Вы здесь

Деловые расчеты: методы и смысловое содержание. Часть первая.. Общие экономико-управленческие термины и расчеты (Анатолий Бусыгин)

Часть первая.

Общие экономико-управленческие термины и расчеты

§1. Цена, затраты, эффект

Прибыль (масса прибыли, норма прибыли) – эффект3, получаемый производительной структурой или конкретным деловым человеком от осуществления каких-то профессиональных действий, связанных с обменом результатов своей производительной деятельности на деньги, ценные бумаги, услуги или другие материальные ценности.


Прибыль – разница между доходами, получаемыми от реализации результатов какой-то конкретной деятельности, и расходами, которые производитель несет в связи с организацией такой деятельности:

прибыль = доходы – расходы

Прибыль в абсолютном значении – показатель массы прибыли, то есть прибыли в денежном выражении.


Норма прибыли – относительный показатель, выражаемый через соотношение прибыли к затратам и фиксируемый в процентах.


Прибыль торгового предприятия представляет собой разницу между показателями валовой выручки, получаемой таким предприятием от реализации товаров, продуктов, услуг, и валовых затрат на организацию такой деятельности:

валовая прибыль = валовая выручка – валовые затраты

Валовая выручка торгового предприятия – валовый доход, получаемый от продажи товаров по розничным ценам4, в расчете на день, декаду, месяц, год.

Валовые расходы розничного торговца связаны с:

а) его затратами на приобретение товаров по оптовым ценам для их последующей реализации по розничным ценам,

б) его затратами на организацию своей торговой деятельности (аренда помещений или амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуги, фонд оплаты труда работников, налоги…).


Розничная цена (Рц) – цена, по которой розничный торговец продает приобретаемые им оптом товары своим розничным покупателям.

Розничная цена формируется через прибавление к показателю оптовой цены величины торговой наценки:

розничная цена = оптовая цена + торговая наценка

Торговая наценка представляет собой превышение розничной цены, по которой розничный торговец продает товары розничным покупателям, над оптовой ценой, по которой он, розничный торговец, приобретает такие товары у оптовика для их последующей реализации через свою розничную сеть.

Торговая наценка устанавливается самим торговым предприятием в зависимости от многих факторов, имеющих для него, торгового предприятия, важное значение в процессе достижения им своих собственных целей5.

Торговая наценка устанавливается обычно в процентах от уровня оптовой цены. К примеру, если розничное торговое предприятие закупает – для последующей перепродажи – коньяк по цене 1000 рублей за одну бутылку, а торговую наценку решено установить на уровне 100%, то розничная цена такой бутылки составит 2000 рублей.

Торговая наценка – по своему экономическому содержанию и роли в этой конкретной сере деловой активности – представляет собой механизм формирования розничным торговцем источника:

а) покрытия его собственных затрат на организацию торговой деятельности (расходы на аренду торговых площадей или их содержание, оплату коммунальных услуг, формирование фонда оплаты труда своих работников – продавцов, кассиров, водителей, уборщиков, выплату налогов и т. д.),

б) формирования своей собственной прибыли (прибыли розничного торговца).

Использование на практике категории «торговая наценка», таким образом, объясняется – повторим еще раз – объективной необходимостью розничного торговца иметь свой собственный источник покрытия затрат на организацию торговой деятельности и источник получения своей собственной, то есть торговой прибыли.

Без использования такого механизма розничная торговля не может существовать.


Оптовая цена – цена, по которой розничный торговец приобретает товары у производителя или оптовика6 для их последующей перепродажи по розничным ценам.

С экономической точки зрения оптовая цена (Оц) равна розничной цене (Рц) за вычетом торговой наценки (Тн)7:

Оц = Рц – Тн

Розничное торговое предприятие производит услугу, связанную с перемещением товара от места его производства к месту его потребления, а также ряд сопутствующих такому своему назначению операций – складирование, хранение, расфасовка, упаковка, реклама, доставка покупателю, установка, пробная эксплуатация (например, включение в электросеть доставленного и распакованного покупателю холодильника) и т. д.


Отходим от специфики торговой сети…


Нормативные показатели (прибыль, издержки – в расчете на единицу товарной продукции или единицу времени) – могут быть расчетными (то есть предполагаемыми) или фактическими.


Нормативные издержки – затраты на производство одной товарной единицы при соблюдении установленных – на основе используемой технологии производства – нормативов.


Норматив – это предельное количество конкретного ресурса, требуемого для производства одной товарной единицы в соответствии:

а) с избранной и используемой предприятием конкретной технологии производства8,

б) с фактическим уровнем загрузки производственных мощностей предприятия9,

в) без учета, естественно, брака и непроизводственных10 потерь11

К примеру, по этой технологии производства на изготовление одного письменного стола требуется 0,5 кубометра древесины. Следовательно, во всех своих расчетах под нормативом потребности в древесине мы и будем понимать именно 0,5 кубометра. Кроме того, потребуется лак, шурупы, какое-то конкретное количество труда, выражаемое в человеко-часах…

Нормативные издержки в таком случае будут представлять собой сумму нормативов потребностей во всех ресурсах, требуемых для производства одной товарной единицы при нормальной организации производительного процесса в рамках конкретной организации и при конкретной схеме управления такой организацией.

Но поскольку суммировать кубометры с теми же человеко-часами глупо, да и невозможно, то все нормативы потребностей в ресурсах из их натуральной формы (кубометры, штуки, человеко-часы…) мы переводим в стоимостную (денежную) форму… То есть используем величину суммированной стоимостной потребности в ресурсах, требуемых для производства товара.

Стоимостная (денежная) потребность в каждом типе ресурса определяется через умножение цены ресурса на норматив его потребности в натуральной форме. К примеру, если древесина приобретается нами по цене 1000 рублей за кубометр, то норматив его потребности в стоимостной форме составит (1000 рублей × 0,5 кубометра =) 500 рублей…

Нормативные показатели могут соотноситься и с временным периодом. К примеру, годовой норматив прибыли, то есть планируемый к получению общий объем прибыли. А объем фактически получаемой прибыли фиксируется через понятие массы прибыли. Нормативные показатели фиксируются в расчете на год, месяц (месячный норматив прибыли), день (дневной норматив прибыли).


Издержки производства – затраты на организацию производительной деятельности предприятия.


Классификация издержек производства:

– постоянные и переменные

– нормативные и валовые

– нормативные переменные

– нормативные постоянные

– валовые переменные

– валовые постоянные


Норматив переменных издержек производства рассчитывается на основе избранной технологии производства. Знание основных требований технологии производства позволяет описать потребности в каждом типе ресурсов, требуемых для изготовления конкретного товара в натуральной форме. После этого можно зафиксировать норматив потребности в каждом отдельном типе ресурсов. А на основе фиксации текущих цен на каждый тип ресурса такой норматив из его натуральной переводится в стоимостную форму (пример: на изготовление стола требуется древесина, причем, в расчете на один стол – 0,5 куб. м, цена же на древесину в текущий момент – 1200 руб./куб. м, следовательно, – норматив расходов на приобретение древесины в расчете на один стол – 600 рублей)

Для расчета норматива переменных издержек производства можно воспользоваться такой схемой:




Эти 1100 рублей в данном случае и будут представлять собой то, что мы именуем нормативом переменных издержек производства


Норматив постоянных издержек (НормПостИП) производства рассчитываются через деление валовых (ВалПостИП) постоянных издержек производства (обычно – в расчете на год) на планируемый (ПлОР) объем реализации (в расчете на тот же временной период):

НормПостИП = ВалПостИП / ПлОР

Целесообразно (как бы это странно ни звучало) запомнить следующую фразу:

Норматив постоянных издержек производства рассчитывается совсем не так, как норматив переменных издержек производства.


Валовые постоянные издержки производства – все затраты (обычно – в расчете на год), предназначенные не для финансирования текущих расходов по организации процесса производства конкретного товара, продукта, услуги (это – затраты переменные), а только лишь для компенсации расходов компании, осуществляемых с целью формирования (создания) условий для течения процесса производства в задаваемом режиме. Основу этой категории затрат составляют (в расчете на год):

– годовой норматив амортизационных отчислений,

– годовой фонд оплаты труда административно-управленческого персонала вместе с начисляемым на него налогом,

– налог на имущество, а также все текущие расходы по созданию комфортных условий для работы административно-управленческого персонала (коммунальные платежи, включая арендную плату за офисные помещения, связь, содержание компьютерной и печатно-множительной техники, канцелярские товары и т. д.).

Можно по-другому выразить суть и содержание рассматриваемой нами экономико-управленческой категории: валовые постоянные издержки производства – это расходы, связанные с поддержанием предприятия в рабочем состоянии.

В этом случае мы на уровне воображения представляем себе, что предприятие по каким-то причинам останавливает процесс производства, но планов по его ликвидации нет – есть надежда, что в будущем производство возобновится.

В таком случае переменные затраты снижаются почти до нуля (сырье не закупается, электроэнергия не используется, основной и вспомогательный персонал отправляется в неоплачиваемый отпуск или увольняется…).

Однако, затраты на поддержание предприятия в рабочем состоянии и при этом не исчезают, их все равно необходимо компенсировать (годовой норматив амортизации, годовой фонд оплаты труда административно-управленческого персонала со всеми надбавками, начислениями и налогами, коммунальные расходы на содержание офисных помещений в надлежащем порядке и т. д.).


Структура цены товара (продукта, услуги) в самой ее простой форме может быть представлена следующим образом:


Рисунок 1. Структурирование цены товара


Цена товара (продукта, услуги) формируется через сложение внутренней себестоимости товара и планируемого уровня минимально допустимой прибыли.


Внутренняя себестоимость планируемого к производству (уже производимого) товара, продукта, услуги представляет собой совокупность норматива постоянных и норматива переменных издержек производства.


Полная себестоимость – это внутренняя себестоимость плюс норматив минимально допустимой прибыли.


Полная себестоимость именуется еще и как минимально допустимая (с позиций производителя) цена производимого (или планируемого к производству) и предлагаемого к продаже товара, продукта, услуги.


Минимально допустимая цена производимого (или планируемого к производству) товара, продукта, услуги – тот ценовый показатель, при использовании которого в процессе продажи продукта своего труда компания получает минимально допустимую (с точки зрения самой компании) прибыль на вкладываемый в производство такого товара капитал (в таком случае под капиталом понимают нормативные издержки производства).


Целесообразно запомнить:

При планировании производства рассчитывают показатель минимально допустимой цены, а реализуют товар по фактической цене (если, конечно, такая фактическая цена превышает расчетный показатель минимально допустимой цены или, хотя бы, равна ему).


Показатель минимально допустимой цены производимого (или планируемого к производству) товара, продукта, услуги используется:

– для принятия решения о начале производства товара (если такой показатель ниже текущего или прогнозируемого уровня фактической рыночной цены или – как минимум – равен ей),

– для принятия решения об отказе начинать (или продолжать) производство товара (если такой показатель выше текущего или прогнозируемого уровня фактической рыночной цены),

– для предварительной фиксации предела «возможного отступления»12.

Это последнее обстоятельство связано с пониманием того, что если фактическая цена реально производимого и реализуемого товара будет снижаться13 по направлению к показателю минимально допустимой цены, то можно быть еще более-менее спокойным до тех пор, пока такая фактическая цена еще не достигла уровня минимально допустимой.

А вот когда фактическая и минимально допустимая цены сравняются, придется принимать сознательное решение – продолжать производство товара и получать фактическую прибыль, равную минимальному показателю, или отказаться от продолжения его производства, особенно в ситуации, когда падение цены может продолжиться. А дальнейшее падение цены чревато снижением фактической прибыли до уровня, ниже минимального.


Величина покрытия:

это разница между ценой товара и нормативом переменных издержек производства

или – что то же самое —

сумма норматива постоянных издержек производства и норматива прибыли (см. рис. 2).


Рисунок 2. Цена товара: вычленение величины покрытия


Эта величина именуется так потому, что за ее счет – с точки зрения управленца (но не бухгалтера) – осуществляется покрытие (потому – и величина покрытия) валовых постоянных издержек производства (обычно – в расчете на год). Когда же у компании за счет величины покрытия накапливается достаточно средств для полного покрытия валовых постоянных издержек производства в расчете на год, то после этого величина покрытия полностью относится на прибыль.

То есть при калькуляции плановой себестоимости производства товара мы рассчитываем показатель норматива прибыли, а при фактической реализации товара (и при текущем управлении предприятием) мы пользуемся показателем величины покрытия.


Норма прибыли (Нп) = прибыль в абсолютном значении (паз), деленная на издержки производства (Ип) и выраженная в процентах (то есть умноженная на 100%):

Нп = Паз / ИП × 100%.

Например, затраты на производство одного товара составили 100 рублей, а продать его удалось за 120 рублей. Следовательно, прибыль в ее абсолютном значении (то есть в денежном выражении) составила 20 рублей. При этом норма прибыли равна 20 рублей: 100 рублей × 100% = 20%.


Норма прибыли рассчитывается в отношении фактического или планируемого производства какого-либо конкретного товара или применительно к создаваемому или действующему предприятию по всем товарам или же по какому-то конкретному товару или группе товаров.

Показатель нормы прибыли свидетельствует об эффективности функционирования только той части капитала, вложенного в предприятие или проект, которая в текущий или интересующий момент вовлечена реально в производительный процесс, то есть текущих валовых затрат.

По этой причине в знаменателе формулы – не весь объем капитала, а только лишь издержки (к примеру, не полная стоимость оборудования, а только лишь норматив амортизации оборудования).


Для выявления же эффективности функционирования всего капитала, вовлеченного в проект или создание предприятия, выявляется уровень или показатель рентабельности.


Рентабельность (в целом) показывает отдачу на единицу капитала, то есть фиксирует доход или прибыль на рубль (доллар, евро и т. д.) вложений.


Показатель рентабельности фиксирует доходность или прибыльность в абсолютной форме (в рублях на руль вложений).


Показатель рентабельности (по доходности) – накапливаемый по годам суммарный доход от функционирования проекта, предприятия, деленный на общую сумму инвестированного в проект, предприятие капитала.

К примеру, вы вложили в проект 100 денежных единиц, годовой норматив прибыли равен 20 денежным единицам, следовательно, показатель рентабельности (по доходности) будет равен

Пр (Д) = 120 руб. / 100 руб. = 1,2 рубля на рубль вложений

Только тогда, когда показатель рентабельности по доходности составит 2 рубля на рубль вложений, можно считать, что проект окупился.


Показатель рентабельности (по прибыльности) – накапливаемая по годам суммарная прибыль, извлекаемая по результатам функционирования проекта, предприятия, деленная на общую сумму инвестированного в проект, предприятие капитала.


К примеру, вы вложили в проект 100 денежных единиц, годовой норматив прибыли равен 20 денежным единицам, следовательно, показатель рентабельности будет равен

– по итогам первого года эксплуатации проектного объекта: 20: 100 (рублей) = 20 копеек на рубль вложений,

– по итогам второго года эксплуатации проектного объекта: 40: 100 (рублей) = 40 копеек на рубль вложений и т. д.14


Только тогда, когда этот показатель будет равен одному рублю на рубль вложений, достигается окупаемость проекта (без учета дисконтирования).


Уровень рентабельности (по прибыльности) – тот же самый показатель рентабельности (по прибыльности), только выражаемый в процентах – (на основе выше приведенного примера):


– для первого года эксплуатации проектного объекта:

Ур = 20 рублей / 100 рублей × 100% = 20%

– для второго года эксплуатации проектного объекта:

Ур = 40 рублей / 100 рублей × 100% = 40%

И т. д.


Только тогда, когда этот показатель будет равен 100%, достигается окупаемость проекта (при условии предварительного дисконтирования, если интересует прогнозный временной период).


Уровень рентабельности (по доходности) – тот же самый показатель рентабельности (по прибыльности), только выражаемый в процентах —

(на основе выше приведенного примера):


– для первого года эксплуатации проектного объекта:

Ур = 120 рублей / 100 рублей × 100% = 120%

– для второго года эксплуатации проектного объекта:

Ур = 140 рублей / 100 рублей × 100% = 140%

Только тогда, когда этот показатель будет равен 200%, достигается окупаемость проекта (при условии предварительного дисконтирования, если интересует прогнозный временной период).


Для торгового предприятия обычно не определяют показатель нормы прибыли.


В сфере торговли определяющим выступает показатель рентабельности оборота, под которым понимают отношение прибыли, полученной в расчете на один оборот оборотного капитала, к общему объему оборотного капитала15.


Предположим, Вы выделяете 1000 денежных единиц для закупки товаров для их последующей перепродажи – это и будет ваш оборотный капитал. Торговая наценка составит 50%. То есть общая выручка при условии полной продажи закупленных товаров составит 1500 денежных единиц, из которых 200 денежных единиц пойдут на покрытие расходов по организации торговой деятельности, а оставшиеся 300 – на формирование прибыли (а 1000 – это неизвлекаемый из оборота оборотный капитал). Следовательно,

– показатель рентабельности составит (300: 1000 =) 30 копеек на рубль вложений.

– уровень же рентабельности оборота будет при этом равен (300 / 1000 × 100% =) 30%.

§2. Варианты финансового состояния предприятия

Три возможных уровня финансового состояния предприятия. Для любого практикующего управленца важно помнить, что с начала каждого нового финансового (календарного) года компания осуществляет восхождение от убыточного к прибыльному состоянию (при условии, что речь не идет о проблемной компании, то есть о компании, балансирующей на уровне убыточно-прибыльного функционирования).


Рисунок 3. Три возможных уровня финансового состояния предприятия


Центральным понятием выступает показатель нулевого финансового состояния, под которым подразумевается фактический объем продаж, равный показателю точки безубыточности (см. рис. 3).

При этом любая точка под нулевым показателем означает убыточное состояние компании, а любая точка над нулем – прибыльное состояние. И чем дальше от нуля отстоит такая точка, тем большая прибыль или больший убыток характерен для предприятия.

Нулевое же финансовое состояние – это показатель безубыточности и – одновременно – бесприбыльности предприятия.


Определение точки безубыточности (ТБ). Под точкой безубыточности – в сфере материального производства – понимается количество товаров, доход от реализации которых полностью, 100%-но покрывает все затраты, связанные с производством этого количества товаров.

По-иному то же самое можно выразить в такой форме: под показателем точки безубыточности понимается тот объем реализации, преодоление которого (превышение которого) позволяет организации переходить на уровень прибыльного производства.

Показатель точки безубыточности рассчитывается по формуле:


ТБ = Валовые постоянные издержки производства (ВалПостИП): величину покрытия – ВП (напомним: величина покрытия есть разница между ценой товара и нормативом переменных издержек производства)

ТБ = ВалПостИП / ВП

Показатель точки безубыточности для промышленного предприятия измеряется в штуках, то есть в товарных единицах16.


Уровень прибыльного производства (Упп) равен показателю точки безубыточности плюс хотя бы еще одна товарная единица, а лучше больше, поскольку каждая последующая за показателем точки безубыточности реализованная товарная единица приносит прибыль или увеличивает прибыль на величину покрытия (то есть норматива постоянных издержек производства плюс норматива фактической – не расчетной – прибыли):

Упп = ТБ +1 товарная единица (как минимум)

Управленческое правило прибыли17:

Каждая товарная единица, реализуемая на этапе восхождения к показателю точки безубыточности, приносит прибыль, равную нулю.

Каждая же товарная единица, реализуемая на этапе сверх показателя точки безубыточности, приносит прибыль, равную величине покрытия.


Экономическое содержание понятия «точка безубыточности». Достижение организацией показателя точки безубыточности означает, что фактический объем проданной продукции сравнялся с расчетным показателем точки безубыточности.


Смысл достижения этого показателя сводится к тому, что за счет накопленной величины покрытия организация накапливает столько денежных средств, что их достаточно для покрытия валовых постоянных издержек производства в расчете до конца года при условии, что норматив оборотных средств при этом остается неизменным. Что же до переменных издержек, то они в расчет не принимаются, поскольку их покрытие (финансирование) осуществляется как раз за счет использования норматива оборотных средств и за счет их постоянного оборота.


Необходимость в расчете показателя точки безубыточности. Показатель точки безубыточности используется для определения временного момента выхода на уровень прибыльного функционирования компании.


Временной момент выхода на уровень прибыльного функционирования определяется при помощи показателя, получаемого на основе деления показателя точки безубыточности на норматив выработки в день (Нв/д) – если речь идет о фирме со стабильным, надежным сбытом, или норматив продаж в день – если речь идет о фирме со сложностями в сбытовой деятельности. Такой показатель именуется как норматив рабочих дней, необходимых для покрытия валовых постоянных издержек производства.

Норматив рабочих дней, необходимых для покрытия валовых постоянных издержек производства18 (Нрд), определяется по формуле:

Нрд = ТБ / (Нв / д)

К примеру, если показатель точки безубыточности – 800 товаров, а на вашем предприятии каждый рабочий день на склад передается в среднем по десять товарных единиц, то для выхода на показатель ТБ необходимо работать в заданном режиме 80 дней…


Временной момент выхода на уровень прибыльного функционирования определяется через фиксацию рабочего дня, следующего за окончанием рассчитанного норматива рабочих дней, необходимых для покрытия валовых постоянных издержек производства.

Так, если временной момент выхода на показатель ТБ составляет 80 рабочих дней, то только на 81-ый рабочий день у предприятия появится прибыль, если все эти дни предприятие работало в заданном режиме…


В торговой сфере под точкой безубыточности понимается минимально допустимый уровень валовой выручки, получаемой от продажи закупленных для перепродажи товаров (с включением торговой наценки), в расчете на каждый рабочий день.

При этом недополучение выручки в какой-то конкретный день предполагает переход суммы такого недополучения на следующий день и увеличение показателя точки безубыточности (в расчете на этот следующий день) на величину недополучения.


Показатель точки безубыточности (по доходам) для торговой сферы определяется следующим методом:

валовые расходы в расчете на месяц или – в расчете на один период оборота оборотного капитала (то есть расходы на закупку товаров для их последующей перепродажи, а также собственные расходы на организацию торговой деятельности – расходы по оплате аренды, расходы на оплату труда, всех ресурсов, выплате налогов и обязательных отчислений и т. д.) необходимо разделить на количество рабочих дней в расчете на месяц или один оборот оборотного капитала —

ТБ = ВалРасх (м) / Крд (м),

где ВалРасх (м) – валовые расходы торгового предприятия в расчете на месяц (или в расчете на один оборот оборотного капитала),

Крд (м) – количество рабочих дней в месяце (или в периоде одного оборота оборотного капитала)

Повторимся: в этом случае под точкой безубыточности понимается объем ежедневной валовой выручки торгового предприятия на уровне минимально допустимой величины – в этом случае появляется возможность ежедневного отслеживания результатов работы и немедленного реагирования на недополучение валовой выручки.


Это – показатель точки безубыточности по доходам.

Но для торгового предприятия не менее важной задачей выступает необходимость определения показателя точки безубыточности по расходам.


Показатель точки безубыточности по расходам определяется следующим образом:

ТБ = ВалРас / (100% + ТН в %%) × 100%

В приводимой формуле:

ВалРас – расходы на организацию торговой деятельности (закупка товаров + собственные расходы – в расчете на месяц или другой соответствующий условиям производства временной период),

ТН – торговая наценка (в процентах)


При этом прогнозируемая прибыль определяется как разница между:

валовой выручкой, получаемой от реализации товаров в расчете на единицу времени (рабочий день, месяц, длительность одного оборота)

– и совокупной оптовой ценой всех закупленных в этот период времени товаров (с целью их последующей перепродажи),

– а также величиной валовых фактических затрат самого торгового предприятия на организацию своей профильной деятельности.

Ежедневные прибыль или убыток торгового предприятия определяется через вычет из фактической валовой выручки за день показателя точки безубыточности в стоимостной форме (при этом положительное значение разницы будет означать прибыль, а отрицательное – убыток).

В этом случае под точкой безубыточности по расходам понимается предельно допустимая – по минимуму – сумма (из общего объема оборотных средств, предназначенных для закупки товаров для их последующей – с включением торговой наценки – перепродажи), которая – как минимум – должна обязательно быть потрачена на закупку высоколиквидных товаров.

Остальная же часть оборотных средств может быть потрачена на закупку менее ликвидных товаров.

К примеру, ваш норматив оборотных средств составляет 600 денежных единиц. Текущие расходы по организации нашей профильной деятельности – 100 денежных единиц. Средняя торговая наценка – 40%. Для определения показателя точки безубыточности по расходам мы 700 денежных единиц делим на 140% и умножаем на 100%:

ТБ (по закупкам) = 700 / 140% × 100% = 500

Полученный нами результат означает, что из всей суммы оборотных средств, то есть из 600 денежных единиц, мы должны – как минимум 500 денежных единиц потратить именно на приобретение высоколиквидных товаров. Их реализация с наценкой в размере 40% позволит нам получить выручку в объеме 700 денежных единиц, что как раз и позволит покрыть нам все наши расходы.

Прибыль же в таком случае будет нами получена за счет реализации (тоже с торговой наценкой) менее ликвидных товаров19.

Точка безубыточности в этом случае показывает: вот какая – как минимум – часть закупаемых товаров (из общей их массы в стоимостном выражении) должна относиться к категории высоколиквидных товаров.

§3. Отраслевая специфика расчета показателя точки безубыточности

Показатель точки безубыточности для разных сфер деятельности определяется по-разному. Мы в этом убедились, сопоставляя методы нахождения такого показателя для промышленного и торгового предприятий.


Показатель точки безубыточности для ресторана (парикмахерской, салона красоты и т. д.) определяется через деление валовых расходов ресторана (в расчете на один рабочий день) на минимальный (можно – и на средний) доход, получаемый от обслуживания одного посетителя.

К примеру, если валовые расходы ресторана на организацию своей деятельности составляют 1000 денежных единиц, а от обслуживания одного посетителя ресторан (исходя из сложившейся практики) получает – как минимум – 100 денежных единиц, то показатель точки безубыточности в расчете на каждый рабочий день составляет (1000 денежных единиц: 100 денежных единиц =) 10 посетителей. Этот показатель означает, что ресторан достигнет нулевого финансового состояния при условии, что ему удастся обслужить десять посетителей и каждый их них при этом обеспечит ресторану доход («оставит в ресторане») не менее 100 денежных единиц. Если же сегодня ресторан, скажем, обслужил только 9 посетителей и каждый их них действительно обеспечил ресторану доход в 100 денежных единиц, то это означает, что завтра необходимо будет обслужить на тех же условиях уже не 10, а 11 посетителей. Если же и завтра ситуация повторится (то есть опять обслужили к сожалению только 9 посетителей), то надо думать, что делать, чтобы «выйти» из убыточного состояния: может быть организовать «выносную торговлю» или предпринять еще какие-то другие действия…

Показатель точки безубыточности для ресторана представляет собой фиксацию минимально допустимого количества посетителей, которых необходимо привлечь для обслуживания с учетом того, что каждый их них обеспечит минимально планируемый рестораном доход.


Привычка к расчету такого показателя облегчает процесс управления такой структурой: можно осуществлять каждодневный мониторинг, то есть сопоставление планируемого и фактического состояния, а, следовательно, – и принимать оперативные решения, нацеленные на обязательное обеспечение прибыльного функционирования такой структуры.


Для маркетинговой компании под точкой безубыточности понимается показатель валовых затрат20 в расчете на месяц, принимаемый за показатель минимально допустимого уровня дохода.

Такое понимание показателя позволяет контролировать «наполняемость» портфеля заказов маркетинговой компании в расчете на каждый месяц и опять же – принимать оперативные решения для своевременного воздействия на прибыльность компании.

Эта же самая методика (и смысловое содержание показателя) используется также применительно к консалтинговым, инжиниринговым, рекламным, аудиторским и подобных им компаниям – то есть для тех организаций, которые функционируют на основе офисного принципа организации производительного процесса.


Для шоу-бизнеса21 показатель точки безубыточности представляет собой результат деления валовых расходов на организацию и проведение шоу-мероприятия (аренда зала, гонорары артистам и все другие затраты) на минимальную (можно – и среднюю) цену одного билета.

Получаемый при этом результат показывает минимально допустимое количество зрителей (или участников), готовых за предложенную цену приобрести билеты. Этот показатель лежит в основе принятия решения антрепренером или продюсером о целесообразности заниматься организацией и проведением рассматриваемого мероприятия22.


Достаточно сложной выступает процедура расчета показателя точки безубыточности для гостиничного предприятия. Этот показатель может рассчитываться как в денежной, так и в относительной форме.

Показатель точки безубыточности в относительной форме для отеля – это минимально допустимое количество гостевых ночевок в расчете на одну неделю.

К примеру, если недельный объем затрат на содержание отеля составляет 10 000 денежных единиц, а стоимость проживания в одном номере в сутки равна 100 денежным единицам, то показатель точки безубыточности будет равен 100 гостевым ночевкам. То есть если или каждый из 20 номеров будет забронирован на срок 5 суток подряд или же – 50 номеров – на срок 2 суток подряд, то безубыточное состояние отелю обеспечено.


Не менее сложным является процесс расчета точки безубыточности для издательства23. Эти сложности связаны в основном с двумя проблемами.

Первая из них – это понимание того, что в издательстве все расходы определяются в расчете на один печатный лист. Другими словами, осуществляя расчеты, связанные с подготовкой очередного издания, издательство определяет нормативные расходы в расчете на один печатный лист24.

Вторая проблема, которую необходимо осознавать, это – то обстоятельство, что доход издательства обеспечивается за счет выручки от продажи по издательским ценам (чаще всего – оптовым ценам) тиража издания или его части.


Для издательства показатель точки безубыточности – это такое количество экземпляров из общего тиража, которое обязательно должно быть реализовано по определенной цене для выхода на безубыточный уровень реализации этого проекта (проекта по изданию вот этой конкретной книги).

Для расчета этого показателя необходимо валовые25затраты на подготовку и издание тиража разделить на отпускную цену издательства, по которой планируется реализация тиража.

К примеру, издательство готовит к выпуску книгу объемом 20 печатных листов тиражом 5000 экземпляров при нормативных затратах по подготовке к изданию в расчете на один печатный лист (включая типографские услуги) 10 000 денежных единиц с предполагаемой ценой реализации в 200 денежных единиц за один экземпляр. В этом случае показатель точки безубыточности будет равен (10 000 денежных единиц × 20 печатных листов: 200 денежных единиц =) 1000 экземпляров. Другими словами – все расходы, связанные с подготовкой и изданием такой книги, будут покрыты только в том случае, если удастся реализовать (по предполагаемой цене) не менее 1000 экземпляров из общего тиража в пять тысяч экземпляров26.


И еще – как минимум – хотя бы такие термины и понятия:


Дебитор (от фр. Debit – сбыт, расход) – должник, обязанный.


Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающаяся предприятию от физического или юридического лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Это – задолженность должников перед нами, кредиторами.

Дебиторская задолженность – то, что должны нам.


Кредиторская задолженность – то, что должны мы.


Кредитор (от лат. Creditor – займодавец, веритель) – лицо, перед которым данная организация имеет задолженность, отраженную в ее балансе.


Кредиторская задолженность – денежные средства предприятия, подлежащие уплате соответствующим физическим или юридическим лицам. Различают нормальную (или законную) и просроченную кредиторскую задолженность. Это наша задолженность перед кредитором.


…Я ваш кредитор, вы – мой дебитор… (у вас кредиторская задолженность, у меня – дебиторская задолженность).


…Вы мой кредитор, я – ваш дебитор… (у меня кредиторская задолженность, у вас дебиторская задолженность).