УНИКАЛЬНЫЕ АСТРОЛОГО-МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ФОЛЬКЛОРНО-ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
Исследование фольклорно-языковой картины мира, воплощающей в себе мировидение этноса, эволюцию художественного мышления народа, проводится в русле актуальной проблемы взаимосвязи языка и мышления на разных этапах развития этноса.
Фольклорная картина мира явилась результатом мимезиса – творческой деятельности сознания народа по конструированию «параллельного мира» – ментального подобия действительности [Фрейденберг 1978]. Тем самым параллелистика макро- и микрокосма (мира природы и мира человека) как базовая сущность мира, мощный когнитивный механизм, запускающий процесс познания, ведущая речемыслительная операция человеческого сознания, непосредственно связанная с концептуальной моделью мира как представлением о природном и человеческом универсуме и основанная на фундаментальных (константных) классических принципах эстетики (повторе, симметрии, выражении внутреннего через внешнее, ассоциативности), основополагающий прием поэтического мышления позволяет раскрыть многовариантность и множественность связей различных миров: мира природы, мира человека и внутреннего мира души.
В образных параллелизмах (ОП) русской народной лирической песни (обрядовой и необрядовой) отражен целостный фрагмент фольклорно-языковой картины мира. ОП является той минимальной структурой, которая дает возможность увидеть разнообразие способов соотнесения человека и мира в народных эстетически обработанных текстах. Методически важным является изучение приема поэтического мышления в эволюционно- генетическом аспекте на основе тематического подхода, на материале различных тематических групп: элементы космоса (уникальные астролого-метеорологические реалии); растительный и животный миры; атмосферные природные явления; фундаментальные стихии мироздания; металлы, минералы, драгоценные камни; единицы времени; бытовые реалии (артефакты); части человеческого тела (соматизмы) и др.
Настоящая работа продолжает серию тематических статей в русле указанной проблематики.
Образы тематической группы «Уникальные астролого-метеорологические реалии» достаточно широко представлены в композиционной структуре приема ОП как обрядовой, так и необрядовой лирики.
Набор лексем, представляющих астрологометеорологические объекты, в текстах обрядовой и необрядовой лирики идентичен. Все образы распадаются на две группы: 1) небесные объекты (светила) – солнце, месяц (луна), заря, звезда(-ы); 2) само небо как местонахождение небесных объектов. Опорными (доминантными, наиболее частотными)18 являются образы двух основных светил: солнца и месяца (луны). Данное явление генетически восходит к древней мифологической оппозиции Солнце – Луна (в русском варианте Солнце – Месяц) [МНМ 1997]. Мифологические корни образов природной параллели «высвечивают» ряд образно-символических характеристик лирического героя, дополнительные, формируемые на основе взаимодействия композиционных частей ОП символические «приращения смысла». Лексемы «солнце» и «месяц» образованы от основ *sъlnь- и *mes- (из *mens-) при помощи ласкательных суффиксов. «Форма славянского слова позволяет предположить здесь задабривающее название» [Фасмер 1996: III, 710–711; II, 608– 609]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля очень точно определено то отношение к солнцу, которое веками формировалось в народном сознании и не могло не найти своего отражения в концептах народной культуры, в частности в фольклорной модели мира. «Солнце, солнышко… величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силою тяготения, светом и теплом над всеми земными мирами, планетами. Как свет и тепло, солнце представитель истины и блага…» [Даль 1995: IV, 265].
Образ месяца в фигуре ОП используется в разных фазах: 1) в фазе новолуния (молодой месяц) и в убывающей фазе; 2) в фазе полнолуния (диск луны).
На материале тематической группы «Элементы космоса» выявлены специфические особенности организации и эволюции исследуемого композиционного приема.
Эволюция структурно-семантических модификаций (ССМ) ОП в обрядовой и необрядовой лирике.
Основу разграничения структурно-семантических модификаций ОП составляет специфика репрезентации в рамках ОП мира природы и мира человека. В текстах русской народной лирики представлены различные разновидности приема, соответствующие, различным этапам и формам поступательной эволюции художественного мышления народа.
Исходная в указанной эволюции структурно- семантическая модификация ОП – это «классический» тип ОП. Его содержательной основой послужил психологический параллелизм – идея единства человека и мира природы [Веселовский 1940: 125–199]. Для этого типа ОП характерна содержательная и структурная самодостаточность природной и «человеческой» параллелей. Картина природы (образ символической параллели репрезентируется в объективно-природной ипостаси) и «человеческий» эпизод изображаются как автономные миры, сопоставленные лишь композиционно как части одной эстетической формы.
Солнышко за лес закатилось,
Ясное за темные леса.
Марьюшка со двора съезжает.
Ивановна с отцовского подворья. (В. – 78, 89)
«Классический» тип ОП широко представлен в текстах как обрядовой, так и необрядовой лирики и отражает в себе в переосмысленном виде наиболее чистые ранние формы мифопоэтического сознания.
Исходная ССМ ОП в ряде случаев подвергается трансформации, которая связана с эволюцией ОП как самостоятельного композиционного приема. Все трансформации «классического» типа ОП – и на уровне формы, и на уровне содержания – обусловлены действием тенденции к адаптации и сближению двух миров (макро- и микрокосма). Обозначенная тенденция проявляется в том, что в рамках фигуры ОП формируется специфический тип репрезентации мира природы и мира человека, новый вариант их сопоставления, при котором содержательная и структурная автономия обоих миров известным образом нивелируется. Эволюция исходного типа ОП осуществляется при этом по трем основным направлениям.
Тематическая группа «Элементы космоса (уникальные астролого-метеорологические реалии) иллюстрирует первую линию развития ОП, которая связана с трансформацией «классического» типа ОП на уровне формы. Данное направление эволюции выразилось во взаимопроникновении субстанциональных характеристик мира природы и мира человека. Оба мира сохраняют свою концептуальную и структурную обособленность, но один из них наделяется признаками другого мира. Различаются два варианта такого рода трансформаций.
Первый вариант трансформации «классического» типа ОП на уровне формы – антропоморфизация образов природы в символической части ОП – получает свое развитие исключительно в рамках обрядовой песенной лирики. Функционально эта ССМ направлена на представление в образах природы главных участников обрядового действия. Образы природной части ОП видоизменяются: природные объекты наделяются способностью производить действия, свойственные только человеку, и его качествами; образы природы антропоморфизируются («очеловечиваются»). Символические природные объекты говорят, действуют, как живые существа («антропоморфный» способ восприятия мира природы в мифологии и – соответственно – репрезентации «природной» параллели в ОП).
На формальном уровне это представлено в структуре ОП обязательным лексическим тождеством компонентов «типовое действие, функция» лирического героя и природного объекта. Лексическое тождество исключает наличие между функциональными компонентами параллелей непосредственной символической связи, поэтому на базе данной ССМ ОП формируются только персонифицированные образы-символы как тип символической образности.
Соотношение лексически тождественных компонентов «типовое действие, функция» природного объекта и лирического героя имеет различные основания.
1) Соотношение указанных компонентов основано на аналогии действий человека с действиями природных объектов (ближе к «классическому» типу ОП); в основном создается на базе глаголов движения.
Солнце как движущийся объект репрезентируется в терминологии действий, присущих человеку: в структуре ОП ему приписывается способность к хождению.
Шло, шло солнышко вдоль по залесью…
Шла, шла девушка вдоль по застолью. (Соб. – II, 270)
Природному объекту по аналогии с человеком и, шире, с живыми существами приписывается способность находиться в состоянии внутреннего движения (расти).
Как от светлаго месяца /Отросли лучи золоты;
Как у добраго молодца /Отросли кудри черныя. (К., 292)
2) Соотношение лексически тождественных компонентов основано на чисто условном переносе действий и функций лирического героя на природный объект при полном отсутствии аналогии: природный объект в действительности не способен выполнять приписываемые ему в рамках ОП действия.
Благословлялся светел месяч
Около яснаго солнушка,
Благословлялась княгинюшка
У государя батюшки… (К., 137)
«Не заря ли тебя, молодец спородила?
Не часты ли мелки звезды убаюкивали?
Не светел ли тебя месяц вспоил, вскормил?»…
Что на свет меня родила родна матушка,
Вспоил, вскормил родной батюшка,
Убаюкивала нянька мамушка… (К., 1044; 842)
Анализируемая ССМ отличается двумя важными особенностями.
Первая из них – это явная, нарочитая условность отождествления действий природного объекта и лирического героя в рамках фигуры ОП. Обозначенная особенность репрезентируется обязательным наличием «сигналов» (показателей) условного характера отождествления, подчеркивающих несходство мира природы и мира человека, исключающих возможность мифологического отождествления образов природной и «человеческой» параллелей.
«Сигналом» условности отождествления действий природного объекта и лирического героя может стать различие в пространственной локализации образов параллелей ОП, нетождественная форма объектных членов при функциональном компоненте или форма отрицательного параллелизма.
В отличие от мифа, в структуре ОП для объектов природы и человека нехарактерна смежность в пространстве, несмотря на взаимопроникновение субстанциональных характеристик мира природы и мира человека. Демифологизация места действия проявляется в очевидном переходе к локализации каждого из объектов в свойственной исключительно ему среде обитания (оппозиция «чужое пространство» (лес) – «свое пространство» (терем, застолье). В мифологической системе лес воспринимается как враждебная человеку часть пространства: «…за лесом помещается страна солнца» [МНМ 1997: II, 49–50, 52].
Сигнализировать об условном характере отождествления функций человека и природного объекта в ОП может различие форм объектных членов при функциональном компоненте и, соответственно, различие в их семантике (оппозиция «одушевленное – неодушевленное»). Например, см. текст К., 292: отрасти от месяца (объектно-комплетивное значение; отделение от объекта – медиативная функция солнечных лучей, лунного света) и отрасти у молодца (объектное и собственно характеризующее значение; принадлежность, волосы – объект обладания человека) и см. текст К., 137: благословляться около солнушка (локальное и объектное значение; воздавать хвалу) и благословляться у батюшки (объектное значение; брать благословение).
Фактом, акцентирующим несходство двух миров, может являться и форма отрицательного параллелизма, которая предполагает «устранение» одной параллели (природной, в силу ее очевидной условности) и утверждение той, на которую «не простерлось отрицание» [Веселовский 1940: 185] (см. тексты К., 1044, 842).
Вторая особенность состоит в том, что, с одной стороны, лексическое тождество функциональных компонентов, а с другой стороны, нарочитая условность такого отождествления формируют «раскрытый», «проявленный» характер символических обозначений в структуре ОП. Наличие в ОП двух картин репрезентирует не просто наделение природного образа способностью производить человеческие действия, но еще и тот факт, что природный объект производит именно те действия, которые характеризуют лирического героя, что в свою очередь приводит к «обнажению» в структуре ОП семантики символического кода. Скрытые, закодированные в «классическом» типе ОП символические значения в такой конструкции становятся явными, очевидными.
В эволюционно-ментальном аспекте детальная антропоморфизация природных объектов, очевидно, представляет собой более поздний этап фольклорно-песенного творчества и свидетельствует об ослаблении символического начала, упадке мифологического мышления, его перерождении в условно-поэтический прием (см. также: [МНМ 1997: II, 253–254]).
Второй вариант трансформации «классического» типа ОП на уровне формы – пластическое видоизменение образов (пластика образов) «природной» или «человеческой» параллелей ОП – получает свое развитие в необрядовой лирической песне. Фукционально эта ССМ ОП направлена на раскрытие эмоционального состояния лирических персонажей. Формирование пластики образов обусловлено стремлением сблизить, воссоединить гармонию природы и мира человеческих чувств и тем самым гармонизировать человеческие эмоции и отношения. Пластическое видоизменение образов параллелей ОП свидетельствует о том, что за изображением природных объектов стоит нечто иное – нематериальная духовная субстанция, эмоциональный спектр человеческой души.
1) Смысл пластического преобразования образов природы заключается в том, что природные закономерности воспринимаются через призму субъективного мироощущения человека. В результате человек выстраивает природные процессы в соответствии со своими чувствами и переживаниями (конструкции с семантикой волеизъявления). Важно подчеркнуть, что преобразование не выходит за рамки объективных, реальных свойств образов природы и ее закономерностей (отсутствуют черты условной антропоморфизации природных объектов).
Полно, солнышко, из-за лесу светить,
Полно, девушка, по милому тужить. (К., 2240)
Да взойди, взойди-ка ясное солнце!
Да приди, приди, завдалой молодчик! (Соб. – I, 153)
2) Сущность пластики образов «человеческой» параллели ОП состоит в том, что закономерности человеческой жизни сопоставляются с вечными и незыблемыми законами природы и сами приобретают в результате такого сопоставление статус неизбежной и неизменной, как законы природы, закономерности («дотягиваются» до уровня закона природы), исключающей и отвергающей иные варианты развития чувств лирических персонажей.
Не светить месяцу летом против зимнего,
Не любить тебе меня пуще прежнего! (К., 2549)
Не греть солнушку /Против летнява, —
Не любить дружка /Против прежнява! (К., 2270)
Данные ССМ в целом свидетельствуют о значительном переосмыслении, трансформации мифологических основ символики ОП.
Субстанциональная специфика небесных светил, их удаленность от мира человека объясняет отсутствие в рамках данной тематической группы содержательной трансформации «классического» типа ОП, для которой характерно введение человека в обе части ОП и изображение его во взаимодействии с объектами природы (вторая линия развития ОП). Глубокие традиционные мифологические корни и весомость образов тематической группы «Элементы космоса» в структуре фольклорной модели мира и народной культуры в целом обусловливает тот факт, что данные образы не подвергаются формализации (третья линия развития ОП).
Первую линию развития отличает особая динамика формирования семантики различных типов символической образности ОП.
Особая роль образов небесных объектов как конституирующих субстанциональных компонентов фольклорной модели мира обусловливает наличие в ОП исключительно символического типа соотношения актантных членов частей ОП: образы-символы и символические картины. Символическое действие «в чистом виде» без символизации самих образов небесных светил не отмечено [Доброва 2004: 19–38].
В обрядовой лирике в структуре ОП преобладают образы-символы как особый ТСО. Образы небесных светил в рамках ОП выступают в качестве персонифицированных образов-символов лирических персонажей песни (солнце – девица, месяц – молодец).
Персонификация природных образов во многом идет от дофольклорных мифологических воззрений (системы мифологических верований славян). По мнению Г.И.Мальцева, одной из ведущих закономерностей мировоззренческого субстрата устно-поэтического канона является стремление к гомеостасису – тождеству различных состояний [Мальцев 1989:39]. В традиционных мифологических системах солнце (как и луна (месяц) может воплощать и мужское, и женское начало [МНМ 1997: II, 78–79]. Изначально для народной песенной лирики было характерно механическое восприятие канона и использование его в художественных целях в процессе создания композиционной фигуры ОП, которую отличает обобщенный характер отношений между образами обеих картин ОП.
По количеству и специфике актантных членов (субъект и объект) параллелей ОП выделяются две структурные разновидности персонифицированных образов-символов: одиночный и парный образы-символы.
Одиночным мы называем такой персонифицированный образ-символ, когда в структуре ОП один актантный член «человеческой» картины (субъект, реже – объект) соотносится с одним актантным членом «природной» параллели, в результате такого сопоставления лирический персонаж получает символическое соответствие в образе природы.
Солнце, как правило, соотносится с женским началом (аналогично архаическим солярным мифам [МНМ 1997: II, 461]) и является персонифицированным образом-символом девицы.
Катилося ясное солнышко
Вдоль по залесью.
Шла-прошла наша Марьюшка
Вдоль по селу… (В. – 74, 88)
Месяц соотносится с мужским началом, как и в наиболее ранних лунарных мифах, и является персонифицированным образом-символом молодца19.
Катился месяц ясной
По лазоревому небу…
Ходил Федул господин…
В зеленом саду по заре… (К., 947)
Обрядовые тексты отражают этап наиболее древних мифологических представлений, еще не выработавших различия в ценностных характеристиках двух основных светил: они воспринимаются как равнозначимые, равновеликие. Сходная цветовая и световая гамма образов двух небесных светил свидетельствует об их одинаково высокой оценке в системе ценностей фольклорной модели мира (сравн. месяц (луна) – светлый, ясный, красный, золотые (рога), молодой (фаза); солнце – ясное, красное, золотые, яркие (лучи). Включение солнца в пантеон в качестве главного божества, нарастание роли солярных мифов (в частности, по сравнению с лунарными и астральными) относится не к архаическим, а к позднейшим этапам мифологии [МНМ 1997: II, 461]. Доминантность, положительная оценка и более высокий ранг солнца в оппозиции солнце – месяц (луна), в частности, в рамках фигуры ОП – черта более поздних необрядовых песенных текстов.
Одиночные персонифицированные образы-символы ОП в обрядовой лирике в ряде случаев подвергаются детализации. Назначение таких конструкций состоит в том, чтобы детализировать образ главного участника обряда, показать его молодость и красоту. Большей детализации подвергается образ молодца как активного участника обряда. Если образ молодца раскрывается в его внешних чертах, то образ девицы, как правило, – в его внутреннем эмоциональном проявлении.
1) Образ небесного светила символизирует неотчуждаемый объект обладания человека (соматизмы).
Голова человека в структуре ОП сопоставляется с месяцем в фазе полнолуния (диск луны) и солнцем (марево = шар), в результате формируется особое символическое «приращение смысла»: голова – верхний мир, связь с верхним миром: мысли, возвышенное, духовное, нематериальное (сравн. марево – «греза, мечта, обман чувств» [Даль 1995: II, 298]), космическое, неземное. В фольклорной картине мира глаза имеет только месяц в фазе полнолуния.
Луна, солнце (марево = шар) – форма, внешний вид – голова (молодца)
У светлого месяца золота б ыла луна,
Что у краснаго солнца теплые марева20, (2)
Что у света, у Ивана, кудревата голова, (2)
Сына Прокопьевича да кудри шелковые (2). (М., 160)
2) Объект обладания небесного светила символизирует объект обладания человека.
Объектом обладания солнца являются его лучи, марева (= в значении «луч»). Для месяца в фазе новолуния или убывающей фазе релевантным признаком представляется наличие рогов как объекта его обладания.
Лучи (солнца, месяца) – глаза (персонажа)
Катилося солнце красное
По синю своду небесному,
Бросало лучи яркие
На леса густые…
Ходила Маланьюшка,
Гуляла свет Лазаревна,
По высокому по терему,
Возводила очи ясныя,
Все иззаплаканныя
На подружек голубушек,
На красных девушек.
Катился месяц ясной
По лазоревому небу,
Кидал лучи светлые
На реки на быстрыя…
Ходил Федул господин,
Федул сударь Елизарьевич
В зеленом саду по заре,
Взводил очи ясныя,
На кусточки частые,
На цветочки алые,
На цветочки лазоревые.
Для восприятия звезд в системе фольклорной картины мира существенно то, что их неисчислимо много. Релевантный признак звезд – их множество, неисчислимость. Объект обладания лирического персонажа (волосы, кудри) получает детальную символическую характеристику: цвет (атрибуты – золотой, ясный, чистый); длина (лучи, марева (= луч); густота (звезды, их неисчислимость, атрибут – частые).
Лучи, марева, рога – волосы, кудри, коса
Как у месяца золотые рога,
А у неба звезды чистые,
Как солнышка лучи ясные,
А у Ванюшки кудри русые.
У молода месяца золоты рога,
У нашей Прасковьюшки скована коса.
В ряде мифологий имеет место персонификация солнца в образе юноши, голова которого покрыта огненными волосами [МНМ 1997: I, 112]. Отождествление волос человека с солнечными лучами, а головы – с самим солнцем, имеющим форму шара (или с диском луны), представляет собой элемент древней мифологической системы, персонифицирующей в образе юноши бога солнца. В целом солнечные лучи в фольклорной модели мира репрезентируют связь (являются посредником, медиатором) между своим и чужим пространством (см. выше К.,946 и 947). Если солнце далеко, его локус – «чужое пространство», то солнечный луч близко, он – в мире человека [Волоцкая 1987: 259].
Другие образы данной тематической группы в ОП встречаются достаточно редко.
Не белая зорюшка у нас на дворе:
Восплакалась Прасковьюшка по русой косе. (К., 864)
Парным мы называем такой персонифицированный образ-символ, когда в структуре ОП оба актантных члена «человеческой» картины (два субъекта или субъект и объект) получают символическое соответствие в образах «природной» параллели ОП (два символических субъекта или символический субъект и символический объект).
Парные образы тематической группы «Элементы космоса» в обрядовой лирике сохранили древние мифологические мотивы «небесной семьи» и «небесной свадьбы». В мифологической системе «заря, солнце, месяц, звезды образуют «небесную семью» [МНМ 1997: I, 155]. Противопоставление солнце – месяц (луна) воплощается в мифологическом мотиве брачных отношений небесных светил и соотносится с оппозицией «мужской – женский», при этом нет строгой закрепленности за одним из образов мужского или женского начала. Последняя особенность сохраняется и в фольклоре.
В структуре ОП отношения между солнцем и месяцем (луной) представляются или как кровно-родственные в разных поколениях: родители – дети (см. текст К.,137), или как супружеские: мотив «небесной свадьбы».
Светит месяц с зарею,
Сидит Иван с женою… (К., 855)
Типичное для мифологии представление отношений между солнцем и месяцем как кровно-родственных в одном поколении (брат и сестра, иногда – близнецы) в фигуре ОП обрядовой лирики не отмечено, что обусловлено спецификой свадебного обряда, в котором центральными персонажами являются жених и невеста (муж и жена) и дающие им благословение на брак родители.
Символическая картина как ТСО в обрядовой лирике встречается достаточно редко.
В качестве символизирующего начала в структуре ОП выступают эмпирические, данные человеку в восприятии объективные проявления природного объекта: наличие или отсутствие движения и света, излучаемого небесными объектами.
В качестве символизируемого на функциональном уровне соотношения компонентов выступают обрядовое действие и эмоциональное состояние персонажа.
1) Для образов анализируемой тематической группы характерна опосредованная репрезентация обрядового действия в реальной части ОП: обозначение обряда через конкретные действия его участников.
Восходил светел месяц перед зорющкою,
Величался Яков Федорович перед женушкою. (К., 856)
В структуре ОП на оценочном уровне формируется общая ценностная характеристика свадебного обряда. В символической части ОП представлена объективная хронология природных процессов, в которой отражается высшая гармония природы, соразмерность и вечность ее процессов как залог гармонии свадебного обряда и последующей совместной жизни молодых. Лунный свет и хронологически следующий за ним свет утренней зари и свет солнца – это символы радости и веселья, положительной оценки факта создания новой семьи в системе ценностей фольклорной модели мира.
2) В рамках ОП символизация эмоционального состояния персонажа акцентируется наличием в обеих параллелях тождественных оппозиций, представленных глагольными лексемами с противоположными значениями. Символизируется, как правило, эмоциональное состояние девицы, поскольку она в фольклорной традиции более глубоко и трагично воспринимает происходящие в ее судьбе перемены (потеря девичьей воли, отъезд из родного дома к родителям мужа).
Играло солнце красное, /Играло, да затмилося;
Светил светел месяц, /Светил, да померкнул;
Веселилась душа девица, /Веселилась, да призадумалась.
Играла душа Акулинушка, /Играла, да пригорюнилась;
Играла свет Захарьевна, /Играла, да прикручинилась…
Основу символической части ОП составляют объективные природные процессы (явления солнечного и лунного затмения), которые получают свое объяснение и символическое обозначение уже в структуре мифов. Древняя мифологическая оппозиция «наличие света (добро) – его отсутствие (зло)» основана на том положении, что небесные светила верхнего мира, по некоторым антропологическим мифам, принимают участие в создании души. «Человек рождается в женщине, когда на нее падает луч утреннего солнца; солнечный луч и душа человека обозначаются одним словом» [МНМ 1997: I, 88, 105]. Солнечный луч – жизнь, плодотворящее, животворящее начало, воплощение человеческой души.
Специфика семантического комплекса символической картины как ТСО в обрядовой лирике состоит в наличии строгой семантической дифференциации актантного и функционального уровней соотношения компонентов в ОП. Для актантного уровня характерна символизация лирического персонажа в образе природы (персонифицированный образ-символ), для функционального – символизация обрядового действия или эмоционального состояния человека в действиях и функциях природных объектов (символическое действие).
Многослойностью необрядовой лирики, впитавшей в себя пласты и древней мифологической системы, и обрядовой песенной традиции, объясняется наличие в ней восходящих к обрядовой лирике персонифицированных образов-символов, как правило, в структуре символической картины.
Осветил нас светел месяц…
Родимый батюшка приехал! (К., 2907)
Не бела заря занималася,
Только я, молода, разыгралася. (В. – 74, 15)
Однако ведущая функциональная направленность ОП необрядовой лирики на раскрытие мира чувств лирических персонажей во многом предопределяет формирование ряда специфических черт репрезентации образов в композиционных частях ОП, выявляющих тенденцию к ослаблению персонифицированного характера образов-символов в структуре символической картины как ТСО в необрядовой лирике.
1. Столь широко и разнообразно представленные в ОП обрядовой лирики парные персонифицированные образы-символы (представляющие наиболее яркий вариант персонификации) в необрядовой лирике практически отсутствуют.
2. Об ослаблении персонифицированного характера образов-символов в необрядовой лирике свидетельствует отсутствие детализации образов композиционных частей ОП.
3. Следствием действия указанной тенденции является факт очевидного обеднения цветовой и световой палитры образов небесных светил. В необрядовую лирику из обрядовой перешло фактически лишь по одному доминантному эпитету у каждого из основных образов-символов: солнце – красно; месяц – светел. В мифологической иерархии цветов красный цвет – наивысшая иерархическая характеристика, поэтому солнце в необрядовой лирике – образ более высокого ранга, нежели образ месяца.
4. В структуре ОП необрядовой лирики образ неба первым отчуждается от выполнения функции персонификации лирических персонажей, что обусловлено спецификой его природных качеств и мифологических характеристик. В мифологии небо – важнейшая часть космоса, абсолютное воплощение верха. Его наблюдаемые качества, свойства – абсолютная удаленность и недоступность, неизменность, огромность слиты в мифопоэтическом сознании с ценностными характеристиками – недостижимостью, величием и превосходством. Небо над всем земным [МНМ 1997: II, 206–208], оно является внешним по отношению ко всем предметам мира. Эти качества были восприняты фольклором, в котором небо стало константным воплощением чужого пространства, не способного приблизиться к земному миру. Только объекты, способные установить связь с земным (своим, близким) пространством (образы небесных светил – свет, лучи, их медиативная функция), продолжают свою жизнь в ОП необрядовой лирики в качестве образов-символов различной символической семантики в структуре символических картин.
5. Доминантная функциональная направленность необрядовой лирики на раскрытие внутреннего эмоционального состояния лирического персонажа, в результате которой человек в рамках ОП воспринимается и репрезентируется в первую очередь как носитель эмоционального состояния, во многом предопределяет формирование изменений в семантике символической картины. Особая динамика формирования семантического комплекса символической картины как ТСО ОП в необрядовой лирике обусловлена действием тенденции к ослаблению персонифицированного характера образов-символов в ее структуре. Действие данной тенденции обеспечивается органическим взаимодействием актантного и функционального уровней соотношения компонентов ОП, их взаимосвязью в структуре символической картины.
Основу изменений во внутреннем строении символических картин ОП в необрядовой лирике составляет то, что в результате перераспределения и распространения символической семантики функционального уровня на актантный уровень фактически стираются различия в функциональной специализации данных двух уровней. Персонифицированный характер образов-символов (т.е. их функциональная направленность на персонификацию лирических героев в образах природы) значительно ослабляется: компонент значения, связанный с персонификацией образа-символа, в основном поддерживается традицией, а в семантическом комплексе образуются новые значения, связанные с символизацией чувств, эмоциональных состояний или отношений лирических персонажей. Таким образом, формируется нерасчлененный семантический комплекс символической картины без строгой семантической дифференциации актантного и функционального уровней соотношения компонентов в параллелях ОП: природная картина в целом становится символом духовной субстанции.
Ярким воплощением обозначенных процессов является особый вариант скрытой асимметрии в ОП, формирование которого в необрядовой лирике обусловлено расширением функций ОП в плане обозначения эмоций. Специфика таких построений заключается в том, что формально в их структуре состояние одного природного образа сопоставляется с эмоциональным состоянием одного лирического героя (соотношение 1:1), которое он испытывает в результате взаимодействия с другим персонажем, и его эмоции обусловлены этими отношениями (т.е. содержательно имеет место соотношение актантных членов в параллелях 1:2).
Наличие в реальной части ОП двух персонажей обеспечивается двумя способами:
1) формированием в структуре ОП дополнительной «человеческой» параллели (оценивающие ОП);
2) разложением реальной ситуации на два плана (аналитические ОП).
1) Формирование дополнительной «человеческой» параллели (оценивающие ОП). Отношения персонажей представлены в рамках событий, которые выявляют специфику этих отношений. В реальной части имеют место две ситуации, сосуществующие в едином временном плане. ОП образуют первая и третья параллели, а вторая относится к третьей.
Полно, солнышко, из-за лесу светить,
Перестань, милой, в канторушку ходить,
Полно, девушка, конторщичка любить.
К расное солнышко высоко взошло, … /Высоко взошло, опустилося,
Опустилося, закатилося, /Закатилося за темны леса,
За темны леса, за дремучеи, /За быстры реки за текучеи.
Все солдатушки во строю стоят,
Во строю стоят, по ружью держут,
По ружью держут по турецкому…
А все девушки за гульбой пошли, /За гульбой пошли за темны леса,
Конец ознакомительного фрагмента.