Пролог
В народе бытует мнение, будто ничего случайного в жизни с нами не происходит. До прошлой весны я не мог причислить себя к приверженцам данной гипотезы. Поэтому, оказавшись не по своей воле в эпицентре опасных событий, поспешил отнести подобное стечение обстоятельств к элементарной случайности. Поначалу такое предположение лишь усиливалось и плавно перерастало в убежденность, пока последующие события и, наконец, развязка не уверили меня в том, что любая случайность имеет подоплеку закономерности.
Для лучшего понимания стоит обратиться к метафоре.
Представьте, что в очередной выходной день вы решили отправиться в картинную галерею. Но при этом не предполагали, что в самом ее начале открылась новая необычная экспозиция. Какой-то заезжий художник представил в нескольких залах серию своих полотен, оформив выставку в виде хитроумной световой инсталляции.
И вот в предвкушении вы заходите в первый зал и неожиданно для себя оказываетесь в темноте. Озадаченно переминаетесь с ноги на ногу, недоумевая: «Ничего себе – насладился искусством!».
Но где-то впереди вдруг появляется едва уловимый лучик света. Он тянется снизу от пола и выхватывает из темноты край художественного полотна. Вы инстинктивно двигаетесь к свету и пытаетесь рассмотреть непонятный фрагмент события, изображенного на картине. А в это время сверху появляется новый источник света и вскоре пересекается с нижним лучом. Теперь вы уже можете обозревать весь холст целиком и даже вникнуть в его сюжет.
Но тут чуть в стороне начинается похожая иллюминация. Перемещаетесь туда и вникаете в сюжет следующей картины. По такому же принципу осматриваете и остальные холсты, а в зале при этом становится все светлее и светлее. Со временем вас посещает догадка, что все события на полотнах связаны между собой единым смыслом.
Переходите во второй зал, где вновь повторяется игра света, но вместе с тем появляется мысль: «Не наступить бы в темноте на хвост черной кошке». Опасаетесь, но продвигаетесь дальше, понимая, что и здесь между полотнами существует некая общность, неуловимо связанная с картинами из первого зала.
И наконец – третий, завершающий зал. Заручившись опытом, вы шагаете все смелее и все меньше опасаетесь присутствия черной кошки. А еще предвидите, что сюжеты полотен здесь тоже объединены общей тематикой и являются продолжением всего, что вы уже видели.
Именно по такому сценарию разворачивались загадочные и трагические события, произошедшие в начале прошлой весны.
Обнимая за плечи жену, я размышлял о наших житейских хитросплетениях. При этом не мог отвести глаз от маленького флажка, гордо реявшего на капоте представительского линкольна. Изображенный на нем древний символ крестоносцев и тамплиеров, ставший в наши дни государственным штандартом Грузии, вдохновлял и успокаивал одновременно.
Комфортабельный посольский лимузин уносил нас все дальше от абхазской границы к синеющим на горизонте вершинам Главного Кавказского хребта. Расположившись на заднем сиденье, более похожем на мягкий диван, мы с интересом обозревали живописные окрестности, находясь под впечатлением от трехдневного вояжа по черноморскому побережью. Радостные события слились в один бесконечный праздник, а музыкальным сопровождением для воспоминаний служили отголоски мелодичных напевов и ритмы зажигательных танцев, звучавшие в ушах до сих пор.
А еще не давал покоя проникновенный взгляд молодого солдата в каске миротворческой миссии, которого я только что увидел возле моста через реку Ингур. Расположившись на броне боевой машины десанта, он фотографировался вместе с однополчанами на фоне необычного пограничного постамента. Трехметровая скульптура в виде старинного нагана с завязанным в узел стволом высилась на обочине дороги и напоминала известный монумент перед зданием ООН в Нью-Йорке.
Встретившись глазами с парнем на броне, я уже собирался воскликнуть: «Смотри, Оля, – это же Олег!». Но вовремя сообразил, что супруга никогда не виделась с этим посланником из недалекого прошлого…
Наша совместная с женой поездка на Кавказ стала финальным аккордом в веренице захватывающих событий, о которых я собираюсь рассказать.
А начиналось все ранней весной в Киеве.
Будто невидимый арбитр запустил ход секундомера и выстрелом из стартового пистолета известил об этом бегунов. Неожиданно оказавшись в числе таковых, я инстинктивно стартовал, но какое-то время абсолютно не ориентировался ни в длине дистанции, ни в заданном темпе бега.
Казалось бы – чем может закончиться встреча со старинным другом, которого не видел больше тридцати лет? Многие подскажут: «Как это чем? Повод хорошенько отпраздновать знаменательное событие».
Согласен, но подобные встречи сопровождаются веселым застольем лишь у нормальных людей. Я же в их число почему-то не попадаю. Лично для меня неожиданные встречи с друзьями молодости заканчиваются, как правило, опасными расследованиями.
Вот и на сей раз дистанция оказалась с препятствиями. Пока я соображал, в какой стороне натянута финишная ленточка, – с головой накрыло серией резонансных происшествий, с каждым этапом все сильнее напоминавших боевые действия.
Пару раз спотыкался о перипетии хитроумно спланированных и дерзко проведенных контропераций. Не раз приходилось ускоряться, чтобы оторваться от преследования или скрипеть зубами от боли во время реальных боестолкновений. Досаждали и непростые переговоры с противником.
Ко всему прочему не обошлось без потерь среди марафонцев из разных команд. Да и сам я не раз мог сойти с дистанции из-за просчетов и досадных ошибок. Но в итоге все закончилось так, как заканчиваются все подобные истории.
Вручены пальмы первенства и нахлобучены на взмыленные головы лавровые венки. Распределены места на пьедестале почета, а какое из них досталось мне – не ведаю и по сей день. Не скажу, что мне это безразлично, но только распределение лавров не занимает в шкале моих личных ценностей основные позиции. Главное достижение в том, что силы противника в очередной раз потерпели фиаско и отступили. Надолго ли?
Надеюсь, что уважаемый читатель уже заинтригован. Не буду испытывать читательское терпение и начну рассказывать по порядку.