Вы здесь

Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на гендерную идентичность (Т. Н. Доронова, 2009)

Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на гендерную идентичность

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей 3–4 лет осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у воспитателей и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая позволит им нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования.

Под гендерной компетентностью мы понимаем информированность педагога относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры, и умение использовать эти знания на практике. Гендерная принадлежность характеризуется «мужественностью» – формами поведения, типичными для мужчин, или «женственностью» – формами поведения, типичными для женщин.

Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной).

В настоящее время в процессе профессиональной подготовки воспитатели не получают специальных знаний для проведения этой работы с детьми. Поэтому первоочередной задачей является работа с коллективом сотрудников дошкольного образовательного учреждения по повышению их квалификации на тему: «Психолого-педагогические условия воспитания и развития мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста в семье и детском саду с акцентом на формирование у них гендерной идентичности».

Приводим примерный тематический план курсов по повышению квалификации сотрудников дошкольного образовательного учреждения по этой теме.






Вместе с тем опыт показывает, что для того, чтобы у воспитателей появилась гендерная компетентность, ограничиться только проведением курсов нельзя. Сложная и многоплановая проблема воспитания детей с учетом их гендерных особенностей требует развернутой системы работы с коллективом. При проведении этой работы следует уделить особое внимание вопросам, связанным с развитием профессионального мышления воспитателей, и добиваться видения ими проблемы в широком социально-педагогическом контексте. Поэтому для работы с коллективом необходимо использование широкого спектра социокультурных, социально-педагогических и педагогических средств.

Особый интерес в работе с педагогами по вопросам воспитания детей с учетом их гендерных особенностей представляет изучение данного направления в народной педагогике. С этой целью старший воспитатель осуществляет подборку специальной литературы, а также рекомендует воспитателям и специалистам подготовить сообщения по вопросам воспитания девочек и мальчиков исходя из личного опыта, в соответствии с национальными и религиозными традициями. Например, воспитание девочек и мальчиков в соответствии с христианскими или мусульманскими традициями и т. п.

При обсуждении выступлений очень важно обратить внимание на то, что в педагогике разных народов при воспитании девочек и мальчиков дошкольного возраста много общего и полезного для современной семьи. Полученную информацию воспитатели могут представить на стендах для родителей и использовать при взаимодействии с ними.

При этом важно помнить, что работа по повышению квалификации сотрудников по данному направлению должна осуществляться постоянно и включать систематическую работу с научно-методической литературой.

Начать эту работу желательно с изучения данного пособия «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду». Результатом этой работы может быть коллективное обсуждение прочитанного, проведение деловых игр и семинаров-практикумов, что позволит педагогам лучше понять особенности нового направления работы с детьми и осознанно относиться к другим публикациям по вопросам гендерного воспитания детей.

Эффективным средством вовлечения педагогического коллектива в работу по самообразованию и чтению научно-методической литературы является проведение коллективных обсуждений прочитанного. С этой целью целесообразно не реже одного раза в месяц проводить обзор прочитанной литературы, ее обсуждение и побуждать педагогов к использованию полученной информации при определении содержания, форм и методов воспитания, обучения и развития мальчиков и девочек 3–4 лет в дошкольном образовательном учреждении и семье с акцентом на гендерную идентичность ребенка.

В результате проведения этой работы в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения должна быть подготовлена картотека с краткой аннотацией, организована выставка литературы и оформлен стенд с аналитическими материалами по вопросам форм и методов работы с детьми 3–4 лет с учетом их гендерных особенностей.

При проведении работы по повышению квалификации сотрудников желательно особое внимание уделить вопросам использования в обучении девочек и мальчиков трех типов мотивации: личной заинтересованности, взаимодействия со взрослым и игровой.

Необходимость в этом обусловлена возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста, у которых не сформирована произвольность психических процессов (воли, памяти, внимания, восприятия) и они не в состоянии в «чистом» виде принимать учебную задачу (хотеть чему-то научиться). Кроме того, по уровню социально-личностного развития мальчики отстают от девочек на 1,5–2 года и в силу этого им трудно включаться в общую работу. Для того чтобы предоставить девочкам и мальчикам равные возможности в обучении, педагоги могут использовать три типа мотивации.

К первому типу относится мотивация личной заинтересованности. Этот тип мотивации эффективно стимулирует детей к деятельности, потому что девочкам и мальчикам предлагается сделать что-нибудь для себя: для игры, в подарок родным и близким и т. п.

Если задействована мотивация личной заинтересованности, обязательным условием является абсолютное право ребенка на продукт его деятельности.

Ко второму типу относится мотивация взаимодействия со взрослым. Этот тип мотивации эффективно стимулирует детей к деятельности только в том случае, если педагог сумеет убедить девочек и мальчиков, что без их помощи он не сможет выполнить ту или иную работу: определить, какие виды транспорта изображены на картинке, рассортировать овощи, фрукты и грибы и т. п.

К третьему типу относится игровая мотивация. Этот тип мотивации эффективно стимулирует девочек и мальчиков к деятельности только в том случае, если в содержание игровой мотивации включены способы построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Рассмотрим методику работы с детьми с использованием игровой мотивации более подробно.

Обучение воспитателей методике работы с детьми с использованием игровой мотивации

В результате специального изучения было установлено, что девочки четвертого года жизни проявляют больший интерес к рисованию, чем мальчики. В настоящее время ученые не могут точно ответить на вопрос, с чем это связано. Возможно, это связано с тем, что кисть руки мальчиков развивается медленнее, чем у девочек, и отстает в своем развитии на 1,5 года. Может быть, следует подождать, пока мальчики станут старше, и не привлекать их к рисованию? Однако педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3–4 лет должны обязательно рисовать.

Во-первых, для детей этого возраста рисование является синкретичным видом деятельности, органично объединяющим в одно целое игру и речь и влияющим на общее развитие ребенка.

Во-вторых, именно в этом возрасте у детей закладываются основы рисования как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития самостоятельности в рисовании зависит своевременное развитие у детей творческих способностей и дальнейшее их совершенствование на других возрастных этапах.

В-третьих, педагоги и психологи считают, что сформированные именно в этом возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путем переноса на новые жизненные ситуации.

Но как добиться того, чтобы не только девочки, но и мальчики четвертого года жизни проявляли интерес к рисованию, ведь воспитание детей с учетом их гендерных особенностей предполагает создание равных возможностей для развития детей обоего пола?

В результате специального психолого-педагогического исследования (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон) было установлено, что интерес к рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым. В основу данной технологии авторами положен следующий принцип: методы и приемы, которые будут использоваться при обучении детей 3–4 лет рисованию, должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатать машину, разгрузить или загрузить ее, покормить куклу, уложить ее спать и т. п.). Следовательно, при обучении девочек и мальчиков 3–4 лет игровая мотивация должна использоваться с учетом развития игровых действий детей, а также с прямым включением игровых действий в процесс обучения: нарисовал мальчик дорогу, а затем «проехал» по ней на маленькой игрушечной машине; «загрузил» машину, нарисовав в кузове то, что она перевозит; слепил из глины или пластилина печенье – «покормил» (понарошку) игрушку, которая находится рядом, и т. п.

Если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы условия (есть изобразительные материалы, с помощью которых дети могут реализовать эту потребность), то процесс рисования становится осмысленным и интересным. Например, взрослый говорит детям о том, что их игрушечные зайчата проголодались и просят покормить их. Но в группе травы нет и получить ее для зайчат возможно только в том случае, если дети сами нарисуют ее. В результате проведения этой работы у девочек и мальчиков появляется потребность в создании изображения, и они готовы учиться рисовать траву. При этом дети понимают, что выполняют очень важное дело – кормят голодных зайчат. Таким образом, объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, воспитатели приобретают возможность сделать осмысленным и интересным для девочек и мальчиков 3–4 лет процесс рисования.

Сложность использования игровой мотивации состоит в том, что на каждом возрастном этапе вслед за изменениями способов сюжетно-ролевой игры должна меняться и игровая мотивация. В связи с этим в работе с детьми трех лет необходимо:

одушевлять игровой персонаж, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре;

использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры по окончании занятий, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению;

осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и т. п.

Для того чтобы дети могли одушевлять игровой персонаж, воспитателю надо иметь его в достаточном количестве – на каждого ребенка. Для этого в предметно-методический комплект были специально включены двадцать игрушечных деревянных зайчат. Учитывая, что в этом возрасте у детей формируется гендерная идентичность, среди зайчиков есть девочки и мальчики (10 мальчиков-зайчиков и 10 девочек-зайчат).

В предметно-методический комплект, кроме зайчат, включена игрушка, которая изображает маму-зайчиху. Эта красивая деревянная игрушка также играет важную роль при обучении детей с использованием игровой мотивации, потому что дети этого возраста еще не могут создать образ мамы-зайчихи на основе собственных представлений. Им нужна внешняя опора в виде игрушки. Наличие в комплекте игрушки и активное использование ее в работе с детьми способствует формированию у детей представлений о маме зайчихе, желание «выполнять» ее просьбы и принимать благодарность за проделанную работу.

Для работы с детьми по созданию игровой мотивации в предметно-методический комплект включены плоскостное изображение домика и подставка, которая удерживает его в вертикальном положении. Наличие домика, в котором живет мама зайчиха со своими зайчатами, создает определенную целостность в работе с детьми по созданию игровой мотивации. Для того чтобы, «войдя» в домик, мама зайчиха и зайчата могли там остаться, в комплект включена специальная подставка, которая позволяет воспитателю организовать работу с детьми и хранить игрушки. Предлагаем воспитателям ознакомиться с последовательностью проведения этой работы.

Как познакомить детей с заячьей семьей?

Педагог рассказывает детям о том, что в одном сказочном лесу, в красивом домике живет мама зайчиха со своими зайчатами, и кратко, но достаточно убедительно и понятно описывает детям жизнь заячьей семьи.

Заинтересовав детей своим рассказом, педагог предлагает им познакомиться с зайчатами. Получив согласие детей, воспитатель вносит в группу домик, маму зайчиху и зайчат.

Вначале дети рассматривают домик, затем происходит их знакомство с мамой зайчихой. Воспитатель с фигуркой зайчихи в руках подходит к каждому ребенку и приветствует его от ее имени. От себя лично воспитатель тоже говорит что-нибудь хорошее о каждом ребенке и убеждает зайчиху в том, что все дети группы славные и добрые и она без опаски может познакомить их со своими зайчатами.

Воспитатель постепенно выводит из домика всех зайчат и располагает их так, чтобы они были хорошо видны детям. Мама зайчиха рассказывает о своих зайчатах (ее рассказ озвучивает воспитатель), о том, какие они хорошие, добрые и милые и среди них есть девочки и мальчики. Затем предлагает детям познакомиться с ними поближе: дети могут взять зайчат в руки, рассмотреть их.

При первом знакомстве детей с зайчатами воспитатель может использовать игровую ситуацию. Так, например, девочки и мальчики могут понарошку покормить зайчат, покатать их на машине, которую они тут же сконструируют из кубиков, и т. д. По окончании игры мама-зайчиха спрашивает у зайчат, понравилось ли им играть вместе с детьми, а воспитатель от лица зайчат высказывает детям свою благодарность. Мама зайчиха и зайчата «входят» в свой домик, и на этом первая встреча может быть закончена.

По истечении некоторого времени педагог просит детей поделиться впечатлениями об этой встрече и говорит им о том, что они очень понравились зайчатам. В разговоре с детьми надо обратить их внимание на доброжелательность зайчат, их доверительное отношение к детям, а также сказать о том, что мама зайчиха очень рассчитывает на их помощь.

На занятиях рисованием, которые начнутся позже, такая последовательность общения детей с заячьей семьей сохраняется: сначала воспитатель вносит домик с мамой зайчихой и зайчатами, а по окончании занятия и игры мама зайчиха просит зайчат вернуться домой.

Использование игровой мотивации при обучении детей рисованию

После того, как знакомство детей с заячьей семьей состоится и воспитатель почувствует, что зайчата вызвали у девочек и мальчиков положительный эмоциональный отклик, можно приступать к работе по обучению детей рисованию с использованием игровой мотивации.

При планировании работы с детьми воспитатель должен учитывать последовательность знакомства детей с формой предмета. Согласно требованиям методики обучения детей изобразительной деятельности, их знакомство с новой формой предметов происходит вначале на занятиях конструированием, затем на занятиях аппликацией и лепкой, и только после этого они рисуют предметы такой формы. Не менее важно педагогу помнить о том, что, кроме тематических занятий рисованием, нужно систематически проводить занятия рисованием по замыслу. Обязательным требованием в работе с детьми является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровень его подготовленности.

Рассмотрим более подробно последовательность работы с детьми при решении задачи, которая очень важна для мальчиков и связана с созданием условий для естественных упражнений детей с изобразительными материалами с целью приобретения смелости и уверенности в движениях рук.

Руководствуясь этой задачей, учитывая уровень подготовленности детей своей группы, педагог обязательно сочтет необходимым обучить девочек и мальчиков изображать короткие линии и подберет для проведения этой работы подходящее содержание. Короткими линиями дети могут изобразить травку, дождик и т. д. Воспитатель подбирает для этого соответствующую мотивацию, связанную с жизнью зайчат. Например, зайчата хотят полакомиться сочной зеленой травкой или хотят побегать по травке и т. п.

В соответствии с выбранным содержанием воспитатель изображает приход зайчихи с зайчатами, которые просят детей нарисовать для них зеленую травку, по которой они смогли бы бегать. Каждый ребенок выбирает зайчонка, для которого он будет рисовать травку, а воспитатель вначале ставит перед детьми игровую задачу – покормить зайчат травкой, а затем на ее основе – учебную: научиться рисовать травку для зайчат.

Решение учебной задачи осуществляется педагогом в соответствии с традиционной методикой обучения детей 3–4 лет рисованию, разработанной известными учеными (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др.). Последовательность решения задачи такова:

детям предлагается вспомнить, как они гуляли по траве, как она выглядела, и, если возможно, рассмотреть ее;

проводится обследование формы травинок руками со словесным описанием (длинные, короткие и т. п.);

называется цвет травы (зеленая);

детям предлагается «нарисовать» траву пальчиком на листе бумаги, располагая травинки по всей плоскости, мотивируя это запросами зайчат (любят бегать в разные стороны);

воспитатель осуществляет показ приемов работы с краской, сопровождая свои действия соответствующими комментариями;

воспитатель предлагает детям продемонстрировать приемы рисования травы на большом листе бумаги (в том случае, если дети будут испытывать затруднения, педагогу следует показать им 2–3 способа рисования травы);

каждый ребенок рисует травку для своего зайчонка, самостоятельно выбирая способы изображения;

воспитатель только положительно, независимо от полученного результата, оценивает усилия каждого ребенка, интересуется у зайчонка, доволен ли он результатом, и по мере подсыхания краски предлагает детям пустить своих зайчат побегать по травке, т. е. совершить игровое действие.

По окончании занятия педагог вносит маму зайчиху: она благодарит детей за помощь, оказанную ее деткам, и попрощавшись, «уводит» зайчат в домик.

Рисунки детей с изображением травы зайчиха может «унести с собой» или сказать детям, чтобы они показали их родителям. Воспитатель предварительно договаривается с родителями о том, чтобы они обязательно побеседовали со своими детьми: поинтересовались, что это они нарисовали, для кого, как отнеслись зайчата к их помощи?

Когда рисунки будут возвращены в группу, их можно использовать для коллективной работы детей, которая будет посвящена созданию панно «Лужайка для зайчат».

При обучении детей на основе игровой мотивации использование игровых персонажей (зайчат и зайчихи) должно осуществляться по-разному, в зависимости от опыта детей. В начале обучения присутствие зайчат является обязательным условием «удерживания» ребенком учебной задачи. Зайчик находится рядом с ребенком и стимулирует его к рисованию травки.

В последующем воспитатель может построить обучение таким образом, что фигурки зайчат не будут находиться рядом с каждым ребенком, а будут сидеть возле своего домика и как бы дожидаться результата. В этом случае осуществление игровых действий будет отсрочено.

К концу года, когда у девочек и мальчиков уже будут сформированы основные навыки работы с изобразительными материалами и у мальчиков появится интерес к рисованию, потребность в использовании зайчат отпадет естественным образом. Домик, мама зайчиха и зайчата используются детьми в играх.

Для многих воспитателей включение в процесс обучения девочек и мальчиков рассмотренных типов мотивации не представляет особой сложности. Очень важно, чтобы воспитатели захотели их использовать и овладели для этого практическими навыками работы с детьми. Для этого нецелесообразно читать педагогам лекции, а желательно провести с ними практикум по использованию каждого типа мотивации отдельно, предложив темы занятий, для которых они сами должны будут подобрать соответствующий тип мотивации и рассказать о методике работы с детьми.

В значительной степени повышает качество работы воспитателей обсуждение с ними результатов открытых занятий, которые могут быть записаны на видеокамеру, а затем коллективно просмотрены и обсуждены.

В целом последовательность и содержание работы по повышению квалификации педагогов может быть представлена следующим образом.

Примерный план работы по повышению квалификации педагогов






В настоящее время воспитатели в основном ориентированы на систему повышения квалификации, которая организована областными, городскими, окружными институтами повышения квалификации работников образования. Наш опыт внутрисадовской системы повышения квалификации по вопросам гендерного воспитания свидетельствует о том, что рассматривая вопрос о культуре педагога, об его постоянном росте, следует особенно выдвигать путь самоорганизации и путь коллективного анализа педагогической практики, которые являются незаменимой педагогической школой повышения качества дошкольного образования.