2. Сущность денег
Сущность денег можно определять исходя из разных оснований. Самые распространенные подходы таковы:
1. На основе товарного происхождения (истории возникновения денег) – марксистский подход. С этой точки зрения деньги представляют собой особого рода товар, предназначенный для использования в качестве всеобщего эквивалента для других товаров.
2. На основе функций, выполняемых деньгами. С этой позиции деньги – инструмент, с помощью которого в рыночной экономике решаются проблемы товарного хозяйства. Исторически существовали различные инструменты, призванные выполнять эти функции, но среди всех этих альтернатив закрепились и заняли ведущее положение только такие инструменты, которые наиболее оптимально соответствовали рыночным функциям.
3. На основе общих свойств, которыми характеризуется внутреннее содержание, вне зависимости от конкретных и многообразных видов и форм. В деньгах выражаются производственные отношения, иначе говоря, деньги представляют собой категорию, которой характеризуется вся совокупность экономических отношений, возникающих и развивающихся между людьми, вовлеченными в процесс общественного производства. По мере развития товарного производства связующим элементом, объединяющим субъекты рынка в целостный воспроизводственный процесс, стали именно деньги. Денежные потоки представляют собой основу движения ресурсов в области денежно-кредитных, финансовых отношений, благодаря им возможно достижение макроэкономического равновесия. Деньги имеют контролирующие и регулирующие функции в процессах производства товаров и услуг, а также их распределения.
Основные свойства денег:
1) представляют собой высоколиквидный актив;
2) обладают определенной фиксированной номинальной стоимостью;
3) характеризуются законодательно обеспеченной всеобщностью;
4) имеют свойство стандартизированности (или взаимозаменяемости: качественное соответствие любой денежной единицы другой денежной единице);
5) узнаваемость;
6) делимость;
7) пригодность для хранения (портативность, транспортабельность и долговременность).