12. Роль денег в воспроизводственном процессе
Использование денег разносторонне, также как и их воздействие на развитие страны, разные аспекты деятельности и существования общества. Во многом это объясняется тем, что предприятия производят продукцию не с целью удовлетворения собственных нужд, а с целью продажи за деньги другим потребителям. Таким образом, производимая предприятиями продукция – это товар, и стороны, задействованные в процессах производства и реализации товаров, вступают в товарно-денежные отношения.
Проявления роли денег в воспроизводственном процессе многообразны:
1. Деньги участвуют в установлении цены товара. В рыночной экономике цена формируется на основе стоимости, но с возможными отклонениями от нее, поскольку на цену оказывают влияние такие факторы, как конкуренция, соотношение спроса и предложения. Направленность механизма ценообразования – снижение уровня издержек производства и повышение его эффективности.
2. Деньги имеют большое значение в процессе денежного оборота, выполняя функции средства обращения и/или средства платежа. Оплачивая товары и услуги, покупатель осуществляет контроль за уровнем цен и качеством приобретаемых товаров и услуг. Это стимулирует производителей к повышению качества продукции и снижению цен, а в целом поддерживает рост эффективности производства.
3. Роль денег усиливается с переходом к рыночной экономике, расширяется сфера их применения – например, они участвуют в процессах приватизации предприятий, недвижимости.
4. Деньги играют значимую роль в повышении заинтересованности в оптимизации работы предприятий, которая влечет за собой возможность увеличения дивидендов.
5. Очень значительна роль денег в хозяйственной деятельности предприятий: посредством денег возможно определение величины издержек в каждом конкретном производстве, результатов производства (установление цены на отдельные виды продукции), размеров полученной прибыли. Использование денег позволяет сопоставлять выручку, полученную от реализации продукции, с издержками производства, оценивать прибыльность производства конкретных видов продукции.