Вы здесь

Демократия в России. Подражание Токвилю, или Как России обрести национальную идею. *** (Исмаил Гасанбейли)

* * *

Человека может удовлетворить только его внутренний мир, но нынешний человек (назовите его хоть среднестатистическим) не способен на самоудовлетворение. Он не свободен. Более того, внутренне закомплексован и запутан из-за отсутствия правды и не может определить истинный смысл собственной жизни. Внешний мир, завязший в проблемах, решение которых подменили человеку цель, не дает ему возможности разобраться с внутренним миром. Он подобен бегуну, рвущемуся изо всех сил вперед, не зная – зачем, и даже не зная – вперед ли это. Необходимо изменение сознания, которое требует не больше сил, энергии, чем война или революция.

Тут же оговорюсь, что речь идет о фундаментальном изменении сознания. Священные книги, различные моральные кодексы и великие философы в течение истории человечества призывали людей делать добро, быть уважительными по отношению друг к другу, не навредить, любить ближнего, но мало кто вразумительно объяснял – во имя чего. Иначе бы не было в мире столько преступников, столько заблудших людей, иначе человечество из века в век не искала бы несуществующую «черную кошку в темной комнате». Не зря классик сравнил мир со сценой, а всех людей с актерами. Такое впечатление, что мы приходим только для того, чтобы покопаться в песочнице, сыграть в лучшем случае роль героя, а в худшем – статиста, и уйти. Природа слишком мудра, чтобы оделив человека бесценным даром – разумом, и выделив его таким образом из среды всего живого на земле, ставила бы перед ним такую, в общем и целом, пустую цель.

Смысл жизни человека значительно глубже и серьезнее. Но и здесь замкнут круг: чтобы осознать смысл собственного существования, человек должен освободиться от въевшейся в его плоть и кровь, окутавшей сознание мишуры; чтобы освободиться, ему необходимо понять смысл жизни. Как ко всякой стоящей цели, к смыслу жизни, к его осознанию нужно идти медленно, но спеша; поэтапно, шаг за шагом, но целенаправленно. Решение вопроса лежит на поверхности, оно настолько очевидно, что никого убеждать не нужно, важно чтобы каждый начинал сам с себя.

Поставив перед собой цель жить исключительно по правде, с собой и окружающим миром, разобравшись таким образом с собственными внутренними проблемами, ложными ценностями и кумирами, человек освобождается. Конечно, на первых порах он ставит себя против лживого общества, но мы же можем идти по призыву какого-то мошенника от политики чуть ли не на собственную смерть, совершать революции, творить войны, братоубийство, рушить храмы, жечь книги, лишать детей отцов, губить природу и взрывать саму планету, что требует в десятки и сотни раз больше физических и душевных усилий. Почему бы чуточку не напрячься ради действительно великой цели.

К тому же сегодня есть возможность использовать технические усовершенствования для распространения Правды, для возведения ее в основной принцип жизни для человечества, следовательно, для достижения Свободы.

Свободный от лжи человек уже в состоянии видеть Цель. Он обладает огромной силой. Он уже встает на Путь. Ему открывается смысл жизни. Для него власть не составляет никакой загадки и теряет привлекательность, он осознает истинное предназначение власти. Когда же во власти окажутся правдивые и свободные люди, свободное и правдивое общество не позволит руководить собой лжецам и рабам, интересы власти начнут совпадать с интересами человека, человечество сумеет начать движение к великой Цели, к собственному совершенству.

Но все должно начинаться с человека, далее – с общества, народа, страны. Человек прекрасно осведомлен о своей болезни и знает, что рано или поздно придется заняться собой, он лишь отвлекает себя от главной своей проблемы. У него нет лидера, все порывы человека идти за тем или иным зовущим вперед связаны только с его желанием освободиться от болезни. Революции не всегда вызваны голодом: они могут захватить очень даже на общепринятый взгляд благополучные страны; войны начинаются не только по причине нехватки жизненного пространства или той же еды; мир перманентно находится на грани социальных катастроф не из-за неумения человека справляться непосредственно с финансовыми или экономическими трудностями: проблема гораздо глубже, она у человека в душе.