Вы здесь

Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. Девочки и мальчики четвертого года жизни. Какие они? (Т. Н. Доронова, 2009)

Девочки и мальчики четвертого года жизни. Какие они?

В научно-популярной литературе при характеристике младшего дошкольного возраста существует несколько образных определений, отражающих специфические особенности детей 3–4 лет. Так, например, одни ученые называют этот возрастной период нежным. Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста внешне очень привлекательны. Взрослые не могут не восхищаться природной грациозностью движений, открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!

Вместе с тем именно в этом возрасте у воспитателей и родителей при общении с детьми начинают появляться проблемы: не слушается взрослых, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям и т. п. И тогда ученые заговорили о кризисе трех лет, который впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка».

Автор выделила ряд важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт и стремление к деспотизму.

Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) не вполне согласны с выделенными Э. Келер симптомами. Они объясняют проявление кризиса трех лет тем, что между взрослыми и ребенком возникает кризис социальных отношений, в процессе которого происходит отделение ребенка от взрослого, появляется желание проявить свое «Я», в результате чего возникают и приобретают определенную динамику желания и стремления ребенка действовать самостоятельно.

Но кому стремятся подражать малыши? Конечно, мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, дяде. Девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Но самым главным является то, что к трем годам дети начинают отчетливо различать и признавать свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. По мнению отечественных и зарубежных ученых, гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:

внешность;

имя;

образ «Я» (во времени – в настоящем и будущем);

установки (социума, собственные);

роли (социума, собственные).

Очевидно, что содержание гендерного сознания детей в возрасте 3–4 лет весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей задачи, связанные с формированием гендерной идентичности. Это время осознания мальчиками и девочками своих возможностей, осознания себя как индивидуальности. Наблюдения за детьми позволили выявить определенную закономерность: как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным в себе, таким он будет и в жизни.

Именно в этом возрасте происходит развитие у детей интеллекта. Если условно принять показатель интеллекта на 17 лет за 100 %, то на 20 % он развивается на первом году и на 50 % к четырем годам. Поэтому именно в этот период чрезвычайно важным является воспитание у мальчиков и девочек вежливости, сдержанности, скромности и других важных качеств личности, осознание не только своих прав, но и своих обязанностей.

К 4 годам происходит закрепление полового самосознания ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

Большинство родителей при общении с ребенком четвертого года жизни:

называют пол (ты Павлик – мальчик);

стремятся называть детей именами, соответствующими их полу;

используют интонации, присущие мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию полового самосознания ребенка.

Вместе с тем представления детей 3–4 лет о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают, что пол можно изменить. Поэтому очень важно в работе с родителями предупреждать появление ложных стереотипов и субъективных установок относительно пола ребенка и в процессе общения с детьми создавать привлекательные гендерные образы для мальчиков и девочек.

В результате специальных исследований учеными было установлено, что в возрасте 3–4 лет гендерная идентичность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности.

Рисование способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций.

В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребенка к определенному полу и степень его сенситивности к половым различиям.

Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют машины, строительство домов, дороги с движущимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войну и драки; девочки сенситивны к женским ролям и рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

В этом возрасте вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое «детским романтизмом» – склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В возрасте 3–4 лет в поведении девочек появляется кокетство – излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале. Значителен процент девочек (40 %) и мальчиков (26,7 %), испытавших первую влюбленность.

Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, что дети этого возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализации. В результате этого дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться и т. п. При этом дети младшего дошкольного возраста обычно больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие их полу, и не проявляют интереса к неуместному для их пола поведению.

На протяжении многих лет отечественных и зарубежных ученых волновал вопрос: «Действительно ли дети запоминают одно лучше другого потому, что это согласуется с их гендерными схемами?» Оказалось, что это действительно так. Например, в тестах памяти мальчики обнаруживают тенденции лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки – пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускают ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушаются половые стереотипы. Они могут сказать, что мальчик рубил дерево, когда в рассказе описано, что это делала девочка.

Полученные учеными данные свидетельствуют о мощном влиянии развивающихся у детей гендерных схем на их внимание и процессы научения. В период, когда развиваются представления об устойчивости пола и его неизменности во времени, дети склонны к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении. Эти представления и нормы становятся средствами организации поведения и эмоций ребенка. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу и чувство неловкости.

Необратимость половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно, дети должны осознать к концу старшего дошкольного возраста. Если этого не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании уже трудно. Поэтому, для того чтобы половая идентичность (по В. Е. Кагану) как единство переживания и полоролевого поведения к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно. Наиболее благоприятным периодом для начала проведения этой работы является младший дошкольный возраст.