Девушка
Если в присутствии юноши или даже при одной мысли о нем у тебя ускоренно забилось сердце, если тебе захочется, чтобы юноша смотрел на тебя с удивлением и восхищением, считая тебя единственной в мире, – это означает: в тебе пробудилась Женщина, пробудилась Мать – творец новой жизни. С этой минуты началась для тебя новая жизнь.
Период полового созревания
Продолжительность периода полового созревания – около 10 лет, на протяжении которых происходит последовательное физическое и половое развитие девочки. К 18–20 годам девушка достигает полной физической, половой, социальной зрелости и готовности для благополучного осуществления детородной функции. Для оценки правильности полового развития необходимо учитывать время и последовательность появления вторичных половых признаков, степень развития половых признаков и половых органов.
Время полового созревания девочки начинается с 7–8-летнего возраста и делится на три периода.
Первый период – препубертатный (от 7 до 9 лет) – характеризуется началом созревания гипоталамических структур мозга, выделением гормона гонадотропина в ациклическом режиме каждые 5–7 дней.
Второй период – первая фаза пубертата (10–13 лет). В этот период происходит формирование суточной цикличности, увеличение выработки эстрогенов в яичниках. В возрасте 9-10 лет появляются первые признаки развития молочных желез – увеличение и пигментация ареолы соска. Возраст появления молочных желез называется «телархе» (10–11 лет) и предшествует возрасту оволосения на лобке – «пубархе» (10–11 лет) и в подмышечных впадинах – «адренархе» (11–12 лет). Рост тела и увеличение массы тела начинаются с 9-10 лет и достигают максимума (до +10 см и +12 кг в год) за год до менархе. В возрасте 11–12 лет начинаются рост и развитие внутренних половых органов, молочных желез, расширение костей таза. Первая менструация – менархе – появляется в возрасте 12–13 лет. В 13–14 лет появляются первые овуляторные циклы.
Третий период – вторая фаза пубертата (14–17 лет). Формируется и закрепляется репродуктивный тип функционирования гипоталамо-гипофизарной системы с полноценным двухфазным овуляторным менструальным циклом. В 15–17 лет прекращается рост тела девочки, формируется женский тип фигуры и закрепляется взрослый тип функционирования репродуктивной системы. Последними прекращают рост кости таза, так как костный таз является основой так называемого родового канала, через который ребенок появляется на свет. Рост тела в длину заканчивается через 2–2,5 года после первой менструации, а рост костей таза – к 18 годам. Во втором этапе периода полового созревания завершается развитие молочных желез, полового и подмышечного оволосения, окончательных размеров достигают внутренние половые органы.
Перечисленные изменения в теле девочки происходят под влиянием половых гормонов. Многие ткани организма являются мишенью действия половых гормонов, их так и называют – «ткани-мишени половых гормонов». К ним относятся, в первую очередь, половые органы, молочные железы, а также жировая, мышечная ткань, кости, волосяные фолликулы, сальные железы, кожа. Даже на кровь оказывают действие гормоны яичников, изменяя ее свертывающую способность. Гормоны влияют на центральную нервную систему (процессы возбуждения и торможения в коре большого мозга), от них в значительной степени зависят поведение и психическая деятельность женщины, отличающие ее от мужчины. В течение второго этапа периода полового созревания формируется циклическая функция всей половой системы: периодичность нервных сигналов и выделения гормонов гипофиза, а также циклическая функция яичников. Период полового созревания – наиболее лабильный период жизни женщины, когда неустановившаяся репродуктивная система организма особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Болезни девочек подросткового возраста
Родителям необходимо быть очень внимательными к здоровью дочерей в период, когда у них начинается переходный возраст. Начало быстрого роста девочек приходится в среднем на 11 лет.
Приблизительно с этого же возраста начинается заметное усиление процессов полового развития. Усиливаются процессы перестройки во всем организме, приспособительные механизмы которого находятся в состоянии большого напряжения. Половая система и весь организм девушки становятся более чувствительными к отрицательным изменениям внешней и внутренней среды. Признаки любых отклонений должны быть выявлены своевременно, так как всякое промедление чревато серьезными последствиями. Например, стоит забить тревогу, если у девочки слишком рано начали расти молочные железы (речь идет о преждевременном росте груди, если это происходит тогда, когда девочке еще не исполнилось 8 лет). Должен насторожить родителей и преждевременный рост волос в области лобка и подмышек девочки, а также слишком раннее или запоздалое наступление менструации. Запоздалая пубертация характеризуется отсутствием у девочек 13–14 лет признаков полового созревания.
Несмотря на то, что нет определенной даты, когда начинается переходный возраст у каждой конкретной девочки, симптомы, описанные выше, – это повод для того, чтобы обратиться к врачу за консультацией. Это очень важно, поскольку пубертатный период сопровождается серьезными изменениями во всем организме. Затрагивается также и общее состояние здоровья. В человеческом организме все процессы взаимосвязаны, поэтому даже проблемы психологического плана, которые нередко испытывают подростки, оказывают дополнительную нагрузку на организм, вследствие чего он дает сбой. При неблагоприятных гигиенических условиях повышается склонность к инфекционным заболеваниям и расстройствам со стороны нервной, эндокринной, кроветворной, сердечно-сосудистой системы и к другим видам патологии. Чаще наблюдаются анемия, туберкулез, тиреотоксикоз, различные неврозы, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость.
Некоторые недуги, характерные для переходного возраста, носят временный характер. К примеру, на коже девочки-подростка часто появляются прыщи. Их можно заметить не только на лице, но также на спине или даже на груди. Главная причина их появления заключается в интенсивной выработке кожного сала и одновременной закупорке выводных протоков сальных желез. Эта проблема со временем исчезает, хотя и заставляет подростков понервничать. Более серьезной проблемой является возникновение в период полового созревания девочки вегето-сосудистой дистонии, которая заключается в нарушении работы вегетативной нервной системы. Эти нарушения являются следствием перестройки гормональных процессов. Признаки и симптомы этого заболевания невозможно не заметить. У девочки наблюдается учащенное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, утомляемость, часто кружится голова, без какой-либо видимой причины болит живот. Эти явления обычно исчезают по окончании переходного возраста, но могут перерасти и в серьезную болезнь. Именно поэтому так важно вовремя показать подростка врачу. Кроме уже упомянутых непосредственных поражений половых органов девочек, детские инфекции, как известно, порой служат причиной хронических заболеваний сердца и почек, которые в будущем могут серьезно осложнить беременность и роды или даже явиться противопоказанием для продолжения беременности.
То же относится и к туберкулезу легких, а также к костному туберкулезу, который может обусловить определенные формы сужения костного таза. В этом ответственном переходном периоде интенсивного полового развития особенно важно соблюдение всех гигиенических мероприятий, направленных на укрепление общего физического состояния и нервно-психического тонуса детей.
Гигиена девочек-подростков
Период, длящийся приблизительно с 8 до 15 лет, отличается некоторыми особенностями, которые должны учитываться при организации гигиенического режима девочек этого возраста. Прежде всего необходимо принять во внимание, что после 6–7 лет развитие девочки происходит под возрастающим влиянием половых гормонов, начинают постепенно все отчетливее выявляться вторичные половые признаки, с каждым годом все интенсивнее развиваются процессы полового развития с соответствующей перестройкой нервно-эндокринной системы и всего растущего организма в целом.
Вот почему этот период в отличие от нейтрального периода ученые характеризуют как «предсексуальный период». С резким скачком роста связана и знаменитая «нескладность» девочек этого возраста. В такой непропорциональности нет ничего страшного, и она никак не помешает девочке к концу периода полового созревания превратиться из гадкого утенка в прекрасную девушку. Причина в том, что разные кости девочки растут с разной скоростью, а не синхронно: быстрее всего вырастают кости кистей и стоп, кости лицевого черепа, а в последнюю очередь – туловище. Поэтому у девочки-подростка часто так непропорционально длинны руки и ноги, иногда вытянуто «лошадиное» лицо. Кроме того, рост мышц отстает от роста костей, из-за чего девочка кажется нескладной и угловатой. В свою очередь, развитие нервных окончаний и кровеносных сосудов не успевает за ростом мышц, и именно это вызывает плохую координацию движений, неловкость, неуклюжесть девочки-подростка.
Основной задачей на этом этапе жизни девочки-подростка является предупреждение общего и полового недоразвития, к которому девочки более предрасположены, чем мальчики, а также предупреждение ряда других органических изменений, которые могут в дальнейшем отразиться на специфических функциях женского организма. В частности, сюда относится профилактика рахита. Если обычные, типичные формы рахита, как уже было отмечено, выявляются чаще всего в грудном и раннем детском возрасте, то в школьном возрасте следует иметь в виду возможность развития своеобразных форм так называемого позднего рахита. При этих формах, помимо характерных изменений со стороны костной системы (в частности малого таза), мышечной гипотонии, гипертрофии лимфатического аппарата, нередко наблюдается общая отсталость роста и задержка полового созревания, что имеет для девочек особое значение. Об основных гигиенических мероприятиях по борьбе с рахитом было сказано выше. Не меньшее значение для девочек имеет также профилактика инфекционных заболеваний, которые нередко встречаются среди детей школьного возраста.
Следует помнить, что школьный возраст – это период усиленного роста организма и развития его скелета. Длительное сидение за плохо подобранной партой или неправильное сидение на школьной скамье грозит искривлением позвоночника, которое, по данным многих авторов, у девочек встречается в 3 раза чаще, чем у мальчиков, и которое может изменить нормальную форму таза. Также и в других отношениях строгое соблюдение правил школьной гигиены имеет для девочек особое значение.
Наблюдения показывают, что школьницы по разным причинам часто задерживают мочеиспускание и стул, а это, как указывалось выше, может стать причиной многих опасных нарушений в будущем. Поэтому в школьном возрасте важно обращать особое внимание на указанное обстоятельство.
Наряду с предупреждением и своевременным лечением туберкулеза, острых инфекционных заболеваний, а также соблюдением правил личной гигиены необходимо заботиться о том, чтобы девочки школьного возраста достаточно времени проводили на свежем воздухе, использовали закаливающие, в том числе и водные процедуры, больше находились в движении и регулярно по указаниям врача занимались физкультурой и спортом, не переутомлялись физически и умственно, правильно чередовали занятия и отдых, достаточно спали. В этом возрасте желательно ограничить употребление всяких раздражающих веществ: черного кофе, крепкого чая, пряностей и всяких острых приправ, которые, помимо общего отрицательного влияния на организм, могут также способствовать повышению половой возбудимости. В этом отношении отрицательное влияние оказывает также прегобладание в рационе мясной пищи. Следует исключить и употребление алкогольных напитков.
Гигиенические требования к одежде остаются одинаковыми для всех возрастов. Стоит отметить, что молодые девушки нередко допускают гигиенические погрешности, пользуясь одеждой, стесняющей дыхательные экскурсии и другие движения тела. Это является особенно вредным для растущего организма во многих отношениях. Преимущественно реберный тип дыхания женщин не обусловлен особым строением их тела, а является нередко следствием неправильной одежды, затрудняющей движения диафрагмы.
Необходимо особо подчеркнуть исключительно важное значение ухода за кожей во время усиления процессов полового созревания. В связи с усилением секреции полового канала и появлением волосяного покрова в области наружных половых органов требуется особо тщательные и регулярные их обмывания. Ежедневные влажные обтирания кожи всего тела холодной водой или душ благотворно влияют на нервную систему и весь организм девушки, претерпевающей в этом возрасте большие изменения, закаляет кожу, улучшая ее важные функции и сохраняя ее упругость и эластичность, в частности в области живота и молочных желез.
Особого внимания заслуживает гигиена первых месячных, когда половые органы и весь организм становятся более лабильными и чувствительными. Как известно, менструации являются физиологическим процессом, и крепкие, хорошо развитые девочки при благоприятных условиях переносят их без всяких отклонений. Однако при неблагоприятных гигиенических условиях течение первых менструаций может осложниться даже у вполне здоровых и нормально развитых девочек. Прежде всего необходимо, чтобы девочка была своевременно предупреждена о появлении у нее менструации. В противном случае неожиданное возникновение кровотечения из половых органов может вызвать у нервно-возбудимых девочек психическую травму, с которой нередко бывают связаны различные отклонения овариально-менструальной функции и общие расстройства.
Менструация
Известно, что человеческий организм подчиняется определенным биологическим ритмам – часовым, суточным, сезонным. Яичникам также присущ определенный ритм работы: в течение двух недель в фолликуле созревает яйцеклетка и выбрасывается из яичников, в последующие две недели на ее месте образуется желтое тело. Оно достигает расцвета и претерпевает обратное развитие. За это же время в матке происходит маточный цикл: под влиянием эстрогенов в течение двух недель вырастает слизистая оболочка, затем под влиянием прогестерона в ней происходят изменения, подготавливающие ее для восприятия яйцеклетки в случае ее оплодотворения.
В ней образуются железы, наполненные слизью, она разрыхляется. Если беременность не наступает, слизистая оболочка матки отторгается, обнажаются подлежащие сосуды и в течение 3–5 дней происходит так называемое менструальное кровотечение. Этот яичниковый и маточный цикл у 75 % женщин длится 28 дней: у 15 % – 21 день, у 10 % – 32 дня и имеет устойчивый характер. Он не меняется в течение всего периода функционирования репродуктивной системы, прекращаясь только во время беременности. Начало менструации – важное событие в жизни девочки. К началу первых критических дней ребенок должен быть морально подготовлен. Многие современные девочки, умеющие пользоваться Интернетом, уже задолго до наступления месячных знают, что собой представляет этот физиологический процесс. Однако это не освобождает матерей от необходимости рассказать своим дочкам о том, что такое менструация, когда начинаются месячные у девочек, как они протекают и чего следует опасаться. Несколько десятков лет назад у девочек менструация начиналась почти в 18 лет. Сейчас половое созревание наступает раньше. Возникновение первой менструации в 11 лет считается нормой.
У некоторых девочек критические дни наступают раньше, а у некоторых – позже. Это зависит от нескольких факторов: заболеваний, которые были перенесены в детстве, наследственности, питания, условий проживания, физического развития.
Кроме того, если у бабушки и мамы месячные начинались рано, то и у ребенка, скорее всего, произойдет так же. Если девочка обгоняет в физическом развитии своих сверстниц, то у нее месячные наступят раньше. И наоборот, если малышка растет слабой и часто болеет, то она, вероятно, будет отставать в половом созревании. Менструация наступит позже при плохом питании, дефиците витаминов и полезных веществ, необходимых для роста и развития юного организма.
Известны случаи, когда первые месячные у девочек начинаются в 8–9 лет. Раннее половое развитие может быть вызвано нарушением гормонального фона, большими физическими нагрузками.
Однако если менструация не началась к 16 годам, то это является поводом посетить гинеколога. Причина отставания в половом развитии может заключаться в недостаточном функционировании яичников, эмоциональных стрессах, нервных перегрузках, проблемах гормонального обмена, нарушениях, возникающих со стороны гипофиза, изнурительных спортивных тренировках, неблагоприятной экологической обстановке, злоупотребление диетами.
Признаки, предшествующие первым месячным
Любая мама, следящая за состоянием и здоровьем своей дочери, может заметить признаки, которые предшествуют возникновению первой менструации. Именно с этого момента и нужно начинать подготовку ребенка к новому жизненному периоду. Примерно за пару лет до наступления менструации у девочки изменяется фигура (увеличивается грудь, бедра становятся шире). Под мышками и на лобке начинают расти волосы. Кроме этого, месячным у девочек предшествуют угревые высыпания на лице, спине.
За несколько месяцев до первых критических дней девочки замечают на своем нижнем белье следы от нетипичных выделений. Они могут быть прозрачными, желтоватыми или белесыми без неприятного запаха. Все это является нормой и не свидетельствует о каком-либо заболевании. Если же наблюдаются такие симптомы, как зуд в интимном месте, странный запах, присущий выделениям, то стоит посетить специалиста. За несколько дней до начала менструации у девочки могут проявляться признаки предменструального синдрома (ПМС), которые возникают у взрослых женщин: частая смена настроения, плаксивость, апатическое или агрессивное состояние, головные боли, возникающие без причины, болевые ощущения тянущего характера, локализующиеся в нижней области живота.
Первые признаки месячных у девочек – кровянистые выделения. Они могут быть умеренными или очень скудными. При первой менструации из организма выходит около 50–150 мл крови (в зависимости от индивидуальных особенностей девочки, наследственных факторов). В самый первый день теряется незначительный объем менструальной крови. Наиболее обильные выделения наблюдаются во второй день. Затем их объем постепенно сокращается. Продолжительность менструации может колебаться от 3 до 7 дней. Первые месячные у девочки могут сопровождаться слабостью, дискомфортными ощущениями в нижней области живота, что может наблюдаться и при следующих менструациях. Эти симптомы возникают у большинства взрослых женщин, поэтому не стоит беспокоиться по данному поводу. Месячным присущ характерный запах. Он объясняется тем, что во время менструации активно функционируют слизистые железы вульвы, вырабатывая секреты. С началом первых месячных необязательно регулярно посещать гинеколога, если нет для этого явной причины: странных выделений с неприятным запахом, зуда, нарушений менструального цикла. Как правило, первый осмотр гинеколога происходит в 15–16 лет. Врач должен убедиться, что девочка правильно развивается, и что у нее отсутствуют проблемы со здоровьем.
Обращаться к гинекологу стоит в тех случаях, когда месячные у девочек нарушены. Таким отклонением от нормы может быть иная продолжительность «критических» дней: 1–2 дня или более недели (слишком короткая менструация указывает на недостаточную выработку половых гормонов, нарушение функционирования яичников, а слишком длинная – на плохую сократительную способность матки, значительно выраженную эстрогенную функцию яичников).
Кроме того, признаком заболевания могут быть слишком обильные кровянистые выделения или появление больших кровяных сгустков. Тревожный сигал, если после первой менструации месячные прервались на длительный срок (пауза более 6 месяцев) или если после нормализации менструального цикла начались нарушения (цикл менее 21 дня или более 35 дней). Незамедлительно обращаться к врачу или вызывать скорую помощь нужно тогда, когда кровянистые выделения сопровождаются очень сильными болевыми ощущениями в области живота, головокружением, сильной слабостью, бледностью, повышением температуры тела, тошнотой, рвотой и кишечными расстройствами.
Вполне возможно, что первая менструация вызовет у девочки страх и панику. Чтобы этого не произошло, мамам стоит посвятить своим дочкам немного времени и рассказать о физиологическом процессе, который скоро начнет регулярно происходить в юном организме, объяснить, почему у девочек месячные начинаются в этом возрасте. Задача мамы – растолковать своей девочке, что менструация является нормальным физиологическим процессом, который происходит в организме каждой девушки и взрослой женщины. Беседа должна иметь дружеский характер, а не поучительный.
Матери следует рассказать дочери о том, что такое менструальный цикл, сколько длятся месячные у девочек. Также нужно отметить, что продолжительность менструального цикла в среднем составляет 28 дней, но в течение первых двух лет она может и колебаться. Необходимо также научить девочку строго следовать правилам гигиены во время месячных, пояснить, что кровь является очень благоприятной средой для роста и размножения микроорганизмов, которые могут привести к развитию серьезных воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы. Очень важно, чтобы девочка была осведомлена о рисках сексуальных связей в столь юном возрасте. Ведь с наступлением месячных каждая девочка вступает в детородный возраст, и интимные отношения с противоположным полом могут привести к беременности, которая в таком возрасте крайне нежелательна. Роды могут нанести вред как юной матери, так и ее ребенку. Именно поэтому девочка должна знать о том, к чему могут привести беспорядочные половые связи, незащищенный секс.
Становление менструального цикла
У девушек-подростков менструальный цикл (период от первого дня предыдущих месячных до первого дня следующих месячных) составляет 21–35 дней. Однако в течение первых двух лет не у всех он становится регулярным – у некоторых он постоянно колеблется. Например, один менструальный цикл может составлять 25 дней, а следующий – 32 дня. Это нормальное явление. Оно не свидетельствует о том, что у девочки имеется какая-то патология. Если же есть какие-то подозрения, то можно посетить врача. Специалист точно скажет, норма ли это или недуг. Стоит отметить, что интервалы между месячными могут составлять от полутора месяцев до полугода. Не стоит беспокоиться, если месячные не наступают в нужный срок. В юном возрасте менструальная функция еще не сформирована окончательно. Именно поэтому у некоторых девочек наблюдаются продолжительные перерывы. Если менструация не наступает через несколько месяцев, то нужно обратиться за помощью к доктору. Длительная пауза между первыми и вторыми месячными у девочек может свидетельствовать о серьезном сбое в работе юного организма.
С началом первой менструации дочку стоит приучить к ведению календарика, в котором она могла бы отмечать, когда начались и закончились месячные. Эта информация может не пригодиться в первые 1–2 года с момента начала критических дней, ведь в это время менструальный цикл пока еще не установился окончательно. Зато потом календарик понадобится при консультации у специалиста, если цикл так и останется нерегулярным. Слишком короткие или длинные месячные, маленький или большой промежуток между менструациями могут быть признаком какого-либо заболевания. Одной из самых распространенных патологий менструального цикла являются ювенальные кровотечения.
Ювенильными, или пубертатными кровотечениями в гинекологии принято называть маточные кровотечения, представляющие собой нарушение менструального цикла у девочек-подростков в возрасте 12–18 лет. По мнению специалистов, ювенильные кровотечения – это одна из наиболее сложных патологий периода полового созревания у девочки. В последние годы маточные кровотечения у подростков становятся довольно распространенной формой патологии – в 20–37 % случаев девочки-подростки обращаются к гинекологу именно по этой причине. По некоторым данным, маточные ювенильные кровотечения возникают у 10 % от общего количества девочек подросткового возраста. Чаще всего ювенильные кровотечения возникают в течение первых двух-трех лет после начала менструаций. Как правило, маточные ювенильные кровотечения наблюдаются в зимние или весенние месяцы, что вызвано недостатком витаминов в пищевом рационе девочки. Но, разумеется, это не единственная причина патологии. Гинекологи считают, что кроме времени года на возникновение ювенильных кровотечений могут оказывать влияние такие факторы, как инфекционные заболевания, психические травмы, физические или психологические перегрузки, неправильное питание.
Однако прежде всего следует помнить о том, что появление у девушки-подростка маточных кровотечений указывает на неблагополучие функции репродуктивной системы и нередко являются первым признаком геморрагического синдрома. Ювенильные кровотечения обычно представляют собой неритмичные более или менее обильные кровотечения из влагалища. Чаще всего кровотечение появляется после задержки очередной менструации на 2–6 недель и продолжается довольно долго – как правило, больше недели. В некоторых случаях кровотечение из половых путей продолжается до нескольких месяцев, периодически то ослабевая, то усиливаясь.
При столь продолжительном кровотечении состояние девочки может быть тяжелым, так как длительное и интенсивное ювенильное кровотечение может стать причиной малокровия – анемии, в том числе и тяжелой. Клинически анемия у девочек проявляется в развитии таких признаков, как резкая бледность кожи и слизистых оболочек, общая слабость, головокружение, вялость, апатия, снижение артериального давления, учащение и ослабление пульса. В зависимости от степени развития анемии и величины кровопотери кровотечение у девочек-подростков может представлять собой реальную опасность для здоровья, а в тяжелых случаях даже для жизни девочки. Однако если девочка-подросток своевременно обращается к врачу и гинеколог грамотно проводит лечение, то менструальный цикл, как правило, удается нормализовать. Прогноз при этом достаточно благоприятный. Если же кровотечения в подростковом возрасте остаются не вылеченными, то они могут перейти в маточные кровотечения репродуктивного возраста, что может быть чревато и бесплодием, и развитием многих патологических состояний у женщины.
По своим симптомам и течению ювенильные кровотечения могут быть очень разнообразны. В некоторых случаях ювенильное кровотечение возникает внезапно, бывает обильным и быстро приводит к общему ослаблению организма девушки и резко выраженной анемии. В других случаях ювенильное кровотечение бывает не столь обильным, но длительным, может продолжаться неделями и тоже приводить к анемии из-за долговременной кровопотери и истощения организма. Наконец, при третьем варианте развития событий кровотечение возникает неожиданно, бывает обильным и быстро приводит к тяжелому состоянию больной. В любом случае, независимо от характера ювенильного кровотечения, больная девочка-подросток должна наблюдаться и лечиться только в условиях стационара. Разумеется, существуют методы оказания первой доврачебной помощи, но даже если они помогут полностью остановить кровотечение, обращение к врачу должно быть незамедлительным. Правильное и своевременное лечение ювенильных кровотечений необходимо для того, чтобы избежать таких тяжелых осложнений этого состояния, как анемия или геморрагический шок. По той же причине самолечение при развитии ювенильного кровотечения совершенно недопустимо. При этом девочке необходимо обследоваться не только у детского гинеколога, но и у педиатра, эндокринолога, инфекциониста. Важно убедиться в том, что ювенильное маточное кровотечение не является симптомом заболеваний других органов. Большое значение имеет общее здоровье девочки – как физическое, так и психологическое. Без оздоровления организма подростка справиться с кровотечениями невозможно.
Гигиена и диета во время месячных
Соблюдение гигиены особенно важно во время менструации. Во время «критических» дней все девушки и взрослые женщины используют прокладки, тампоны. Для девочек наиболее предпочтительны прокладки. Тампоны мешают естественному оттоку крови. Прокладками намного удобнее пользоваться. Лучше всего девочкам покупать эти средства для интимной гигиены с хлопковым слоем. Прокладки, имеющие сеточное покрытие («пластиковый» слой), являются менее гигиеничными и провоцируют потливость, раздражение нежной кожи.
Прокладки во время месячных нужно менять каждые 2–3 часа. Чем дольше будет прикреплена прокладка к нижнему белью, тем меньше от нее будет пользы (количество бактерий будет расти в геометрической прогрессии). Если не производить замену прокладки в течение 6 и более часов, то организму будет нанесен серьезный вред. Может развиться инфекционно-токсический шок – состояние, которое наступает в результате действия микроорганизмов и их токсинов (повышается температура тела, снижается артериальное давление, наблюдается спутанность сознания, возможна кома). Перед заменой прокладки нужно обязательно вымыть руки (с грязных рук на чистую прокладку могут попасть патогенные микроорганизмы). Девушкам-подросткам нельзя применять прокладки с ароматическими отдушками (химические компоненты часто провоцируют аллергию, раздражение кожи).
Отдельное внимание стоит уделить нижнему белью. Девочки должны носить обычные трусики, сшитые из натуральных тканей. Стринги – красивое нижнее белье, о котором мечтают многие девочки-подростки, но носить его совершенно негигиенично. Узкую полоску стрингов можно назвать своеобразным мостиком для перемещения микроорганизмов между задним проходом и влагалищем. Кишечная микрофлора не должна попасть в мочеполовую систему, так как она может спровоцировать развитие воспалительных заболеваний.
Начало месячных у девочек – не повод часто принимать ванну. Наиболее подходящим вариантом является ежедневный душ. Также нужно обязательно подмываться в течение дня не менее 2–3 раз. Мыло использовать нежелательно. Гинекологи рекомендуют применять специальные средства для интимной гигиены (гели, муссы и др.), в составе которых есть молочная кислота. Этот компонент не сказывается отрицательно на микрофлоре в отличие от обычного мыла.
Желательно во время первой и последующих менструаций избегать избегать чрезмерного физического и умственного напряжения, особо вредное влияние оказывают душевные волнения и переживания. При нормальном течении менструаций обычные занятия и образ жизни продолжаются как всегда. Но следует воздерживаться от некоторых видов спорта и тяжелых физических упражнений: занятий на снарядах, катания на велосипеде и верховой езды, участия в соревнованиях, купания в естественных водоемах, не рекомендуются и занятия танцами. Во время менструаций необходимо всячески остерегаться охлаждения тела, особенно ног, области таза и половых органов, так как это может привести к неблагоприятному перераспределению крови, к прерыванию физиологического кровенаполнения тазовых органов и к прекращению менструаций. Даже привычные к холодному обтиранию и холодной воде девушки должны во время менструаций пользоваться более теплой водой для душа или подмывания половых органов.
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время месячных: соблюдение диеты. Под словом «диета» понимается не уменьшение количества употребляемой пищи, а пересмотр рациона питания и удаление из него острых блюд. Из-за подобной еды происходит прилив крови к внутренним органам брюшной полости. Это может привести к усилению маточных кровотечений. Также противопоказаны алкогольные напитки.
«Трудный возраст» у девочек-подростков
Основой подросткового возраста является своеобразный переход из детства во взрослую жизнь. У каждого ребенка этот переход проявляется с разной интенсивностью и с разной направленностью. Одни дети становятся более раскрепощенными и стараются быть в центре внимания, другие же замыкаются в себе и стараются отгородиться от всего мира. Что же происходит? Изменяется соотношение и количество гормонов, а вместе с этим изменяются и тело, и психологическое состояние. В этот период детям часто хочется освободиться от чрезмерного надзора родителей, появляется необходимость в более длительном общении со сверстниками.
В момент переходного возраста поведению многих приписывают такое определение, как «трудный подросток», зачастую забывая, что сами когда-то были такими. Рассматривая специфику поведения подрастающего поколения, стоит обратить внимание, что уже на данном этапе проблемы девочек переходного возраста отличаются от проблем мальчиков.
С началом переходного периода милый жизнерадостный ребенок, каким девочка была раньше, превращается в очень ранимого, ершистого, нередко несчастного подростка. Она придирчиво рассматривает себя в зеркале, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечание родителей. С одной стороны, ей хочется, чтобы все заметили, как она изменилась, с другой – она беспокоится, что эти изменения делают ее неуклюжей и некрасивой, и поэтому раздражается, когда родные уделяют ей слишком много, по ее мнению, внимания. Невинная шутка по поводу ее внешности может вызвать неоднозначную бурную реакцию: слезы или грубость, а иногда и то и другое. Девочка часто чувствует себя одинокой, чужой и непонятой в собственной семье. Недовольство собой переносится на окружающий мир. Иногда мир кажется ей отвратительным и несправедливым, хотя порой она по-прежнему бывает весела и довольна жизнью.
У девочек переходный возраст наступает раньше, чем у мальчиков. Начинается он в среднем в 11 лет. Все физические изменения сопровождаются изменением настроения, обострением максимализма, попытками быть похожими на кумиров, которые, по их мнению, являются идеалами красоты и поведения, также возникает чувство, что никто не сможет понять ее переживания, появляется враждебность и конфликтность.
С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности. Девочки, к примеру, могут стесняться быстро увеличивающихся в размерах молочных желез (особенно если имело место их раннее развитие). Но когда большинство сверстниц в этом плане оформились, отрицательные переживания могут быть связаны уже с отставанием в развитии этого признака («ничего не растет»).
Вместе с взрослением у девочек переходного возраста повышаются требования к самим себе, им начинает казаться, что они выглядят иначе, хуже, одеваются не настолько модно, как хотелось бы. Часто родители, в особенности мамы, не обращают внимания на подобные страдания ребенка, просто забыв, насколько это было важно для них самих. Главная проблема девочек переходного возраста – это формирование так называемых мнимых недостатков, которые они пытаются скрывать, иногда доходя до абсурда в этом стремлении. Девочки-подростки уже не дети и еще не совсем взрослые и встречающиеся на их пути трудности воспринимают более чувствительно. Хочется показать, какая она уже самостоятельная и предприимчивая, но при этом не всегда есть для этого возможности – это является одной из самых распространенных причин душевных страданий девочки, ведь приходится перешагнуть через собственную гордость и обратиться за помощью к взрослым.
Девочки крайне болезненно реагируют на свою угловатость, некрасивость. Нельзя к таким тревогам относиться иронически: «обделенные» физическим совершенством, они очень боятся критических взглядов, под этими взглядами сжимаются, сутулятся и действительно становятся некрасивыми. Они лишают себя многих удовольствий, не танцуют на школьных вечерах, горько плачут дома, срываются на резкий тон, постепенно отчуждаются от сверстников. И в конце концов у них могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие к окружающим, а иногда и озлобленность. Помочь таким девочкам понять сущность внутренней красоты, воспитать стремление к аккуратности в одежде, возбудить стремление быть привлекательными не только внешне, но и внутренне (путем умения общаться с людьми), научить доброжелательности, чуткости – задача родителей, и прежде всего – матери.
Родителям дочек необходимо как можно деликатней делать замечания по поводу их внешности, потому что в подростков возрасте как никогда придается большое значение внешнему виду, именно сейчас переходят отношения с мальчиками из дружбы во влюбленность. Чаще всего именно в этом возрасте случается первая любовь, которая бывает безответной и дает девочкам дополнительный повод к выискиванию у себя недостатков и созданию мнимых. Ко всему прочему появляется стремление к соперничеству между сверстницами, что часто выливается в конфликты.
Со стороны взрослого проблемы девочек кажутся незначительными, смешными и нелепыми, но для них самих они имеют первостепенное значение, что иногда отражается на учебе. Наилучшей позицией родителей станет та, когда они будут прислушиваться к ребенку и сменят тактику воспитания, начнут давать советы, деликатно направлять в сторону правильного решения, а не читая нотации, принуждать сделать что-либо. Следует уделять больше внимания и общения с подростком, чтобы предупредить нежелательные поступки и смягчить стрессовое состояние ребенка, вызванное столь стремительным изменением его организма и психики.
Собственное «Я» в этом возрасте вырастает до огромных размеров и заслоняет подростку весь остальной мир. Постоянно занимаясь самоанализом, девочка пытается осознать, какая она, и делает вывод, что она уникальна и неповторима, отличается от всех, кто ее окружает, а следовательно, таких, как она, больше нет. Вот и получается, что она очень, очень одинока! Из-за одиночества у девочки-подростка даже могут возникнуть мысли о суициде (самоубийстве). Суицидальные планы часто появляются у неординарных, особо одаренных детей в этом возрасте. Если подросток полушутливо, шутливо или серьезно говорит, что его родители ему не родные, а приемные (конечно, если это на самом деле не так), значит, чувство одиночества у него гипертрофировано (слишком сильно развито) и необходимо принимать срочные меры.
Особенности эмоциональной сферы девушек приводят к тому, что они испытывают чувство одиночества раньше и переживают его острее, чем юноши. Девушки гораздо чаше юношей ведут дневники, поверяя им свои мысли и чувства.
В тайных тетрадях и дневниках девушка находит убежище для своей души, где никто и ничто ее не стесняет. Предоставленная самой себе, она свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения.
Девочки больше страдают от недостатка заботы, чуткости, излишней суровости или безразличия, чем мальчики. Они, как правило, возмущаются мерами, унижающими достоинство, и не только по отношению к себе, но и по отношению к кому бы то ни было. А по образному выражению известного педагога В. А. Сухомлинского, если мир мальчика окрашен семью цветами радуги, то у девочки это целая палитра переживаний. В подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.
Девочка часто меняет мнение о себе и окружающих. На определенном этапе, сравнивая себя со взрослыми, девочка-подросток приходит к заключению, что между ней и взрослыми нет никакой существенной разницы. Но взрослые не торопятся признавать ее право на полную самостоятельность и равенство с собой. Они все еще считают девочку ребенком, продолжают ее поучать и делать замечания. И тогда с присущим этому возрасту максимализмом подросшие, но не повзрослевшие дети решают, что взрослые вообще ничего не в состоянии понять, их взгляды безнадежно устарели и не могут больше служить ориентирами в жизни для нового поколения. Все из прежнего мира отвергается или подвергается критике. Дети становятся нигилистами и испытывают тягу к разрушениям. Они не верят, что не оригинальны в своем нигилизме, что через это прошло множество поколений и даже во II тысячелетии до нашей эры, по данным древних источников, подростки испытывали те же психологические трудности, что и нынешняя молодежь.
Еще раз о вредных привычках
Подросток как никто другой очень нуждается в поддержке и одобрении. И если этого он не получает от родителей или недополучает, то начинает «бунтовать». И вот тут-то подрастающее дитя находит «единомышленников» в лице своих сверстников, старших товарищей, которым так же, как и ему, не хватает уверенности в себе. Тут «кстати» оказываются пагубные пристрастия. Сталкиваясь с трудностями, молодые люди пытаются уйти от проблем при помощи дурных привычек. Сюда, конечно, можно отнести любое действие человека, наносящее вред его здоровью. Но самыми опасными и, к сожалению, «популярными» среди подростков являются употребление спиртного, курение, наркотики. Если ребенок до 13 лет уже имеет тягу к алкоголю, то бороться с этой зависимостью крайне тяжело. Все дело в том, что детский организм очень восприимчив, происходит быстрое привыкание, и, как следствие, развиваются болезни внутренних органов. Особенно быстрое развитие алкогольной зависимости присуще именно девочкам. Зачастую мотивом употребления подростком спиртных напитков является желание выделиться, показать, что он взрослый. Также причиной детского алкоголизма может быть банальная скука.
Никотин представляет собой опасное наркотическое соединение, вредное для организма, особенно для подростка. Среди вредных привычек курение широко распространено в молодежной среде. Кроме того, статистика приводит страшные факты: количество девушек, употребляющих табак, сравнялось с таковым среди юношей. ВОЗ ввела запреты на курение в общественных местах, функционирует ограничение по возрасту. Но запреты для подростков, как известно, только разжигают интерес к вредным привычкам. Тяга к курению у подростков мотивируется желанием влиться в новую компанию, произвести впечатление, а также стремлением походить на взрослых. И здесь срабатывает механизм подражания. Если парень или девушка смогли преодолеть физическое отвращение после первого выкуривания сигареты, то в последствии эта привычка перерастает в зависимость.
Наркомания – «белая смерть» – одна из самых пагубных привычек подрастающего поколения. Она с каждым годом набирает обороты. Всем известно, что наркотики способны полностью разрушить и организм, и личность ребенка. Формируется стойкая зависимость. Что же двигает подростками в этом случае? И снова желание быть как все, стремление показать себя в новой компании. В основе употребления наркотиков лежит детский инфантилизм – неспособность самостоятельно принимать решения. Зачастую легче поддаться на уговоры, чем проявить стойкость и отказаться. Желание забыться и испытать новые ощущения – еще один мотив пристрастия.
Помимо пагубных привычек, открыто негативно влияющих на здоровье, в современном мире появились и такие, которые наносят вред опосредованно, имеют сложное и долговременное течение.
Например, игровая зависимость (проявляется в навязчивом увлечении видео- и компьютерными играми). Сюда относится и патологическая склонность к азартным играм (лудомания). Зависимость заключается в доминировании виртуальности над реальной жизнью человека. Кроме того, для многих подростков даже телевидение стало распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. К сожалению, оно занимает половину (а то и больше) свободного времени большинства подростков, уступая разве что Интернету. Интернет-зависимость, пожалуй, самая распространенная вредная привычка молодого поколения. Эта зависимость все чаще характеризуется как психическое расстройство. Оно выражается в навязчивом желании войти во Всемирную сеть и в болезненной неспособности из нее выйти.
Избавление от любой пагубной зависимости происходит очень трудно, а иногда и безрезультатно. Поэтому лучше ее предотвратить, чем потом бороться. Родители должны понимать, что вредные привычки для подростков – это своего рода путь, на котором отсутствуют преграды, мешающие двигаться вперед. Появление таких проблем у подрастающего поколения является следствием неблагополучия в процессе его личностного самоопределения. Чтобы этого не случилось, начинать надо не в том возрасте, когда подросший ребенок уже нуждается в признании сверстников, а задолго до этого, в детстве.
Как же это предотвратить? Важно, чтобы девочка умела что-то делать, что ставило бы ее выше других в своей среде: достижения в спорте, художественный вкус, способность зарабатывать на своих способностях деньги и помогать семье – это приносит уважение в компании. Чтобы девочка-подросток не увлеклась курением и алкоголизмом, у нее не должно быть на это времени. Кроме того, важно сформировать в дочери уверенность в себе. И, конечно, родители должны воспитывать собственным примером, ведя здоровый образ жизни. Иначе никакие старания не помогут. Если говорить одно, а делать другое, ожидать положительных результатов крайне сложно. Необходимо разделять интересы подростка и будьте своему ребенку другом.
Если родители заметили, что у дочери-подростка появились какие-либо вредные наклонности, то, вместо того чтобы кричать и оскорблять ее (усугубляя этим негативную ситуацию), лучше попытаться разобраться в проблемах и решить их вместе.
Как правило, это следствие ссор с одноклассниками, трудностей в учебе, неразделенной любви, нехватки родительского внимания. Не всегда надо сразу же обращаться за помощью к психологу – это может только отпугнуть ребенка. Иногда будет достаточным рассказать девочке-подростку об истинном вреде, который оказывают на ее организм курение, алкоголь и наркотики. Кроме того, нужно помочь дочери найти выход из затруднительных ситуаций, возникающих в компании, когда, как ей кажется, «нельзя отказаться». Например, разрешите говорить друзьям, что «родители просто „прибьют“ меня, если узнают…» Без нотаций – только доверительная беседа.
Комплекс физических упражнений для девочек-подростков
С возрастом у девушек значительно увеличивается масса мышц, однако каждая мышца или группа развиваются неравномерно. Так, мышцы ног развиваются быстрее, чем мышцы рук, мышцы-разгибатели опережают в развитии мышцы-сгибатели. У девочек уже с восьмилетнего возраста начинается активное физическое развитие. Происходит равномерный рост максимальной силы, скоростных силовых качеств, быстроты.
В то же время в этот период в связи с учебой в школе, выполнением домашних заданий у подростков резко снижается двигательная активность. Традиционные занятия физкультурой в школе – два раза в неделю с малой интенсивностью – не решают проблемы активности. А именно в этом возрасте потребность в движении возрастает, потому что происходит формирование двигательного анализатора. Вследствие двигательной неактивности и усиленного питания может возникнуть процесс ожирения, а отсюда и возникновение различных заболеваний. Особенности обмена веществ у девочек подросткового возраста заключаются в том, что значительная доля энергии идет на процессы развития организма. По мере роста наблюдается экономизация в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, частота сердечных сокращений в покое понижается с 85–90 уд/мин в 8-летнем возрасте до 70–75 уд/мин в 11–12 лет, частота дыхания также уменьшается соответственно с 21–26 до 18–20 раз в минуту. В период от 7–9 до 10–13 лет высшая нервная деятельность достигает высокого уровня развития. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательного навыка. К 13 годам усиливается концентрация нервных процессов возбуждения и торможения, высшая нервная деятельность достигает определенной зрелости.
Естественные закономерности развития детского организма в подростковом возрасте, социальные условия жизни подрастающего поколения должны приниматься во внимание при подборе физических упражнений. Основные упражнения должны быть достаточно простыми, чтобы подросток мог выполнять их самостоятельно в домашних условиях. Но также обязательно нужно включать в занятия достаточно сложные ритмичные упражнения спортивно-гимнастического стиля и танцевального характера. Важно, чтобы девочки выполняли разнообразные физические упражнения, способствующие разносторонней физической подготовке. При подборе физкультурных упражнений для девочек основной упор нужно делать на развитие таких качеств, как координация, гибкость, сила, ловкость. Чтобы детям не стало скучно, следует исключить из комплексов длительные монотонные нагрузки, чередовать упражнения, разнообразные по характеру и интенсивности. Большинство упражнений должны быть направлены на формирование правильной осанки.
1. Слегка согнуть колени на двух ногах, руки – на пояс. На счет «раз» правая нога выдвигается в сторону на пятку, туловище выпрямляется, руки в стороны вверх, на счет «два» спружинить на левой ноге, затем приставить правую ногу к левой, руки опять на поясе. То же самое выполнить и другой ногой. Повторить 8-10 раз.
2. Поставить ноги вместе, руки – на поясе. На счет «раз» встать на полупальцы, на «два» – вернуться в исходное положение. На счет «три» – встать на пятки, на «четыре» вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
3. Поставить ноги врозь, руки развести в стороны – книзу. Поднимая руки вверх, сжимать пальцы в кулаки и разжимать. Повторить 8-15 раз.
4. Поставить ноги вместе и немного присесть, согнутые руки развести в стороны, предплечья приподнять вверх. При выпрямлении ног предплечья опустить вниз. Повторить 8-16 раз.
1. Поставить ноги врозь, руками коснуться плеч. На счет «раз – четыре» наклониться вперед с поочередным круговым движением плечами вперед, на счет «пять – восемь» выпрямиться, продолжая выполнять круговые движения плечами. Повторить 4–5 раз. То же самое проделать с кругами назад.
2. Наклониться вперед, стараясь руками коснуться пола. На счет «раз» наклонитесь с поворотом туловища направо, рывковым движением согните правую руку назад, на «два» вернитесь в исходное положение. На счет «три – четыре» выполните наклон вправо, рывковым движением выдвиньте прямую руку назад. Те же движения сделайте в другую сторону. Повторить по 8 раз.
3. Глубоко присесть, ноги – врозь, руками коснуться пола. На счет «раз – два», не отрывая рук от пола, встать, выпрямив ноги, на счет «три – четыре» вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
4. Поставить ноги врозь, руки – в стороны. На счет «раз – два» наклониться вправо, правую руку держать на поясе, левую руку поднимать вверх, слегка округлив. На счет «три – четыре», выпрямляясь, вернуться в исходное положение. Точно такой же наклон выполнить в другую сторону. Повторите 10 раз.
5. Поставить ноги на ширину плеч, руки – в стороны. На счет «раз – два» наклониться вправо, правую руку держать на нижней части бедра, левую поднять вверх, слегка округлив. На счет «три – четыре» выпрямиться, вернуться в исходное положение. Точно такой же наклон выполнить в другую сторону. Повторить по 10 раз.
6. Поставить ноги на ширину плеч, сделать полуприседание на двух ногах, согнутые руки развести в стороны. На счет «раз» выполнить мах согнутой правой ногой, немного отклоняясь в сторону. На счет «два» вернуться в исходное положение. Выполнить то же самое в другую сторону. Повторите по 8-16 раз в каждую сторону.
1. Сесть на пол с согнутыми ногами, касаясь носками пола, руки вытянуть вперед. На счет «раз», «два» – два рывковых движения правой согнутой рукой назад, на «три – четыре» – то же самое, только левой рукой. Повторить 10 раз.
2. Сесть на пол с выпрямленными ногами. На счет «раз» – наклон вправо, коснуться предплечьем правой руки пола, левую руку поднять вверх, слегка округлив. На счет «два – три» – два пружинистых наклона вправо. На счет «четыре», выпрямиться, вернуться в исходное положение. Выполнить то же самое, только влево. Повторить по 8-12 раз.
3. Сесть на пол, прямые ноги развести в стороны, руки, согнуть в локтях, развести в стороны и приподнять вверх, предплечья тоже. На «раз – два» согнуть правую ногу, стопу поставить на пол, наклониться к правой ноге, коснуться лбом колена, локти присоединить друг к другу. На «три – четыре» вернуться в исходное положение. Точно такое же движение сделать в другую сторону (с левой ноги). Повторить по 10 раз.
4. Сесть на пол, опереться сзади на предплечья, ноги согнуть в коленях, стопы поставить на пол. На счет «раз» – мах правой ногой вперед, стопу на себя, на «два» вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение левой ногой. Повторить 8-10 раз.
5. Лечь на спину, руки положить за голову, ноги поднять прямо вверх. Поочередно выполнять махи ногами. Повторять до полного утомления.
6. Встать на колени, упереться руками в пол. На счет «раз – два» выгнуть спину, на «три – четыре» прогнуться, правую руку вытянуть вперед, на счет «пять – восемь» – то же самое, только левой рукой вперед. Повторить 8 раз.
7. Сесть на колени, пятки под себя. На счет «раз – два» подняться в стойку на коленях, на «три – четыре» – совершить падение в упор, лечь на бедра, на «пять – шесть» прогнуться и на «семь – восемь» вновь вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.
8. Присесть, согнув ноги под себя, правой рукой опереться об пол, левой обхватить колени. На счет «раз – два», упираясь на правую руку, левую поднять вверх, на «три – четыре» повернуться кругом с поворотом направо. На счет «пять – шесть» присядьте и на «семь – восемь» вновь вернитесь в исходное положение. Повторить 4 раза. То же самое выполнить с опорой на левую руку.
9. Присесть, упираясь в пол руками. На «раз – два» перекатитесь назад, в положение лежа на спине, ноги запрокиньте за голову.
На «три – четыре» удерживать ноги в таком положении и на «пять – восемь» вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.
1. Выполнить бег с продвижением вперед, назад, с поворотами, с изменениями направлений движения.
2. Прыжки через скакалку: по очереди, одновременно по два человека, сгибая ноги, на одной ноге. Перепрыгивать через вращающуюся скакалку и т. п.
3. Встать лицом друг к другу, ноги врозь, сделать наклон навстречу друг другу, прогнувшись и касаясь плеч. Далее – пружинящие наклоны вперед. Повторить 25 раз.
4. Встать лицом к партнеру, сделать наклон, прогнувшись (на расстоянии прямых рук), взяться за руки. На счет «раз» – поворот туловища: один – направо, другой – налево, сохраняя при этом положение наклона. На счет «два – четыре» – пружинистые движения. На счет «пять – восемь» – то же самое, только в другую сторону. Повторить 8-10 раз.
5. Встать спиной друг к другу на расстоянии шага, ноги на ширине плеч, сделать наклон вперед прогнувшись. На «раз» – хлопок в ладоши, на «два» – наклон книзу – и хлопнуть в ладоши друг друга, па «три – восемь» повторить движения. И опять на «раз» возьмитесь за руки в наклоне, на «два – четыре» один выполняет наклон, прогнувшись, другой – согнувшись, на «пять – восемь» – то же самое, только наоборот. Повторить 4 раза.
6. Встать боком друг к другу на расстоянии прямых рук, ноги поставить па ширину плеч, взяться одной рукой за руки, другую поднять вверх. На «раз» – наклон в противоположные стороны, на «два – четыре» – пружинистые движения. На счет «пять – восемь» – то же самое, но в приседе на двух ногах. Повторить 4–8 раз. Выполнить упражнение с поворотом в другую сторону.
7. Встать лицом друг к другу, взяться за руки. Выполнить поворот кругом с наклоном назад. Повторить 10 раз.
8. Встать лицом друг к другу, руки положить на плечи партнера. На счет «раз – два» – глубокое приседание на правой ноге, левую откинуть назад, на «три», «четыре» пружинить, присев на ноги. Затем прыжком сменить положение выпада (левая нога впереди) и выполнить с другой ноги. Повторите 8-10 раз.
9. Встать лицом друг к другу на расстоянии шага. Выполнить поочередные приседания с махом ногой вперед по дуге над головой партнера. Повторить 8-10 раз.
Уход за кожей в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это тот период, когда всем подросткам, а особенно девочкам, нужно начинать косметический уход за кожей лица. Потому что в период полового созревания происходит гормональная перестройка организма, а так как работа сальных желез регулируется преимущественно половыми гормонами, то это, естественно, отражается и на коже лица. Кожа становится более жирной, склонной к закупорке пор, появлению черных точек и прыщей.
На сегодняшний день средства, которое на 100 % предотвратит появление подростковых прыщей, к сожалению, еще не изобрели. Поэтому родителям очень важно объяснить дочерям, а девочкам-подросткам понять, что подобные изменения состояния кожи – это неотъемлемая часть периода взросления, через которую, увы, придется пройти. Но это не значит, что нет никакого смысла ухаживать за кожей лица. Средства ухода пусть и не в силах полностью предотвратить появление комедонов и прыщей, но могут уменьшить риск развития воспалительных процессов, способствовать скорейшему заживлению уже имеющихся высыпаний и улучшить состояние кожи в целом.
Основное средство, которое понадобится в этом возрасте, – это средство для очищения кожи лица. Это может быть пенка для умывания или гель с противовоспалительным эффектом, которые будут тщательно, но бережно очищать молодую кожу подростка. Главное, чтобы она соответствовала вашему типу кожи и ее состоянию на данный момент.
Если кожа сухая или нормальная и после пробуждения нет жирного блеска в Т-зоне, то утром такую кожу достаточно просто умыть водой и промокнуть лицо полотенцем. А вечером необходимо очистить кожу с помощью специальных средств – мягкого геля или пенки для умывания для сухой и нормальной кожи.
У обладателей сухой и нормальной кожи даже в подростковом возрасте высыпания бывают довольно редко, так что никаких дополнительных средств им обычно не требуется. Здоровая подростковая кожа не нуждается в каких-либо аппликациях в виде тоника или крема. Исключение – походы на пляж, поездки на море или в жаркие страны – в таких случаях необходимо использовать солнцезащитные средства.
А если кожа очень чувствительная и после умывания появляется чувство сухости и стянутости, то можно посоветовать умываться не водопроводной, а минеральной или чистой питьевой водой. Или можно после умывания сполоснуть лицо легким настоем противовоспалительных трав, например, ромашки.
У обладателей комбинированной и жирной кожи в подростковом возрасте, как правило, немало проблем – жирность кожи, черные точки и периодические высыпания. В таком случае необходимо использовать очищающий гель для жирной комбинированной и проблемной кожи и утром и вечером. А так же желательно иметь и несколько дополнительных средств. Можно приобрети в аптеке 2 %-ный раствор салициловой кислоты и обрабатывать воспаленные прыщи 2 раза в день. Для этого лучше всего смочить ватную палочку, растворе салицилки, приложить к воспаленному элементу и подержать несколько секунд. Салициловая кислота оказывает на прыщ противовоспалительное действие и уменьшает секрецию сальных желез. Однако не стоит обрабатывать пораженные участки слишком часто или длительное время. Достаточно обрабатывать прыщики 2 раза в день в течение 3–5 дней, иначе можно пересушить кожу в области воспаления.
Можно приобрести специальные средства из лечебной косметики для проблемной кожи, которые обычно содержат не только салициловую кислоту, но и увлажняющие компоненты, и поэтому не так сильно подсушивают кожу. При наличии множественных мелких высыпаний можно использовать тоники и лосьоны для проблемной кожи, которые регулируют избыточную секрецию кожного сала и препятствуют появлению прыщей. Но не стоит использовать такие лосьоны постоянно и на все лицо, особенно спиртосодержащие, чтобы опять-таки не пересушивать кожу лица. Лучше применять такие средства локально на проблемных участках.
Конец ознакомительного фрагмента.