опасная примета. Поверишь – и действительно после того, как пришлось вернуться, дела пойдут наперекос. (То же может произойти в «неблагоприятный» день, нагаданный по гороскопу или на картах.) От мнительности всё будет из рук валиться: то в лифте не на ту кнопку нажмёшь, то деньги потеряешь, то на лестнице споткнёшься, то чай горячий на себя прольёшь…




Естественно, к вечеру настроение вконец испортится, голова разболится, а то и рези начнутся в животе на нервной почве. Вот и получится: не к добру возвращался.

Чтобы ничего подобного не произошло, было придумано суеверие дополнительное: «Если пришлось вернуться, взгляни на себя в зеркало, и всё обойдётся». Ясно, что такую странную меру предлагают не потому, что, увидев собственное отражение, сразу почувствуешь себя счастливым и спокойным. Просто, если уж поверил первой глупой примете, то поверишь и этой, после чего решишь, что всё обойдётся, никакой беды не произойдёт.

Но почему надо именно в зеркало посмотреть, а не почесать у себя за ухом, не топнуть три раза, не чихнуть или сделать ещё что-нибудь? Вероятно, тут есть свой смысл. Если человек что-то забыл и спешно возвращается, значит, он уходил второпях. Помните, как человек рассеянный с улицы Бассейной на ходу надел сковороду? Вот и полезно осмотреться, оценить своё состояние, внешний вид, а при необходимости привести себя в порядок.

Есть и другое объяснение: зеркало, мол, обладает магическими свойствами и снимает сглаз. Но это уже не смысл, а полная бессмыслица: в зеркала мы смотримся постоянно, и это не отвращает несчастий; изготавливают зеркала не маги и волшебники, а мастера, которые ничего «противосглазного» в своё изделие не добавляют.

«Не выноси вечером сор из избы». Или ещё короче: «Не выноси сор из избы». Как это понимать? Прежде всего, можно усмотреть намёк на то, что домашние ссоры не следует выносить на общее обсуждение, выставлять напоказ. Но всё-таки первоначально имелся в виду именно мусор.




На Руси был некогда такой обряд. Свадебные гости, испытывая терпение и умение невесты, ходили по избе и сорили, а невеста за ними подметала. Они приговаривали: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».

В деревенской избе с высокими порогами и длинной тёмной прихожей, сенями удобнее было не выметать сор на улицу, а класть в печь и сжигать. К тому же так не захламлялась улица или земля перед домом. (Для пущей острастки говорили, будто по мусору колдун может наслать порчу на дом.)

Но почему если и выносить сор, то не затемно? Разве не лучше грязную работу делать вечером? Нет, не лучше. Наводить порядок в доме удобнее днём, когда мужчины на работе, дети на улице или в школе, и можно убираться без помех. Да и вынося сор в сумерках, рискуешь не заметить полезную или даже ценную вещицу, попавшую в него случайно.

«В ногах правды нет». Что это за поговорка или примета? Неужели человек, который стоит, говорит неправду? Смысл приметы-пословицы не так прост. Считается, что родилась она во времена ордынского ига, когда взыскивали подати, долги, недоимки. Тогда подозреваемого или обвиняемого заставляли стоять перед судьей или сборщиком налогов, допрашивали «с пристрастием» и в это время судебные прислужники били его по ногам, выколачивая «правду». Но народ прекрасно понимал, что это лишь способ заставить деньги платить. Кстати, от такого судоуправства нередко спасали ноги: уходили крестьяне или холопы на новые места, на волю.




А вот нелепое суеверие: «Наденешь одежду наизнанку – бит будешь». Откуда пошла такая примета? Кто её проверял? Почему она сохраняется?

Оказывается, в прежние времена существовало такое наказание: на провинившегося надевали одежду навыворот и сажали на лошадь лицом к хвосту. Выставляли таким образом на позор: не желает человек поступать, как положено, пусть теперь все видят, что у него вышло шиворот-навыворот.

В таком постыдном виде принято было доставлять преступника к месту наказания, где его нещадно хлестали кнутом или секли розгами. Тогда примета была верная: раз одежда надета наизнанку, значит, быть этому бедолаге биту. Но время прошло, обычай забылся, а верная примета превратилась в глупое суеверие.

3. Суеверия неверные, но полезные

Некоторые предрассудки сохраняются с незапамятных времён, возможно, даже с каменного века.

«Наступаешь на следы человека, идущего впереди, – отнимаешь у него силу». В древности след человека, отпечаток его руки или портрет считались пригодными для колдовства. По ним, как уверяли колдуны, можно навести на человека порчу, заворожить его. Мол, раз след принадлежит этому человеку, то есть между ними тайные связи.

Но такие хитрости были придуманы после того, как люди верно подметили: тот, кто первым прокладывает путь (по снегу, в лесной чаще) затрачивает особенно много сил, облегчая движение идущим следом. То есть наступаешь на следы идущего впереди – сберегаешь свои силы.




Другой очень древний запрет: «Не выбрасывай остриженные волосы куда попало, а то голова заболит». И в этом случае суеверные люди опасались колдуна или ведьмы, которые, заполучив волос или остриженные ногти какого-то человека, будто бы способны были по ним провести магические операции, наведя на их хозяина или хозяйку какую-нибудь напасть.

Суеверие это отчасти полезное, поскольку приучает неряшливых людей не разбрасывать где попало свои остриженные волосы или обрезки ногтей.

Во второй половине ХХ века выяснилось, что по таким, казалось бы ничтожным признакам, как волосы и ногти, учёные-криминалисты точно опознают человека. У каждого из нас имеются свои неповторимые признаки не только заметные на глаз, но и молекулярные, видимые только в особые микроскопы. Клетки нашего организма состоят из сложно устроенных органических молекул, у которых тоже имеются индивидуальные особенности.

Некоторые исследования такого рода просто удивительны. Они помогают разгадывать тайны, над которыми многие десятилетия ломали головы историки. Один такой пример интересен и поучителен. Он относится к тайне гибели императора Наполеона.

4. Почему умер Наполеон?

Как известно, Наполеон Бонапарт после второй неудачной попытки захватить власть во Франции был арестован и доставлен на остров Святой Елены, затерянный в Атлантическом океане. Было это в июле 1815 года. Низвергнутый император находился в полном здравии, хотя и не в радостном настроении. Однако через некоторое время у него стали появляться первые признаки недомогания, которые усиливались с каждым месяцем. Он жаловался на упадок сил, периодическую лихорадку и слабость, головные боли, а затем и головокружения. Его стали беспокоить расстройства желудка, отёки во рту, боли в мышцах. Напоследок у него начали выпадать зубы и волосы, нарушилась координация движений. Он подозревал, что его хотят отравить, и находился в подавленном состоянии.

Умер Наполеон в 1821 году. Было ему тогда 52 года, и вряд ли его подкосил преклонный возраст. Никакого сильного напряжения физического или умственного он не испытывал, питался нормально, а климат на острове вполне благоприятен для долгой жизни.

Высказывали предположение, будто он умер от мучительных переживаний. Конечно, он любил почести, пользовался огромной популярностью и славой (не всегда доброй), но не был так глуп, чтобы не понимать: слава скоротечна, а военные успехи могут смениться поражениями.




Симптомы его заболевания, которое длилось несколько лет, подозрительно похожи на отравление мышьяком. Так и предположили многие знающие люди сразу после его смерти. Однако никаких доказательств преступления ни тогда, ни позже обнаружить не удалось.

И вдруг в 1961 году в научном журнале появилось сообщение о поразительных результатах исследования волос Наполеона. Оказалось, что концентрация ядовитого вещества (мышьяка) в них значительно превышает норму. Но вот что удивительно: сохранились также клочки волос Наполеона, срезанные в разные годы его жизни, и в них мышьяка не было!

Затем сделали анализ волоса длиной в 12 см, который рос в последний год жизни, примерно месяц (известно, что в среднем волосы вырастают за 10 дней на 3,5 см). Этот волосок разрезали на кусочки по 0,5 см, чтобы выяснить, как менялось содержание мышьяка со временем. Оказалось, что поступление яда шло небольшими порциями, но регулярно.

Версия отравления, казалось бы, была неопровержимо доказана. Тогда возник другой вопрос: кто мог его отравить и зачем? Например, это могли бы сделать его враги англичане. Но никакого английского шпиона в его окружении на острове не было. Да и как тайно подсыпать в пищу или питье бывшего императора яд?

При расследовании преступления первые вопросы, встающие перед сыщиком: кому выгодно убийство? Кто в нём заинтересован? Каковы мотивы преступления? Наполеон был надёжно изолирован. Его политические враги в Европе обрели такую власть, что опасаться Наполеона им не было никаких оснований.

Благодаря тщательным исследованиям химиков-криминалистов удалось установить, что дозы мышьяка, которые получал Наполеон, были слишком малы, чтобы вызвать быструю смерть. Эти данные заставили усомниться в версии отравления. Выдвигались предположения, которые никак не назовёшь убедительными. Мол, в домике, где доживал последние годы Наполеон, стены были оклеены обоями жёлтого цвета, а соответствующий краситель в те времена готовили с добавлением соединений свинца. В сырую погоду испарения от краски могли попасть в организм Наполеона, накапливаясь в волосах. Но это слишком ничтожная доза. Если бы он, скажем, регулярно лизал или жевал обои, тогда, может быть, это закончилось бы со временем смертельным исходом. Ядовитые тяжёлые металлы (а не только мышьяк) могли попасть в волосы Наполеона в результате приёма лекарств, содержащих сурьму (он мог принимать их от болей в желудке). Но ведь не поглощал же он эти лекарства регулярно и в непомерно больших дозах…

Расследование причин смерти Наполеона зашло в тупик. Можно ещё добавить, что на острове Святой Елены нет залежей тяжёлых металлов.

Выход из тупика всё-таки существует. Его не замечали, потому что не имели в виду одно научное суеверие.

5. Разгадка тайны

Вспомним сцену заключительной части романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Юную Валентину, которую хочет отравить злая мачеха, спасает предусмотрительность отца, постепенно приучившего организм к «убийственному снадобью». Благодаря этому ей удалось выжить, несмотря на то, что она приняла от злодейской руки смертельную порцию яда.

В ХIХ веке и ещё раньше существовало поверье, будто организм можно приучить к яду, который для этого следует регулярно принимать малыми дозами.

Действительно, к некоторым ядам, например к алкоголю, можно привыкнуть. Но и то – до поры, до времени. Постоянное, пусть даже небольшое, отравление организма постепенно будет выводить из строя те или иные внутренние органы. Только это произойдёт не сразу, и потому человеку трудно будет выяснить причину тяжёлого заболевания.

Вполне вероятно, что Наполеон, находясь в угнетённом состоянии духа, заподозрил, будто врачи решили его отравить. Чтобы обезопасить себя, он начал приучать свой организм к самому «модному» яду того времени – мышьяку. Вот почему он принимал яд понемногу и постоянно.

Но может быть, таким образом отравлял его коварный злодей?

Нет, ведь не только обыватели, но и учёные того времени были уверены, что к любому яду можно привыкнуть. Если уж давали смертоносное зелье, то в большом количестве, чтобы избежать всяких случайностей.

Кстати, роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо» был написан через 25 лет после смерти Наполеона, так что заблуждение о привыкании к яду, которое сохранялось ещё долго, намного пережило узника Святой Елены. Не исключено, что соучастником отравления – тоже невольным – был личный врач бывшего императора. Он хотел спасти своего подопечного от возможного покушения, а потому советовал принимать яд маленькими несмертельными, как тогда предполагали, дозами.

А у тяжёлых металлов, так же, как у радиоактивных веществ, есть опасная особенность: они накапливаются в некоторых органах или тканях тела. Поэтому отравление происходит не сразу, а через некоторое время, когда накопленного яда станет достаточно много.

Значит, подлинный виновник отравления и смерти Наполеона – предрассудок, научное суеверие, медицинское заблуждение… Если, конечно, всё было именно так, как мы предположили…