Уважаемые читатели!
В этой работе я решил ещё раз поделиться с Вами своими соображениями по проблемам укрепления обороноспособности и безопасности государства, воспитания патриотизма, изложенным ранее в брошюре «Россия в штопоре». Мною внесены необходимые дополнения, в особенности на фоне последних событий в Украине, из которых можно сделать следующие выводы:
1. В братской нам стране проведена спланированная западными государствами и их спецслужбами подрывная акция по смене власти.
2. Примечательно, что всё это, по аналогии с грузинской агрессией 2008 года, было осуществлено во время Олимпийских игр в Сочи, когда внимание мирового сообщества и особенно российского руководства было сосредоточено на этом важнейшем событии.
3. Как и в 2008 году, наши спецслужбы и МИД вместе с «эффективным дип-менеджером» – послом России в Украине М.Зурабовым – всё «прос…пали».
4. Если не принять своевременных мер, то «оранжевая» спецоперация может быть проведена и в России. Ведь у нас есть все условия к этому: глубочайшее социальное расслоение населения, дичайшая коррупция в сочетании с безответственностью власти на всех уровнях, правовой, в том числе и судебный, произвол. Как и на Украине, вскормленные режимом российские олигархи продадут его «с потрохами» и по указке Запада будут также финансировать «путчистов».
5. Без национальной идеи, которая давно выстрадана народом – патриотизм, коллективизм, справедливость и православие – никакого объединения братских славянских государств и русскоязычного населения не будет.
6. Ещё раз убеждаешься в нарастании военных угроз для России, что определяется несколькими факторами:
– усилением военной напряжённости в мире, вызванным обострением проблем ведущих мировых государств и кризисом западной цивилизации:
– ростом агрессивности и непредсказуемости западных элит, пытающихся благоприятно для себя разрешить противоречия своего общества за счёт других народов:
– нарастанием внутренних российских проблем политического, экономического, технологического и организационного характера, которые вместе с внешним деструктивным воздействием могут привести к радикальной дестабилизации нашей страны и создадут благоприятные условия для военной агрессии против России.
Почти четверть века я прослужил в Советской Армии и военной контрразведке КГБ СССР. И всё это время проблемы армии, военной безопасности страны были для меня близкими и наиболее важными. Свыше двух лет, как депутат Государственной Думы от фракции КПРФ, избранный по Арзамасско-Кстовскому округу Нижегородской области, работаю в думском Комитете по обороне, который возглавляет мой коллега по фракции, известный военачальник адмирал Владимир Петрович Комоедов, располагающий высоким авторитетом в Вооружённых Силах и оборонно-промышленном комплексе страны.
С самого начала работы Комитета депутаты выделили в качестве основных направлений анализ обороноспособности страны и перспектив её дальнейшего укрепления, обратили пристальное внимание на наиболее острые проблемы Вооружённых Сил. Состоялись заседания Комитета, посвящённые различным аспектам деятельности российской армии и оборонно-промышленного комплекса. Фракцией КПРФ в Государственной Думе были проведены «круглые столы», на которых всесторонне обсуждались проблемы Вооружённых Сил РФ, дана экспертная оценка состояния российской армии после проведённых «реформ». В них приняли участие не только парламентарии, но и многие бывшие руководители видов и родов войск Вооружённых Сил СССР и России, известные военные эксперты.
Большинство из участников обсуждений с сожалением констатировали, что наши Вооружённые Силы в настоящее время фактически развалены. Они не готовы не то что к крупномасштабной войне, но даже и к локальному конфликту. Под руководством А.Сердюкова и его некомпетентных в военном отношении соратников Министерство обороны превратилось в «контору» по разворовыванию бюджетных денег и военного имущества.
14 июня прошлого года Комитет Государственной Думы по обороне провёл «круглый стол» на тему «Состояние боеготовности Сухопутных войск Российской Федерации». Выступавший с основным докладом бывший начальник Главного управления Сухопутных войск генерал-полковник Ю.Букреев указал на серьезнейшие недостатки и упущения при формировании и строительстве Сухопутных войск, начиная от несоответствия численности личного состава, условий прохождения службы, оснащения техникой, выполнения Генштабом не относящихся к его функциям повседневного руководства войсками, формой, парадами, дисциплиной, а не разработкой планов применения Вооруженных Сил плюс мобилизационная работа, и заканчивая показушными учениями, которые усиленно показывают СМИ по ТВ. По его словам, «мы копируем всё у американцев в извращенном виде, включая оперативно-стратегическое командование».
С этой оценкой состояния Сухопутных войск согласились все участники «круглого стола» – депутаты, военачальники, учёные и военные специалисты.
Но, если так идут дела в войсках, которые традиционно являются основным видом, символизирующим боевую мощь наших Вооруженных Сил, то как же тогда обстоят дела в других боевых частях российской армии?
Например, в созданных два года назад войсках Воздушно-космической обороны? Способны ли они к эффективной защите стратегических объектов России от современных средств воздушно-космического нападения потенциального противника, располагают ли для этого необходимыми вооружением, боевой техникой и кадрами? И хотя мне больно говорить об этом – ответ на поставленные вопросы один: надёжной российской системы ВКО нет.
Вспоминается интервью нашего легендарного генерального конструктора ракетной техники Сергея Павловича Непобедимого журналу «Итоги» от 8 июля 2013 года. На вопрос корреспондента «Как получилось, что ваша ракета «Ока» была уничтожена по знаменитому советско-американскому договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности?» Сергей Павлович заявил: «Раньше я думал, что решение об уничтожении оперативно-тактического комплекса «Ока» – это трагическая ошибка. Сейчас уверен – измена. Что это за договор, по которому одна из стран уничтожает оружие, которого не было в документе? Но тогда я был исполнительным человеком. Видел многое и не знал о том, что ликвидация «Оки» стала одним из требований американского госсекретаря Шульца, выдвинутых им Горбачеву. Перед встречей Горбачеву был представлен меморандум к переговорам с Шульцем – «Оку» ни за что не сдавать, хотя американцы будут требовать этого». Но к изумлению маршала Ахромеева, начальник Генштаба ВС СССР, и дипломата Добрынина, руководившего международным отделом ЦК КПСС (от него и дошли подробности переговоров), Горбачев сказал Шульцу: «Договорились».
Я не зря так подробно описал эту первую измену на высшем государственном уровне. За ней последовали, уже под прикрытием руководителей России, и другие, на мой взгляд, не менее серьёзные для государства. Фактически развален стратегический оборонный потенциал страны, американцам «по дешевке» проданы российский оружейный уран и кобальт; превращены в металлолом уникальные боевые железнодорожные комплексы с ракетами «Скальпель», неуязвимыми для средств ПВО и ПРО любого вероятного противника; уничтожено большинство стратегических ракет «Сатана», являвшихся основой поддержания ядерного паритета и гарантированного ответного удара в случае ядерного нападения; системы ПРО и ПВО страны превратились в «сито»; затоплена космическая станция «Мир»; ликвидированы российские военные базы за рубежом – радиолокационный комплекс на Кубе, который давал нашей стране 70 % всей развединформации о США, база во Вьетнаме, позволявшая контролировать ситуацию в Тихом и Индийском океанах, а также в Персидском заливе, отказалось руководство страны от использования наших баз и в ряде других стран.
Вообще после 1991 года официальная Москва покорно следовала в кильватере политики Вашингтона. С этого времени Североатлантический блок расширился на 13 государств. Сначала Ельцин дал согласие на вхождение в НАТО бывших союзников СССР – Польши, Чехии и Венгрии. Затем Путин смирился с новой волной расширения альянса, пополнившегося Болгарией, Словакией, Словенией, Румынией, Латвией, Литвой и Эстонией. Военная машина НАТО продвинулась на восток более чем на 1000 километров. Её базы расположились не только в Восточной Европе, но и в Средней Азии.
При попустительстве Кремля идёт стратегическое окружение России. «Ястребы Запада» закрепляют результаты победы в «холодной войне». Вот только несколько фактов глобальной внешнеполитической капитуляции буржуазной России:
– саботаж создания союзного государства с Белоруссией;
– фактическая поддержка агрессии НАТО в Афганистане и Ираке;
– поддержка блокады Ирана даже вопреки экономическим интересам России;
– непринятие мер против дискриминации русских в Прибалтике, против разгула фашистов в целом ряде восточноевропейских стран;
– передача в экономическую зону Норвегии акваторий, в которых российские рыбаки добывали 60 % всего улова в Баренцевом море.
Увы, это далеко не весь перечень. Позорным актом пособничества агрессии стал отказ России наложить вето на резолюцию Совбеза ООН № 1973, открывшую путь для бомбардировок Ливии. В 2010 году в Праге Д.А. Медведевым был подписан российско-американский Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Он никак не препятствует наращиванию Пентагоном ряда наступательных вооружений, включая высокоточные крылатые ракеты. США при этом не ограничиваются в возможности укрываться от ответного удара за щитом ПВО.
Продолжая тактику односторонних уступок Западу, Россия открыла свою территорию для снабжения оккупационных войск НАТО в Афганистане. Более того, альянсу позволено создать свою перевалочную базу под Ульяновском – в самом сердце России.
Каковы же результаты подобного «миролюбия» официальной России? Обстановка в мире осложняется. Войны всё ближе подходят к границам нашей страны. США и их союзники ведут интенсивную разработку новых видов вооружений. В их числе – противоракетные системы и гиперзвуковое наступательное оружие.
Группировка альянса на европейском театре военных действий в 10–12 раз превышает численность российской армии. При этом в ходе учений и командно-штабных игр НАТО в 70 % случаев отрабатываются начальный период широкомасштабной войны и проведение наступательных операций. Только очень наивные люди поверят, что всё это – для борьбы с международным терроризмом.
Возможности России защищаться серьёзно подорваны. Натовские армии шагнули далеко вперёд. Даже накачавшая мускулы армия Турции уже может на равных соперничать с Вооружёнными Силами РФ.
С подобной оценкой состояния обороноспособности страны и особенно по вопросам Воздушно-космической обороны России на основе выводов Комитета по обороне и проведённых в ноябре 2013 года парламентских слушаний в адрес Президента РФ В.В.Путина направлен документ, подписанный Руководителем фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюгановым, Председателем думского Комитета по обороне адмиралом В.П.Комоедовым и членом Комитета по обороне А.П.Тарнаевым.
В этом документе сообщалось:
«…о возрастании внешних угроз для нашей страны, в первую очередь со стороны стремящихся к глобальному доминированию США и других стран НАТО. В настоящее время американцами реализуются концепции «Мгновенного глобального удара» и «Глобальной ПРО», которые предусматривают быстрый разгром противника практически в любой точке земного шара при гарантированном недопущении серьёзного ущерба от его ответного удара. При этом они делают ставку на завоевание господства в воздухе и космосе путём проведения в самом начале войны массированных воздушно-космических операций с нанесением ударов по стратегическим и жизненно важным объектам.
В связи с этим всё большее значение придаётся развитию и боевому использованию средств воздушно-космического нападения. В ближайшие годы ожидается появление принципиально новых средств вооруженной борьбы: гиперзвуковые летательные аппараты, новейшие крылатые ракеты, воздушно-космические самолеты, планирующие боевые части, способные действовать на скоростях в 20 раз выше скорости звука и на высотах до 100 км, недосягаемые для существующих средств ПВО.
Кроме того, по прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие ожидается широкое распространение ракетно-ядерного вооружения в странах «третьего мира», в связи с чем оно может стать доступным для международных террористов, т. к. каких-либо эффективных механизмов по предотвращению распространения этих технологий не имеется.
Это подтверждает необходимость противопоставить средствам воздушно-космического нападения вероятного противника надёжную систему Воздушно-космической обороны, создание которой является важнейшей стратегической задачей государства и его Вооруженных Сил…
…Главным гарантом военной безопасности Российской Федерации в настоящее время являются Силы ядерного сдерживания, наличие которых спасает страну от возможного повторения судьбы Югославии, Ирака, Афганистана и Ливии.
Для решения задач по эффективной защите Стратегических ядерных сил и других важных объектов России от современных средств воздушно-космического нападения принята «Концепция Воздушно-космической обороны РФ на период до 2016 года и дальнейшую перспективу» и созданы войска ВКО. Однако эти положительные шаги пока не привели к реализации поставленной в Концепции ВКО главной цели: организовать боевые действия разновидовых группировок войск в общей системе вооружённой борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану.
Командование войск ВКО в связи с недостаточностью полномочий не может решать подобные задачи. В Генеральном Штабе отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой и оперативного управления силами и средствами быстрого реагирования. На стратегическом уровне не определены единое руководство и единая ответственность за организацию и ведение вооружённой борьбы с силами и средствами воздушно-космического нападения противника над территорией России.
Централизованного управления войсками (силами) ПВО и ВКО практически нет: они разделены на пять частей – четыре системы ПВО военных округов и формирования войск Воздушно-космической обороны. На оперативном и тактическом уровне управление формированиями ПВО объединений ВВС и ПВО, истребительной авиации, войсковой ПВО и сил ПВО флота остаётся автономным.
Отсутствует радиолокационный контроль за полётами воздушных судов вдоль всех северных границ России от Кольского полуострова до Камчатки. В северной и арктической части России закрыты практически все военные аэродромы и расформированы базировавшиеся на них 5 авиационных полков МиГ-31, СУ-27 и МиГ-25 истребительной авиации ПВО. Зенитно-ракетные и радиотехнические воинские части ликвидированы.
Космодром «Плесецк», откуда запускаются ракеты и спутники военного и гражданского назначения, заводы «Севмаш» и «Звездочка», где строятся и ремонтируются подводные крейсера стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, Беломорская военноморская база и полигон «Новая Земля», проводящие испытания новых видов вооружения, не имеют никакой защиты от ударов с воздуха и, тем более, из космоса.
Остались без прикрытия районы сосредоточения и развертывания в северных морях АПЛ с ядерным оружием Северного флота, являющихся важнейшим звеном морской составляющей стратегических Сил ядерного сдерживания…
Авиационная составляющая системы ВКО пришла в упадок. Её основа – истребители-перехватчики дальнего действия МиГ-31, находящиеся сейчас в составе ВВС, под различными предлогами поспешно уничтожаются; равноценной, а тем более превосходящей по боевым возможностям замены им в выполнении задач по перехвату современных воздушных и космических целей не имеется. В то же время модификации МиГ-31М (боевая нагрузка 16 тонн) и МиГ-31Д (работавший по космосу и по теме «Контакт»: к нему прикреплялась ракета весом около 5 тонн, внутри которой находилось 4 ракеты для уничтожения спутников противника или выведения на орбиту своего спутника весом до 200 кг) могли стать ударной силой ВКО, способной завоевать господство в воздухе.
Серьёзные опасения специалистов вызывает состояние элементной базы, входящей в состав радиолокационных станций и зенитно-ракетных комплексов, поскольку доля иностранных электронных компонентов в ней, по имеющейся информации, доходит до 60–80 процентов. Это с большой долей вероятности повлечёт неисправности средств ВКО в период боевой работы.
…Россия не может не реагировать на военные программы США и НАТО, представляющие потенциальную опасность для основы стратегической стабильности – Стратегических ядерных сил РФ – как главного средства сдерживания потенциальных агрессоров».
В этом же документе содержались и основные предложения по совершенствованию Воздушнокосмической обороны и повышению обороноспособности России:
«– Преобразовать войска ВКО в вид Вооружённых Сил;
– Создать централизованный орган управления вооружённой борьбой в воздушно-космической сфере – Главное командование Оперативно-стратегической группировки войск воздушно-космической обороны.
– Повысить статус Главкома Оперативностратегической группировки войск ВКО до заместителя Министра обороны и назначить его членом Совета Безопасности. Предусмотреть его прямое подчинение Верховному Главнокомандующему ВС РФ в части применения войск ВКО для отражения нападения средств ВКН противника;
– Разработать и принять законодательные и нормативные акты, способствующие эффективной реализации задач по обеспечению воздушно-космической обороны России;
– Сформировать контролируемую государством организацию оборонно-промышленного комплекса, осуществляющую разработку и серийное производство основных боевых средств воздушно-космической обороны, а также их поставку в войска ВКО;
– Передать авиационную группировку истребителей-перехватчиков МиГ-31 в непосредственное подчинение командованию войск ВКО;
– Создать на базе военной Академии ВКО им. Маршала Г.К. Жукова головную научноисследовательскую организацию по изучению военно-теоретических, военно-технических, военно-экономических и других проблем воздушно-космической обороны, а также сформировать военное образовательное учреждение для обучения и выпуска командного состава с высшей оперативно-тактической подготовкой для войск ВКО.»
Это письмо Президенту России Владимиру Путину явилось результатом большой и кропотливой работы, проведённой депутатами фракции КПРФ – членами Комитета Государственной Думы по обороне совместно с сотрудниками аппарата Комитета, помощниками депутатов, военными специалистами, учёными, лётчиками, конструкторами, ветеранами советской и российской армии, флота, ВВС, ПВО и ПРО.
Владимир Путин наложил на нашем письме резолюцию, адресованную Министру обороны России: «Шойгу С.К… Учтите при подготовке совещаний 25.11–30.11». 28 ноября 2013 года глава государства провёл совещание по вопросам развития Воздушно-космической обороны, на котором обсуждались многие проблемы ВКО, в том числе и изложенные в нашем письме. Надеюсь, что дело не ограничится лишь обсуждением, а будут приняты действенные меры по созданию эффективной системы защиты стратегических объектов России от средств воздушно-космического нападения.
Выслушав речь Президента В.Путина во время ежегодного Послания 12 декабря 2013 года, можно было почувствовать, что о проблемах совершенствования обороны страны он высказался с учётом информации, содержащейся в нашем письме.
Его заявление о том, что обороноспособность страны гарантирована, может быть объяснима тактическими соображениями главы государства, тогда как на самом деле многие реальные проблемы в этой сфере не решаются, а по отдельным направлениям оборонного комплекса сохраняются разрушительные тенденции.