Вы здесь

Деньги, кредит, банки. Краткий курс. 7. Принципы организации безналичных расчетов ( Коллектив авторов, 2013)

7. Принципы организации безналичных расчетов

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

1. К главным законодательным источникам регулирова|J ния расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее— Закон о Банке России), Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности», положение о чеках, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 06.11.1929, положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341, Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», положение Центрального банка РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее – Положение о безналичных расчетах).

Главный регулирующий орган платежной системы – Центральный банк РФ (далее – Банк России). Согласно Закону о Банке России среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены следующие обязанности:

☝установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

☝координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

По мнению правоведов, сложившаяся нормативная база, регулирующая платежно-расчетные отношения, имеет ряд недостатков:

✓ существенное отставание нормотворчества от динамики развития денежного рынка;

✓ недостаточно активное обновление правовых норм и замедленное введение современных категорий.

2. Первый принцип организации безналичных расчетов – правовой режим осуществления расчетов и платежей. Он обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные (разд. 2 ГК РФ) и обязательственные (разд. 3, 4 ГК РФ). Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе.

Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой для последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

3. Второй принцип – осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов.

Безналичные расчеты ведутся юридическими или физическими лицами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор об обслуживании – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также Положением о безналичных расчетах.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 3) в договоре должны быть указаны:

✓ процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);

✓ стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов;

✓ имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей;

✓ порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом. На практике это приводит к негативным моментам.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

4. Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т. п.) должны планировать поступления и списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

5. Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

✓ либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

✓ либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей);

✓ либо при наличии специального списка предприятий, с которыми ведутся расчеты при помощи акцептной формы расчетов.

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей, а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги и услуги железнодорожного транспорта.

6. Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете – к платежному кризису.

Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

7. Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения, подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков (сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений), так и для клиента (финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств).

8. Седьмой принцип – имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий – тесно связан с принципом взаимного контроля участников расчетов. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия.

9. Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:

✓ расчеты платежными поручениями;

✓ аккредитивную форму расчетов;

✓ расчеты платежными требованиями;

✓ расчеты чеками и по инкассо;

✓ зачет взаимных требований;

✓ расчеты в порядке плановых платежей.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).