Глава 3
Создание декупажа на разных поверхностях
Исполнение декупажа на различных поверхностях требует разных материалов: лаков, грунтовок, клея. Технология работы также отличается. Поэтому в данной главе мы рассмотрим основные моменты декупажа на таких поверхностях, как дерево, стекло, фарфор и керамика, картон, металл, пластмасса и пластик.
Картон
Из простой картонной коробки можно сделать сказочный сундучок, великолепную шкатулку и т. д. С картоном работать довольно трудно, так как он при соприкосновении с водой деформируется. Для того чтобы этого не случилось, рабочую поверхность как следует грунтуют. В качестве грунтовки используют гипс, разведенный водой до пастообразного состояния, специальный грунт по картону и дереву, лак.
Гипс лучше наносить сухой плотной губкой или кистью. Дайте ему полностью высохнуть, а потом обработайте мелкозернистой наждачной бумагой рабочую поверхность так, чтобы она стала гладкой. После этого начинайте декорирование.
Специальную грунтовку по дереву и картону удобнее наносить мастихином или шпателем. Ее кладут в 2–3 слоя. Каждый слой обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой.
Лак также защитит картон от деформации. Его наносят с помощью кисточки. Не забудьте убрать глянец зашкуриванием. Если в картоне есть дырки, их можно закрыть массой из папье-маше. Для чего бумагу рвут сна мелкие кусочки и заливают клеем, разведенным небольшим количеством воды. Все хорошо взбивают, – масса для папье-маше готова.
Сюжеты с простыми линиями лучше вырезать по контурам, затем отсоединить верхний слой и приклеить его к поверхности.
Если крышка у коробки откидывается, то сгиб обязательно проклеивают резиновым клеем. В противном случае краска в этом месте может потрескаться и отлететь.
Дерево
Дерево – самый простой материал при работе в декупаже. Кроме того, именно из дерева выполняют основные предметы, которые и украшают декупажем: комоды, столы, стулья, полочки, скамейки, шкафы, разделочные доски, ключницы, шкатулки, подставки под журналы и газеты и т. д.
Все деревянные поверхности можно разделить на 3 группы: необработанное дерево, дерево с пропиткой и окрашенное.
Необработанное дерево, если оно шероховатое, прежде всего нуждается в обработке мелкозернистой наждачной бумагой. Ямки и сколы в обязательном порядке выравнивают с помощью шпаклевки или художественного грунта. Все высушивают и еще раз обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. Затем грунтуют рабочую поверхность светлой акриловой краской или грунтом.
Дерево с пропиткой. Чаще к этому виду относятся готовые разделочные доски. Такую поверхность шкурят для того, чтобы мотив хорошо приклеился к дереву. Протирают пыль и грунтуют, как было описано выше.
Сперва окрашенную деревянную поверхность надо внимательно осмотреть: если краска или лак не отслаиваются, то ее просто обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. Если же покрытие отслаивается или пузырится, то рабочую поверхность полностью очищают от старой краски или лака. Это можно сделать шлифовальной машинкой или специальным средством для удаления старой краски, которое можно найти в хозяйственных магазинах. При работе со шлифовальной машинкой образуется много пыли. Поэтому желательно работать в большом и хорошо проветриваемом помещении. После того как поверхность очищена, ее грунтуют и зашкуривают мелкозернистой наждачной бумагой.
Если декорируют разделочную доску, то обычно работают только на 1 стороне, на 2-ю сторону ни краску, ни лак не наносят, чтобы их кусочки в дальнейшем не попали в пищу. Готовую доску пропитывают растительным или минеральным маслом. Так она не станет впитывать различные запахи. После чего приклеивают мотив и наносят лак с помощью самых обычных материалов.
Металл
Обычные вещи могут быть выполнены из разных металлов. В качестве основы для декорирования можно взять оцинкованное ведерко или бидон, ржавую банку, лейку, старый термос, металлическую мебель и т. д.
В первую очередь предмет осматривают на предмет наличия ржавчины. Если она есть, ее необходимо удалить специальными средствами «Очиститель ржавчины» или «Антиржавчина» – их продают в хозяйственном магазине. Удаляют ржавчину строго по инструкции, прилагаемой к средству.
Затем поверхность грунтуют. Это лучше выполнять специальным средством на основе гипса или же приготовить грунтовку своими руками. Для чего гипсовую смесь в сухом виде смешивают в водой и несколькими каплями клея ПВА. Консистенция грунтовки должна напоминать сметану. Грунт наносят в несколько слоев. Каждый слой шкурят мелкозернистой наждачной бумагой. Такая грунтовка обеспечит хорошее сцепление краски с рабочей поверхностью и предотвратит отслаивание. После грунтовки приступают к окрашиванию и приклеиванию мотива.
Пластик
В современном мире использование пластика выходит на лидирующие позиции. Выпускают довольно много пластиковых изделий, таких как мебель, посуда, выключатели, предметы интерьера и т. д. Их также декорируют декупажем, создавая красивые и изящные вещи из простых предметов.
Декупаж прекрасно держится на пластике, если поверхность предварительно хорошо обработана. В первую очередь рабочую поверхность обезжиривают тампоном, смоченным в спиртосодержащем растворе.
Если поверхность скользкая, то ее обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. После чего покрывают гипсовой грунтовкой. Она обеспечит хорошее сцепление поверхности с покрывным материалом. Затем необходимо все хорошо просушить, потом зашкурить и вновь покрыть грунтовкой. Таким образом повторить 2–3 раза. После чего выполняют декупаж, как на деревянной поверхности, и такими же материалами.
Стекло
Стекло – очень хрупкий и изящный материал. Работать с ним довольно трудно. Мастера декорируют красивые бутылки необычной формы, склеенные тарелки, чаши, кружки, бокалы, кувшины и т. п. При желании декупажем можно украсить окна. На Новый год декупаж используют для елочных шаров. С помощью декупажа обычные стеклянные кружки, бокалы или тарелки превращаются в шедевры, которые станут изысканным подарком для ваших близких и друзей.
При работе со стеклом есть несколько несложных, но обязательных правил.
1. Поверхность перед работой всегда обезжиривают.
2. Работают очень аккуратно, стараясь не оставлять на стекле отпечатков пальцев.
3. Если посуду с декупажем вы собираетесь использовать по прямому назначению, то применяйте специальные лаки-клеи.
4. Стекло прозрачно и на нем очень зримо видны все недочеты. Поэтому выполняйте все тщательно и аккуратно, не торопясь.
Если на бумаге изображен предмет с тончайшими контурами, например букет цветов, его можно вырезать в виде овала, круга или любой другой подходящей фигуры.
Для декупажа на стеклянных поверхностях можно использовать декупажные карты и салфетки, картинки из журналов, распечатки, рисовую бумагу.
Декупаж на стеклянной поверхности делят на прямой и обратный. В первом случае мотив наклеивают на наружную лицевую поверхность стекла. При обратном декупаже мотив наклеивают на внутреннюю поверхность, например у тарелок.
При прямом декупаже чаще используют салфетки как самые тонкие материалы.
Надо отметить, что мотив на салфетке очень тонкий и полупрозрачный, поэтому после пропитывания лаком краски бледнеют. Для того чтобы этого избежать, подготовленный мотив сбрызгивают с обратной стороны краской-спреем, подсушивают на весу и приклеивают к рабочей поверхности. Иногда сначала приклеивают рисовую бумагу, затем прямо на нее – мотив.
При обратном декупаже мотивы приклеивают к стеклу лицевой стороной. Сначала обезжиривают поверхность спиртосодержащим раствором, затем настоящие профессионалы кладут специальную грунтовку для стеклянной поверхности. Но можно обойтись без нее. Мотив доступно приклеить клеем ПВА, яичным белком, акриловым клеем, специальным клеем для декупажа на стекле и т. д.
Фон создают обычными акриловыми красками или красками для росписи по стеклу, рисовой бумагой, витражными контурами, маркерами для стекла. В акриловую краску для получения прозрачности можно добавить специальный медиум.
Салфеточный мотив накладывают на стекло, намазывают клеем ПВА или яичным белком и расправляют пальцами или кистью, смоченной клеем. Излишки клея обязательно убирают ватной палочкой. Высушивают поделку и покрывают краской, не выходя за контуры рисунка.
Если мотив наклеивают с помощью специального клея для стекла или фарфора, его наносят на салфетку сверху, а потом сушат в течение суток. После этого запекают его в духовке. Температуру запекания можно узнать на этикетке. После выключения духовки изделие желательно подержать в ней, пока оно не остынет. Такую посуду допустимо мыть и в посудомоечной машине.
Декупажные карты клеят точно так же, как и салфетки.
Можно полностью обклеить стекло рисовой бумагой, небольшими кусочками или целым листом. Клей наносят сверху. После приклеивания поверхность покрывают 2–3 слоями лака. Для этих целей применяют акриловый лак или специальные лаки-спреи для стекла.
Перед наложением мотива на лицевую сторону тарелки наметьте расположение рисунков с помощью маркера или обычного фломастера. Это поможет избежать сдвига мотива на рабочей поверхности. После работы следы от маркера или фломастера легко удалить спиртом.
Керамика и фарфор
Керамика и фарфор – это очень хрупкие материалы. Работать с ними довольно трудно, но результат впечатляет. Многие декупажницы с этим материалами, с удовольствием декорируя вазы, посуду, статуэтки и т. д.
Принципы работы с такими поверхностями практически те же, что и со стеклом. Если изделие предназначено только для декоративных целей, то применяют те же клеи и лаки, что и для прямого декупажа на стеклянной поверхности. Только очень гладкую поверхность предварительно обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой.
При дальнейшем использовании декорированной посуды по прямому назначению приобретают для этого специальные клеи для керамики и фарфора. В таком случае в первую очередь обезжиривают рабочую поверхность спиртосодержащими растворами или ацетоном. Потом прикладывают подготовленный мотив на салфетке, поверх него наносят клей. Хорошо разглаживают салфетку пальцами, смоченными в клее. Картинку из декупажной карты смазывают клеем с обратной стороны, прижимают к рабочей поверхности, разглаживают и наносят клей еще раз поверх мотива. Все это оставляют сохнуть в течение 24 ч. Затем помещают поделку в предварительно нагретую духовку. Температура для клеев разных фирм-производителей различная. Некоторые советуют запекать 90 мин при 130 °C, другие только 30 мин. Но многие мастера советуют запекать при температуре 100 °C, немного увеличив время запекания. Затем духовку выключают и оставляют в ней изделие до полного остывания.
Ткань
С помощью декупажа можно декорировать и дать новую жизнь старой или скучной надоевшей вещи. Иногда украшают даже обычные шторы. Декупаж на ткани сделать довольно просто. Необходимо помнить, что новую ткань перед работой следует постирать, высушить и прогладить. Клей для декупажа на ткани используют специальный. Сначала на ткань наносят хорошим слоем клей и сверху размещают вырезанный рисунок. С помощью мягкой кисточки изделие покрывают еще слоем клея поверх мотива. Рисунок должен полностью пропитаться клеем. Высушивают его 24 ч. Проглаживают утюгом при высокой температуре в течение 5 мин для фиксации декупажа. Декорированную вещь стирают только вручную, с мягкими моющими средствами.
Свечи
Декупаж свечей – довольно интересная работа. Он отличается от декупажа на других поверхностях.
Свечи декорируют 2 способами.
1. Подготовленный мотив приклеивают клеем ПВА или специальным клеем для декупажа на свечах. Аккуратно карандашом или ручкой с небольшим нажимом проглаживают картинку.
Если мотив на салфетке перед приклеиванием сбрызнуть из пульверизатора водой, то расправить все складки будет намного легче.
2. Для второго способа клей не нужен. Мотив вырезают из салфетки, отделяют верхний слой и прикладывают к свечке. Над пламенем другой свечи нагревают обычную ложку, повернув вогнутой стороной к пламени. Это поможет вам избежать копоти. Нагретой ложкой медленно водят по салфетке, приложенной к свечке. Ложку прижимают к салфетке с некоторой силой. Время от времени ложку снова нагревают. Салфетка постепенно намокнет в парафине, и он выступит. Это действие повторяют, пока весь мотив не окажется в парафине. Затем свечку полируют мягкой тряпочкой. Некоторые для этой цели используют лак, но это не обязательно.
Кракелюр
Кракелюр – это трещинки в лаковом или красочном слое на произведениях живописи.
Кракелюрные поверхности бывают 2 типов.
1. Нитяные, когда трещины очень мелкие. Они встречаются на старинных шкатулках, полотнах, миниатюрах.
2. Заборные, на которых трещины глубокие, с острыми краями, напоминают разбитое стекло.
В последнее время часто специально состаривают различные предметы, придавая им старинный и эксклюзивный вид.
Кракелюры в декупаже появляются на невысохшем изделии от быстрой или неравномерной усадки связующего или испарения разбавителей. На высохшем изделии они возникают при повторном набухании, от механических воздействий, усадок.
В декупаже нетрудно специально создать кракелюры с помощью специальных кракелюрных клеев. Они могут быть однокомпонентными или двухкомпонентными.
С однокомпонентными составами работают следующим образом. Сначала рабочую поверхность красят в темный цвет и высушивают. Потом равномерным слоем наносят кракелюрный лак и через 10–15 мин, пока он полностью не высох, с помощью губки или кисти кладут слой светлой краски. Следите, чтобы мазки не повторялись на 1 месте. При высыхании краски образуются трещины. Для ускорения высыхания можно просушить работу феном, но при этом следует прочитать инструкцию к лаку. Некоторые лаки нельзя сушить феном.
Краску желательно применять только матовую акриловую. Другую краску кракелюрный лак может и не разъесть. Краску лучше наносить короткими мазками с помощью губки: она намного удобнее кисточки. Разводить краску слишком сильно водой не следует, по своей консистенции она должна напоминать сметану.
Величина трещин зависит от скорости высушивания работы, толщины верхнего слоя и густоты краски. Чем выше скорость высушивания и толще верхний слой, тем больше будут трещины. Узор трещин регулируют методом наложения верхнего слоя краски. Если вести кисточкой только в 1 направлении, получатся трещины, похожие на узор растрескавшейся старой краски на деревянной поверхности. Если краску накладывать, прикладывая губку к поверхности, то узор будет состоять из квадратных трещин.
Двухкомпонентные лаки обозначены цифрами 1 и 2. Их покупают в комплекте, так как лаки разных производителей могут и не дать нужного эффекта. Кроме них, необходимо приобрести акварельную пастель. Ею заполняют образовавшиеся трещины. Перед работой обязательно прочитайте инструкцию, так как составы различных фирм применяют по-разному.
Обычно 1-й лак имеет патинирующий состав. Его наносят на краску. Второй после проявления трещин часто следует смывать с рабочей поверхности водой.
Кракелюр можно выполнить с использованием различных материалов.
С помощью белого пшеничного декстрина. В 40 г декстрина вливают 1 ст.л. кипящей воды и растворяют его до состоянии жидкого йогурта. В это время смесь держат на водяной бане. На готовую работу (декупаж и окрашенную поверхность) наносят толстый слой лака на водной основе. Высушивают изделие. После чего подготовленный декстрин наносят толстым слоем на рабочую поверхность. Сушат все в течение часа без использования подручных средств. Наносят патину, убирают излишек.
Кракелюр с помощью геля для стирки. Красят изделие в основной цвет. Наносят гель кисточкой. Лучше применять концентрированный гель. Поверх него морской губкой или кисточкой наносят разведенную краску. Если этой техникой пользуются на ткани, то гель можно наносить прямо на нее.
Кракелюр с помощью яичного белка. Наносят 2 слоя акриловой латексной краски и высушивают. С помощью кисточки покрывают изделие яичным белком. Высушивают и наносят 2-й слой краски. При этом один мазок не должен находить на 2-й.
Кракелюр с использованием желатина. В стакане холодной воды разводят 1 ст.л. желатина, оставляют до разбухания. Разогревают так, чтобы желатин полностью растворился, остужают.
Стекло грунтуют клеем ПВА. Остальные поверхности можно не грунтовать. На высохший клей с помощью кисточки наносят застывающий желатин. Сушат в течение 10–15 мин. Сушить полностью не надо! На подсохший желатин наносят краску. Если ее положить на полностью высохший желатин, то трещин не будет. Приклеивают мотив и покрывают все лаком.
При работе с однокомпонентными составами для кракелюра используют контрастные цвета акриловых красок.
Кракелюр со столовым уксусом. Существуют 2 способа получения кракелюра со столовым уксусом.
Первый способ. Поверхность покрывают акриловой краской. Маленькую губку смачивают в 9 %-ном растворе уксуса и наносят его на рабочую поверхность. Краска быстро расползется, причем трещины могут оказаться довольно широкими. Поэтому можно использовать 2-й слой краски, контрастный.
Второй способ применяют при обратном декупаже на стекле. Наклеивают мотив и покрывают его акриловой краской.
Через некоторое время, когда краска подсохнет, но не высохнет до конца, надо губкой с уксусом придавить ее немного, и она расползется. Затем высушивают ее и наносят 2-й слой краски.
Кракелюр с алкольным лаком. Предмет с приклеенным мотивом покрывают 3 слоями алкольного лака. Перед нанесением каждого следующего слоя лака следует естественным путем высушить предыдущий. Этот лак обычно сохнет за 10–15 мин. На рабочую поверхность наливают немного гуммиарабика и пальцами растирают его по всей площади. Высушивают в течение 24 ч. За это время образуется красивая кракелюрная сетка. Потом можно закрепить всю работу акриловым лаком.
Кракелюр с гуммиарабиком и средством для наклеивания потали. На подготовленную поверхность кисточкой или губкой наносят средство для приклеивания потали. Через 15 мин поверх него кладут гуммиарабик. Через некоторое время появятся трещины.
Объемный декупаж
Объемный декупаж – это создание трехмерных изображений из плоских рисунков. Эта техника зародилась в Японии в XVIII в.
Для техники объемного декупажа необходимо приготовить несколько печатных копий. Для того чтобы сделать картинки с дубликатов, вырезают нужные детали, которым надо придать объем. Затем их склеивают между собой послойно и приклеивают к картине-основе силиконом, с помощью которого можно получить трехмерный эффект.
В этой технике выделяют 3 зоны: передний план и участки промежуточных слоев. При выполнении работы самое главное – это помнить особенности естественной перспективы. Перед склейкой деталей требуется сформировать фрагмент так, чтобы он выглядел естественно. Очень важно слепить минискульптуру достаточно правдоподобно.
После того как картина собрана полностью, некоторые участки покрывают лаком на водной основе. Лакированные участки отражают свет, и человеческий глаз воспринимает их как более объемные. Когда хотят сделать изделия под старину, лак не используют. Работы в этой технике часто оформляют рамками.