3. Эффективность денежно-кредитного регулирования. Регулирование объема и структуры денежной базы и денежной массы
В зависимости от оценки роли денег и денежной системы в развитии экономики существуют различные теории денег. Различают три основные теории денег – металлическую, номиналистическую, количественную. Металлическая теория денег возникла в Англии в XVI–XVII вв. Одним из основоположником теории являлся У. Стаффорд. Сторонники этой теории не видели необходимости и закономерности замены полноценных денег (металлических) бумажными, поэтому они выступали против бумажных денег. Согласно данной теории деньги имеют внутреннюю ценность (цена денежной единицы – цена ее золотого содержания), деньгам присущи функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления.
Номиналистическая теория денег возникла в XVI–XVIII вв., первые представители – Дж. Беркли, Дж. Стюарт. Положения номинализма во многом определяются переходом к бумажно-денежному обращению. Исходя из бумажно-денежного обращения, номиналисты заключают, что деньги по своей природе – не имеющая стоимости идеальная абстрактная количественная величина, которая в косвенной форме является измерителем ценности товаров. В косвенной форме, т. к. сами деньги стоимости не имеют. В основе их теории лежат два положения:
– деньги создаются государством;
– стоимость денег определяется их номиналом, установленным государством.
Основной ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег. Оторвав бумажные деньги от золота и от стоимости товара, номиналисты наделяли их «стоимостью», «покупательной силой», установленной государственным законодательством.
Заслуга номиналистов – первые попытки разработки кредитной теории. Номиналисты опирались на две функции денег – средство платежа и мера стоимости. Теория номинализма – это кредитно-денежная теория. Положения номиналистической теории были широко применены в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег в годы Первой мировой войны. Период гиперинфляции 20-х гг. окончательно опроверг концепцию номинализма в теориях денег.
Основоположники количественной теории денег – Ж. Боден, Д. Юм, Дж. Милль, Ш. Монтескье. Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс устанавливаются цены и определяется стоимость денег.
Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом Ирвингом Фишером (1867–1947). Он отрицал трудовую стоимость и выделял шесть факторов, от которых зависит «покупательная сила денег»:
– количество наличных денег в обращении;
– скорость обращения денег;
– средневзвешенный уровень цен;
– количество товаров;
– сумма банковских депозитов;
– скорость депозитно-чекового обращения.
Разновидностью количественной теории денег является монетаризм.
Монетаризм – экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является М. Фридмен.
Монетаристский подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х – начала 80-х годов, а также в начале 90-х годов при переходе к рыночной экономике в России. Вершиной теоретических разработок монетаризма стали концепция стабилизации американской экономики и известная «рейганомика», реализация которых помогла США ослабить инфляцию и укрепить доллар.
В соответствии с монетаристской концепцией вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механизмов кейнсианскими методами регулирования совокупного спроса, а для создания условий активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики. В зависимости от реакции рынка на манипулирование денежной массой Фридмен и его последователи рассматривают две модели – краткосрочную и долгосрочную. В краткосрочном плане увеличение денежной массы ведет к понижению процентных ставок и расширению спроса, сокращению безработицы. Однако если увеличение предложения денег повторяется неоднократно в течение длительного времени, то это стимулирует рост объемов производства, продаж, доходов и спроса на деньги, что повышает ставку процента. Условием долгосрочного равновесия денежного рынка монетаризм считает соблюдение основного денежного закона, устанавливающего связь между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта:
где m – долгосрочный темп роста предложения денег; у – долгосрочный темп роста реального продукта; i – темп ожидаемой инфляции (контролируемый государством темп роста цен). Цель долгосрочной денежной политики – стабилизация инфляции и превращение ее в полностью прогнозируемую. С позиций монетаризма такая экономическая политика, ориентирующаяся не на краткосрочные изменения хозяйственной конъюнктуры, а на долгосрочные тенденции, наилучшим образом содействует поддержанию оптимальных темпов экономического роста. В настоящее время монетаризм уже не является полным антиподом кейнсианской концепции развития экономики. Сегодня существует некий кейнсианско-неоклассический синтез – самостоятельная теоретическая модель, аккумулирующая элементы обеих экономических теорий.
Денежная масса – это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа, обслуживающих хозяйственный оборот. Денежная масса – показатель, характеризующий денежный оборот.
В денежной массе различаются:
1) активные деньги, которые обслуживают наличный и безналичный оборот (к их числу относятся деньги повышенной эффективности);
2) пассивные деньги – те, которые потенциально могут быть использованы для расчетов (сюда относятся накопления, резервы, остатки на счетах, т. е. денежные средства на срочных и сберегательных вкладах в коммерческих банках, депозитные сертификаты и так называемые квазиденьги). Их нельзя использовать как покупательное и платежное средство, но они являются динамичным компонентом денежной массы.
Для регулирования денежной массы используются показатели ее объема и структуры денежной массы – денежные агрегаты, которые различаются шириной охвата тех или иных финансовых активов и степенью их ликвидности.
Денежные агрегаты – один из показателей, используемых для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы.
Национальный банк РК использует при формировании денежно-кредитной политики: М0, М1, М2, М3:
– М0 – наличные деньги в обращении (банкноты и монеты Нацбанка РК);
– М1 – это М0 + депозиты населения и юридических лиц до востребования в тенге (переводимые), средства на расчетных, текущих счетах;
– М2 – это М1+ срочные депозиты в тенге, депозиты населения и юридических лиц до востребования (переводимые) в иностранной валюте;
– М3 – это М2 + срочные депозиты в иностранной валюте.
Агрегат М1 – это денежная база в узком определении, агрегат М2 – это денежная база в широком определении. Таким образом, денежная база – это сумма наличных денег (М0) и обязательные резервы коммерческих банков на корсчетах в Нацбанке. Эти деньги имеют не только большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального Банка, его возможности выполнять свои обязательства. Эта категория денег может прямо контролироваться Центральным Банком, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы.
В разных странах число денежных агрегатов различно. В США, России используются четыре агрегата, во Франции, Великобритании – два, в Японии и Германии – три.
Закон денежного обращения выражает экономическую взаимосвязь между количеством обращающихся товаров, уровнем их цен, скоростью обращения денег и количеством денег в обращении.
Факторы, влияющие на количество денег в обращении:
• количество реализованных товаров (прямое влияние);
• уровень товарных цен (прямое);
• скорость обращения денег (обратное);
• степень развития кредита (обратное);
• степень развития безналичных расчетов (обратное).
Закон денежного обращения близок к формуле обмена Ирвинга Фишера:
М – масса денег, которая необходима стране для нормального денежного обращения;
Р – средний уровень цен на продаваемые в стране товары и услуги;
Q – общий объем продаж этих товаров и услуг за год;
V – скорость обращения денег (среднее число оборотов денежной массы за определенный период).
В реальности произвести подобные расчеты сложно, но данное уравнение выражает главные зависимости, складывающиеся в макроэкономике.
В теоретическом плане широко распространено убеждение, что, воздействуя на V, можно отрегулировать цены и реальные размеры национального дохода. Однако для этого надо создать конкретный механизм государственного регулирования денежного обращения.
В условиях золото-монетного стандарта закон денежного обращения не нарушался, т. к. действовал механизм сокровищ.
В условиях бумажно-денежного обращения действие закона денежного обращения проявляется в том, что в случае его нарушения рынок реагирует на это нарушение повышением цен на товары (подтягивая потребности товарооборота в деньгах к денежной массе). Под нарушением закона денежного обращения понимается явление, когда денежная масса не соответствует потребности товарооборота в день. Нарушение закона денежного обращения ведет к обесцениванию денег.
1. Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) и прогнозирования предложения денег используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется по формуле:
где N – денежный мультипликатор; М – денежная масса (М2); В – денежная база (резервные деньги) – наличные деньги вне Национального Банка РК, депозиты банков второго уровня в Национальном Банке. С другой стороны, денежная база – это чистые денежные обязательства Национального банка: кредиты Национального Банка Правительству (размещенные в Нацбанке государственные ценные бумаги), чистые иностранные активы Нацбанка, прочие чистые активы, кредиты Нацбанка коммерческим банкам и т. д.).
Денежный мультипликатор показывает, как увеличивается денежная база с ростом денежной массы. Пример: денежный мультипликатор равен 3, это значит, что каждый тенге денежной базы обладает способностью создавать денежную массу суммой 3 тенге.
Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов: отношение резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (срочных и до востребования); отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до востребования (зависит от уровня процентных ставок и распределения доходов); соотношения срочных депозитов и депозитов до востребования (зависит от уровня процентных ставок по срочным депозитам).
5. Кроме традиционных методов регулирования денежного обращения, центральные банки используют еще один метод – таргетирование.
Таргетирование – установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.
Способы таргетирования различаются в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких денежных агрегатов.
Впервые публикацию целевых показателей денежных агрегатов начала в 1974 г. ФРГ. Основа установления целевых показателей в ФРГ была заложена еще в 1967 г. Законом о содействии стабильности, в рамках которого были определены ориентиры таких макроэкономических показателей, как уровень безработицы, темпы инфляции и т. д. Распространению практики установления такого рода ориентиров для регулирования денежного обращения способствовали в 70-е годы значительное ускорение инфляции, обострившее проблему замедления темпов роста денежной массы, и введение режима плавающих валютных курсов, ослабившее влияние внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы были установлены в США, в 1976 г. – во Франции, в 1977 г. – в Великобритании и Японии. В настоящее время целевые ориентиры публикуются во многих странах (в начале 80-х от них отказались центральные банки Японии и Канады).
Таргетирование представляет собой установление прямых ограничений изменению денежной массы, но ограничений, носящих индикативный характер. Оно может «работать» даже в форме установления центральным банком не контрольных цифр, а простых прогнозов (как это было в Японии в 1979 г.). Степень реализации такого рода контроля зависит от двух моментов:
1) от того, насколько соблюдение установленных ориентиров подкрепляется применением иных методов регулирования;
2) от того, насколько велико доверие рынка к потенциальной способности центрального банка применить находящиеся в его распоряжении методы регулирования для достижения этих ориентиров.
Тем самым действенность установления целевых ориентиров ставится в зависимость от эффективности применения прочих методов регулирования и состояния денежного обращения, во многом определяющего как твердость намерений центрального банка, так и реакцию рынка.
Существует и обратная связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других методов регулирования денежного обращения, используемых центральным банком. Она состоит в том, что наблюдение за соответствием реальной динамики денежной массы установленным ориентирам позволяет достаточно точно определить, когда возникает необходимость вмешательства регулирующих органов.
Собственный механизм воздействия целевых ориентиров заключается в изменении под влиянием намеченных ориентиров инфляционных ожиданий индивидуальных участников денежного рынка и экономических контрагентов вообще. Возможно, важнейшим дополнительным каналом воздействия политики денежных ориентиров, через который можно непосредственно уменьшить инфляционное давление, является воздействие объявленных целей на инфляционные ожидания в обществе. Поскольку величина инфляционных ожиданий является одним из факторов, определяющих рыночную стратегию индивидуумов, последние корректируют собственные меры приспособления к инфляции в соответствии с целевыми ориентирами. Производители разрабатывают с учетом инфляционных ожиданий не только возможный уровень цен на свою продукцию, но и стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций; потребители меняют в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции масштабы и структуру потребления, соотношение сберегаемой, потребляемой и инвестируемой частей доходов и т. д. Конкуренция и рыночный механизм формируют из индивидуальных денежных показателей их средний уровень, характеризующий общие для экономики темпы инфляции.
Специфика механизма воздействия целевых ориентиров на состояние денежной сферы обусловливает невозможность использования этого метода регулирования в краткосрочном плане. Центральные банки применяют таргетирование исключительно в целях долгосрочной стабилизации денежного обращения. Сами показатели устанавливаются, как правило, в расчете на год, хотя могут подвергаться ежеквартальной корректировке. Долгосрочность воздействия целевых ориентиров на состояние денежной сферы предопределяет важность выработки стратегии использования этого метода регулирования, которая должна соответствовать и общим целям регулирования, и экономической конъюнктуре, и особенностям развития денежного обращения. Известные в теории стратегии сводятся к следующему:
• регулирование может быть направлено на достижение стабильных темпов прироста денежной массы;
• обеспечение умеренных темпов прироста денежной массы;
• снижение темпов прироста денежной массы;
• ограничение краткосрочных колебаний денежной массы.
Показателями, применяемыми при установлении целевых ориентиров роста денежной массы, являются денежные агрегаты.