Вы здесь

Декупаж. Лучшая книга о декорировании. Глава 1. Значение слова декупаж (С. Ю. Ращупкина, 2011)

Глава 1

Что такое декупаж


Слово «декупаж» переводится с французского языка как «вырезать». Это декоративная техника работы по мебели, посуде, ткани. Технология ее выполнения – это тщательное вырезание изображения из различных материалов, таких как бумага, кожа, дерево, и наклеивание или фиксация каким-либо другим способом на поверхностях, предназначенных для декорирования. Этот вид декоративно-прикладного искусства довольно кропотлив, требует терпения и много времени. Можно сделать несколько попыток, прежде чем результат понравится рукодельнице.

В настоящее время эта техника получила второе рождение. Ее применяют по всему миру, декорируя подносы, солнечные часы, шкатулки, посуду, елочные украшения, сумочки, упаковки, одежду и т. д. Кроме того, его используют при оформлении эксклюзивных предметов интерьера, изготовлении модных аксессуаров.

Сейчас вместе с традиционным декупажем, когда поверхность с наклеенной картинкой покрывают многими (до 40) слоями лака, существует декупаж салфеток, тканей. Кроме того, в технике используют компьютерные инновации, например трехмерный декупаж, или отпечатанные на ксероксе или принтере различные картинки.

На некоторые работы в технике декупажа у мастеров уходило несколько лет, так как, чтобы выровнять шероховатости, все изделие покрывали 40 слоями лака.

В магазинах легко найти самые различные материалы, с помощью которых можно декорировать разнообразные поверхности: керамику, дерево, ткань, свечи, металл и др. В этой технике можно применять и золочение, и кракле, и состаривание, объемный и художественный декупажи. Среди стилей, используемых в декупаже, сегодня преобладают такие, как прованс, шебби-шик, викторианский, этно, симплисити.

История возникновения декупажа

История декупажа начинается с раннего Средневековья. Первые упоминания о декупаже относятся к XII в., когда китайские бедняки изготавливали красивую бумагу для декорирования фонарей, окон и других вещей. Полагают, что опыт китайских мастеров переняли кочевники Восточной Сибири. Они использовали цветную бумагу для декорирования стен курганов, предметов быта сибирских кочевников.

Как искусство эта техника впервые упоминается в Германии в конце XV в. Вырезанными картинками там стали декорировать мебель. Польские и немецкие мастера бумажными вырезками украшали мебель в течение нескольких столетий. Например, поляки складывали листы цветной бумаги и вырезали различные геометрические фигуры, стилизуя их под цветы, животных и птиц.

В Венеции в XVII в. наступил пик увлечения декупажем. Именно в это время мебель, украшенная инкрустациями с картинками в японском или китайском стиле, стала необыкновенно модной. Она украшала все фешенебельные дома. Спрос на нее был достаточно велик, и торговцы не могли его удовлетворить. Поэтому венецианские мастера начали изготавливать похожие предметы мебели. Эти вещи стали называть «lacca contrafatta», что в переводе с итальянского означает «лак» и «подделки».

Краснодеревщики специально нанимали людей, которые переносили сюжеты гравюр и картин знаменитых художников с помощью цветных красок на бумагу. После чего наклеивали эти картинки на поверхность мебели и покрывали несколькими слоями лака. Получалась красивая мебель, похожая на вещи, выполненные мастерами Японии и Китая.

Вместе с тем богатые люди приглашали знаменитых художников для раскрашивания потолков, стен, мебели. Цены на такую мебель и работы маститых живописцев были очень высокими. Это могли позволить себе только очень богатые люди. Параллельно с этим развивалось другое направление в художественном оформлении, в котором из простых дешевых рисунков вырезали сюжеты и наклеивали на детали, затем все покрывали лаком. Это было значительно дешевле, но имело такой же успех, как и настоящая инкрустация. Намного позже в Италии это творчество стали называть «искусством бедных». В настоящее время изделия этого направления имеют большой успех. Их продают на аукционах за астрономические суммы. Кроме того, многие современные мастера стали подражать этому искусству и создают свои предметы мебели.

В течение XVII–XIX вв. декупаж процветал в европейских государствах. Даже при дворе Луи XV мебель, выполненная с использованием декупажа, приветствовалась. Многие аристократы, такие, как Мария Антуанетта, лорд Байрон, мадам де Помпадур, Матисс, Денди Бруммел, Пикассо, увлекались декупажем. Причем они декорировали вырезанными мотивами не только мебель, но и болванки для париков, шкатулки, ширмы, различные туалетные принадлежности.

Отдельно стоит отметить госпожу Мэри Деланей, жившую в Англии в период с 1700 по 1788 г. Эта талантливая женщина была близко знакома с королем Джорджем III, королевой Шарлоттой, Уильямом Хогартом, Джонатаном Свифтом, сэром Джозефом Банки. На 71-м году жизни Мэри стала создавать работы с верным с точки зрения ботаники воспроизведением цветов и растений. Она нарезала бумагу, вручную ее расписывала и наклеивала эти кусочки в альбом. Над «бумажной мозаикой» она работала 17 лет. Ей пришлось оставить эту работу из-за плохого зрения. В настоящее время ее труд находится в Британском музее в Лондоне. В XVIII в. многие знатные дамы посвящали огромное количество времени декорированию вырезанными из бумаги картинками различных предметов. Они собственноручно покрывали все изделие лаком. Этот вид искусства в Англии был известен как japanning (вырезание и наклеивание).

В 1760 г. издатель Роберт Сейер выпустил в Лондоне большую книгу под названием «Развлечение Леди, или Искусство Japanning Делать Просто». Эта книга стала очень популярной. В ней было 1500 иллюстраций художников и ремесленников. Особенно она пользовалась спросом у праздных леди, которые вырезали из нее картинки и наклеивали их на различные поверхности.

Немного позже, в XIX в., искусство вырезания и ручная роспись были заменены коллажем в художественной форме. Именно тогда в обиход вошли валентики (Valentine cards), а также рельефные и декоративные бумажные шнурки, с помощью которых украшали поверхности экранов, закрывающих камины, коробок, стоек ламп и т. д. В то же время многие няньки учили своих маленьких подопечных декорировать различные предметы кусочками красивой бумаги.

В России декупажем стали интересоваться в XIX в., но большого распространения в нашей стране эта техника не получила. В начале прошлого столетия ее стали называть декупажем. Бумагу разрезали, затем снова собирали и приклеивали к позолоченной или окрашенной поверхности. Как и другие направлениях искусства начала XX в., декупаж тогда был более абстрактным. Многие известные художники, такие, как Пабло Пикассо, Анри Матисс, использовали эту технику в своих работах. Самым известным примером является работа Матисса «Blue Nude».

После Второй мировой войны интерес к декупажу снизился. В наши дни это направление искусства переживает 2-е рождение по всему миру. Декупаж пропагандируют специально созданные для этих целей гильдии в Америке, Австралии, Италии, Англии, Японии, Южной Африке. Первая такая гильдия была основана в 1972 г. в США. Именно она вновь возродила эту восхитительную технику. Сегодня декупаж развивается, возникают новые направления и виды этого искусства.

В традиционной технике декупажа применяют до 30–40 слоев лака, которые тщательно полируют и доводят до красивого блеска. Сейчас применяют специальный клей, после которого требуются только 3–4 слоя лака.

Декупаж подразделяют на цветной и черно-белый. В первом виде мастера приклеивают мотивы из полноцветных картинок, во 2-м – используют черно-белые сюжеты.

Бумага и ее виды

Для декупажа обычно применяют специальные тонкие сорта бумаги: тутовую и рисовую.

Рисовая бумага – самый красивый и удобный материал для декупажа. Она очень тонкая, довольно рыхлая, по своим качествам напоминает промокательную бумагу. Ее производят из рисовой соломы. Она очень нежная, поэтому перед работой ее не смачивают водой, она намокает при приклеивании. Ее выпускают самых разных цветов, однотонной и с рисунком. Однотонную бумагу берут для создания фона мотива или покрытия всей поверхности одним цветом. Рисовую бумагу с рисунком используют для формирования мотивов, вырезая из нее различные сюжеты. Она очень удобна в работе, поскольку сочетает в себе одновременно свойства салфеток и декупажных карт. Она прозрачная и хорошо пропитывается клеем и лаками (как салфетки), но такая же прочная, как и декупажные карты.

Рисовая бумага хорошо ложится на любую поверхность, не оставляет складок даже на изогнутой форме. При работе с ней используют любые клеи, лаки, грунты. Клей наносят с помощью кисти поверх бумаги. Мокрую рисовую бумагу не рвут, иначе края получаются ворсистыми и после высыхания их придется немного зашкуривать.

Мотивы из рисовой бумаги лучше приклеивать на фон, выполненный из однотонной бумаги того же вида, так как волокна, видные на фоне и картинке, должны быть однородными. Очень хорошо рисовая бумага ложится на стеклянную поверхность, матируя ее и готовя для дальнейшей работы. В продаже можно встретить рисовую бумагу с самыми разнообразными сюжетами и разных цветов.

Тутовая декоративная бумага – аналог рисовой, но немного мягче. Ее используют для декупажа на стеклянных поверхностях скрапбукинга (оформление фотоальбомов по различным темам) и других работ. Чаще всего при оформлении фона или всей поверхности тутовую бумагу рвут на мелкие кусочки и наклеивают на подготовленную поверхность так, чтобы края следующего кусочка немного закрывали края предыдущего. В любом случае разрезать ее ножницами не рекомендуют, так как края в дальнейшем станут сильно выделяться. Структура тутовой бумаги очень хорошо видна на стеклянной поверхности. Ее лучше клеить на светлую поверхность, так как темный фон будет просвечивать снизу и заглушать цвет самой бумаги. Поверхность для приклеивания готовят точно так же, как и при приклеивании салфеток и декупажных карт. Клей наносят кисточкой поверх мотива.

Иногда окрашенные металлические поверхности не надо очищать от краски перед декупажем. Для того чтобы это проверить, нужно на такой маленький участок наклеить кусочек салфетки. Если она ляжет хорошо, то краску можно оставить.

Можно применять и обычную бумагу или обычные салфетки. Только перед приклеиванием надо сохранить рисунок и яркость красок лицевой поверхности бумаги. О том, как это сделать, поговорим в следующей главе.