Вы здесь

Депортация в ад, или Голоса из преисподней. Украденное детство (продолжение) (Борис Хайкин)

Украденное детство (продолжение)

Орали динамики, звучала музыка, раздавался звон посуды, скрипели колёса, слегка заглушающие звуки выстрелов. Лукьяновку заливала толпа из еврейского Подола, где с незапамятных времён жили сапожники, угольщики, портные. Грязные, неухоженные дворы, зловонные кучи мусора, покосившиеся дома и сараи, выгребные ямы туалетов с крысами и роями мух – всё это представлял собой еврейский Подол, пропахший смесью гнили и сохнущего белья. Ходили слухи, что евреев поведут в гетто. Но со стороны Бабьего Яра раздавались размеренные пулемётные выстрелы. Улица Артёма достаточно длинная. Очень долго продолжалось шествие гудящей толпы, с толкотнёй, плачем детей, неустанными разговорами. Улицу перегородили проволочные заграждения и противотанковые ежи с проходами посередине в оцеплении немцев и украинских полицаев. Те, кто был в передних рядах, видели, как чемоданы, узлы, вещи и продукты отбирались и складывались по разным сторонам дороги, а людей пропускают вперёд партиями. Что чувствовали эти обречённые на смерть люди – остаётся только предполагать. Отобранные группы людей проходили между двумя рядами солдат с резиновыми дубинками, палками и собаками. И на головы несчастных то и дело сыпались удары, и слышалась команда: «Шнель! Шнель!» На людей, падающих на землю, спускали собак. Евреи, обезумевшие от страха и унижения, вышли на площадь, сплошь усеянную обувью, одеждой и бельём. И толпу голых, избитых дубинками и ногами людей уводили на верную смерть.

Берта с детьми шли в колонне до угла еврейского и христианского кладбищ. Там была установлена сторожевая будка с шлагбаумом, за который людей пропускали партиями по 300—400 человек. Раздевали только тех евреев, у которых были ценные вещи и одежда. У семьи Сидько не было ничего ценного, и мать с детьми пропустили через второй шлагбаум. В первый день расстрела всех евреев подряд, без сортировки, пропускали за второй шлагбаум и расстреливали. А 30 сентября началось разделение здоровых мужчин, детей и женщин – по отдельности. Женщины оказались в центре площади, мужчины справа, а женщины слева и ближе к краю оврага. Молодых, красивых женщин раздевали догола и забирали в солдатские бордели. Крепких мужчин отправляли на работу. Детей направляли во врачебные центры для медицинских испытаний. Гришу и Мишу Сидько послали в группу детей возрастом 6—13 лет. А Берту с дочерью Кларой 3,5 лет и четырёхмесячным сыном Володей направили прямо на расстрел. Мальчик родился 21 апреля, в день рождения Ленина. Поэтому его и назвали Володей. Клара увидела, что братьев уводят, и побежала навстречу к ним с плачем: «Миша, я хочу на ручки!» но полицай догнал её и ударил кулаком по голове. Девочка упала на землю. Тогда полицай наступил на неё сапогом и задавил. Увидев это, Берта потеряла сознание. Ребёнок выпал из её рук на землю и начал кричать. Тогда тот же полицай подошёл к ним, сапогом задавил ребёнка, а его маму застрелил. После всего увиденного Гриша поседел.

Время шло к вечеру. Полицай, который охранял группу детей, с Мишей и Гришей, стал отпускать детей по одному. Тогда все наперебой стали его просить отпустить их на свободу. Он не выдержал и скомандовал по-прусски: «Разбегайтесь!» И дети бросились врассыпную к проволоке, которой был ограждён Бабий Яр. За ними никто не гнался. Полицай сделал первый предупредительный выстрел в воздух, а потом пальнул по детям. Но большинству пацанов удалось уйти в сторону села Святошино, где было достаточно много дворов, огородов, скота (30—40 человек). К вечеру Миша с братом Гришей попали в пром. зону, к зоопарку, расположенному на окраине Киева. Оттуда вернулись домой. Через два дня опять к ним пришла дворничиха Лушка и сдала детей в полицию. Их привели в гестапо на улицу Короленко, 15 и бросили в камеру, расположенную в подвале. Там находились взрослые евреи, партийные работники, военнопленные солдаты. В подвале были двухъярусные нары, занятые заключёнными. Не было практически ни одного сидячего места. Во дворе гестапо шли расстрелы. Умерших вытаскивали за ноги и свозили в Бабий Яр. Там братья пробыли больше трёх недель с ноября по декабрь. Шли непрестанные допросы, после которых полуживых людей затаскивали обратно в камеру. Там они умирали один за другим на глазах детей. Когда очередь дошла до Гриши и Миши, их повели на допрос на второй этаж. В отдельной комнате для допросов сидел офицер, при котором была овчарка, и переводчик. Во время допроса Мишу и Гришу спросили – какая у них фамилия, национальность и возраст? И они ответили, что по национальности украинцы. Тогда переводчик подтвердил офицеру, что оба они украинцы, соседи, и что он знаком с их родителями. переводчиком оказался фольксдойч Иван Иванович, проживающий по адресу Желянская, 43. Пётр Сидько был дружен с ним по-соседски. Таким образом, немец спас их от смерти. Выписали на двоих общий аусвайс с записью о подтверждении их украинской национальности и отпустили восвояси. И опять братья вернулись домой. Показали Лушке свой паспорт, и она отстала от них.

Шла зима, было очень холодно и сыро. И Гриша с Мишей притащили из товарной станции чугунную буржуйку, занесли её в подвал и там согревались. Вытяжную трубу вывели в окно. До войны в подвале было две комнаты. В одной из них жил управдом – двоюродный брат отца Кузьма Иванович Сидько, а во второй – родители Миши с семьёй и дворником. И вот их соседка с третьего этажа Софья Кондратьевна Криворот и её 16-ти летняя дочь Галя заметили из окна дым, и спустились к детям в подвал. С тех пор все они стали жить в подвале одной семьёй. Намного позже, уже находясь в Израиле, Михаил Сидько получил от Гали письмо следующего содержания:


18.01.04


«Дорогой Миша! Спасибо за письмо и заполнение карточки спасённого. Письмо с документами мне доставили 14.01.04 г. на почте, так как конверт оказался вскрытым (как мне потом объяснили, из-за большого объёма). С этими бумагами я пошла в еврейский совет Украины. Консультант внимательно их прочла, откорректировала и предложила отправить тебе карточку для заполнения с учётом моего описания. Внимательно заполни, правильно напиши свою национальность «еврей по маме». Я в свою карточку внесла изменения согласно твоему письму (о приюте), ты можешь, что считаешь нужным, изменить.

На основании твоей карточки и моих данных украинский еврейский совет подготовит ходатайство в израильский совет о присвоении мне статуса Праведника. К этому прилагаются копии моей и твоей карточки. Без этого я ответ им не могу направить. Прошу тебя не медлить с ответом. И хочу дать тебе совет – ты должен гордиться своей национальностью и не повторять, что ты в Украине был украинец. Мне всё время вспоминается, как при первой нашей встрече в подвале ты твердил слова твоей мамы: «Помни, что у вас с Гришей всё равно одна кровь». И это справедливо. Ты должен знать, что я разыскивала тебя. В Израиле ни на минуту не думала о каком-то вознаграждении, о статусе, мне просто хотелось, чтобы моя лучшая подруга, Сарра, получила подтверждение из твоих уст о нашем с мамой участии в вашем спасении, о котором я могла рассказать только самым близким людям. Я с Саррочкой дружу с 1946 года, мы друг другу помогали. Её брат, Шац Борис, известный в Украине, да и в других странах художник. Он долго сопротивлялся переезду в Германию с женой к её дочери, но всё же уехал и там умер в 2002 году. Мне Саррочка прислала две его картины и свою работу художественную – цветы на керамике. Мы с ней все годы (с 1990 года)

Переписываемся. Она чудесный человек, но страдает от одиночества. Подробно о своей семье не могу сейчас написать из-за объёма письма. О твоей просьбе в отношении удостоверения участника ВОВ ничего утешительного пока не могу сообщить. Еврейский Совет Украины этим вопросом не занимается. Ответили, что занимается военкомат, а военкомат занимается только участниками боевых действий, а участниками ВОВ – собесы, где мне ответили, что гражданам других стран удостоверения участников ВОВ не дают. Обратиться нужно по месту твоего жительства в Черкассах, или в Киеве. 19—21 января приёмные дни. Тогда тебе сообщу. За фотографии спасибо. Какие вы оба ещё молодые – молодцы, так стараться держаться.

Будьте здоровы, счастливы. Обнимаю, целую. С уважением, Галя».

В этой интернациональной семье каждый выполнял определённую работу.

Дети занимались добычей продуктов питания. Ходили в ближние сёла и меняли вещи на продукты. А вещи для обмена добывали в своём же доме. Это был пустующий 40-ка квартирный еврейский дом с брошенными вещами. Конечно, ребята были знакомы с распоряжением немцев о том, что за грабёж еврейских квартир полагается расстрел на месте. Эти вещи оккупанты держали для себя. И всё же Гриша с Мишей потихоньку стаскивали вещи в кладовку подвала и в мешке несли их на базар для продажи и обмена на продукты. Однажды им достались рулоны шёлка и шерсти, которые Гриша постепенно менял на продукты питания.

Напротив дома, в котором проживала семья Сидько, была школа, в которой немцы устроили госпиталь на втором этаже, а на первом располагалась конюшня. Во дворе школы всегда было свежее сено, под которым фашисты прятали патроны и гранаты. И ребята подожгли это сено. Как было уже сказано ранее, дом, где проживала семья Сидько, находился рядом с товарной станцией. И в нём находили убежище многие люди, сбегавшие от фашистов. Некоторые прятались от них в подвале. И дворники, хорошо знавшие местность, почти каждую ночь приводили немцев сюда с облавой. Софья Кондратьевна на вопросы немцев отвечала, что Гриша и Миша – её дети, а Галя – их сестра. Аусвайс никому не показывали, и братьев никто не трогал. Но вездесущая дворничиха Лушка умудрилась вновь привести полицаев. И теперь уже их спас аусвайс. Спустя годы Софье Кондратьевне и Гале в Яд ва-Шеме в 2004 году присвоили звание Праведников народов мира (Софье Кондратьевне – посмертно).

Зимой 1941 года и весной 1942 года стояли сильные морозы. Русло древней реки Лыбедь было покрыто льдом, и Миша с Гришей по льду пробирались на товарную станцию. Оттуда приносили в вёдрах уголь. Одно ведро угля меняли на буханку хлеба, а второе ведро меняли на кусочек сахара. Но, как говорится, сколько верёвочке не виться, а конец близок. Однажды полицейские устроили засаду на товарной станции, и засекли братьев на месте преступления. Грише удалось сбежать, а Мишу поймали и привели на железнодорожный вокзал в жандармерию.

От побоев Миша стал кричать и плакать. И немцы отвели его в гестапо, на улицу Короленко, 15. А оттуда переправили в концлагерь в районе Сырец рядом с Бабьим Яром. Там было шесть бараков-землянок для взрослых мужчин, один женский и один детский под названием «Приют». Там он пробыл около месяца и был направлен в один из киевских районов Соломенку, в медицинский центр для проведения опытов. Морозы 1941—42 годов застали немцев врасплох. Они рассчитывали на блицкриг, молниеносную войну. А тут солдаты и офицеры стали обмораживаться. И потребовалось проведение медицинских опытов на живых людях. И вот пятерых ребятишек босиком выгнали на мороз. Одного из них держали там два часа, другого три часа, а Мишу – четыре. Ноги у Миши почернели, отморозились. На них появилась водянка, кожа начала отставать и её отодрали. После этого врачи начали искать способы лечения. Брали у него свежую кровь и поливали ею ноги, погружённые в таз. Забинтовали их, и опять поливали кровью. Была изготовлена мазь от ожогов и лечили с её помощью ребёнка. К лету Миша стал ходить. Его ноги покрылись тонким слоем кожи. Наступило лето, и немецких солдат стали кусать клещи. И перед медицинским персоналом лагеря была поставлена задача выработки вакцины против укусов клещей. Подсаживали клеща в подмышечную область руки, а через сутки вытаскивали. Когда вытаскивали клеща из руки Миши, кусочек остался в его теле и рука в этом месте начала гнить. Только через два года Мише удалось вылечиться с помощью брата Гриши, который зимой 1942—43 гг. сбежал из «Приюта» и прятался в близлежащих сёлах. Гриша зимой 1944 года нашёл бутылку самогона, напоил им брата и прилепил предварительно раскалённую стальную ложку к больному месту. В результате такой операции получилась термическая обработка раны, которая стала постепенно затягиваться. Теперь на этом месте остался только шрам.

Наши войска вошли в город 6 ноября 1943 года. Этот день считается Днём освобождения Киева от фашистов. Незадолго до их прихода Гриша узнал об этом и твёрдо решил вызволить брата из фашистских застенков. Как это в точности происходило, Миша не помнит. Видимо, брату удалось столковаться (разумеется, не безвозмездно) с охраной. Ему приказали раздеться догола, чтобы не цеплялся одеждой за проволоку и отпустили. К этому времени фашисты, опасаясь саботажа, выгнали всех оставшихся жителей за пределы Киева. В нём остались только немцы и полицейские. Гриша отвёз брата в село Пылыпивка, к дядьке – Кузьме Ивановичу, где тот занимал при немцах должность сельского старосты. Заканчивалось лето 1943 года. У Кузьмы Ивановича была пасека, где он качал мёд.

Тот угостил беглецов миской мёда с солёными огурцами. Ничего более вкусного на тот момент дети не ели. А Кузьма Иванович тут же ушёл со двора. Тогда его жена Зина сказала: «Хлопцы, тикайте швидко, Кузьма пошёл за полицией!» Она дала им на дорогу кусок сала, буханку хлеба. Так оно и вышло. Не успели дети спрятаться среди подсолнуха и кукурузы в тридцати метрах от дома, как увидели Кузьму с двумя полицаями. Он сильно избил тётку за самоуправство, на том и успокоился. А дети побежали в направлении села Сидоры, где жила тётя Маруся, родная сестра отца. Она их не знала в лицо и стала выспрашивать – кто они такие?

А когда узнала, что это дети её брата, радости её не было предела. Так Миша и Гриша остались у тёти Маруси. Конечно, соседям было известно, что у Марусиного брата жена еврейка. Да и во дворе располагался немецкий расчёт с противотанковой пушкой – сержант и три солдата. Поэтому детям приходилось прятаться в сарае. Дочь тёти Маруси Вера, их двоюродная сестра стирала немцам одежду, а тётя Маруся готовила пищу для немецких солдат. Командиру батареи Миша понравился. И тот подолгу показывал ему фотографии жены и детей, беседовал с ним. Однажды, когда Миша сидел на коленях у сержанта и мирно беседовал с ним, во дворе дома появился Кузьма Иванович с полицаем. Видимо, тот прослышал о том, что дети скрываются у тётки. И тут Миша всё понял и закричал во весь голос: «Партизаны!» Немцы, что были в доме, повыскакивали во двор с оружием. Кузьме пришлось ретироваться, не солоно хлебавши, а полицай был застрелен.

Когда наши войска вошли в Киев, они освободили вначале Сидоры, где братья жили до декабря 1943 года. Советский танк в упор расстрелял пушку с расчётом. Сержанту оторвало обе ноги, и дети затащили его в погреб. Но позже его пришлось сдать властям. Когда раненого забирали, он подарил Мише нержавеющую ложку на память. Миша хранил её всю войну и много послевоенных лет. Несколько лет назад из Канады в гости к Михаилу Сидько в Израиль приехала внучка и выпросила у него ложку, подаренную немецким солдатом.

После освобождения Киева дети вернулись в родной дом. Под домом был подвал, в который сливались канализационные стоки. Ребята изготовили из шкафа подобие плота, и на нём перевозили в соседний сухой подвал до прихода советских войск людей, скрывающихся от фашистов. Но опять здесь появилась дворничиха Лушка. И ребята уговорили её сесть на плот и добраться до спрятавшихся в подвале людей. А там они перевернули его, и Лушка утонула в канализационных стоках. Дети помогли ей выбраться из подвала. Но она заболела, и через неделю умерла. Так бесславно закончилась жизнь «почётной» осведомительницы. Судьба фашистского прихвостня Кузьмы Ивановича неизвестна. После отступления нацистов он ушёл с ними. А его – Вася и Володя, служили всю войну в советской армии и вернулись в офицерских званиях, с орденами и медалями. После войны Володя работал в Академии наук термистом (закаливание и термическая обработка металлов), а Вася – на железной дороге.

Из эвакуации вернулась домой соседка семьи Сидько, Вера Ивановна Грицкевич с дочерью Изольдой 13-ти лет. До войны Вера Ивановна дружила с матерью Миши, а Изольда с Гришей. Ребята на радостях подарили им свою «буржуйку», а она поселила Мишу в своей квартире. Гриша же остался жить в довоенной квартире родителей. В 1944 году был восстановлен завод, на котором работал Мишин отец. После демобилизации из армии, в 53-х летнем возрасте, отец сошёлся с Верой Ивановной, которую знал ещё до войны. Её муж погиб на фронте, и теперь семейные отношения пришлось им выстраивать заново, с нуля. Они не расписывались, поскольку Вера Ивановна получала от военкомата пособие на погибшего мужа и не хотела его терять. Но мачеха невзлюбила пасынка. Достаточно сказать, что когда он заболел корью, то спал под столом, на циновке. В присутствии врача Вера Ивановна положила его на диван, а после её ухода опять послала под стол. Отец был в курсе взаимоотношений сына с женой, но закрывал на это глаза. После войны была произведена очистка залитого фекалиями подвала, в котором расположился цех по изготовлению деревянных фотоаппаратов с рамками. И Пётр Андреевич устроился туда на работу. На деревообрабатывающем станке у него были отрезаны три пальца, и отец попал в больницу. И мачеха стала настаивать, чтобы Миша обратился в милицию с просьбой устроить его, как беспризорника, в детский дом. В детприёмнике, расположенном на территории старого ботанического сада, за колючей проволокой в центре города, Миша чувствовал себя хуже, чем в концентрационном лагере. Через неделю он разделся догола, чтобы не задеть одеждой колючую проволоку, пролез под ней, сбежал домой и стал жить вместе с Гришей. Михаил Петрович вспоминает такой случай: однажды в конце1943 года Гриша украл курицу и по дороге домой и съел её, сырую и замёрзшую. Домой Мише он принёс только две куриные ножки. В том же году Гриша пошёл в село менять вещи на продукты. Полицаи сняли его с товарного вагона, и повели в жандармерию, находившуюся на киевском вокзале. У него были отморожены и налиты водой уши. Жандармы надавал ему по ушам, посмеялись и отпустили. Осенью 1944 года братья украли на базарчике, находившемся возле их дома, фунт сыра. И Гриша сказал брату, что пойдёт в село Святошино, чтобы нарыть картошки. Он хотел сварить эту картошку и смешать её с сыром – этакий деликатес. Но когда тот вернулся домой с картошкой, Миша не оставил брату от сыра почти что ничего. От страха перед расправой он поначалу даже сбежал из дома, но всё же ему пришлось вернуться с повинной. И Гриша примерно наказал брата за этот проступок и предупредил его, чтобы в дальнейшем подобного не повторилось. В 1944 году пошёл в первый класс, хотя ему исполнилось уже 8 лет. В 1945 году ребята, живущие на Жилянской, 48, обворовали продуктовый склад ФЗУ, фабрично-заводского училища. Оно размещалось на Жилянской, 43, при швейной фабрике имени Горького. Украли мешок колбасы и два мешка хлеба.

Так как мы жили рядом, пацаны перебросили продукты через забор и занесли в квартиру, где ничего не подозревающие братья Сидько благополучно спали и не подозревали о краже. Наутро братья только успели полакомиться колбасой, как нагрянула милиция и обнаружила пропажу у них в квартире. И поскольку не было доказано, что Гриша участвовал в краже, ему инкриминировали только 1,5 года исправительных работ в трудовом лагере. Он отбывал срок на улице Короленко (сейчас улица Владимирская). В обязанности заключённых входили работы по ремонту здания пищевого института. И он работал там бетонщиком в трёх кварталах от дома. Миша носил ему картошку, хлеб, сигареты, чай – перебрасывал всё это через забор, и Гриша подбирал передачу. После 6—7 месяцев трудового перевоспитания, когда необходимость в ремонтных работах уже отпала, Гришу отпустили домой. Он устроился на работу, но вскоре за три опоздания на работу был наказан полугодовым сроком заключения в трудовом лагере. Через три месяца от вернулся из заключения и проступил в автошколу, по окончании которой получил права водителя. Работал на грузовом автомобиле. С 1948 по 1951 годы служил в армии в Белоруссии, тоже водителем. В Гомеле женился и привёз жену в Киев. Через год у него родилась дочь Наташа, а через четыре года – сын Саша. Гриша со своей семьёй стал жить в своей довоенной квартире, по улице Жилянской, 41. Он устроился на работу в таксопарк водителем. В 1954 году таксист наездил без ремонта 300 тысяч км, на одном такси. И за это достижение он стал героем киножурнала.

Выборы главы Украины (Никиты Хрущёва) были в полном разгаре. В это время Григорий получил удостоверение водителя первого класса и со своими сослуживцами пошёл в кафе отметить это событие. Перебрав лишнего, таксист стал кричать+ что за Хрущёва голосовать не пойдёт. За это он получил 1,5 года тюрьмы в 1955 году. Григорий Сидько умер в 1985 году от сердечного приступа у себя дома после рабочего дня. В то время ему было 56 лет.

А Миша в январе 1951 года устроился на работу учеником сапожника, и пошёл учиться в вечернюю школу.

В 1955 году был призван в армию. Его служба проходила в Белой Церкви, в кадрированном полку (из офицерского состава), при котором была спортивная часть – штангисты, боксёры, борцы. Миша был боксёром и принимал участие в окружных соревнованиях. В дальнейшем был переведен в роту сопровождения военных грузов охранником. Служил в городе Чугуев Харьковской области. Приказом командующего киевским военным округом генерала Армии Чуйкова боксёры и велосипедисты были переведены в город Черкассы. В 1958 году женился на Валентине Семёновне Гонтарь, 1935 года рождения, которая приняла фамилию своего мужа.

Зимой 1943 года, после освобождения Киева, немцы стали выгонять жителей из Черкасс. И семья Гонтарь, в составе отца Семёна Ананьевича, 1907 года рождения, матери Марины Александровны, 1908 года рождения, и дочерей Валентины и Венеры, убежали в село Душанцы Чегеринского района. Это село было расположено рядом с урочищем «Чёрный яр», в котором скрывались партизаны. Немцы в эту рощу не заходили – боялись партизан. Но в лесу кроме настоящих партизан были и так называемые «партизаны» – бандеровцы, которые постоянно делали набеги на село, забирали у жителей все продукты, скот, а самих их убивали, чтобы не оставались свидетели преступлений. Даже нацисты не позволяли себе подобного. Перед приходом советских войск фашисты изгнали бандеровцев из Черкасс за беспредел. Так они оказались в «партизанах».

Однажды настоящие партизаны убили нескольких полицаев в селе Душанцы. Наутро бандеровцы вместе с немцами согнали всё село к церкви, набили её людьми, облили церковь бензином и сожгли людей заживо на глазах у родственников и соседей. Валентина была свидетелем этого преступления. После этого случая семья Гонтарь сбежала в лес, к партизанам. Там они и находились до прихода советской армии и вернулись потом в Черкассы. Валентина закончила 9-й и 10-й классы заочно. Работала швейницей на Черкасской швейно-ватной фабрике, на киевском протезном заводе, на черкасском мясокомбинате, на черкасском заводе химреактивов, на черкасской фабрике ремонта и индпошива одежды. За хорошую работу и рацпредложения получала грамоты, благодарности, денежные премии в 1991 году вышла на пенсию по старости.

Семейная пара Сидько живёт вместе в добре и согласии вот уже 58 лет. После демобилизации из армии Михаил Сидько работал начальником обувного цеха в промкомбинате Облпотребсоюза. Затем обосновался на заводе химических реактивов гальваником (хромирование, никелирование, гальваническая обработка металлов). В 1964 году закончил техникум электрификации сельского хозяйства. Работал на химкомбинате мастером антикоррозийного цеха. На его счету немало рационализаторских предложений, за что в 1977 году Михаил Петрович получил звание заслуженного рационализатора Украины. Репатриировался в Израиль большой дружной семьёй – 10 человек 13 сентября 2000 года. Имеет сына Виталия, проживающего в Бейт-Шемеше с семьёй и дочь Ларису, эмигрировавшую в Канаду в 2014 году. У Валентины и Михаила Сидько четверо внуков и одна правнучка. В израильском национальном мемориале Катастрофы и Героизма Яд ва-Шем демонстрируется фильм о жизни Михаила Петровича Сидько. На телевизионном канале СТБ (студия: Окна новостей) создан документальный фильм о нашем герое, который сам себя таковым не считает. Скромный по характеру, всегда подтянутый и деловой, Михаил Сидько всегда находится в центре событий. Побывав в США на 70-летии Бабьего Яра в Вашингтоне на правительственном уровне. Встречался с участниками Катастрофы по Бабьему Яру в Германии. Четырежды участвовал в мероприятиях, посвящённых расстрелу евреев в Бабьем яре, 29—30 сентября 1941 года, в Киеве. На сегодняшний день Михаил Петрович Сидько является единственным в мире ныне живущим из уцелевших участников расстрела в Бабьем Яре. В период Катастрофы (ивр. Шоа, англ. Холокост) нацисты уничтожили 6 миллионов евреев в период Второй мировой войны (1939—1945). Изгнание евреев начато Гитлером, начиная с 1933 года. В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, лишившие евреев основных прав. В 1938 году прошли погромы «Хрустальной ночи». Десятки евреев были убиты и тысячи арестованы в 1939 году евреев начали высылать в гетто, заставили носить жёлтые звёзды. В 1939—1945 годах осуществлялась программа по «окончательному решению еврейского вопроса».


Гитлер был не одинок в своём маниакальном желании уничтожить в корне еврейский народ. Если мы обратимся к таблице из книги французского историка Л. Полякова «История антисемитизма», то увидим всю известную нам историю геноцида, начиная от периода до новой эры – и до наших дней.


До новой эры


772 – Падение Северного (Израильского) царства. Ассирийцы уводят 10 израильских колен.

606 – первое Вавилонское изгнание.

597 – Второе Вавилонское изгнание.

586 – Третье Вавилонское изгнание. Падение южного (иудейского) царства.

Падение Иерусалима и разрушение Первого Храма.


Новая эра


66—73 – Антиримское восстание (иудейская война); римляне убивают более 1,1 млн. евреев.

70 – Римляне разрушают Иерусалим, Второй Храм и убивают 600 тысяч евреев.

73 – После трёхлетней осады римляне захватывают крепость Массаду. 960 защитников крепости совершают массовое самоубийство.

132 – Восстание Бар-Кохбы. Римляне убивают более 500 тысяч евреев.

1017 – указ Папы Бенедикта VIII об обезглавливании евреев.

1020 – указ Папы Бенедикта VIII о сжигании евреев.

1066 – убийство 4 тысяч евреев в Испании.

1096 – перед первым крестовым походом под предводительством графа фон Лейнигена, в городах: Вормс, Гельдерн, Керпен, Вензель, Нойс, Моэс, Урефенбройх, Ксантен, Бонн, Кёльне Алтенар, Майнце Шпайер, Трир и в других, убито более 12 тысяч евреев.

1096 – Крестоносцы убивают всех евреев Праги.

1099 – При наступлении на Иерусалим крестоносцы убивают более 100 тысяч евреев и мусульман. Во время захвата Иерусалима они убивают 65 тысяч евреев. И мусульман.

1100 – крестоносцы убивают всех евреев Хайфы.

1147 – Начинается второй крестовый поход; убийства евреев продолжаются.

1171 – сжигаются все евреи Блуа (Франция).

1179 – На Лютеранском консилиуме Папа Иннокентий III добивается образования еврейских гетто.

1189 – К началу третьего крестового похода жестоко умерщвляются евреи во многих городах Англии.

1194 – в Нойсе (Рейнланд) уничтожена еврейская семья: заживо погребена мать, дядя колесован.

1209 – Убиты все евреи в Безье (Франция).

1215 – Папа Иннокентий III на четвёртом Лютеранском консилиуме добивается, чтобы евреи носили отличительные знаки (еврейскую шестиконечную звезду).

1221 – Уничтожен еврейский квартал в Эрфурте, все жители убиты.

1241 – Гетто во Франкфурте разграблено. Убито 200 человек.

1247 – В Валреа (Франция) уничтожены все евреи.

1265 – В Зинциге на Рейне уничтожены все евреи.

1270 – В Вайсенбурге (Бавария) казнены все евреи.

1278 – в Англии повешены 300 еврейских вождей.

1283 – резня евреев в Кройцнахе, Майнце и Меллрихштадте.

1285 – В Мюнхенской синагоге сожжены все прихожане.

1287 – резня в Вензеле, Боппарде, Коберне, Кирне.

1289 – В Труа (Франция) сожжены 13 евреев.

1298 – полностью уничтожены 146 еврейских общин в Южной Германии и Австрии. Убито более 20 тысяч евреев. Главные места побоищ: Нюрнберг, Бамберг, Рёттинген, Берхинг, Краутхайм, Мосбах, Оксенфурт, Вюрцбург, Виндсхайм, Ротенбург, Нойштадт, Таубербишофсхайм, Хайльбронн, Зиндельфинген и др.

1321 – В Южной Франции убиты 5 тысяч евреев; все евреи общины Шинон сожжены.

1328 – В Наварре (Франция) зарезаны 5 тысяч евреев.

1332 – В Уберлингене сожжены 400 евреев.

1337 – Умерщвление евреев в Деггендорфе.

1348 – В Европе (Испания, Франция и т. д.) как мнимые виновники распространения чумы жестоко убит миллион евреев. Уничтожены еврейские общины в Линдау, Хорбе, Эслингене, Ройтлинггене, Аугсбурге, Колмаре, Нюрнберге.

1349 – Преследование евреев как мнимых виновников распространения чумы переносится в Броцлав, Вецлар, Майнц, Кёльн, Радольфцелль, Вюрцбург, Фридрихсхафен, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Фульду, Равенсбург, Констанц, Шпайер, Ульм, Фрайбург, Штрасбург, Винтертур, Дисенхофен, Шаффхаузен, Тургау, Цюрих, Баден, Рейнфельден, Санкт-Галлен, Базель и Эмменталь.

1349 – 2 тысячи евреев публично сжигаются в Штрасбурге.

1391 – В Севилье разрушены 23 синагоги. Убито 5 тысяч семей.

1391 – в Испании сожжено 20 тысяч евреев.

1404 – сожжены все евреи Зальцбурга (Австрия).

1421 – сожжены 212 евреев (мужчины и женщины) в Вене.

1478 – официальное начало инквизиции в Испании.

1483 – в Испании инквизицией сожжено 30 тысяч евреев.

1494 – вследствие «ведьмовой буллы» убивают тысячи еврейских женщин в Европе.

1501 – Толедо (Испания). Сожжено множество евреев.

1504 – В Москве сжигают всех известных евреев.

1506 – В Лиссабоне (Португалия) убивают 2 тысячи евреев.

1510 – В Берлине после пыток сжигают 38 евреев.

1574 – В Мексике сжигают 897 евреев.

1614 – уничтожается еврейский квартал во Франкфурте.

1648 – В России и в Украине казаками Богдана Хмельницкого убиты 12 тысяч евреев.

1648 – В Польше казаки уничтожили 400 тысяч евреев.

1650 – в России казаки вырезали 200 тысяч евреев.

1670 – Из Вены изгнано 14 тысяч евреев.

1679 – В течение нескольких лет до 1692 года в Пальме на Мальорке судами «Аутодафе» сжигаются несколько тысяч евреев.

1680 – Аутодафе в Мадриде. Публично сжигаются 86 евреев.

1704 – Аутодафе в Португалии. До 1769 года убито несколько тысяч евреев.

1728 – выселение евреев Лемберга (Львова), Галиция.

1734 – В Польше казацкие гайдамаки убили 20 тысяч евреев.

1818 —Убито множество евреев Вюрцбурга. Оставшиеся в живых изгнаны.

1821 – Одесса – начало кровавой серии погромов в России и Украине. До Первой мировой войны в погромах погибают более 100 тысяч евреев.

1826 – Последние казни испанской инквизиции.

1840 – В результате ложного обвинения пытают еврейских предводителей Дамаска. Некоторые из них умирают.

1859—1871 – погромы в Одессе.

1864 – Жестокое преследование евреев в Марокко.

1867 – Преследование евреев в Румынии.

1881 – В Киеве убиты 792 еврея. Погром в Елизаветграде.

1882 – Погром в Балте.

1883 – погром в Ростове-на Дону.

1891 – изгнание и ссылка евреев Москвы.

1892 – в Лодзи убиты 20 евреев.

1903 – погром в Гомеле и Кишинёве.

1905 – В 700 городах России организация «Чёрная сотня» устраивает погромы.

1917—1921 – Погромы в более 1200 населённых пунктах России и Украины. Убиты более 30 тысяч мужчин, женщин и детей.

1919 – Погром в Проскурове. Убиты 1500 евреев.

1919—1921 – Украинская национальная армия совершила более 100 погромов. Убито несколько тысяч евреев.

1929 – в Хевроне (Палестина) арабы убивают евреев. Оставшихся в живых изгоняют.

1933—1945 – Нацистским режимом уничтожено 6,25 млн. европейских евреев, из них 1,5 млн. детей до 14 лет:

Польша – 3 млн. евреев.

СССР – 1,5 млн. евреев

Румыния – 275 тысяч евреев.

Германия – 170 тысяч евреев.

Франция – 90 тысяч евреев.

Югославия – 60 тысяч евреев.

Люксембург – 3 тысячи евреев.

Венгрия – 400 тысяч евреев.

Литва – 135 тысяч евреев.

Австрия – 70 тысяч евреев.

Италия – 15 тысяч евреев.

Норвегия – 900 евреев.

Латвия – 85 тысяч евреев.

Бельгия – 40 тысяч евреев.

Эстония – 1000 евреев.

Чехословакия – 300 тысяч евреев.

Нидерланды – 106 тысяч евреев.

Греция – 65 тысяч евреев.

Болгария – 7 тысяч евреев.

Дания – 50 евреев.


1936—1939 – в результате арабских беспорядков в Палестине гибнут около 500 еврейских мужчин, женщин и детей.

1941 – Верховный муфтий Иерусалима Амин Эль-Хуссейн посещает Гитлера в Берлине. Гитлер обещает муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке.

1945—1948 – Множество жертв в результате арабских нападений и гибели кораблей с еврейскими переселенцами на борту.

1945 – 1953 – В Чехословакии в лагерях пытают и убивают немецкоговорящих евреев.

1948 – Война за освобождение Израиля против пяти арабских армий. Более 6 тысяч убитых и 9 тысяч раненых.

1956 – Война в Суэце. 170 убитых и 700 раненых.

1967 – «Шестидневная война». 800 убитых и 2600 раненых.

1972 – Теракт на Олимпийских играх в Мюнхене. 11 израильских спортсменов убито.

1973 – «Война Судного дня». 2650 убитых и 7500 раненых.

1982 – «ливанская война». 574 убитых и 2780 раненных.

1986 – Теракт в Стамбуле. 21 убитый.

1991 – «Война в Персидском заливе». 74 погибших.

1948—1955 – в Израиле в войнах погибло 18250 солдат (мужчин и женщин). Стали инвалидами 61315 человек.

1948—1955 – в результате террора в Израиле погибло более 2185 евреев (мужчин, женщин и детей).

В результате террора Ясера Арафата в разных странах погибло 75 израильских дипломатов. С момента подписания мирного соглашения в Осло 13 сентября 1993 года палестинцы убили более 300 израильских мужчин, женщин и детей.

Антисемитизм – тень еврейского народа…

Я физик и знаю, что каждая вещь отбрасывает тень.

Тень, отбрасываемая моим народом – антисемитизм!

А. Эйнштейн – физик-теоретик.

Как видно из вышеприведённой таблицы, так называемый «еврейский вопрос» во все времена в разных странах решался однозначно – полное уничтожение еврейства. Почему же во время Второй Мировой войны еврейский вопрос стал наиболее острым? Как объясняет ситуацию с «заболеванием» антисемитизмом во всём мире в 1939—1941 годах Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье: «Еврейский вопрос как русский» (библиотека «ВЕХИ»), это произошло на фоне обострения всех национальных вопросов. Еврейский вопрос имеет не только национальную, но и религиозную сторону. Между иудейством и христианством существуют, как между двумя полюсами, глубокие притяжения и столь же глубокие отталкивания. Христианство вышло из иудейства, Новый Завет из Ветхого. Апостол Павел, который больше всего боролся с иудейством, желал «быть отлучённым от Христа за братьев своих по плоти», то есть иудеев. Необходимо перестать быть юдофобами, чтобы не быть юдофилами. Нам нужно не языком, а сердцем отличать себя от наших врагов, сделать так, чтобы народы поняли, за что мы воюем, – за власть над миром, или за освобождение мира?! Начнём же это делать с евреев».