Вы здесь

Дело – табак. Полвека фабрики «Ява» глазами ее руководителя. Глава 7. «Ява» опять впереди (Л. Я. Синельников, 2017)

Глава 7. «Ява» опять впереди

С вводом табачного цеха в 1974 году была завершена реконструкция фабрики. Теперь «Ява» представляла собой предприятие с полным технологическим циклом, начинавшимся с нормального хранения табака на современном складе. В цехах были установлены кондиционеры, централизованные системы пневмотранспорта. Площади, освободившиеся после перевода оборудования в новый корпус, были переоборудованы под складские помещения. Это позволило организовать хранение трехсуточного запаса сырья и материалов. Ранее такой возможности не было, и материалы подавались в производство «с колес». Даже во внешнем виде фабрики произошли качественные изменения. Теперь на 3-ю улицу Ямского Поля выходил фасад пятиэтажного производственного корпуса с современной проходной. Особенно большого прогресса удалось достичь в качестве сигарет. Застарелой болезнью была слишком плотная набивка табачных изделий, курить их было трудно. Это происходило как от влажного, так и от сухого табака. Курильщики со стажем перед употреблением сушили пачки на домашних батареях отопления. При сухом табаке разминали сигарету перед употреблением, чтобы выдавить из нее лишний табак. Такие сигареты называли «карандашами». Это были наиболее распространенные дефекты, которые сводили на нет все усилия предприятий по улучшению качества табачных изделий. Фабрике «Ява» удалось первой преодолеть эти проблемы. С вводом в эксплуатацию цеха подготовки табака заполнение сигарет табаком стало равномерным. При затяжке курильщика воздух свободно проходил через поры внутри сигареты. Курить стало легко. Качество сигарет «Ява» поднялось на новый уровень, обеспечило им безусловное лидерство на табачном рынке Советского Союза.

А рынок был контрастный. Фабрики «Ява» и «Дукат» производили продукцию для московского региона и обеспечивали около 90 % московского рынка. Лишь 10 % рынка занимали болгарские сигареты. Московские курильщики отдавали явное предпочтение сигаретам, произведенным на столичных фабриках. Особенной популярностью пользовалась продукция «Явы». Это в первую очередь сигареты с фильтром высшего качества в твердой и мягкой упаковке «Ява», папиросы, в основном любимый курильщиками «Беломорканал», и овальные сигареты без фильтра «Прима». «Дукат» производил сигареты длиной 70 миллиметров с бумажным фильтром «Краснопресненские» и «Новость», круглые сигареты без фильтра «Дымок», а также папиросы «Беломорканал». Присутствующие на московском рынке табачные изделия относились к разным ценовым сегментам и составляли вполне сбалансированный портфель марок. Сигареты высшего качества «Ява» в твердой и мягкой упаковке относились, соответственно, к высшему ценовому сегменту. Несмотря на значительную цену, они пользовались повышенным спросом. Сигареты «Ява» в мягкой упаковке приобрели статус «народных». Курильщики любовно называли их «Ява мягкая».

Вторым по величине и значению был рынок Ленинградской области. В Ленинграде работали две табачные фабрики. Фабрика им. Урицкого[66] и фабрика им. Клары Цеткин[67]. Фабрика Урицкого являлась одним из крупнейших предприятий в стране и производила только папиросы. Это было хорошо организованное предприятие с высококвалифицированным персоналом. Папиросы «Беломорканал», производимые на этой фабрике, отличались высоким качеством и, наряду с папиросами фабрики «Ява», считались лучшими в СССР. Несмотря на повышение спроса на сигареты, фабрика продолжала производить только папиросы. Это отрицательно сказалось на ее развитии. Видимо, причиной явился консерватизм руководства фабрики. Фабрика им. Клары Цеткин была меньше фабрики им. Урицкого, располагалась в центре Ленинграда в неприспособленных помещениях, в плотном окружении жилых домов. Технология фабрики в значительной степени устарела, тесные помещения не давали возможности правильно организовать производство. Развитие было невозможно. С ростом удельного веса потребления сигарет продукция ленинградских фабрик перестала соответствовать потребностям города. Поэтому, учитывая важность этого рынка, Ленинград перевели на снабжение импортными сигаретами из Болгарии. Удельный вес болгарских сигарет в регионе составлял более 80 %. Болгарские сигареты с фильтром «БТ», «Стюардесса», «Родопи» и сигареты без фильтра «Шипка» и «Солнце» были хорошего качества и пользовались спросом у курильщиков. Основная масса табачных изделий, производимых ленинградскими табачными фабриками, вывозилась для снабжения Северо-Западного региона России.

Москва и Ленинград всегда были двумя центрами, которые стояли особняком в Советском Союзе. А что происходило со снабжением табачными изделиями в стране в целом? Удельный вес сигарет с фильтром составлял менее 20 %, остальные объемы приходились на папиросы и сигареты без фильтра. После установки на табачных фабриках сигаретных машин «ДКЁТ» производство сигарет без фильтра значительно выросло. Производство папирос постепенно снижалось. Периферийная Россия продолжала курить сигареты без фильтра и папиросы. В Российской Федерации работало более двадцати фабрик. Кроме фабрик в Москве и Ленинграде были еще три фабрики с многолетними традициями – Донская табачная фабрика («ДГТФ») в Ростове-на-Дону, Краснодарский табачный комбинат и Ярославская фабрика. Остальные являлись примитивными предприятиями. Елецкая, Усманская, Моршанская, Курская фабрики до конца 1950-х годов производили махорку, а потом были переведены на производство табачных изделий. Сделано это было с минимальным вложением средств. Фабрики работали в тяжелых условиях, производили продукцию низкого качества. Каждая обеспечивала свой регион. Обеспечивали, скорее, не нормальными табачными изделиями, а, как тогда говорили, куревом. Было бы что покурить. Ростовская, Краснодарская и Ярославская фабрики были созданы еще в XIX веке, обладали квалифицированным персоналом и производили продукцию более высокого качества. Но снабжение табаком и материалами отставало от столичных предприятий. Ростовская фабрика была одной из крупнейших по объему производства, обеспечивала табачными изделиями крупные, наиболее богатые регионы: Юг России и Северный Кавказ. Сигареты с фильтром «Наша марка» были известны в стране, но продавались в основном в Ростовской области, объемы производства были незначительными. Фабрика в 1967 году получила одну линию фирмы «Молинс» по производству сигарет высшего качества (три сигаретные машины «Марк 8») и производила сигареты общесоюзной марки «Орбита». Ярославская фабрика была крепким, хорошо организованным предприятием. Добивалась высоких показателей в работе. Производила папиросы и сигареты без фильтра. Снабжала центральную часть Российской Федерации. Краснодар традиционно считался табачным регионом. Там находились ведущий научный институт в области табаководства – Всесоюзный институт табака и махорки (ВИТИМ) и кафедра технологии производства табачных изделий при Краснодарском политехническом институте. Кафедра занималась научной работой и готовила специалистов для табачной отрасли. Краснодарская фабрика была своеобразным полигоном для проведения научных экспериментов. Однако близость научных институтов не повлияла на уровень производства фабрики. Она производила сигареты без фильтра и папиросы стандартного качества. За Уралом явно не хватало мощностей по производству табачных изделий. Единственная более или менее крупная фабрика находилась в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Остальные (Челябинская, Пермская, Омская и Канская) были маленькими предприятиями с очень слабой технической базой. Поэтому в восточную часть России завозили табачные изделия из других регионов, в первую очередь с Украины. Табачная отрасль Украины была наиболее развитой и высокоорганизованной. Украинские табачные фабрики всегда лидировали по таким показателям, как производительность оборудования, расход сырья и материалов на единицу продукции. Более десяти табачных фабрик входило в главк Министерства пищевой промышленности Украины «Укртабакпром». Объем производимой продукции (более 80 миллиардов штук табачных изделий в год) превышал потребности внутреннего рынка самой республики. Поэтому значительная часть продукции вывозилась в РСФСР, где сложился отрицательный баланс потребления табачных изделий. В остальных союзных республиках работало одна-две небольшие фабрики, которые обеспечивали свой внутренний рынок. В Грузии было четыре маленькие фабрики (две в Тбилиси, в Сухуми и Батуми). По своему техническому оснащению они мало отличались от остальных фабрик Союза. Каждая республика получила в 1967 году машины для производства сигарет с фильтром фирмы «Молинс». Однако в силу отсталости технологического процесса и невысокой культуры производства они не смогли выпускать на этом оборудовании продукцию высокого качества.

В годы советской власти капитальные вложения в табачную отрасль были минимальными. Практически все фабрики находились в старых помещениях, отсутствовали нормальные складские комплексы, технологический процесс устарел. Проведение реконструкции на «Яве» показало, что отрасль и в техническом, и в организационном плане оказалась не готова к проведению технического перевооружения. Головной проектный институт «Гипропищепром-2», а также маломощные научные структуры – МКБ табачной промышленности и Краснодарский политехнический институт – в своих разработках были далеки от современных задач. Отечественная промышленность не производила общефабричного оборудования, которое могло решать проблемы табачной отрасли.

Власти понимали, что обеспечение табачными изделиями – одно из важнейших условий удовлетворения потребностей населения. Все усилия были направлены на увеличение объемов производства, а качество оставалось на втором плане. С переходом промышленности на производство сигарет задача усложнилась. Оборудование и большую часть материалов приходилось закупать за рубежом. Особенно сложное положение возникло при обеспечении производства сигарет с фильтром высшего качества. Государству это было не под силу. О внедрении новой технологии подготовки табака не было речи, поскольку для этого требовалось проведение реконструкции предприятий с большими капитальными затратами. Сигареты с фильтром были престижным изделием, местные партийные органы были заинтересованы в их производстве и реализации в регионах. Периферийные фабрики пытались самостоятельно (без помощи центра) организовать их производство, ухитрялись приспосабливать для этого устаревшее оборудование. Упаковывали сигареты в пачки на машинах производства Ленмашзавода «ЛУС». Добиться хорошего качества на таком оборудовании было практически невозможно. Из-за плотной набивки сигарету было трудно раскурить, при курении ощущался вкус горечи. Бумажный фильтр быстро размокал во рту и отваливался. Упаковка была безобразная: блеклые краски на этикетке, плохая обтяжка пачки целлофаном с образованием морщин, смещение разрывной ленточки от нормального положения, формирование пачки с перекосом фольги. Часто между этикеткой и целлофаном были видны мелкие частицы табака.

Фактически на рынке Советского Союза оказались представлены только два производителя продукции, соответствующей международным стандартам: это фабрика «Ява» и «Булгартабак». Курильщики при этом отдавали предпочтение сигаретам марки «Ява». Но «Ява» производила около шести миллиардов штук сигарет с фильтром высшего качества в год, этот объем покрывал только потребности Москвы.

Да, быть основным поставщиком продукции для столицы очень почетно. Сигареты «Ява» курила партийная и хозяйственная верхушка по всей стране. Продукция фабрики поставлялась по так называемым спецпоставкам. В «спецбуфеты» ЦК союзных республик и обкомов партии для местного партийного и хозяйственного аппарата. В Москве снабжение самого высокого руководства осуществлялось через так называемые 501 и 208 спецбазы. Граждане страны, находясь в столице, в свою очередь использовали эту возможность, чтобы привезти сигареты «Ява» домой. Как раз в этот период времени большой вес во взаимоотношениях между людьми начинают приобретать подарки. В поликлинике, больнице, школе, магазине и даже в государственных учреждениях подарки очень помогали установлению контактов и решению разных вопросов. Фабрика «Ява» начинает выпускать три вида очень привлекательных наборов. Один – по мотивам русских народных сказок, другой – с видами Москвы и третий – «Знаки Зодиака». Каждый набор состоял из красочной, празднично оформленной коробки, в которую укладывались 10–12 пачек сигарет. Каждая пачка имела свой оригинальный дизайн, отражающий тематику набора. Коробка сверху обтягивалась целлофаном с разрывной ленточкой. Эта идея была поддержана министерством, печать коробок и этикеток для пачек заказывалась в Финляндии. Успешным проектом оказался выпуск подарочных сигарет «Российские». Получилась очень привлекательная пачка с красочным, ярким рисунком в стиле народного творчества «хохломская роспись». Сигареты «Российские» выпускались в виде подарочных блоков из десяти пачек. Идею использовать сигареты для подарочных наборов подхватили внешнеторговые объединения: начали заказывать «Яве» специальные партии сигарет в качестве рекламы при проведении международных выставок и аукционов. В течение короткого времени были изготовлены подарочные наборы для Технопромимпорта, Разноэкспорта, Запчастьэкспорта. Оригинальный дизайн был разработан по заказу объединений, для изготовления были использованы самые лучшие импортные материалы, закупленные на средства заказчика. Все это повышало имидж «явской» продукции и самой фабрики. Подарочные наборы выпускались небольшими партиями. Достать их было трудно.

Для «Явы» наступил благоприятный период. В торговле ощущался легкий дефицит сигарет «Ява», то есть купить их было возможно, но для этого необходимо было приложить некоторые усилия. А в Советском Союзе производство дефицитной продукции значительно повышало рейтинг предприятия. Экономические показатели работы фабрики были более высокими, чем на других предприятиях отрасли. Налицо все признаки успешного советского предприятия. Моральный климат на предприятии улучшился. Руководство теперь работало как одна команда. Мы с Николаем Сергеевичем Каштановым были сторонниками открытости в управлении, со строгим распределением полномочий и ответственности. Как руководители, мы должны были продемонстрировать приверженность этим принципам на личном примере. Директор мне полностью доверял в вопросах технической политики и управления производством. Сам он с энтузиазмом начал заниматься социальной политикой, работой с общественными организациями, созданием позитивного климата в коллективе. И, что было важно, налаживанием контактов и созданием имиджа фабрики во внешних инстанциях: министерстве, горкоме, райкоме КПСС. Были переизбраны секретарь партийной организации фабрики и председатель профсоюзного комитета (профкома). На должность секретаря партийной организации был избран Александр Васильевич Вихров. Молодой, из вновь принятых специалистов, с современными взглядами прагматичного человека.

«Ява» – единственное предприятие СССР, хорошо известное в международной табачной индустрии, – стала полигоном для испытаний новейших зарубежных материалов и оборудования. Рос авторитет фабрики и во властных структурах. Власти понимали значение «Явы» для обеспечения табачными изделиями московского региона. Партийные органы в своих постановлениях стали оценивать опыт работы фабрики в разных областях деятельности с положительной стороны. Нас с Николаем Сергеевичем стали приглашать на партийные активы в Московский горком партии. Благодаря популярности одноименных сигарет с фильтром «Ява» стала общесоюзным брендом. Подобной известностью, пожалуй, пользовались только марки кондитерской фабрики «Красный Октябрь», Московского ликероводочного завода и тольяттинского «АвтоВАЗа» – производителя знаменитых «Жигулей». Название «Ява» было у всех на слуху. Поэтому отношение к представителям фабрики во всех инстанциях было очень внимательным, я бы сказал, уважительным. А если к тому же «в качестве сувенира» вручались сигареты в подарочных наборах, вопросы решались супербыстро. Это помогало в работе.