Вы здесь

Деловой этикет. Правила поведения, общения, дресс-кода. Имидж (Елена Вос, 2013)

Имидж

Имидж является не менее значимым элементом делового общения, чем профессионализм и качество услуг или продукта. Имидж сотрудников фирмы формирует впечатление об организации.

Деловой дресс-код подчеркивает принадлежность к сфере бизнеса, профессионализм.

Женщина

Несмотря на то что дресс-код не является униформой и женщина сама подбирает себе одежду, необходимо следовать законам, диктуемым должностью и сферой деятельности фирмы, а также предписанным компанией.

Аксессуары

Украшения для деловой женщины не запрещены, однако они должны соответствовать образу, подчеркивать деловой стиль и оставаться строгими и неброскими, чтобы не отвлекать от работы.

Деловой стиль не сочетается с бижутерией и подделками, предпочтительны драгоценные или полудрагоценные металлы. Серьги для деловой дамы – гвоздики, без свисающих элементов. Допустимо одно или два кольца с некрупными камнями.

Бусы средней длины возможны, не рекомендуются цепочки, спадающие в центр груди, особенно в сочетании с блузой с расстегнутым воротничком. Для лацкана пиджака подойдет строгая брошь классической формы.

Выбор аксессуаров для дамы также зависит от ранга общения. Дорогие, драгоценные или блестящие аксессуары не должны выделяться и довлеть над собеседником.

Важным элементом образа являются качественные, стильные деловые аксессуары: органайзер, ручка, брелок, визитница, папка. Подобные аксессуары не разделяют на женские и мужские.

На мобильном телефоне деловой дамы недопустимы свисающие брелки, стразы, цветной дизайн. Особое внимание следует уделить выбору тона звонка и мелодии, лучше выбрать классику, чем забавный напев.

Женская деловая сумка изготовлена из натуральной кожи, часто вмещает формат листа А4, имеет крепкие ручки и лаконичную застежку. Если сумка небольшая, деловые бумаги хранятся в папке. В этом случае рекомендуется сочетание сумки с папкой по цвету и фактуре. Пакеты и сумки из ткани не рекомендуются.

На переговорах и при подписании контрактов не следует использовать ручки и другие аксессуары с логотипом собственной компании.

Дресс-код

Хороший деловой костюм должен быть качественным и аккуратным.

Деловой дресс-код в женской одежде предполагает классический, строгий по крою и цвету стиль: юбка не короче середины колена и пиджак с английским воротником на подкладке, строгий темный брючный костюм или деловое платье.

Классические цвета, соответствующие деловой обстановке: черный, бежевый, серый, коричневый, темно-лиловый. Традиционная классическая блузка имеет белый цвет, однако допустимы и другие однотонные цвета. Недопустимы прозрачные, полупрозрачные или кружевные блузки.

Не соответствуют деловому стилю облегающие платья, открытая или с вырезом спина, декольте, мини– и макси-юбки, слишком узкие юбки и юбки с запáхом.

Предпочтительны изделия из натуральных тканей. Не рекомендуются бархат, кружево, изделия из трикотажа.

Для сотрудниц среднего звена допустимы более яркие цветовые решения, а также платья и костюмы с модными элементами.

Обязательным дополнением костюма в любую погоду являются чулки или колготы телесного цвета.

Изделия из джинсовой ткани часто запрещены правилами дресс-кода крупных концернов, международных фирм и банковских учреждений. Джинсовые ткани также не рекомендуются женщинам-руководителям высокого звена. Для сотрудниц офиса джинсовая ткань допустима, однако следует уделить внимание классическому покрою и сочетанию с блейзером или блузкой.

Макияж

Грамотный макияж также является частью делового имиджа. В отличие от повседневного или вечернего, деловой макияж отличается строгостью и сдержанностью. Базовый тон – светлый или бежевый. Яркие цвета, а также блестки не приняты. Не стоит использовать для офиса или деловой встречи сиреневые, коричневые или ярко-красные цвета.

Для губ лучше выбрать матовую помаду, прозрачный блеск, а также использовать карандаш для подводки. В процессе делового общения или презентации женщине придется много говорить, и внимание слушающих будет направлено на губы.

Особое внимание следует уделить качеству используемой косметики. Чем качественнее продукт, тем дольше он сохранится в течение дня.

Деловой макияж допустимо поправлять в течение дня, например нанести помаду или пудру, однако делать это лучше между встречами с новыми людьми.

Во время бизнес-ланча перед трапезой следует промокнуть бумажной салфеткой накрашенные губы, иначе помада оставит следы на бокале.

Обувь

С деловым стилем сочетается классическая модель туфель со средним каблуком обычной толщины, однако допустима любая высота каблука. В дождливый и зимний сезоны рекомендуется иметь в офисе сменные туфли.

В деловой обстановке не стоит надевать летние или праздничные модели, туфли на шнурках и с ремешками, спортивную обувь и мокасины.

Допустимы классические туфли, едва приоткрывающие палец, но не открывающие все пальцы ног.

Прическа

Деловому стилю соответствует аккуратная укладка, легко сохраняющая форму.

Распущенные волосы для бизнес-леди не рекомендуются. Для длинных волос подойдет укладка сзади или хвост.

Пучок не стоит затягивать слишком туго, чтобы не выглядеть слишком академично и строго.

Для сотрудниц офиса среднего звена распущенные, но аккуратно уложенные волосы допустимы.

Чем выше должностное положение дамы, тем меньше должны быть заметны ободки и заколки.

Для коротких волос необходим объем, иначе прическа упростит образ.

Манеры

В деловом общении манеры поведения играют немаловажную роль, они выражают уважение к партнерам, клиентам и участникам переговоров, создают соответствующую деловую атмосферу. Правильные манеры важны как для рядовых сотрудников офисов, так и для руководителей и бизнесменов.

Основами делового общения являются вежливость, пунктуальность, спокойный, приветливый тон в любой обстановке. Важно дослушать собеседника до конца, не перебивая.

Вежливое приветствие, слова благодарности за услугу или уделенное время, дружеское прощание формируют положительный имидж.

Одним из важных элементов делового этикета является обращение к участникам общения по имени и отчеству. Называть партнера по имени допустимо, только если он сам об этом попросит.

Даже если сотрудники отдела называют друг друга или руководителя в рабочей обстановке по имени, в присутствии клиентов и во время переговоров следует обращаться более официально.

Правилом хорошего тона является быстрое запоминание имен и обращение к новым знакомым по имени или имени и отчеству.

Снимая трубку, необходимо представиться и назвать организацию или отдел. Если вас пригласили к телефону, также следует поздороваться и назвать свое имя.

Перед началом переговоров рекомендуется выключить мобильный телефон, собеседник это оценит.

Особое внимание следует уделить правилам знакомства, представления и приветствия. В деловой среде старшинство определяется должностным положением и рангом.

Во время приема делегации, переговоров, встреч с деловыми партнерами действуют правила делового гостеприимства: первыми обслуживаются гости.

Во время разговора следует поддерживать контакт глазами со всеми участниками процесса. Уважительное, дружелюбное отношение подтверждается улыбкой, желанием избежать конфликта и обсудить ситуацию.

Несмотря на то что этикет в деловой сфере предписывает равное общение между мужчинами и женщинами, не будет ошибкой, если мужчина подвинет даме стул и пропустит вперед.

Мужчина

Деловой дресс-код является самым важным мужским дресс-кодом. Если в повседневной жизни мужчины легко могут позволить себе свободный стиль одежды, бизнес-сфера и офисные правила требуют строгого соответствия.

Аксессуары

Мужской деловой костюм предполагает наличие соответствующих аксессуаров. Галстук, зажим для галстука, запонки и ремень являются составляющими базового образа.

Перчатки, шарф, головной убор должны сочетаться с верхней одеждой. Они снимаются при входе в помещение, но являются непременным атрибутом делового человека.

Часы, портфель (кейс), очки, футляр для очков призваны подчеркнуть респектабельность и должностной статус.

Ручка, бумажник, ежедневник, ключница изготавливаются из дорогих натуральных материалов и подчеркивают статус владельца.

Мобильный телефон, зажигалка являются дополнительными элементами делового образа, их качество и сочетание с общим стилем формирует окончательный целостный образ.

Платки (носовой и карманный), зонт, брелок являются полезными аксессуарами, при этом они призваны подчеркнуть высокий должностной статус.

Деловые аксессуары должны сочетаться между собой по стилю и цене, особое внимание следует обратить на используемые марки.

Важно, чтобы фурнитура аксессуаров была неброской. Недопустимы золотые пряжки.

Существенным фактором является умение использовать аксессуары. Так, например, деловой бумажник успешного человека всегда плоский, отделение для монет в нем не предусматривается.

Запонки – изысканное дополнение и замена пуговиц, они придают образу утонченность. Крупные запонки, а также изготовленные из искусственных материалов в сочетании с деловым костюмом не рекомендуются. Размер и фасон также должны гармонировать со стилем часов.

Кейс и папку для бумаг не следует набивать до отказа.

Бизнес-стиль не предполагает складных зонтов. Предпочтительнее темный длинный зонт с металлическим наконечником.

Допустимые кольца для мужчин – обручальное или фамильное, в случае принадлежности к старинному роду. Категорически не рекомендуются печатки, кольца с камнями или символом корпорации.

С деловым образом не сочетаются шейные платки и затемненные очки. Не следует надевать одновременно подтяжки и ремень.

Дресс-код

Дресс-код для делового мужчины (business style – бизнес-стиль) выбирается из двух наиболее распространенных стилей.

• Btr (Business Traditional) – традиционный бизнес-стиль предполагает деловой костюм и является повседневной формой одежды для сотрудников офисов, руководителей нижнего и среднего звена при ведении переговоров и участии в бизнес-встречах. Подобный костюм призван подчеркнуть деловые качества мужчины, его строгость, сдержанность и лаконичность.

• Bb (Business Best) – строгий деловой костюм, предписанный дресс-кодом для руководителей высокого ранга. Применяется для важных переговоров, встречи иностранной делегации, при знакомстве с партнером, общении с вышестоящим руководством.


Особое внимание в деловом костюме уделяется качеству ткани и пошиву. Ткань предпочтительна немнущаяся, практичная, из натуральных волокон. Лучше костюмы, которые шьются на заказ или подгоняются по фигуре.

Предпочтительные цвета для костюма: темно-синий, серый, темно-серый, коричневый, бежевый. Универсальным считается серый цвет, он легко сочетается с сорочками и галстуками разных цветов. Черный цвет допустим, но является слишком строгим и часто применяется для особых, официальных мероприятий и встреч.

Сорочка для делового костюма – желательно однотонная или в едва заметную полоску. Важно, чтобы манжеты аккуратно прилегали к руке и были видны из-под рукава пиджака на 1,5–2 сантиметра.

Классический костюм является самым строгим корпоративным стилем. Для сотрудников офисов и руководителей среднего звена часто допускается более демократичный подход к выбору одежды. Его также называют нестрогим, или условным деловым стилем.

Подобный ежедневный стиль допускает джинсовые брюки классического покроя, также в сочетании с пиджаком или строгой сорочкой. Однако стильные джинсы и модные футболки неприемлемы.

Допустимо отсутствие галстука или – в летнее время – рубашка с галстуком без пиджака. Для сотрудников офисов, не занятых встречей клиентов или переговорами, в случае отсутствия строгих предписаний допустимы джемперы, водолазки, отсутствие галстука.

Соблюдение правил строгого дресс-кода особенно важно для лиц, заинтересованных в карьерном росте. Сотрудникам, рассчитывающим на повышение, рекомендуется придерживаться дресс-кода, соответствующего более высокой должности. Однако сотрудники более низкого звена не должны одеваться более строго и дорого, чем их руководитель.

Обувь

Обувь к деловому костюму изготавливается из кожи, искусственные заменители лучше исключить. Цвет обуви сочетается с цветом ремня или бумажника. Предпочтительны черный, коричневый или цвет натуральной кожи.

Ухоженность и идеальная чистота обуви оказывают влияние на весь образ. Деловая модель не должна быть нарядной, чем меньше декоративных деталей, тем лучше.

Замечено, что статус делового человека отражается в толщине подошвы его обуви: обладатели моделей на тонкой подошве вряд ли ездят в метро, обычно у них есть личный транспорт и водитель.

В деловой среде кроссовки недопустимы, мокасины не рекомендуются.

Осанка

Осанка является важным элементом имиджа делового человека. Сутулость не соответствует деловому стилю и рангу руководителя, подобная поза чаще встречается у подчиненных.

Правильная, ровная осанка поддерживает престиж, уверенность в себе и авторитет, однако чрезмерно расправленные плечи влекут за собой выпячивание подбородка, что не всегда позитивно отражается на образе и выглядит как задирание головы.

По правилам хорошей осанки голова должна располагаться на одной линии с позвоночником. Для создания эффекта ровной вертикальной линии можно встать спиной к стене, прислонив к ней затылок. Желательно, чтобы шея и плечи были расслаблены.

При правильной осанке не только хорошо смотрится одежда, но и улучшается работа легких. Это придает человеку более свободный вид и непринужденность во время выступления или общения.

Поддержание ровной осанки важно не только когда вы стоите, но и в сидячем положении. Во время сидения, особенно длительного, важно следить за положением спины, рук и ног. Не стоит закидывать ногу на ногу или наваливаться грудью, плечами или руками на стол.

Не следует усаживаться на всю поверхность стула, облокачиваясь и тем более разваливаясь на спинку, необходимо держать спину ровно.

В момент знакомства осанка является одной из важных визуальных составляющих образа. Опущенные плечи и сгорбленная спина вряд ли создадут впечатление надежного делового партнера. Расправивший плечи человек выглядит выше, что также положительно сказывается на образе.

Стоит помнить, что хорошая осанка не создается и не исправляется за один день и требует постоянных упражнений.

Походка

Походка, так же как и осанка, является важной составляющей имиджа. Умение красиво и правильно ходить помогает создать гармоничный образ делового человека.

Привлекательной считается легкая походка, при которой следует наступать на пятку и в шаге плавно переносить вес на носок. При ходьбе ступни ставятся параллельно или носки слегка развернуты наружу. Ноги немного пружинят. Корпус не следует раскачивать или чрезмерно зажимать. Шаг должен оставаться естественным.

Руки не должны свободно болтаться, висеть как плети или махать вперед-назад. Движения рук должны соответствовать размеру и ритму шага.

Во время разговора с партнером следует подстроиться под его шаг. При этом мужчина подстраивается под шаг женщины, если она идет на каблуках небольшими шагами.