Вы здесь

Дело возмущенных мертвецов. Фото для папочки (К. В. Злобин, 2017)

Фото для папочки

На следующий день ровно в шесть утра Костя услышал звук хлопнувшей двери – это отправился на пробежку Андрей.

«Добегается он когда-нибудь. Здесь ему не деревня», – подумал Костя и отправился готовить свой вегетарианский завтрак.

Через час Андрей был уже дома, и по квартире разнесся его бодрый голос.

– Что, сони, еще спите? А на улице такая погодка. Я вокруг Кремля кругов пять намотал. Под конец на меня полицейские уже косо смотрели, что-то кричали, но я не остановился. Только смотрю – за мной их собака бежит, но, думаю, не на того напала. Я сначала через кусты, а потом – на дорогу. Шесть полос – это тебе не шутка, даже в шесть утра там такое движение.

– А собака? – спросил Костя.

– Какая собака?

– Полицейская.

– Она от меня еще в парке отстала – я от нее в подземный переход рванул. Там ее так по носу стеклянной дверью шарахнуло… Короче, несколько дней нюхать она не сможет.

Из комнаты Руслана послышались сонные позевывания.

– Кто это с утра пораньше о полиции говорит? Примета есть – день плохой будет.

– У тебя каждый день плохой, – пробурчал Костя.

– Да все нормально, – заявил Андрей. – Сколько раз со мной такое бывало – еще ни разу не поймали. Кстати, что у нас со временем? В институт еще не пора?

– Через десять минут будет пора, – ответил Костя, вынося в прихожую рюкзак с учебниками. – Помнишь, у нас сегодня химия? Ты домашнее задание сделал?

– Небось, ерунда какая-то – не могли же в первый день задать что-то сложное. Сделаю по дороге.

К туалету прошествовал Руслан.

– Вы, я вижу, образцовые студенты. Прямо школой потянуло, – будто отгоняя неприятный запах, он помахал рукой перед носом. – Я как тебя вижу, – сказал Косте. – Так кажется будто нафталином завоняло. Что ты за человек такой – люди еще не проснулись, а ты их формулами пугаешь?

Костя состроил высокомерную мину.

– Могу ответить, что твой вид тоже не ласкает взгляд.

– Ах ты. Ну, погоди! – качнулся в его сторону Руслан.

Из кухни выскочил Андрей.

– Тихо-тихо, миротворческая миссия спешит на помощь, – он встал между Костей и Русланом. – Если помните, мы вчера выпили «чашу мира». Поэтому, старые обиды пора забыть и идти в институт. Мы же идем?

– Идем, – буркнул Костя.

– Вот и отлично, – Андрей открыл дверь и пропустил его вперед. – А ты к нам не хочешь присоединиться? – спросил он у Руслана.

– Нет. Мне и здесь хорошо.

– Тогда до скорого.

– До очень скорого.

В метро было многолюдно, но Андрея это больше не пугало. Втиснувшись в вагон, друзья оказались так плотно сжаты со всех сторон, что Костя с трудом высвободил руку, поправляя очки.

– И как ты собираешься делать домашнее задание?

– Нет проблем, – ответил Андрей, сунул руку за голову и на ощупь достал из рюкзака учебник химии. – Что тут у нас? «Безоксидные соединения метиловой группы». Задание первое: «Разложите на простейшие составляющие соединение циклопентанопергидрофенантрен и классифицируйте полученные вещества согласно их виду».

Он озадаченно поднял глаза на Костю, потом уставился на обложку учебника.

– Это точно для первого курса?

– Надеюсь, теперь ты понял, что задания нужно выполнять дома, поэтому они и называются «домашними». Хотя…

– Что «хотя»? – спросил Андрей.

– Оно очень простое.

– Тогда, может, подскажешь?

Костя отрицательно покачал головой.

– Никогда.

– Станция «Бабушкинская», – сообщил голос в динамиках. Пора было выходить.

Не успели они выбраться из вагона, как встречный поток стал увлекать их назад. Костя вывернулся, а Андрея подвел его расстегнутый рюкзак. Как раскрытый парашют он потащил его обратно в вагон.

– Стойте! – закричал Андрей. – Мне туда не надо.

Одна лямка слетела с плеча, и содержимое рюкзака посыпалось на пол.

– Ах, ты черт!

Андрей бросился подбирать, а вокруг мелькали ноги. Кто-то наступил ему на руку.

– Эй, смотри, куда идешь! Не видишь – тут человек.

Наконец все было собрано, но не обошлось без потерь. Ручка была растоптана, а на титульном листе тетради по «Криминалистике» красовался протектор чьего-то ботинка. Костя посочувствовал другу.

– Будто стадо слонов прошлось. Хорошо, что сам цел остался.

– Это точно. Я боролся как лев, и самое ценное сохранил.

Он гордо предъявил зажатый в руке учебник химии. Костя вытянул его из стиснутых пальцев Андрея и раскрыл. Внутри книги ничего не было – осталась одна обложка. Остальное уехало вместе с поездом Арбатско-Покровской линии.

– Что же теперь делать? – воззрился Андрей на осиротевший переплет.

– Для начала прибавим шагу, а то опять опоздаем.

***

В этот день занятия начались с «Введения в уголовное право». Преподавателем, а точнее, преподавательницей оказалась дама. Ей было около тридцати, но строгая прическа из собранных на затылке волос и узкие стекла очков делали ее заметно старше. Она молча проследила, как рассаживаются студенты, и уже собиралась закрыть дверь, в класс вбежали Андрей и Костя.

– Можно войти? – спросил запыхавшийся Костя.

– Быстрее.

Друзья заскочили в класс и остановились как вкопанные – за партой в первом ряду сидел Руслан. Он был свеж, выбрит и улыбался во все тридцать зубов и две коронки.

– Ты как здесь оказался? – уставился на него Андрей. – Ты же остался дома.

Улыбка Руслана стала еще довольнее.

– Очень просто. Заглянул к этому умнику в комнату…

– Что-о? – начал было Костя.

– Там накрылся простыней, – продолжил Руслан. – Швырнул под ноги пузырек с глицерином, сказал: «Ахалай-махалай!» «Бах!» и я здесь.

За ними раздался голос преподавателя.

– Вы еще поговорите или я могу начать урок?

– Конечно, начинайте, – пролепетал Костя и следом за Андреем поспешил за свободную парту.

– Благодарю, что разрешили, – ответила учитель и обвела взглядом аудиторию. – Меня зовут Эльвира Дмитриевна. Я ваш преподаватель по «Уголовному праву». На нашем первом занятии мы изучим несколько основных терминов, и первым из них будет понятие «преступления». Преступление – это опасное правонарушение, которое не должно остаться без последствий. Как вы знаете из произведения всем известного Федора Ивановича Достоевского, вслед за преступлением обязательно следует наказание. И это второе, о чем вам предстоит сегодня узнать. Что же такое наказание? Наказание – это действие, которое обязано претерпеть лицо, виновное в совершении преступления. Иными словами, это определенные лишения, неблагоприятные последствия, которые уголовный закон связывает с совершенным преступлением.

На первой парте поднялась рука, и это была рука Руслана.

– В чем дело? – просила Эльвира Дмитриевна. – У вас вопрос?

– Да. Вы говорите, что каждый преступник должен оказаться в тюрьме или понести наказание, но мой опыт говорит, что это не всегда так. Я знаю с десяток человек, которые нарушили закон, а сейчас живут припеваючи.

Преподаватель посмотрела на Руслана поверх очков.

– Если у вас есть доказательства их вины, то вы должны предоставить их правоохранительным органам. Если же таковых нет, то ваше заявление можно классифицировать как лжесвидетельство, а это в свою очередь такое же преступление.

– Но вы же не знаете, что сделали те люди, о которых я говорю.

– Судя по вашим золотым коронкам, которые, конечно, никоим образом не являются доказательством вашей принадлежности к преступным слоям общества, я могу сделать вывод о деяниях тех людей, о которых вы говорите.

В классе раздались смешки, а лицо Руслана покраснело до кончиков ушей.

– Я бы вам не советовал…, – начал он.

– Вот и отлично! – перебила его Эльвира Васильевна. – Я как раз не нуждалась в ваших советах и впредь прошу не мешать мне вести урок.

Она взяла со стола указку и подошла к доске, где висела схема.

– Здесь вы видите структуру того, без чего невозможно существование любого правового государства. Это закон, уголовный закон – единственный источник уголовного права…

Дальнейший урок прошел в полном молчании со стороны студентов, над головами которых как выстрелы разлетались слова «арест», «ответственность» и «суд». Эльвира Дмитриевна читала урок таким тоном словно выступала на суде с обвинительной речью. К концу занятия все – от первых до последних рядов чувствовали, как над ними возносится меч правосудия и, хотя никому из студентов не было предъявлено обвинение, его неотвратимость давила всех и каждого.

– Это закон и он одинаков для всех, – закончила урок Эльвира Дмитриевна и захлопнула папку. – На следующий урок все должны принести «Уголовный кодекс».

– Будем раздавать друг другу сроки, – склонившись к Косте, прошептал Андрей.

Только когда Эльвира Дмитриевна направилась к выходу из класса, студенты облегченно вздохнули.

– Слава богу, закончилось.

– По-моему, у этой дамочки не все в порядке с головой.

– Или с личной жизнью, – послышался голос Руслана, и ему поддакнуло несколько голосов.

На пороге аудитории Эльвира Дмитриевна столкнулась с входящим в класс преподавателем физики. Их взгляды пересеклись лишь на мгновение, но между преподавателями успело произойти что-то неуловимое, чего не заметил никто… кроме Кости. Ему показалось, что физика и «уголовницу» связывает нечто, что они хотели бы скрыть от постороннего взгляда. «Что это может быть?» – подумал Костя, но размышлять об этом было некогда, так как начался следующий урок – физика.

Вид нового учителя наводил на мысль, что он перепутал аудитории. Широкоплечему, с коротко стриженым ежиком волос и перекатывающимися под пиджаком горами мускул, учителю физики больше подошло бы вести физкультуру, а не объяснять студентам взаимоотношения между массой тела и ускорением.

– Добрый день, – приветствовал он студентов и, словно обращаясь к только что покинувшей аудиторию преподавателю уголовного права, громко произнес. – На свете существует много законов, но в отличие от тех, которые придумали люди, только законы природы вечны и незыблемы…

После физики, на которой Костя к своему огорчению не услышал ничего нового и которую, как выяснилось только в конце занятия, вел преподаватель по имени Эскулап Викторович Ломоносов, настало время «Основ криминалистики». Для их познания студенты перешли в другую аудиторию, где их уже поджидал Семен Анимподистович.

Когда студенты расселись, преподаватель первым делом спросил.

– Есть ли здесь тот принц, который не был на вчерашнем занятии?

Поднялась одинокая рука Руслана.

– Отлично, – произнес Семен Анимподистович. – А то я думал, что мне опять придется нести ее домой. Пожалуйста, возьмите – это ваше.

С этими словами он указал на лежавший перед собой пакет. Руслан подошел, но брать пакет не торопился.

– Не бойтесь, – ободрил его учитель. – Это ваше дипломное задание.

Руслан заглянул внутрь и, увидев детскую босоножку, спросил.

– Вы ничего не перепутали? Это задание?

– Да. А что вас смущает? Забирайте и, смотрите, не потеряйте – от этого зависит ваша дальнейшая учеба, а быть может и жизнь.

Руслан вернулся на место, а учитель стал прохаживаться между рядами.

– Тема сегодняшней лекции «Отпечатки и их роль в расследовании преступлений». Практически каждый день мы встречаемся с теми или иными видами отпечатков. Это отпечатки пальцев – они не всегда видны невооруженным глазом, но несут с собой очень много информации. Это следы ног, чаще обуви…

Преподаватель остановился около Андрея. Тот не успел открыть тетрадь, и на ее обложке отлично смотрелся след ботинка.

– Вы позволите? – Семен Анимподистович мягко вызволил тетрадь из-под руки Андрея. – Я вижу, кое-кто из вас заранее подготовился к уроку. Прекрасно. Этот экземпляр послужит нам отличным наглядным пособием. Только взгляните! – он продемонстрировал отпечаток классу. – Первая задача любого криминалиста заключается в том, чтобы найти, а потом сделать правильное описание своей находки. Кто из вас может описать, что мы здесь видим?

Первым поднял руку Костя.

– Первое, с чего бы я начал, – это размер, – ответил он.

– Совершенно верно, – похвалил преподаватель.

– Но это не след преступника, – попытался вставить слово Андрей. – Это просто…

– Стоп! – остановил его Семен Анимподистович. – Давайте все-таки представим, что это отпечаток с места преступления, и логичнее всего начать описание нашей находки с размера. Зная его, мы можем составить некий портрет человека. Во-первых, это мужчина. Дамы с таким размером обуви встречаются довольно редко. Во-вторых, это, несомненно, взрослый мужчина – размер, во всех отношениях, не детский. В-третьих, это скорее всего молодой мужчина. Вы заметили, насколько мы сузили круг подозреваемых?

– Почему вы решили, что он молодой? – снова подал голос Андрей.

– Извините, вас как зовут? – спросил преподаватель.

– Андрей Краснощеков.

– В следующий раз, Андрей, когда захотите задать вопрос, поднимите, пожалуйста, руку.

Тут же взмыла в воздух Костина рука.

– Можно я?

– Да, что вы хотели?

– Можно я отвечу на вопрос Андрея?

– Конечно. Прошу вас.

– Все дело в рисунке отпечатка, – ответил Костя. – Подобные протекторы остаются от кроссовок или обуви, которую чаще всего носит молодежь неформального толка – например, студенты и спортсмены.

– И снова в точку. Как вас зовут? Прекрасно, Константин. Вам удалось вычленить социальный статус нашего подозреваемого. Действительно, этот отпечаток вряд ли может принадлежать менеджеру или работнику интеллектуального труда. И из этих же соображений мы делаем вывод о возрасте подозреваемого. Лично я склонен предположить, что ему от шестнадцати до тридцати. Тут все очень просто. Спортивную обувь обычно носит именно эта возрастная категория. Какие еще есть мысли?

На этот раз поднялось сразу несколько рук.

– Молодой человек во втором ряду. Пожалуйста, мы вас слушаем.

Поднялся староста.

– Важно знать из чего состоит отпечаток – пыль, грязь, вода или губная помада.

– Отлично. Эти сведения еще более сужают объект поиска, и к тому же определяют место действия. Несмотря на то, что вы, – Семен Анимподистович повернулся к Андрею, – Знаете, где вы взяли этот отпечаток, такой информации часто может не быть. В нашем случае это пыль. Бумага при этом не повреждена, и потому мы можем сделать вывод, что отпечаток появился, когда тетрадь лежала на ровной и более-менее чистой поверхности. Например, на ламинате или на мраморном полу. Судя по тому, что след довольно четкий, это произошло где-то на улице – то есть вне помещения, но в то же время в достаточно закрытом и исключающем наличие грязи пространстве. Учитывая, что сейчас стоит сухая погода, совершенно ясно, что это было не на асфальте, тогда бы мы увидели на бумаге характерные вмятины. Значит, это общественное место, в котором находится много людей и там достаточно тесно. Например, в библиотеке, где посетители сидят и ходят друг от друга на достаточно большом расстоянии, вероятность наступить на чужую тетрадь гораздо меньше, чем на футбольном матче.

– Кому может прийти в голову принести тетрадь на футбольный матч? – вполголоса произнес Андрей.

– Тому же, кто достал ее в метро, – в тон ему ответил Костя.

Преподаватель продолжал.

– Итак, круг сужается. Что еще мы можем сказать о данном экземпляре? Пожалуйста, вы.

– Принимая во внимание четкость отпечатка, мы можем судить о весе человека.

– Совершенно верно. Хотя в некоторых случаях это может сыграть против нас, но здесь мы можем с уверенностью сказать, что наш гипотетический преступник – это довольно плотный и, возможно, высокий человек.

Преподаватель подошел к своему столу и положил тетрадь на проектор. Изображение перенеслось на экран.

– Взгляните вот на это, – сказал профессор. – Видите эти пятна около носка и на наружной части следа? Они могут многое рассказать о хозяине обуви, но это уже будет вашим домашним заданием. Я сделаю копии, а вы на следующем уроке предложите мне варианты того, что ел наш «преступник» сегодня утром, а для самых сообразительных дополнительный вопрос: кто он – правша или левша?

В классе кто-то присвистнул.

– Это же невозможно, – поворачиваясь к Косте, сказал Андрей. – Все почитатели Шерлока Холмса такие чокнутые?

– Ты имеешь ввиду меня? – ответил Костя.

– Вообще-то нет. Хотя у вас много общего.

После «Основ криминалистики» настала очередь физкультуры, и группа КрЭк13 в полном составе отправилась в спортзал. Здесь уже собрался весь факультет, и в раздевалке было не протолкнуться. Руслан подошел к первому попавшемуся шкафчику и выбросил из него чьи-то вещи.

К нему подскочил невысокий худенький паренек.

– Что ты делаешь? Это мое.

– Вот и забирай, пока цел, – ответил Руслан и стал переодеваться.

Паренек ушел в поисках нового места. Костя с Андреем занимались тем же.

В это время из двери спортзала донесся звук свистка.

– Стройся! По росту становись. Живее!

Учитель физкультуры широкими шагами шел воль строя.

– Ох, уж эти мне первокурсники. Легче спортивного коня научить стоять в строю, чем этих новобранцев. Куда лезешь? Разве не видишь, что ростом не вышел? Равняйсь! Смирно! Тиха-а! Слушать меня.

В зале повисла тишина.

– На первом уроке я посмотрю, на что вы способны и кого угораздило поступить в институт в этом году. А для этого на первый-второй-третий рассчитайсь!

По линии студентов разнеслась цепочка переклички.

– Первый, второй, третий. Первый, второй, третий…

– Отлично. Первые номера отправляются на турник, вторые – идут в тот угол и отжимаются. Третьи – сюда. Бежим от этой линии и до той стены. Кто пробежит за пять секунд получит пирожок. Вперед!

Костя и Андрей оказались в команде, которая отжималась.

– Не стоим – работаем, – кричал тренер. – Кто первый? Давай ты, – махнул он Андрею. – Приступай.

Андрей легко отжался двадцать раз и продолжил бы еще, если бы не физрук.

– Хватит! Оставь другим. Следующий.

Когда Андрей поднялся, преподаватель вручил ему журнал.

– Напротив фамилии каждого проставишь, кто сколько отжался. Понял?

– Понял.

Студенты подходили и отходили, но Костя не торопился «приступать».

– Костян, ты чего? – спросил Андрей. – Отожмись пару раз – я тебе по-свойски двадцатку напишу.

– Не надо, – ответил Костя, когда они остались одни. – Я сам.

Он отжался десять раз.

– Хватит, – остановил его Андрей. – Оставь силы для турника.

– Для турника у меня хватит, – сказал Костя, потирая руки. – А вот с бегом проблемы.

– Чего это? Бегать – вообще плевое дело.

После турника студенты выстроились в линию в начале зала.

– Бежим по свистку, – объявил учитель. – На старт. Внимание!

Он свистнул. Студенты побежали. Среди первых к финишу примчался Андрей. Радостный он оглянулся и увидел ковылявшего по залу Костю. Его колени были содраны до крови.

– Так, – раздался голос тренера. – А вот и первая производственная травма. Давай – руки в ноги и бегом в травмпункт. Да, смотри по дороге еще раз не упади.

После перевязки Костя вернулся в спортзал. Урок уже закончился, и в раздевалке остались только Андрей и Руслан.

– Вот и наш герой! – съязвил чем-то недовольный прокурорский сын. – Протерли тебя перекисью водорода? Жить будешь?

– Еще тебя переживу.

Они направились к выходу. Впереди, не разбирая дороги, шагал Руслан.

– Прочь все! – рычал он, расталкивая тех, кто оказался на пути.

За ним едва поспевали Андрей и Костя.

– Что это с ним?

– Ничего особенно, – улыбнулся Андрей. – Препод заставил делать жим гири, а у него получилось только пять раз. Тот сказал, что это даже хуже, чем на третий детский разряд.

– Цыц там, – рявкнул Руслан. – Тоже мне, великий спортсмен нашелся. Не институт, а шарашкина контора. Один ношенные башмаки впаривает, другой железки тягать заставляет – криминалисты хреновы.

Выйдя из института, он подкинул в руке пакет с босоножкой и швырнул ее в мусорную корзину.

– Туда тебе и дорога.

Спустившись на несколько ступеней, Руслан остановился и достал из кармана телефон. Костя и Андрей топтались позади.

– Улыбочку! – скомандовал Руслан. – Фото для любимого папочки.

Он нажал кнопку, сделав общий снимок на фоне института.

– А теперь хватит с меня учебы. Ноги моей больше тут не будет. А вам за эту фотосессию, так и быть, полагается бесплатная поездка домой.

С этими словами Руслан сгреб обоих в охапку и потащил на автомобильную стоянку.

Машина, к которой они подошли, была не новой, но выглядела довольно хорошо. Руслан открыл дверцу водителя.

– Садитесь и будьте как дома, но не забывайте, что вы в гостях.

Андрей шлепнулся на заднее сиденье.

– Теперь я понял, как ты опередил нас. А я-то все голову ломал. Костян, садись пока приглашают.

Костя стоял у распахнутой дверцы.

– Можно для начала поинтересоваться, есть ли у тебя водительские права, а также право на вождение этим транспортным средством?

– Слушай, не нервируй меня. Конечно, есть – как бы я сюда приехал?

Костю не удовлетворил такой ответ.

– То есть, ты хочешь сказать, что тут нет ничего противозаконного?

– Ну, да.

– Почему тогда ты раньше не говорил, что у тебя есть машина?

Руслан стал выходить из себя.

– А ты мне кто – отец? Вчера не было, сегодня появилась. Садись или иди пешком.

Помедлив, Костя залез внутрь.

– И все же я хочу, чтобы ты показал права.

– Вот если бы ты был инспектором ГИБДД, то я бы еще подумал, а так вот тебе, –Руслан скрутил из пальцев фигу, потом включил первую передачу и тронулся.

– Ну а если предположим, тебя остановит гаишник, – не успокаивался Костя. – Что тогда?

– Слушай, не каркай под руку. Думаешь, я своих прав не знаю? Ох-хо-хо! Недаром у меня папаша прокурор. Разберемся без сопливых.

– Очень на это надеюсь, – произнес Костя и до конца поездки больше не проронил ни слова.

Совсем другое было на уме у Андрея.

– Так это что выходит? Теперь мы можем с девчонками, да с ветерком? Эге-гей! Знаете, как девчонки любят кататься?

– А ну, притормози. Тоже мне Казанова деревенский выискался. Я разве говорил, что собираюсь твоих баб возить?

– Ты не понял, – воскликнул Андрей. – Это же всем выгодно. Я в деревне девчонок на тракторе катал – так они аж пищали!

– И много ты навозил?

– Кого? Тракторов?

– Да нет, пищалок своих?

– Уж, ясное дело – немало. Вся деревня моя была. Только на крыльцо выйду – они тут как тут.

– Ты хоть бы врал через раз. Слышал, Склифосовский, какой Дон Жуан с нами живет? Смотри, осторожней с ним. Он плохому научит.