Вы здесь

Депортация в ад, или Голоса из преисподней. История Бабьего Яра (Борис Хайкин)

История Бабьего Яра

29 сентября 2016 года исполнилось 75 лет с начала массового расстрела евреев в Бабьем Яре. Как объясняется в Википедии, Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлённых немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Впервые Бабий Яр упоминается под современным названием в 1401 году, когда хозяйка трактира (баба, укр.) находившегося здесь, продала эти земли доминиканскому монастырю.

В 15—18 веках также встречались названия «Шалёна Баба» и «Бисова Баба».

В 1869 году вблизи бабьего Яра был открыт летний военный лагерь – «Сырецкий военный лагерь». В 1895 году на его территории была открыта Дивизионная церковь, уничтоженная после большевистской революции. На месте этой церкви позднее находились ворота Сырецкого концентрационного лагеря. 24 сентября на Крещатике были подорваны дома, в которых располагались представители оккупационной администрации. Взрывы и пожары продолжались в последующие дни. Было уничтожено около 940 крупных жилых и административных зданий. Пожар распространился на площади 2 тысячи квадратных метров. Без крова осталось около 50-ти тысяч человек. Нацисты обвиняли в пожаре и взрывах евреев, и использовали это обстоятельство, как повод для уничтожения еврейского населения. В конце сентября 1941 года зондеркоманда захватила девятерых ведущих раввинов Киева и приказала им подписать воззвание следующего содержания:

«После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места».

27—28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра явилось в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За невыполнение приказа полагался расстрел. Одновременно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев. Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года – были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы имени Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости от оврага. Её корпуса расположены в Кирилловской роще с древней церквушкой 12-го века с позднейшими росписями Врубеля под куполом. 14 октября к этой церквушке прибыл отряд немцев с машинами-душегубками. Психических больных и других пациентов с нервными расстройствами и медперсрналом партиями по 60—70 человек загоняли в душегубки. Люди задыхались от выхлопных газов поступающих в изолированный фургон. Всех их сбрасывали в течение нескольких дней в Бабий Яр.


Из пришедших на расстрел 29 сентября большинство составили женщины, старики и дети, поскольку взрослое мужское население было призвано в армию. В конце улицы был устроен пропускной пункт, за которым находилась скрытая со стороны канцелярия. Поочерёдно за пропускной пункт отводили по 30—40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. Затем полицаи с помощью палок загоняли людей в проходы в насыпи на краю оврага глубиной 20—25 метро. На противоположном краю находился пулемётчик. После того, как ров заполнялся двумя-тремя слоями трупов, сверху их присыпали землёй. За два дня 29-го и 30-го сентября 1941 года зондеркоманда «4а» под руководством штандартенфюрера Пауля Бломбеля, входившая в состав айнзатцгруппы «С» под командованием бригаденфюрера СС и генерал-майора полиции Отто Раша, при участии двух команд полицейского полка «Юг» и украинской вспомогательной полиции расстреляли в этом овраге 33771 человека, не считая убитых малолетних детей возрастом до трёх лет. Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов. По разным подсчётам в Бабьем Яру за период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 70 тысяч до 200 тысяч человек.

На протяжении 1941 – 1943 годов в Бабьем Яру расстреляны 621 член ОУН (организация украинских националистов), среди них известная поэтесса Елена Телига.


В Бабьем Яру фашисты создавали экспериментальный мыловаренный завод для выработки мыла из убитых людей. Но достроить его они не успели.

Во время отступления из Киева эти нелюди пытались скрыть следы своих преступлений. В августе-сентябре 1943 года они частично уничтожили концентрационный лагерь. Откопали и сожгли десятки тысяч трупов. Кости перемалывались на привезённых из Германии машинах. Пепел сожжённых людей был рассеян по окрестностям бабьего Яра. Согласно материалам Нюрнбергского процесса массовые убийства в Бабьем Яру назывались «утилизацией золота». С места казни в Киеве в Германию нескончаемым потоком везли мешки с золотом и драгоценностями. Существует и мнение, что немцы откапывали и сжигали трупы не только в целях заметания следов преступлений. Цель эксгумации была более прозаичной – перед казнью многие обречённые глотали украшения. Поэтому было принято решение сжигать трупы, а золу просеивать в целях наживы. Более того, на Нюрнбергском процессе было названо реальное число погибших в Бабьем Яру – 168 тысяч евреев и свыше 300 тысяч военнопленных. Эти цифры подтвердил Международный военный трибунал.

По разным историческим данным первые массовые захоронения людей в Бабьем Яру происходили ещё во времена «красного террора» в конце 1930 года. Убийства и захоронения осуществлялись НКВД и другими советскими службами.

Бабий Яр находится на улице Елены Телиги. На сегодняшний день на территории Бабьего яра находится телецентр, построенный в 70-х годах прошлого века, а в 2000 году была открыта станция метро «Дорогожичи».

Первое упоминание о пребывании евреев в Киеве датируется концом первого тысячелетия, а первый упомянутый в летописи еврейский погром в городе произошёл в 1113 году: «Кияне же разграбиша двор Путятин, поидоша на жиды и побишая» (Петров Н. Н. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, с.12.). После этого в течение нескольких столетий евреи здесь надолго не поселялись. И только в конце 18 века стали появляться первые еврейские семьи. В 1815 году в Киеве насчитывалось уже около 2 тысяч евреев. Были здесь и синагога, и еврейское кладбище. А через 12 лет царь Николай – 1 издал указ об очередном выдворении евреев из города. Но, несмотря на все перипетии, со времён Александра – 2 в 1863 году в Киеве насчитывалось уже около 50 тысяч евреев. К началу 20-го века евреи составляли здесь свыше 10% населения. В то время здесь проживали богатые евреи, такие как промышленник, владелец многих сахарных заводов на Украине Л. И. Бродский, известный организатор водного транспорта Д. Марголин, и другие. Они были истинными меценатами, которые много сделали для развития еврейской жизни. К концу 19-го века в Киеве было уже свыше 20 синагог, а хоральная была построена на средства Бродского. К началу 20-го века Киев, наряду с Одессой, стал одним из центров еврейской культуры. Здесь проживали многие идишиские писатели, в том числе великий Шолом Алейхем. Новой эры. В первом столетии второго тысячелетия летописец Нестор упоминает о своих беседах и религиозных спорах с евреями Киева в «Житии. Феодосия».


По воспоминаниям киевлян, участников Сопротивления. (Бабий Яр, материалы, Иерусалим, 1993), 17 сентября 1941 советские войска оставили Киев. Около полудня 19 сентября на центральных улицах города появилась моторизованная разведка 6-й германской армии. Вослед за ней в столицу Украины вошли части вермахта и СС. На здании Верховной Рады появилось нацистское красное полотнище с чёрной свастикой на белом круге, возвещая киевлянам о пришествии новой власти германской расы и установлении «нового порядка».

Узник Сырецкого концлагеря Яков Абрамович Капер в повести «Побег из Бабьего яра» пишет о содержании и работах людей, изымавших трупы убитых и заживо засыпанных землёй из расстрельных рвов, сооружавших из брёвен ярусы для сжигания трупов, выламывавших челюсти при наличии в них драгметаллов, дробивших кости и просеивавших пепел сгоревших трупов.

Эти узники были с закованными в цепи ногами и являлись смертниками. Работали с утра дотемна. За разговор, за любые нарушения или медленную работу – расстрел.

С утра до ночи над яром небо было затянуто чёрным дымом, вокруг распространялся запах горелого мяса трупов людей, убитых в 1941 году и привозимых ежедневно душегубками – газенваген. Однажды узник, советский военнопленный, узнал среди убитых в 1941 г. свою жену и дочерей 10 и 12 лет. Проверяющий немец при входе в землянку обнаружил у узника ножницы. Его избили и живым бросили в огонь. Там он и сгорел. Часть заключённых не выдерживала и кончала жизнь самоубийством. Несмотря на адские условия, узники мечтали о побеге. Они знали, что эти печи строят для себя.


Но и здесь среди заключённых находились предатели. Одним из таких был проштрафившийся полицай Никон из Белоцерковского района. Он выдал 16 человек, рывших подкоп для побега из землянки. То, что происходило в Бабьем Яру, засекретили даже от немцев.


В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яру произошло восстание занятых на работах у печей 329-ти заключённых смертников, из которых 18 человек спаслись, а все остальные были расстреляны. В официальном отредактированном сообщении Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) о трагедии в Бабьем Яре слово «еврей» было заменено на «мирные советские граждане». В 1946 году суд приговорил фашистов, причастных к расстрелам в Бабьем Яру, к смертной казни. Их повесили на площади с нынешним названием Майдан Незалежности при большом стечении народа. С 1943 по 1946 годы Сырецкий концлагерь был использован для содержания немецких военнопленных. Позже его уничтожили и построили на этом месте в начале 60-х годов парк и жилой массив. Известна и судьба палачей: организатор массовых расстрелов начальник зондеркоманды 4а «айнзатцгруппы С» Пауль Блобель был приговорён к смертной казни через повешение. А военный комендант Киева генерал-майор Курт Эберхард и Генеральный комиссар Хельмут Квитцрау умерли у себя на родине своей смертью. Комендант киевской полиции Андрей Орлик за мародёрство был лишён должности в конце 1941 года, а в июле 1942 года он был убит в Киеве. Сегодня в честь палача на здании Оперного театра Киева сооружена памятная доска.

«Над Бабьим Яром памятников нет», – писал в своей поэме: «Бабий Яр» Евгений Евтушенко. Она было опубликовано в 1961 году в Литературной газете, переведена на 72 языка мира. Эта поэма, наряду с другими произведениями поэта, была использована Дмитрием Шостаковичем для создания в 1962 году тринадцатой симфонии. В то время автор был подвергнут разносной критике. На скандально известной встрече с деятелями культуры 8 марта 1963 года с гневными высказываниями в адрес автора произведения выступил Никита Хрущёв, а редактор «Литературной газеты» Валерий Косолапов вскоре после публикации «Бабьего Яра» был уволен с работы.


На самом деле памятник убитым евреям в виде Миноры в Бабьем Яру появился, только в 1991 году. А первый памятник был построен в 1976 году. Но он не выражал сути трагедии еврейского народа. В 2001 году был установлен памятник расстрелянным детям скульптора Валерия Медведева. Затем появился памятник украинским гражданам, насильно вывезенным на работы в Германию в годы войны, памятные кресты конкретным людям, расстрелянным в овраге (около 30 памятников). Но настоящего мемориала и музея Холокоста там нет до сих пор. Почему у властей было такое отношение к памяти погибшим, остаётся только догадываться. Никто не подсчитывал национальный состав людей, убитых в Бабьем Яру. Там нашли свой «вечный покой» люди разных национальностей. Но то, что подавляющее большинство расстрелянных в Бабьем Яру – евреи, имело решающее значение для власти. 12 марта 2007 года вышло Постановление кабинета министров Украины о создании государственного историко-мемориального заповедника «Бабий Яр», которому указом Президента от 24 февраля 2010 года был предоставлен статус национального. На территории Бабьего Яра будут оборудованы аллеи праведников и мучеников.

И всё же стоит задуматься о том, что по всему миру существует немало памятников у мест массовых захоронений евреев, мемориалов, а в Бабьем Яру, где должен стоять поистине эпохальный мемориал, напоминающей о произошедшей здесь трагедии, ничего подобного нет. Первым подвижником, вложившим в идею увековечивания памяти жертв Бабьего Яра немало времени, и душевных сил, был Илья Левитас. Но по неизвестным причинам эта идея не была осуществлена. Ещё десять лет назад Вадим Рабинович и Александр Левин создали фонд памяти «Бабий Яр», вложив в его работу значительные средства. Этим вопросом занимался и международный комитет, объявивший конкурс на лучший проект мемориала в Бабьем Яру. Лучшим проектом был признан проект известного архитектора Михаила Ревы. Но и этот замечательный проект не был воплощён в жизнь. Как рассказывает Вадим Рабинович на M1Gnews.com, земля, которая была взята в аренду под мемориал, была уже передана во владение другим людям. Судебные проволочки заняли много времени. И только после передачи защиты прав владельца известному юристу Андрею Портнову, удалось вернуть землю законным владельцам. Работа над новым проектом была продолжена с привлечением американских инвесторов. Казалось бы, что все препятствия для строительства мемориала устранены. Но не тут-то было. Как оказалось, соседний участок, вплотную примыкающий к Бабьему Яру, был отдан под строительство развлекательного комплекса (?!!) И «неудачливым прожектёрам» пришлось выкупать землю под задуманное строительство. Несколько месяцев назад бизнесмен Павел Фукс создал новый совет фонда памяти «Бабий Яр», куда вошли видные бизнесмены Хан, Фридман, Суркис, Пинчук. 75-летие Бабьего Яра было отмечено различными развлекательными мероприятиями – приёмами, концертами, что никак не вяжется с трагедией еврейского народа. Похороненные в Бабьем Яру достойны более значимого мемориала международных стандартов, а не памятного знака – Меноры, на котором время от времени появляются свастики и антисемитские лозунги. В память о малышах, казнённых в Бабьем Яру, в 2001 году здесь установлен монумент, представляющий из себя три сломанные куклы. Чтобы не тратить на малышей пули, их убивали дубинками, или вовсе закапывали живьём. Из того оврага вернулись живыми только десять детей. Один из них, Рувим Штейн, бывший в сентябре 1941 года в 15-летнем возрасте, сказал: «Наверное, я, настоящий, умер там, в Бабьем Яре, а то, что осталось, – искривлённая тень».

В 1957 году ЦК Украины под руководством Н. Подгорного принял решение уничтожить Бабий Яр и навсегда вычеркнуть его из памяти и истории. Решение «еврейского вопроса» было весьма «остроумным» – замыть Бабий Яр способом гидромеханизации. То, что из этой авантюрной затеи получилось (Куренёвская трагедия), убедительно описано в романе-документе Анатолия Кузнецова «Бабий Яр»:


«Бабий Яр перегородили плотиной и стали в него закачивать по трубам пульпу из соседних карьеров кирпичного завода. По оврагу разлилось озеро. Пульпа – это смесь воды и грязи. По идее грязь должна была отстаиваться, оседать, а вода стекала через плотину по желобам. Я ходил туда и потрясённо смотрел на озеро грязи, поглощающее пепел, кости, каменные осыпи могильных плит. Вода в нём была гнилая, зелёная, неподвижная, день и ночь шумели трубы, подающие пульпу. Это длилось несколько лет. Плотину подсыпали, она росла, и к 1961 году стала высотой с шестиэтажный дом. В понедельник 13 марта 1961 года она рухнула.

Весенние талые воды устремились в Яр, переполнили озеро, желоба не успевали пропускать поток, и вода пошла через гребень плотины.

Широким своим устьем Бабий Яр выходил на улицу Фрунзе, то есть Кирилловскую, прямо на трамвайный парк и густонаселённый район вокруг него. Даже в самом устье Яра лепились дома. Сначала вода залила улицу, так что застряли трамваи и машины, а люди в это время спешили на работу, и по обе стороны наводнения собрались толпы, не могущие перебраться (весь текст в редакции автора).

В 8 часов 45 минут утра раздался страшный рёв, из устья Бабьего Яра выкатился вал жидкой грязи высотой метров десять. Уцелевшие очевидцы, наблюдавшие издали, утверждают, что вал вылетел из оврага как курьерский поезд, никто убежать от него не мог, и крики сотен людей захлебнулись в полминуты.

Инженерные расчёты заключали в себе ошибку: грязь, которую качали долгие годы, не уплотнялась. Она так и оставалась жидкой, поскольку главной частью её была глина. Глинистые откосы Бабьего Яра, как водоупорные стены, надёжно сохраняли её в жидком состоянии. Бабий Яр таким образом был превращён в ванну грязи, такую же чудовищную, как и породившая её идея. Размытая вешними водами плотина рухнула, и ванна вылилась. Толпы людей вмиг были поглощены валом. Люди, бывшие в трамваях, машина, – погибали, пожалуй, не успев сообразить, что случилась. Из движущейся вязкой трясины вынырнуть или, как-либо барахтаясь, выкарабкаться было невозможно. Дома на пути вала были снесены, как картонные. Некоторые трамваи покатило и отнесло метров за двести, где и погребло. Погребены были трамвайный парк, больница, стадион, инструментальный завод, весь жилой район».

Так очередная попытка окончательного решения еврейского вопроса привела к новым массовым жертвам (по официальным данным погибло 145 человек). В 1962 году овраг был засыпан, через него было проложено шоссе, построены жилые дома.

По официальным данным селевой поток высотой 124 метров обрушился на Куренёвку и залил территорию площадью около 30 га. Были разрушены более 30 зданий и трамвайное депо им. Красина и Кирилловское кладбище, расположенное в Кирилловской роще. Чтобы скрыть масштабы трагедии, решением городских властей выполнялось перезахоронение найденных трупов на различных кладбищах с вымышленными датами и причинами смерти. По оценкам современных исследователей жертвами Куренёвской трагедии стали свыше 1,5 тысячи человек. А в целом только в Киеве было расстреляно, замучено и отравлено около 195 тысяч советских граждан.


Как было уже сказано выше, из всех поведённых на расстрел людей спаслось только 29 человек, в том числе 18 смертников, поднявших восстание в концентрационном лагере. Одна из них – Дина Мироновна Проничева, стала даже не прототипом, а главным действующим лицом нашумевшего романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Она оставила воспоминания, которые хранятся в Центральном государственном архиве Украины. Она была участницей судебного процесса в ФРГ над бывшими офицерами СС. Ниже приводятся фрагменты её архивных воспоминаний:


«28 сентября 1941 года всюду был развешен приказ о явке евреев 29 сентября в восемь часов утра на улицу Дягтерёвскую. За неявку полагался расстрел. Мои два брата ушли на фронт. Младшая сестра оставалась с больными стариками-родителями. Они меня попросили из проводить, думали, что евреев будут куда-то вывозить, так как приказано было взять тёплые вещи. Я пошла со стариками, а дети остались с мужем дома.

В семь часов утра я была у своей матери, и в начале восьмого мы отправились в указанное в приказе место. по улицам пройти было невозможно – на подводах, машинах, двуколках везли вещи, стоял страшный гул, людей собралось очень много: старики, матери с грудными детьми, старухи. Мы шли толпой.

Дойдя почти до ворот еврейского кладбища, мы увидели, что там проволочное заграждение, противотанковые ежи. У входа стояли немцы и полицаи, пропускавшие за заграждение. Туда войти можно было свободно, а на выход никого не пропускали, кроме переводчиков. Люди на расстрел шли все окровавленные. Я всё это видела сверху, не доходя до этого коридора. Но когда я посмотрела в сторону раздетых людей, очевидно, меня снизу заметила мать и закричала: «Доченька, ты не похожа, спасайся!» Мне хотелось броситься их защищать, но инстинкт самосохранения подсказал – ты не спасёшь. Я должна была пройти этот коридор. И я прошла под ударами немецких палок, но прошла, не согнувшись, прямо – выдержала всё.

Конец ознакомительного фрагмента.