Вы здесь

Декупаж. Лучшая книга о декорировании. Глава 2. Азы декупажа (С. Ю. Ращупкина, 2011)

Глава 2

Азы декупажа


В каждом деле начинают с азов, постепенно постигая все тонкости. В декупаже есть много различных нюансов, которые необходимо знать тому, кто хочет выполнить свою работу хорошо. В этой главе вы познакомитесь с основными моментами этой техники.

Подготовка к работе

Подготовка к работе прежде всего заключается в выборе объекта, который необходимо декорировать. Вариантов для этого множество. Можно украсить новую мебель или обновить старую, создать необычные бутылки или красивую шкатулку. Далее подбирают необходимые материалы и инструменты. При этом помните, на какой поверхности станет выполняться декупаж, так как к разным видам поверхности подходят различные грунтовки, лаки, краски. Выбор декупажной салфетки или декупажной карты не зависит от поверхности, на которую будет приклеен сюжет.

Инструменты и материалы

Для декупажа требуется не так много инструментов. Большинство из них можно найти в каждом доме. В первую очередь необходимы ножницы или нож, или бритва. Ножницы должны быть небольшими, заостренными, с закругленными концами. Такими ножницами удобнее вырезать небольшие мотивы из салфетки. Есть и специальный нож для декупажа с вращающимся лезвием.

Кисти используют при покраске, приклеивании, нанесении лака, грунтовки. Кроме того, подрисовку мелких деталей, которые очень сложно вырезать, и создание различных эффектов также выполняют кистями. Вам потребуются кисти самой разной формы: круглые, плоские, веерные, натуральные, синтетические, из щетины. Каждой кисти – свое применение. Например, синтетическими кистями лучше приклеивать мотив к поверхности, а затем разглаживать его. Кистями из щетины хорошо наносить лак. Тоненькими кисточками выполняют подрисовку и тонируют поверхность. Веерные обычно выполняют различные эффекты. Чаще используют кисти шириной 1–2 см. Если декупаж выполняют на крупных предметах, то используют кисти большей ширины. Кроме кистей, для этих же целей также можно использовать ватные диски и тампоны, губки.

Для разглаживания картинки, устранения морщин, удаления остатков клея применяют специальные валики, маленькие скалочки или мягкую чистую тряпочку.

Для нанесения грунта, масляных красок, создания рельефа желательно приобрести мастихины – тонкие стальные пластины с деревянной ручкой. Пластины бывают разных форм: прямоугольной, треугольной, заостренной, со скошенным углом и т. д.

Малярный скотч применяют для предотвращения попадания краски, лака, грунтовки на рабочую поверхность в процессе нанесения материалов. Участки, которые необходимо оставить чистыми, просто заклеивают этим скотчем. Малярный скотч не оставляет следов на поверхности после того, как его удаляют. Именно поэтому он предпочтительнее других клеящих лент.

Шкурку используют для сглаживания шероховатой рабочей поверхности. Еще вам потребуются грунт, краски, лак, клей.

Сначала предмет обычно грунтуют, тем самым подготавливая его поверхность под декупаж или покраску. Таким образом изделие не трескается и не желтеет. Перед работой грунтовку разводят водой. Иногда ее применяют и в неразбавленном виде.

Клеем прикрепляют декупажный мотив к поверхности. В магазинах можно найти специальные клеи для декупажа. Работать ими очень легко, но они довольно дорогие и встречаются только в специализированных магазинах. Поэтому рукодельницы выходят из этой ситуации, используя обычный клей ПВА или канцелярский клей. Сгодится и строительный клей.

Густой клей разводят водой. Вместо клея иногда берут бесцветную акриловую краску на водной основе. В этом случае ваше изделие не «испугается» ни влаги, ни солнечных лучей. Но работа станет стоить немного дороже, чем при использовании обычного клея.

Краски для декупажа лучше выбирать акриловые. Они никогда не потекут и не испортят работу. К тому же они легко накладываются и быстро сохнут.

Существует богатая цветовая гамма акриловых красок, с различными эффектами, например с алмазным металлическим блеском. Краски применяют при тонировании, подрисовке мелких деталей. Кроме того, с их помощью рисунок делают более ярким.

Лак – один из самых главных материалов в декупаже. Его наносят на приклеенный мотив перед тонированием изделия. Это делают для того, чтобы в случае попадания краски на рисунок можно было ее смыть, не испортив изделие. Готовую работу также покрывают несколькими слоями лака. Продают специальные лаки для декупажа. Многие мастера предпочитают полиуретановый или акриловый лак. Если изделие в дальнейшем будет соприкасаться с водой, то лучше взять водостойкий лак. Для посуды выбирают безвредный декупажный лак.

Рисовую бумагу достаточно широко применяли во 2-й половине XIX в. На ней печатали раз личные дорогие работы, а также использовали как прокладку между листами с иллюстрациями в художественных изданиях.

Существует множество разнообразных лаков для достижения различных эффектов, например матовые или глянцевые, лаки с алмазным и с тройным блеском, радужный, пантирующий лаки. Их производят на разных основах: на акриле или на масле. Для изделия, которое в дальнейшем планируется использовать на улице, лучше взять глянцевый лак на водной основе. Есть и прозрачный лак на водной основе для создания объемного эффекта. Его наносят непосредственно из флакона. После высыхания получают выпуклую поверхность, выделяющую все детали рисунка.

Для искусственного состаривания, получения мелких трещин используют битумный лак. Его наносят на окрашенную рабочую поверхность с помощью синтетической кисточки. После того как он высохнет, рельеф получают, стирая лишний лак мягкой чистой тряпочкой, смоченной уайт-спиритом.

Для подчеркивания интенсивности цветов в последнюю очередь на готовую работу наносят пчелиный лак. Это довольно дорогой лак. В его состав входит пчелиный воск, поэтому при низких температурах он застывает. Для того чтобы его расплавить, достаточно поместить баночку с лаком в горячую воду на несколько минут.

Иногда для получения сатинового эффекта смешивают глянцевый и матовый лаки. Для мраморного эффекта наносят несколькими слоями лак с алмазным блеском.

Для кракелюра также существуют свои виды лака: одноэтапный и двуэтапный. Для создания объемных декупажей применяют структурные пасты и гели.

Чаще они бывают из акрила. С ними легко работать, они довольно прочные и безопасные. Гели бывают прозрачными и цветными. Прозрачные гели смешивают с акриловыми красками. Чем больше красок добавлено в гели, тем они более яркие и непрозрачные. Их можно наносить на любые поверхности. В гели и пасты вдавливают любые предметы, например бусины, пайетки, бисер и т. д. Сохнут они от 12 ч до 2 дней в зависимости от материала и толщины слоя.

Для создания различных эффектов существуют специальные разнообразные средства. Например, с помощью жемчужной краски создают жемчужины. Краску просто выдавливают на обезжиренную поверхность в виде больших или маленьких капелек. При их застывании образуются шарикижемчужины.

Для прорисовки мелких деталей и декоративных эффектов при декупаже на ткани применяют специальные контуры. Для золочения, серебрения, бронзирования используют поталь. Это тонкие листочки или полоски из сплава цинка и меди. Поталь бывает золотой, серебряной и бронзовой. Годится для работы с любыми поверхностями. Она не содержит драгоценных металлов, поэтому может потускнеть, если не принять соответствующих мер. Ее обычно продают в упаковках содержащих от 10 до 25 штук размерами 14 × 14 см. Между листами проложена калька. Иногда можно встретить поталь в рулонах. Есть листы потали с рисунками. Иногда поталь продается в виде порошка. При работе с ней используют широкие плоские или веерообразные кисти.

Существуют специальные составы для приклеивания салфеток проглаживанием. Состав наносят на салфетку и проглаживают утюгом. Через некоторое время, когда он немного подсохнет, к поверхности прикладывают салфетку, накрывают ее листом бумаги и проглаживают утюгом.

Декупажные карты, салфетки, распечатки

Декупажные карты – это листы бумаги, на которые типографским способом нанесен рисунок. Их название произошло от итальянского carta per decoupage, означающего в переводе «бумага для декупажа». Декупажные карты бывают разных плотности, толщины и размеров, – все зависит от производителя. От декупажных салфеток они отличаются тем, что те более тонкие и прозрачные. Декупажные карты не просвечивают. Самые тонкие карты выполнены из рисовой бумаги. Правда, они также и самые дорогие. Чем плотнее декупажная карта, тем она дешевле.

При работе с картой всегда помните, что, чем она плотнее, тем больше придется приложить усилий при ее приклеивании. Для того чтобы сгладить границы рисунка карты, многие мастера прибегают к различным ухищрениям. Одни обрывают края рисунка, другие вымачивают их в воде, затем убирают лишние слои, третьи шкурят тонкой наждачной бумагой.

Приклеивают декупажные карты следующим образом. Рисунок вырезают точно по контуру и замачивают в воде так, чтобы сюжет полностью впитал ее. Вынимают из воды и кладут на чистое полотенце. Убирают лишнюю воду бумажными полотенцами. На оборотную сторону рисунка и на рабочую поверхность изделия наносят клей.

Сюжет наклеивают, расправляя смоченным в клее пальцем мелкие фрагменты. Обязательно легким нажатием пальца убирают пузырьки воздуха, как бы выдавливая их из-под бумаги. Начинают клеить с центральной части сюжета, так как именно там скапливается воздух.

Запомните, что декупажную карту нельзя шкурить с обратной стороны.

Салфетки для декупажа похожи на обычные салфетки. Единственное их отличие состоит в том, что на их верхний слой нанесен яркий рисунок. Они бывают 1-, 2– и 3-слойными. В работе используют только верхний слой, остальные удаляют. Самое сложное в работе с салфетками – это то, что они очень тонкие и быстро рвутся от одного неосторожного движения. Также они способны образовать некрасивые заломы.

Итак, в первую очередь вырезают мотив. Далее аккуратно снимают 2 слоя салфетки, оставив только 1 верхний. Причем надо знать, что, если производитель пишет, что салфетка состоит из 3 слоев, значит, это так. Проверьте: иногда средний слой прилегает к верхнему очень плотно. Салфетку надо распушить по месту разреза и отделить все нижние слои. Иногда мотив вырывают, а не вырезают из салфетки. Для чего по краям мотива проводят влажной кисточкой и аккуратно обрывают его по границе сюжета.

Салфетки разных фирм ведут себя по-разному; каждый мастер выбирает салфетки, с которыми ему удобнее работать. Все салфетки очень тонкие, и фон всегда просвечивает сквозь них, поэтому их надо наклеивать только на светлый фон.

При выборе между салфетками и картами всегда руководствуйтесь всеми их плюсами и минусами. При работе внимательно следите, чтобы салфетки не разрывались и не сморщивались, поскольку они очень тонкие и нежные и быстро расползаются, – это 1-й их минус.

Зато большим плюсом является то, что после работы мотив выглядит на поверхности единым целым и ничем не выделяется на поверхности. Другой минус – полупрозрачность салфетки, из-за чего ее нельзя приклеить на любой фон.

Декупажные карты более прочные: они не расползаются, не морщатся, не тянутся; но при этом их границы на рабочей поверхности очень четко видны и их довольно трудно удалить. Поэтому их шкурят или покрывают множественными слоями лака.

Распечатки также часто используют при декупаже. Для этого лучше выбирать тонкую и немного желтоватую бумагу, так как она лучше впитывает клей.

Иногда применяют кальку. Можно распечатывать и на нижних белых слоях салфеток. Только сначала их необходимо прогладить, закрепить скотчем с обратной стороны бумаги и вложить подготовленный лист в принтер. Чтобы переход был менее заметен, можно обработать распечатку наждачной бумагой с обратной стороны. Если распечатка осуществляется на струйном принтере, то лицевую сторону бумаги сбрызгивают любым аэрозольным клеем для того, чтобы краски не расплылись.

Подготовленные таким образом распечатки кладут в воду на несколько минут, промокают лишнюю влагу бумажными полотенцами и наносят клей. Потом приклеивают к рабочей поверхности.

Открытки применяют реже, чем декупажные карты и салфетки. Перед наклеиванием открытку размачивают и снимают всю ее толщину так, чтобы остался только верхний тоненький слой, который и приклеивают к поверхности. Это можно сделать с помощью тонкой наждачной бумаги.

Если декупажные карты выполнены из тутовой бумаги, то рисунки можно не вырезать, а вырывать, как и из салфеток. Так как тутовая бумага достаточно тонкая, чтобы красиво вырвать мотив.

Картинки из журналов, фотографии приклеивают точно так же, как и распечатки. Сначала верхний слой сбрызгивают лаком, чтобы не поплыли краски, затем размачивают в воде и приклеивают только верхний слой.

Подготовка поверхности к декупажу

Перед тем как приклеить выбранный сюжет к рабочей поверхности, ее следует подготовить. Процесс подготовки полностью зависит от материала, из которого сделано изделие. В целом вся подготовка сводится к зачистке, обезжириванию, выравниванию и грунтовке.

Разные виды материалов требуют определенных типов работ.

Деревянная поверхность

В первую очередь деревянную поверхность очищают от жира и пыли. Для чего ее обычно протирают спиртом. Если же поверхность была окрашена, а краска облупилась, то всю краску снимают, поверхность зачищают наждачной бумагой средней зернистости, полируют мелкой наждачной бумагой. Далее на поверхность наносят слой акрилового лака. После того как лак высохнет, рабочую поверхность еще раз полируют мелкой наждачной бумагой. Неокрашенную поверхность, старую и новую, также зачищают мелкой наждачной бумагой. Трещины и сколы перед зачисткой заполняют акриловой шпаклевкой. Зачищают после того, как шпаклевка высохнет. Затем убирают всю пыль, протерев ваткой, смоченной в спирте.

Вощеные поверхности также нуждаются в зачистке.

Металлическая поверхность

Иногда металлическую поверхность достаточно просто обезжирить. Если на ней есть следы лака или краски, например, если это поверхность жестяной коробочки из-под чая или печенья, то все изображения зачищают мелкозернистой наждачной бумагой до металла. В противном случае все рисунки станут проступать сквозь декупаж. Затем поверхность обезжиривают.

Стекло и керамика

Все глазурованные керамические и стеклянные поверхности обезжиривают спиртом. Потом желательно на небольшом участке посмотреть, как приклеивается рисунок. Если он клеится хорошо, то можно обойтись без грунтовки. Последняя также необходима в том случае, если на поверхности есть какие-либо инородные пятна.

Бумага, картон, папье-маше

Если поверхность бумаги и картона глянцевая или ламинированная, для лучшего сцепления клея с поверхностью ее слегка обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. Поверхность папье-маше всегда неровная. Она нуждается в обязательной зачистке мелкозернистой наждачной бумагой. Для чего вещь покрывают бесцветным лаком и зачищают, при необходимости операцию повторяют.

Пластмасса

Пластмассовую поверхность немного зашкуривают, так сюжет будет лучше приклеиваться. Далее ее обрабатывают спиртосодержащим раствором.

Ткань

Перед декорированием ткань стирают, высушивают и отглаживают. Из-за клея для декупажа она может сесть.

Другие поверхности

Для декупажа можно использовать любые поверхности: камешки, плоды и семена растений, перламутр – все эти поверхности обязательно обезжиривают. Зачищать же перед декупажем их не следует. До работы необходимо проверить, как приклеится рисунок. Лучше это сделать не большом участке. Причем помните от этого этапа зависит качество всей работы, поэтому все надо выполнить очень тщательно.

Вырезание

Мотивы вырезают и вырывают. Мотив вырезают очень близко к краям рисунка. Рука должна при этом всегда оставаться неподвижной. Перемещайте сам рисунок. Сначала вырежьте мотив по краям рисунка, только после этого приступайте к вырезанию мелких деталей. Фон внутри рисунка также вырезают. Для чего можно сделать разрез по линии рисунка. Только после этого приступают к расслоению салфетки. В противном случае вырезать тонкую верхнюю часть будет неудобно.

При вырывании, напротив, сначала салфетку расслаивают, затем контур рисунка мочат водой с помощью кисточки, после чего аккуратно обрывают фон. Оборвать сразу 3 слоя аккуратно не получится, так как бумага в разных направлениях рвется по-разному.

Рисунки из декупажных карт вырезают. Сначала обрезают фон вокруг картинки, далее, не спеша, вырезают мотив по контуру.

Картинки из бумаги всегда делают более тонкими. Обычно это выполняют 2 способами: с помощью шкурки и расслаиванием. Для расслаивания картинку помещают в расправленном виде в воду. Через некоторое время вынимают и кладут на стеклянную или пластмассовую поверхность изображением вниз. Тщательно расправляют, чтобы не было пузырьков воздуха, слои отделяют с помощью иголки или зубочистки. Время от времени бумагу смачивают, так как пересушенная бумага рвется, а не расслаивается. Последний красочный слой высушивают феном, не снимая с поверхности. В мокром виде снимать нельзя, иначе изображение может остаться на стекле.

Для того чтобы утончить слой с помощью наждачной бумаги, положите лист на ровную гладкую поверхность рисунком вниз и мягкими вращательными движениями снимите верхний слой наждачной бумагой. Лист с рисунком лучше закрепите скотчем.

Если рисунок слишком большой, то срежьте края картинки с обратной стороны под острым углом с помощью ножа или лезвия. Ширина среза должна быть не менее 1,5 см.

Грунтовка

Для грунтовки обычно применяют клей ПВА или акриловую шпаклевку. Грунтовка необходима для того, чтобы все последующие слои хорошо ложились на поверхность. При работе с деревом в качестве грунтовки можно взять разведенную акриловую краску или бесцветный акриловый лак. Если поверхность после грунтовки стала немного шершавой, то по ней проходят наждачной бумагой.

Для старой лакированной мебели, металлических и пластмассовых, керамических и стеклянных поверхностей лучше брать специальные грунтовки для критических поверхностей. Оцинкованные предметы покрывают акриловым лаком в аэрозольной упаковке.

Изделие станет выглядеть намного изящнее, если вы оставите как можно меньше невырезанных участков фона.

Неглазурованную керамику покрывают акриловым лаком или акриловой краской. Бумагу, картон, папье-маше грунтуют лаком или акриловыми красками. После грунтования бумагу и картон кладут под пресс. В противном случае их может слегка «повести».

Тонирование

Для того чтобы состарить белый цвет, немного загасить его используют тонирование. В частности, его применяют в изготовлении декупажа под ретро.

Тонировку выполняют акварельными красками, смешивая земляные цвета с водой. Если необходимо затонировать рисунок, выполненный на ксероксе, то не стоит слишком сильно касаться красками изображения, иначе оно расплывется.

Иногда тонировку можно осуществить бумажным пакетиком черного чая. Его надо намочить и приложить к рисунку. Он оставит желто-коричневые следы разной насыщенности. Можно поместить изображение в подкрашенную чаем воду. После тонировки рисунок высушивают.

Приклеивание

Приклеивание – самый сложный этап декупажа. Клей подбирают под рабочую основу. Можно воспользоваться клеем ПВА, клеем-карандашом, специальным клеем для декупажа, клеем-лаком. Последний обычно применяют при приклеивании декупажа на ткани. Он не только склеивает, но и создает прозрачное покрытие, полностью защищающее изображение от воды. Если необходимо переклеить изображение, подойдет лак-аэрозоль.

Приклеивать можно разными способами.

1. Плоской кисточкой. Рисунок кладут на рабочую поверхность и смазывают клеем с помощью плоской кисточки. Очень аккуратно (салфетка быстро расползается под действием клея) расправляют все складки. Клеят от середины к краям мотива.

2. Утюгом. На поверхность наносят лак. После того как он высохнет, вырезанный мотив накладывают на бумагу для выпечки и проглаживают утюгом. Складки здесь практически не образуются. Приклеивать этим способом можно только на ровной поверхности.

3. Феном. На поверхность наносят лак, дают ему высохнуть. Подготовленный мотив накладывают на бумагу для выпечки и водят над ним на расстоянии 8—10 см феном. Не включайте фен на полную мощность!

4. Клеевым карандашом. Рабочую поверхность мажут клеевым карандашом, сверху кладут рисунок и проглаживают валиком или скалкой. Сразу покрывать акриловым лаком нельзя – появятся пузыри. Первый слой должен быть покрыт любым, не акриловым, лаком.

5. Лужей клея. Салфетку прикрепляют к рабочей поверхности и заливают клеем так, чтобы салфетка в нем полностью утонула. Далее расправляют пальцами и убирают излишки клея сухой салфеткой.

6. Смачиванием. Салфетку немного сбрызгивают водой из пульверизатора и приклеивают к рабочей поверхности, пока она не высохла. Складки расправляют кисточкой.

Работа на светлом фоне

Если мотив клеят на светлый фон, то надо очень тщательно вырезать его, особенно если сам фон салфетки темный. Иначе остатки фона будут некрасиво видны на светлом фоне.

Работа на темном фоне

Мотив на темном фоне обычно выглядит слишком тускло. Чтобы этого избежать, мотив наклеивают на грунт, далее красят остальную поверхность, не залезая на мотив и его границы. Можно приложить к рабочей поверхности мотив, обвести его, внутри контура закрасить белой краской и приклеить рисунок.

В третьем случае сначала на рабочую поверхность клеят вырезанные вместе с рисунком 1–2 слоя белой салфетки, а сверху – мотив.

Как покрыть изделие лаком

Лак в декупаже – один из главных материалов. Его используют довольно часто в следующих случаях:

✓ вместо клея при приклеивании рисунка;

✓ сбрызгивают им салфетку, чтобы она не расползалась;

✓ покрывают им распечатку, перед тем как для расслаивания поместить бумагу в воду;

✓ защищают им приклеенный мотив от краски при последующей покраске.

Последнее покрытие лаком – самый трудный и важный этап работы. Декупаж выглядит хорошо только в том случае, если наклеенный мотив полностью сливается с остальным фоном, находясь на одном с ним уровне. Этого можно добиться путем многослойного покрытия. При чем его всегда сочетают со шкурением слоев лака мелкой наждачной бумагой. Это позволяет сгладить неровности и вздувшиеся места картинки. Сначала наносят 3–4 слоя лака, затем шкурят, снимая лак только в выпуклых местах. Затем наносят еще несколько слоев лака и вновь выполняют сглаживание. Все повторяют до тех пор, пока рисунок полностью не утонет в лаке.

Хороший лак обычно ложится равномерно, легко шкурится, не образует наплывов во время высыхания, не желтеет и не имеет запаха.

При выборе лака учитывайте и художественную задачу. Например, к стилю шебби-шик глянцевый лак не подходит. А для придания старины используют специальные лаки с различными оттенками от золотистого до бордового.

Наносят лак тампоном или широкой кистью. Самое главное, чтобы при нанесении не оставалось следов от инструмента. Иногда на ровной поверхности лак просто разливают и разравнивают с помощью бумаги. После нанесения последнего слоя лака поверхность изделия полируют или покрывают специальным воском.

Растушевка

Растушевку выполняют пастельными мелками, водой и красками. При растушевке пастельными мелками порошок с мелка стряхивают на бумагу и кисточкой или ватным тампоном растирают по поверхности. Сбрызгивают лаком-закрепителем, но не на водной основе. Поверхность для растушевки должна быть ровной, иначе пастель будет ложиться неравномерно.

Если необходимо приклеить несколько одинаковых картинок, то можно сделать их цветные копии и работать уже с ними.

При растушевке водой и красками рисунок сначала покрывают 2 слоями акрилового лака. Потом по контуру рисунка наливают воду. Кисточкой берут немного краски и растягивают ее по всей луже. Если получается слишком густо, добавляют воды. После чего все оставляют до полного высыхания. При выборе цветов для растушевки нужно учитывать основные цвета в рисунке. Следует подбирать цвета, близкие к основным. Для цветов тени используют серый, если тень холодная, и коричневый, если тень теплая.