Вы здесь

Дело возмущенных мертвецов. Гранит науки и старые башмаки (К. В. Злобин, 2017)

Гранит науки и старые башмаки

Шла вторая пара, когда друзья вбежали в двери института. Костя вынул из кармана расписание.

– Так, группа КрЭк13. Сейчас идет «Биохимия». Аудитория 207.

– Твой любимый предмет? – оскалился Андрей.

– И по твоей милости я на него опоздал.

Класс №207 нашелся быстро. Приоткрыв дверь, Костя прокашлялся.

– Можно войти?

У доски стоял преподаватель, который был ненамного старше сидевших за партами студентов. Внимательно взглянув на Костю, он сказал.

– Пожалуйста, но раз вы опоздали, то вам штраф – назовите, чему равна валентность углерода?

– Двум.

– Прошу, – преподаватель широким жестом пригласил Костю войти.

Следом появился Андрей.

– Ага, еще один желающий вкусить гранит науки. Вам я задам такой же вопрос, как и вашему товарищу. Какова валентность атома азота? Говорите и присаживайтесь.

Но Андрей не знал, что говорить. С открытым ртом он искал глазами Костю. Тот уже сидел за партой и показывал поднятые вверх три пальца. Андрей быстро сообразил.

– Три.

– Правильно. Проходите, – учитель подождал, пока Андрей усядется. – И скажите спасибо вашему товарищу. В первый раз я прощаю вам подсказку, но впредь делать этого не буду. Вход в класс будет открыт только для тех, кто правильно отвечает на вопросы, которые в следующий раз будут сложнее. Итак, продолжим – в природе существует двадцать шесть аминокислот. Они делятся на заменимые и незаменимые. И те и другие поступают в наш организм с белковой пищей…

После урока к друзьям подошел высокий парень.

– Я – Погодин Максим. Староста группы. Вы не пришли на первую пару, когда декан вручал зачетные книжки, поэтому он отдал их мне. Как ваши фамилии?

– Селеверстов.

– Краснощеков.

– Держите. Случайно Руслана Скоробогатова не знаете? Он последний остался.

– Знаем, – ответил Андрей. – Он с нами живет. Могу передать, если хочешь.

– Нет. Я сам. И на будущее – не опаздывайте.

Андрей скривился вслед удалявшемуся Погодину.

– Ишь, какой важный. Будто его не старостой группы, а директором Москвы назначили.

После химии настала очередь «Основ криминалистики». На этот раз преподаватель был не молод, но так же энергичен и настолько же увлечен своим предметом. Вышагивая по аудитории, он говорил.

– Меня зовут Семен Анимподистович и я буду вести у вас такие предметы как «Основы криминалистики», «Криминалистическая химия», «Криминалистический анализ» и любой другой предмет, в котором встречается слово «криминал». До сих пор «Основы криминалистики» преподавались только со второго года обучения, но благодаря моим настоятельным просьбам отныне этот предмет будет изучаться с первого курса. Это продиктовано тем, чтобы вы могли в достаточной степени овладеть всеми премудростями этой науки. Итак, что же такое «Криминалистика»? Что она нам дает и в чем ее сила? Скажите, кто из вас смотрел фильмы о Шерлоке Холмсе?

Почти все подняли руки.

– Конечно, что за странный вопрос спросите вы. Так вот, мой предмет предназначен как раз для того, чтобы сделать из вас Шерлоков Холмсов и даже лучше. Надеюсь, вы понимаете, что половина того, что показано в этих фильмах – вымысел. Однако, в каждой басне есть доля правды и порой она настолько проста и очевидна, что мы не верим в ее существование и проходим мимо. А ведь всего-то нужно быть более внимательным и вдумчивым. Наглядным примером этому будет ваше задание для дипломной работы. Да-да, не удивляйтесь. Сегодня вы получите свое первое задание на диплом. Как видите, у вас будет достаточно времени, чтобы подготовиться. Итак, начнем – раз вы поступили на специальность «Криминальный эксперт», то должны быть готовыми ко всему, и особенно к смерти в разных ее проявлениях.

По аудитории пролетел гул голосов, и преподавателю пришлось поднять руку, призывая студентов к тишине.

– Не стоит переживать. Все не так страшно, как вы думаете. Что от вас сейчас нужно, это просто взять билет. Прошу.

С этими словами Семен Анимподистович остановился около стоявшей посреди аудитории большой железной тележки. Он отдернул покрывавшую ее ткань, и глазам студентов открылась гора обуви. Чего тут только не было – старые калоши и пуанты балерин, детские туфельки и безразмерные солдатские сапоги, туфли на шпильке и кеды. Была даже одна ласта. В аудитории повисла полнейшая тишина. Никто не шелохнулся.

– Что же вы? Разбирайте, – сказал учитель.

Студенты не двигались. Кто-то сдавленным голосом спросил.

– Их всех убили? Тех, кто это носил.

– Вы сказали «убили»? – переспросил Семен Анимподистович. – Конечно же, нет. Упоминая о смерти, я говорил иносказательно. Я имел ввиду обувь, которую выбросили на помойку.

– Фу, он копался в мусорке, – брезгливо поморщился Андрей. – Я не возьму это даже в железных рукавицах.

Словно услышав слова Андрея, преподаватель продолжил.

– По долгу вашей будущей профессии вам придется ковыряться в еще более неприятных местах и иметь дело с куда более отвратительными предметами. Однако на этом я прерываю свою речь и даю вам десять минут, – он указал на корзину с обувью. – По истечении этого времени все, кто не взял свой «билет» будет считаться уклонившимся от сдачи диплома.

Костя подошел к тележке одним из первых. После недолгого копания он выбрал старый поношенный ботинок с дырой в подошве и оборванным шнурком. Со своим трофеем он вернулся обратно и водрузил его на парту. Андрей ткнул в ботинок ручкой.

– Ты хочешь взять его с собой?

– Разве ты не слышал, что это одно из условий закончить институт? Советую тебе сделать то же самое, пока там есть из чего выбрать.

Андрей поплелся к корзине, около которой толпилось немало студентов. Через несколько минут он вернулся к Косте, сияя до ушей.

– Эх, ты, – сказал он другу. – Взял какое-то барахло, а я смотри, что нашел.

Он продемонстрировал Косте свою находку. Это был женский сапог, почти новый, если не считать немного сбитого каблука. Подошва сапога была красного цвета и, судя по ее виду, ни разу не ступала за порог дома. Блеск черного лака слепил глаза.

– Смотри и учись, – говорил довольный Андрей. – Тут хоть есть на что посмотреть, не то, что твоя развалюха.

Тем временем студенты расселись по местам. Учитель поднялся из-за стола и подошел к корзине. В ней осталась одна детская босоножка.

– Очевидно, что сегодня у нас есть отсутствующий. Что же, когда он объявится, дайте мне знать – я награжу его туфелькой для Золушки.

В классе послышался смех.

– А теперь продолжим, – снова заговорил преподаватель. – Только что вы взяли не просто некий предмет, но вместе с этим выбрали тему своего будущего диплома. Повторю еще раз – эта вещь будет с вами до последнего курса и не думайте, что можете забросить ее на пять лет в дальний угол. Семестр за семестром мы с вами будем возвращаться к вашей, назовем это «уликой», чтобы через пять лет вы смогли разыскать или в крайнем случае точно описать хозяина этой обуви. Вам понятно?

В аудитории царила полнейшая тишина.

– Вот и прекрасно. Считаю своим долгом предупредить, что для криминалиста потеря улики влечет за собой очень неприятные последствия. В вашем случае – это исключение из института. Если же говорить о самих артефактах, то я искренне завидую тем, кто не побрезговал и выбрал старую обувь – вам будет, что рассказать на экзамене. Гораздо сложнее будет тем, кто выбирал из новенького, а сейчас откройте ваши тетради и запишите тему первого урока: «Десять правил криминалиста». Правило первое…