Вы здесь

День М. Когда началась Вторая мировая война?. Глава 4. О товарище Иванове, человеке и самолете. Развитие боевой авиации в СССР как указание на планы Сталина (Виктор Суворов, 1993,2013)

Глава 4. О товарище Иванове, человеке и самолете. Развитие боевой авиации в СССР как указание на планы Сталина

Основная масса воздушных сил должна состоять из легких бомбардировочных самолетов, способных, пользуясь бреющим полетом и пикированием, разрушать военные цели.

Комбриг А. Н. Лапчинский. Воздушная армия. С. 176

1

Исследователь порой отдает научному поиску всю жизнь. И вот однажды судьба посылает ему удачу – например, он неожиданно открывает имя никому не известного фараона. Подобная удача выпала и на мою долю. В Центральном архиве Министерства обороны СССР я нашел сведения о некоем могущественном, но мало кому известном вожде, власть которого на одной шестой части суши не имела границ. Правда, мой «фараон» не из далекой древности, а из двадцатого века. Звали фараона товарищем Ивановым. Кто его помнит? Кто его знает? А между тем названный товарищ, судя по документам, сосредоточил в своих руках необъятную власть.

Вот пример. 25 сентября 1943 года Маршалы Советского Союза Жуков и Василевский, генералы армии Рокоссовский, Ватутин, Конев и Малиновский получили совершенно секретную директиву на форсирование Днепра. Документ начинался сурово и просто: «Товарищ Иванов приказал…»

У этого товарища Иванова было достаточно власти, чтобы ввести в сражение одновременно пять армий. Или десять. Или двадцать. Директива от 25 сентября 1943 года отдавалась одновременно четырем фронтам, в составе которых была тридцать одна армия, включая четыре танковых армии и четыре воздушных. И это, конечно, не предел.

Во время войны в распоряжении товарища Иванова было 70 общевойсковых, 18 воздушных, 5 ударных, 11 гвардейских, 6 гвардейских танковых армий. А помимо этого – армии НКВД, армии ПВО, отдельная гвардейская воздушно-десантная армия, 10 саперных армий, и отдельные корпуса десятками, и отдельные дивизии сотнями. И надо сказать, что приказы товарища Иванова выполнялись всеми маршалами и генералами беспрекословно, немедленно и любой ценой.

Парадоксально, но при такой власти товарищ Иванов был мало известен даже в очень высоких кругах советского руководства.

Пример: перед войной товарищ А. А. Шкварцев был полномочным представителем (то есть послом) Советского Союза в Германии. Товарищ Шкварцев долгие годы понятия не имел о существовании товарища Иванова. И однажды получилось нехорошо.

В 1940 году в Германию прибыла советская авиационная делегация. Советские товарищи посетили секретные заводы, включая подземные, конструкторские бюро, осмотрели новейшие образцы германской авиационной техники, купили, что понравилось, и попросили советское посольство (в те времена оно именовалось полпредством) и торговое представительство покупки оплатить.

Тут, кстати, снова возникает вопрос о том, кто кому больше верил: германские господа продали советским товарищам образцы всех новейших самолетов, танков, зенитных и противотанковых орудий, а советские товарищи не только не продавали Ил-2, Пе-2, Т-34, КВ-1, БМ-13 своим заклятым германским друзьям, но даже не показывали им эти машины.

Итак, советская делегация выбрала 36 самолетов двенадцати различных типов, в том числе Bf-108, Bf-109Е, Bf-110C, Ме-209, Ju-88, Не-100, Do-215B, Fw-58, Fa-166 и другие достойные машины. Немцы не прятали свои секреты, а наши не скупились: одни машины брали по одному экземпляру, другие – по два-три, самые интересные – по пять и даже по шесть. Кроме самолетов выбрали советские товарищи образцы двигателей, приборов, инструментов, аппаратуры. А посольству и торговому представительству – платить.

Нет, говорят дипломатические товарищи, так дела не делаются: надо писать в Москву, согласовать с Наркоматом обороны и Наркоматом авиационной промышленности, те направят заказ в Наркомат торговли, там вопрос обсудят эксперты, согласуют с Наркоматом иностранных дел, подключим финансистов.

Тут один нетерпеливый товарищ из авиационной делегации: нам бы поскорей, дайте-ка я в Москву шифровку шарахну. Написал текст, зашифровал и просит отослать по адресу: Москва, Иванову.

Тут уж все посольство восстало, сам товарищ Шкварцев возмутился: да не может быть такого адреса, это все равно, что отправлять на деревню дедушке. «А вы все же отправьте!» – тот, из делегации, упорствует.

Долго ругались. Наконец, шифровку отослали. Удивительно, но в Москве шифровка адресата нашла, и очень даже быстро. И пришел ответ. Без промедления. Вроде как громыхнуло над посольством.

Был тот ответ краток и прост, как приговор революционного трибунала. Московский адресат, товарищ Иванов, так рыкнул на посольских, что самолеты были куплены без промедления, счета оплачены сполна, а драгоценный груз курьерской скоростью отправлен куда следует.

Товарищ Шкварцев и другие ответственные товарищи сообразили, кто в Москве скрывается под этой фамилией.

Конечно, конечно, это был он. За кремлевскими стенами под псевдонимом Иванов жил и работал сам товарищ Иванович. Он же Васильев. Он же Чижиков, он же Коба, он же Бесошвили и Джугашвили, он же Салин и Сталин.

Много было у Сталина псевдонимов. Одни отсеклись, забылись и стерлись, другие остались. Псевдоним «Иванов» оставался до самого конца и использовался в ситуациях экстраординарных.

Все это я рассказываю вот к чему: однажды, в 1936 году, Сталин собрал авиационных конструкторов у себя на ближней даче, принял и угостил в соответствии с лучшими традициями кавказского гостеприимства, а потом поставил задачу построить самолет (само собой разумеется, лучший в мире, – этого конструкторам пояснять не требовалось) под кодовым названием «Иванов».

2

Работы над проектом «Иванов» вели одновременно многие коллективы, в том числе под руководством Туполева, Немана, Поликарпова, Григоровича.

В те времена под общим руководством Туполева работали конструкторские группы Петлякова, Сухого, Архангельского, Мясищева, под руководством Поликарпова – Микоян и Гуревич, у Григоровича работали Лавочкин и Грушин. Все приказы, которые Сталин отдавал Туполеву, Григоровичу или Поликарпову, автоматически распространялись и на «вассальные» конструкторские группы.

Одним словом, все советские авиационные конструкторы сконцентрировались на выполнении единой задачи. Никакой кооперации здесь не было и быть не могло. Как раз наоборот: жестокая конкуренция – победит сильнейший, а кнутов и пряников у товарища Иванова в достатке. Излишне пояснять, что «Иванов» был боевым самолетом – не мог же Сталин бросить почти всех своих авиационных конструкторов на разработку самолета для гражданских нужд.

Любой хороший справочник по истории советской авиации даст исчерпывающую информацию о том, что из проекта «Иванов» в конечном итоге получилось, и советские историки обычно акцентируют внимание на конечном результате. А я зову своих читателей разобраться в другом вопросе: не что получилось, а что замышлялось.

В истории советской авиации был только один самолет, который разрабатывался под сталинским псевдонимом, причем кодовое название проект получил не по инициативе верноподданных низов, а по решению самого Сталина. Авиаконструктор В. Шавров свидетельствует: «Девиз «Иванов» – по указанию Сталина (это был его телеграфный адрес)» (История конструкций самолетов в СССР. 1938–1950. С. 45).

Самолета еще не было, конструкторы еще даже карандаши в руки не взяли, а Сталин уже дал самолету свое имя. Именно на этот самолет Сталин делал ставку в грядущей Второй мировой войне, о необходимости и неизбежности которой он говорил постоянно и открыто.

В довоенной истории советской авиации не было другого самолета, на разработку которого Сталин бросил столько конструкторских сил.

Что же понадобилось заказчику? Может быть, «Иванов» – стратегический бомбардировщик, который создавался для того, чтобы отбить у потенциальных агрессоров желание нападать?

Нет. Это не так. Стратегический бомбардировщик уже создан: в 1936 году Петляков завершил работу над ТБ-7. Если Сталин намеревался предотвратить войну, ему не надо было собирать конструкторов, не надо было ставить им задачу на разработку нового самолета, а следовало просто пустить в серию ТБ-7. Вот его бы и назвать «Ивановым» или прямо и открыто – «Сталиным». Какое символичное название! Тут вам и полет в недосягаемых заоблачных высотах, тут и мощь несокрушимая, и сила удара, и предупреждение врагам, и много еще всякого другого придумали бы поэты и пропагандисты. Но не нужен был товарищу Сталину самолет для предотвращения войны.

А, может быть, товарищ Сталин считал, что грядущая война будет великой и отечественной, будет святой оборонительной войной, и потому повелел создать лучший в мире истребитель, который защитит наше мирное небо?

Нет. Товарищ Сталин так не считал, потому что страну и армию к оборонительной войне он не готовил. Я даже бумагу тратить не буду на доказательства того, что «Великая Отечественная» случилась по оплошности, вопреки сталинским планам и замыслам.

А вот на что мне не жалко времени, сил и бумаги, так это на доказательства простого факта: Сталин к войне готовился. Готовился так, как никто другой в мире в то время. Весь народ богатейшей в мире страны двадцать лет ютился в бараках, недоедал, толкался по очередям, доходил до людоедства и трупоедства ради того, чтобы подготовить Красную Армию к войне – к войне наступательной.

Вот, смотрите, среди присутствовавших тогда на сталинской даче – Николай Поликарпов. В предыдущем 1935 году на авиационной выставке в Милане поликарповский И-15бис был официально признан лучшим истребителем в мире, а у Поликарпова уже в серии И-16 и еще кое-что в разработке. Поликарпов – лидер в мировой гонке за лучший истребитель. Оставьте Поликарпова, не мешайте ему, не отвлекайте его, он знает, как делать истребители, дайте ему возможность работать в том же темпе. Идет гонка, и каждый час, каждая минута – на вес крови. Нет. Отвлекитесь, товарищ Поликарпов. Есть работа поважнее, чем создание истребителей. Не интересуют товарища Сталина истребители для оборонительной войны.

Итак, каким же представлялся Сталину идеальный боевой самолет, на разработку которого он отвлекал своих лучших конструкторов, как создателей бомбардировщиков, так и создателей истребителей? Сам Сталин объяснил свое требование в трех словах – самолет чистого неба.

Если это не до конца ясно, я объясню в двух словах – крылатый шакал.

3

Чтобы зримо представить себе сталинский замысел, надо из 1936 года мысленно перенестись в декабрь 1941 года на жемчужные берега Гавайских островов. Яркое солнечное утро. Американский флот – в гавани Пёрл-Харбор. В 7:55 в порту на сигнальной мачте поднимется синий «предварительный» сигнал, который дублируется всеми кораблями флота. После этого «предварительные» одновременно на всех кораблях скользнут вниз, зальются трелями боцманские дудки, запоют горны на эсминцах и крейсерах, грянут оркестры на линкорах, и ровно в 8:00 поплывут вверх носовые гюйсы и кормовые государственные флаги…

Так было всегда, но нас занесло в то самое утро, когда торжественную церемонию завершить не удалось: в 7:55, когда на кораблях поднимались «предварительные» флаги, из-под восходящего солнца появляется первая волна японских бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей. В первой волне – 183 самолета. Из них истребителей прикрытия – меньше четверти. Мощное истребительное прикрытие в этой обстановке не требовалось. Японская воздушная армада в основном состояла из ударных самолетов – бомбардировщиков и торпедоносцев B5N.

Вот именно эти самолеты нас интересуют. В их конструкции и характеристиках нет ничего выдающегося, но во внезапном ударе они великолепны. По летным характеристикам B5N больше похож на истребитель, чем на бомбардировщик. Это дает ему возможность проноситься над целью так низко, что с кораблей и с земли видны лица пилотов, так низко, что промах при сбросе смертоносного груза практически исключен.

B5N – моноплан, двигатель один, радиальный, двухрядный, с воздушным охлаждением. В некоторых самолетах экипаж из трех человек: пилот, штурман, стрелок. Но на большинстве – только два человека: самолеты используются плотными группами, как рои разъяренных ос, потому совсем не обязательно в каждом самолете иметь штурмана. Бомбовая нагрузка самолета – меньше тонны, но каждый удар – в упор.

Оборонительное вооружение B5N относительно слабое – один-два пулемета для защиты задней полусферы. Ударные самолеты в этой ситуации не нуждаются в мощном оборонительном вооружении по той же причине, по которой не требуют сильного истребительного прикрытия: американские самолеты не имеют времени и возможности подняться в небо и отразить японское нападение.

B5N – самолет чистого неба, в котором самолетов противника или очень мало, или совсем нет.

Славно поработали легкие бомбардировщики B5N в Пёрл-Харборе, но на этом героическая страница и закрывается. Внезапный удар был недостаточно мощным, чтобы надолго вывести из войны американский флот и авиацию. В следующих боях, когда американцы пришли в себя, когда началась обыкновенная война без ударов ножом в глотку спящему, B5N себя особенно не проявил. Производство этих самолетов продолжалось еще некоторое время. Всего построили чуть более 1200 машин этого типа, и на том их история завершилась.

B5N был создан для ситуаций, когда в небе ему никто не мешает работать. B5N страшен слабым и беззащитным, страшен в группе, страшен во внезапном нападении. Большая группа B5N страшна, как страшна стая свирепых, кровожадных гиен, которые не отличаются ни особой силой, ни скоростью, но имеют мощные клыки и действуют сворой против того, кто слабее, против того, кто не ждет нападения и не готов его отражать.

А при чем тут наш родной советский «Иванов»?

А притом, что он был почти точной копией японского воздушного агрессора B5N.

4

Летом 1936 года никто не мог предполагать, что случится в Пёрл-Харборе через пять лет. Летом 1936 года самолета B5N еще не было. Был только проект, который японцами не афишировался. Поэтому нельзя предположить, что советские конструкторы копировали японцев: копирование требует времени. Даже если бы и удалось украсть техническую документацию (а это горы бумаги), то все равно на перевод (с японского!) потребовалось бы длительное время.

B5N в Японии и сразу несколько вариантов «Иванова» в СССР создавались почти параллельно: первый полет B5N состоялся в январе 1937 года, первый полет «Иванова» – 25 августа того же года. Поэтому мы говорим не о копировании, а о двух самостоятельных процессах разработки, которые дали очень похожие результаты.

Это не всё: в СССР были построены «Иванов» Немана, «Иванов» Поликарпова, «Иванов» Сухого. Каждый советский конструктор ревниво оберегал свои секреты от соперников, но у каждого вырисовывался все тот же крылатый шакал: легкий бомбардировщик, по виду, размерам и летным характеристикам больше похожий на истребитель.

Каждый советский конструктор независимо от своих конкурентов выбрал одну и ту же схему: моноплан, один двигатель, радиальный, двухрядный с воздушным охлаждением. Каждый конструктор предлагал свой вариант «Иванова», но каждый вариант по духу и замыслу оказывался поразительно похожим на своих незнакомых собратьев и на далекого японского брата. И это не чудо. Просто всем конструкторам поставили задачу создать инструмент для определенного вида работы, для той самой работы, которую через несколько лет будут делать японские самолеты в небе Пёрл-Харбора. А раз работа предстояла та же самая, то и авиаконструкторы создали примерно одинаковые инструменты для ее выполнения. Если всем ученикам в классе задать одну задачу, то все правильные ответы совпадут.

Кроме того, в ходе работ над проектом «Иванов» чья-то невидимая, но властная рука направляла тех, кто уклонялся от генерального курса. На первый взгляд, вмешательство на высшем уровне в работу конструкторов кажется прихотью капризного барина. Например, некоторые конструкторы ставили на опытные образцы по две огневые точки: одна – для защиты задней верхней полусферы, другая – задней нижней. Таких поправили – обойдемся одной точкой, заднюю нижнюю полусферу защищать незачем.

Некоторые прикрывали экипаж и важнейшие узлы броневыми плитами со всех сторон. Их поправили: прикрывать только снизу и с бортов.

Павел Сухой свой «Иванов» в первом варианте сделал цельнометаллическим. «Попроще», – сказал чей-то грозный голос. Попроще. Крылья пусть остаются металлическими, а корпус можно делать фанерным. Упадет скорость? Ничего. Пусть падает.

Странный вкус у товарища Сталина? Нет. Это стальная логика: мы наносим внезапный удар и давим авиацию противника на земле, после этого летаем в чистом небе. Тогда самолет противника в небе – редкий случай. Пилот прикрыт спереди широколобым двигателем воздушного охлаждения, который не чувствителен даже к пробоинам в цилиндрах. Осталось прикрыть экипаж снизу и с бортов. Нападать на наши самолеты сверху и сзади будут редко, обойдемся одной пулеметной установкой, а перегружать лишней броней незачем: мы подходим к цели на низких высотах, истребитель противника ниже нас оказаться не может.

Некоторые конструкторы предлагали разрабатывать самолет под экипаж из трех человек: летчик, штурман и стрелок. Опять одернули: хватит двоих. Самолеты противника мы внезапным ударом уничтожим на земле, и потому стрелку в воздухе много работать не придется. И штурману не придется – мы действуем плотными группами, как разъяренные осы: смотри на ведущего, следуй за ним, действуй, как он. Так что работу штурмана и стрелка совмещаем, за счет этого добавляем полезную бомбовую нагрузку. Оборонительные возможности снижаем, наступательные – повышаем.

5

Между советскими прототипами «Иванова» и японским воздушным агрессором B5N были различия. Они были вызваны тем, что главной задачей для Японии был контроль над океаном, для нас – контроль над континентом. Японский самолет предполагалось использовать как с береговых аэродромов, так и с авианосцев. Нам это было ни к чему, и в варианте торпедоносца «Иванов» пока не разрабатывался. Зато его возможности по нанесению внезапных ударов по аэродромам резко превосходили возможности самолетов, находившихся в то время на вооружении любой другой страны.

В 1941 году Красная Армия применила совершенно необычное оружие: наземные подвижные реактивные установки залпового огня БМ-8 и БМ-13, которые вошли в историю как «Сталинские орга́ны» или «Катюши». Они стреляли снарядами М-8 (калибр 82 мм) и М-13 (калибр 132 мм). Залп нескольких установок – это лавина огня со скрежетом, ревом и грохотом. Многие германские солдаты, офицеры и генералы свидетельствуют: это было жуткое оружие.

Реактивными снарядами М-8 и М-13 вооружались многие типы самолетов, в основном Ил-2 и Ил-10. Но мало кто помнит, что первоначально эти снаряды разрабатывались для самолетов «Иванов», группы которых должны были стать «летающими батареями». Реактивные снаряды были эффективным оружием, особенно если их применяли внезапно сразу десятки самолетов с предельно малой высоты.

* * *

Летом 1936 года B5N еще ни разу не летал, и о нем было практически ничего не известно. В конструкции японского самолета не было ничего рекордно-сенсационного, что могло привлечь сталинское внимание. Но Сталин уже в 1936 году мыслил в том же направлении, что и японские адмиралы. Уже в 1936 году Сталин приказал своим конструкторам создать такой самолет, который в составе лавины таких же машин в одно прекрасное утро внезапно появится над территорией противника в лучах восходящего солнца.

Именно таким был сталинский сценарий вступления в войну.