«Нельзя» и «Следует» в общении
Урок шестой
Как склонить собеседника к своей точке зрения
Никогда ничего не доказывайте!
Задание этого урока можно назвать «золотым правилом дипломатии». Тот, кто усвоит этот урок, может смело отправляться на любые переговоры. Он сумеет убедить кого угодно в чем угодно. Итак, каково же это задание?
Никогда ничего не доказывайте.
Проявляйте уважение к мнениям других людей.
Вспомните, какими вы были 5, 10, 20 лет назад. Мысленно вернитесь в свою юность (молодость, зрелость…). Даже если в вашей жизни все складывалось самым радужным образом, наверняка в прошлом найдутся моменты, вспоминая которые, вы испытываете неудобство или даже стыд. Сейчас, с высоты прожитых лет и приобретенного опыта, вы понимаете, как глупо вели себя тогда.
Скажите: прислушивались ли вы когда-нибудь к голосу разума, исходящего со стороны? Внимали ли увещеваниям, советам или критике? И если да, то как вы себя после этого чувствовали?
Скорее всего, и в вашей нынешней жизни случаются ситуации, когда вы, мягко говоря, поступаете не совсем правильно. Однако если кто-то в этот момент решится вас критиковать, особенно публично, – вы вряд ли согласитесь с ним, даже если его аргументы будут столь же неопровержимы, как таблица умножения.
Дейл Карнеги утверждает, что самые вредные слова на свете – вовсе не грязные ругательства или проклятия (хотя в них, разумеется, нет ничего хорошего). Хотите знать, как, по мнению Мастера человеческих отношений, звучит самая вредная на земле фраза?
«Сейчас я докажу тебе это».
Эти пять слов способны так уязвить человека, что из лучшего друга он может превратиться в злейшего врага. История знает немало серьезных конфликтов, в том числе и военных, возникших только из-за того, что одному человеку взбрело в голову доказывать другому его неправоту.
Известная поговорка гласит, что в спорах рождается истина. Возможно, в каких-то – очень редких! – случаях это действительно так. Но большинство споров все-таки рождают не истину, а обиду и непонимание. Чтобы этого не произошло, следуйте совету Дейла Карнеги.
НЕ СПОРЬТЕ!
Когда вы говорите кому-то, что он неправ, это всегда вызывает чувство протеста и желание отбиться. Даже в том случае, когда и «ежу понятно», что вы критикуете по делу, вы никого не убедите переменить свои взгляды. Напротив, ваш оппонент будет упорствовать в них до последнего. И это вовсе не означает, что именно этот человек отличается особой упертостью и тупостью. Так будут поступать все, и вы сами в том числе.
Если вы намереваетесь что-то кому-то доказывать, не допускайте, чтобы он догадался о ваших намерениях. Делайте это тонко и искусно, чтобы вообще никто этого не почувствовал.
Если человек говорит нечто заведомо неверное (или то, что вы считаете неверным), не возражайте ему. В лучшем случае вы можете высказать свою точку зрения, не настаивая на ней: «Надо же, как интересно! Вот как, оказывается, все обстоит на самом деле. А я-то думал иначе. Но, разумеется, я, скорее всего, ошибаюсь, ведь я не так опытен в подобных вопросах, как вы…»
Это будет намного эффективнее любых доказательств. Вы не только не унизите человека, подвергнув сомнению его правоту. Вы дадите почувствовать ему свою значимость и осведомленность. И – что самое главное – дадите ему возможность самому засомневаться в собственных словах! Если ваше мнение, высказанное с такими оговорками, вдруг покажется ему разумным, он охотно признает свою неправоту.
С другой стороны, предполагая, что вы можете ошибаться, вы никогда не загоните себя в угол. Всегда, в любом разговоре, в любом обсуждении, у вас будет запасной путь, куда вы сможете отступить, сохранив при этом достоинство.
Каким бы неправильным, глупым или злым ни было мнение другого человека, к нему нужно относиться с уважением. Ведь, выражая вслух свое мнение, он утверждается в своей значимости. Когда вы говорите ему напрямик, что его слова не соответствуют действительности, вы бьете прямо по чувству его значимости. Это очень болезненное ощущение, реакция на которое может быть только одна: защита.
Повлиять на человека можно лишь одним способом:
• сначала поставить себя на его место,
• понять, почему он считает себя правым,
• принять его право на собственную, хоть и отличную от вашей, точку зрения.
И уже потом спокойно обсудить то, что стоит между вами, найдя как различия, так и точки соприкосновения.
Этот метод стоит взять на вооружение. Мы сталкиваемся с такими ситуациями гораздо чаще, чем думаем.
Наверное, каждый из нас предпочел бы общаться лишь с теми, кто нам нравится и, что самое главное, соглашается с нами во всем. Но такое общение было бы лишено глубины и искренности. Потому что соглашательство – еще не согласие. К счастью, жизнь куда чаще сводит нас с теми, кто придерживается совершенно противоположных взглядов и убеждений. И этими людьми вполне могут быть даже наши близкие! Вот именно с близкими труднее всего найти общий язык, по крайней мере, в некоторых вопросах. И это замечательно! Значит, вам не нужно далеко ходить, чтобы практиковаться в этом уроке. Начните с близких людей.
В следующий раз, когда супруг (или супруга) скажут вам что-то, что вызывает у вас протест, сделайте две вещи.
Первое. Не возражайте. Если вам трудно согласиться с ними сразу – лучше помолчите. Дайте себе время успокоиться. Главное – подавить порыв оспорить чужое мнение. Вы можете попросить объяснить вам поподробнее, что близкий человек имеет в виду. Пока он будет объяснять, успокаивайтесь.
Второе. Постарайтесь отнестись к его словам с уважением. Это порой бывает непросто, но лишь потому, что люди не совсем понимают слово «уважение». Им кажется, что уважение подразумевает под собой безусловное принятие чужого мнения или даже преклонение перед ним. Ничего подобного. В основе слова «уважение» лежит слово «важно». Если вы уважаете кого-то или что-то, значит, вы признаете это важным. Уважать чужое мнение – значит признавать его важность для того, кто его выражает.
Понимаете? Человек говорит вам что-то очень важное для него самого. И если вы не признаете эту важность, вы тем самым дадите ему понять, что он неспособен сказать или сделать что-то стоящее.
Дейл Карнеги был очень щепетилен в таких вещах. Он не позволял себе думать о чужом мнении как о ерунде (даже если оно было глупым и несправедливым). Однажды он выступал по радио с рассказом о популярной писательнице. Говоря о ее детстве, он неправильно назвал город, где она родилась. После передачи на него обрушился поток писем с указанием на его ошибку. Карнеги не только исправил эту ошибку, извинившись перед слушателями в следующей передаче. Он лично ответил на все письма. А женщине, которая написала самое возмущенное письмо, он даже позвонил. Почему он это сделал? Извинений по радио было вполне достаточно, ведь подобные ошибки время от времени допускают все ведущие. Но Карнеги ответил каждому, потому что прекрасно знал, КАКОЙ ВАЖНОСТЬЮ для людей обладает их собственное мнение.
Трудности, которые могут возникнуть при выполнении шестого урока
• Если я не стану никому возражать, то мой авторитет может пошатнуться.
Порой совет «не спорить и никому ничего не доказывать» воспринимается как призыв к отказу от собственной позиции. Люди, особенно обладающие некоторым авторитетом, считают, что обязательно должны всегда стоять на своем, чтобы сохранять репутацию сильного и ответственного человека. Однако этот урок не несет в себе никакой угрозы для вашей репутации. Напротив: поступая так, вы только упрочите ее, потому что люди будут знать, что с вами можно найти общий язык. Уважение к чужой точке зрения еще ни разу не подорвало чей-то авторитет.
• Нельзя проявлять уважение к откровенно глупым или опасным идеям.
Случается, что другие люди высказывают идеи, которые могут привести к настоящей беде. Нужно ли их переубеждать? Разумеется, нужно! А нужно ли с ними спорить? Ни в коем случае! Ведь сам человек, высказывая подобное мнение, может не осознавать всех последствий, которые могут вытекать из его образа мыслей. Он просто неспособен представить себе дальнейшее развитие событий. Сейчас, в данный момент, ему это кажется единственным выходом.
Для того чтобы помочь человеку избежать беды, используйте практику «Увести от опасности».
Нельзя победить в споре. Нельзя, потому что проиграв его, вы оказываетесь побежденным; и выиграв его, тоже проигрываете.
Практика
Упражнение «Молчание»
Когда в следующий раз ваш собеседник выскажет мнение, котрое вызывает у вас протест, выполните такую практику.
Выслушайте все, что он скажет, не перебивайте и не возражайте.
Если вы не согласны по всем пунктам – не сообщайте ему об этом, по крайней мере, сразу. Просто помолчите. Дайте себе время успокоиться.
Главное – подавите желание немедленно оспорить чужое мнение. Например, попросите объяснить вам поподробнее, что собеседник имеет в виду. Пока он будет объяснять, успокаивайтесь. И лишь когда вы достигнете олимпийского спокойствия – высказывайте свою точку зрения на предмет спора.
Если же спокойствия нет – молчите.
Упражнение «Проявить уважение»
Всякий раз, выслушивая чужое мнение, выполняйте такой алгоритм:
• мысленно скажите себе: «то, что говорит этот человек, для него важно»;
• постарайтесь понять, почему это для него важно. Если вы не знаете наверняка, почему – придумайте собственную причину;
• подумайте, при каких обстоятельствах ваша точка зрения могла бы быть именно такой. Представьте себе такую ситуацию;
• мысленно скажите человеку: «я понимаю, что твои слова важны для тебя. Я это признаю и уважаю». Если это уместно – скажите это вслух.
Как видите, алгоритм совсем несложный. И выполняется он очень быстро – гораздо быстрее, чем вы о нем прочитали.
Это упражнение универсально, и применяется оно как в неформальном, так и в формальном общении.
Мы даем еду нашим детям, друзьям и служащим, но как редко даем мы пищу их самоуважению. Мы обеспечиваем их ростбифами и картофелем для производства энергии, но мы из-за своей небрежности забываем им дать доброе слово признания их высокой человеческой ценности, которое звучало бы в их памяти долгие годы, подобно музыке утренних звезд.
Всякий раз, когда вы слышите что-то, что хочется оспорить, напоминайте себе о том, что для вашего собеседника это крайне важно.
Постарайтесь понять, в чем эта важность заключается, почему он настаивает на этой точке зрения. Понимание поможет вам отказаться от спора.
Упражнение «Сохранить авторитет собеседника»
Порой совет «не спорить и никому ничего не доказывать» воспринимается как призыв к отказу от собственной позиции.
Вас гораздо больше должно заботить то, чтобы сохранить авторитет собеседника. Ведь бывает так, что люди говорят невероятно глупые вещи, такие, за которые всем окружающим приходится краснеть. Как поступать в этом случае?
Когда кто-то при вас говорит откровенно глупые вещи, не спорьте, а последуйте одному из трех следующих советов.
• Согласитесь с этой глупостью. Однако помните, что это возможно только в том случае, когда то, что говорит собеседник, не оскорбляет никого из других людей.
• Оправдайте его слова каким-либо обстоятельством, дайте возможность человеку «сохранить лицо».
• Переведите его слова в шутку. Для этого постарайтесь найти в этих словах новый смысл, который первоначально в них не вкладывался. Но будьте внимательны: если человек не настроен шутить и говорит вполне серьезно, вы можете еще больше обидеть его. Будьте тактичны.
Это упражнение универсально действует как при формальном, так и при неформальном общении.
Упражнение «Увести от опасности»
А если ваш собеседник высказывает идеи, которые грозят нешуточной опасностью ему или окружающим? Как предотвратить беду?
Вам нужно на время забыть об этом опасном мнении и разобраться – что явилось его причиной? Быть может, у человека что-то стряслось, он чего-то боится или находится в затруднительных обстоятельствах. А может, он просто бравирует? Возражая ему, доказывая его неправоту, вы лишь загоните его в угол. А это – самая опасная вещь на свете. Человек, загнанный в угол, может совершить любую ошибку.
Разберитесь с его состоянием – и вы сможете подсказать ему другой выход. Понять его чувства вам помогут техники присоединения и ведения, рассмотренные нами в предыдущей главе.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. С той, когда вам говорят, что вы неправы. Настолько ли вы добры и благородны, что сразу начинаете благодарить собеседника за то, что тот направил вас на путь истинный? Или остаетесь верны своей точке зрения, даже если понимаете, что изначально были неправы? Позвольте предположить второе.
Быть приверженцем своей первоначальной точки зрения – черта, характерная для большинства людей. Редко кто готов признать свою ошибку и принять мнение оппонента.
Напротив, зачастую мы из чистого упрямства и чувства противоречия продолжаем стоять на своем. Быть благодарным собеседнику за то, что указал на нашу неправоту? Какое там! Хозяин, тычущий мордочкой щенка в сделанную им лужу, – вот какой образ тяготеет над нами. Мало кому приятно ощутить себя в роли неразумного щенка.
Так, может, последуем совету Карнеги и не будем при любом удобном случае говорить людям, что они неправы? Возьмите на вооружение реакцию Франклина, когда ему указали, что ведет он себя невыносимо.
«Я взял себе за правило, – говорил Франклин, – вообще воздерживаться от прямых возражений на высказанное кем-либо другое мнение и от каких-либо категорических возражений и утверждений co своей стороны. Я запретил себе употребление таких слов, содержащих в себе категорические нотки, как конечно, несомненно и т. п., и заменил их в своем лексиконе выражениями: представляю себе, предполагаю, полагаю, что это должно быть так или этак или «в настоящее время мне это представляется таким образом».
Когда кто-нибудь утверждал нечто безусловно ошибочное с моей точки зрения, я отказывал себе в удовольствии решительно возразить ему и немедленно показать всю абсурдную сторону его предположений и начинал говорить o том, что в некоторых случаях или при определенных обстоятельствах его мнение могло бы оказаться правильным, но в данном случае оно представляется или кажется мне несколько несоответствующим и т. д. Вскоре я убедился в пользе этой перемены в манерах, разговоры, в которых я принимал участие, стали протекать значительно спокойней. Скромная манера, в которой я стал предлагать свои мнения, способствовала тому, что их стали принимать без возражений. Ошибившись, не отказывался теперь исправлять свои ошибки и не оказывался в столь прискорбном положении, как раньше, и, будучи первым, гораздо легче брал верх над ошибочным мнением других тем, что приписывал самому себе их ошибки».
Упражнение «Доверяй, но проверяй»
Цель этого упражнения – научиться уважать мнение других, при этом не впадая в крайность.
Выделите один день, в течение которого вы будете следить за своим отношением к другим людям: доверяете ли вы им? Уважительно ли относитесь к их мнению?
При каждом разговоре отвечайте себе на вопросы:
• не раздражаетесь ли вы, даже когда явного повода нет?
• Не перебиваете ли собеседника?
• Не начинаете ли набирать воздух в легкие после первой же его фразы, с тем чтобы опровергнуть его точку зрения?
Если на вышеприведенные ответы вы ответили положительно, вы не слишком уважаете мнение других; это играет против вас.
Постарайтесь полностью изменить свое отношение: научитесь до конца выслушивать точку зрения другого человека, даже если совсем не согласны с ней; помните, что своим протестом вы настраиваете собеседника против себя, он все равно не захочет принять ваше мнение – с какой стати?
Не расстраивайтесь, если сразу не получится изменить свою манеру слушать других. Регулярно практикуйтесь, не давайте дурной привычке перебивать и критиковать испортить ваши отношения с людьми.
В спорах чаще всего рождается не истина, а злость, обида и непонимание. Никакие железные аргументы, никакой яростный напор не убедит человека так, как открытость и желание понять его точку зрения. Миролюбивое отношение и уважение к чужой позиции сработает сильнее всяких аргументов. Перестаньте спорить – и вы выиграете любой спор, даже не начав его.
Упражнение «В чем мы согласны друг с другом»
Лучший способ избежать спора – найти те пункты, по которым вы согласны с собеседником.
Такие пункты всегда есть, хотя некоторым людям обнаружить их бывает довольно трудно. Эта трудность лишь кажущаяся. Она решается очень просто. Если человек вступил с вами в разговор, то тема его трогает и он заинтересован в том, чтобы обсуждение принесло какой-то результат. Но и вы заинтересованы в том же самом! Значит, у вас есть как минимум два пункта, с которыми вы согласны.
Всякий раз, когда в разговоре обнаруживаются противоречия, постарайтесь найти точки соприкосновения, пункты, по которым вы согласны с собеседником. А такие пункты можно найти всегда! Например, и его, и вас тема задевает за живое.
При формальном общении вы можете сказать так:
• Я вижу, вы неравнодушны к этой теме…
• Мы оба заинтересованы в том, чтобы договориться…
При неформальном можно позволить себе больше душевности:
• Знаешь, дорогой, меня тоже это зацепило…
• Нам так важно согласие друг с другом, мы же близкие люди!..
Такие фразы побуждают человека высказаться – почему он неравнодушен к обсуждаемому вопросу, чего он ждет от разговора. Дайте ему выговориться, слушайте внимательно – и обязательно услышите что-то, с чем вы согласны. После этого вам лишь придется повторить его собственные слова, и он с вами будет соглашаться!
Итак, запомните алгоритм:
1. Произнесите одну-две фразы, побуждающие человека высказаться.
2. Дайте ему выговориться. Внимательно слушайте, что он говорит. Ищите точки соприкосновения.
3. Повторяйте его собственные слова.
С самого начала беседу нужно строить на дружественных тонах и всеми силами уклоняться от спора. Обязательно начинайте любой разговор с пунктов, по которым у вас с собеседником полное согласие. Это порой кажется скучным и необязательным, особенно если тема разговора животрепещуща и требует срочного решения. Но для успеха нужно непременно найти точки согласия, иначе вам будет очень трудно договориться с человеком.
Упражнение «Применение техники согласия»
Эту технику нужно применять вместе с тем человеком (либо с группой людей), с кем вы хотите найти согласие.
Определите проблему, по которой у вас есть расхождения. Пусть каждый расскажет, чего конкретно он хочет. Потом пусть каждый ответит на вопрос, что является для него по-настоящему важным, от чего он не готов отказаться даже ради общего согласия.
Затем представьте, что вы смотрите на проблему с более высокого уровня, пока не принимая в расчет мелочи и детали. Найдите на этом более высоком уровне то, в чем вы согласны по данной проблеме.
Например, вы все хотите, чтобы ваша фирма работала более производительно, или чтобы ваша семья имела более высокий уровень доходов, или вы согласны в том, что вам нужно приобрести автомобиль, и т. д. Важно сосредоточиться на этой общей цели, пока оставив в стороне вопрос, кто как видит пути достижения цели и конечный результат.
Если и на этом уровне согласия нет, перемещайтесь еще на более высокий уровень. Например, кто-то хочет купить автомобиль, а кто-то – яхту. На более высоком уровне вы можете обнаружить общее желание: оба хотят приобрести средство передвижения.
Когда вы достигнете уровня, где возможно согласие, констатируйте этот факт: «Итак, мы оба согласны с тем, что нам нужно средство передвижения».
Далее пусть каждый ответит на вопрос: что конкретно ему даст достижение этой цели? (Например: «Что тебе даст покупка автомобиля (яхты)? Какие возможности конкретно ты хочешь получить благодаря этому?»)
Пусть каждый представит, что у него это уже есть – что цель достигнута и он получил именно то, что хотел. Затем выявите то общее, что обнаружится в ваших желаниях и представлениях о конечном результате. (Например: «Мы оба хотим свободы передвижения», «Путешествовать с комфортом», «С минимумом забот и расходов» и т. д.)
Запишите как можно больше таких пунктов, по которым вы придерживаетесь общего мнения. Это – критерии, по которым вы будете принимать окончательное решение.
Для принятия этого решения нужно, чтобы каждый из вас ответил на вопрос: какой из предложенных изначально каждым вариантов выбора лучше соответствует этим критериям? (Например, вы можете решить, что яхта меньше соответствует критерию свободы передвижения, а также требует больше забот и расходов, чем автомобиль, – из чего сделать вывод, что более целесообразной будет покупка автомобиля).
В таком случае общее решение будет принято не в результате давления одного участника спора на другого, а в результате согласия, достигнутого благодаря помещению ситуации в более широкие рамки.
Шпаргалка к шестому уроку
• Не спорьте.
• Не доказывайте другому его неправоту.
• Высказывайте предположение, что вы можете ошибаться, оставляйте себе путь для отступления.
• Помните, что мнение другого человека имеет для него особую важность.
Урок седьмой
Лучший путь избежать упреков
Признавайте свою неправоту
Никто не любит критику. Никому не нравятся упреки – даже в том случае, когда они справедливы. Напрасная критика вызывает протест, заслуженная – чувство вины и собственной никчемности.
Это чувствуют все люди. И вы – не исключение. Скольких разочарований и поражений можно было бы избежать, если бы не критика! Делая что-то, мы рассчитываем на понимание, а когда получаем упрек – у нас опускаются руки.
Но мир устроен так, что все равно найдется человек, который будет вас критиковать. Вы не избежите критики, как бы ни старались. Но ее можно предупредить! И тем самым устранить все негативные чувства и мысли, которые она несет с собой.
Этот урок Дейла Карнеги учит нас искусству избегать упреков.
Задание этого урока таково:
Признавайте свою неправоту!
Это бережет силы. Это сохраняет вам спокойствие. Это – лучший путь к прекращению любой конфронтации.
Большинство людей в ответ на критику или начинают нападать, отвечая что-то вроде «ты на себя-то посмотри», «сам такой!». Или же оправдываться, называя сотни «объективных» причин, по которым они совершили ошибку. Но такая тактика еще никому никогда не принесла пользы. Нападать, оправдываться и защищаться – это самый верный способ втянуть себя в конфликт. В результате мы имеем испорченные нервы и натянутые отношения, а порой последствия бывают и похуже. В иных случаях дело может дойти до суда и даже до тюрьмы!
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы в темницу!» – написано в Библии.
Эта древняя истина и в наши дни нисколько не утратила своей актуальности.
Тем более что есть замечательный и очень простой способ, который поможет вам погасить любой конфликт до того, как вспыхнет его первая искра. Этот способ состоит в том, чтобы мгновенно и безоговорочно признать свою неправоту.
Этим вы совершенно обезоружите любого критика. Вы лишите его всякого повода для обвинений в ваш адрес. Даже если ему очень хочется вас разбить вас в пух и прах, его пыл иссякнет после двух-трех фраз. Вы же не возражаете! А значит, не бросаете дров в костер критики. Нет дров – нет костра.
Попробуйте. Это очень просто! И очень эффективно.
Марина живет за городом, и чтобы добраться до работы к 9 утра, ей нужно успеть на семичасовую электричку. Обычно она успевает, но иногда электричку отменяют, и ей приходится ехать более поздним рейсом. Естественно, что в эти дни она опаздывает на работу, что приводит в ярость ее начальницу. В течение многих лет Марина оправдывалась, даже обращалась к руководству железной дороги за справкой об отмене электрички. Но все это лишь усугубляло положение вещей. Ее начальница не только не желала слушать оправданий, но злилась еще больше.
Дни опозданий превратились для Марины в сущий ад. Мало того что в такие дни ей приходилось работать сверхурочно, чтобы отработать время опоздания, так еще ее обеспечивали дурным настроением на весь рабочий день. И хотя это бывало не так часто (к счастью, в большинство дней электрички ходили по расписанию), но после каждого такого случая Марина всерьез задумывалась о том, чтобы сменить место работы.
После тренинга по Дейлу Карнеги Марина решила перестать оправдываться. И вот в очередной раз отменили семичасовую электричку, и женщина пришла на работу на полчаса позже. Коллеги с сочувствием сообщили ей, что начальница уже вызвала ее «на ковер». Все знали, чем заканчиваются такие вызовы, – заплаканными глазами и испорченным настроением. Но Марина пошла в кабинет к начальнице совершенно спокойно. Первое, что она сказала, поздоровавшись: «Я очень виновата перед вами. Я опять опоздала и прошу прощения».
Такого поворота событий начальница явно не ожидала. Чуть помедлив, она спросила Марину о причинах опоздания (хотя давно уже прекрасно знала, в чем дело). Марина ответила: «Мне нельзя было опаздывать, несмотря ни на какие причины. Я, и только я виновата в том, что не пришла на работу вовремя».
Это было что-то совсем новенькое! Начальница была озадачена. Ничего не сказав, она отправила Марину работать. В конце рабочего дня, когда все стали собираться домой, Марина, как всегда в такие дни, не торопилась. Ей нужно было отработать полчаса или даже час за утреннее опоздание. В комнату, где работала Марина, заглянула начальница. Увидев, что та все еще сидит над документами, она удивленно спросила Марину, почему она все еще здесь. Женщина объяснила.
«Мариночка, вы замечательный работник, – сказала ей в ответ начальница. – Я знаю, что ваша пунктуальность зависит лишь от расписания поездов. И ваши редкие опоздания совсем не влияют на качество вашей работы. Идите домой и ни о чем не беспокойтесь. И если завтра снова отменят вашу электричку – придете позже, ничего страшного». Пожелав сотрудникам всего хорошего, начальница ушла. Коллеги Марины, присутствующие при этой сцене, потеряли дар речи. Они НИКОГДА не слышали от своей начальницы подобных слов. Конфликт был исчерпан, а тема опозданий – закрыта навсегда.
Нам очень часто кажется, что если наши аргументы будут достаточно вескими, а причины наших ошибок – объективными, то инцидент будет исчерпан, как только мы приведем эти аргументы и объясним причины. Но мы забываем о том, что критикуя, человек становится выше нас. Чувствуя свою правоту, пылая «священным гневом», он вырастает в собственных глазах. Очень часто люди подсознательно ищут повод для упреков, чтобы почувствовать свое превосходство. Их не интересуют никакие объективные факторы. И они почти намеренно провоцируют нас на выплеск эмоций, чтобы еще больше насладиться победой.
Когда вы признаете свою вину, вы не просто даете им выиграть войну без кровопролитного сражения. Вы их дезориентируете. Вся их энергия, весь их запал уходит в пустоту. Наиболее яростные наши критики могут еще какое-то время осыпать вас упреками, но лишь в целях задеть вас, вызвать на поединок. Не поддавайтесь провокациям. Признайте свою вину. Извинитесь. Еще раз извинитесь. Еще раз. И еще. И они умолкнут.
Учитесь не только признавать неправоту, но и говорить о собственных недостатках. Что такое недостаток? Это дурная привычка, плохое свойство характера, которое мешает человеку что-то понять или что-то сделать правильно. Недостатки есть у всех, и у вас в том числе.
Трудности, которые могут возникнуть при выполнении седьмого урока
• Когда я слышу упреки в свой адрес, я автоматически начинаю защищаться. Это условный рефлекс, который почти не зависит от моего сознания.
Многие из нас настолько привыкли в ответ на критику реагировать агрессивно, отвечать руганью на ругань, дать отпор, защититься, что мы уже не можем контролировать эту реакцию. Критика словно нажимает секретную кнопочку, которая запускает необратимый процесс. Если у вас возникает именно такая ситуация, то для того, чтобы справиться с ней, вам нужно будет хорошенько потренироваться. В этом вам помогут два простых приема.
1. Всякий раз, когда кто-то примется упрекать вас, первое, что вы должны сделать, – взять паузу. На несколько секунд закройте глаза и раз пять глубоко вздохните. Вам обязательно нужна эта остановка, чтобы прервать начавшуюся реакцию. Эта пауза приведет вас в чувство.
2. Открыв глаза, еще несколько секунд молчите. Затем признайте свою вину и извинитесь.
• Если обвинения откровенно нелепы, как я могу признать их?
Бывают ситуации, когда нас обвиняют в вещах, которые мы никогда, ни при каких условиях не могли бы совершить. Что делать в этом случае? То же, что и в любом другом. Признать свою вину. Извиниться. Но – не в конкретной ситуации, за которую вас критикуют. А перед критикующим человеком. Вы можете сказать, к примеру, так: «Дорогой Х, я прошу прощения за те негативные чувства, которые заставил вас испытать. Мне крайне неприятно, что я послужил причиной для вашего гнева. За эту свою вину я приношу вам свои самые искренние извинения. Но что касается дела, о котором вы говорите, то я к нему не имею отношения, потому что…» – и далее излагайте свои аргументы.
Понимаете? Вы все равно должны признать свою вину – хотя бы в том, что так расстроили хорошего человека. Иначе ваши оправдания не будут выслушаны!
• Я боюсь, что если признаю свою вину, то потеряю лицо, меня перестанут уважать.
Подобный страх – очень большое препятствие. Люди боятся признавать свои ошибки, так как думают, что тем самым они обнаружат свои слабости, выставят себя в невыгодном свете. Не стоит бояться этого. Лишь сильные люди могут просить прощения. Лишь порядочные и ответственные люди могут признавать свои ошибки и исправлять их. Признавая себя виноватым, вы показываете свою силу, а не слабость.
Практика
Упражнение «Признайте неправоту»
В следующий раз, когда кто-то сделает вам замечание (по любому поводу), скажите: «я виноват, простите». При этом помните, что нельзя:
• огрызаться;
• оправдываться.
Просто признайте свою вину и замолчите.
Упражнение «Не самобичевания ради»
Цель этого упражнения – научиться отслеживать свои реальные промахи и ошибки.
Вечером каждого дня подводите отчет: какие промахи за день вы допустили, какие ошибки или недочеты совершили. Затроньте все сферы: работа, общение, воспитание детей, домашнее хозяйство. Ваша задача – спокойно проанализировать все ситуации; вы делаете это не для самобичевания, а для понимания;
Отнеситесь к этому, как к работе: вы просто проверяете сделанное за день, внимательным образом анализируя.
Не будьте слишком придирчивы: мелкие недочеты сразу прощайте, на более крупные обращайте внимание, можно даже выписать их в специальную тетрадь. Проанализируйте каждую. Подумайте, что стало их причиной. Только не вините сгоряча окружающих, будьте предельно честны перед собой. Можно было ли поступить в той ситуации иначе?
На следующий день отметьте, были ли вами допущены новые ошибки, а также сделали ли вы что-то для исправления ошибок прошедших;
Проводите такой анализ в конце каждого дня. Помните, что вы всего лишь человек, а людям свойственно ошибаться. Однако вы на верном пути: вы обдумываете и пытаетесь исправить свои совершенные ошибки.
Не сосредоточивайтесь только лишь на ошибках, уделяйте время и свои достижениям и хорошим поступкам.
Упражнение «Принесение извинений»
Бывают ситуации, когда нас обвиняют в вещах, которые мы никогда, ни при каких условиях не могли бы совершить. Что делать в этом случае? То же, что и в любом другом. Признать свою вину и извиниться. Но – не за конкретный проступок, за который вас критикуют, а перед критикующим человеком.
Когда вас критикуют, вы можете сказать, к примеру, так: «Дорогой Х, я прошу прощения за те негативные чувства, которые заставил вас испытать. Мне крайне неприятно, что я послужил причиной для вашего гнева. За эту свою вину я приношу вам свои самые искренние извинения. Но что касается дела, о котором вы говорите, то я к нему не имею отношения, потому что…» – и далее излагайте свои аргументы.
Вы в любом случае должны начать с признания своей вины – хотя бы в том, что так расстроили хорошего человека. Иначе ваши оправдания не будут выслушаны!
И не нужно бояться, что если вы признаете свою вину, то «потеряете лицо» и вас перестанут уважать. Многие люди боятся признавать свои ошибки, так как думают, что тем самым они обнаружат свои слабости, выставят себя в невыгодном свете. И совершенно напрасно! Не стоит бояться этого.
Помните, что только сильные люди умеют просить прощения. Только порядочные и ответственные люди могут признавать свои ошибки и исправлять их. Признавая свою вину, вы показываете силу, а не слабость.
Шпаргалка к седьмому уроку
• Каждый раз, как слышите критику в свой адрес, мысленно говорите: «Единственный способ избежать критики – это быть фарфоровой статуэткой на полке».
• Помните, что сколько людей, столько и мнений. Некоторые люди просто не могут жить без того, чтобы с кем-нибудь не поспорить. Поэтому критикуют они вас не потому, что действительно считают неправым, а из принципа.
• Научитесь отличать конструктивную критику от завистливой, неуместной, обманчивой, несправедливой. К первой прислушивайтесь, остальные безжалостно отметайте.
• Признавайте свою неправоту.
• Не оправдывайтесь, не объясняйте, почему вы ошиблись. Просто извинитесь.
• Если у вас внутри «все закипает», когда вы слышите критику, – закройте глаза и несколько раз глубоко вздохните.
• Если обвинения нелепы, сначала извинитесь за негативные чувства, которые вы причинили обвиняющему, а затем приведите свои аргументы.
• Не бойтесь показаться слабым.
Урок восьмой
Как сохранить мир в отношениях
Забудьте о приказном тоне и начните сотрудничать
Даже если вы являетесь командиром действующей армии и вам каждый день приходится отдавать приказы, вы все равно не должны пропускать этот урок. Как раз именно вам, как и всем, кто имеет даже малейшую власть над людьми, этот урок важен как никому другому. Впрочем, и всем остальным он будет весьма и весьма полезен. И вот какое задание вы должны выполнить на этом уроке:
Забудьте о приказном тоне!
Положите руку на сердце и признайтесь как на духу – вам нравится, когда вами командуют? Что вы чувствуете, когда слышите приказ – особенно тот, что исходит от человека, который, по сути, не имеет никаких прав командовать вами? Вы негодуете, не так ли?
Точно такие же чувства испытывает любой человек. Потому что приказ предполагает не просто безусловное подчинение. Приказ требует отказаться от своей воли, своих чувств и своего мнения. Практически – отказаться от самого себя!
Но почему-то очень многие используют приказной тон, когда хотят получить что-то от других. Им кажется, что это самый эффективный способ заставить другого делать то, что нужно им. Причем этот тон используется не только теми, кто осознает свое моральное и физическое превосходство. К приказному тону прибегают абсолютно все люди. Да, да, и вы тоже! Даже если вы считаете себя самым мягким и дипломатичным человеком, наверняка время от времени вы употребляете такие слова:
Сейчас же сделай это!
«Сейчас же», «немедленно» – если, прося кого-то о чем-то, вы употребляете подобные слова, знайте: вы отдаете приказ. И это очень не нравится тому, к кому они обращены. Произнося эти слова, вы наживаете себе врага.
Любое действие рождает противодействие. Приказ – это очень сильное действие. Это давление на личность человека. А давление неизменно рождает сопротивление. Даже если вы требуете что-то, что принесет пользу человеку.
Например, мать может приказать ребенку, чтобы он немедленно пошел и почистил зубы. Никто, включая самого ребенка, не сомневается в том, что чистить зубы – полезно для здоровья. Но тон, которым это было сказано, вызывает у ребенка желание бросить зубную щетку и пасту на пол и в ярости растоптать их – прямо на глазах у матери. Она хочет подавить его волю – а он хочет сохранить остатки этой воли. Хотя бы ценой зубов.
Взрослые точно так же сопротивляются приказному тону, даже в том случае, когда приказ полностью совпадает с их желаниями и намерениями. Не верите? Можете провести эксперимент (только будьте осторожны). Когда увидите, что кто-то из ваших близких хочет что-то сделать (например, полить цветы), прикажите ему сейчас же заняться этим, не откладывая ни секунды. Вот увидите – его действия будут прямо противоположными. Он не пойдет поливать эти цветы, а вам придется услышать парочку нелестных слов в свой адрес.
Итак, если хотите испортить дело, то приказной тон – самый прямой путь к этому.
Единственный способ подвести человека к нужному вам действию и сделать это без давления, так, чтобы он не почувствовал себя вынужденной подчиняться жертвой, – это отнестись с уважением к его собственным чувствам и желаниям и, вместо того чтобы приказывать, поинтересоваться у него, а чего хочет он сам. Для этого вы можете вместо приказов и требований использовать вопросы.
Например:
«Не хочешь ли ты сделать это?»
И т. д.
Задавая вопросы вместо приказов, вы демонстрируете человеку, что уважаете его, учитываете его интересы и заботитесь о том, чтобы он тоже оказался в выигрыше. Ведя себя так, вы никогда не оттолкнете человека, не настроите его против себя, а напротив, завоюете сторонника, а может, и приобретете друга.
Приказной тон – враг № 1 как в семейных, так и в дружеских отношениях.
Когда муж начинает командовать женой или, того хуже, жена – мужем, отношения рушатся. Любому человеку нужна свобода в мыслях, словах, эмоциях и действиях. Там, где отдаются приказы, свобода ущемляется. Человек может поддаваться вам до поры до времени, но затем неизменно последует бунт. Потому что там, где присутствует приказной тон, всегда начинается борьба. И если борьба начинается между супругами или близкими друзьями, то и любовь, и дружба будут разрушены. Если вы испытываете трудности в семейных или дружеских отношениях, то самое время последить за собой: быть может, вы злоупотребляете приказным тоном?
Вы должны понять, что в отношениях между двумя равными личностями не может быть командиров. Гораздо эффективнее не приказывать, а выстраивать взаимовыгодное сотрудничество, при котором будут учтены интересы и мнения всех сторон. Существует простой алгоритм, благодаря которому вы сможете отказаться от приказного тона и начать сотрудничать.
Первое. До того как поставить перед человеком задачу, примите во внимание его интересы и текущие дела.
Поинтересуйтесь, чем он занят сейчас? Может ли отвлечься на новую проблему?
Есть ли у него необходимые возможности и ресурсы для выполнения вашей задачи?
А главное – интересна ли она ему?
Вам нужно получить ответы на все эти вопросы. И лучше всего – от самого человека. Задавая подобные вопросы, вы покажете, что вам важно знать его мнение и что вы никогда не заставите делать его что-либо помимо его воли.
Второе. Не приказывайте, а сделайте предложение. Спросите его: «не хочешь ли ты?», «не заинтересует ли тебя?», «как думаешь, ты мог бы поучаствовать в этом?».
Третье. Предоставьте человеку выбор. Пусть он сам выбирает часть работы, которую ему будет интересно выполнять и которая его не обременит. На этом этапе вы можете лишь рекомендовать, но ни в коем случае не настаивать.
Четвертое. Когда он сделает то, что вы хотели, не забудьте о поощрении! Оно может выражаться в словах похвалы или небольшом подарке. Только помните: поощрение – не плата. О плате (если о таковой вообще шла речь) вы договорились заранее, это – одно из условий работы. Поощрение всегда идет сверх платы, это дополнительный, но необходимый бонус. Поощрение нужно не столько человеку, сколько вам самим – для сохранения хороших отношений.
Трудности, которые могут возникнуть при выполнении седьмого урока
• Приказной тон – это стиль моего общения с другими. Все уже настолько привыкли к нему, что переход к более мягкой манере приведет к тому, что меня перестанут слушать.
Эта трудность основана на заблуждении. Если вы так думаете, то заблуждаетесь относительно того, что другие люди привыкли к вашему приказному тону и будут терпеть его до конца жизни. Ничего подобного. Сейчас это сходит вам с рук, но чаша терпения рано или поздно переполнится, и вы окажетесь в центре огромного конфликта. Не доводите до кризиса, измените свое отношение к людям, пока не поздно!
• Отдавать приказы – моя обязанность. Ведь я начальник!
Будь вы хоть генерал армии, приказной тон вовсе не является вашей обязанностью. Лучший командир – тот, кто умеет поставить задачу в форме вопроса и приглашения к сотрудничеству. Да, вы отдаете приказы, но вы можете делать это так, чтобы человек чувствовал свое участие в выполняемой задаче. Оставьте место для выбора. Советуйтесь с подчиненными. Они могут дать вам множество ценнейших идей относительно того, как решить поставленную задачу наиболее эффективным образом.
Практика
Упражнение «Вопрос вместо приказа»
Когда будете просить кого-то что-то сделать, используйте такие вопросы-связки:
• «Не хочешь ли ты сделать это?»
• «Как ты думаешь, может быть, будет лучше, если сделать так?»
• «Как ты относишься к тому, чтобы поступить вот так?»
• «Не подойдет ли тебе вот такое решение?»
• И т. д.
Задавая вопросы вместо приказов, вы демонстрируете человеку, что уважаете его, учитываете его интересы и заботитесь о том, чтобы он тоже оказался в выигрыше.
Ведя себя так, вы никогда не оттолкнете человека, не настроите его против себя, а напротив, завоюете сторонника, а может, и приобретете друга.
Упражнение «Отследи приказной тон»
В течение хотя бы нескольких часов (а лучше целого дня) следите за своей речью, чтобы выявить в ней фразы и слова, выражающие приказы или требования. Сразу же записывайте эти фразы, чтобы выявить, какие из них наиболее типичны для вас. Чем больше окажется этих фраз – тем больше у вас склонность решать все проблемы в приказном порядке. Обращать внимание нужно не только на слова, но и на мысли. Замечайте, нет ли у вас склонности к подобным мыслям и словам.
• Все будет так, как я сказал.
• Я добьюсь своего любой ценой.
• Я тут главный, а вы должны меня слушаться.
• Даже слушать не хочу ваших возражений.
• Я лучше знаю, как тут нужно поступить.
• Все должны выполнять мои решения.
• Меня не интересует ваше мнение.
• Выполняйте без рассуждений.
Чем больше подобных мыслей и слов вы допускаете – тем больше у вас склонность главенствовать, не считаясь с мнением и интересами других людей.
Упражнение «Настрой на успешное сотрудничество»
Это упражнение – логическое продолжение предыдущего. Задайтесь целью в течение дня следить за своей речью, чтобы выявить в ней слова и выражения, выражающие приказы или требования. Запоминайте, а лучше записывайте их. Вечером подведите итог: определите, какие из этих слов и выражений для вас наиболее типичны. Можно записать также подобные слова и выражения, которые вы употребляете мысленно.
Найдите альтернативу каждому из них – подберите такое выражение, которое поможет вам выйти из привычных рамок. Запишите их рядом с первыми, например:
Я требую. – Я предлагаю.
Надо сделать, как я сказал. – Надо сделать, как мы решим вместе.
Мое решение не обсуждается. – Мне интересно услышать ваше мнение.
Сделайте это. – Давайте подумаем, как лучше сделать это.
Представьте себя человеком, для которого характерны вот эти новые фразы и выражения. Что бы вы чувствовали, как бы себя вели, если бы думали и говорили так?
Представьте какую-то типичную для вас ситуацию общения, в которой вы привыкли навязывать другим свое мнение, командовать, отстаивать свою правоту. Создайте ассоциированный образ себя в этой ситуации. Затем диссоциируйтесь от него и создайте другой образ себя с новыми привычками. Затем методом «Взмах» поменяйте местами два этих образа.
Выполните упражнение несколько раз. После этого вам будет гораздо легче и приятнее общаться с людьми с позиций сотрудничества и взаимопонимания, а не борьбы и соперничества.
Упражнение «Что ты об этом думаешь?»
Если вы собираетесь дать человеку поручение, примите во внимание его интересы и текущие дела. Спросите, чем он сейчас занят. Может ли отвлечься на новую задачу? Есть ли у него необходимые возможности и ресурсы для ее выполнения? А главное – интересна ли она ему? Вам нужно получить ответы на все эти вопросы. И лучше всего – от самого человека. Советуясь с ним таким образом, вы покажете, что вам важно знать его мнение и что вы никогда не заставите делать его что-либо помимо его воли.
При формальном общении дайте человеку понять, что вы приглашаете его к сотрудничеству. Вам помогут такие фразы:
• Возможно, этот проект был бы вам интересен?
• Как вы думаете у нас обоих достаточно сил и ресурсов, чтобы выполнить это?
При неформальном общении давайте поручение в виде просьбы о помощи:
• Если ты не занят, может быть, поможешь мне?
• Не хочу тебя напрягать, но без твоей помощи, похоже, мне не справиться…
В любом случае – не приказывайте, а сделайте предложение. Спрашивайте: «не хочешь ли ты?», «не заинтересует ли тебя?», «как думаешь: ты мог бы поучаствовать в этом?».
Упражнение «Предоставьте выбор»
Всякий раз, когда вам нужно убедить кого-либо сделать то, что нужно вам, предоставьте человеку выбор. Пусть он сам выбирает часть работы, которую ему будет интересно выполнять и которая его не обременит. На этом этапе вы можете лишь рекомендовать, но ни в коем случае не настаивать.
При формальном общении можете сказать:
• Какая часть работы была бы вам интересна?
• Какое направление совпадает с тем, чем вы сейчас занимаетесь?
При неформальном:
• Смотри, как это интересно делать!
• У тебя лучше всего получается то-то и то-то, может, с этого и начнешь?
Упражнение «Поощрение»
Когда человек сделает то, что вы хотели, не забудьте о поощрении! Оно может выражаться в словах похвалы или небольшом подарке. Только помните: поощрение – не плата. О плате (если о таковой вообще шла речь) вы договорились заранее, это – одно из условий работы. Поощрение всегда идет сверх платы, это дополнительный, но необходимый бонус. Поощрение нужно не столько человеку, сколько вам самим – для сохранения хороших отношений.
При формальном общении поощрением может быть рукопожатие, публичная благодарность, в некоторых случаях – премия или приглашение на какое-нибудь мероприятие.
При неформальном – легкие объятия или дружеский поцелуй. Или небольшой приятный подарок – например, что-то вкусное или какая-нибудь полезная мелочь.
Шпаргалка к восьмому уроку
• Принимайте во внимание интересы и текущие дела других людей.
• Не приказывайте, а делайте предложение.
• Предоставляйте человеку выбор.
• Не забывайте о поощрении.