Вы здесь

День М. Когда началась Вторая мировая война?. Глава 7. Небесные невольники (Виктор Суворов, 1993,2013)

Глава 7. Небесные невольники

Должен признаться, что я люблю летчиков. Если я узнаю, что какого-нибудь летчика обижают, у меня прямо сердце болит.

И. Сталин. Газета «Правда», 25 января 1938 г.

1

Фильмы, книжки, газетные статьи приучили нас к мысли о том, что в 1930-х годах молодежь валом валила в летные школы, что на призывных комиссиях отбоя не было от желающих служить в военной авиации. Так оно и было. Поначалу.

Через некоторое время желающих поубавилось, а потом они и вовсе перевелись. И сложилась ситуация: с одной стороны, в летные школы нужно набирать все больше народу, с другой стороны, желающих летать становится все меньше и меньше. Как же быть?

Вторая проблема заключалась в колоссальных расходах на содержание огромной армии летчиков, подготовленных в СССР в предвоенные годы. Количество летных школ росло, а с ним росло и количество подготовленных военных летчиков: если на 1 октября 1937 года в Красной Армии было 12 летных военно-учебных заведений, то на 1 января 1940 года – их было уже 18, на 1 сентября 1940 года – 28, на 1 декабря 1940 года – 41, на 22 июня 1941 года – 83 (Генерал-полковник авиации Батехин Л. Л. ВИЖ. 1983. № 8. С. 73. По данным ЦГАСА. Фонд 29. Опись 31. Дело 149. Лист 6).

Летчик – это офицер. Задумаемся: сколько жилья надо построить, чтобы обеспечить летчиков-выпускников 1940 года? А для выпускников 1941 года сколько потребуется?

Офицер-летчик получал вдвое больше денег, чем его пехотный «собрат» того же возраста и в том же звании. Это сколько же денег надо было выделить на содержание летчиков выпуска 1940–1941 годов?

Опять же, форма офицерская. Офицера-летчика положено по традиции одевать лучше, чем его пехотного «собрата». Например, у пехотного офицера тех времен – ворот на пуговках, а у летчика – галстук. Это сколько же галстуков прикажете припасти? Где соломоново решение, которое разом из всех проблем выход укажет?

Товарищ Сталин соломоновы решения находил для любой проблемы. А если не находил, были советники, которые подсказывали.

7 декабря 1940 года решение подсказал начальник Главного управления ВВС генерал-лейтенант авиации Павел Рычагов: всем, кто окончил летные училища и школы, офицерских званий не присваивать. Пусть будут сержантами! Следовательно, квартир для новых летчиков строить не надо, денег больших платить им незачем, и в форму щегольскую наряжать их не стоит.

В некоторых странах военные летчики, если они не командиры, имеют сержантские звания – там, где материальное положение и общественный статус сержанта ближе к статусу офицера, чем солдата. У нас же сержант срочной службы – бесправный рекрут. Спит он в казарме вместе с солдатами, ест ту же кашу, носит те же кирзовые сапоги. Сержанта отпускают в увольнение, как и солдата: в месяц раз или два на несколько часов. А могут не отпустить. Нет смысла рассказывать, что такое советская казарма. Советскую казарму надо прочувствовать.

Мой личный опыт жизни в образцово-показательных казармах Воронежского, затем Калининского суворовских военных училищ и Киевского высшего общевойскового командного училища – 10 лет, с июля 1958-го по июль 1968 года. Образцовая казарма – это спальное помещение на сто или двести человек. Это кровати в линейку и пол со сверканием. Это подъем и отбой в тридцать секунд. Это старшина, орущий без перерыва все десять лет. (Старшины менялись, но крик так ни разу и не прервался.)

Советская казарма – это прелести, на описание которых одной книги никак не хватит. Живется в казарме легко, ибо каждого солдата ждет дембель. «Дембель неизбежен, как крушение капитализма!» – писали наши солдатики на стенах сортиров. Еще легче живется в казарме курсанту, ибо ждет его офицерское звание, а к офицерскому званию много чего тогда прилагалось.

Начальник ГУ ВВС генерал-лейтенант авиации Павел Рычагов сам прошел через советскую казарму. Он окончил летную школу в 1931 году. В 1940 году генерал-лейтенанту авиации Рычагову было всего 29 лет от роду. В его ушах, наверное, и крик старшины еще не стих. И вот он предлагает Сталину выпускникам летных и технических училищ офицерских званий не присваивать, после выпуска присвоить им сержантские звания и оставить на казарменном положении.

Тот, кто в образцовой казарме не жил, оценить глубину этого зверства не может. Курсант советского военного училища доходил до выпуска только потому, что видел свет в конце тоннеля. Курсант шел к выпуску как ишак за морковкой, которая для приманки перед носом на веревочке вывешивается. И в конце пути курсант получал эту «морковку» – лейтенантское звание, большое денежное довольствие, жилье, высокое социальное положение, почет и уважение, популярность у девушек. Но окончить офицерское училище и той морковки в конце пути не получить…

Тем курсантам, которых в 1940 году только принимали в училища, было не так обидно: их учили по коротким программам и с самого начала ничего не обещали. Но в том же 1940 году многие тысячи курсантов завершали летные училища еще по старым полным трехгодичным программам. И вот прямо перед выпуском, который снился каждому курсанту каждую ночь, они получают сталинско-рычаговский сюрприз: офицерских званий не будет.

В пору взвыть волком голодным: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Шел энтузиаст в офицерское училище, отдал Родине юность в обмен на лейтенантские кубари, а ему усатый дядя по выпуску объявляет: не будет кубарей!

В мемуарах советских летчиков мы часто встречаем упоминания об этом:

Прибыло молодое пополнение. Это были пилоты, окончившие нормальные военные авиационные училища с трехгодичным сроком обучения, но получившие при выпуске воинские звания «сержант».

Генерал-лейтенант авиации Л. В. Жолудев. Стальная эскадрилья. М: Воениздат, 1972. С. 41.

Генерал-майор авиации В. А. Кузнецов был среди тех, кого из офицерского училища выпустили сержантом. В начале войны он попал в полк, формировавшийся в тылу, где летчики, которых ранее выпустили лейтенантами, встретились с летчиками, которых выпустили чуть позже сержантами:

В огромной казарме неуютно. В два яруса стоят железные солдатские койки… В казарме очень тесно… Сержанты с восхищением и нескрываемой завистью поглядывают на вишневые кубики и красивую, хорошо сшитую форму…

А потом было построение. Появляются командир полка Николаев и комиссар Шведов.

Полковник сделал несколько шагов, остановился, с каким-то изумлением посмотрел на строй, потом на Шведова и, показывая в нашу сторону рукой, спросил: «Кто это?»

Шведов что-то ответил. Николаев молча повернулся и зашагал к штабу. За ним направился и комиссар. «Птенцы!» – донеслось до нас уже издали…

Возвращается комиссар:

– Командир полка недоволен равнением в строю и внешним видом. Худые какие-то…

Кузнецов В. А. Серебряные крылья. М: Воениздат, 1972. С. 3–6.

Летчики явно не соколы. Неоперившиеся птенчики из инкубатора.

2

Если называть вещи своими именами, то с десятками тысяч молодых пилотов Сталин с Рычаговым повели себя как мелкие шулеры: объяснили начинающим правила игры, долго играли, а потом, в конце игры, объявили, что правила изменились.

Но оставим в стороне вопросы морали. Вопрос юридический: на каком основании держать пилотов-сержантов в Красной Армии? Выпускники 1940–1941 годов добровольно пришли в авиационные училища и школы в 1937–1938 годах, когда всеобщей воинской обязанности не было. До сентября 1939 года в армию, авиацию и на флот призывали лишь некоторых. Срок службы в авиации составлял два года. В 1937–1938 годах молодые парни добровольно выбрали вместо двух необязательных лет солдатчины 3 каторжных курсантских года.

1 сентября 1939 года была введена всеобщая воинская обязанность, а сроки службы были увеличены: в авиации стали служить по три года вместо двух. Курсантские годы засчитываются как действительная воинская служба – дайте им офицерские звания и держите в авиации до самой пенсии или отпустите по домам: по три года казармы они отбыли, больше по закону не положено. Не было никаких формальных оснований держать вчерашних курсантов в военной авиации, да еще и на казарменном положении, то есть на положении невольников в клетках.

Но Рычагов придумал такие основания. Сталин их одобрил. Новый закон: срок обязательной службы в авиации увеличить до 4 лет. Верховный Совет единогласно проголосовал, и нет больше проблем: срок службы в авиации – 4 года, а вы отбыли только по три.

Еще год послужи́те, дорогие товарищи.

3

Еще год. А потом?

О войне написаны терриконы монографий и диссертаций, но ни в одной мы не найдем ответа на вопрос, что же товарищ Сталин замышлял делать с ордами пилотов после того, как истечет еще один год их службы.

На этот вопрос не только нет ответа – такой вопрос никто даже не ставил. А вопрос интересный. Хитрым законодательством десятки тысяч советских летчиков были оставлены на казарменном положении до осени 1941 года. 22 июня 1941 году Гитлер напал на СССР и этот вопрос снял. Но нападения Гитлера Сталин не ждал и в него не верил. Что же замышлял Сталин делать с ордами летчиков после осени 1941 года?

Присвоить им звания лейтенантов – значит взять на себя заведомо невыполнимые социальные обязательства: у Сталина и без них почти 600 тысяч офицеров, не считая НКВД. Кроме того, в 1941 году военные училища и курсы готовили выпуск 233 тысяч новых лейтенантов, в основном для пехоты, артиллерии и танковых войск. Если еще и летчикам лейтенантские звания давать, то вместе с НКВД у Сталина будет миллион офицеров – почти столько же, сколько у царя Николая было солдат. Разорение. Так что присвоить офицерские звания выпускникам летных училищ и школ было невозможно по экономическим соображениям.

И замысла такого у Сталина не было: мы нигде не найдем указаний на то, что планировалось или началось строительство квартир для такой уймы летчиков, мы не найдем следов распоряжений о массовом пошиве офицерской формы для астрономического числа летчиков, мы не найдем в бюджете миллиардов рублей, которые следовало выплатить летчикам-выпускникам в качестве денежного довольствия в случае их производства в офицеры.

Так что же товарищ Сталин планировал делать с этими летчиками осенью 1941 года? Отпустить по домам? Накладно: три года готовили, потратили на подготовку миллиарды, сожгли миллионы тонн первосортного бензина, угробили немало самолетов с курсантами и инструкторами, а теперь отпустить? Через несколько месяцев летчики потеряют навыки, и все усилия пойдут прахом.

А может быть, принять еще один закон и держать их в казармах пятый год, и шестой, и седьмой, как невольников на галерах, приковав цепями к веслам, то есть к самолетам? Хороший вариант, но он не пройдет. Летчик должен постоянно летать. Прикиньте, сколько учебных самолетов потребуется для такой уймы летчиков, сколько инструкторов, сколько бензина каждый год придется жечь.

И оставался у Сталина только один выход: начинать войну до осени 1941 года.

4

Сдается мне, что замысел товарища Сталина был прост: пусть вступают в войну сержантами, некоторые выживут, вот они и станут офицерами, они станут авиационными генералами. А большинство ляжет сержантами. К тому же, за погибшего сержанта семье денег платить не надо. Экономия налицо.

Конец ознакомительного фрагмента.