Бизнесмены, предприниматели – эксперты информационного бизнеса Рунета
Первое знакомство – интервью
Интервью № 1
«Нет понятия “начинающий предприниматель” – есть понятие «предприниматель».
Ольга: Александр, добрый день!
Александр Евстегнеев (Далее Александр): Всем добрый день!
Ольга: Александр, у вас уже такое огромное количество работ, я просто удивляюсь. И на вашем ресурсе «Азбука денег» представлено около 350 учебных видео, более 1500 статей. Я уже не говорю о той деятельности, которую перечислила выше.
Вы бы отнесли свою деятельность к какому-то виду бизнеса?
Александр: Как бы это лучше сформулировать? Когда мне говорят в самом начале: расскажите о себе, то я отвечаю, что мне на это понадобится минут 40.
Моя деятельность настолько разноплановая, что сложно ее уложить в банальные рамки. То, что вы озвучили, – это относится к моей деятельности в сфере личных финансов, т. е. позиционирует меня как эксперта в области личных финансов.
Хотя моя деятельность намного шире, намного глубже и не всегда она видна с первого взгляда. Что-то я оставлю за кулисами, а буду разговаривать с вами исходя из названия нашей конференции, выступать в качестве предпринимателя в сфере инфобизнеса, и моя специализация: личные финансы. Ограничимся вот этим.
Ольга: Отлично, замечательно, очень даже хорошо. Видно, что у вас все это очень глубоко и разнопланово на самом деле.
Видно, что вы человек не поверхностный, а профессионал и эксперт в той области, которую исследуете и изучаете.
Немного расскажите о себе как о человеке – коротко, я понимаю, что жизнь ваша – она также многогранна. Какие грани жизни вам раскрылись после того, как вы занялись бизнесом?
Когда это произошло? Как вы пришли к тому, чтобы стать предпринимателем?
Александр: Этот вопрос мне достаточно часто задают: Александр, расскажите ваш первый успех, вашу первую неудачу, с чего все начиналось…
Скажу честно, мне 39 лет, я точно не помню, с чего все начиналось – это было очень-очень давно.
Некоторые биографические рамки: я учился на экономическом факультете, и на втором курсе наши преподаватели создали инвестиционный фонд. Началась эпоха приватизации, ваучерных чеков. Именно с того момента я начал работать, начал зарабатывать деньги, и в моей группе на нашем потоке у меня были самые высокие доходы.
Т.е. уже в студенческом возрасте я погрузился в сферу денег, в сферу высоких доходов, были и взлеты, были и падения – было много всего разного, были различные финансовые кризисы, через которые я прошел…
Наверное, я один из немногих финансовых экспертов, которые прошли финансовые кризисы, – это1998 год, 2001 год, 2008 год.
У меня опыт более 20 лет работы с ценными бумагами и, наверное, мало кто в моей сфере деятельности может это написать в своем списке достижений.
Вот этим опытом побед и этим опытом поражений я и делюсь. Я рассказываю о своей жизни, я не выдумываю, я не рассказываю байки и не пытаюсь пересказывать скучные книжки…
В свое время я сдал достаточно серьезный экзамен, его сдавала Федеральная комиссия по ценным бумагам – я сдал сложнейший экзамен, но не понимал – ЗАЧЕМ?
Те знания, которые нам давали и те вопросы, которые нам задавали, – они не помогают развивать свой бизнес, никак не помогают создавать свое дело.
Поэтому те знания, которые нам дают в вузах, те знания, которые нам дают в коротких тренингах, – они не применимы для создания своего дела, для его поднятия, для его продолжения, развития, масштабирования.
Я учусь именно на своем опыте и этим делюсь на страницах своего блога, обучающих курсов и программ.
Ольга: Отлично, Александр, как-то вы сказали про ваучеры – это было давно, но я хорошо помню эту ситуацию. Когда я находилась с той стороны, где люди просто не знали, что с ними делать…
Вы как раз глубоко разобрались в этом вопросе, раз вы задели эту тему, были как раз с той стороны, кто сумел эту ситуацию воспринять как-то по-другому.
Александр: Вы знаете, как раз тогда было зарождение предпринимательства и одни люди занимали позицию отсидеться и переждать: Советский Союз вернется…
А другие люди просто действовали, не зная, как и что делать. На тот момент не было учебников по бизнесу. Я, когда учился, одновременно изучал работу с ваучерами и политэкономию социализма – вот вдумайтесь… Такой дисбаланс.
И когда я приходил на экзамены, мне наши преподаватели говорили: учи предмет, сдавай предмет, он тебе пригодится, когда ты будешь работать. На что я отвечал: я уже сейчас работаю и мне это на фиг не нужно.
Они были шокированы и действительно понимали, что тот объем информации, который закладывали при Советском Союзе, – он оказался абсолютно не востребованным, ненужным, а зачастую губительным. Потому что мы уже более 20 лет живем в рыночной экономике.
И я постоянно говорю: давайте перестанем жить в Советском Союзе – его уже давно нет, давайте становиться предпринимателями или хотя бы менять мышление в эту сторону.
Назвать себя предпринимателем и быть им – это абсолютно разные вещи.
Ольга: Если говорить об образовании, то и сегодня там мало что изменилось. У меня сын студент и по-прежнему там готовят хороших наемных работников.
Но давайте перейдем к нашей теме «Бизнес» – она более интересная. И несколько вопросов задаст мой партнер по проекту Булат Адигамов.
Булат: Да, друзья, я тоже вставлю свои несколько слов. Я в этом разделении оказался скорее на стороне Александра, потому что ваучеры я не пережидал, а работал с ними.
Хотя, может быть, не так эффективно и не так интенсивно. Но тем не менее я много представляю в этой теме.
Теперь несколько вопросов: мы с Ольгой полагаем, что инфобизнес обороты набирает в Рунете, а как вы считаете – это действительно так или все же в России рано говорить об инфобизнесе?
Александр: Если переформулировать вопрос: есть ли инфобизнес в России? И что такое вообще инфобизнес? Давайте поговорим об этих понятиях.
На мой взгляд, инфобизнес – это бизнес. Это что-то большое, что работает без вашего участия. Т. е. вы являетесь владельцем бизнеса. Либо являетесь потребителем услуг той или иной компании, т. е. вы являетесь покупателем.
Если человек хочет разобраться в теме инфобизнеса, то он должен понять, что его задача – становиться владельцем. В России, на мой взгляд, идет перекос: у нас плодятся в огромном количестве самозанятые люди.
Они гордо называют себя инфобизнесменами, на самом деле – это бывшие преподаватели, это бизнес-тренера, которые используют инфомаркетинг. Они используют какие-то отдельные моменты для привлечения клиентов в ту сферу деятельности, в которой они занимаются.
И говорить о том, что это именно бизнес и что все это может работать без их участия, наверное, это тешит самолюбие, но на самом деле, с моей точки зрения, они где-то копаются в песочнице. Они набираются азов.
А развивается инфобизнес или нет – имеет смысл поговорить об этом с людьми, которые действительно держат руку на пульсе финансовых платежей по инфопродуктам, с теми людьми, кто выпускает инфодиски.
На недавней конференции «Трафик 2013» я говорил с одним очень известным инфопредпринимателем, и он мне сказал, что в последнее время идет спад на рынке. Покупают все меньше и меньше.
Мы не будем говорить, почему это все происходит, я думаю, в том числе из-за приближающегося финансового кризиса: люди начинают копить деньги либо банально их у людей просто нет.
Но по его данным, у нас все стремительно развивалось в последние годы, и он, масштабируя свою компанию, способен заинтересовать в своих услугах все больше и больше людей. Но по его информации, успешных людей в этой сфере очень и очень мало. И зачастую те люди, которые выступают на конференциях, которым доверяют микрофон, – они являются, скажем так, фигурами на один день.
Они пришли, рассказали и ушли. У них разовые успехи, разовые результаты.
Инфобизнес в России очень молод, и нет еще таких знаковых фигур в большом количестве. И очень много людей просто умело зарабатывают деньги и не афишируют это.
К сожалению, у нас инфобизнес перерос в кричащую ипостась: когда люди гордятся деньгами. Но это делают те, кто продает обучение инфобизнесу. Это их ниша, и поэтому они вынуждены показывать свои результаты.
А так люди, которые в бизнесе, делают просто свое дело, и хорошие деньги зарабатывают ребята, которые втихую продают курс о том, как увеличить женскую грудь, о том, как увеличить мужское достоинство и т. д.
Они продают то, что нужно людям. Они, как настоящие бизнесмены, нашли востребованные ниши и вкладывают огромные деньги в рекламу и соответственно получают миллионы долларов. Такими результатами могут похвастаться 10–20 человек на территории СНГ.
Они являются для нас примерами для подражания и моделями для копирования.
Резюме: инфобизнес – это сложная штука, и зачастую происходит подмена понятий и инфобизнесменом себя называет любой человек, который создал свой блог, ведет свою рассылку, когда у него 5–10 клиентов, он проводит вебинары и называет себя инфобизнесменом. Но такие люди стоят в самом начале очень большого пути.
И я рад, что многие ступили на эту дорогу, но они должны понимать, что еще идти, идти и идти – и делать еще очень и очень много до того момента, пока они не станут владельцами и будут предпринимать только какие-то стратегические решения, а не работать в этом бизнесе.
Пока они сами берут микрофон, сами вещают – это любители. Я сам это делаю, чтобы получить удовольствие.
Булат: Я этот вопрос не только вам задавал, но, как вы говорите, многие инфобизнесмены, которые зарабатывают тренерством, – они это позиционируют как малый бизнес.
Но бизнес – это именно когда ты говоришь, что нужно делать, а то и не говоришь – это делают менеджеры, а ты получаешь деньги.
Тогда, Александр, следующий вопрос: если бы вы рекомендовали человеку, который собирается заняться инфобизнесом, чтобы в конечном итоге стать бизнесменом, с какого бы направления вы рекомендовали бы ему начинать?
Александр: Если какой-то человек собрался начать – я ему рекомендую не собираться. Либо начинать, либо нет. Это раз, т. е. все в нашей голове: если мы хотим попробовать, хотим подумать о том, чтобы начать что-то делать, мы соответственно уже с самого начала сами себе признались, что у нас ничего не получится.
Мы себе дали путь отступления этими фразами. Нет понятия «малый бизнес». Есть понятие «бизнес», нет понятия «начинающий предприниматель» – есть понятие «предприниматель». Есть человек, который говорит, и человек, который делает, – это два разных человека.
Поэтому в первую очередь поставьте себе задачу: я буду развивать инфобизнес, я буду делать все необходимые вещи полгода, год, два…
К сожалению, многие приходят в инфобизнес как на наемную работу. И ожидают, что они будут получать зарплату как на работе. Этого не получится.
Быстрый старт только в продающих письмах, которые нам шлют люди по обучению инфобизнесу. Вы можете получать какие-то деньги время от времени, но это зачастую является результатом того, что вы сделали какое-то большое количество действий в предыдущее время.
Если, например, вы тренер и начали вести вебинар – само собой, что ваши клиенты из оффлайн перейдут в онлайн, но если этой клиентской базы нет, то за вами никто не пойдет. Сейчас очень сильная конкуренция на рынке рекламы, сегодня она уже не дает того эффекта, который я от нее ожидаю. Но это мой путь, я чуть позже расскажу о своем подходе в инфобизнесе.
То, как я это делаю, – это очень своеобразно и сложно копируемо.
Вообще, тем людям, которые хотят начать зарабатывать деньги, я рекомендую признать, что они предприниматели, и выделить какое-то время, ну там 2–3 часа каждый день.
Меня очень огорчают те люди, которые прибегали к нам в Кийосаки-клуб и говорили:
– Я уволился, я прочитал книжку. Я хочу бизнес.
Но у них нет финансовой подушки безопасности, они не знают, что такое реклама, и не умеют делать бизнес, не знают, что будут продавать, и возникает вопрос: зачем ты уволился?
Т.е. люди на эмоциях приняли эмоциональное невзвешенное решение, и их семья попадает в полную финансовую задницу.
Т.е. семье нечего кушать… И через какое-то время этот горе-предприниматель возвращается на наемную работу, самооценка его упала ниже плинтуса, без денег и вынужден хвататься за любую работу, которую ему дают.
На старое рабочее место его не принимают – он утратил доверие в глазах своего начальника. Поэтому, всегда предостерегаю от таких вот поспешных решений.
Инфоконференции и тренинги. Я уже лет 5 хожу на конференции и вижу 20–30 человек одних и тех же – люди, с которыми я активно хожу, и мы активно учимся.
Все остальные люди – сотни и десятки тысяч людей – это какие-то новые люди, которых я никогда и нигде не видел. И уже не увижу.
Они пришли, попробовали и тут же отвалились. Т. е. они пришли, купили какой-то курс или тренинг, и все, больше я их не вижу, не слышу, и я уверен, что большинство из них вернулись к тому образу жизни, который вели раньше.
Поэтому, ребята, если вы начинающие – перестаньте себя считать начинающими и просто сделайте. Скажите себе: полгода, год я буду внедрять ту технологию, которую я получил на тренинге, и только через год я буду это оценивать: получаю я результат или не получаю. Буду я этим дальше заниматься или не буду.
Обычно людей хватает на один-два вечера. Они пытаются создать свой сайт…
Вот я сейчас запускаю новое направление и запрещаю это делать себе, своими руками, хотя я умею это делать. У меня есть помощники, дизайнеры и т. д., и они делают не спеша сайт.
Я смотрю, как они это делают, и говорю им, что это не подходит, с точки зрения продаж, как я это вижу.
У меня квалификация намного выше, чем у большинства фрилансеров, которых я нанимаю. И я вынужден учить фрилансеров, что им нужно делать…
Очень низкая квалификация у так называемых специалистов, которые нам предлагают свои услуги.
Я обращался к некоторым спикерам на инфоконференции, заказывал у них свои услуги, в результате они либо исчезали, либо я просил вернуть деньги, потому что уровень их подготовки, квалификации не дает мне того результата, который нужен.
Это говорит о низком уровне людей, которые находятся сейчас в инфобизнесе. Это говорит о том, что данная сфера только развивается и вы должны быть готовы, что будет достаточно сложно, и вы должны быть готовы, что будет достаточно интересно, потому что вы будете овладевать очень многими и разными навыками.
Предприниматель – это:
и владелец,
и маркетолог,
и дизайнер,
и верстальщик сайтов,
и многое другое.
Предприниматель занимается столькими делами одновременно, что говорить, что он только тренер, – это глупо.
Если вы сужаете себя до тренера, то это очень узко.
Однажды я проходил тренинг у психологов. Стартовало нас много, до финиша дошли двое: я и еще одна девушка из нашей команды, мы шли дальше.
Психологи – очень умные люди, они большие профессионалы, но, к сожалению, они не предприниматели.
И когда я им говорю: сделай вот это, это и это, они отваливаются. Они говорят, что им это не нравится, делать они это не хотят и не будут.
Это не мое, я буду искать то, что у меня легко получается. Потому, что Вселенная посылает мне знак, что это не мое.
Если Вселенная посылает вам такой знак, наймите специалиста, который умеет это делать лучше вас.
То есть я покупаю чужое время. Я вкладываю свои деньги и обмениваю их на чужое время, чужие знания. Это бизнес, и здесь ничего личного и эмоций быть не должно.
А если вы следите за знаками Вселенной, а не за своими действиями, значит, вы пока любитель, а не бизнесмен.
И еще очень интересно разговаривать с людьми. Некоторое время назад я проводил тренинг в Праге для русскоговорящих мигрантов и давал им азы бизнеса. Я был шокирован низким уровнем их знаний. Они не знают, что такое up-sell – повышение продаж! И эти люди называют себя бизнесменами. Они живут в европейской стране и не знают банальных вещей. Было за них очень обидно.
Кто такой инфобизнесмен? Это яркий человек, это человек, который публичен и который ведет за собой.
Если это тренер и мы говорим о личном бренде, то я увидел в Праге перед собой девушек, которые безвкусно одеваются, без макияжа, которые боятся выделиться.
И эти люди хотят быть предпринимателями, сущность которых – выделиться на фоне других конкурентов.
Т.е. базовые понятия не соответствуют предпринимательскому мышлению. Они говорят, что здесь же Чехия, здесь Европа, здесь не принято одеваться ярко, как в России.
Потом я уже проводил тренинг по общению, и пришли уже русские женщины в Москве: картина та же самая. Пришли безвкусно одетые женщины, одежда которых куплена на рынках, без макияжа, но зато с прическами.
Есть еще разница в подходах стран. Россия большая и внутри страны есть ярко выраженные культурные слои: в Москве носят одно, выйдешь за МКАД – уже другое, в глубинке – третье.
И когда мы работаем с нашей ЦА, мы должны все это учитывать и разговаривать на языке целевой аудитории.
Ольга: Александр, т. е. все это вы ведете к тому, что в бизнесе нет мелочей, правильно? Важна любая деталь, все, из чего состоит человек, вся его суть – это все очень важно.
Александр: Если резюмировать одним предложением, то это просто невозможно подрезюмировать. Бизнес – это один огромный подход, и здесь нет какой-то одной фишки, которая вас выведет на новый уровень.
Когда вы общаетесь с другим человеком и как коуч оцениваете его ситуацию, то даете ему либо рекомендацию, либо помогаете найти то, что подходит именно в его ситуации.
Главное – идти, и тогда вы точно дойдете, а если вы сидите и думаете: то я делаю или не то я делаю – вы будете сидеть всю оставшуюся жизнь.
Надо просто делать и быть готовым ошибаться. Удвойте количество ошибок. Очень хорошее правило, не помню, кто его сказал: просто разрешите себе ошибаться.
Предприниматель – это человек, который идет в неизведанном направлении туда, где до него еще никто не был. Само собой, он будет ошибаться. Само собой, он будет падать в какие-то ямы, будет натыкаться на тупики, на овраги, проблемы и т. д.
Предприниматель не воспринимает это как проблемы, для него это задача, которую нужно просто решить. И он идет дальше и знает, что у него все получится. Это что? Это внутренняя убежденность в своих силах. Хотя он однозначно знает, что потеряет деньги, знает, что что-то у него не получится, знает, что рано или поздно все его сотрудники уволятся.
И он к этому готов. Все намного глубже. Для каждого отдельного человека будет какая-то своя рекомендация, но только после серьезного, глубокого разговора с ним.
Серьезного разговора со взрослым человеком, а не с человеком, который забежал в инфобизнес на 5 минут, по легкому срубить бабла.
Если вы хотите срубить бабла, то все, у вас уже ничего не получится.
Ольга: Хорошо, Александр, вы плавно подошли к теме «Наставника» в жизни человека, который собирается сделать бизнес. Вы сказали и про коучинг, и про консультацию и т. д.
Многие люди в России воспринимают тему наставничества как нечто надуманное. Если еще раз рассмотреть эту тему с позиции роли наставника в успехе предпринимателя, что вы можете сказать?
Александр: Мне часто пишут: Александр, я хочу, чтобы вы стали моим наставником. Я говорю: ребята, у меня сто тысяч подписчиков и если я буду наставником всех, то мне некогда будет жить.
И по-моему, это очень большая глупость, когда человек ищет наставника. Вам нужна рекомендация в какой-то конкретной теме, и для вас наставником может быть книга, может быть тренинг и т. д.
Уровень наставника – это очень высокий уровень сознания личности.
Не всем людям нужен наставник, не всем людям нужна миссия и цель в жизни, кто-то доволен той жизнью, которой он живет. Поэтому живите дальше. А вот когда вы почувствовали, что вам необходимо измениться, чувствуете, что ваша жизнь требует изменений, что не можете больше жить так, как жили раньше. Вот здесь сама жизнь заставляет искать вас какие-то новые методы для решения тех задач, которые стоят перед вами.
И здесь наставником являются и та же Вселенная, которая посылает вам знаки, и книжка, которая попадает вам в руки и т. д.
По-моему элемент наставничества – это вещь, которая выдумана, продается и внедряется в сознание так называемыми инфобизнесменами, чтобы продать свои услуги.
Вместо того чтобы решать проблемы наших клиентов, мы им продаем то, что им не нужно. Это мой взгляд на эту вещь.
Я редко веду консультации, во-первых, мне это скучно, говорить одно и то же разным людям, у всех одни и те же проблемы. Я говорю: почитайте мою книгу – эту, вот эту и т. д.
У меня на блоге есть все: читайте, изучайте, применяйте. Но я не вижу эффекта. Я не вижу массового эффекта. Я вижу, что Россия остается страной, которая сидит на нефтяной игле и т. д.
Ничего не меняется в целом. Чтобы изменилась ваша жизнь, никакой наставник не поможет. Вы должны измениться сами. Должно измениться ваше мышление.
А это несколько лет серьезной работы над собой, для того чтобы изменить и всю свою жизнь, поддержать себя в этом состоянии.
Наставник – это короткая быстрая помощь, которая как пилюля, которую вам назначил доктор, даже не глядя на вас. Наверное, наставник – это вот такой человек.
Человек пытается вам помочь, но он не знает вас, не успевает за час общения с вами вникнуть в ситуацию.
И потом этот же человек будет вас обвинять в том, что вы дали ему неверный совет. Хотя человек, когда идет к наставнику не нуждается в совете. Он уже все давно решил. Он решил либо оставить свою жизнь такой, как она есть, либо он движется вперед, и наставник уже никоим образом не поможет.
Изменения происходят внутри самого человека. Если вы это поймете и будете реже заказывать разные коуч-сессии, а будете больше делать в вашем бизнесе, в вашей жизни, в вашей семье, с вашим здоровьем – эффект наступит значительно больший.
Коучинги – их продают люди… Я был на конференции для коучей – я был шокирован той картинкой, которую я увидел.
Я для себя поставил галочку: поменьше с ними общаться.
Ольга: Понятно. Очень интересная позиция.
Булат: Да, позиция неожиданная, но у меня вопрос по такой позиции: мне тоже нравится книга «Богатый папа – Бедный папа» и, по-моему, богатый папа как раз и был тренером у Роберта. Именно стартовая позиция, можно ведь на старте закопаться и пойти совсем не в ту сторону, и там и умереть.
А можно все-таки с помощью людей, которые тебе покажут путь разных людей на разном уровне, вырулить быстрее.
Вот я с этой точки зрения рассматриваю наставника.
Александр, у меня к вам вопрос уже по вашему направлению: мы знаем, что миллион заработать легче, чем его сохранить и приумножить. Вы специалист именно по стратегиям вложения и сохранения средств. Посоветуйте, как этим стратегиям начать учиться сейчас нашим читателям. Как научиться сохранять то, что ты уже имеешь?
Александр: Самая лучшая книга по этой теме «Самый богатый человек в Вавилоне» – с нее необходимо начинать. Она написана в виде исторических притч очень понятным языком, и это мягко в тебя ложится.
И у тебя очень быстро рассеиваются иллюзии относительно денег, когда ты читаешь эту книгу.
Начните с нее, там ничего не говорится нового: вы знаете, что надо откладывать 10 %, надо создавать свое дело, надо уважать и ценить богатых людей, надо с уважением относиться к своим деньгам.
И все эти прописные истины расписаны и показаны на ярких примерах.
Прочитайте эту книгу – это шаг № 1 в сфере понимания, какую роль оказывают деньги вообще на вашу жизнь.
Это базовая психология человека, который хочет выбраться из проблем с деньгами и начать смотреть уверенно в свое финансовое будущее.
Ольга, Булат: Благодарим за ценную информацию! Желаем новых открытий в области финансов, инвестиций и бизнеса.
Александр: Благодарю вас за конференцию и уверен, что мы можем изменить мир в лучшую сторону. Наша беседа и конгресс – это уже вклад в эти изменения.
Интервью № 2
«Интернет-бизнес – это мощнейшее поле, информационный источник и ресурс».
Ольга: Хочу поблагодарить вас, Валерий, за то, что вы нашли время в своем плотном графике для того, чтобы ответить на наши вопросы. У вас такое огромное количество проектов, и чувствуется, что они имеют глобальный и глубокий масштаб. Скажите, свою деятельность вы бы отнесли к какому виду? Это бизнес, инфобизнес или и то и другое?
Валерий: Сам холдинг SalesGeneration – это в чистом виде бизнес. А моя деятельность связана с интернет-бизнесом, инфобизнесом. Наш бизнес как холдинг, он во многом построен на упаковке и продаже товаров через интернет-бизнес. Соответственно мы очень много используем инструментов через Интернет и используем технологии инфобизнеса.
Ольга: Вот вы сказали интернет-бизнес и инфобизнес. Давайте поясним отличия этих двух понятий. Потому что мы говорим инфобизнес, информационный бизнес, и прозвучало такое понятие, как интернет-бизнес. В чем разница?
Валерий: Интернет-бизнес – это построение каналов коммуникации с клиентом. Это мощнейшее поле, информационный источник и ресурс. Это различные каналы маркетинговых коммуникаций с клиентом. Через поисковый маркетинг, через маркетинг социальных сетей, через элементы директ-маркетинга с помощью интернет-технологий. А инфобизнес – это бизнес по упаковке и продаже информации. Инфобизнес учит нас, как правильно упаковывать информацию, как правильно ее дозировать, как продавать. Экспертность – как правильно балансировать цены. То есть инфобизнес учит нас готовить товар, который продается каналами интернет-бизнеса.
Ольга: Хорошо, я думаю всем понятно, что это разные вещи. Валерий, расскажите о том, как к вам пришла идея начать свой путь предпринимателя, кто вы по духу? Как вы считаете: вы оптимист, человек, который всегда открывает новые грани возможностей? И расскажите немного о стиле вашей жизни. Как она изменилась после того, как вы занялись бизнесом?
Валерий: Я оптимист. Я всегда за космические корабли, как шутят мои коллеги. Я – на прорыве, я – смотрящий вдаль. Иногда коллеги по бизнесу ругают меня, что мне неплохо было бы спуститься с капитанского мостика. То есть я человек, обладающий видением и достаточно хорошими амбициями. Конечно, бизнес изменил всю мою жизнь. Я родом из не очень богатой семьи, и мне в жизни всего приходилось добиваться самому. И мне в этом очень помог интернет-бизнес.
Хотя, когда мы начинали, никто не понимал, что это и зачем. Но есть в этой жизни бизнес, который твой. Как бы плохо ни было, какие бы ситуации ни были, раздавался звонок, находился новый клиент, и дела начинали идти с новой силой. Я в свое время учился в Уральско-Сибирском институте бизнеса и очень много занимался вопросами бизнеса. Меня это тоже, конечно, сильно подтолкнуло. Понимание отстраивания системы бизнеса, понимание внутренней силы, механизмов и как это работает.
Бизнес изменил всю мою жизнь, потому что все, чего я добился, я заработал своими собственными руками. Я родом из Екатеринбурга. Сначала я строил свой бизнес там, сейчас я уже седьмой год в Москве. Бизнес меня притащил в столицу и сейчас помогает преподавать в самых больших столичных вузах. Бизнес помог мне объездить весь мир.
Бизнес сделал в моей жизни все социальные лифты. Все пройденное в жизни основано на двух камнях: на обучении и лидерской позиции. То есть в моей жизни меня всегда вперед двигают знания и стремления заниматься бизнесом. Я из Екатеринбурга переехал работать наемником в большую международную компанию, протерпел два года и понял, что это не мое. И вот теперь снова, с нуля строю свой бизнес.
Ольга: Отлично, Валерий! Это была у нас вступительная часть, которая раскрыла грани вашей личности. А сейчас мой коллега, Булат Адигамов, тоже организатор нашего конгресса, задаст вам вопросы уже более глубокие.
Булат: Рад вас слышать, Валерий. Вопрос следующий сложился. Мы с Ольгой организовали Глобал-Инфо-Конгресс. Мы искренне считаем, что инфобизнес в Рунете набирает обороты. В то же время мы столкнулись с мнением, что инфобизнеса в России, может быть, и нет, а если есть, то в самом зачаточном состоянии. Как вы это оцениваете, есть у нас инфобизнес или не совсем?
Валерий: У нас есть не просто инфобизнес, а миллионеры инфобизнеса. И люди, может быть, не осознают, что эти миллионы им помогли заработать те или иные инструменты инфобизнеса. Поэтому инфобизнес у нас есть.
Я в прошлом году был на одной конференции, и прозвучали такие цифры, что рынок образования в Америке 200 миллиардов в год, в Европе 100 миллиардов в год, а у нас чуть меньше 30 миллиардов в год. Поэтому у нас рынок торговли информацией еще будет расти и расти.
Инфобизнес в России есть, есть миллионеры, есть интересные ребята эксперты, но он так же не развит как вся эта сфера. Поэтому я думаю, что у него очень большие перспективы. Кто-то из инфобизнесменов шутил, не помню кто, что если вы в инфобизнесе, можете начинать петь и плясать, потому то ваш бизнес будет расти, несмотря ни на что.
Я наблюдаю, что это происходит в российском интернет-бизнесе. Те проекты, которые хорошие, которые не умерли и продержались до сих пор, если не захватят рынок, то по крайней мере удержат свои лидерские позиции. Они из нулевых проектов стали если не с миллиардной капитализацией, как Yandex или mail.ru, то с многомиллионной точно. Поэтому я считаю, кто выйдет на рынок, и захватит свою нишу, и сможет ее удержать, они через какое-то время будут очень богатые люди.
Булат: Теперь следующий вопрос. Мы обратили внимание на то, что вы работаете в команде. То есть вы – командный игрок. Я тоже всегда достигал максимума именно работая в команде. Как в настоящее время стоит подбирать сильных, нужных, достойных людей в свой бизнес?
Валерий: Еще Керк Ректор в свое время выпустил очень интересный продукт, он назывался «Делегируй или умри». Действительно, все делать самому невозможно. Большие проекты доступны только с командой, через создание системы. Чем она больше и системнее, тем больше этот бизнес.
Бизнес – это всегда масштабируемый бизнес и системный. Чем больше людей завязано, тем больше ремесло. Начинать нужно всегда одному, но всегда нужно стремиться построить более или менее автономную систему. Тогда он будет иметь цену сам по себе, его можно продать.
Если это неотчуждаемое дело, то это еще не бизнес. Бизнес должен быть командным 100 %. Команду нужно подбирать в какой-то мере по себе. Вам с этими людьми должно быть хорошо и комфортно работать. Но часто бывает, что мы набираем себе свиту, и мы вынуждены их кормить. Ты работаешь, кормишь себя и еще 30 человек, как правило.
Есть два правила. Первое – не создавать стадо баранов, а стаю котов. Вот это правило мне еще не удалось в полной степени. Я считаю, что люди должны быть менее талантливы, но лояльны. Я эту границу еще не перерос для себя, но я работаю над этим. Самую гениальную фразу сказал Стив Джобс. И нужно быть признательным и стремиться к этому. То, что я сейчас пытаюсь построить со своей командой, основано на этих принципах. И меня очень расстраивает, когда эти принципы не соблюдаются. Джобс сказал фразу, которую нужно на фундаменте выбить золотыми буквами, потому что это основа современного бизнеса.
Он сказал: «Мы нанимаем талантливых людей не для того, чтобы говорить, что им делать, а для того, чтобы они говорили, что делать нам». Я думаю, это самое золотое правило построения команды из тех, с которыми я работаю сегодня.
Ольга: Это правило приемлемо в России?
Валерий: Правило, безусловно, приемлемо. Другой вопрос – наши социальные и культурные особенности. Но они больше связаны с построением самой бизнес-культуры. Что наши люди готовы меньше платить за те или иные вещи и так далее. Нет социальной обеспеченности со стороны государства. Но тем не менее мы работаем в стране, в которой 145 миллионов человек.
Ищи среди них своих людей. Это как закон увольнения клиентов в инфобизнесе. Если ты не будешь увольнять периодически наименее выгодных клиентов, то останешься постепенно посредственностью. Старайся набрать тех людей, которые в твоей команде выполняют поставленные цели. Избавляйся от людей, которые не двигают тебя вперед.
Почему я учу? Потому что когда учишь, по-настоящему понимаешь, что происходит. А больше всего просветлений приходит, когда занимаешься коучингом с молодыми ребятами.
В одном из коучинговых диалогов у меня было такое просветление. Мне задали вопрос: как стать миллиардером? И я ответил, что миллиардер – это человек, который бежит быстрее всех.
А что нужно делать для того, чтобы бежать быстрее всех? Нужно бежать. Соревноваться, а еще лучше, чтобы был лидер, которого ты догоняешь. Но нужно иметь наставника, лидера, за которым ты стремишься.
Должны быть люди, которые бегут рядом, которые задают темп. Должна быть команда, те люди, которые бегут сзади и толкают тебя в спину. Вот это команда богатого человека, который стремится к лидерству, и финансовому в том числе. И самый большой кошмар – это когда вы толкаете кого-то впереди себя. Особенно если этот кто-то толкает вас обратно.
По этому принципу нужно отбирать людей. Чтобы не было людей, толкающих вас обратно. Окружение для лидера – это все. Когда я учился в бизнес-школе, вокруг меня были достаточно успешные бизнесмены. Я к ним тянулся, стремился, они задавали темп и стандарт. Окружение – это важнейшая категория из жизни лидера и бизнесмена. Поэтому никого не толкайте впереди себя, особенно если он упирается. Стремитесь, чтобы были люди, которые толкают вас вперед, стремитесь за кем-то.
Ольга: Хорошо, Валерий. Вот у меня спонтанно возник вопрос, потому что я тоже все время занимаюсь этой темой. И окружение важно нам, и чтобы наставник был. Про наставника мы отдельно поговорим.
Валерий, вот вы сказали, что нужно с кем-то соревноваться. Но окружение окружению рознь. Одно дело, когда мы создаем окружение людей, которые будут исполнять нашу волю, делать бизнес вместе с нами, но под нашим руководством. Это скорее всего исполнители.
И другое дело, когда мы обучаемся, то есть находимся среди равных себе. Вот здесь как раз интереснее соревноваться, когда люди строят бизнес, у них есть цель, они стремятся. И вот здесь получается хорошее соревнование. Все-таки окружение окружению рознь? Или нет? Вот я хочу внести ясность.
Валерий: Окружение окружению не рознь. Просто не надо путать понятия «окружение» и «команда». Окружение – это те люди, чье мнение для нас дифферентно, кого мы считаем добившимся большего успеха, чем мы, и стремимся выйти на этот же уровень.
Вот это должно быть окружение. А те люди, с которыми мы работаем, их нужно подтягивать в наш уровень ценностей, в наши темпы, для того чтобы они помогали нам двигаться вперед.
Для команды мы, скорее, окружение, мы для них образец. Поэтому им с нами интересно. Никакие деньги человека не удержат так, как понимание, что он находится в правильной команде и в правильной струе.
Мы должны быть для людей образцом и идеалом, к которому они стремятся, и мы должны иметь окружение, к которому стремимся мы. Есть очень хороший пример. Вот если вы залезли на стул, то вам нужно идти дальше – на стол. Шансов у вас, что вас люди стащат со стола значительно больше, чем то, что вы на этот стол затащите кого-то. Поэтому с этим нужно уметь работать и делать все достаточно осознанно.
Лидер всегда должен посмотреть на то, что происходит, немножко сверху, со стороны. Внутри процесса никогда не бывает точки видения, бывает только точка зрения. А тот, кто поднимается над многообразием точек зрения, принимает их воедино и обрастает точкой видения, только этот человек по-настоящему мудр и может управлять ситуацией.
Для того чтобы управлять, надо всегда быть немножко выше, изнутри это никогда невозможно. То есть внутри броуновского движения управления никогда не будет. Поэтому нужно понимать, что команда есть команда, она должна быть. Но нужно отстраивать в себе ответственность за команду и очень хорошо с этим работать. Не нужно с командой дистанцироваться, иначе вы ее потеряете. Но и не нужно сливаться с ней. Потому что когда король – это лишь первый среди равных, это уже сложность определенная.
Ольга: Отлично. Мы просто разграничили, чтобы всем это было понятно. Второй вопрос – это роль наставника. Многие спорят, мы берем различные интервью, как по теме инфобизнеса, так и по теме наставника, выслушиваем различные мнения. Также хотелось бы услышать ваше мнение по поводу роли наставника в становлении человека, который поставил себе цель не прийти в команду и двигать чей-то бизнес, а поставил цель именно создать свой бизнес. Насколько, вы считаете, важен наставник в этой ситуации?
Валерий: Наставник – дело хорошее. Хорошо, когда есть опытный человек, который поможет советом и так далее. Но я в жизни никогда не встречал универсального наставника, чтобы всегда был человек, про которого можно сказать, что вот мой наставник и я за ним следую. Это всегда многообразие людей, каждый из них интересен в чем-то.
Поэтому единого сборного наставника я для себя не нашел в жизни. Есть какие-то идеалы, люди, понимание, понимание уровня, к которому нужно стремиться, оно есть. А вот наставник непосредственный – это хорошо, не зря об этом пишут во всех лидерских книгах. Только надо понимать, что это, возможно, не один человек, что это некоторое многообразие людей. Возможно, это один сборный образ, в тех категориях, в которых ты хочешь научиться. Кто-то хорошо водит машину, кто-то хорошо зарабатывает деньги, кто-то хорошо худеть умеет.
Ольга: Понятно, то есть в каждом вопросе нужно выбирать человека, который в этом вопросе преуспел.
Валерий: Да, и человек, который во всем хорош, – это замечательно. Но я не так часто встречал идеал человека. И чтобы он еще был готов быть наставником. Может, это моя личная особенность, но для меня наставник – это всегда сборный вопрос. Но наставник нужен: спрашивать совет нужно, потому что точка зрения – это одно, а точка видения – это другое. Только точка видения определяет мудрость. Точка видения формируется из точек зрения. Это ваша точка зрения, наставника, двух-трех людей, которые по-разному могут увидеть ситуацию. И чем более ясно и беспристрастно ты видишь данную ситуацию, тем больше способен ею управлять.
Булат: Валерий, вы построили перед нами классную модель, и ваш опыт показывает, что эта модель действенная. Я слушал, примерял свой опыт, и ни в одном месте это не разошлось, практически везде совпало то, что я знаю из многолетнего опыта. Хочу задать такой вопрос: поскольку у нас слушатели на конференции будут разного уровня, и есть люди, которые только стартуют в инфобизнесе. С точки зрения вашего видения, как вы представляете, как сейчас строится бизнес и куда он будет развиваться? Что бы вы посоветовали? Если кто-то сейчас будет стартовать или параллельно развиваться, какое из направлений инфобизнеса, на ваш взгляд, наиболее перспективное?
Валерий: Возможно, рано об этом говорить, но с одним из больших вузов мы сейчас готовим программу профессиональной переподготовки с дипломом по специальности бизнес-стратег. И я много думал о том, чему бы я хотел научить этих людей, кроме того, что дать им профессию.
На чем надо научить их зарабатывать деньги.
И я уверен, что в жизни должны быть две вещи. Первое – это обязательно научиться продавать себя и упаковывать себя как эксперта.
Второе: свой собственный бренд важно научиться отстраивать. Поэтому обязательно научитесь продвигать себя. Направление, которое, я считаю, нужно освоить в инфобизнесе, – это научиться продвигать себя, продавать свой профессионализм.
К личному бренду вы всегда можете реализовать любой проект, который будет хорошо продаваться через доверие к вам. В бизнес, в который, возможно, придут инвесторы. В моем опыте так и получилось. Я построил свой бренд, потом начал строить бизнесы, в которые пришли инвесторы, с которыми вырос совсем большой бизнес. Я бы в качестве первого шага научился именно упаковывать свою экспертность.
Надо строить бизнес, но параллельно отстраивать себя. То есть инфобизнес вокруг себя. Надо писать книги, быть коучем, уметь упаковывать себя в блоге, в отрасли. Отстраивать себя обязательно нужно. Это очень важно в своем любимом деле: уметь правильно отстроить личный бренд. По-моему, это основа всего остального капитала в информационном бизнесе.
Ольга: Валерий, ваша позиция очень интересна. Но вот в заключение, что бы вы пожелали нашим слушателям, которые, может, еще думают, нужны им перемены в жизни или не нужны, взяться им за что-то или не взяться? Что бы вы им посоветовали или просто пожелали?
Валерий: Вы знаете, среди принципов в жизни, которые я взял себе в качестве основных, истина, которая стоит первой, она гласит: когда не знаешь что делать, то делай шаг вперед. Поэтому смысла сомневаться нет. На то, чтобы сделать что-то или не сделать, Вселенная нам выделяет одинаковое количество энергии. Любая задача, которую мы хотим сделать, – она нам по силам.
А сомнения – это всего лишь способ потратить энергию на неделание. Я однажды в жизни услышал фразу: «Нам нечего терять, кроме своих цепей» – и понял, что главное слово это не «цепей», а главное слово «своих».
Сомнения – это те цепи, которыми мы окружаем себя для того, чтобы ни к чему не стремиться и ничего не делать. Сомнения – это бессмысленная трата энергии. Поэтому лучше сделать шаг вперед. Я не поклонник правила, что лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и пожалеть. Потому что есть вещи, которые категорически неприемлемы, – это наркотики и прочие гадости. Но в вопросе построить бизнес или нет, развивать ли себя как личность, принять ли вызов чтобы стать лучше или нет, сомнений быть не должно. Всегда принимать, всегда говорить «да». Брать, делать и двигаться вперед.
Второй принцип очень важен и может помочь тем, кто сомневается. Нужно определиться с целью. Потому что если цель интересна, по-настоящему вызывающая, ценная, то она даст вам силы, чтобы решить любую задачу по достижению этой цели.
Ольга: Валерий, я благодарю вас за содержательную беседу, за глубокие ответы на наши вопросы. Уверена, что уже на этом этапе многие слушатели возьмут для себя что-то новое и полезное и начнут движение к своим целям. Я поздравляю вас с Днем труда. Мы с вами идем в одном ключе, выполняем одну миссию, мы хотим, чтобы нас окружали люди богатые и успешные. Те, которые идут, меняются, берут вызов. И поэтому мы эти праздники проводим в таком благодарном труде. Желаю вам здоровья, хороших выходных, новых открытий, свершений. Я уверена, что вы будете делиться с нами новыми открытиями, которые у вас будут в жизни.
Булат: Благодарю вас, Валерий. До встречи на Глобал-Инфо-Конгрессе. Успехов вам.
Интервью № 3
«Чем больше в стране предпринимательского духа, тем у страны больше шансов на лучшее будущее».
Ольга: Всеволод, благодарим вас, что нашли время в своем плотном графике ответить на наши вопросы. А также приняли приглашение выступить на Global-Info-Congress’e в качестве спикера. Всеволод, к сожалению, в этих десяти строках, в которых я сейчас пыталась вас представить, нельзя представить всю вашу крупномасштабную деятельность. Я бы еще сюда добавила уникальный тренинг «Технологии создания контролируемого будущего», который проходит в Египте, и, конечно, вашу книгу «Высокое мастерство жизни» и коучинговые группы Голд и Платинум, в которых люди раскрывают свой внутренний потенциал и просто делают порой невероятные вещи. Но, как ни странно, Всеволод, людей обычно интересует сам человек. Вот если бы мы с вами были не знакомы, наверняка это интервью будут слушать люди, которые пока вас не знают, как бы вы представились?
Всеволод: Я представился бы так: меня зовут Всеволод Татаринов, и я человек, который помогает изменить жизнь в лучшую сторону. Это, наверное, самое основное.
Ольга: Всеволод, а как же волейбол на пляже, английский язык между делом? Еще наверняка есть увлечения. Добавьте несколько слов о себе.
Всеволод: Конечно, каждый человек – это целая Вселенная, с его возможностями, его особенностями. Я не считаю себя супервыдающимся человеком. Да, мне удалось заработать деньги, и удалось заниматься любимым делом. Потому что после того, как я уволился из армии, по образованию я офицер, с 1990 года, я смог начать работать на себя и прошел очень большую дорогу в бизнесе и в системах и технологиях развития.
Потому что этот вопрос меня всегда интересовал. У меня была мечта работать за границей, наверное, как и у всех людей, которые родились в Советском Союзе. Созданный образ заграницы очень манил. И поэтому в 1997 году, когда я познакомился с нэтворком, я принял эту возможность и к концу 1998 года я уехал за границу, где и прожил 12 лет.
То, что я экспортировал бизнес-системы, обучал людей по всему миру, открыло для меня некоторые горизонты, и я увидел, что все люди, конечно же, разные, но поразительно одинаковые. Все равно в какой стране они живут, есть, конечно, национальные отличия и особенности, но тем не менее все люди похожи. Я не считаю, что смог достичь чего-то сверхординарного. Наверное, самая большая радость – это когда те люди, которых я смог поддержать, дать какие-то мысли, растут, меняются. Это самое большое удовольствие. Я занимаюсь обучением людей. Это одновременно и мое хобби, хотя есть и много других хобби, это как мазки в картине. И то, чем я занимаюсь, – это помогать людям, развивать свои способности, веру в себя и доходить в жизни до нового уровня, до новых доходов. Это самое основное.
Ольга: Благодарю вас, Всеволод, за ответ. Мое знакомство с вами началось с обучающей программы «Секреты успеха от долларового миллионера», как и знакомство многих людей, которые выходят на вас через различные каналы в сети интернет.
Эта программа – вершина айсберга. Но меня интересует подводная часть, которую не видно. Как пришла идея создать такую обучающую программу? Вы уже тогда следовали своей миссии продвигать эффективные знания, которые способны улучшать жизнь людей? Каковы были первые шаги к созданию этой глубокой программы, которая охватывает большое количество людей?
Всеволод: Хороший вопрос. Все началось в 1998 году, когда была создана обучающая компания SunTeam International. Это больше чем обучающая компания, это такой клуб людей, которые имеют активную жизненную позицию и хотят не только менять свою жизнь, но и думать с точки зрения того, каким образом это повлияет на весь мир в целом. Весь мир – это люди, и если каждый берет на себя какую-то ответственность и что-то меняет в себе, то так меняется весь мир.
С 1998 года этот клуб рос и развивался в различных направлениях, и одно из них – это обучающая программа «Секреты успеха от долларового миллионера», которая стартовала в 2009 году. Эта программа явилась онлайн-ресурсом, которая позволяет мне затрагивать большую аудиторию, делиться своим опытом и практическими знаниями по достаточно практической тематике.
Чтобы можно было брать работающие техники, применять их в жизни и менять те или иные аспекты жизни в целом. Вся моя карьера была направлена сначала на людей, которые занимаются малым бизнесом, в том числе сетевым, и потом уже выросла вообще до предпринимательства как такового.
Я считаю, чем больше в стране предпринимательского духа и людей, которые понимают, что такое предпринимательство, тем у страны больше шансов не только на лучшее будущее, качество людей также будет меняться. Поэтому я сконцентрировался именно на том, чтобы помогать людям, в которых есть задатки предпринимательства, раскрывать эти задатки и становиться предпринимателями с большой буквы.
Ольга: Хорошо, но у нас тема все-таки инфобизнес, и если сравнивать то, что у вас есть сейчас, и как развивается информационный бизнес в сети Интернет, можно ли сказать что это был первый шаг на пути создания бизнеса? Или это что-то другое?
Всеволод: Да, наверное, но информационным бизнесом как таковым я никогда не занимался, да и не занимаюсь. Моя продажа знаний через Интернет – это то, чем я занимаюсь. Я продаю знания через Интернет, обучаю этому делу других людей и готовлю бизнес-тренеров, тех людей, которые будут продавать свои знания, помогая людям решать свои задачи. Это мое основное направление.
Ольга: То есть можно сказать, что это бизнес, который также ведется и через Интернет?
Всеволод: Да, Интернет – это хорошая связь коммуникации, хороший канал продвижения и охвата для того, чтобы продвигать технологии продажи знаний и передачи знаний предпринимателям, для того, чтобы у них вырос профессиональный уровень и результаты.
Ольга: Хорошо, Всеволод. У вас есть дар предвидеть ситуацию развития бизнеса в целом, в стране, и вы видите, как можно раскрыть потенциал человека, поэтому Булат Адигамов, мой партнер по этому проекту, тоже сейчас задаст несколько вопросов.
Булат: Добрый день, Всеволод. У вас огромный опыт ведения бизнеса, разного уровня и в разных сферах деятельности. Если коснуться инфобизнеса, то из моего опыта я вижу, что чаще всего попадает под категорию малого бизнеса.
Именно хозяин этого бизнеса оказывается основным его работником. Какие вы можете предложить выходы из этой ситуации? Как из малого бизнеса сделать средний, где полномочия делегируются и хозяин перестает быть главным в этой системе?
Всеволод: Бизнес – это всегда что-то развивающееся. Бизнес никогда не может быть статичным. Если он статичен, то через некоторое время начнутся проблемы. Бизнес – это всегда эволюция. И когда человек начинает использовать какую-то бизнес-модель, конечно, ему интересно, чтобы с меньшими затратами получить больший результат.
И эта модель бизнеса, о которой сказал Булат, когда один человек и жнец, и чтец, и на дуде игрец, то есть все он делает в одно лицо, но что-то иногда делегирует. С этого все начинают, потому что человек практически не тратит деньги на развитие. Через какое-то время такой работы, инвестируя свое время в свой бизнес, человек начинает понимать, что есть вещи действительно важные, а есть второстепенные.
Когда человек понимает, как работает бизнес, и он не теоретически, а практически видит, каким образом получается прибыль и каким образом люди платят ему деньги, а люди платят деньги за компетентность, которую человек получил, и делает какие-то действия. И он понимает, что многие вещи он может делегировать. И когда он начинает это делать, как следствие, идет спад в его бизнесе.
Например, у человека уже есть какой – то доход, например 100 000 рублей, он начинает взрываться, начинает делегировать, и, как правило, синусоида идет вниз, и доход его падает. И это абсолютно нормально. Потому что человек из разряда того, кто работает сам на себя, из разряда работника, становится больше управленцем.
А управлять людьми и покупать время людей за деньги – это уже более высокие навыки, более высокий уровень, и соответственно большие деньги, которых человек не имеет. И как следствие, он должен приобрести эти навыки делегирования. А все люди, которые работают с фрилансерами, знают, что это те еще проблемы.
Потому что народ, как правило, ленив, необязателен. И тут начинается обман, необязательность, и человек на новом уровне, уже как управленец, когда сможет соединить воедино уже измененную модель, вот тогда он уже выходит на другой уровень. Это может быть 300 000 рублей в месяц.
Но через какое-то время он начинает понимать, что и это уже не то. Потому что ему недостаточно просто иметь людей и делегировать какие-то полномочия работникам. Он начинает набирать себе команду. А команда – это не работники, команда – это партнеры, но партнеры с правильной позицией.
Потому что если человек набирает людей и каждый из партнеров настолько индивидуален, что нет системы правильного контроля и правильного прохождения задачи, то такого рода команда неэффективна и соответственно не работает. Но если человек смог и с этим разобраться, то он выходит на новый уровень, где собирает бизнес-модель нового типа, где есть люди, с которыми он делится прибылью, есть работники, есть люди, которые управляют фрилансерами. Такой бизнес становится значительно больше. Это уже может быть до нескольких миллионов рублей в месяц, приблизительно от 100 000 долларов в месяц.
Я думаю, что дальше может еще один левел ап, но пока я про него не говорю, потому что я сам нахожусь на этом этапе, когда человек зарабатывает около 100 000 долларов в месяц, используя работу в Интернете. И это пока мой уровень, до этого уровня я могу продвинуть людей, которые выбрали для себя возможность создавать бизнес в Интернете, продавая своего рода знания, которые есть у них в той или иной области.
Ольга: Всеволод, про команду тема актуальная. У меня тоже это вопрос, с которым я все время сталкиваюсь. И у меня стоит дилемма, кого нужно набирать в команду? Хороших исполнителей или людей инициативных?
Всеволод: Это вопрос немного некорректный. Команда создается под задачу. В зависимости от задачи выбираются те или иные люди, которые будут эффективно решать эту задачу. Потому что люди могут быть очень активны, но не стабильны. Они берутся за работу очень лихо, показывают какую-то эффективность и в один момент уходят в необязательность и начинают впадать в депрессию.
Есть другие люди, они психически стабильные, но не быстрые и безынициативные, однако хорошие исполнители. То есть если им четко поставить задачу и проконтролировать, можно рассчитывать, что все будет сделано. Все зависит от того, какая стоит задача и архитектура бизнеса на данный момент. Исходя из этого и набираются люди, потому что люди и команда создаются под конкретную задачу.
И когда задача заканчивается, создается новая команда с новыми определенными позициями. И если команда создается навырост, то она создается как конструктор lego, где есть несколько ключевых людей, под общим контролем лидера. В любом случае должен быть человек, который контролирует даже ключевого партнера. То есть если человек хочет как можно меньше принимать участие в бизнесе, он должен иметь человека, как правило, с высокими моральными принципами.
Поэтому прежде всего, когда мы создаем команду, нужно не всегда смотреть на технические вещи, то есть то, что человек знает, а прежде всего на то, что это за человек, насколько у него есть качества, которые обеспечат долгосрочную работу. Насколько он этичен и порядочен. Потому что технические вещи можно быстро поправить в человеке, то непорядочность не поправится никогда. Люди непорядочные порядочными не становятся. Я еще не видел, чтобы непорядочный человек стал порядочным.
Булат: Спасибо, Всеволод. Я в бизнесе всегда создавал команды, и все, что вы сказали, я сверяю со своим опытом, и все совпало. Остался один вопрос. Сейчас мы работаем онлайн, в Сети, и как искать таких людей, из которых можно создавать команды?
Всеволод: Проще всего набирать из тех людей, которые у вас обучаются. Потому что за время обучения вы понимаете, что это за человек. И он показывает себя среди других людей. Вы уже видите приблизительно, насколько с этим человеком можно что-то делать. Насколько он обязателен и порядочен. И через какое-то время можно сделать ему предложение. Человек, обучаясь, показывает свою эффективность и показывает, насколько он стабилен. Потому что бывает, что человек неадекватен.
Окружать себя нестабильными людьми, даже если они в чем-то хорошо разбираются, – это неэффективно для ведения бизнеса. Для искусства это, может, и лучше. Потому что нестабильный человек может проявить креативность. Но для бизнеса такой человек вряд ли подойдет. Может только его будет кто-то использовать в фокус-группе для разработки креативной идеи. Вот тогда да. Но не человек, который выполняет определенную функцию.
Потому что функции в команде, они определены. Они могут быть гибкими, когда команда нацелена на результат, должна быть гибкость и правильная атмосфера. Если нет правильной атмосферы и гибкости, то команда становится статичной, жесткой и неэффективной.
Поэтому когда таких людей набираешь, то лучше брать из тех людей, которые у вас обучались. Это более эффективно, чем на тех же workzilla или фрилансерах. Потому что качество людей на этих ресурсах довольно низкое. И найти там людей, которые могут действительно что-то делать, тем более большой проект, достаточно проблематично.
Но в любом случае люди всегда показывают своими действиями, кто они такие. Иногда люди говорят красиво, иногда люди оперируют к высоким идеям, позициям, потом люди начинают действовать, и мы видим, что стоит за этими большими словами. Потому что действия раскрывают то, что человек собой представляет. Помните формулу: быть, делать, иметь?
Это и есть самое основное. Многие люди выдают себя не за того, кем они на самом деле являются. Они иногда искренне верят, что они такие, но их действия показывают обратное. Тогда мы можем отобрать людей, которые подходят по факту, по их действиям.
Булат: Исчерпывающий ответ. Теперь я бы хотел вернуться к нашему Global-Info-Congress’u. Поскольку наше интервью проходит в рамках подготовки к этому мероприятию. Скажите, Всеволод, что получат слушатели, участвующие в нем при таком составе спикеров, который у нас анонсирован?
Всеволод: Я подошел бы с другой стороны. Мне легче судить, потому что я знаю вас.
Во-первых, Булат Адигамов – это успешный предприниматель, человек, который еще с доперестроечного стажа имеет предпринимательские результаты, неординарные ходы, прибыльный бизнес. Я помню доход в 6 000 000 рублей, его многие и не заработают, который Булат сгенерировал при правильных переговорах, при правильном ведении дел. Это факты того, что человек знает, о чем говорит. Факты преуспевания.
Во-вторых – это Ольга Трошина. Это победитель моей группы Платина-1, то есть группы подготовки бизнес-тренеров. Напомню, там было 30 бизнес-тренеров, но среди них одна была самой эффективной. Это как раз Ольга Трошина.
И когда такого рода люди делают какое-то событие или мероприятие, это говорит о том, что оно будет полезным с одной стороны и интересным – с другой стороны. И, конечно, оно даст очень много людям, которые там участвуют.
Это само собой подразумевает, что такого рода люди делают качественные вещи. Поэтому это значит, что спикеры, которые участвуют, – это те спикеры, которые действительно хотят что-то сделать для людей. Спикеры, которые хотят, чтобы бизнес в Интернете развивался, и хотят поделиться своими навыками. Вот эти люди будут выступать.
Все остальные найдут тысячи причин, чтобы только не делиться с людьми, оставить все для себя, что и характеризует их с крайне неразвитой позиции. И те, кто будет выступать, – им не только есть что рассказать, но у них очень хорошая позиция – действительно поделиться знаниями.
То есть не просто прогнать о своей любви к миру и рассказать, как сделать его лучше, а по факту поделиться знаниями, безвозмездно. Потому что это – конгресс, где спикерам не платят деньги. Это их возможность рассказать свой опыт и поделиться им. Сделать тем людям, которые имеют предпринимательский дух, хороший подарок, хорошую поддержку для достижения целей.
Поэтому всем людям, которые могут быть на этом конгрессе, очень повезло. И спасибо вам, что вы нашли время и усилия, ввязались в это непростое дело. Потому что я знаю, что значит собрать всех спикеров вместе. Я занимаюсь личностным развитием с 1987 года, это огромное количество времени, я знаю людей, я знаю, что такое, когда люди впервые имеют успех.
К ним «на кривой кобыле не подскачешь», и они общаются только через своих менеджеров. Даже если у них нет менеджеров, они будут выдавать себя за менеджера. Подобный цирк бывает от людей, которые собой ничего не представляют. Как говорит нам жизнь, через пять – десять лет их никто и знать не будет.
Тем не менее собрать таких людей вместе и что-то сделать с ними вместе – это большая задача, и вы за нее взялись. И это прекрасная возможность для всех людей с предпринимательским типом мышления, которые хотят выйти в бизнесе на новый уровень.
Булат: Еще один вопрос у меня такой. Вы, как лидер, обладающий видением, знаете, какие существуют новые тренды, и с высоты собственного опыта можете оценить и выделить их в современном инфобизнесе. Что у нас предполагается в бли-жайшее время? Какие изменения, на ваш взгляд, могут быть?
Всеволод: Изменения будут те, которые логичны. Если было время, когда в бизнесе через Интернет люди могли создать волну, потому что не было никакой конкуренции, и продвинуть свой продукт, даже если он не очень качественный, то теперь наступает время мастерства и лучшего качества. Потому что все зацикливается на том, что это за человек. Какая у него есть ценность. Как вы знаете, если плохому товару дать хорошую рекламу, это только сократит жизнь данного товара на рынке. Сейчас будет время профессионалов. Потому что недостаточно иметь просто технику продвижения и двигать непонятно что. В любом случае на первое место встанет не только технология продвижения, но и само качество продукта, качество человека, где человек является личностью конгруэнтной, соответствующей тому, что он заявляет и говорит, и той ценности, которая у него внутри.
Потому что часто люди пытаются выдать себя не за того, кто они есть. И всегда отсутствие конгруэнтности не позволяет эффективно среагировать на предложение и уменьшает доверие людей к таким тренерам и бизнесменам.
Поэтому в будущем, при большей конкуренции, будет работать качественный продукт и хорошие правильные группы. Вот, например, та самая группа, которая есть у нас, SunTeam International. Это прекрасное комьюнити, которое объединяет людей. Эти люди не только зарабатывают деньги и развиваются, но и думают о том, как это будет влиять на мир в целом и на людей, которые их окружают.
Это прекрасная возможность, по такому типу можно сделать определенные объединения людей, думающих о будущем, экологии взаимоотношений. Тех, кто думает, каким образом все это скажется на всех, кто их окружает, и вообще о мире в целом. Вот так я вижу, если глобально взять направление продвижения бизнеса через Интернет.
Булат: Благодарю за исчерпывающий ответ. У меня вопрос на ту же тему. Мы знаем, что инфобизнес существует не только у нас, но и за рубежом. Движется ли инфобизнес в Рунете в формате мирового или у нас, как всегда, собственный путь окажется?
Всеволод: Безусловно, все технологии, которые идут в Интернет, они, как правило, уже в англоязычном виде работают, их адаптируют и как-то выдают. В этом плане у нас с опозданием идет моделирование бизнеса, который есть. Некоторые особенности, которые у нас присутствуют, позволяют людям включать мозги. И находить пути, которые подходят под ту ментальность, которая есть в России. Но в целом технологии, через которые делается бизнес в Интернете, проявили себя на Западе, в зонах, где есть англоязычный Интернет, и мы делаем это с некоторым опозданием. Может быть, в будущем что-то изменится, а может быть, и нет.
Булат: То есть у нас всегда будет адаптированная версия?
Всеволод: В основном то, что идет, то, что я вижу, – это адаптированная версия не только в Интернете. Если мы посмотрим на бизнес, он перестраивается под западные модели, сетевые компании берут верх, и это естественно. Хотя мы и сталкиваемся с советским мышлением, которое есть у людей, с непонятными игрищами в бизнес. Но тем не менее отработанные схемы и модели, которые использует в себе евроменеджмент или американские технологии франчайзинга и создание именно сетей, они убеждают, и мы с вами видим, как это происходит.
Со значительным опозданием, но в бизнесе так и будет. Чем меньше будет преград между источником и Россией, чем больше будет Россия открыта, тем больше люди могут коммуницировать. Например, не зная английского, но при помощи средств коммуникации с технологией разницы сильной не будет. Когда разницы не будет и будет взаимная адаптация как туда, так и сюда, информация, а как следствие и действие по построению бизнеса будут еще более эффективными. Но я думаю, что этого не случится в ближайшие лет пять.
В ближайшие пять лет все переводчики будут корявыми, и эти технологии пока только развиваются. Вообще сейчас очень интересное время. Все происходит на наших глазах. Но есть вещи, которые никогда не выйдут из моды, это человеческие принципы и общечеловеческие ценности. Сколько ни крути, ни занимайся какими-то вещами, есть основа, которая дает будущее, и она незыблема.
Булат: Благодарю, Всеволод! Замечательное интервью, я очень вам признателен.
Ольга: Благодарю вас, Всеволод, за очень глубокие ответы на наши вопросы. Булат задел очень глубокие вопросы, и о России в том числе. Я даже заслушалась ответами Всеволода. Ну и несколько напутственных слов, Всеволод, в заключение.
Всеволод: Я даже не знаю, что вам сказать. Вы эффективные, вы хорошо развиваетесь, вы успешные предприниматели. Так держать! Спасибо вам большое, что вы создали такой замечательный конгресс и дали возможность людям получить от успешных предпринимателей практические знания, для того, чтобы улучшить свои результаты в своем бизнесе. Всего вам доброго и спасибо за то, что вы есть.
Ольга: Всеволод, мы, в свою очередь, желаем вам невероятных и смелых идей, интересных открытий в себе, в людях, в окружающем мире. Новых достижений и новых вершин и идти к вашим амбициозным целям.
Интервью № 4
«Я мотивирую бизнесменов и помогаю им многократно увеличить прибыль».
Ольга: Александр, добрый день!
Александр: Здравствуйте, Ольга! Спасибо вам огромное, уважаемые слушатели, что вы оторвались от своих дел и уделили нашему разговору свое личное время. За это низкий вам поклон. Я думаю, что это искренняя признательность не только моя, но и организаторов.
Ольга: Александр, мы с Булатом, в свою очередь, благодарим вас, что вы нашли время, чтобы ответить на наши вопросы, которые волнуют очень многих людей в сети Интернет. И также мы благодарны вам, что вы приняли приглашение выступить на этом Global-Info-Congress’e в качестве спикера. Невозможно в нескольких предложениях рассказать о вас.
Я почитала ваш сайт, у вас очень насыщенная биография, очень разносторонняя деятельность. И то, что я перечислила, – это какая-то сотая доля от всех тех достижений, которые вы уже сумели сделать, воплотить и достичь в жизни. Как всегда, людей интересует сама личность. Александр Белановский – если бы вы сами себя представляли, что бы вы рассказали о себе как о человеке? Каковы ваши увлечения, интересы, хобби, деятельность? Может, внутренние какие-то установки. Как бы вы себя представили, Александр?
Александр: Вы знаете, я буквально на днях общался с Владимиром Довганем, и я услышал от него такую замечательную фразу: «Бизнес – это любимое дело, за которое тебе платят деньги!»
Я в эту фразу влюбился, я в этом весь. Потому что я уже много лет занимаюсь тем, что я искренне люблю, что мне нравится, что я хочу делать, и самое главное – мне еще за это деньги платят. Вот если в двух словах, то, наверное, так.
Если поподробнее, то моя история грустно началась. Я в свое время начал работать в одной из крупных компаний, в проекте, который связан с PR-ом наиболее известных учреждений. Тогда были еще разрешены казино, то есть это казино Golden Palace, это были кинотеатры, театры, это были московские крупнейшие рестораны и так далее.
В общем, бизнес шел очень неплохо, и все было замечательно, и я даже подумывал о расширении бизнеса.
В один прекрасный момент, когда я находился на отдыхе, мне по телефону сообщили, что у нас сгорел офис. Я беру билеты на самолет, лечу в Москву. Сгорело все, кроме микроволновки, – ее утащили пожарные. Это было заметно, везде была копоть, а где стояла микроволновка, копоти нет.
Мы как раз перед этим закупили довольно дорогое оборудование, банковское, – мы сами печатали карты. Сейчас это модно и недорого, а тогда было дорого. Пластиковые карты VIP-клиентов мы делали сами. Для этого закупили оборудование для печати карт и нанесения магнитных данных и так далее. Все это превратилось в груду пепла и груду плавленой пластмассы.
Вы знаете, я тогда понял, что одиночный бизнес, то есть бизнес, который состоит из одного человека, одного офиса, – это не бизнес. Потому что все это дело подвержено какому-то случаю. Вы знаете, что я больше ценю в этой жизни, это людей. Люди, которые верят тебе. Я взял несколько человек. Я был очень злой на тот момент, злой на Москву, и я уехал в Краснодар с этими людьми.
Сначала сделал бизнес там, потом переехал в Нижний Новгород, потом в Воронеж. То есть я ездил, и в более 20 городах России открывал бизнесы, филиальные сети и так далее. Все это время я был связан с людьми. За все это время я полюбил работать с людьми. Я полюбил этих людей брать к себе в команду, полюбил их учить, мотивировать. Ну и все остальное вытекает отсюда. Вот в этом – я!
Ольга: Отлично. Очень интересная история. Я бы еще добавила, что, несмотря на это пепелище, вы приняли правильное решение стартовать в другом городе и при других условиях. Несмотря ни на что пошли к своей цели, которая у вас была. Это говорит о вас как о личности. Мой респект и уважение к вам.
У меня возникает вопрос: с одной стороны, вы заговорили о людях, о команде… И на самом деле это очень важная и неотъемлемая часть: набрать команду людей, с которыми можно, как говорится, и в огонь, и в воду, и в медные трубы. Команду, которая, доверяет, идет за тобой и с которой можно свернуть любые горы. Так ли просто набрать команду? Это у нас незапланированный вопрос, и раз вы заговорили, хочется услышать ваше мнение на эту тему.
Александр: Здесь есть очень важный момент, который многие путают, и, может быть, я пойду вразрез со многими мнениями. Любить – это не значит постоянно хвалить. Это я с вами белый и пушистый, на деле я очень жесткий руководитель. У меня часто были случаи, когда люди, которых я принимал к себе, рыдали и говорили, что я чуть ли не последний подонок, говорили, что так нельзя обращаться с людьми.
Но через два-три года эти люди покупали квартиры своим родителям, перевозили их из Казахстана в российский город, в частности Омск. Эти люди отправляли своих детей учиться из периферии в Москву и платили 130 000–140 000 рублей за семестр обучения. Эти люди могли помочь своим родителям покупать невероятные лекарства, когда родители болели раком.
Эти люди приходили ко мне и говорили: «Спасибо за то, что ты, Александр, был настолько непреклонен в своих требованиях к нашим результатам, иначе мы бы остались на том же уровне и не смогли сделать то, что мы сделали».
То есть любить – это не значит идти на поводу, облизывать. Любить – это значит видеть далеко и понимать, что где-то нужен кнут, причем хороший кнут, где-то нужен пряник, где-то нужно открыть жилетку и дать человеку выплакать свои слезы.
Если вы в этом понимании любите людей и готовы им помогать не на краткосрочную, а на долгосрочную перспективу, тогда набрать команду будет легко. Потому что люди будут к вам липнуть. Если вы не любите людей, то, наверное, есть какие-то технологии, но я о них не знаю.
Ольга: То есть можно сказать, что вы создаете условия для изменения человека. Как раз то, что вы перечислили, – это условия, в которых человек меняется.
Александр: Он не меняется, давайте будем откровенными. Тот материал, с которым мы работаем, он уже сформировавшийся. Изменить человека можно, но это все равно что кипятить чайник спичками. Наверное, можно, но КПД стремится к нулю. Я не изменяю, я направляю. Я, видя потенциал, зачастую который человек сам в себе не видит, могу направить его в нужную сторону.
Да, это будет через терновые кусты, холодную воду, прорубь, но куда он идет, там ему будет хорошо. Он, может, еще сам об этом не знает. Нужно уметь видеть потенциал человека, тот, который есть. А менять людей, я считаю, дело неблагодарное. Люди все-таки такие, какие они есть. Нужно уметь их правильно направлять.
Ольга: Другими словами, то, что заложено, помочь развить.
Александр: Да, развить и иногда развить пинками.
Ольга: Да, к сожалению, мы все ленивы от природы, и только когда созданы жесткие условия, мы начинаем что-то делать и куда-то стремиться. Отлично, Александр. Вы сейчас затронули такую глубину на самом деле, и многие слушатели найдут в этом ответе много для себя полезного. И, переходя к нашей теме инфобизнеса, у меня следующий вопрос. Вы в 1996 году начали бизнес. Когда вам пришла идея уже открыть свое представительство в Интернет, как это происходило, с чего вы начинали? Я думаю, мысль вам моя понятна.
Александр: Все на самом деле довольно просто и понятно. Так же как у многих людей на этом свете.
В последние годы я работал в крупной книготорговой компании. Будем откровенными, я не был «забитым винтиком», и те люди, на которых я работал, у нас с ними до сих пор хорошие отношения. Люди меня не только уважали, но у меня было очень много ступеней свободы, то есть я мог делать очень многие вещи.
Но все-таки, невзирая на эти вещи, я понимал, что достиг определенного потолка. Настал момент, когда я понял: чтобы я дальше ни делал, какие бы я дальше усилия ни прикладывал, вопрос в данной сфере для меня закрыт.
Это всегда есть, когда ты работаешь на кого-то. Это неплохо, это нормально. Это так же как, например, когда люди работают на меня. Я тоже ставлю определенные потолки, выше которых я не дам им прыгнуть.
Конец ознакомительного фрагмента.