Давать – не просить?
Хорошо помню, как я впервые выполняла пятое, шестое и седьмое упражнения на улице. Занятие семинара Науки Разума «Деньги – наши друзья» (ведущей Маргариты Кормиленко) закончилось поздно вечером, и я решила, что к упражнениям приступлю с утра.
Приготовила три раза по десять тысяч рублей (семинар проходил в марте 1996 года и тогда десять тысяч рублей были приблизительно эквивалентны нынешним тридцати рублям) и вышла на улицы своего города.
Самым людным местом в подмосковном городе Раменское, где я тогда жила, была привокзальная площадь с огромным рынком. Я заготовила фразу: «Доброе утро. Мы проходим обучающий семинар, и наше домашнее задание – раздать деньги. Возьмите, пожалуйста!» Все это я выпаливаю первой встреченной пенсионерке, всовывая ей в руку десятку. Она берет деньги и благодарит, я бегу дальше. Времени не хватает, хочу успеть на электричку и еще выполнить задание.
Следующая кандидатура – женщина примерно моих лет и такого же социального статуса, идущая с рынка с полными сумками. Повторяя, как автомат, заранее заготовленную фразу, я пытаюсь ей всунуть десятитысячную бумажку, на что она отвечает: «Вы лучше бабушке какой-нибудь дайте!» На что я радостно отвечаю: «Уже дала!» После небольшого препирательства деньги она берет, а я бегу дальше.
Электричка уходит через несколько минут, и к следующей своей кандидатуре я «пристаю» уже на мосту. Это молодой респектабельно одетый мужчина, которого можно отнести к «новым русским». Быстренько выговариваю приготовленную фразу, но деньги он не берет. Упрашиваю его, говорю про домашнее задание, но ничего не помогает.
За нашим диалогом с любопытством наблюдает молодая пара. «Вот им дайте», – говорит мужчина. Но я упорствую. «Я сам могу Вам дать сто тысяч», – называет он с легким презрением сумму, в десять раз большую моей. «Дайте», – говорю я. (На тот момент это действительно была довольно крупная сумма). Тогда он разозлился и сказал мне твердо и отчетливо: «До свидания». Я поняла, что упорствовать уже небезопасно и «подлетела» к давно хихикающей молодой паре. Девушка сразу взяла у меня деньги, и я сбежала по лестнице, чудом успев на электричку.
Прихожу на семинар довольно гордая тем, как я отлично выполнила домашнее задание. Но когда мы начинаем «обмениваться опытом», то понимаю, что я его едва ли не провалила. Многие участники семинара сумели на улице просто подарить деньги без всяких объяснений про домашнее задание. И бежала я так быстро не только потому, что спешила на электричку, а потому, что мне было стыдно потом находиться рядом с этими людьми и общаться с ними. И стыдилась я не себя или их, а самой ситуации.
Следующее домашнее задание: отдать вещи – я выполнила довольно легко, поскольку на следующий день были выборы, и я решила подарить вещи на избирательном участке. Книгу о камнях я подарила женщине с избирательными списками, вазу для конфет буфетчице, а куклу – девочке, но всегда сразу бежала, будто с «места преступления». Это заставило меня задуматься, что, возможно, корень моих материальных проблем в том, что я стыжусь денежных отношений с людьми.
И тогда я стала тренироваться. Я выполняла эти упражнения снова и снова, пока не смогла спокойно, радостно и дружелюбно общаться с людьми, к которым я подходила на улице с подарком.
Именно на семинаре «Деньги – наши друзья» я впервые начала понимать, что материальные проблемы имеют корень в чем-то другом, более сложном, чем сами деньги. Особенно это стало ясно, когда участники семинара делились своими переживаниями, вызванными раздаванием вещей на улице.
Одна женщина, живущая в невероятной бедности, рассказывала, как в своей квартире она выбирала вещи для выполнения задания. Из ее многочисленных вещей (я это подчеркиваю, многочисленных) она никак не могла найти то, что можно было бы подарить. Каждая вещь была связана с каким-то лелеемым воспоминанием – или с человеком, или с местом. Когда она описывала нам, как выбирала вещи для того, чтобы их подарить на улице, как она прощалась со своими любимыми воспоминаниями, как она эти вещи «отрывала» от себя, то можно было плакать. Ее бедность была следствием того, что она не умела расставаться с прошлым.
Две другие женщины, с легкостью подарившие деньги на улице, не смогли того же самого сделать с вещами. Они вещи взяли из дома и ходили с ними по улицам, но так и не смогли их никому предложить. Потом на семинаре они стали доказывать, что это упражнение и не нужно выполнять, и обосновывали это тем, что не хотели «людей в неловкое положение ставить», но вообще они молодцы и у них все в порядке, хотя они и не выполнили задание (это был самообман!).
Кстати, у одной из них до сих пор и не улучшилось материальное положение. Вот почему я настаиваю на том, что, если вы хотите, чтобы денег у вас стало больше, выполните ВСЕ упражнения.